Роль массажа и гимнастики в профилактике рахита. Лечение рахита у детей

Массаж и лечебная гимнастика

при рахите

Рахит - это заболевание всего организма, которое характеризуется глубоким нарушением всех видов обмена веществ.

В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уродующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распространенных заболеваний раннего детского возраста и требует особого внимания родителей и врачей.

Болезнь развивается в связи с дефицитом или нарушением усвоения в организме витамина D, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани.

Витамин D - единственный витамин, образующийся в коже под
действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей. Старое название рахита - «английская болезнь» - связано с широким распространением этого заболевания в промышленных городах Англии позапрошлого века.

Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает
недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые
условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэлементов), частые или длительные заболевания, а также малая двигательная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоношенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавляющих в весе.

Рахит - общее заболевание, проявляющееся нарушением многих органов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть
состояния ребенка.

Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребенок становится более капризным, раздражительным, у него нарушается сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят изменения костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищеварения и т. д.

В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит
размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разрастание
неполноценной костной ткани. В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка.

Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее
частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в
месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки».

Размягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов.

Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости
голени, развивается плоскостопие. Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит» происходит от греческого слова «позвоночник»).

Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка
энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости.
Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и живота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так
называемый «лягушачий» живот.

Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов.
Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоятельно ходить.

Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое соблюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и лечебную гимнастику.

Лечебная гимнастика и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие больных детей, приостанавливают развитие костных деформаций.

Особо следует отметить значение лечебного массажа, который,
активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование
витамина D. В связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особенно важным.

Методика массажа и лечебной гимнастики строго индивидуальна и зависит от периода, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и развития ребенка.

В начальном периоде, когда появились лишь первые признаки
начинающейся болезни, занятия с ребенком строятся на основе возрастных
комплексов. Ребенок быстро устает, поэтому следует уменьшить нагрузку; достаточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожностью выполняются пассивные упражнения. Нельзя допускать переразгибания в суставах.

Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких - легкое надавливание на грудную клетку, затем - в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и т. п.)

Учитывая повышенную возбудимость ребенка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приемы.
Если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время занятий,
можно разбить комплекс на 2-3 части и заниматься в удобное время.

Примерное занятие с ребенком 1-3 месяцев, больного рахитом в начальном периоде

1. Дыхательные упражнения - 2-3 раза.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж стоп.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Рефлекс опоры или рефлекторная «ходьба».
7. Выкладывание на живот.
8. Поглаживающий массаж спины.
9. Рефлекторное ползание.
10. Поглаживающий массаж живота.
11. Покачивание в позе «эмбриона» или покачивание на мяче.
12. Поглаживающий массаж груди.
13. Дыхательное упражнение.

В период разгара заболевания состояние ребенка значительно ухудшается. Дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялыми, заторможенными. Нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся крайне осторожно. Общая продолжительность - не более 10-12 мин. Упражнения делаются в положении ребенка лежа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движения в данном суставе. По возможности проводятся упражнения, основанные на врожденных рефлексах.

Из приемов массажа применяется только поглаживание, которое успокаивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания.

Для профилактики деформации костей недопустимо длительное
пребывание ребенка в однообразной позе. Больного малыша следует выкладывать на живот многократно в течение дня. В этом положении
укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки. Ослабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают
под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пеленку).

Примерное занятие с ребенком 3-6 месяцев в период разгара рахита

1. Дыхательное упражнение.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
5. Поворот со спины на живот (с помощью).
6. Поглаживающий массаж спины.
7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.
8. Массаж грудной клетки.
9. Поглаживающий массаж рук.
10. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, 3-4 раза.
11. Поглаживающий массаж ног.
12. Сгибание ног вместе или попеременно или «скользящие шаги»
(3-4 раза).
13. Поглаживающий массаж живота.

В период восстановления здоровья ребенка интенсивность и продолжительность занятий несколько увеличивается. Лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка; лучше ориентироваться на комплексы для недоношенных детей.

С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается
исходное горизонтальное положение. Особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота и ног. Замечательный лечебный эффект дают плавание и упражнения в воде.

В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и разминание, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме.

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев в восстановительном периоде

1. Поглаживающий массаж рук.
2. Скрещивание рук на груди.
3. Массаж ног.
4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.

5. Повороты со спины на живот вправо.
6. Массаж спины..
7. Массаж ягодичных мышц (все приемы).
8. Упражнения в ползании.
9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипыванием
вокруг пупка).
10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведенные
в стороны руки.
11. «Парение» на животе.
12. Массаж грудной клетки спереди назад.
13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под локти
до перехода в положение стоя на коленях.
14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
15. «Скользящие шаги».
16. Приподнимание прямых ног до палочки.

