Учим звук с ц подготовительной группе. Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с зпр на тему "звук и буква ц"

Чтобы познакомить детей со звуком [ц], воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя начальных классов школы № 23 ст. Ханской г. Майкопа: сделайте модель цветика-семицветика и расположите на его лепестках все задания для урока.

Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц, ц ".

Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц ; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование. Учебник "Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998. 208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон и записи: "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка "Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям); книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с буквой ц .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит "Вальс цветов" Чайковского. В это время один из учеников по выбору учителя делает за занавеской звуковой разбор слова "цветок".

Учитель. Вы прослушали сейчас "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

На доске открывается портрет П.И. Чайковского.

II. Сообщение темы урока

У. Рассмотрите звуковой разбор слова "цветок". Согласны ли вы с ним?

На доске:

– На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

На доске появляется карточка :

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.

У. Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц ?

Д. Между буквами х и ч .

У. Прочитайте слоги с буквой ц , записанные в таблице.

Сначала читает один ученик, а потом все дети хором.

– Закончите чистоговорку.

На доске:

– Сравните звук [ц] в двух последних словах. Что вы заметили?

Д. В слове ножницы после ц стоит буква ы , в слове цифры после ц – буква и , но звук [ц] звучит твердо.

У. Звук [ц] – всегда твердый. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Ветик-семи...ветик

– Какая буква потерялась?

Д. Буква ц .

У. Что получится, прочитайте.

Д. Цветик-семицветик.

Книга была прочитана ученикам на внеклассном чтении; она появляется на доске.

Д. Валентин Катаев.

У. Что поучительного в этой сказке?

Выслушиваются ответы детей.

– Посмотрите, кто к нам пришел из этой сказки?

На доске рисунок волшебницы :

Д. Волшебница.

У. Что принесла с собой волшебница?

Д. Цветик-семицветик.

У. На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?

Д. Справимся!

У. Но сначала немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются". )
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх. )

V. Чтение слов с новой буквой

Учитель срывает лепестки и читает задание.

У. Первое задание волшебницы: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли :

Учитель поясняет лексическое значение слов ситец , портниха .

– Третье задание. Прочитайте слова. Выделите общую часть. Как она называется? Какие это слова?

На доске:

цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница

Дети выполняют задание.

– Кто такой цветовод?

Выслушиваются ответы детей. В случае затруднения помогает учитель.

– Цветовод – специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод – это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

Четвертое задание: отгадайте загадку.

Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.

Д. Это роза.

У. Какие цветы вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Чтение предложений с новой буквой

Быстрочитающим ученикам раздаются вопросы по тексту.

Дети читают вслух по смысловым частям.

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

(К.Ушинский )

– Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

– Шестое задание – "Доскажите словечко".

Все мои подружки –
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте...

Д. Цаплей.

У. На седьмом лепестке – сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

Учитель включает магнитофонную запись.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин )

VIII. Итог урока

У. Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Дети перечисляют слова со звуком [ц], которые запомнили.

– С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»

подготовила учитель-логопед

Кудрина Наталья Владимировна

Таежный, 2014

Звук и буква Ц.

Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.

Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.

Ход занятия

Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(цыпленок)

А кто мама цыплят?

Дети: курица.

А хотите я расскажу вам сказку?

1. Логопед рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».

Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .

Повторяйте за мной:

ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ

АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ

3. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.

Не устали вы в пути?

Хотите водицы испить из колодца?

Дети: Да.

Ой, а водицы-то нет. Что это?

Логопед достает из колодца картинку.

Дети: Кольцо.

А где в этом слове находится звук Ц?

Дети: в середине слова.

Правильно.

Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.

5. Отгадывание загадок.

Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.

Логопед загадывает детям загадки.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

На гору бегом,

С горы кувырком.

6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.

Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.

Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.

7. Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко-слоговой анализ слова.

Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.

8. Знакомство с буквой Ц.

Ой, что это, ребята?

Дети: Буквы.

А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?

Дети: Это буква Ц.

Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.

Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!

Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.

