Обследование речи детей с ринолалией. Принципы обследования детей с ринолалией

– расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Общие сведения

Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии , однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи . Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии , ортодонтии , отоларингологии , логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии . В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью »), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой »), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом , гриппом , краснухой , паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки , полипов носа , гипертрофии слизистой, опухолей полости носа . Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами , полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии , отита , евстахиита , бронхита , пневмонии . Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом .

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм , птоз , гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии . Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР .

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м"], [н], [н"]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома . При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом , челюстно-лицевым хирургом , ортодонтом , неврологом , фониатром , логопедом , психологом . Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки , риноскопия , фарингоскопия , электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Ринолалия – одно из самых сложных нарушений речи. Оно требует не только многоступенчатого лечения, но и тщательной диагностики с использованием как медицинских, так и логопедических методов. Речевая карта обследования ринолалии содержит в себе анализ анамнестических данных, результаты клинических исследований, психолого-педагогические особенности ребенка. Составить полную картину одному специалисту просто не под силу, поэтому уже на этом этапе к работе привлекается несколько медиков и педагогов.

Принципы обследования детей с ринолалией

Любая диагностика болезни строится на определенных принципах и следовать им должен каждый специалист, участвующий в работе. Когда речь идет о выявлении ринолалии и определении ее вида, в основе лежат следующие положения:

  1. Комплексный подход. Медики и педагоги в равной степени отвечают за пациента.
  2. Многоплановость. Исследовать следует не только особенности речевого аппарата, но также дыхательную, двигательную, интеллектуальную системы.
  3. Направленность обследования. Выявляется первопричина болезни и ее взаимосвязь с вторичными проблемами.
  4. Индивидуальный подход. Собственно диагностика и последующая коррекция подбирается персонально для каждого больного.

Некоторые методы диагностики оказывают серьезную психологическую и физическую нагрузку на ребенка с ринолалией, поэтому важно также не допустить перенапряжения со стороны пациента. Проще всего реализовать такой подход, проводя пошаговые исследования.

Комплексное обследование детей с ринолалией

Общая схема обследования детей с ринолалией включает в себя 5 пошаговых исследований. Они представлены ниже.

Важно! Каждый специалист, работающий над обследованием ребенка с ринолалией должен следовать этой схеме, не пропуская ни одного шага, хотя и может делать это своими способами.

Изучение документов

Обследование ринолалии предполагает изучение и анализ медицинских карт не только собственно больного, но и его родителей. Немалую роль в развитии нарушения играет наследственный фактор. Кроме того, изучаются документы, собранные во время беременности матери. Одна их самых частых форм болезни – врожденная открытая органическая ринолалия – развивается именно в пренатальном периоде, а потому врачу необходимо знать, какие причины способствовали этому, какие шаги предпринимались, чтобы изменить ситуацию.

Анализ анамнеза

Второй этап диагностики во многом вытекает из первого. После тщательного изучения документов, проводится анализ общего медицинского состояния пациента во время разных периодов жизни:

  1. Какие заболевания случались и в каком возрасте.
  2. Какое лечение применялось, было ли оперативное вмешательство.
  3. Как проходит развитие ребенка.
  4. Какие особенности психо-речевого развития выделяются, соответствует ли оно возрасту.

Важное значение имеет пребывание ребенка в стационаре – сколько раз и по какому поводу осуществлялось такое лечение. Словом, изучается полная медицинская история пациента.

Изучение заключений

Поскольку обследование детей с ринолалией проводит несколько медицинских специалистов и педагогов, они должны обменяться имеющейся информацией. Для этого в речевую карту вкладывается заключение каждого врача, участвующего в диагностике. Нередко для достижения наилучшего результата собирается комиссия, на которой определяется собственно форма болезни и обсуждаются методы устранения дефекта, а также сроки воздействия на пациента.