После выздоровления ребенка возможны остаточные явления рахита, которые проявляются главным образом в значительной задержке психомоторного развития и костных деформациях.

Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений.
Широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота,
ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на
живот, присаживание, ползание и т. д.). Нагрузку в занятии приближают
к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка.

Помимо общего массажа применяют стимулирующие приемы, укрепляющие ослабленные мышцы.

Особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, искривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени.

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 9 месяцев до 1 года

1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).
2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).
3. Круговые движения рук.
4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.
5. Массаж спины.
6. Приподнимание туловища из исходного положения на животе при
поддержке за локти в положение стоя на коленях и стоя.
7. Ползание или ходьба на четвереньках за игрушкой.
8. «Тачка» - ходьба на руках при поддержке за ноги.

9. Массаж живота.
10. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).
11. «Скользящие шаги».
12. Присаживание за отведенные в стороны руки, держась за кольца.
13. Из исходного положения сидя - повороты туловища вправо и
влево за игрушкой.
14. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе.
15. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного
положения стоя.
16. Упражнения для стоп.

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 1 г. до 1 г. 6 месяцев

1. И. п.: лежа на спине. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
2. «Скользящие шаги».
3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).
4. Переход в положение сидя - колени фиксированы.
5. И. п.: сидя. Повороты вправо и влево за игрушкой.
6. Поднятие рук над головой («Достань игрушку») и возврат в и. п.
7. Переход в положение лежа.
8. Поднимание выпрямленных ног.
9. Поворот со спины на живот за игрушкой в обе стороны.
10. Подползание под скамеечку.
11. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе. То же
одновременно с ногами («рыбка» или «лодочка»).
12. Из положения стоя с фиксированными коленями - наклоны и выпрямление туловища. Наклониться, взять игрушку, поднять ее над головой.
13. Массаж стоп, упражнения для стоп.
14. Ходьба по ребристой дорожке.
15. Приседание за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот с живота на спину в обе стороны.
17. Переход из положения лежа на спине в положение сидя, держась
за кольца (присаживание).
18. Круговые движения рук.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность массажа и лечебной гимнастики в профилактике и лечении рахита. Кроме того, немаловажным фактором является отсутствие побочных эффектов от этого метода лечения, в отличие от медикаментозной терапии.

Такое неприятное заболевание, как рахит у детей, развивается на фоне сбоя обмена веществ, нарушения баланса кальция и фосфора из-за недостатка витамина «Д» в организме детей. В группе риска находятся малыши со следующими проблемами:

  • Недостаточное время пребывания на свежем воздухе.
  • Отсутствие нужного количества витаминов и микроэлементов в питании.
  • Сниженная двигательная активность.
  • Дефицит ультрафиолета в осенне-зимний период.

Вследствие развития рахита страдает костная система малыша, появляются сбои в функционировании связанных с ней систем и органов. В зависимости от тяжести протекания заболевания выделяют три его стадии.

Самое начало болезни очень сложно диагностировать, так как оно начинает проявляться как сбои нервной системы. У детей нарушается сон, он становиться легковозбудимым. Может наблюдаться повышенное потоотделение и выкатывание волос с затылочной части головы. Обычно на этой стадии можно ограничиться приемом витамина «Д», получением достаточных доз ультрафиолета и проведением общеукрепляющего массажа при рахите у детей. Если вовремя не начать лечение болезнь переходит во вторую стадию, характеризующуюся деградацией костной системы со стороны грудной клетки и черепа. Самая тяжелая третья стадия влечет за собой уже нарушения в работе внутренних органов, деформацией ручек и ножек, сколиоз. Она практически не поддается полному излечению, особенно после наступления 3-летнего возраста у ребенка. Последствия перенесенного рахита могут сопровождать человека всю жизнь.

Лечение с помощью массажа при рахите у детей

Одним из самых действенных способов победить болезнь является специальный массаж при рахите у детей. С его помощью активизируется обмен веществ, организм начинает усиленно вырабатывать витамин «Д». Массаж необходимо проводить вне зависимости от возраста и тяжести заболевания. Он благотворно воздействует в любом случае. Однако методы и продолжительность проведения массажа при рахите у грудничков существенно отличается от воздействия на деток постарше. Поэтому все лечение должно быть индивидуально назначено специалистом с учетом особенностей у конкретного ребенка.

На первой стадии заболевания проводятся общеукрепляющие курсы массажа, рассчитанные на определенный возраст.

Уменьшить нагрузку в два раза по сравнению с обычным воздействием, так как при рахите дети сильнее подвержены усталости. Очень бережно и внимательно выполнять сгибания-разгибания суставов, избегая давления и резких движений.

