Веротерпимость в России (исторический экскурс). Веротерпимость в России (исторический экскурс) Провозглашение веротерпимости

Ослабление религиозных притеснений.

Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756г. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселение некрещеных татар.

Наиболее существенные перемены произошли во время правления Екатерины II (1762-1796). В 1764 г. последовал указ «О сложении с новокрещен имеющейся на них доимки, о порядке взимания с них впредь податей, о небытии новокрещенской конторы и о препоручении тех новокрещен в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярий». По этому указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога, который они платили за крестившихся (крещеные иноверцы сохраняли прежние льготы по уплате налогов и освобождению от рекрутской повинности на три года). Все новокрещеные были приравнены в правах к государственным крестьянам. Контора новокрещенских дел упразднялась, а миссионерская деятельность среди неправославных народов передавалась местным епархиям.

В 1773 г. Екатериной II был принят указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.

Огромным событием в жизни российских мусульман стало открытие в 1789 г. в Уфе мусульманского Духовного собрания. Указ об учреждении этого собрания «для заведывания всеми духовными чинами магометанского закона» был подписан императрицей 22 сентября 1788 г. Центральная власть таким образом создала орган управления мусульман России во главе с назначаемым муфтием. Первым муфтием был утвержден Мухаммаджан Хусаинов. Правительство выплачивало ему жалование, по тем временам огромное – полторы тысячи рублей в год. Помощникам муфтия, муллам из казанских татар также было определено государственное жалование.

Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение.

Таким образом, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. Однако ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское население края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу.

Социально-экономическое развитие края в XVIII в.

XVIII век был ознаменован значительными изменениями в социально-экономическом развитии страны. Ускоренно растет промышленность, во второй половине столетия в ней начинается формирование капиталистического уклада. В деревне развиваются товарно-денежные отношения, увеличивается производство сельскохозяйственной промышленности. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. В целом началось разложение фео-дально-крепостнических порядков.

Среднее Поволжье не оставалось в стороне от общероссийских социально-экономических процессов. Если в сельском хозяйстве изменения оказались не столь яркими и крупными, то в сфере промышленности и торговли, как и в целом в стране, произошли большие, даже поворотные сдвиги.

В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридиче­ское закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры. Но самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения.

Уложенная комиссия. Преследуя цель установить «тишину и спо­койствие» в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Собор­ного уложения 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали. Веду­щую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%).

Депутаты по предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, «дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа». В качестве руководящего до­кумента Комиссии 1767 г. императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. «На­каз» Екатерины II состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти 3 / 4 текста «Наказа» состав­ляли цитаты из сочинений просве­тителей. Эти цитаты были тща­тельно подобраны, и «Наказ», таким образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость силь­ной самодержавной власти в Рос­сии и сословного устройства рус­ского общества.

«Наказ» исходил из положения о том, что верховная власть «сотворена для народа» и действует «к получению самого большего от всех добра». Верховная власть, по мнению Екатерины II, может быть только самодер­жавной. Она объясняла это принадлежнос­тью русского народа к числу европейских, обширностью территории и рассуждением, что «лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим».

Целью самодержавия Екатерина II объя­вила благо всех подданных. Девизом Уло­женной комиссии были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла Екатерина II, вольность, «есть право делать то, что за­коны дозволяют». Та­ким образом, равенст­во людей понималось как право каждого со­словия обладать даро­ванными ему правами: для дворян свои установ­ления, для крепостных - свои. Нужно было издать такие законы, чтобы они, «с одной сторо­ны, злоупотребления рабства отвращали, с дру­гой стороны, предостерегали бы опасности, мо­гущие оттуда произойти». Екатерина II считала, что законы, как уже говорилось выше, создают­ся для воспитания граждан. Только суд может признать человека виновным, утверждалось в «Наказе». Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.

Уложенная комиссия начала заседание в Гра­новитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был при­своен титул «Великой, премудрой матери Отечест­ва», что означало окончательное признание Ека­терины II русским дворянством.

Неожиданно для Екатерины и ее приближен­ных в центре обсуждения оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты - дворяне Г. Коро- бьин и Я. Козельский, крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников, однодворец А Маслов - выступали с критикой отдельных сторон крепостничества. Например, А. Маслов предлагал передать крепостных крестьян в осо­бую коллегию, которая выплачивала бы из кресть­янских податей жалованье помещику. Это факти­чески означало бы освобождение крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов высказался за четкую регламентацию крестьянских повин­ностей. Большинство же депутатов, напротив, выступало с защитой крепостничества и требованием расширения их сословных прав, привилегий, групповых интересов.