Ключевую роль играют хирург и стоматолог. Именно они устраняют физическое повреждение, если речь идет об органической ринолалии. При устранении функционального типа нарушения ведущий специалист определяется персонально, в зависимости от причин заболевания. Если речь идет об истерической ринолалии, большую часть работы берут на себя психолог и логопед. Если виной всему неврологические нарушения, главным в лечении становится невролог и так далее.

Исследование ребенка

На этом этапе специалисты проводят диагностику работы речевого аппарата. Обследование звукопроизношения у детей с ринолалией включает в себя изучение голоса, состояния речи, фонематического развития и других аспектов. Диагностика неречевой симптоматики у детей с ринолалией начинается с исследования дыхательной функции, физического состояния полости рта и носа. Подробнее все стороны работы и основные задачи представлены в таблице.

Направление диагностики Основные задачи
Обследование состояния речевого аппарата
  • Проверить состояние зубо-челюстной системы
  • Проверить подвижность мягкого неба
  • Изучить особенности расщепления (если оно есть)
  • Выявить физические дефекты, способные усложнить звукопроизношение
Обследование дыхания
  • Установить определенный тип дыхания
  • Замерить его частоту, ритм
  • Изучить состояние носового дыхания
  • Изучить состояние ротового выдоха
  • Определить направление воздушной струи
  • Определить природу выдоха при фонации и его особенности (глубину, длительность и так далее)
Обследование качества голоса
  • Определить силу голоса, его высоту
  • Определить степень назализации
Обследование звукопроизношения
  • Проверить изолированное произношение фонемов
  • Проверить состояние звуков в спонтанной речи
Диагностика просодической стороны
  • Определить мелодико-интонационную выразительность
  • Изучить эмоциональность речи
  • Проанализировать разборчивость речи в целом
Диагностика состояния фонематического восприятия
  • Определить насколько успешна дифференциация звуков
  • Определить есть ли другие речевые нарушения и какое влияние они оказывают на речь

Важно! Если проводится дифференциальная диагностика открытой и закрытой ринолалии у ребенка, большая часть используемых методов должна быть игровой.

Логопедическое обследование

Обследование речи детей с ринолалией также проводится в несколько этапов. Иногда они пересекаются с врачебной диагностикой, иногда включают в себя исключительно логопедические методики, например пробу Гутсцмана или фонендоскопическое обследование. Основные этапы включают в себя:

  1. Осмотр аппарата артикуляции. Классифицируется вид расщелины, ее размер, подвижность органов речи, оценивается глоточный рефлекс.
  2. Обследование языка с помощью классических логопедических упражнений (Иголочка, Лопатка, Чашечка и так далее). Определяется состояние мышечного тонуса, степень подвижности.
  3. Диагностика зубов. Состояние прикуса, особенности зубного ряда.
  4. Определения ведущего типа дыхания и речевого дыхания.
  5. Диагностика звукопроизношения. Произношение каких фонемов нарушено, в каком состоянии находится фонематический слух. На этом этапе дифференциальная диагностика ринолалии и дизартрии весьма схожи.
  6. Анализ общего развития речи. Насколько широк лексический запас, граммотно ли формулируются предложения. Начиная со школьного возраста определяется состояние чтения и письма.
  7. Диагностика общего уровня интеллектуального развития. Психологический аспект обследования ребенка с ринолалией совпадает с исследованием любого здорового малыша.
  8. Изучение эмоционально-волевой сферы. Умеет ли ребенок справляться с конфликтами, знает ли он о своем дефекте и как относится к нему, умеет ли общаться и так далее.

По результатам диагностики ринолалии полученные сведения вносятся в речевую карту. Далее начинается коррекционный процесс. Даже если в основе нарушения лежит органический дефект, логопед проводит предварительную работу по подготовке ребенка к оперативному вмешательству, затем передает его хирургу, а после реабилитации вновь приступает к логопедической коррекции.