Дыхательные упражнения являются обязательным компонентом массажа при рахите у детей. Новорожденным проводятся осторожные надавливания на область грудной клетки. Для деток постарше приемы надавливания могут проводиться обеими руками с более сильным давлением.

Исключить или сильно уменьшить ударные воздействия, заменив их на поглаживания. Это связано с высокой возбудимостью нервной системы ребенка при рахите.

Методы массажа при рахите у детей зависят от характера деформации костной системы. Их можно поделить следующим образом:

Изменения в формировании грудной клетки. Это так называемая «куриная грудь», характеризующаяся чрезмерно выпирающими под острым углом ребрами. Бывает, что грудная клетка наоборот, чрезмерно впалая. Эту патологию называют «грудь сапожника». При таких нарушениях уделяют повышенное внимание межлопаточной области, грудной клетке, межреберным мышцам.

О-образное и Х-образное искривление нижних конечностей, усугубленное плоско-вальгусной деформацией свода стопы. Массаж при рахите у детей с О-образной постановкой ног выполняется на внешней стороне бедер как укрепляющий, а на внутренней - расслабляющий. При Х-образной деформации все делается наоборот.

Ослабление ягодичных мышц может привести к такому нарушению, как «рахитическая коксавара». При подобной проблеме используют приемы растирания и разминание, направленные на укрепление мышц тазобедренной части.

При «лягушачьем животе» помогают любые массажные приемы и элементы ЛФК, направленные на укрепление мышц брюшной области.

комплекс массажа

и физических упражнений в период

разгара рахита для ребенка от 3 до 6 месяцев

Упражнение 1. Массаж рук. Исходное положение -

лежа на спине. Левой рукой удерживать правую кисть

ребенка так, чтобы малыш охватывал ваш большой па-

лец. Ладонью правой руки проводить поверхностное

поглаживание вдоль внутренней поверхности предпле-

чья и плеча в направлении от кисти к подмышечной

впадине. Над локтевым суставом массаж не проводит-

ся. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Массаж ног. Исходное положение

лежа на спине. Ладонью руки захватить одноименной

голеностопный сустав ребенка снизу, придав всей ноге

положение легкого сгибания в коленном и тазобедрен-

ном суставах. Проводить поверхностное поглаживание

в направлении от стопы к паховой области по наружной

и задней поверхности голени и бедра. В области колен-

ного сустава массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3. Массаж живота. Исходное положение -

лежа на спине. Ладонью правой руки проводить

мягкие круговые движения вокруг пупка по часовой

стрелке, не оказывая давления на края реберных дуг.

Затем ладони обеих рук расположить параллельно сред-

ней линии живота (поочередно обе руки - то справа, то

слева): правая рука вверху (у реберного края), левая -

внизу (над лобком). Левой рукой проводить поглаживание

по направлению вверх, правой - вниз. Следующим

этапом ладони расположить на боковой поверхности

грудной клетки и проводить поглаживание по направлению

вперед и вниз до лона. Повторить все действия 6-8 раз.

Упражнение 4. Массаж стоп. Исходное положение -

лежа на спине. Удерживая ногу ребенка одной рукой,

большим и указательным пальцем другой руки проводить

поверхностное поглаживание тыльной поверхности

стоны в направлении от пальцев к голеностопному суставу.

Затем фалангами указательного и среднего пальца

выполнить поглаживание боковой поверхности стопы и

подошвы от пальцев к пятке. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Рефлекторное упражнение для стоп.

Удерживая ногу ребенка левой рукой за голень, мягко

надавить указательным пальцем правой руки на подошву

у основания II-III пальцев - ребенок согнет пальцы стопы.

Затем большим пальцем правой руки провести по

средней линии стопы сверху вниз до середины

пятки с легким нажимом - ребенок разогнет пальцы.

Провести штриховые движения по наружному краю

стопы от пятки к пальцам - произойдут тыльное сгибание

большого пальца и расхождение остальных пальцев

в виде веера. Повторить все действия 2-4 раза.

Упражнение 6. Поворот со спины на живот.

Исходное положение - лежа на спине.

Левой рукой удерживать левую руку ребенка, а правой

рукой обхватить обе голени снизу. Слегка потянуть

ребенка за руку вперед, выпрямляя при этом ноги и

поворачивая их вместе с тазом вправо до тех пор, пока

он не окажется сначала на правом боку, а затем на животе.

Повторить в другую сторону.

Упражнение 7. Массаж спины. Исходное положение -

лёжа на животе, руки под грудью, голова слегка

повёрнута на бок. Массаж проводится тыльной поверхностью фаланг.

