Послание президента стиль речи. Список литературы лексические особенности речи политика (на материале послания президента страны в

Стиль речи, который обслуживает потребности повседневного общения людей в обиходно-бытовой сфере

A) Официально-деловой
B) Публицистический
C) Научный
D) Разговорный
E) Художественный
*****
Стиль речи, который выполняет информационную, агитационно-пропагандистскую функции
A) Официально-деловой
B) Публицистический
C) Научный
D) Разговорный
E) Художественный
*****
Стиль речи, который является наиболее полным выражением всего национального языка в целом
A) Официально-деловой
B) Публицистический
C) Научный
D) Разговорный
E) Художественный
*****
Стиль речи, основная функция которого передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематизированное изложение научных знаний
A) Официально-деловой
B) Публицистический
C) Научный
D) Разговорный
E) Художественный

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

А. разговорный

Б. официально-деловой

В. художественный

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

А. научный

Б. разговорный

В. публицистический

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

А. официально-деловой

Б. разговорный

В. публицистический

6. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

20. Слова исходящий, заслушать, входящий, подтверждаем, квартиросъемщик относятся к стилю а) научному; б)

публицистическому;

в) разговорному;

г) официально-деловому.

22. Следующие жанры лекция, диссертация, учебник, реферат, доклад относятся к стилю:

а) разговорному

б) публицистическому;

в) научному;

г) официально-деловому.

23. Недостатком языка и стиля документов является

А) однозначность используемых слов и терминов;

б) соблюдение лексических, грамматических, стилистических норм;

в) использование эмоционально-экспрессивной лексики;

г) смысловая достаточность и лаконичность текста.

24. В научном стиле речи нельзя выделить следующий подстиль

А) научно-популярный

б) научно-учебный;

г) научно-демократический;

д) собственно научный (академический).

1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите стиль этого текста. Язык это продукт общественно

й деятельности это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во первых для того что (бы) люди м_гли обмен_ваться мыслями при всякого рода совмес_ной деятельност_ (то) есть он нуж_н как сре_ство общения.

(Во) вторых язык нужен для того что (бы) сохр_нять и закр_плять ко_лективный опыт ч_ловечества, дост_жения обществе_ной практ_ки. Когда Архимед открыл свой закон то первое что он при этом (з, с)делал сформулир_вал этот закон в сл_вах, выр_з_л свою мысль так что она стала д_ступной для пон_мания и его совреме_никам и нам д_леким п_томкам. Когда вы учитесь в школе вы усва_ваете дост_жения обществе_ного опыта по учебникам где необходимые свед_ния изложе_ы в языковой форме.

Наконец (в) третьих язык нужен для того что (бы) ч_ловек мог с его помощ_ю выр_з_ть свои мысли чу_ства эмоции. Например в стихах ч_ловек передает самые сокрове_ные мысли чу_ства переж_вания. И все это благодаря языку.

Без языка не было (бы) самого ч_ловека потому что все то что есть в нем ч_ловеческого связа_о с языком выр_жается в языке и закр_пляется в языке.

2.Определите жанр и стиль речи, охарактеризуйте речевые средства, использованные в тексте. Отредактируйте текст в соответствии с требованиями стиля.

«У нас очень много проходило мероприятий. Мож­но сказать, что слишком даже много. Почти каждый день про­ходило мероприятие. И каждый раз после мероприятия мы готовились уже к следующему. Первое ме­роприятие, которое у нас было, – это намеченное открытие лагеря. Весело очень было. Потом у нас проходили такие меро­приятия, как КВН с первым и со вторым отрядом. Иног­да бывает так, что на мероприятия ребята отлынивают как-то, а здесь все ребята абсолютно, мальчишки все были. На «Огоньке» у нас выступали мальчики с номерами ху­дожественной самодеятельности: исполняли танец «Ле­бединое озеро». Этот танец они сначала классно исполняли на КВН. Мне лично понравился танец девочек. Потом по­шли просматривать территорию лагеря от и до. Ознакомились с постройками».

Президент РФ Владимир Путин в четверг, 1 марта, выступил с посланием Федеральному собранию. В этом году мероприятие прошло в расширенном формате - впервые оно было перенесено из Георгиевского зала Кремля в помещение московского Манежа из-за количества приглашенных – и оказалось рекордным по длительности. В ежегодном докладе парламенту лидер государства коснулся широкого круга вопросов, посвященных экономике, социальным аспектам, а также внутренней и внешней политике. Кроме того, во время своего выступления президент представил сразу несколько новейших образцов отечественного вооружения.

Портал сайт собрал ключевые цитаты лидера государства.

О значении послания

«Сегодняшнее послание носит особый, рубежный характер, как и то время, в которое мы живем, когда значимость нашего выбора, значимость каждого шага, поступка исключительно высока».

О главных вызовах

«Изменения в мире носят цивилизационный характер, и масштаб вызова требует от нас такого же сильного ответа. И мы готовы дать этот ответ. Мы готовы к серьезному прорыву. Мы можем это сделать на сплоченности российского общества и на колоссальном потенциале нашего талантливого, творческого народа».

«Отставание - вот наш главный враг. Это как неутомимая болезнь, которая подтачивает организм изнутри. Нам надо обеспечить такую созидательную мощь, чтобы никакие преграды не помешали нам идти вперед. Мы сами должны и будем определять свое будущее».

«Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах: укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, суды, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам».

«Устойчивость - это основа, но не гарантия дальнейшего развития. Мы не имеем права допустить, чтобы достигнутая стабильность привела к самоуспокоенности».

«Тот, кто использует технологическую волну, сможет вырваться вперед. Того, кто не сможет ее использовать, она просто захлестнет, утопит».

О повышении МРОТа, пенсиях и зарплатах

«Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму. Эта норма начнет действовать с первого мая 2018 года, что позитивно скажется на доходах около 4 млн человек».

«Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие - обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности».

«Мы должны добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию выше темпов инфляции».

«Размер зарплат в бюджетной сфере должен расти и дальше, так же как и качество работы, и уровень подготовки специалистов в здравоохранении, образовании, других областях, которые определяют благополучие людей».

О народе России

«С точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно, еще не достигли необходимого нам уровня. Но мы должны это сделать и сделаем это. Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв».

Об увеличении ВВП

«К середине следующего десятилетия ВВП на душу населения должен вырасти в 1,5 раза. Это очень сложная задача. Уверен, мы сможем ее решить».

О демографии

«В 2017 году численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на 1 млн. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьезным ограничением для экономического роста, трудовых ресурсов просто нет. В предстоящее десятилетие нужно обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России».

