Виды придаточных предложений. Виды придаточных предложений с примерами Общее понятие об основных видах придаточных предложений

Присоединительные предложения сочетают в себе значение равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Включение присоединительных предложений в сложносочинённые не совсем бесспорно, поскольку они не проявляют в полной мере характерного для сочинения значения равнозначности, аналогичности. Присоединяемая, вторая часть в некотором отношении «обслуживает», поясняет первую: Газеты ничего не подсказывали, да и мало их было (М.Г.).

Предложения усложнённой структуры.

Если сочинение оформляется союзами разной семантики, т.е. выражаются различные по содержанию отношения, и при этом число предикативных единиц более двух, то мы имеем дело с усложнённой структурой.

3. Сложноподчинённые предложения. Средства связи главной и придаточной частей. Значение и употребление подчинительных союзов и союзных слов.

Сложноподчинённое предложение – это такое сложное предложение, предикативные части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Элементарное СПП состоит из двух неравнозначных предикативных частей: господствующая часть – «главное предложение» и подчинённая (зависимая) часть – «придаточное предложение.

4. Нерасчленённость (одночленность) и расчленённость (двучленность) СПП. Придаточная часть относительно главной может выполнять разные функции. Если она определяет одну словоформу в главной части, то такая функция называется присловной. Если придаточная часть поясняет весь состав главной части, то она выполняет присоставную, приосно́вную функцию.

По этому признаку различают два структурных типа сложноподчинённого предложения: 1) нерасчленённое (одночленное)и 2) расчленённое (двучленное) СПП, ср.: От мысли, что он отравился, его бросало и в холод, и в жар (Ч.); Пока казаки ставили палатку и таскали дрова, я успел сбегать на охоту (Арс.).

Итак, в нерасчленённых (одночленных) сложноподчинённых предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют в главной части определённые слова (словоформы), неразложимые словосочетания, которые нуждаются в распространении или конкретизации значения. Эти словоформы называют контактными словами .

В качестве контактных слов часто выступают существительные и глаголы.

Так, в предложении Есть люди, которые, только что прочитав книгу, испытывают нетерпеливую жажду немедля рассуждать о прочитанном (Кожев.) обнаруживается тесная связь между частями: придаточная часть относится к имени существительному , которое нуждается в обязательном определении (в противном случае главная часть не выражает законченной мысли). В предложении Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду (Пауст.) придаточная часть структурно необходима, т.к. глагол увидел , к которому относится она, требует пояснения.

Придаточное предложение может прикрепляться к неразложимому словосочетанию , которое нуждается в обязательном распространении: Накануне в голову запало , что эксперимент может сорваться .

В функции контактных слов используются указательные местоимённые слова тот (та, то, те), такой (такая, такое, такие, таков (такова, таково, таковы, так, там, туда, тогда) . Все эти слова содержат указание на обязательность пояснения, на новую («предстоящую») информацию. Сам о пояснение оформляется посредством союзных слов (т.е. относительных местоимений и наречий) [пример из уч. Н.С.Валгиной, с.430].

В предложении Тот , кто испытал лёгкое головокружение от первого глотка солёного и тёплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа (Пауст.) указательное местоимение тот в главной части требует конкретизации, которую и осуществляет относящаяся к нему придаточная часть, присоединяемая относительным местоимение (союзным словом) кто . Ср. др. примеры [из уч. МГУ, с. 724]: Сражение выигрывает тот , кто твёрдо решил его выиграть (Л.Т.); Морская профессия ещё и сейчас совсем не так безопасна, как принято думать (Пауст.).

Итак, во всех приведённых примерах придаточные относятся к словам, которые нуждаются в распространении или конкретизации значения, и главные части лишаются смысла без придаточных.

По структуре нерасчленённые сложноподчинённые предложения разделяются на 3 вида: 1) местоименно-соотносительные; 2) субстантивно-атрибутивные (термины Н.С. Поспелова); изъяснительные (термин В.А. Богородицкого и Н.С. Поспелова).

Местоименно-соотносительные предложения характеризуются семантикой пояснения. Пояснительное значение проявляется только в сочетании с указательным словом. Указательное слово является служебным , связующим компонентом, т.к. образует скрепу вместе с союзным словом или союзом. Эти коррелятивные образования цельны и стабильны: то – что, тот – кто, такой – какой, тот – который, столько – сколько, настолько – насколько, там – где, так – как, тогда – когда и т.п. Ср. : Что забудет сделать человек, то наверстает за него природа (Бродск.); Барина в Толстом было как раз столько , сколько нужно для холопов (М.Г); Там ,где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овёс (Ч.); Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю (Ес.).Пояснительное значение проявляется только в сочетании с указательным словом; это значение определяется вопросом «а именно?»