Обе руки расположить в низу спины по

обеим сторонам позвоночника. Поверхностное поглаживание

проводить по направлению вверх и в сторону,

огибая внутренний и нижний край лопаток, до подмышечной впадины.

Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Массаж ягодиц.

Исходное положение - лежа на животе, руки под грудью, голова слегка

повернута вбок. Проводить поглаживание ягодиц от

больших вертелов до крестца, располагая ладони в верхнее-наружной поверхности бедер. Повторить 4-6 раз.

Упражнение.9. Повторить массаж рук (см. упражнение 1).

Упражнение 10. Упражнение для рук.

Исходное положение - лежа на спине. Обхватить кисти ребенка и,

разгибая руки в локтях, отвести в стороны на уровне

плеч до прикосновения к столу. Затем привести руки к

груди, скрестив их (ребенок как бы обнимает себя).

Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Повторить массаж ног (см. упраж-

Упражнение 12. Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение - лежа на спине.

Обхватить ноги ребенка в нижней трети голени и

согнуть обе ноги в коленных и тазобедренных суставах,

слегка нажимая ногами на живот. Медленно разогнуть

ноги. Повторить 3-4 раза и выполнить попеременное

сгибание ног 3-4 раза. Повторить то же самое для другой ноги.

Упражнение 13. Повторить массаж живота (см. уп-

ражнение 3).

Упражнение 14. Выкладывание ребенка на живот.

Исходное положение - лежа на животе так, чтобы руки

находились перед грудью, голова была повернута в сторону.

Ребенок должен поднимать и удерживать голову в течение 20 с.

Комплекс упражнений ЛФК и массажа в период реконвалесценции

для ребенка 3-6 месяцев

Упражнение 1. Проводить массаж рук, ног

(поверхностное поглаживание) в течение 2 мин.

Исходное положение - лежа на спине.

Упражнение 2. Проводить массаж живота в течение

2 мин. Исходное положение - лежа на спине. Слегка

согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных

суставах и развести в стороны. Кроме кругового поглаживания,

проводится растирание: кончиками пальцев про-

водить спиралеобразные движения по всему животу.

Упражнение 3 - сведение лопаток.

Исходное положение - лежа на животе. Осторожно развести руки

ребенка в стороны, согнуть в локтях и отвести плечи

назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4. Проводить массаж ягодиц в течение

30 с. Исходное положение - лежа на животе. Кроме

поглаживания осуществляются растирание и поколачивание.

Упражнение 5 - приподнимание ног.

Исходное положение - лежа на животе.

Левой рукой захватить оба

голеностопных сустава ребенка, слегка приподнять над

столом, правой рукой фиксируя поясницу. Повторить

Упражнение 6. Проводить массаж ног в течение

4 мин. Исходное положение - лежа на спине. Сначала

проводится поглаживание, затем - растирание. Массаж

левой ноги: правая ладонь спиралеобразно движется по

передней поверхности голени и бедра, левая - по зад-

ней поверхности с легким надавливанием и смещением

кожи. При массаже правой ноги поменять расположение рук.

Снова провести поглаживание и применить

следующий прием - поперечное разминание одной или

двумя руками, располагая пальцы обеих рук в одну сторону.

Закончить массаж поглаживанием.

Упражнение 7. Рефлекторное ползание в течение

Упражнение 8. Проводить массаж стоп в течение 40 с.

Исходное положение - лежа на спине.

Кроме поглаживания, проводится растирание: поддерживая стопу

ребенка, большим пальцем проводить спиралеобразные

растирания тыльной поверхности стопы снизу вверх,

боковых поверхностей стопы и подошвы от пальцев к пятке и обратно.

Завершить массаж поглаживанием стопы.

Упражнение 9 - присаживание. Исходное положе-

ние - лежа на спине. Вложить в ладони ребенка свои

большие пальцы, отвести руки малыша в стороны и

присаживать его до полуприседа. Повторить 4 раза.

Упражнение 10- разгибание позвоночника («па-

рение»). Исходное положение - лежа на животе. Под-

вести под живот ребенка обе руки и приподнять его над

столом: ребенок удерживает руки и ноги на весу,

поднимает плечи и голову. Повторить 2 раза.

Упражнение 11. Проводить массаж спины в течение

3 мин. Исходное положение - лежа на животе. Сначала

проводится поглаживание спины, затем - растирание:

спиралеобразные движения согнутыми пальцами обеих

рук с опорой на большие пальцы вдоль позвоночника с

обеих сторон. Снова - поглаживание, затем - разминание:

кончиками пальцев сделать кожный валик между

большим и остальными пальцами руки, продвигая его

вдоль позвоночника снизу вверх. Закончить массаж поглаживанием спины.