Обследование и диагностика ринолалии может занять несколько месяцев, в зависимости от состояния и возраста пациента. В большинстве случаев медицинского устранения повреждения оказывается достаточно, чтобы нарушение речи прошло само собой. Но если ребенок поступил к специалистам слишком поздно, гарантировано потребуется вмешательство логопеда или дефектолога в коррекционный процесс. Именно поэтому важно обратиться за помощью как можно раньше, чтобы сократить период становления нормальной речи.

Видео

Ф.И.О:

Дата рождения: Возраст:

Из какого сада и когда прибыл:

Ф.И.О родителей:

Образование родителей:

Место работы:

С какого возраста начал систематические занятия у логопеда:

Сколько занимался(-ась):

Жалобы в настоящее время:

Отношение к дефекту ребенка:

  1. Анамнез

Общие сведения о семье:

(состав, не работали ли родители на вредных производствах, речь окружающих)

От какой беременности по счету родился ребенок :

Протекание беременности : - имели ли место во время протекания беременности следующие отклонения: (токсикоз 1-2й половины беременности; падения; травмы; психозы; хронические заболевания; инфекции; применение медикаментозных средств, среди которых были антибиотики, гормоны; наличие вредных веществ и радиации; употребление алкоголя, никотина, наркотиков)

Протекание родов :

· были ли роды досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные

· имела ли место слабость родовой деятельности и применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение)

· было ли у ребенка наличие асфиксии (синей, белой)

· были ли травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма)

· вид вскармливания (грудное, искусственное)

· как начал сосать (активно, не активно, поперхиваясь)

· если вскармливание было грудное, до какого времени оно продолжалось

Баллы по шкале Апгар :

Фиксирование перенесенных заболеваний и время их перенесения в возрасте от 0 до 3 лет.

· Наличие перенесенных тяжелых соматических заболеваний, инфекций, ушибов, травм, судорог, время перенесения.

Раннее психомоторное развитие :

1) когда стал держать голову (2-3 мес.)

2) когда стал самостоятельно сидеть (6 мес.)

Стоять (7-9мес.)

Ходить (12-15 мес.)

3) когда появились зубы (6-8 мес.)

Психическое развитие

Речевой анамнез:

1) гуление (2-3мес.)

2) лепет (5-6 мес.)

3) «первые" слова(11-12 мес.)

4)«первые» фразы(1,5г.)

5) когда начал понимать обращенную речь (норма 10 мес.)

6) прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

7)Использование жестов

Заключение невролога:

Заключение хирурга:

Заключение ЛОР врача:

Заключение ортодонта:

  1. Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность

Губы

  • Строение: (норма, толстые, тонкие, рубцы)
  • расщелина: (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)
  • подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений

Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)

Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:

Твердого нёба:

  • строение: норма, высокое узкое, широкое и плоское, пологое, крутое
  • расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие свищей/рубцов)

Мягкое нёбо: (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)

Подвижность: Парез / паралич:

Увуля : (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)

Небно - глоточное смыкание :

  • Активное (произнести «а»)
  • Пассивное (покашлять)
  • функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)

Особенности глоточного рефлекса : (сохранный, повышенный, сниженный)

Нёбные дужки : (деформация, активность работы нижней челюсти)

Язык:

  • строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»
  • подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)
  • наличие / отсутствие пареза /паралича

Подъязычная уздечка: (норма, короткая, натянутая, приращенная)

Мимика : (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)

Тонус: (сохранен, нарушен)

  • нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.
  1. Состояние дыхательной функции

Тип физиологического дыхания : (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)

Тип речевого дыхания : (учащенное, носовое, ротовое)

Глубина вдоха: длительность выдоха: = словам

Утечка воздуха через нос во время речи : (имеется, отсутствует)

Возможность направленной воздушной струи : (имеется, отсутствует)

  1. Состояние голосовой функции

Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)

Тембр: огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)

Охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)

Напряженность

Глухость

Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)

  1. Характер спонтанной речи

Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)

Степень назализации : (умеренная, слабая, сильная)

Темп речи : (нормальный, замедленный, ускоренный)

Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)

Выразительность : (выразительна, не выразительна)

  1. Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)

[а] астра, игла, сало Аня купила арбуз и апельсина

[ э] эхо, каратэ, поэт Эля услышала эхо

[ о] облако, молоко, море Над морем пролетают облака

[ ы] часы, рыба У девочки ноты, она одета в боты.

