Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с картиной И. Э

Русский художник Игорь Эммануилович Грабарь - Зимнее утро

Год создания: 1907

Игорь Эммануилович Грабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался. Прекрасное живописное произведение исполненное в импрессионистическом стиле, картина Грабаря «Зимнее утро» было создано художником в 1907 году. Сегодня сие колоритное полотно украшает экспозицию Севастопольского художественного музея имени П.М.Крошицкого, словно создано народными кружевницами по мотивам русской матушки-зимы.

При первом знакомстве с подобным колористическим изображением даже не верится, что именно так может выглядеть зимний пейзаж на рассвете. Невероятный сказочный лес, который увидел художник, зачаровывает и сразу берет в плен. Просто невозможно оторвать глаз от этих зимних перезвонов цвета. Хочется понять как утренние солнечные лучи, пробиваясь сквозь голые ветви деревьев, прикрытые пуховой шалью снега, вдруг придали зимнюю румяность белоснежному покрову на земле, словно щечкам на лице девушки или ребенка.

Описание картины Игоря Грабаря «Зимнее утро»

Игорь Грабарь - один из ярких представителей не только социального реализма, но и импрессионистского направления в отечественной живописи. Одна из его картин - «Зимнее утро» - полностью воплощает концепцию импрессионизма, которая предполагает изображение красоты окружающего мира и ее мимолетности максимально естественно и приближенно к впечатлению от ее созерцания.

Это полотно выполнено в такой удивительной художественной технике, что создается ощущение, будто смотришь на гобелен, вышитый тончайшими шелковыми нитями или пытаешься рассмотреть изображение сквозь подернутое изморозью стекло.

На картине изображена девственность зимнего леса, чей покой тревожит лишь восходящее солнце. Игорь Грабарь воплотил красоту родного края, привычной русской зимы, использовав небольшое количество основных цветов и многообразие их оттенков. Глядя на полотно, можно физически почувствовать тяжеловесность снега на еловых ветках, переданную художником глубокими синими и фиолетовыми тонами; невесомость снежного покрова земли, расцвеченного бледно-лимонными, лазурными и розоватыми тонами; а глядя на сочный желтый цвет у предполагаемого горизонта, невольно щуришь глаза, будто опасаясь, что пробившийся луч солнца вот-вот ослепит. Холодный цвет всего полотна и особенно голубоватые тона в его углу создают ощущение морозного утра, за которым последует ясный солнечный день.

Суровое время года, изображенное Игорем Грабарем в такой импрессионистской манере, приобретает легкие сказочные черты. А опыт французских живописцев, дополненный собственной характерной манерой изображения, помог художнику донести это впечатление до потомков. И картина «Зимнее утро» уже более ста лет продолжает восхищать и вдохновлять современников.

Ирина Иванова
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с картиной И. Э. Грабаря «Зимнее утро»

Предварительная работа.

Познакомить детей с жанрами в живописи - пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись (историческая, бытовая).

Наблюдения в природе на прогулке.

Провести дидактические игры.

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье …

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Солнце (какое) – яркое, жёлтое…

Мороз (какой) – сильный, трескучий…

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Снежный – ком, …

Снежная – зима…

Дидактическая игра. «Собери картину»

Цель: Упражнять детей в составлении картин разных жанров из разрезных частей.

Дидактическая игра. «Подбери палитру»

Цель: Закрепить умение использовать выразительную функцию цвета; подбирать палитру (кружки разного цвета) к репродукциям картин (пейзажей).

Изодеятельность. Предметное рисование «зимняя берёза», «рябина в снегу», «снегирь на ветке», сюжетное – «зимний лес», «зимние забавы», «Новый год в детском саду», декоративное – «морозные узоры на стекле», наряд Деда Мороза и Снегурочки в стиле «Гжель».

Программное содержание.

Обучить детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Учить детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил природу, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению. «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Воспитывать умение чувствовать красоту произведений живописи, развивать интерес к данному виду искусства.

Материалы.

Репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимнее утро», аудиозапись - Ф. Шопен «Зима» вальс № 7 до - диез минор; П. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома».

Организационный момент.