Использованная литература:

    Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.

    Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Тема : Звук и буква «Ц».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым звуком и буквой «Ц». Формировать навык чтения прямых и обратных слогов, слов с буквой «Ц».

Задачи:

Образовательные:

уточнить знания детей о гласных и согласных звуках;

учить правильно произносить звук «Ц», соотносить с буквой «Ц», распознавать в словах;

формировать навык слияния слогов.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционный аппарат обучающихся;

развивать фонематический слух на основе звукобуквенного анализа;

коррегировать зрительное, слуховое восприятие через использование коррекционных упражнений на запоминание и узнавание звука и буквы.

Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к чтению как виду речевой деятельности;

учить слушать одноклассников и учителя, задавать вопросы;

Методы и приемы:

Словесные: фонетическая зарядка, беседа, рассказ, игра, чтение слогов и предложений.

Наглядные: иллюстрации, наборное полотно.

Практические: моделирование букв.

Оборудование: картинка Пети, презентация, разрезная азбука, наборное полотно, карточки для индивидуальной работы, пластилин, человечки для рефлексии.

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, встаньте красиво, подравняйтесь. Проверьте, у вас на парте должен быть букварь, пластилин, пр.карандаш, касса букв и конверт.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно, работаем старательно.

Садитесь.

Подготовка к восприятию нового материала.

Слоги заблудились.

К нам на урок пришел Петя. Посмотрите, что он принес? (Слоги).

Прочитайте их. (рок, У).

Помогите их расставить так, чтобы получилось слово. (Ученик выполняет задание около доски).

Причитайте слово хором.

Как называется наш урок? (Обучение грамоте).

Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? (Учимся читать).

Упражнение «Угадай букву».

Цель: Сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете буквы.

Ребята, достаньте из конвертика карточку. Положите ее перед собой. Возьмите простой карандаш. Допишите буквы.

1,2-я группа: дописывают буквы д,е,и,н,п,ш,.

3-я группа: д,е,и,н,п.

4-я группа: д,е,и,н,п с опорой на образец.

Сравните работу с образцом. (Дети смотрят на экран).

Назовите буквы. (Каждая группа дополняет буквы).

На какие 2 группы мы их можем разделить? (гласные и согласные).

Назовите гласные (е,и), согласные (д,н,п,ш)

Что вы знаете о гласных? (мы их поем)

Что вы знаете о согласных? (звонкие, глухие, твердые, мягкие).

Молодцы, хорошо знаете буквы и звуки.

Целевая установка.

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем как он обозначается, будим читать слоги, слова и составлять предложения с новой буквой.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, а чтобы правильно произносить все звуки подготовим наш язык к работе.

«Горка» (улыбнулись, рот приоткрыт, выгнули язычок, уперлись кончиком язычка в нижние зубы). Повторить 3 раза.

«Часики» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка переводим из одного уголка рта в другой). Повторить 3 раза.

«Качели» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы). Повторить 3 раза.

Улыбнулись, «произнесите звуки т-с…».

Итак, зачем мы делали эти упражнения? (Чтобы правильно произносить звуки).

Изучение нового материала.

- Для нас Петя приготовил загадку. Отгадайте, о ком идет речь.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

(Показ картинки цапли).

Что вы знаете о цапле? (Перелетная птица).

Почему она прилетела к болоту? (Цапли живут на болотах).

Чем она питается? (питается лягушками и рыбой).

Выделение нового звука.

Цель: Сейчас мы будем учиться выделять новый звук.

Учитель произносит слово «цапля».

Произнесите его хором. (Цапля).

Разделите слово на слоги (цап-ля).

Сколько слогов в слове? (2).

Назовите первый слог (цап), второй слог (ля).

Произнесите только первый слог и послушайте какой первый звук мы слышим. (цап).

Какой первый звук вы услышали? (Ц).

Посмотрите, как я произношу звук «Ц». Губки улыбаются, зубки сближены, но не закрыты. Язычок внизу.

Произнесите звук «ц» хором, по одному.