[ у] ухо, какаду, шуба Ульяна купила какаду

[ и] игры, угли, липа У Миши инструменты

[ я] яблоко, земля Яблоко упало на землю

[е] ель, море, орех Емеля искупался в море

[ё] ёлка, остриё, берёза На опушке растут ёлки и берёзы

[ю] Юля, играю, ключи Юля потеряла ключи

[р] рыба, комар, пирог, краб У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

[р’] рюкзак, снегирь,варенье, скрепка В рюкзаке у Риты лежит варенье

[л] ласточка, стол, мыло, слон Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

[л"] люк, июль, Аленка, слеза В июле Аленка купалась в реке

[ч] часы, врач, печень, счёт Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.

[щ] щука, хвощ, пещера, морщины Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.

[ж] журавль, морж, кожа, обжора Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.

[ш] шапка, малыш, крыша, чашка Смешные шутки у Саши и Мишутки.

[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена Цыпленок и курица пьют водицу на улице

[з] заяц, мороз, узор, праздник У Зои заболели зубы.

Зебра, мазь, узелок, корзина Зебра из узелков сплела корзину

[с] сушка, матрас, коса, маска Саше дали кашу, А Клаше - простоквашу.

[с"] сети, гусь, письмо Сёма купил гуся

[г] голубь, сапог, огонь, гнездо Галка села на забор Грач завел с ней разговор

[к] комар, цветок, море, окно Коля катается на коньках.

[х] хомяк, мех, муха, хлеб Мухи сели на хлеб.

[б] булка, лоб, обед, обруч Бабушка была больна

[п] пингвин, клоп, топор, штопор Петя пилил пилой пень.

[д] дерево, обед, удав, дворец Тетя Дина сидит на диване

[т] телевизор, крот, уточка, утро Вырастил Толя тополь за полем.

[в] волк, остров, кровать, вторник Валя промочила валенки.

[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли Филипп сказал фразу.

[м] масло, сом, комар, космос Не жалела мама мыла.

[н] носок, телефон, граната, ножницы Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

В слове

Во фразе

Изолированно

  1. Лексико-грамматический строй речи

Запас слов:

(активный, пассивный словарь)

умение определять род существительных и местоимений

умение изменять существительные во множественном числе

умение согласовывать числительные с существительными

умение склонять существительные и прилагательные

умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе

умение склонять глаголы в лицах и числах

умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и префиксов.

употребление и понимание предлогов

понимание предложений путем выполнения различных просьб

удается ли ребенку описать содержание сюжетных рисунков

Письмо:

Чтение: (побуквенное, слоговое, целыми словами)

IX. Обследование слоговой структуры

Больше 3х слогов со стечением

Сковорода

Велосипед

Пуговица

Длинные без стечения

Молокозавод

Пирамида

Лопата

Короткие со стечением

Ствол

Хвост

Кошка

На плите стоит сковорода

У меня есть велосипед

На мамином платье оторвалась пуговица

Моя мама работает на молокозаводе

У меня есть пирамида

Я люблю копать лопатой

У березы тонкий ствол

У моей собаки пушистый хвост

Кошка любит молоко

  1. Состояние фонематических процессов

Фонематическое восприятие

Ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за

Па –ба, ба –на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма,

Фонематический анализ

1. Выдели первый гласный звук

Азбука

Утка

2. Выдели первый согласный звук

Пух

Мука

3. Выдели последний гласный звук

Окно

Луна

4. Выдели последний согласный звук

Кот

Сон

5. Выдели гласный звук в слове

Суп

Дом

Фонематический синтез

«д» «о» «м»

«м» «а» «к»

Фонематические дифференцировки

стол - стул,

косы - козы,

папа - баба,

горка - корка,

точка - дочка,

миска - мишка,

крыса - крыша,

речка - редька,

челка - щелка,

цветик-Светик,

ветер-вечер,

рак-лак.