Упражнение 12. Сгибание и разгибание рук.

Исходное положение - лежа па спине.

Обхватить кисти ребенка, поочередно сгибать и разгибать руки на уровне

груди. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение - на спине. Попеременно сгибать и

разгибать ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах.

Повторить 6-8 раз для каждой ноги.

Упражнение 14. Проводить общий массаж в течение 1 мин.

Исходное положение - лежа на спине.

Выполнить поверхностное поглаживание рук, ног, жив -

та, грудной клетки.

Рахит - это обменное заболевание, при котором наблюдается преимущественное поражение костей. Этому заболеванию, как правило, подвержены дети первых двух лет жизни. В возрасте 1-2 месяцев у ребенка обычно появляются первые симптомы рахита , а в 3-6 месяцев уже можно наблюдать развернутую клиническую картину этого заболевания. Такое заболевание, как рахит, можно встретить на всех континентах, но наиболее часто он встречается в северных странах, там, где люди испытывают недостаток солнечного света. И, соответственно, редко рахит встречается в жарких странах. Дети, которые родились осенью и зимой, болеют рахитом чаще и болезнь у них проходит тяжелее.
При рахите характерны изменения практически всех видов обмена веществ, а прежде всего расстройство фосфорно-кальциевого обмена, в результате чего происходит искривление и размягчение костей, которые сопровождаются разрастанием неполноценной костно-хрящевой ткани. Также при рахите возникает деформация опорно-двигательного аппарата, вследствие недостаточного поступления в мышцы богатых энергией фосфорных соединений (АТФ) поражается мышечная система, происходят нарушения кальциевого обмена. При начальных признаках заболевания у детей наблюдаются: беспокойство, повышенная возбудимость, вздрагивание, кожа ребенка покрывается красными пятнами. У ребенка отмечается "облысение" затылка, он начинает вертеть головой, у ребенка может ухудшиться сон. А также наблюдается повышенное потоотделение, имеющее характерный кислый запах, на коже появляется потница. При рахите характерными явлениями являются пониженный тонус мышц, появление запоров, вздутие живота, дряблость мышц. В период заболевания, как правило, наблюдается отсутствие костных изменений. Также при рахите, вследствие гипотонии дыхательных мышц и деформации грудной клетки, происходит нарушение функции дыхания. Таким образом, рахит характеризуется поражением не только костной системы организма, также при этом заболевании появляются нарушения в работе многих систем и органов, связанных между собой и определяющих тяжесть течения заболевания.
Основная причина возникновения рахита - это недостаточное поступление витамина D с пищей или недостаточное его образование под воздействием ультрафиолетовых лучей. Также к развитию рахита у ребенка могут привести следующие факторы, которые могут наблюдаться у его матери во время беременности и кормления грудью:
- токсикозы
- нерациональное питание
- несоблюдение режима дня
- тяжелые заболевания во время беременности
- осложнения во время родов.
Что касается ребенка, то с его стороны развитию рахита способствуют следующие факторы:
- неправильное вскармливание ребенка (дефицит белка, кальция, фосфора, витаминов)
- недостаточная двигательная активность ребенка, к которой приводят тугое пеленание, нерегулярное проведение гимнастики и массажа
- недостаточное пребывание ребенка на улице
- заболевания кожи, почек и печени.
Нередко рахитом страдают недоношенные дети, быстрорастущие, а также близнецы.
В первую очередь при рахите у ребенка наблюдается деформация черепа, а именно появляются теменные и лобные бугры, затылок уплощается, а закрытие родничка значительно задерживается. Если рахит у ребенка начал развиваться после 3 месяцев жизни, то самым основным его симптомом является деформация грудной клетки - на реберных костях образуются так называемые "четки" (на месте их перехода в хрящи). Вследствие чрезмерной податливости и мягкости ребер происходит неравномерное сужение грудной клетки: она сужается в верхнем отделе, а в нижнем - расширяется. А в более позднем возрасте, когда ребенок уже начинает ходить, у него искривляются кости голеней и развивается плоскостопие.
У детей, больных рахитом, нередко можно увидеть искривления позвоночника, которые проявляются кифоз ами грудного и поясничного отделов. Кроме позвоночника, при рахите серьезно страдает вся мышечная система, ведь из-за того, что организм мало вырабатывает вещества, необходимые для стимуляции мышечной системы, происходит общая гипотония мышц и они слабеют. Особенно резко выражается недостаточность мышц ног, ягодиц, живота и спины. Вот поэтому при рахите у детей часто бывают огромные, "лягушачьи" животы, а в результате ослабления связок суставы становятся неустойчивыми.
Дети, страдающие от рахита, сильно отстают от своих сверстников и в психомоторном развитии. Они позже начинают сидеть, держать голову, позже начинают стоять и ходить. Вот поэтому при лечении рахита немаловажное значение имеют прогулки, строгое соблюдение режима дня, закаливания, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапия. Особое внимание следует уделить массажу и ЛФК при детском рахите. Благодаря занятиям ЛФК (лечебная физкультура) и ЛГ(лечебная гимнастика) при рахите у детей , происходит нормализация психомоторного развития ребенка и значительно приостанавливается развитие костно-хрящевых деформаций.