Произнесем еще раз звук «Ц» и понаблюдаем, свободно выходит воздух или нет.

Какой звук «Ц»? (согласный).

Каким цветом его обозначим? (синим).

Давайте определим звонкий или глухой? (Дети прикладывают ладошку к горлу).

Ребята, еще звук «Ц» всегда твердый.

Охарактеризуйте звук «Ц». (согласный, глухой, твердый).

Какой новый звук мы учились слышать и произносить? (Звук «Ц»).

Вывод: Звук «Ц» согласный, глухой, всегда твердый.

Игра «Хлопочки». (стоя)

Цель: А сейчас мы будем учиться слышать звук «Ц» в словах. Для этого Петя предлагает поиграть в игру «Хлопочки».

Я вам буду называть слова. Если вы услышите звук «Ц», нужно хлопнуть в ладоши над головой.

(ЗАЯЦ , ВРАЧ, Ц ЫПЛЕНОК, УДОЧКА, ПАЛЕЦ , ЧАЙ, Ц ВЕТОК).

Какой звук мы учились слышать? («Ц»).

Определение места звука в слове. Игра «Лото».

Цель: Сейчас мы определим, где может стоять звук «Ц» в слове.

Достаньте из конверта игровое поле и картинки.

Возьмите карточку №1. Кто на ней изображен? (Заяц).

Произнесем слово хором и послушаем, где стоит звук «Ц». (в конце). Сверьте с образцом. И т.д.

Сверьте с образцом.

Вывод: Звук «Ц» может находиться в начале, конце и середине слова.

Знакомство с буквой «Ц».

Цель: А теперь мы узнаем как выглядит буква «Ц» и будем учиться находить ее среди других букв.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок - царапка -

Как кошачья лапка.

С чем сравнивают букву? (С кошачьей лапкой).

Это большая буква «Ц». Она пишится в начале предложения и именах людей. Это маленькая буква «Ц».

Из каких элементов состоит буква «Ц»? Какой элемент необычен? (хвостик на конце).

Найдите эту букву в «кассе букв». Покажите. (Один ученик выполняет у доски).

Конструирование буквы «Ц».

Дети лепят ее из пластилина.

4-я группа - выкладывание буквы по трафарету.

Цель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка

Очень трудно нам стоять

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседей не держаться.

(Повторить упражнение два раза, сначала на одной ноге, потом на другой).

Чтение слогов с изученным звуком.

АЦ ЕЦ ЯЦ ЦА ЦЫ ЦО ИЦ ОЦ

Хоровое чтение слогов;

Индивидуальное чтение (сильный ученик, слабый ученик).

Чтение слогов цепочкой.

Первичное закрепление материала.

Цель: Мы прочитали слоги, а теперь будем читать слова.

Работа с учебником (стр. 118)

Откройте букварь по закладке. Перелистните, найдите нашу новую букву.

Чтение столбиков слов (сильные ученики, затем слабые).

Что заметили? (Все слова оканчиваются на букву «Ц»).

Чтение по эстафете.

Какое слово вам не понятно? (Кузнец).

Словарная работа.

Кузнец - это человек, который кует из железа различные предметы. Это профессия очень тяжелая, но очень уважаемая и почетная. Она существует и в наше время.

Составьте предложения со словами: заяц, отец, огурец, палец, молодец, кузнец.

Итог урока.

С каким новым звуком и буквой мы познакомились?

Дайте характеристику звуку «Ц».

Образовательная область: коммуникация

Раздел: обучение грамоте

Тема: звук и буква «Ц»

Цель:

Билингвальный компонент: сөз

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Слушают, представляют.

Организационно- поисковый

Слайд Цапля

Предлагает выделить звук Ц

ц-ц-ц.

Физминутка, релаксация.

(Звучит мелодия леса).

курица

. Слайд сундук).

(Слайд -предложение)

Иван-Царевич.

цапля ?

Дети произносят вук Ц.

.

Дети: Спасибо вам, ребята.