«За предстоящие шесть лет на меры демографического развития, на охрану материнства и детства нам нужно будет направить не менее 3,4 трлн рублей».

«К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в число стран 80+. Это такие страны как, например, Германия и Франция, где продолжительность жизни превышает 80 лет. Уверен, такая цель достижима».

О развитии городов

«Предлагаю начать масштабную программу пространственного развития России, включая развитие малых городов. И как минимум удвоить расходы на это в ближайшие шесть лет. Понятно, что это предполагает увеличение расходов на здравоохранение и транспорт».

«Предлагаю запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов. Они будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции».

Об ипотеке и жилье

«За предстоящие шесть лет ипотека должна стать доступной для большинства российских семей, для большинства работающих граждан, для большинства молодых специалистов».

«В прошлом году, уважаемые коллеги, выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%. Разумеется, мы это знаем тоже хорошо, в каждом конкретном случае стоимость, другие условия кредита индивидуальны. Но в целом нам нужно и дальше снижать среднюю ставку - до 7–8%»

«В 2017 году 3 млн семей в России улучшили свои жилищные условия. Теперь нам необходимо стабильно, обращаю внимание, впервые в истории современной России, выйти на уровень, когда ежегодно не менее 5 млн семей улучшат свои жилищные условия».

«Предлагаю также вернуться к налогу на имущество физических лиц. Он должен быть справедливым и посильным для граждан. <…> Нужно уточнить механизмы расчета налога, а также определения кадастровой стоимости недвижимости. В любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость».

О занятости населения

«Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична. Дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя. Создать достойно оплачиваемые рабочие места».

О транспорте

«Арктический флот был и остается, будет самым мощным в мире».

«Через шесть лет половина межрегиональных авиарейсов будет выполняться напрямую».

«В общей сложности в предстоящие 6 лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России. Направить на эти цели более 11 трлн рублей из всех источников».

О цифровых технологиях

«К 2024 году мы обеспечим практически повсеместный быстрый доступ в интернет. Будет завершено строительство волоконно-оптических линий связи к большинству населенных пунктов с численностью жителей более 250 человек. А удаленные небольшие населенные пункты крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников».

«Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. В кратчайшие сроки нам необходимо разработать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных».

О здравоохранении

«В 2019–2024 годах на развитие здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП, но стремиться надо, безусловно, к 5%. В абсолютном выражении это будет означать, что общие расходы на здравоохранение должны увеличиться вдвое, при этом надо найти дополнительные возможности для финансирования, которые бы не сдерживали экономический рост».

«России нужна специальная общенациональная программа борьбы с окнологическими заболеваниями».

«За последние годы была проведена оптимизация сети лечебных учреждений. Это делалось для того, чтобы выстроить эффективную систему здравоохранения, но в ряде случаев административными преобразованиями явно увлеклись. <…> Оставили людей практически без медпомощи, ничего не предлагая взамен. Совет один: поезжайте в город, там лечитесь. Это абсолютно недопустимо».

Об экологии

«Сегодня в России органами государственной власти, общественниками выявлено порядка 22 тыс. свалок. Нам нужно решить эту проблему и в первую очередь рекультивировать свалки в черте городов».

«Трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответствует нормам, если выпадает черный снег, как в Красноярске, а жители крупных индустриальных центров из-за смога неделями не видят солнца, как в Челябинске, Череповце, Нижнем Тагиле, Новокузнецке и других городах. Мы ужесточили экологические требования к предприятиям, что, безусловно, снизит промышленные выбросы».

Об образовании

«Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, успешные компании. Я предлагаю со следующего года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» - возможность попробовать себя в деле у ведущих компаний. Мы выделяем на эту инициативу 1 млрд рублей».

«Мы продолжим укреплять целостную систему творческих способностей и талантов наших детей. Такая система должна охватить всю территорию нашей страны, интегрировать возможности таких площадок, как «Сириус», «Кванториум», дополнительного образования и детского творчества во всех регионах России».

О развитии экономики

«Доля малого бизнеса в экономике России к 2025 году должна составить 40%».

«Объем несырьевого неэргетического экспорта в РФ к 2024 году должен достичь $250 млрд».

«Нужно четко выстроить приоритеты и повысить эффективность государственных расходов, энергичнее привлекать частные ресурсы для финансирования крупных проектов. Новому правительству предстоит сформировать новые налоговые условия - они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы. Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств, и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост».

О бизнесе

«Важно поддержать начинающих предпринимателей, помочь людям сделать первый шаг, чтобы можно было открыть свое дело буквально одним кликом, проводить обязательные платежи, получать услуги удаленно через интернет».

«Количество разного рода проверок формально вроде бы снижается, но в ходе встреч с бизнесом мы слышим, что коренных изменений пока не происходит. Нужно сделать так, чтобы появление контролеров на предприятиях стало исключением», - сказал президент, отметив, при этом, что, в свою очередь, рассчитывает, что бизнес будет «наращивать свой вклад в прорывное развитие страны».

О реформировании системы госслужбы

«Чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности, жестко нацелены на получение конкретного результата. <…> Нужно перестроить всю систему государственной службы».

«Нам нужно не только выстроить современные сервисы для бизнеса, но и в целом сделать понятной, удобной, комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином».

О майских указах

«Многое было сделано в ходе реализации «майских указов» 2012 года. Могу сказать, что есть какие-то недовыполнения, но в целом, как бы не были высоко подняты планки этих указов, если бы их не было, то не было бы и результатов, которых мы добились сегодня. Амбициозные задачи нужно ставить всегда».

О выходе США из договора по ПРО

«Мы долго уговаривали американцев не нарушать договор о ПРО, не нарушать стратегического баланса. Всё тщетно. США в одностороннем порядке вышли из этого договора, но даже после этого мы долго пытались наладить с ними конструктивный диалог, предлагали для снятия озабоченности и сохранения атмосферы доверия наладить совместную работу в этой области. В какой-то момент мне показалось, что компромисс может быть найден, но нет - все наши предложения были отклонены».

«Несмотря на наши многочисленные протесты и призывы, американская машина заработала, конвейер пошел, - продолжил президент. - Действует уже система ПРО на Аляске и в Калифорнии. Как результат расширения НАТО на восток появились два района ПРО в Восточной Европе - в Румынии он уже создан, в Польше завершается развертывание».

Про армию и оборону

«Все эти годы после одностороннего выхода США из договора по ПРО мы напряженно работали над перспективной техникой и вооружениями. Это позволило нам сделать стремительный, большой шаг в создании новых образцов стратегического оружия».