Формальная и семантическая связь между главной и придаточной частями в местоименно-соотносительных предложениях является наиболее тесной из всех видов связи в нерасчленённых предложениях; обе предикативные части семантически неавтономны [уч. МГУ, с. 725 – 726].

При местоименно-союзной связи значение пояснения дополняется оттенком следствия : Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.); Кусок осеннего неба за окном был таким струящимся и синим, будто снаружи ещё сияло лето (Пауст.); Было так тихо, что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей (И. Бунин). .

Субстантивно-атрибутивные предложения – это такие нерасчленённые предложения, в которых придаточная часть связана со словоформой существительного в главной части, которая может выполнять любую синтаксическую функцию и занимать в ней любое место, например: Комната , где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (Гонч.); К явлениям , которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им (Ч.); Чичиков, точно, увидел даму , которую он совершенно было не приметил, раскланиваясь в дверях с Маниловым (Г.); Я вошла вчера в зелёный рай ,где покой для тела и души под шатром тенистых тополей (Ахм.); Так прожил Касатский в первом монастыре , куда поступил, семь лет (Л.Т.); Смыли вёсны горький пепел очагов , что грели нас (Тв. ).

Присловная связь придаточной части с контактным словом (существительным) оформляется союзными словами: относительными местоимениями (в приведённых примерах: которых, которую, что ) и местоимёнными наречиями (в приведённых примерах: где, куда ).

Именно присловная связь контактного существительного и союзного слова оформляет атрибутивные (определительные) отношения , на основании которых придаточная часть (при любой её форме и семантике) трактуется как определительная. Придаточные определительные соединяются с контактными словами-существительными только посредством союзных (относительных) слов который, какой, чей; что; когда, где, куда, откуда. Союзы в этом виде предложений не употребляются . Основное союзное слово – который . Оно имеет общеупотребительное значение, и все другие союзные слова могут быть им заменены.

Изъяснительные предложения . Структура изъяснительных сложноподчинённых предложений определяется валентностью контактных слов, необходимостью их распространения. Контактные слова представлены тремя группами словоформ: 1) глагольные формы (говорит, спрашивает, думает, слышит, уверяет, просит и др.); 2) субстантивные словоформы (мысль, слух, уверение, просьба, известие и др. ); 3) предикативы (известно, понятно, приятно; уверен, рад, удивлён и др.).

[Общую семантику контактных слов, которая мотивирует их валентность, можно определить как «изъяснение», говорение, рассуждение, т.е. речь, мысль, чувство, волеизъявление, восприятие, оценка, отношение. Контактные слова этой семантики имею субъектную и объектную валентность. В составе словосочетания и простого предложения она реализуется соответствующими падежными формами: говорит о погоде, чувствует усталость, уверен в победе; я думаю, предпочитаю, надеюсь, вижу, слышу, требую; мне приятно, слышно, видно, стыдно, известно, хочется, представляется, кажется и т.д.]

В составе сложноподчинённого предложения сочетаемость контактных слов «изъяснительной семантики» реализуется помощью придаточной части: Легко вообразить , какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень (П); Вы сами знаете давно, что вас любить немудрено (П.); Через минуту было слышно , что кто-то вбежал впопыхах в сени (Г.); Вдруг распространился слух , что барин возвращается (Т.); По всей стране разнеслась молва , что бывший правитель Изумрудного города живёт на солнце (А. Волков); Я рад , что мы встретились с вами.

Придаточная изъяснительная часть присоединяется к главной изъяснительными союзами что, как, будто, чтобы, ли , а также союзными словами (относительными местоимениями и местоименными наречиями): Никто не знал , чем окончится заседание конференции (А. Т.); Я хочу вам рассказать , какая перемена произошла во мне… (Ч.); Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу (Ахм.).

Средством усиления связи придаточной части с главной коррелирующий местоименный элемент то при контактном слове: думаю, что – думаю о том , что и т.п.

Расчленённые сложноподчинённые предложения

В расчленённых СПП присловной связи нет и быть не может, главная и придаточная части соотносятся в целом, поэтому такие предложения называют ещё двучленными, а придаточная часть называется приосно́вной. Важной чертой этих предложений является использование в качестве средств связи только подчинительных союзов . Все союзы специализированы для выражения определённых отношений между предикативными частями, поэтому характеризуются как семантические .