Рефлексивно- корригирующий

Высказывают мнение.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят:

Понимают:

Просмотр содержимого документа
«Грамота.Тема: звук и буква «Ц»»

«Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».

Технологическая карта старшей группы

Образовательная область: коммуникация

Раздел: обучение грамоте

Тема: звук и буква «Ц»

Цель: познакомить детей с буквой и звуком[ц ], дать понятие, что он всегда твердый. Учить читать слоги, слова, предложения; упражнять в звукобуквенном анализе, делении слов на слоги, выделении ударного звука; развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.

Билингвальный компонент: сөз

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Путешествие в лес. Звучит музыка.

Слушают, представляют.

Организационно- поисковый

Предлагает рассмотреть слай, определить как называется сказка.

Слайд Цапля

Предлагает выделить звук Ц

Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц. Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается.

Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка.

Физминутка, релаксация .

(Звучит мелодия леса).

Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки и отдохнул.

Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это?

Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим?

Давайте мы с вами выложим из букв слово курица и выполним звуковой анализ цветными карандашами.

ЛПродолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка. Слайд сундук).

Предлагает открыть сундук. Слайд

Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и тогда мы спасём с вами Василису-Прекрасную).

Вы очень хорошо справились с заданием. Вот и замок. (Слайд -замок)

Осталось только встретить Василису-Прекрасную. Слайд

Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано.

(Слайд -предложение)

Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.

Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать. Слайд

Определяют сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке

отправился искать Василису-Прекрасную

Иван-Царевич.

Идёт Иван-царевич мимо речки и увидел птицу, цаплю

кой звук слышится в начале слова цапля ?

Дети произносят вук Ц.

Определяют,звук Ц согласный, глухой, твёрдый, Ц всегда твердый.

Услышав слова со звуком Ц, дети хлопают в ладоши.

Находят редметы, говорят сөз цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица, оапределяют где стоит звук Ц

Считают, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне

Производят действия в соответствии со слайдом

Дети определяют и называют, что это буква Ц.

Рассматривают буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на песке, выкладывание буквы из камушков.

Дети рассматривают и сообщают, урица.

Дети делают звуковой анализ слова

Прыгая по кочкам нужно читают слоги на кочках. ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец.

Рассматривают, определяют, что это сундук. Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь.

Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея.

Подходит один ребёнок и ломает иголку.

Рассматривают слайд с изображением Василисы.

Дети: Спасибо вам, ребята.

Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо.

Рефлексивно- корригирующий

Подведение итога. Читает стих про букву «Ц». Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии?

Высказывают мнение.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: слова произносятся с ударением, ударение падает на гласный звук.

Понимают: представление о составе слова - звуки. Слоги, что звук всегда твердый.

Ход занятия:

1)Организационный момент.

Звучит мелодия леса.

Логопед: -Как вы думаете, куда мы с вами пришли.

Дети: -В лес.

(Слайд №1-Лес)

Логопед: -А вы знаете сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке?

(Слайд №2 Кощей с Василисой)

Логопед: -А кто отправился искать Василису-Прекрасную?

Дети: -Иван-Царевич.

(Слайд №3 Иван-Царевич)

Логопед: Иван-царевич шёл по лесу, шёл и заблудился. Ребята, поможем Ивану-царевичу найти Василису-Прекрасную?

Дети: - Поможем.

Логопед: - Отправляемся в путь.

2) Выделение звука Ц из слова.

Логопед: - Идёт Иван-царевич мимо речки и увидел кого? Ребята, что за эта птица?

(Слайд №4-Цапли)

Дети: -Цапля.

Логопед: -Ребята, какой звук слышится в начале слова цапля ?

Дети:- Звук Ц.

3) Уточнение артикуляции и произношения звука Ц. Характеристика звука Ц.

Дети берут зеркала и произносят звук Ц.

Логопед: -Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц. Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается.

Логопед: - Ребята, как вы думаете, звук Ц гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий?

Дети: - Звук Ц согласный, глухой, твёрдый.