«По периметру границ России, и это очень важно, создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении. После развала СССР в ней появились огромные дырки, сейчас всё восстановлено».

«Новый комплекс «Сармат» не имеет ограничений по дальности и может атаковать противника как через Южный, так и через Северный полюс».

«Россия начала разработку стратегического оружия, неуязвимого для всех существующих систем ПРО и ПВО».

«В конце 2017 года на центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. Проведенный пуск и комплекс наземных испытаний позволяют перейти к созданию принципиального нового типа вооружения - стратегического комплекса ядерного оружия с ракетой, оснащенной ядерной энергетической установкой».

«Ничего подобного новому российскому ракетному вооружению ни у кого в мире нет. Возможно, когда-нибудь появится, но за это время наши ребята еще что-нибудь придумают».

О России как гаранте безопасности в мире

«Особо подчеркну: растущая военная мощь России никому не угрожает, у нас не было и нет планов использования этого потенциала в наступательных, а тем более в агрессивных целях. Мы никому не угрожаем, ни на кого не собираемся нападать, ничего ни у кого, угрожая оружием, не собираемся отнять. <...> Растущая военная мощь России - это надежная гарантия мира на нашей планете, поскольку эта мощь сохраняет и будет сохранять стратегическое равновесие и баланс сил в мире, что, как известно, остается важнейшим фактором международной безопасности после Второй мировой войны и до наших дней».

Об отношениях с западными партнерами

«Мы заинтересованы в нормальном конструктивном взаимодействии с США и Евросоюзом. Рассчитываем, что возобладает здравый смысл и наши партнеры сделают выбор в пользу честного, равноправного сотрудничества».

О будущем

«Шли, идем и будем идти своим уверенным курсом. Были и будем вместе. Вызовы, большие задачи наполняют особым смыслом нашу жизнь. Нам надо быть смелыми, брать на себя инициативу в решениях и поступках. Менять жизнь страны к лучшему. Создавать Россию, о которой мы мечтали».

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Лексические особенности речи политика

(на примере анализа ежегодного обращения президента РФ к Федеральному собранию)»


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДЕНИЦ В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

2.1 Стилистическая направленность посланий президента РФ Федеральному собранию

2.2 Специфика употребления лексики в послании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

политический речь спичрайтинг лексика

Стоит предположить, что, по-видимому, нет более важной и интересующего многие массы россиян речи, чем речь Президента страны. Именно благодаря целостности и содержанию такой речи каждый слушатель делает свои выводы: как о политике Президента, так и коммуникативных особенностей главы государства, особенно если это первое послание к Федеральному посланию российского лидера. Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, по какому пути пойдет Россия в ближайшее время.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в многочисленных средствах массовой информации тема обращения Президента к Федеральному собранию анализировалась лишь с точки зрения использования информационной и воздействующей функций. Однако более детальное рассмотрение послания: системного анализа первоисточника, особенностей целостности текста, лингвистической стороны выполнено не было. Также ни в одном источнике не было проведено анализа коммуникативных, экспрессивных, эстетических, а также ресурсных функций языка Дмитрия Медведева.

Тем не менее, тема спичрайтерства на сегодняшний день достаточно актуальна и исследована, прежде всего, потому, что являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности.

На сегодняшний день внимание к спичу известных политических деятелей значительно возрастает.

Целью работы является рассмотреть и проанализировать особенности Послания Президента РФ Федеральному собранию в контексте технологий спичрайтинга.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

Рассмотреть понятие и значение спичрайтинга;

Выполнить практический анализ Послания Президента РФ Дмитрия Медведева в контексте коммуникативных, лингвистических, ресурсных, экспрессивных функций языка;

Разработать пути совершенствования использования технологий спичрайтинга в деятельности российских политиков.

Объектом работы являются технологии спичрайтинга. Предметом работы является особенности использования технологий спичрайтинга российским Президентом Дмитрием Медведевым.

Практическая часть работы включает в себя исследование автора по материалам текста Послания Президента РФ к Федеральному собранию.

Практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования материалов работы для студентов при изучении вопросов политического спичрайтинга.


ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

1.1 Особенности публичной политической речи

В настоящее время в связи с массовостью распространения информации происходит становление системы активных публичных коммуникаций, участниками которых становятся государственные и общественные институты, граждане как члены социума. Публичными являются коммуникации, «нацеленные на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса», то есть статуса, связанного с открытостью и ориентацией на общее благо.

Формирование публичной сферы и активные публичные коммуникации нашли свое отражение и в речевой практике общества, изменилась языковая и речевая ситуации, в этот период «происходит формирование и одновременно структурирование огромного речевого массива, который удобнее было бы называть устной публичной речью. В сфере устной публичной речи формируются свои типы речевых стратегий, своя система речевых действий, свои, качественно новые разновидности текстов». Все это вызывает пристальное и обостренное внимание российского общества к собственно проблемам языка, служит причиной возрождения риторики как науки и активной общественной практики.

Публичное выступление – важный шаг в работе политика, поскольку представляет собой воплощенный в живую речь определенный политический текст. В арсенале умелого политика слово – мощное оружие, эффективное средство достижения цели.

Выступление любого политического деятеля – это не просто грамотно построенная и правильно произнесенная речь. При построении выступления успешному политику необходимо уметь использовать арсенал средств таких наук как лингвистика, риторика и психология: знание их основ позволяет создать яркий интересный текст, правильно провести подготовку к публичной речи, выступить и произвести желаемый эффект на слушателей. Создание текста публичного политического выступления – это первый и важный этап подготовки ораторской речи. Большую роль при этом играет наличие таких значимых особенностей текста, как лаконичность, точность, ясность.

Написанием текстов для официальных публичных выступлений политических деятелей, как правило, занимаются специальные люди – спичрайтеры, которые и следят за тем, чтобы выступление было построено правильно. Спичрайтер не только готовит для первого (должностного) лица текст выступления, но и консультирует это первое лицо по вопросам «исполнения» данного выступления, ведет контроль за ходом и результатами рабочего процесса.

Особенности построения публичных политических речей складывались на отечественной почте в течение довольно длительного времени. Условно этот процесс можно разделить на несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику:

1. Хрущевско-брежневский период.

В это время появлялись свои классики и хрестоматийные приемы и фразы политической речи, отрабатывалась техника привлечения к работе профессиональных «текстовиков», обживались выбранные для труда речеписцев госдачи.