Лечение рахита
, как правило, является комплексным и предусматривает устранение всех факторов, которые предрасполагают к нарушению обмена кальция и фосфора, а также применение витамина D. Как уже было сказано выше, необходимо организовать для ребенка правильный режим дня с достаточным отдыхом, принимая во внимание возраст ребенка. Также большое значение имеет устранение различных раздражителей, таких, как яркий свет, шум и т.д. Ребенку необходимо побольше бывать на свежем воздухе, а также регулярно проветривать помещение, где он находится.

Если ребенок находится на грудном вскармливании, то в этом случае необходимо уделить достаточное внимание питанию матери. Ее пища должна быть разнообразной и содержать в достаточном количестве полноценные белки, жиры и углеводы, а также витамины, минеральные соли и микроэлементы. Ну а если ребенок находится на искусственном вскармливании, тогда необходимо подобрать адаптированную молочную смесь, которая максимально приближена к женскому молоку.
Ну и, конечно, обязательным при рахите является применение витамина D.
Надо отметить, что если лечение не будет начато вовремя, то в дыхательной и пищеварительной системах, а также в опорно-двигательном аппарате произойдут необратимые изменения. Поэтому очень важно как можно раньше приступить к комплексному лечению, куда входят лечебная физкультура, лечебная гимнастика при детском рахите и лечебный массаж при рахите у детей .
Особое внимание следует уделить лечебному массажу, благодаря которому активизируется обмен веществ в кожных покровах, который в свою очередь стимулирует выработку организмом витамина D. Поэтому применение приемов общего массажа актуально в любом возрасте и при любом течении заболевания. Методы проведения массажа и ЛФК при рахите у детей должны быть строго индивидуальными и назначаться в зависимости от тяжести и периода рахита, также нужно учитывать возраст и развитие ребенка. Так, в начальном периоде заболевания, занятия с ребенком, включающие специальные упражнения при рахите, должны быть построены на основе обычных возрастных комплексов.
Нужно учитывать тот факт, что ребенок, больной рахитом, быстрее устает, поэтому нагрузку можно уменьшить путем сокращения числа повторений каждого упражнения до 2-3 раз. Необходимо осторожно выполнять пассивные упражнения при детском рахите : нужно внимательно следить за тем, чтобы суставы не разгибались сильнее, чем положено.
В занятия лечебной физкультурой и гимнастикой обязательно нужно включать дыхательные упражнения при рахите у детей: для новорожденных они представляют собой легкие надавливания на грудную клетку, уже позднее - надавливания, которые сочетаются со скрещиванием рук и т.д. Необходимо учитывать тот факт, что больной ребенок чрезмерно возбудим, поэтому в массаж при рахите у детей надо ввести больше поглаживаний и значительно уменьшить, или даже совсем исключить, стимулирующие ударные приемы. В том случае, если ребенок быстро устает и капризничает во время занятий, комплекс упражнений при детском рахите можно разделить на несколько частей.

Комплекс упражнений лечебной гимнастики при рахите у детей - занятия с 1-3 месячным ребенком в начальном периоде рахита:
1. Дыхательные упражнения (2-3 раза).
2. Массаж рук - поглаживания.
3. Массаж ног - поглаживания.
4. Массаж стоп.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Рефлекторная «ходьба».
7. Перекладывание на живот.
8. Массаж спины – поглаживания.
9. Рефлекторное ползание.
10. Массаж живота – поглаживания.
11. Покачивание на мяче или в позе «эмбриона».
12. Массаж груди – поглаживания.
13. Дыхательные упражнения (2–3 раза).