Под вальс Шопена, заходит воспитатель, в костюме «Зимы», кружится, танцует, останавливается перед детьми (дети сидят на стульях полукругом).

Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).

Угадайте, кто я?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Ответы детей – Зима).

Молодцы, ребята!

Я приглашаю вас совершить путешествие в моё царство. А попасть туда нам поможет одна замечательная картина.

(На магнитной доске показывает репродукцию картины И. Грабаря «Зимнее утро»).

Давайте её внимательно рассмотрим!

Искусствоведческий рассказ воспитателя.

Картина называется «Зимнее утро», а написал её художник Игорь Эммануилович Грабарь давно, более ста лет назад.

Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку. Мы видим великолепное утро. Снег искрится под лучами солнца. Они пробиваются сквозь ветки деревьев, которые укутаны в пуховые покрывала. Эти ветки склоняются до земли под тяжестью снега. Под деревьями большие сугробы. Скорее всего, ночью шел снег. На нём нет следов зверей или людей. Мы видим утро, но уже скоро привычный шум наполнит весь лес.

Грабарь сумел передать все это очарование с помощью великолепной игры цвета. Художник использовал в картине холодные краски – синие, голубые, сиреневые цвета. Ярко жёлтые лучи солнца окрашивают снег в разные оттенки, кажется даже, что он немного зеленоватый. На снегу видны тени деревьев в виде линий лазурного цвета. Стволы деревьев контрастного чёрного цвета. На полотне можно увидеть лишь небольшие кусочки неба, на нем нет облаков, а это является предвестником солнечного дня.

Художник очень любил зиму, и вот, однажды, прогуливаясь по лесу, решил написать пейзаж. Живописец сумел передать красоту утра. Все элементы картины передают очарование природы. Нас, словно, освежает зимним легким морозом и полным спокойствием, царящим во всем.

Беседа с детьми.

Вопросы по содержанию.

1. Вам нравится эта картина? (Ответы – да). А, кто мне скажет, что изображено на картине? (Лес, деревья, снег). Как вы думаете, какое время года? (Зима, потому что лежит снег, деревья без листьев, укрыты снежным покрывалом). Как вы думаете, что самое главное в картине? (Художник увидел волшебную сказку в лесу, наступил новый день, хорошая морозная погода). Как это изобразил художник? (С помощью цвета).

Вопросы по выявлению средств выразительности.

2. Что в картине самое яркое? (Лучи солнца ярко жёлтые). Что этим хотел сказать художник? (Наступило утро, день будет ясный и морозный). С помощью каких красок художник передал очарование зимнего леса? (Синих, голубых, сиреневых, розовых, зелёных- холодных).

3. Какое настроение передал художник? (Радостное, приподнятое). Как вы догадались, что именно такое настроение? (Изображена красота природы, хорошая погода – безоблачное небо, солнце будет ярко светить, мороз, много снега, он переливается разными цветами, можно будет пойти погулять, покататься на лыжах, санках, и т. д.). Как это удалось сделать художнику? (Яркие, контрастные цвета). О чём вы думаете, когда смотрите на эту картину? (Как красиво зимним утром в лесу, хочется прийти сюда с друзьями, поиграть).

Ребята, а вы хотели бы оказаться в моём царстве, внутри картины? (Ответы – да) Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, а вы закройте глаза и представьте, что вас окружает волшебный лес!

Дети закрывают глаза, звучит песня П. Чайковского «Зимнее утро» из «детского альбома» «Вьюга стонет, тучи гонит…»

«Вхождение в картину».

Что вы чувствуете, ребята? (Холодно, морозно, пахнет свежестью, тихо). Как вы думаете, а какая погода была здесь вчера? (Шёл сильный снег). А как вы догадались? (На снегу нет следов животных, деревья укутаны снегом). Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, хочется играть в снежки, валяться на снегу, кататься на санках, лыжах и т. д)

Давайте поиграем.

Физкультминутка.