Виды расчленённых СПП, по русской грамматической традиции, обозначаются через названия придаточных. Различают расчленённые СПП с придаточными:

временными (основной союзкогда; союзы для выражения одновременности : в то время когда, в то время как, пока и др.; предшествования : прежде чем, перед тем как, пока не и др., в том числе непосредственного предшествования: чуть, едва, только, чуть только и др.; последования : после того как. Группа временных союзов является самой многочисленной и продолжает пополняться.): Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (Гарш.); Когда приехала Мария,Самгин встретил её с радостью (М.Г.);Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошёл с Балашевым (Л.Т.); Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! (Ч.); Перед тем как поступить в военное училище, Аркаша тяжело заболел (Купр.); Как только настало утро, пение дверей раздавалось по всему дому (Г.);

сопоставительными (союзы: в то время как, между тем как, тогда как, если.. то, чем… тем, коль скоро… то ): Если в дивизии и корпусе данные Травкина были восприняты как событие особой важности, то для штаба армии они мели уже хотя и важное, но вовсе не решающее значение (Казак.); Герасим оставался неподвижным, скрестив могучие руки у Муму на спине, между тем как лодку волной относило помаленьку назад к берегу (Т.); Пускай Волга – нарядная скромная грустная красавица, зато Енисей – могучий, неистовый богатырь (Ч.); Чем выше ты поднялся на землёй, - тем ты виднее людям на земле (С. Островой);

условными (союзы: если (то), ежели, коли, раз, когда ): Если же пьеса плоха, то никакая игра не сделает её хорошею (Ч.); Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (П.);

причинными (потому (оттого) что, ввиду того что, вследствие того что, в результате того что, в силу того что, из-за того что, благодаря тому что, в связи с тем что и др.): Должно быть, за облаками была луна , так как ясно были видны окна и снег на рамах (Ч.); Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево (Ч.); Верить хотелось,ибо книги уже внушали мне веру в человека (М.Г.);

следственными (так что – придаточная часть с этим союзом всегда находится в постпозиции;[ввиду чего, вследствие чего, благодаря чему, из-за чего и др. – придаточные с этими предложно-падежными формами приобретают характер присоединения, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант такие придаточные относят к придаточным присоединительным]): Павлин уронил хлеб в воду, так что нам предстояло лечь с голодным желудком (М.-С.); Курьерский стоял на станции десять Куда минут, так что каждый миг был дорог (Б. Ак.); Мальчик выдавался блестящими способностями и огромным самолюбием, вследствие чего он был первым и по наукам, и по фронту и верховой езде (Л.Т.);

целевыми (чтобы, дабы (устар.); с тем, чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы ): Чтобы Дуняшка не видела её слёз, Ильинична отвернулась к стене изакрыла лицо платком (Ш.); По окончании трудов пётр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предполагаемое на сей день исполнено (П.); Он предпочёл прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою (П.),

уступительными (союзы: хотя, несмотря на то что, даром что ; местоитменно-союзные сочетания как ни, сколько ни и др.): Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно (Пауст.); Нет, на всех тебя не хватит, хоть какой ты генерал (Тв.); Несмотря на то, что было холодно, снег на воротнике таял весьма скоро (Л.Т.); Он весь был ясно виден, даром что ехал в тени (Т.); И как бы вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равн на спуске вы несколько раз остановитесь (Пауст); Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий (Т.); Пусть укрыла от дальнего горя утонувшая в розах стена, заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна (Бл.). Придаточные предложения, присоединяемые местоименно-сочетаниями куда ни, где ни, когда ни, кто ни и т.п., имеют обобщённо-отождествительное (школа МГУ) или обобщённо-уступительное (Н.С. Валгина и др.) значение:

сравнительными (как, будто, словно, точно, подобно тому как, вроде того как, наподобие того как ): Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания, я ожидал часа ночи (Булг.); Даже странно, совсем не поднимается перо, точно будто свинец какой-нибудь сидит в нём (Г.); Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась (Ахм.).

Особый вид СПП, который не относится ни к нерасчленённым, ни к расчленённым, - это СПП с придаточными присоединительными. Придаточная часть в них связана с главнойсоюзным словом что в различных формах. Содержание придаточной части оформляется как добавочное, как замечание по поводу сказанного в главной части. Располагаются придаточные только после главной части . Союзное слово (что в разных формах) не только является скрепой, но ещё имеет указательное значение, близкое к ‘это’: Иногда подымался порывистый ветер, что было хуже (С.-Ц.) – ср.: а это было хуже; Лисий след она [волчиха]принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.); В лесу было темно, почему и пришлось возвратиться домой.