2. Горбачевский, когда при внешне сохранившихся стандартах работы публичные речи адаптировались к политическим изменениям и персональным особенностям политического лидера, который сам умел подолгу говорить без бумажки, активно и «интерактивно», в отличие от Брежнева, работал с текстами докладов и других идеологических документов.

3. Ельцинско-черномырдинский, время институционализации политических речей, создания специальных подразделений (референтура при Борисе Ельцине и группа анализа и планирования при премьере Викторе Черномырдине). Президент и глава кабинета были мастерами экспромтов, но не относились к числу людей, способных системно работать над собственными речами и документами (что нельзя сказать о других ключевых фигурах этого периода политической истории – Егоре Гайдаре и Анатолии Чубайсе, прибегавших не столько к услугам спичрайтеров, сколько советников). Ельцинско-черномырдинский этап – это и эпоха создания новых, «вестернизированных», жанров – радиообращений, телеобращений, книг.

4. Путинский, характеризующийся окончательной институционализацией профессии, адаптированной под решение конкретных идеологических задач. Данный этап продолжается по настоящее время, поскольку нынешний президент РФ Д.А. Медведев в основном продолжает придерживаться основ организации политической речи, заложенных его предшественником.

Еще одной особенностью публичного политического выступления является тот факт, что данный тип речи «работает» на создание определенного имиджа политика. Речевой имидж – это не данная природой внешность, которую невозможно или, по крайней мере, очень трудно изменить. Основные параметры и манера устной речи – вещи устойчивые –тембр голоса, дикция, артикуляция, темп произношения, наиболее употребляемые слова, т.е. фонетические и лексические особенности. Поэтому речь человека часто сравнивают с его почерком – она индивидуальна и неповторима. Цель работы политического лидера таким образом – сделать свою речь достаточно узнаваемой. Это возможно путем систематического и правильного использования в своих публичных выступлениях определенного набора языковых средств, в том числе и лексических.


1.2 Языковые явления в политике

Поскольку публичная политическая речь является неотъемлемой частью ораторского искусства, то она использует различные средства языка с целью определенного воздействия на аудиторию. Процесс подготовки выступления обычно состоит из нескольких этапов: написанный текст выступления всегда согласуется, в окончательный текст вносятся правки, расставляются необходимые акценты. Официальные выступления должны надолго запоминаться и оставлять хорошие впечатления. Отсюда и использование большого количества различных языковых стилистических средств.

Основной компонент публичного политического выступления – речь. Протокольная (или, как ее еще называют, рамочная) - речь, обрамляющая событие: речь-приветствие, ответное слово, напутственное слово, речь на презентации. От выбора стиля речи зависит и набор языковых средств и приемов, используемых в ней.

Приветственная (иногда ее называют вступительной) речь содержит следующие смысловые компоненты: открытие мероприятия, приветствие аудитории, представление выступающих, а в конце - благодарность выступающему с обоснованием этой благодарности, слова о закрытии мероприятия и прощание с аудиторией. «Задача такого рода речи состоит в том, чтобы настроить собрание на соответствующий тон, отвлечь от собственных проблем и объединить в желании сопереживать предстоящему мероприятию. Поэтому основным содержанием вступительного слова обычно бывает описание роли и места мероприятия в жизни аудитории».

В своем тринадцатом по счету послании Федеральному собранию Владимир Путин подчеркнул явно сформулированный российским обществом запрос к властям на справедливость, уважение к людям и поддержку гражданских инициатив. Реализация этих принципов требует конкретных мер, и президент подробно остановился на каждой из них.

Владимир Путин сразу обозначил основные темы послания – экономика, социальные вопросы и внутренняя политика. О внешней политике президент лаконично упомянул в самом конце своего выступления.

«Будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня»

Начал президент с, казалось бы, отвлеченной темы, которая, тем не менее, задала тон всем остальным высказанным им тезисам:

«Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы все это ни исходило, и все больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение».

Исходя именно из этих принципов – справедливости, уважения и готовности слышать других, глава государства призвал собравшихся выстраивать политику страны и взаимодействовать с гражданами.

Традиционно от общего президент быстро перешел к частному, и его выступление, которое в этот раз длилось 68 минут, можно разделить на следующие тезисы, исходя из которых будет строиться политическое, экономическое и социальное развитие России на ближайший год.

1.Увеличение роли Государственной думы и укрепление законодательной власти, а также развитие институтов прямой демократии. Путин подчеркнул, что у «Единой России» – партии, которую он создал и поддерживал, в этот раз есть конституционное большинство, и она «является главной опорой правительства в парламенте». Показательно, что многие в дальнейшем озвученные президентом тезисы ранее фигурировали в качестве обещаний в предвыборной программе «Единой России». Вряд ли все, кто проголосовал за партию 19 сентября, внимательно читали этот объемный документ, но фактически заявленные президентом цели и задачи – это выполнение наказов той части граждан, на основании пожеланий которых была составлена программа партии власти.

2.Свободомыслие и недопустимость цензуры на основе уважения к чужому мнению. Президент обратился к обеим частям общества – и к «творцам», которые считают, что для самовыражения нет границ, и к «охранителям», которые почему-то уверены, что их строгий художественный вкус может послужить оправданием для уничтожения произведений искусства или срыва спектаклей.

С одной стороны, «это не значит, что, жонглируя красивыми словами и прикрываясь рассуждениями о свободе, кому-то можно оскорблять чувства других людей и национальные традиции». С другой, президент считает неприемлемой «встречную агрессивную реакцию, тем более если она выливается в вандализм и в нарушение закона. На подобные факты государство будет реагировать жестко».

И еще раз – для тех, кто не понял с первого раза: «И в культуре, и в политике, в средствах массовой информации, и в общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию».

3.Годовщина революций – повод для объединения, а не размежевания. Люди во всем мире любят красивые даты, и Россия – не исключение. Крах Российской империи был вызван сочетанием множества внешних и внутренних факторов, но любая революция происходит, когда одна часть общества перестает слышать другую, а власть не способна добиться их примирения или, что хуже, сама пребывает крайне далеко от актуальной повестки дня.

Поэтому, как отметил президент, «недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки». «Давайте будем помнить, мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна», – подчеркнул он.

Любая историческая дискуссия должна вестись исходя из этой аксиомы, попытки «довоевать» и навязать свое мнение о событиях столетней давности в качестве единственно верного недопустимы.