Работа Комиссии продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, «нарушения мира и тишины» она была распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового уложе­ния. Созданные наряду с Большим общим собранием частные ко­миссии, занимавшиеся конкретными законами, просуществовали до смерти Екатерины II.

Из выступлений и наказов депутатов Екатерина II смогла соста­вить довольно ясное представление о позициях различных групп населения страны. «Наказ» Ека­терины II и материалы Уложен­ной комиссии во многом предо­пределили законодательную практику императрицы. Идеи «Наказа» можно проследить и в «Учреждении о губерни­ях», и в «Жалованных грамо­тах» дворянству и городам, принятых после подавления Крестьянской войны под руко­водством Е. И. Пугачева.

Вряд ли правы те историки, которые видят в созыве Уло­женной комиссии демагогиче­ский фарс, разыгранный Ека­териной II. Нельзя назвать Уложенную комиссию и нача­лом русского парламентариз­ма. В конкретных условиях России второй половины XVIII в. Екатерина II сделала попытку модернизации стра­ны, создания законной само­державной монархии, опира­ясь на тогдашний уровень знаний о природе и обществе.

Н. И. Новиков против «Всякой всячины». Желая и далее формиро­вать общественное мнение, императрица обратилась к журналисти­ке. В 1769 г. она стала издавать сатирический журнал «Всякая всячи­на». Главной идеей журнала была критика человеческих слабостей, пороков и суеверий («сатира в улыбательном духе»). Екатерина II пыталась свести дело к ироническому подсмеиванию над модницами и щеголями, скрягами и хапугами, суеверием и прожектерством.

Против такого подхода к задачам журналис­тики выступил выдающийся русский просвети­тель, писатель и публицист Николай Иванович Новиков. А. С. Пушкин справедливо писал о том, что Н. И. Новиков был одним из тех, «кто распространял первые лучи просвещения в своем Отечестве». Только за десятилетие, когда Н. И. Новиков стоял во главе типографии Московского университета, им было издано около 800 книг. На русском язы­ке вышли сочинения В. Шекспира и М. Серван­теса, Ж. Б. Мольера и П. О. Бомарше, Д. Дефо и К. Гольдони. Он сделал доступными широкому кругу читателей произведения французских философов-просветителей - М. Ф. Вольтера, Д. Дидро. По его инициативе были опубликова­ны сочинения Д. И. Фонвизина, А. П. Сумаро­кова, Н. М. Карамзина. Н. И. Новиков первым в России начал издавать детский, женский, сельскохозяйственный, экономический журналы. Кроме двух книжных лавок при его дея­тельном участии в Москве открылись еще двадцать.

В 60-70-е годы XVIII в. Н. И. Новиков про­возгласил в качестве основного направления своей деятельности критику определенных яв­лений и лиц. В новиковских журналах «Трутень» и «Живописец» читатель находил картину неограниченного произвола помещиков-крепостников, бесправия и тяжелого по­ложения крестьян. Знаменитый эпиграф «Трут­ня»: «Они работают, а вы их труд ядите» - очень ярко отразил взгляды просветителя.

В развернувшейся полемике между журна­лами Н. И. Новикова и «Всякой всячины» моральная победа осталась на стороне просветителя. Это предопределило отказ Екатерины II от журнальной деятельности. Однако эта победа, а также связи Н. И. Новикова с масонами и Павлом стали причинами заключения Н. И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где он как неизвест­ный арестант находился более четырех лет в 1792-1796 гг.

Деятельность выдающегося русского просветителя Н. И. Новико­ва была показателем того, что в России второй половины XVIII в. су­ществовало общественное мнение, формировалась русская интелли­генция, формировалась антикрепостническая идеология, что подготовило появление первого русского революционера А. Н. Ради­щева и выступление декабристов.


Похожая информация.


признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию. В. отличается от религ. или мировоззренческого релятивизма, она не тождественна признанию относительного значения, маловажности расхождений между религиями. В. вполне совместима с исповеданием абсолютной истины своей религии и квалификацией иных религ. систем и взглядов как частично или совершенно ошибочных.

Понятие В. исторически относится к правовой сфере и характеризует правовой статус религ. общин в конфессиональном гос-ве, т. е. поддерживающем определенную религию, а также религ. политику гос. власти. В связи с тем, что в совр. правовых гос-вах, в т. ч. в Российской Федерации, законодательством гарантирована полная религ. свобода, свобода совести понятие В. эволюционирует: в обыденном словоупотреблении юридический аспект вытесняется социально-психологическим; в наст. время чаще говорят о В. той или иной религ. общины или отдельной личности по отношению к лицам иных вероисповеданий и к самим этим вероисповеданиям. В этом значении понятие В. все более вытесняется понятием «религиозная терпимость» (в наст. время употребляется и понятие-калька «религиозная толерантность»).