5. Усложнённые сложноподчинённые предложения. Параллельное подчинение частей, однородное соподчинение, последовательное подчинение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Термином « сложноподчинённое предложение», строго говоря, обозначают только двухкомпонентное сложное предложение, состоящее из главной части и придаточной. Это элементарное СПП: подчинительная связь реализуется только один раз; используется одно союзное средство – союз или союзное слово. Усложнённое СПП – это сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Например: Самгин чувствовал, что это на него упала мягкая тяжесть, приплюснув к земле так, что подогнулись колени (М.Г.)– здесь дважды реализована нерасчленённая подчинительная структура (изъяснительная и местоименно-союзная), дважды в разных значениях употреблён союз что.

Разнообразие усложнённых СПП создаётся не количеством частей, а способом их связи.

Последовательное подчинение (цепная связь) – это такая связь, когда независимой главной части подчиняется придаточная (1-я степень), а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей (2-я степень и т.д.): Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Пауст.); Тётка [собака] закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро (Ч.).

При соподчинении (параллельной связи) одной главной части подчиняются все придаточные. При этом они могут быть, как разнотипными, неоднородными, так и однородными, соединёнными между собою сочинительной связью: Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие (Ч.); Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать… (Пауст.)

Наиболее сложной является структура СПП с несколькими придаточными, когда реализуются сразу оба вида связи: Я совершенно уверен, что у этого лорда есть что-то очень смешное, чего он стыдится, что тайно мучает его и отчего он так злобно пишет свои книги (М.Г.); Не прошло и минуты, как эта радость … также мгновенно и прошла, будто её вовсе не было, и лицо его вновь приняло заботливое выражение (Г.).

6. Бессоюзные сложные предложения: понятие о БСП; средства связи частей БСП; Типы БСП в зависимости от структуры и значения. Пунктуация в БСП.

Бессоюзное сложное предложение – один из двух основных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию. В БСП при отсутствии союзов работают другие средства связи предикативных частей: интонация, соотношение видо-временных глагольных форм, лексические показатели и др. Простое предложение является структурным элементом БСП. Например: Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду (Пауст.). Связь предикативных частей здесь осуществляется посредством а) интонации перечисления, б) соотношением видо-временных форм (последовательность), а также параллельностью строения частей.

В БСП выражаются общие для русского синтаксиса отношения равнозначности/неравнозначности, которые в союзных СП передаются сочинительными (равнозначность) и подчинительными (неравнозначность) союзами. Союзы в БСП могут быть вставлены, ср.: Розовато-лиловые тона песков тускнели, [и] пустыня темнела (Вересаев): [если] В рубле копейки нет, так и не полон рубль (посл.); Пыль и запах парного молока висел над деревенскими улицами – [потому что/оттого что] с лесных полян пригнали коров (Пауст.); И кажется с тропы далёкой – [будто] вола качает берега (Ес.).

В БСП выражаются различные виды отношений различными показателями, они характеризуются различным количеством частей, открытостью/закрытостью структуры; в этих предложениях очень важна чёткая пунктуация.

Отношения равнозначности передаются в виде перечисления.

При перечислении структура открытая, число предикативных частей не ограничено. Отношения оформляются с помощью интонации (равномерное повышение тона к концу каждой части, одинаковое положение фразового ударения), соотношения глагольных форм, параллельности строения частей. Значение равнозначности подкрепляется однотипным строением предикативных частей. На письме употребляются запятые. Например: Шёл дождь, падал снег, трещал мороз, выла и посвистывала метель (М.Г.); Рассветы стали туманны, задумчивы утра, тревожно-чутки дни, угрюмы ночи (Шишк.); Густая роса лежала на измятой траве, с липовых листьев падали тяжёлые капли (А.Т.); Плотно заперты ворота, вечер чёрен, ветер тих (Ахм.).

При сопоставлении структура закрытая (две части). Интонация противопоставления передаётся большой разницей между частями по высоте тона. Отношения противопоставления подкрепляются употреблением антонимичной лексики или контрастом утверждения/отрицания. На письме основной знак препинания – тире , ср.: На дворе палил летний зной – в доме было прохладно (Бунин); Но вот уже нет ни домика, ни мальчишки, ни кошки – стоит в поле завод (Гайд.); Половина двора в тени, половина озарена (Бунин); Душа моя убита – осталось убить тело (Остр.); Всё кругом быстро чернело и утихало – одни перепела изредка кричали (Т.).

Отношения неравнозначности проявляются в том, что одна часть предложения поясняет другую в том или ином отношении; структура закрытая (две части). Наиболее характерны отношения пояснительные, условные, причинно-следственные.