4.Сбережение нации. Это в первую очередь рождаемость и медицина. Если с рождаемостью у нас все более-менее хорошо, цифры выше среднеевропейских, а младенческая смертность неуклонно снижается, то с медициной в целом – пока не очень. Путин остановился на одном важном достижении – количество людей, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, выросло за 11 лет в 15 раз – с 60 000 человек до 900 000. Но сохраняются проблемы в первичном звене – недостаток квалифицированных специалистов, очереди, недостаточная информатизации. Для решения этих проблем будут предприниматься конкретные действия, в частности регулярная переподготовка и подключение к скоростному интернету всех больниц и поликлиник, что позволит активнее развивать телемедицину. Ответственным за интернетизацию медицины назван лично министр связи Николай Никифоров.

5.Качественное среднее образование. Эта тема, как и предыдущая, активно прорабатывалась в ходе кампании в Госдуму, поэтому президент остановился на ней детально. Ликвидация третьей, а затем и второй смен, развитие детских технопарков, формирование в регионах центров поддержки одаренных учеников, а также внешкольные проекты в театре, кино, на телевидении, в музеях и в интернете. Главные задачи школам и учителям – «давать знания и воспитывать нравственного человека», фундаментальный принцип – «каждый ребенок, подросток одарен, раскрытие его талантов – это наша с вами задача». То есть уважение должно распространяться не только на взрослых, но и на детей.

6.«Атмосфера общих дел». Пожалуй, еще никогда глава государства в послании не уделял столько внимания волонтерству и некоммерческим организациям. Федеральным и региональным властям поставлена задача не просто не мешать гражданским инициативам, а поддерживать их. «Я хочу, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтение исключительно казенным структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации», – обратился к чиновникам президент. Уже в начале следующего года станет понятно, услышали ли они, или, как и в случае с «чиновниками-академиками», непонятливым . Но поддержка гражданских инициатив лично президентом – серьезный довод для работников НКО при общении с чиновниками разных уровней. «Отмахнуться» будет сложнее.

7.Благоустройство ради людей, а не ради благоустройства. Говоря на эту тему, президент впервые в своей речи упомянул ОНФ, призвав «фронтовиков» организовать «эффективный контроль, а с его помощью добиваться конкретного результата» в ходе освоения 20 млрд рублей, которые будут направлены в регионы на благоустройство. Президент также призвал и ОНФ, и гражданское общество в целом подключиться к решению «таких задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов животных и растений, создание гуманной системы обращения с бездомными животными». Объявленный Годом экологии 2017-й должен стать не формальным мероприятием, а возможностью сделать наши города и поселки более комфортными для жизни – ликвидировать свалки, привести в порядок реки и озера.

«Годовщина революций – повод для объединения, а не размежевания »

В этом же блоке Путин рассказал о масштабных планах по модернизации дорожной сети за пределами Москвы и Петербурга – «за два года здесь должно быть приведено в порядок не менее половины дорог».

8.Экономика – от устойчивости к росту . На том, что позволило стране с минимальными потерями пережить нынешний кризис – и что может стать драйверами роста, президент остановился особенно подробно, с цифрами и деталями. Если максимально кратко, то на фоне постоянных завываний оппозиции «все пропало, шеф» в стране был создан мощный агропромышленный комплекс, доходы от экспорта продукции которого в прошлом году превысили доходы от торговли оружием, а также IT-сфера. АПК принес 16,2 млрд долларов на внешнем рынке, ОПК – 14,5 млрд, информационные технологии – 7 млрд.

Развитие будет идти в этом же направлении – кредитная поддержка аграриев, льготы по страховым взносам для IT-компаний, увеличение количества гражданской продукции, производимой ОПК.

Налоговая система останется неизменной до конца 2018 года, а 1 января 2019-го заработает новая, которая тоже должна оставаться неизменной долгие годы.

«Кошмарить бизнес» нечистым на руку правоохранителям не дадут. Региональным банкам нужно позволить подходить к оценке заемщиков – представителей малого бизнеса менее строго. Также государство должно , обвинять их в «незаконном предпринимательстве» недопустимо, полагает президент.

9. «Борьба с коррупцией – не шоу». Традиционно отметив, что большинство госслужащих – честные люди, и «ни должность, ни высокие связи, ни былые заслуги не могут быть прикрытием для нечистых на руку представителей власти», Путин подверг критике следователей, которые поднимают «информационный шум вокруг так называемых резонансных случаев». Президент напомнил о презумпции невиновности и отметил, что борьба с коррупцией только тогда получит поддержку общества, когда будет профессиональной, серьезной и ответственной. То есть снова речь об уважении к людям, недопущении превращения серьезной темы в балаган.

10.Наука и высокие технологии – вопрос национальной безопасности . На этой теме президент также остановился детально и подробно. Он обозначил главную проблему, которая остается неизменной уже не первую сотню лет – «превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты». «Этим, кстати говоря, мы всегда страдали, от разработок до внедрения огромное время проходит», – отметил президент. Для того, чтобы переломить эту тенденцию, разработан широкий комплекс мер: это и поддержка образования – инженерного, технического и IT, финансовая поддержка научных исследований, в том числе со стороны ВЭБ, выделение грантов, рассчитанных на семь лет работы, создание лабораторий, возвращение уехавших за рубеж ученых. Задача сформулирована вполне четко и однозначно: «Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении».

Все эти приоритеты заложены в «Стратегию научно-технологического развития России». Указ о ее утверждении подписан.

11.«Безопасность и возможность развития не для избранных, а для всех стран и народов». Внешняя политика стала финальной темой, к которой обратился президент. Здесь также все вполне четко и однозначно. Россия была и остается миролюбивой державой, заинтересованной в партнерстве со всеми странами мира. В пример глава государства привел российско-китайское сотрудничество, которое является «образцом отношений миропорядка, построенного не на идее доминирования одной страны, какой бы сильной она ни была, а на гармоничном учете интересов всех государств».

Путин подчеркнул недопустимость цензуры и в глобальном информационном пространстве, неприемлемость концепции «исключительности» какой-либо страны, а также призвал новую администрацию США бороться с «реальной, а не выдуманной угрозой – международным терроризмом» и предостерег, что «попытки сломать стратегический паритет крайне опасны и могут привести к глобальной катастрофе».

Глава государства также выразил благодарность тем, кто борется с терроризмом – как за пределами России, так и внутри нее.

В завершение послания президент особо отметил, что во время кризиса «мы не углубились в какие-то мелочи текущего дня, не занимались только проблемами выживания, мы думали над повесткой развития и обеспечивали ее – и сегодня именно эта повестка становится главной, выходит на первый план».

«Будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня» – этими словами завершилось тринадцатое по счету президентское послание Владимира Путина, оно же – первое для нового состава Государственной думы.

УДК 81’27

ББК Ш100.3 ГСНТИ

Т. И. Стексова Новосибирск, Россия

«послание президента»

КАК ЖАНР ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. Анализируется институциональный речевой жанр «послание президента» на примере сопоставления коммуникативных особенностей посланий двух президентов (Н. Назарбаева и Д. Медведева).

Ключевые слова: политическая коммуникация; речевой жанр; жанрообразующие признаки; послание президента.__________________________

16.21.27 Код ВАК 10.02.19

Т. I. Steksova Novosibirsk, Russia

«president’s address» as a genre in political communication

Abstract. Institutional speech genre «president’s address» is analyzed on the basis of comparison of communicative peculiarities of the addresses pronounced by two presidents (N. Nazarbaev and D. Medvedev).

Key words: political communication; speech genre; genre-creating signs; president’s address.

Place of employment: Novosibirsk State Pedagogical University.

Институт филологии, массовой информации и психологии.

Место работы: Новосибирский государственный педагогический университет.

Контактная информация: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

e-mail: [email protected].__________________________________________________________________________

Статья основана на докладе, прочитанном на Международной научной конференции «Коммуникация как предмет междисциплинарных исследований: научные теории и социальная практика» (Калининград, 17-19 мая 2012 г.)

Как отмечают современные исследователи, изучение политического дискурса - как его тематики, так и особенностей политического языка и используемых дискурсивных практик - относится к наиболее актуальным задачам политологии и политической лингвистики [Баранов, Михайлова, Сатаров, Шипова 2004]. Как известно, предметом изучения политической лингвистики является речевая деятельность, направленная на пропаганду, эмоциональное воздействие на граждан страны, пробуждение политической активности. Разработка новых методов анализа политических текстов и их применение позволяют получать адекватные данные о состоянии общественного сознания, о доминирующих политических установках на актуальные общественно-политические проблемы. В политической коммуникации язык становится инструментом влияния и манипулирования, важнейшим средством категоризации, а тем самым и понимания политических феноменов. Можно предположить, что в политической коммуникации нейтральное использование языка в принципе невозможно. Именно поэтому, как справедливо отмечает Е. И. Шейгал, власть как в абстрактном смысле, так и в значении «конкретные представители власти» нередко выступает в качестве объекта осмысления, интерпретации и критики [Шейгал]. Поскольку всякая власть создает свою речевую практику,

играет в свою «языковую игру», для изучения политического дискурса важен анализ «языка власти», или «дискурса власти».

Р. Блакар подчеркивает, что люди с разными позициями во власти имеют разные возможности по овладению более продвинутыми лингвистическими механизмами, и тот, кому принадлежит наибольшая власть, может в любой момент решить, какой лингвистический механизм наиболее полезен. Следовательно, тот, кто обладает властью (положением), в значительной степени определяет употребление и значение слов и выражений (инструментов власти). Говоря о языке как инструменте социальной власти, Р. Блакар имеет в виду присущую языку способность к структурированию и воздействию (выбор выражений, осуществляемый отправителем сообщения, воздействует на понимание получателя). Исследователь выделяет шесть «инструментов власти», имеющихся в распоряжении отправителя: 1) выбор слов и выражений; 2) создание (новых) слов и выражений; 3) выбор грамматической

формы; 4) выбор последовательности; 5) использование суперсегментных признаков; 6) выбор имплицитных предпосылок [Блакар 1987]. К этому перечню можно добавить и выбор речевого жанра.

Как известно, в некоторых видах дискурса существуют определенные жанры, доступные только для «профессионалов»,

субъектом которых не может быть «клиент»: проповедь - для священника, лекция - для преподавателя, приговор - для судьи и т. д. К ним относится большинство жанров политического дискурса (публичная речь политика, парламентские дебаты, партийная программа, все жанры президентской риторики и др.).

Одним из жанров политической коммуникации является послание президента. Под посланием словари понимают «письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому (или к другой организации) по какому-нибудь важному государственному, политическому вопросу». Жанр послания президента получил распространение в новейшей истории России. Этот жанр носит институциональный характер, т. е. говорящий «выступает как представитель определенного социального института и как носитель определенного социального статуса, что предопределяет соблюдение установленных статусно-ролевых и ситуационно-коммуникативных норм» [Чудинов 2012: 54].

Для анализа мы взяли послания президентов Казахстана (2011 г.) и России (2010 г.). Такой выбор не случаен. Сравнение посланий президентов России и, скажем, главы США, Великобритании или Франции позволило бы выявить национальную специфику политического текста, разграничить «свое» и «чужое». Кроме того, перевод иноязычных текстов так или иначе отражает политические и языковые пристрастия переводчиков. Послание президента Казахстана написано на русском языке, Казахстан и Россия принадлежат к одному постсоветскому пространству, близки по многим параметрам, включая общие проблемы. Тем интереснее сравнивать не столь культурно отдаленные тексты.

Воспользовавшись моделью Т. В. Шмелевой [Шмелева 1997], выявим жанрообразующие признаки и сопоставим их реализацию в двух посланиях.

Как показал анализ языкового материала, жанр послания является сложным, включает в себя другие, первичные речевые жанры и потому полиинтенционален, т. е. совмещает в себе информативный и императивный компоненты. Однако соотношение этих компонентов в анализируемых посланиях различается. Так, послание президента Казахстана прежде всего носит информативный характер, причем информация касается трех временных планов - сообщается, что сделано, что делается и что планируется: Мы ввели в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечили постоянной работой

около 24-х тысяч казахстанцев. Всего по стране создано порядка восьмиста различных производств. Мы начали процесс активного восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершили рывок в переработке сельхозпродукции. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге. Будет создано 161 тысяча постоянных рабочих мест и 207 тысяч - на период строительства. К 2015 году будет построено 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник.

Императивная составляющая послания проявляется через речевой жанр поручения. Президент дает поручения правительству: В целях развития несырьевых секторов поручаю Правительству разработать и утвердить Комплексный план энергоэффективности. Поручаю Правительству вместе с акимами до 1 мая этого года разработать и принять принципиально новые программы. Поручаю Правительству совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы до 1 мая 2011 года разработать принципиально новую программу по обеспечению занятости населения. Поручаю Правительству перейти со следующего года к мотивационным денежным выплатам.