Логопед: - Ребята, запомните, звук Ц всегда твёрдый.

Логопед: - Ребята, звук Ц будет сопровождать нас в пути и помогать преодолевать препятствия.

4)Развитие фонематического восприятия.

Ребята, если вы хотите помочь Ивану-царевичу вы должны выполнить задание. Я буду называть слова, а вы услышав слова со звуком Ц вы должны будите хлопнуть в ладоши.

Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка.

Молодцы ребята, вы справились с заданием.

5) Определение позиции звука Ц в словах.

Предметы: Цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица.

6) Согласование числительных с существительными.

(Слайд №5- Поляна).

Дети: (Зайцев, цветов, гусениц).

Логопед: -Давайте посчитаем, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне?

Дети: -Один заяц,два зайца,три зайца,четыре зайца,пять зайцев и т.д.

Физминутка, релаксация .

(Звучит мелодия леса).

Логопед: - Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки и отдохнул.

7) Знакомство с буквой Ц.

Логопед: - Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это?

Дети: - Это буква Ц.

(Слайд №6-буква Ц)

Рассматривание буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на песке, выкладывание буквы из камушков.

8) Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

Логопед:- Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим?

Дети: - Курица.

Логопед: - Давайте мы с вами выложим из букв слово курица и выполним звуковой анализ цветными камушками.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова курица.

9) Чтение слогов.

Логопед: - Иван-царевич наелся и отправился дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.

Чтение слогов ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец.

Логопед: - Молодцы дети! Выбрались мы из этого болотистого места.

Логопед: - Продолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка.

(Слайд №7 - сундук).

Логопед: - Ребята, что это?

Дети: - Сундук.

Логопед: - Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь.

Давайте, откроем сундук.

Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея.

(Слайд №8-схема)

Логопед: - Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и тогда мы спасём с вами Василису-Прекрасную).

Подходит один ребёнок и ломает иголку.

Логопед:-Вы очень хорошо справились с заданием. Вот и замок. (Слайд №9-замок)

10)Анализ словесного состава предложения.

Логопед: -Осталось только встретить Василису-Прекрасную.

(Слайд №10-Василиса Прекрасная)

Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано.

Дети: Спасибо вам, ребята.

(Слайд №11-предложение)

Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.

Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо.

Логопед: -Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать.

(Слайд №12-Иван-Царевич и Василиса Прекрасная)

11)Итог занятия. Оценка работы детей, поощрение.

Логопед:-Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии?

Ответы детей.

Логопед: -Василиса-Прекрасная хочет вас отблагодарить и дарит вам блестящие звёздочки.

1.Коррекционно-образовательные:

Уточнить и закрепить чёткое произношение звука Ц в слогах, в словах.

Продолжать учить определять позицию звука в словах.

Упражнять в согласовании числительных с существительными.

Закреплять умения выполнять звуковой анализ слова.

Отработать умение анализировать словесный состав предложения.

2.Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику.

Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

3.Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитывать желание говорить правильно.

Предварительная работа: Чтение сказки, беседа о сказке.

Оборудование : ИКТ, куклы (Иван-Царевич, Василиса Премудрая), зеркала, предметы на звук Ц, камушки, ракушки, песок (песокотерапия) кочки, сундук.

Конспект занятия по обучению грамоте

Хамзаева Д.К. учитель подготовительного класса сш.Шыганак

Тема: Звук (ц). Буквы Цц. В цирке.

Цель: Уточнить произношение звука (ц) определить его наличие в слове;

Познакомить с буквами Ц, ц. Совершенствовать звуковой анализ, умение подбирать картинки к схемам слов. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Закрепить умение составлять предложения из слов. Совершенствовать навык чтения. Воспитывать эмоциональный отклик на предлагаемый сюжет занятия.

Ход занятия

Ребята сегодня мы с вами отправимся в цирк и познакомимся с новым звуком. Но на представление мы с собой возьмем нашего маленького друга, а как его зовут вы узнаете если отгадаете загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

Давайте назовем нашего цыпленка «Цып». Отправимся мв с вами в цирк пешком. Чтобы не было скучно нам в дороге давайте проведем умственную разминку:

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Как вы понимаете выражение «слова звучат»?