Пояснение может затрагивать первую часть в целом или отдельное слов. Эти отношения передаются особой, «предупредительной» интонацией. На письме основной знак – двоеточие , но возможно и тире: Этот голос означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь (Солоухин); Каждый труп сидел отдельно, сам по себе: ни забора кругом, ни ворот не замечалось (Т.); Разделён издревле труд: города сдают солдаты, генералы их берут (Тв.); Дом тоже жил: он скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал чуть заметно от холода (Ю. Казаков).

Условные отношения выражаются характерной интонацией: контраст частей предложения по высоте тона (очень высокая мелодическая вершина в первой части). На письме основной знак препинания – тире : Напролом идут – волос не жалеют (посл.); Лес рубят –щепки летят (посл).

Причинные отношения (основание/причина – во второй части) опираются на интонацию, аналогичную пояснительной. Основной знак препинания – двоеточие , но возможно тире, ср.: Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг (Пауст.); Но в эту комнату я ходил редко и неохотно: мне там отчего-то дыхание сдавливало (Т.); С завистником лучше не ходить на ловлю – клевать у него всё равно не будет (Пауст.); Лишь по одному Степану Астахову никто не плакал – некому было (Ш.).

Присоединительные отношения представляют собой особый вид отношений, для которых характерна добавочность ; части предложения автономны, имеют завершённую семантику и структуру. Этот вид предложений занимает как бы промежуточное место между равнозначными и неравнозначными БСП. Как правило, они не допускают вставку ни сочинительного, ни подчинительного союза.

На письме части предложения разделяются точкой с запятой или двоеточием. Точка с запятой подчёркивает самостоятельность, автономность первой части, а двоеточие – незавершённость, необходимость развития сообщения, ср.: Военное время тянулось долго; казалось, не будет ему конца (Пауст.); Литвинов вошёл в свою комнату: письмо на столе бросилось ему в глаза (Т.)

Н.М. Рухленко, хорошо известный нашим читателям автор, предлагает сегодня очень интересный материал, который нельзя расценивать как бесспорный. Дело в том, что в существующей традиции нет четкой системы разграничения семантики присоединения, синтаксических присоединительных конструкций и стилистического приема парцелляции. Поэтому богатая коллекция примеров, собранная Н.М. Рухленко, – это повод для серьезного разговора с думающими старшеклассниками.

Н.М. РУХЛЕНКО,
С.Орлик,
Белгородская обл.

Присоединительные конструкции

11-й класс

Цели урока: раскрыть роль присоединительных конструкций в речи, выявить их экспрессивно-стилистические возможности, побудить учеников к активному и творческому использованию присоединительных конструкций в устной и письменной речи.

ХОД УРОКА

Учитель. В современном русском языке существуют такие понятия, как присоединение, присоединительная связь, присоединительные союзы, присоединительные конструкции. Сегодняшний урок как раз и будет посвящен присоединительным конструкциям. Присоединение – особый грамматико-стилистический прием, который связан с тенденцией к экономии речевых средств при большой информативной насыщенности. Присоединительные конструкции широко распространены в устной речи. Обычно они возникают в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она высказана; как дополнительные сообщения, пояснения их приходится посредством присоединительной связи добавлять к основному высказыванию. Как писал Л.В. Щерба, «второй элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания». Присоединения все шире проникают и в книжную речь – в язык художественной литературы, публицистические и научно-популярные статьи, газеты. Добавочный, уточняющий характер присоединений, их расположение после основного высказывания дает возможность актуализировать наиболее важное для автора положение. Можно также сказать, что присоединение – это один из видов синтаксической связи. Обратите внимание на доску. Прочитайте примеры. Укажите присоединительные конструкции.

В комнате грянул марш. Походный марш. Такой добрый, веселый. С такими форшлагами, трелями. Из-за той же неподвижной шторки. (К.Федин)

У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью. (А.Чехов)

Я поклялся не говорить ни слова – из любопытства. (Л.Толстой)

Было даже страшно, иногда. (М.Горький)

Задания

1. Какое место по отношению к основному высказыванию занимает присоединительная конструкция? (Присоединение всегда следует за основным высказыванием.)

2. Понаблюдайте за интонацией, с которой произносятся присоединительные конструкции. (После основного высказывания следует присоединительная пауза, отмечается понижение голоса. Назначение паузы – подготовить к восприятию присоединяемого элемента.)