Характерно, что президент Казахстана в своем послании использует модальность необходимости, а не долженствования. Это приводит к осознанию поставленных задач как задач, решение которых объективно нужно всем жителям страны: В рамках,Дорожной карты“ в 2009 и 2010 годах мы провели большую работу по ремонту объектов ЖКХ. Эту работу нужно продолжить. Необходимо провести масштабную модернизацию систем водо-, тепло-, электро-и газоснабжения, а также обеспечить создание оптимальной модели жилищных отношений. Теперь всё зависит от того, как Правительство и местные органы власти исполнят эти задачи, как будет организована эта работа. Это минимум того, что нужно сделать в ближайшее десятилетие.

Послание президента России также выполняет информативную функцию, причем чаще всего информация касается настоящего, которое, правда, сравнивается с прошлым: Численность безработных сейчас составляет около 5 миллионов человек, то есть она сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса. Это существенное достижение. Размер суверенного долга минимален. Сегодняшний уровень международных резервов России (а это

около полутриллиона долларов) существенно выше, чем этот показатель в конце 2008 года.

В целом в данном послании доминирует императивная функция, которая проявляется в использовании модальности необходимости: Необходимо провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников. Особое внимание нужно уделить вакцинопрофилактике, доступности для детей и подростков качественных лекарственных препаратов и ранней диагностике у них туберкулеза, онкологических и иных опасных заболеваний. На эти цели также нужно направлять необходимые средства. Для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми надо ввести дополнительные налоговые преференции. В-третьих, для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Однако более частотной для данного послания является модальность долженствования: И местные администрации, и органы надзора должны заранее, то есть практически сейчас, позаботиться о подготовке к следующему летнему сезону. Этими вопросами должны заниматься и Уполномоченные по правам ребенка, которые есть уже в 58 регионах нашей страны. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы. В приведенных примерах долженствующий субъект назван. В других случаях не оговаривается, кто должен выполнить названное: налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.

В подобных случаях, как и в примерах с модальностью необходимости, за счет использования пассивных конструкций с устранением субъекта высказывание приобретает статус декларации, а не конкретной постановки задачи. Более того, некоторые высказывания президента нацелены явно не на того адресата: В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего - видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов - это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Членам Федерального собра-

ния сообщается, что разработкой проекта школы будущего должны заниматься учителя, ученики и их родители, следовательно, федеральная власть в этом деле может самоустраниться, снять с себя всякую ответственность за проблемы образования.

Кроме того, в послании встречается жанр поручения: Поручаю Правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации... Я поручаю начиная с 2011 года проводить их (детей - Т. С.) углубленную диспансеризацию... Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию... Я поручаю Правительству подготовить предложения на эту тему. Я поручаю главам субъектов Федерации ежегодно предоставлять доклады об экологии в их регионе. В отличие от поручений Н. Назарбаева, поручения Д. Медведева носят более абстрактный характер, не имеют четко сформулированную задачу и сроков исполнения.

Жанр обещания не очень популярен в тексте послания президента. Встречается один пример: Исполнение этих поручений я продолжу контролировать лично, - который можно интерпретировать как обещание.

Сравниваемые тексты являются посланиями президентов республик, т. е. говорящие равны по статусу. Как известно, тексты посланий, как и других политических документов, пишутся не самими президентами, а по их заданию целой группой специалистов. Тем не менее следует согласиться с мнением А. П. Чудинова, утверждающему, что, озвучивая или подписывая политический документ, президент берет на себя ответственность за его содержание. Такие тексты исследователь предлагает называть текстами со смещенным авторством [Чудинов 2012: 74-75]. Для адресатов политической коммуникации более значима, актуальна точка зрения президента, а не его помощников, поэтому текст воспринимается как принадлежащий именно президенту. Соответственно оба анализируемых текста одинаковы с точки зрения фактора автора: в обоих автор смещенный.

Однако адресаты разбираемых посланий различаются: президент Казахстана обращается к «народу Казахстана», а президент России - к «Федеральному собранию». И если в первом случае используются обращения «уважаемые казахстанцы», «дорогие казахстанцы», то во втором только один раз встретилось обращение «уважаемые граждане России!», в остальных случаях - «уважаемые депутаты и члены Совета Фе-

дерации», «уважаемые коллеги», «дорогие друзья». В связи с этим разное наполнение получает местоимение «мы» в устах президентов. Н. Назарбаев, используя это местоимение, включает себя в сообщество казах-станцев, мы - это жители республики. Знаменателен в этом отношении подзаголовок послания: Построим будущее вместе! Поэтому при постановке задач Н. Назарбаев, используя местоимение мы, объединяет себя, властные структуры и весь народ Казахстана: Если мы хотим жить лучше и богаче, мы обязаны выполнить эту работу. Этим и определяется, в частности, выбор модальности необходимости: нам надо что-либо сделать всем вместе!

Для Д. Медведева мы - это представители федеральной власти: Мы все вместе, здесь присутствующие, провели широкое обсуждение закона „О полиции“... Жанр благодарности в его послании адресован только представителям власти: Еще раз хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в обсуждении этих инициатив, всех депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Не случайно появляется местоимение они, которое объединяет народ России и представителей местной власти и противопоставляет их федеральной власти. Ср.: Именно поэтому наряду с развитием законодательства о судебной системе, что мы делали и продолжаем делать, мы начали проведение реформы МВД. / ...региональные и муниципальные руководители обязаны готовиться к эффективной реализации этих новых актов. В них действительно много нового. При этом не прятаться по кабинетам и наблюдать за тем, как на их территории растет и наглеет криминал. Они должны делать всё, чтобы люди не боялись за свою жизнь и жизнь своих близких, не опасались потерять свое здоровье, имущество и человеческое достоинство. Не случайна модальность долженствования: они должны! Противопоставление мы - они представляется закономерным, отражающим реальное отношение власти России к народу.

О том, что местоимение мы, с его богатыми возможностями в сфере концептуализации и оценочной интерпретации действительности, имеет давние традиции использования в разных видах так называемой манипулятивной коммуникации, писала И. Ю. Гранева. В своей работе она иллюстрирует употребление мы для языковой манипуляции осознанным обыгрыванием в следующем старом анекдоте: Генеральный Секретарь ЦК КПСС выступает с речью: / - Через двадцать лет мы будем жить при коммунизме! / Реплика

из зала:/-А мы? [Гранева 2010].

С точки зрения диктумного содержания послания президентов Казахстана и России также имеют различия. Текст Н. Назарбаева четко структурирован, делится на две основные части: 1) ускоренная экономическая модернизация; 2) социальная модернизация - новая социальная политика. Во второй части выделяются следующие подразделы:

2.1)образование;

2.2) здравоохранение;

2.3) развитие языков;

2.4) новая стратегия занятости;

2.5) модернизация ЖКХ;

2.6) качественная питьевая вода;

2.7) повышение доходов - новое качество жизни.