Конституционально декларируемая свобода вероисповедания в отдельных гос-вах не всегда соответствует действительному положению дел, реальной религ. политике. Это относится, в частности, к тоталитарным режимам, где могут провозглашаться религ. свобода и равноправие граждан независимо от их отношения к религии, но в действительности все религ. общины страдают от дискриминации, система законодательства в ее совокупности ставит верующих в неравноправное положение с неверующими. Напр., в СССР только принадлежность к коммунистической партии с ее офиц. атеистической идеологией открывала возможность для полноценного участия в политической жизни страны и давала доступ к занятию ключевых гос. должностей.

Традиц., юридическое, значение термина В. сохраняется в тех гос-вах, где наряду с гос. религией легально существуют иные вероисповедания, правовой статус религ. общин неодинаков и нет полной религ. свободы. Меру В. такого гос-ва характеризует правовой статус негос., или менее привилегированных, религий и исповеданий. Совершенное отсутствие В. по отношению к к.-л. религии в стране означает нелегальный статус этой религии (примером гос-ва, где отсутствовала В. по отношению к любой религии, являлась Албания времен коммунистической диктатуры).

Во мн. гос-вах В. по отношению к легально существующим общинам религ. меньшинств не исключает юридического запрета на переход из одного вероисповедания в др., особенно это касается отпадения от гос. религии. Напр., в Греции отпадение от гос. правосл. религии ограждено 13-й ст. Конституции, запрещающей прозелитизм . В исламских гос-вах, где правовая система основана на шариате , легально существуют христ. и евр. общины, но переход мусульманина в др. исповедание не может быть легальным и преследуется самым суровым образом, вплоть до смертной казни.

В. в Римской империи

В. в католических и протестантских странах

В средневековье при наивысшем могуществе власти Римских епископов католич. Церковь этатизировалась. Cтатус некатоликов в Зап. Европе зависел гл. обр. от Римских пап и в меньшей мере от религ. политики светских государей.

Католич. церковной и светской властями относительная В. проявлялась по отношению к православным, вост. христианам-нехалкидонитам, а также иноверцам - евреям и мусульманам, но только к тем из них, кто не были ранее католиками. Отпадение от католич. Церкви в инославие или иноверие, как правило, каралось смертной казнью. Некатолич. христиане, евреи и мусульмане имели всевозможные ограничения в религ. жизни, политических и гражданских правах. Евреи, нередко пользовавшиеся покровительством и защитой со стороны католич. государей, в др. время преследовались и изгонялись (напр., из Англии в 1290, из Испании в 1492). Мусульмане, пользовавшиеся относительной свободой вероисповедания в Кастилии и Арагоне во время реконкисты , были изгнаны из объединенной Испании в XV в. В эпоху крестовых походов в гос-вах крестоносцев мусульмане, а также православные и христиане-нехалкидониты могли легально исповедовать свои религии, но подвергались в разное время дискриминации.

В Сицилии и на юге Италии, особенно в Калабрии, где в XI-XII вв. еще было многочисленное правосл. грекоязычное население, оно подверглось преследованиям и по существу насильственному обращению в католицизм. В Великом княжестве Литовском (позже - в Речи Посполитой), в к-ром политически доминировали католики, православные до Люблинской унии (1569) имели полную свободу вероисповедания и лишь в малой степени были ограничены в политических правах, после Брестской унии (1596) они подвергались жесткой дискриминации, и само их легальное существование оказалось под угрозой.

Правовой статус правосл. Церкви и др. исповеданий в совр. России устанавливается в первую очередь рядом положений Основного закона - Конституции Российской Федерации, принятой 12 дек. 1993 г. Косвенным образом роль правосл. Церкви, без прямого упоминания о ней, затронута в преамбуле, в к-рой говорится, что «многонациональный народ Российской Федерации» принимает Конституцию, «чтя память предков» и «возрождая суверенную государственность России». Тем самым декларируется преемственность новой России по отношению к той России, в к-рой правосл. Церковь пользовалась исключительно высоким статусом.