Фонематические представления

Выбрать картинки в которых есть звук (например)

Д (дом, девочка…)

Т (топор, тапки…)

Логопедическое заключение:


Для понимания специфических особенностей структуры речевого дефекта, правильной организации комплексной коррекционной работы необходимо провести подробное всестороннее исследование клинических и психолого-педагогических данных ребенка с расщелиной неба.

На важность комплексного изучения детей с анатомическими дефектами неба указывают многие исследователи (Чиркина Г.В., Волосовец Т.В. и др.). Выявить структуру дефекта и поставить правильный диагноз можно лишь при тесном сотрудничестве челюстно-лицевых хирургов, ортодонтов, стоматологов, педиатров, логопедов, психологов, невропатологов, психиатров.

Используются различные методы исследования: изучение медицинской и педагогической документации, педагогическое наблюдение за детьми в условиях свободного общения и на специальных занятиях, беседы с врачами, родителями, детьми, объективные методы исследования, рентгенография и т.д.

В процессе выявления и последующего преодоления любого речевого нарушения необходимо соблюдать основополагающие принципы логопедии. При обследовании детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба наиболее актуальными являются следующие: принцип комплексности, принцип системного подхода, принцип индивидуального подхода, принцип учета ведущей деятельности возраста.

Медико-психолого-педагогическая диагностика включает изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса. Исследование ребенка начинается с беседы с родителями и изучения медицинской и психолого-педагогической документации.

Сбор анамнестических данных и изучение документации. Отмечается наследственность; особенности протекания пренатального, натального, постнатального периодов; тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушения функции органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние; раннее физическое и речевое развитие; состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика; состояние физического слуха; состояние интеллекта; роль социальных факторов, микросоциальное окружение; длительность пребывания в стационаре; дефекты воспитания; занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.

Логопедическое обследование. Логопед должен уметь определить, какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что первично в структуре дефекта, а что вторично. Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий.


Логопедическое обследование включает следующее: обследование состояния артикуляционного аппарата (строение и функции), выявление патологической активности лицевой и мимической мускулатуры, обследование состояния дыхательной функции, состояния голосовой функции, обследование звукопроизношения, просодической стороны речи, состояния фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу (звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ), обследование лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слов, сформированности навыка словообразования, обследование состояния монологической речи.

Схема обследования дыхания у детей

Тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);

Частота дыхания (учащенное, норма);

Ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

Носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

Ротовой выдох (сформирован/не сформирован);

Направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);

Речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

Глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

с открытой органической ринолалией

Обследование состояния звукопроизношения

На данном этапе основной целью является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают произнести слова и фразы, содержащие определенные звуки, отраженно за логопедом. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.

Обследование просодической стороны речи

Важно обратить внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.

Обследование состояния фонематического восприятия

и способности к фонематическому анализу

Исследование проводится в трех направлениях: дифференциация изолированных звуков, на уровне слогов и на уровне слова. Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

Обследуя ребенка, также важно определить , является ли выделяемое нарушение самостоятельным дефектом или ринолалия осложняется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией и дислексией.

Психолого-педагогическое обследование включает обследование психологической базы речи, выявление особенностей психического развития детей, ведущей деятельности (особенности игровой деятельности детей), изучение уровня сенсорного развития, состояния общей и мелкой моторики. Исследование может проводиться совместно психологом и другими педагогами, работающими с детьми данной категории.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите принципы, лежащие в основе обследования детей с ринолалией.