3. Установите отличие присоединительной связи от сочинительной и подчинительной. (При сочинении сочетаются относительно равноправные, однородные в синтаксическом отношении элементы высказывания, при подчинении один из элементов зависит от другого, но в обоих случаях элементы высказывания «присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания» (Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 80). Присоединения же являются как бы добавочным суждением, уточнением, пояснением, развитием ранее высказанной мысли. Своеобразная интонация присоединения создает прерывистость речи, что также отличает данные конструкции от предложений с сочинением и подчинением, характеризующихся относительной плавностью.)

4. Каким бывает присоединение по средствам связи с основным предложением? (Бессоюзным и союзным.)

5. Что собой представляют присоединительные конструкции: слово, словосочетание, предложение? (Присоединение может быть словом, словосочетанием, предложением.)

6. К чему относятся присоединительные конструкции: к определенному слову или словосочетанию в основном высказывании или ко всему высказыванию? (Присоединение может относиться как к определенному слову, словосочетанию, так и ко всему высказыванию. При этом вместе с основным высказыванием присоединительные конструкции образуют синтаксическое целое, в котором вторая часть грамматически и по смыслу связана с первой, уточняя и поясняя ее. Отрываясь от основного высказывания, присоединительные конструкции получают особую смысловую нагрузку.)

Учитель. Как вы считаете, какие присоединительные конструкции – бессоюзные или союзные – более тесно связаны с основным высказыванием? Почему?

Ученик. Бессоюзные присоединительные конструкции более тесно, чем союзные, связаны с основным предложением, так как без основного предложения присоединяемая часть непонятна и грамматически несамостоятельна. Основным средством связи при бессоюзном присоединении является особая присоединительная интонация и пауза.

Учитель. Обратимся к следующим примерам.

1. Ну, вот видите. И чемоданы, вещи ваши нашлись. Рубашки, костюмы, часы-будильник. (К.Симонов)

2. Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора. (В.Бочарников)

3. У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панфёров)

4. Энтузиазм австралийских фермеров столь велик, что верблюд в недалеком будущем может стать символом Австралии. Вместо кенгуру . (Из газет)

5. Ловить следует, молодой человек, на одну удочку. Для душевного равновесия. (К.Паустовский)

6. Услышав это, я так и ахнул. Про себя, конечно. (Э.Кренкель)

7. И вдруг ей захотелось говорить. Про жизнь свою. Про тайные желанья. (В.Торопыгин)

8. Давайте не будем уродовать наш великий, могучий и свободный русский язык. Ни устно, ни письменно. (Из газет)

9. Потом из камышей выплыла утка. Нарядная, разноцветная и большая. Очень большая. (А.Яшин)

Учитель. Что вы можете сказать о структуре бессоюзных присоединительных конструкций?

Ученик. Структурно бессоюзная присоединительная конструкция представляет собой вынесенный за пределы основного высказывания какой-либо член – главный или второстепенный.

Учитель. В данных примерах определите, каким членом предложения является присоединительная конструкция.

Ученик. 1-й пример – подлежащее, 2-й пример – сказуемое, 3-й и 9-й примеры – определения, 4-й и 7-й примеры – дополнения, 5-й, 6-й и 8-й примеры – обстоятельства.

Учитель. Наряду с бессоюзными в языке существуют союзные присоединительные конструкции. Что представляют собой в структурном плане бессоюзные присоединительные конструкции, вы уже установили. А теперь мы проанализируем следующие примеры и скажем, какими могут быть в структурном отношении союзные присоединительные конструкции.

1. Высунул я сверху голову и вижу, что подымаются ко мне наверх трое белых. А пропадать страсть как было неохота. (А.Гайдар)

2. Уряднику за всем не углядеть, да урядник и не понимает того, что я понимаю. (А.Чехов)

3. Ну, и еще такая деталь: считаю тебя товарищем. Которого рад видеть и по поводу, и без повода. (Н.Почивалин)

4. У радиста был хороший вкус. И хорошая рука. (Б.Горбатов)

5. Вы не знаете, как я стремилась сюда. И боялась. (В.Панова)

6. Жизнь своя, особенная была и у нас, хоть какая-нибудь, да все же была, и не одна отрицательная, а внутренняя. (Ф.Достоевский)

7. Так думалось Нежданову, и он сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах. (И.Тургенев)

8. Писали в газетах о нас... И очень резко, знаете. (М.Горький)

Ученик. В отличие от бессоюзных присоединительных конструкций, представляющих собой какой-либо главный или второстепенный член предложения, союзные присоединительные конструкции могут быть как тем или иным членом предложения, так и предложением – простым или сложным. В примерах 1–3 присоединение представляет предложение (1 – простое предложение, 2 – сложное предложение, 3 – придаточная часть сложного предложения), в примерах 4–8 – отдельный – главный или второстепенный – член предложения (4 – подлежащее, 5 – сказуемое, 6 – определение, 7 – дополнение, 8 – обстоятельство).