Период обострения рахита у детей:
В период обострения рахита состояние ребенка сильно ухудшается. Ребенок становится беспокойным и сильно возбудимым или, наоборот, вялым и заторможенным.
В организме происходит нарушение деятельности всех органов и систем, слабость связочного аппарата и мышц становится ярко выраженной, образуются костные изменения. В этом периоде занятия гимнастикой при рахите и массажные приемы при рахите у детей нужно проводить очень осторожно. Одно занятие должно длиться не более 10-12 минут.
Упражнения при рахите у детей в период обострения выполняются в основном в положении лежа на животе или спине. Когда выполняются пассивные упражнения, следует быть очень осторожными из-за гипотонии мышц и разболтанности суставов. По возможности пассивные упражнения следует заменять упражнениями, которые основаны на врожденных рефлексах.
В качестве массажных приемов применяют только лишь поглаживание, которое успокаивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания. В связи с профилактикой изменения формы костей, ребенка надо часто перекладывать, не допускать, чтобы он долго находился в одном пложении. Ребенка, больного рахитом, необходимо выкладывать на живот как можно чаще, потому что в этом положении деформация грудной клетки исправляется, а мышцы туловища становятся значительно крепче. Если ребенок ослаблен и плохо удерживает головку, то ему под грудь надо положить валик из пеленки, сложенной в несколько раз.

Комплекс упражнений лечебной гимнастики при рахите у детей - занятия с 3-6 месячным ребенком в период обострения рахита:
1. Дыхательные упражнения (3-4 раза).
2. Поглаживание рук.
3. Поглаживание ног.
4. Рефлекторные упражнения и массаж стоп.
5. Повороты на живот, с поддержкой.
6. Поглаживание спины.
7. Рефлекторное ползание (или стимуляция ползания).
8. Массаж груди.
9. Поглаживание рук.
10. Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди (3–4 раза).
11. Поглаживание ног.
12. Сгибание ног по очереди, затем вместе, затем выполнение «скользящих шагов» (3–4 раза).
13. Поглаживание живота.

Восстановительный период при рахите у детей:
Этот период характерен тем, что в нем увеличивается продолжительность и интенсивность занятий. Лечебная гимнастика при детском рахите уже проводится в пределах возрастного комплекса, но все же лучше ориентироваться на упражнения, которые рекомендуются для недоношенных детей.
Специальные упражнения при детском рахите восстановительного периода выполняются в горизонтальном положении. Наиболее эффективными являются упражнения, которые способствуют укреплению мышц живота, ног и спины. Очень хороший результат дают упражнения, выполняемые в воде и плавание.
Что касается массажных приемов, то, кроме поглаживания, применяются разминание и растирание, оказывающие на мышцы более сильное и ощутимое воздействие. При этом происходит повышение тонуса мускулатуры, благодаря чему нормализуется обмен веществ.

Комплекс упражнений лечебной гимнастики при рахите у детей - занятия с ребенком 6-9 месяцев в период восстановления:
1. Поглаживание рук.
2. Скрещивание рук.
3. Массаж ног.
4. Разгибание и сгибание ног по очереди и вместе.
5. Повороты на живот вправо.
6. Массаж спины.
7. Массаж ягодиц (все приемы массажа).
8. Ползание.
9. Укрепляющий массаж живота (с пощипываниями вокруг пупка).
10. Подъем головы и туловища с поддержкой за разведенные руки.
11. «Парение» на животе.
12. Массаж груди (спереди назад).
13. Подъем из положения на животе с поддержкой под локти до положения стоя на коленях.
14. Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди.
15. Скользящие шаги.
16. Подъем ног до палочки.

Остаточные явления при рахите у детей:
Даже после наступления выздоровления возможно наличие остаточных явлений рахита, которые выражаются в виде костных деформаций, а также небольшой задержки психомоторного развития. Этот период характерен тем, что лечебная гимнастика при детском рахите проводится из разных исходных положений. Широко используются специальные упражнения при рахите у детей, которые направлены на укрепление мышц живота, ног и спины, способствующие восстановлению двигательных навыков. Физическая нагрузка при выполнении комплекса постепенно приближается к нагрузке, которая рассчитана на здоровых детей.
В массажные приемы, кроме поглаживания, включаются стимулирующие приемы, которые призваны укрепить ослабленные мышцы. Особое внимание уделяется профилактике сколиоза, плоскостопия и деформации голеней.

Комплекс упражнений лечебной гимнастики при рахите у детей - занятия с ребенком 9-12 месяцев при остаточных явлениях рахита:
1. Самостоятельное разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди.
2. Самостоятельное разгибание и сгибание ног по очереди и вместе.
3. Круговое движение рук.
4. Самостоятельные повороты на живот (с игрушкой).
5. Массаж спины.
6. Подъем туловища из положения лежа на животе с поддержкой за локти до положения стоя на коленях или стопах.
7. Ползание на четвереньках за игрушкой.
8. Массаж живота.
9. Самостоятельный подъем прямых ног.
10. Скользящие шаги.
11. Приседание за разведенные руки (с кольцами).
12. Повороты туловища из положения сидя.
13. Подъем головы и верхней части туловища из положения на животе.
14. Наклоны туловища из положения стоя (с фиксацией коленей).
15. Упражнения для стоп.