2. В чем заключается реализация принципа комплексности при обследовании детей с челюстно-лицевой патологией?

3. Что включает медико-психолого-педагогическое исследование детей с ринолалией?

4. Какие сведения необходимо получить во время сбора анамнестических данных?

5. Перечислите направления логопедического обследования детей с челюстно-лицевой патологией.

6. Опишите схему обследования артикуляционного аппарата.

7. Охарактеризуйте приемы обследования физиологического и фонационного дыхания.

8. Каким образом можно получить представление о характере нарушения голосовой функции?

9. Каковы особенности обследования звукопроизношения детей с ринолалией?

10.Как можно обследовать просодическую сторону речи у детей с ринолалией?

11.В чем особенности обследования фонематического восприятия детей с челюстно-лицевой патологией?

12.Как обследуется состояние лексико-грамматического строя речи?

13.Почему необходимо исследовать психологическую базу речи у детей с челюстно-лицевой патологией?

14.Подготовьте карту обследования ребенка с врожденной расщелиной твердого и мягкого неба.

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи касаются различных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики; нарушения системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразование, артикуляционный аппарат и т.д. Это значит, что обследование должно быть, с одной стороны, разносторонним, а с другой - индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения.

Надо отметить, что использование при обследовании какого-либо одного метода или приема еще не дает возможности судить о характере нарушения. Лишь использование и сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи, позволяет судить о дефекте и его глубине.

Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследования. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы. В процессе обследования данной категории детей используются следующие приемы: изучение документации (характеристика из детского сада, школы); изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями); изучение заключений врачей-специалистов разных профилей; исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности; исследование ребенка с помощью объективных методов исследования. Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме (Приложение 2).

Вначале логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных; особенностей протекания пренатального, натального, постнатального периодов; узнает количество и сроки операций; как происходило кормление, часто ли болели уши, сформированы ли навыки самообслуживания; занимался ли с ребенком логопед, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.

После того как логопед собрал все необходимые данные, он приступает к обследованию. Схема обследования детей с ринолалией включает.

1) Обследование дыхания включает:

Тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);

Частота дыхания (учащенное, норма);

Ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

Носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

Ротовой выдох (сформирован/не сформирован);

Направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);

Речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

Глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

3) Особенности голосовой функции выявляются в ходе обследования и беседы с детьми. Основной целью обследования состояния звукопроизношения является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают произнести слова и фразы, содержащие определенные звуки, отраженно за логопедом. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.

4) При обследовании просодической стороны речи, важно обратить внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.

5) Обследование состояния фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу проводится в трех направлениях: дифференциация изолированных звуков, на уровне слогов и на уровне слова. Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

Обследуя ребенка, также важно определить, является ли выделяемое нарушение самостоятельным дефектом или ринолалия осложняется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией и дислексией.

Ведущим расстройством голоса при ринолалии является изменение тембра голоса - открытая назализация - неприятный носовой резонанс, придающий смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым.

Можно указать три основные причины патологии голоса.

Во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания. Известно, что вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический механизм смыкания усиливается врожденной асимметрией скелета лица и полостей гортани, что хорошо видно на рентгена и томограммах при врожденных незаращениях нёба. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функциональному расстройству голосового аппарата.

Во-вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларикгеальным способом, когда смыкание осуществляется на уровне гортани и озвучивается трение воздуха о края голосовых складок. В этом случае гортань принимает на себя дополнительную функцию артикулятора, что, безусловно, не остается безразличным для голосовых складок.

В-третьих, на развитие голоса влияют и особенности поведения лиц с ринолалией. Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто говорят тихим голосом и максимально ограничивают речевое общение в микросреде, тем самым, снижая возможности развития силы голоса и расширение его диапазона.

Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная дисфункция в сочетании с неправильным голосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани - эти заболевания ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охриплость. Все перечисленные патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.