Учитель. Какое присоединение находится в большей зависимости от основного высказывания: присоединение, представляющее собой какой-нибудь член предложения, или присоединение, являющееся предложением?

Ученик. В большей зависимости от основного высказывания находится присоединение, представляющее собой какой-либо член предложения, в меньшей – предложение.

Учитель. Дадим лингвистический комментарий к следующим примерам. Установите, какое значение придает высказыванию тот или иной союз.

В школе снижают балл за безграмотность в письменной работе по физике совершенно так же, как за безграмотность в сочинении по литературе. И справедливо, иначе школьник не выучится грамоте. (К.Федин) Большую наблюдательность, цепкую память надо иметь, чтобы дать точный портрет зверя или птицы, и не просто портрет, а живую картину, с повадками и образом жизни четвероногих и крылатых героев. (В.Песков)

и развивают мысль основного высказывания, дополняя, уточняя ее. Повторяющееся в присоединительной конструкции слово основного сообщения подчеркивает присоединительный характер сообщения, выделяет главную мысль предложения.

И они оба очень удивились бы, ежели бы кто-нибудь сказал им, что они друзья. А они были друзья, сами того не зная. (Л.Толстой) Сообщалось в письме, что у Кирилла Макурина корова пошла за восемь, а изба описана за двенадцать целковых. А у Батюшкина старуху увели в уездный земский суд за неосторожное слово. А у Маточкиных дочь Феонию, заголя тело, несмотря что невеста, постегали маленько крыжовником за причиненные обиды стражнику Ломоносову. (Л.Леонов) Базаров провел носком сапога черту по земле. – Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? (И.Тургенев) Вот в это самое время жил-был губернатор, который многому не верил, во что другие, по простоте, верили. А главное – не понимал, для какой причины губернаторская должность учреждена. (М.Салтыков-Щедрин)

Союз а , употребленный в присоединительной функции, имеет разговорный характер. Присоединительная конструкция с союзом а содержит сообщение, которое продолжает, развивает мысль предшествующего предложения. Цепочечные присоединения с союзом а придают повествованию ритмичность, выразительность. При помощи слов кстати, главное и др., указывающих на характер уточнения высказанной ранее мысли (ограничение, распространение, мотивировка), усиливается присоединительное значение союза а .

Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (М.Тургенев) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить. их. (А.Чехов)

Союзы да, да и имеют разговорный оттенок.

Когда сойдутся немцы или англичане, то говорят о ценах на шерсть, об урожае, о своих личных делах; но почему-то когда сходимся мы, русские, то говорим только о женщинах и высоких материях. Но главное – о женщинах. (А.Чехов)

Союз но сохраняет свое основное противительное значение.

– Я вот, когда одна и тихо... все плакать хочу... Или петь . (М.Горький) И тут правомерно сопоставить Шаляпина с такими художниками, как великий пианист Ферручо Бузони, который привносил свои представления в трактовку Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена. Или со скрипачом Эженом Изаи. Или с пианистом Леопольдом Годовским. (И.Андроников)

Союзом или присоединяются сообщения с оттенком выбора, уточнения.

Силы красных оказались разбросанными, что было недопустимо в такую топь и бездорожье. (А.Н. Толстой)

При помощи союзного слова что присоединяются сообщения со значением вывода, заключения, дополнительного замечания.

Хорошо, я дам тебе опиуму, только нарисуй мне красавицу. Чтоб хорошая была красавица. Чтобы брови были черные и очи большие, как маслины. (М.Горький)

Присоединительные конструкции с союзом чтобы содержат добавочные сообщения пояснительно-целевого значения.

Неизбежно отшумят и забудутся дискуссии о старомодности театра и примате современных искусств кино и телевидения, а театр останется театром. Потому что никогда не пропадет в человеке потребность непосредственного восприятия творческого процесса. (Из газет)

Союзом потому что присоединяются сообщения причинно-пояснительного характера.

– Как там ни философствуй, а одиночество – страшная штука, голубчик мой... Хотя, в сущности, конечно, решительно все равно! (А.Чехов)

Уступительный союз хотя (хоть) также может вводить присоединительную конструкцию.

– И ты нравишься мне. Ибо ты в меру умен и в меру глуп; в меру – добр и в меру – зол; в меру честен и подл. (М.Горький)

Союз ибо в присоединительном значении придает повествованию возвышенный, приподнятый тон. Присоединительные конструкции с союзом ибо содержат обоснование предшествующего высказывания.