На какие две группы делятся звуки?

Как произносятся гласные звуки и каким цветом их обозначают?

А как произносятся согласные звуки?

Каким цветом они обозначаются?

Вот мы и подошли к зданию цирка (выставляю картинку цирка)

Посмотрите какой он красивый и большой.

Ребята «цирк» это место где выступают артисты: клоуны,жонглеры, дрессировщики.

Цирк,цыпленок,Цып

Какой первый звук вы слышите в этих словах?

Вы наверное догадались с каким интересным звуком мы с вами познакомимся?

Артикуляция звука.

Давайте произнесем звук «Ц»: когда мы произносим звук (ц), губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прижимается к «бугоркам за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук(ц).

Гласный или согласный этот звук?

Приложите руки тыльной стороной ладони к подбородку и произнесите.

Звонкий или глухой? (Глухой)

А еще ребята он всегда твердый.

Итак представление начинается. А представление там ведут:

Две длинноногих тети

Гуляют на болоте,

У них под носом капли

Они зовутся…..(цапли)

Кто такие цапли? Где живут? Чем питаются?

Сколько слогов в слове «цапли»?

Назовите первый слог, второй?

Звуковой анализ слова «цапли»

Цапли пригласили на арену скворца-жонглера. Он будет бросать вам слова,

А вы ловите только те, в которых есть звук (ц)

Игра «Поймай звук» (лист,огурец,замок,колодец,палец и т.д.)

Аплодисменты скворцу.

А вот одна из цапель берет волшебную палочку и в словах появляется звук (ц). Предмет из большого превращается в маленький. Она говорит «дерево» и оно превращается в «деревце». Давайте и вы превратитесь в волшебников, превратите предмет из большого в маленький:

Масло- маслице

Блюдо-блюдце

Болото-болотце

Окно-оконце

Одеяло-одеяльце

Тело-тельце

Платье-платьице

Цапли объявляют следующего участника цирковой программы. Отгадайте кто это?

Пушистый комок

От волка скок. (заяц)

Заяц с завязанными глазами может рассказать про любую букву.

Знакомство с буквой.

Какую букву принес заяц? (Ц) (стих про букву «Ц»)

Какая буква у цапли слева? (большая)

У цапли справа?(маленькая)

Большая и маленькая буквы похожи?

Чем же они отличаются?

На что похожа буква «Ц»

Давайте ее нарисуем. (показываю на доске)

Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе,на ладошке. Сколько элементов в той букве?

На парет перед вами полоски бумаг, выложите букву «Ц» с помощью этих полосок. (дети выкладывают букву).

Физминутка (по выбору детей)

А вот и дрессированная собачка по кличке «Цыбик». Она умеет составлять и читать не только слоги и слова, но и находить звук (ц) в словах.

Игра «Разноцветные карзиночки»

Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы должны ее прочитать, определить место звука и положить в нужную карзинку.

В « красную» карзинку нужно положить слова в которых звук «ц» находится в начале слова, в « желтую», слова в которых звук «ц» находится в середине слова. А в зеленую- те слова в которых звук «ц» находится в конце слова.

(раздаю карточки со словами)

Ура! Клоун Цыбулька!

Кого он изображает? (показываю рисунок)

Но это не все! Он еще отлично жонглирует! Из подброшенных слов составляет предложение (живут болоте на цапли). Дети составляют предложения и схемы к ним.

Цыпу так понравилось представление, что он решил тоже выступить! Он сумел найти и соединить слоги с картинками: пуговица,полотенце,кольцо,яйцо,овца,зайцы,птицы; слоги-ца,цо,цы,це.

Браво Цып! Браво ребята! Апплодисменты!

И так ребята нам пора возвращаться.

Давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали?

С каким звуком познакомились?

Кто сегодня выступал в цирке?



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.