"Выпал беленький снежок"

(Дети стоят в кругу)

Выпал беленький снежок, (руки наверху, вращая кистями, руки через стороны опускают вниз)

Собираемся в кружок. (берутся за руки)

Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)

Будем весело плясать, (приседают 2 раза)

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыжки на 2 ногах, а затем поочерёдно на 1)

Ну что, согрелись, ребята? (Да)

Скажите мне, как вы думаете, а завтра в нашем лесу, что может произойти? (На полянке будут видны следы зайчиков, белочек, могут прийти люди на прогулку, птички прилетят и сядут на ветки, стряхнут с них снег, будут слышны голоса зверей и птиц).

Ребята, а как бы вы назвали нашу картину? («Волшебный лес», «Зима в лесу», «Зимнее царство»)

Понравилось вам моё царство? (Ответы – да). Кто хочет сам рассказать о нём?

Заслушиваются 2 рассказа ребёнка.

Картина Грабаря «Зимнее утро».

Изображено утро в волшебном зимнем лесу.

Художник использовал холодные цвета: голубой, синий, сиреневый; контраст – жёлтый – лучи солнца, чёрный – стволы деревьев.

Если бы я здесь оказался, то почувствовал бы радость от того, что наступает новый день, хорошая погода, можно погулять по тихому лесу, полюбоваться красотой природы и т. д.

Какие вы, ребята, молодцы! А теперь пора мне с вами прощаться. Чтобы вы меня не забывали, подарю я вам маленькие сувениры. (Раздаёт детям леденцы на палочке).

Занятие заканчивается.

Публикации по теме:

Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Интегрированное игровое занятие в младшей группе «Зимнее утро» Видео Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга, как мы это делаем с вами каждое утро: Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп. Здравствуйте,.

Конспект беседы по слушанию музыки «Петр Ильич Чайковский «Зимнее утро» для старшей группы Конспект беседы по слушанию музыки «Петр Ильич Чайковский «Зимнее утро» Для старшей группы. Петр Ильич Чайковский. "Зимнее утро. " Цель:.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской - Святителем Иоасафом Задачи: Образовательные: - Обобщить и закрепить знания детей о Святителе Иоасафе. - Расшить знания детей о белгородских святых. Развивающие:.

Картина зимнее утро Грабаря имеет очень интересное и даже в какой-то степени необычное исполнение. Смотря на эту картину, мы можем видеть сказочную зимнюю пору, большие сугробы снега. Также на картине мы можем видеть много деревьев, сквозь которые проходит приятный солнечный свет.

Смотря на эту картину, немного обдаёт холодком, создаётся такое ощущение, что на улице зима, вспоминаются детские годы, как весело я проводил свои зимние каникулы. Также когда смотришь на картину, представляется насколько в лесу, чистый, морозный воздух. Очень хорошо подобрано сочетание яркой краски, которой окрашены лучики света и тёмной, которой окрашен снег, лежащий на ветвях деревьев и закрывающий их корни от мороза. Когда смотришь на такие картины, хочется самому взять кисточку и нарисовать что-то подобное.

Сразу видно, что действительно холодно и что зима действительно студёная. Это мы можем понять по снегу, который повсюду. Но ощущения от этой картины всё равно очень приятные. Русская зима передана очень хорошо, так, что аж мурашки по коже. Ощущение какого-то северного прохладного ветерка. Лес действительно неоценимо невероятен. Всё окутано снежным одеялом. В некоторых местах автор решил даже добавить немного зелёной краски и совсем не зря, картина идеально сбалансирована. И особенно удивительно, что практически не видно неба, так автор показывает нам высоту деревьев и их величие.

Мне понравилась картина, сразу видна рука мастера, очень долго он над ней работал, чтобы получился такой шедевр. Именно такая картина больше всего описывает наш, такой привычный и родной лес. Лес глубокий, который как мы видим, не тронут человеком, так как нет следов, а возможно, что снегопад засыпал их, и не успели ещё ни животные, ни люди оставить свой отпечаток на этой сказочной пелене.

Описание картины Грабаря Зимнее утро

Русский живописец, Грабарь Игорь Эммануилович, славился своим пейзажным творчеством. Его известная работа «Зимнее утро» воспроизвела на меня неизгладимое впечатление. Как только мне удалось с ней познакомиться, я не поверила что это написанная картина, и, тем более то, что она выполнена красками на холсте. Он настолько деликатно и нежно изобразил прекрасное зимнее солнечное утро, из-за чего складывается ощущение, что шедевр соткан из самого дорого и тончайшего кружева, его волшебные нотки невозможно забыть.