13-я ст. Конституции, согласно к-рой «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие», так что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», предполагает устранение правовых последствий монополии офиц. атеизма. Прямое отношение к статусу как РПЦ, так и др. Церквей и религ. общин имеет положение, содержащееся в 14-й ст.: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отсутствие гос. религии не составляет препятствия для того, чтобы в своей политике органы гос. власти учитывали реальный общественный вес разных религ. объединений в России, их неодинаковый вклад в духовное наследие российского народа. Принципу светскости гос-ва противоречит не только установление гос. религии, но и какая бы то ни было правовая поддержка гос-вом атеизма.

19-я ст. провозглашает равенство прав «человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка» и в т. ч. от «отношения к религии». Этой же статьей «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

28-я ст. Конституции гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Право не исповедовать религии и свободно распространять соответствующие взгляды не может считаться тождественным праву вести пропаганду воинствующего атеизма в стиле советской эпохи, ибо такая пропаганда запрещена 2-й частью 29-й ст.: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Под запретом, о к-ром говорится в данной статье, может подразумеваться лишь запрет на пропаганду личного превосходства носителей одного вероисповедания в сравнении с носителями др. исповедания, а также настаивание на правовых привилегиях граждан в зависимости от вероисповедания.

26 сент. 1997 г. после длительной и острой дискуссии как в парламенте, так и в обществе был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» , заменивший Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г. В законе 1997 г. в основном повторяются нормы предыдущего закона, но в его преамбуле содержится отсутствовавшее в законе 1990 г. положение, к-рым признается особая роль правосл. Церкви, а также нек-рых др. вероисповеданий в истории России: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» (Русская Православная Церковь и право. М., 1999. С. 110-111).

В целом правовой режим как для правосл. Церкви, так и для др. Церквей и религ. общин в совр. России, вытекающий из действующих законодательных актов гос-ва, характеризуется как режим полной религ. свободы, выходящей за рамки В., существовавшей в Российской империи.

Лит.: Laurent F . La Papauté et l"Empire. P., 1860; Никодим [Милаш], еп . Далматинский . Православное церковное право. СПб., 1897. С. 699-705; Рейснер М . А . Государство и верующая личность: Сб. ст. СПб., 1905; Гидулянов П . В . Отделение Церкви от государства: Сб. декретов. М., 19242; Русская православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Русская Православная Церковь и право. М., 1999; Цыпин Вл ., прот . Церковное право. М., 1996. С. 422-425.

Прот. Владислав Цыпин

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Указ 1773 г. о веротерпимости
Рубрика (тематическая категория) История

Ослабление религиозных притеснений.

Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756ᴦ. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселœение некрещеных татар.

Наиболее существенные перемены произошли во время правления Екатерины II (1762-1796). В 1764 ᴦ. последовал указ ʼʼО сложении с новокрещен имеющейся на них доимки, о порядке взимания с них впредь податей, о небытии новокрещенской конторы и о препоручении тех новокрещен в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярийʼʼ. По этому указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога, который они платили за крестившихся (крещеные иноверцы сохраняли прежние льготы по уплате налогов и освобождению от рекрутской повинности на три года). Все новокрещеные были приравнены в правах к государственным крестьянам. Контора новокрещенских дел упразднялась, а миссионерская деятельность среди неправославных народов передавалась местным епархиям.

В 1773 ᴦ. Екатериной II был принят указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.

Огромным событием в жизни российских мусульман стало открытие в 1789 ᴦ. в Уфе мусульманского Духовного собрания. Указ об учреждении этого собрания ʼʼдля заведывания всœеми духовными чинами магометанского законаʼʼ был подписан императрицей 22 сентября 1788 ᴦ. Центральная власть таким образом создала орган управления мусульман России во главе с назначаемым муфтием. Первым муфтием был утвержден Мухаммаджан Хусаинов. Правительство выплачивало ему жалование, по тем временам огромное – полторы тысячи рублей в год. Помощникам муфтия, муллам из казанских татар также было определœено государственное жалование.

Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населœения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. При этом ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское населœение края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу.

Социально-экономическое развитие края в XVIII в.

XVIII век был ознаменован значительными изменениями в социально-экономическом развитии страны. Ускоренно растет промышленность, во второй половинœе столетия в ней начинается формирование капиталистического уклада. В деревне развиваются товарно-денежные отношения, увеличивается производство сельскохозяйственной промышленности. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. В целом началось разложение фео-дально-крепостнических порядков.

Среднее Поволжье не оставалось в стороне от общероссийских социально-экономических процессов. В случае если в сельском хозяйстве изменения оказались не столь яркими и крупными, то в сфере промышленности и торговли, как и в целом в стране, произошли большие, даже поворотные сдвиги.

Указ 1773 г. о веротерпимости - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Указ 1773 г. о веротерпимости" 2017, 2018.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.