Комплекс упражнений лечебной гимнастики при рахите у детей - занятия с ребенком от 12 до 18 месяцев при остаточных явлениях рахита:
1. Лежа на спине: разведение рук в стороны с последующим скрещиванием их на груди.
2. Скользящие шаги.
3. Упражнение "бокс" (имитация бокса).
4. Переход в положение сидя при фиксированных коленях.
5. Исходное положение: сидя. Выполнение поворотов влево и вправо за игрушкой.
6. Подъем рук над головой.
7. Переход в положение лежа.
8. Подъем прямых ног.
9. Поворот на живот в обе стороны.
10. Ползание под скамеечкой.
11. Подъем головы и плечевого пояса из положения на животе. Повторить то же самое вместе с ногами (упражнение «лодочка»).
12. Наклоны за игрушкой из положения стоя с фиксацией колен.
13. Массаж стоп.
14. Ходьба по неровной дорожке.
15. Приседания на корточки за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот на спину с живота (в обе стороны).
17. Переход из положения на спине в положение сидя (с кольцами).
18. Круговое движение рук.

Рахит можно предупредить еще до рождения малыша. Беременная женщина обязательно должна правильно питаться, в ее ежедневный рацион должно входить: не менее 0,5 литра молочных или кисломолочных продуктов, 150 граммов творога, 30 граммов сыра, 100 граммов рыбы. А также будущая мама должна как можно больше времени проводить на свежем воздухе, особенно это касается второй половины беременности.

Лечение рахита комплексное. Оно включает соблюдение ре­жима, общеукрепляющие процедуры, закаливание, специальное лечение.

Заниматься лечебной физкультурой при выраженном те­чении рахита надо осторожно. Вначале лучше провести курс ле­чебной физкультуры в поликлинике, а затем после обучения мать сама может продолжать заниматься с ребенком дома.

При рахите ребенок нередко плохо удерживает голову. Поэто­му вначале все упражнения надо проводить в горизонтальном по­ложении. Постепенно, по мере улучшения состояния ребенка, можно ставить его на ноги и стимулировать у малыша перешаги­вание, а затем и ходьбу. Вначале на эти упражнения отводится короткое время, но проделываются они по нескольку раз в день. Ходьба и другие упражнения для ног способствуют развитию мышц ног и предупреждают их искривление. Однако при значи­тельном снижении тонуса мышц эти упражнения проводятся только с разрешения врача.

Очень полезно выкладывание ребенка на живот на жесткий матрац или щит многократно в течение дня, но не раньше 40 мин после еды. В этом положении формируется позвоночник, лечатся деформации грудной клетки и позвоночника, укрепляются со­ответствующие мышцы. Детям, у которых в положении лежа на животе не поднимается плечевой пояс, - ослабленным детям - подкладывается под грудь байковая пеленка, свернутая в не­сколько раз, либо удлиненный мешочек (валик), наполненный до половины песком.

Лечебную гимнастику следует проводить в соответствии с уровнем развития и состоянием ребенка, независимо от возраста. Особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы, ослабленные в результате заболевания, упражнения и массаж, укрепляющие в основном мышцы, разгибающие ноги (см. рис. 11, 16, 17, 30, 35). Упражнения и массаж, укрепляющие мышцы спины (см. рис. 14,б, 19, 21, 28, а, 29, 31, 44, 70). Упражнения и массаж для укрепления мышц живота (см. рис. 10, 13, 24, 26, 28,б, 34, 38,б, в, 41, 42, 43).

Эти упражнения специальные и проводить их надо в сочета­нии с общеукрепляющими. Специальными упражнениями надо заниматься и дополнительно, используя каждый раз 2-4 упраж­нения из рекомендуемых выше, 2-4 раза в день.

align=left>

При рахите полезно проводить общий массаж. Большее вни­мание следует уделять массажу ног, особенно стоп.

В связи с затрудненным дыханием при рахите и с целью пре­дубеждения заболеваний пневмонией очень важно в общий комплекс лечебной гимнастики включать дыхательные упражне­ния (см. рис. 2, 3, 4, 71, 72, 73). Их можно проводить отдельно по одному - два упражнения 2-4 раза в день.

Еще по теме Лечебная физкультура при рахите:

  1. Лечебная физкультура при некоторых нарушениях костно-мышечной системы
  2. Лечебная физкультура при парезе руки, обусловленном родовой травмой
  3. Методические указания к проведению лечебной физкультуры
  4. Лечебная физкультура в профилактике и лечении зубочелюстных аномалии


Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.