Как видим, темы, затронутые в послании, - это актуальные конкретные вопросы, волнующие народ страны. Это понятно, ведь послание Н. Назарбаева, напомню, адресовано всем казахстанцам.

Послание Д. Медведева представляет собой сплошной текст, структурно не расчлененный на какие-либо части. Конечно, в нем также можно выделить определенные темы, а именно:

Итоги 2010 года;

Демография;

Качество и доступность здравоохранения, здоровье детей;

Поддержка молодых и многодетных семей;

Защита детей;

Развитие системы образования;

Защита окружающей среды;

Модернизация политической системы, качество работы органов власти;

Безопасность и уголовное законодательство;

Борьба с коррупцией и система госзакупок;

Модернизация Вооруженных Сил;

Внешняя политика;

Отдельные поручения Правительству, Администрации президента и руководителям регионов.

Как видим, тематика этого послания шире, оно дополнительно затрагивает вопросы внешней политики и работы органов власти всех уровней. Это обусловлено тем, что президент обращается к представителям власти, в ведении которых находятся данные вопросы. Однако неструктурированность текста заставляет президента использовать следующие конструкции: Отмечу также и то, что... Еще одна тема. Прежде всего о мерах... Серьезной проблемой... Поистине

страшная проблема.......Не могу не сказать

еще об одной проблеме. Особо отмечу зна-

чение... Завершая тему, подчеркну, - и под.

В плане языкового воплощения также можно найти ряд различий.

Послание Н. Назарбаева выдержано в официально-деловом стиле, соответствует всем нормам литературного русского языка. Автор использует достаточно короткие предложения, которые легко воспринимаются на слух: Поручаю Правительству перейти со следующего года к мотивационным денежным выплатам. Главный вопрос - преодолеть иждивенчество. Безработный будет получать грант на приобретение профессии, а не за то, что он безработный. Проблемы бедности надо решать, а не смягчать за счет государственных пособий. Государство будет помогать только объективно нетрудоспособным и малообеспеченным. В тексте используются отглагольные существительные, что обеспечивает именной характер текста: работа, доступ, изношенность сетей, реализация программы. Лексика - либо официально-деловая, либо нейтральная. В тексте много цифровых данных, призванных свидетельствовать об объективности изложения. Кроме того, автор очень часто в подтверждение выдвинутых тезисов ссылается на мнение независимых экспертов: В настоящее время по оценкам международных экспертов антикоррупционное законодательство Казахстана признано одним из самых эффективных. В докладе Всемирного банка в 2010 году Казахстан признан лидером по проведению реформ в интересах бизнеса. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира. Автор минимально обозначает свою личность в тексте. Местоимение я и глаголы в форме

1 л. ед. ч. весьма редки.

Послание Д. Медведева носит более личностный характер. Президент России активно пользуется местоимением я. В его тексте комбинируются черты разговорнобытового и официально-делового стилей. С одной стороны, употребляются осложненные синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля: Год назад в этом зале я представил свою политическую стратегию: опираясь на ценности демократии, модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень; утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе. Частотны пассивные

конструкции: До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнется применение спутниковых навигаторов системы. Так же, как и Н. Назарбаев, Д. Медведев активно использует отглагольные существительные. С другой стороны, президент России обращается не только к официальноделовой и нейтральной лексике, но и к разговорной и даже просторечной: Мерзавцев, которые этим занимаются, нужно наказывать самым суровым образом. Таких людей на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. В результате послание президента России более эмоционально окрашено, чем послание президента Казахстана.

В отличие от Н. Назарбаева, который в основном приводит факты, оперирует цифровыми данными, Д. Медведев позволяет себе использовать банальные фразы, сообщать общеизвестное, - другими словами, подменяет информативность декларативностью: Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Детство и юность - это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее.

Подведем итоги. Каждый носитель языка (в нашем случае - президент) в речевом сообщении осуществляет структурирование, воздействие и передачу своей точки зрения через используемые языковые формы. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько сознательно авторы текстов избрали способы их языкового воплощения. Трудно заподозрить Д. Медведева и его помощников в неумении структурировать текст, в незнании конкретных цифровых данных и в целом в более низкой языковой компетентности по сравнению с Н. Назарбаевым и его помощниками. Интерпретация послания президента России позволяет предположить намеренность предложенного построения текста. По мнению Е. А. Кожемякина, «механизм политической интерпретации может быть раскрыт на основе идей Доналда Дэвидсона, утверждавшего, что интерпретация речевого акта подразумевает понимание „нереализованных диспозиций говорящего“, включающих в себя убеждения, намерения, желания адресанта». [Кожемякин 2011: 55]. Представляется, что намерения адресанта сводились к желанию минимизировать свою ответственность за счет использования общих фраз, приведения неопределенных данных, отсутствия структурированности

текста. Кстати, это позволяет и адресатам (представителям федеральной власти) уйти от ответственности: если не названы конкретные исполнители, сроки, то и спрашивать не с кого. Если под интерпретацией понимать «перевод формальных символов и понятий на язык содержательного знания» [Микешина 2007: 137], то более широкий адресат (все граждане России) не получает исчерпывающего содержательного представления о положении дел в стране и конкретных перспективах. Напомню, что в ходе политической коммуникации эффект языкового воздействия проявляется на достаточно высоком уровне. В результате политическая коммуникация, представленная таким жанром, как послание президента, оказывает огромное влияние на общественное сознание и формирование политических диспозиций граждан. И если послание Н. Назарбаева достигает своей коммуникативной цели, служит идее объединения общества, то послание Д. Медведева не столь единодушно воспринимается россиянами и вызывает, по крайней мере у части из них, критическое

отношение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М. : Прогресс, 1987. С. 88-120.

2. Баранов А. Н., Михайлова О. В., Сатаров Г. А., Шипова Е. А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики. - М., 2004.

3. Гранева И. Ю. Местоимение «мы» как средство идеологических манипуляций в русской языковой картине мира// Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 494-496.

4. Кожемякин Е. А. Производство знания в политическом дискурсе: социально-эпистемологический взгляд // Политическая лингвистика. 2011. № 4.

5. Микешина Л. Эпистемология ценностей. - М. : Росспэн, 2007.

6. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. - М., 2012.

дискурса. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_

Buks/Polit/Index_Polit.php.

8. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов, 1997.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.