Чтобы понять всю суть картины «Зимнее утро» нужно увидеть ее своими глазами и ощутить атмосферу свежего зимнего утра, с ярким пробуждающимся солнышком, которое придает незабываемое сияние снежным сугробам.

Художник дарит своим поклонникам волшебную сказку, которая заставляет каждого окунуться в богатство зимних красок и отблесков. Зима – это удивительная пора года, она готова одарить всех на земле миллиардами белоснежных «бриллиантов – снежинок». И окутать в свои объятия леса и степи, укрыть от холода землю.

Автор очень умело играет оттенками, он изображает на полотне проблески солнечных лучей сквозь ветви высоких деревьев. Создается впечатление, что деревья не успели сбросить листву, как с неба посыпались волшебные снежинки и укрыли деревья, защищая их от заморозка. Даже самые маленькие веточки изображены автором детально, кажется, что каждая из них настолько хрупкая, как будто выполнена их дорогого хрусталя. Ветки деревьев склоняются до самой земли, не выдерживая щедрость снежного зимнего покрова. Но им осталось совсем недолго потерпеть, ведь оттенки солнечного света, символизируют скорый приход весны.

Вероятно, что всю ночь был снегопад, и лесные жители и люди еще не успели оставить от своего присутствия следы. Удивительно, что автор успел поймать такой момент, когда утренний свет показывает нам все красоты зимы.

На картине хорошо видно, что заморозок прихватил верхний снежный покров, а солнышко настойчиво «прогоняет» его, пытаясь добраться до самых недр земли своими теплыми лучами. Тени деревьев лазурного цвета, плавно переходящие в бескрайние снежные просторы, напоминают мне следы от детских санок, но на самом деле, на этом живописном месте, нет ни единого следа человека, что символизирует свободу и неприкосновенность русской природы.

Несколько интересных сочинений

    Самовоспитание – это одно из главных жизненных учителей. Здесь уже никто не будет бегать за тобой, и вбивать в голову правила, здесь ты сталкиваешься со своим самым главным врагом, другом и учителем – с самим собой.


  • Половина осени уже прошла и скоро наступит зима.
  • - Послушайте загадку и найдите ответ к ней:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.




  • Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

  • Картина называется «Зимнее утро».
  • -Что изображено на картине?
  • Скажите, пожалуйста, что такое пейзаж?

1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.)


  • – Каков, по-вашему, замысел художника?
  • - О чём эта картина?
  • Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна .

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мёртвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов,

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

  • -Какой снег в этом стихотворении?
  • – А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета?
  • -Что еще мы видим на картине?

подбери эпитеты к данным понятиям: упр. 133

  • Утр… – морозное…
  • Дерев...я(березы) и тени– пушистые ветки…
  • Сне.. – серебристый…
  • Со..нце – яркое…
  • - Какое настроение вызывает у вас эта картина:

Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть.


Словарная работа: упр. 133

  • Утр… – морозное, ясное, чистое, раннее.
  • Дерев...я и тени– пушистые ветки, серебристые кружева. Деревья, покрытые инеем, словно кружевные. Длинные, стройные деревья, подпирающие небо. Тени на снегу похожи на ровные, проведенные карандашом линии.
  • Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый. Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Пуховая шаль снега, снежное покрывало.
  • Со..нце – яркое, ослепительное. Лучи пробиваются сквозь деревья.

Синонимы - помощники

  • Художник – живописец, пейзажист, автор картины
  • Художник – изобразил, написал, создал картину
  • Картина – пейзаж, полотно, репродукция

План сочинения

  • - Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении?
  • 1) Вступление : зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря.
  • 2) Основная часть :

Солнечные лучи;

Деревья;

Цвета картины (холодные, много синих и голубых оттенков, может быть, чтобы почувствовали морозность наступающего дня).

  • 3) Заключение : моё отношение к картине.
  • Картина мне нравится тем…
  • От встречи с картиной…

Итоги урока

  • -Что мы делали сегодня на уроке?
  • -Чему научились?
  • - Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?
  • Д.З.

Напишите дома сочинение.




Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.