Учитель. Прочитайте следующую группу предложений. Охарактеризуйте синтаксические скрепы присоединительных конструкций.

1. Опустеет город. Точно его колпаком накроют. (А.Чехов)

2. Ходит-то, сукин сын! Будто всей земле хозяин! Будто по своему куреню идет! (М.Шолохов)

3. Я говорю ясно. Как на присяге. (К.Федин)

4. Вот вы, например, едете на волго-донское строительство. Очевидно, вы будете писать о нем? – Да. Если решусь. (К.Паустовский)

5. В Киеве он прожил целых двенадцать лет. Оттого он так хорошо говорит по-русски. (И.Тургенев)

6. Что мне говорить. Я его знаю. Притом у меня сегодня голова болит. (И.Тургенев)

7. Присмотритесь, выберите себе дело по вкусу, и я обещаю учесть ваши склонности. Кстати, этих склонностей пока мы не знаем. (С.Антонов)

Ученик. В присоединительной функции могут выступать, как видно из примеров, сравнительные союзы (точно, будто, как), условные союзы (если), наречия (оттого, притом), вводные слова (кстати).

Учитель. Каковы же стилистические возможности присоединительных конструкций? Разобраться в этом нам помогут следующие примеры.

1. Оказывается, в шкафу случайно нашлись елочные свечи. Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (Ю.Яковлев)

2. Я увидел маму. У колодца, с запотевшими ведрами. В соломенных лучах солнца. (Ю.Яковлев)

3. Люди разных вкусов и поколений, любящие разную музыку, разные жанры, исполнителей разных, единодушны в оценке Шаляпина. Доступно. Смело. Глубоко. Сложно. Разнообразно. (Из газет)

4. Сейчас в школах, техникумах стало модно ходить в туристские походы. Пешком. На лыжах. Велосипедах. В лодках. В каникулы и на воскресенье. С ночевкой и без. (Из газет)

5. Я взял в руки тяжелое холодное ведро, медленно поднес его к губам и вдруг увидел себя мальчишкой. Нескладным, неосторожным, со ссадиной на лбу, с облупившимся носом. (Ю.Яковлев)

6. У Нагульного жил, как-то неудобно там... Что зашить – это я сам, и стирал как-то тоже сам. А так вообще я еще с приезда не мылся, это факт. И фуфайка тоже... Мыла тут нет в ларьке... А квартира ничего, детей нет, можно без помехи читать и вообще. (М.Шолохов)

7. Нет, не вижу, тут, кроме доктора да лекарств, еще что-то надо. Может, еще посильнее, чем доктора. Слово какое-то, чтоб ухватился он за него. Как слепой за палку. (Н.Почивалин)

8. Едешь, едешь, не перестает эта вечная лесная молвь, и начинает сердце ныть понемногу, и хочется человеку выйти поскорей на простор, на свет, хочется ему вздохнуть полной грудью – и давит его эта пахучая сырость и гниль... (И.Тургенев)

9. Купаюсь в речке, бегаю на лыжах, люблю цветы. И пчел. И звезды в небе. (В.Солоухин)

10. Я слышал и думал, что все это неправда. И вовсе не наш. И еще нет осени. И нету здесь никаких долин, а есть только овражки да березовые и дубовые колки. (В.Лукашевич)

11. Он музыкален. Он «танцует» то, что играет. Танцует руками. Головой. Губами. Всем телом. (Е.Дорош)

13. – Я желаю! – сказал он, сильно дергая губами. – Как изменника! Своей рукой! Этого подлеца! (М.Бубеннов)

14. А рядом высится пустующий замок Каспара, который давно обещали отдать пионерам, да вот никак не могут расколдовать его. – А вы бы Хоттабыча пригласили, – посоветовал я. Оказывается, приглашали. Прилетал из Москвы. На Ил-18. Прямым рейсом. (Из газет)

15. В два дня переломилось лето. А какое оно было золотое!.. Сразу похолодало. Повеяло в окна студеным севером... А сад уже прощальный, осенний. Дожди, туманы, пасмур. А цветы цветут. Уже приятны горячие батареи, затопленный камин, тепло и сухость в доме. А за окном клочья тумана. Медно-красные листья винограда, потемневшие от влаги сосны. Осень... Потемнели от дождя милые мои сосны, все стоят так же они в круговой охране, но вместе с летом отлетает и спокойствие. Тревоги, тревоги, печали. И боль в сердце... Снова на пороге болезнь с невозможностью двигаться, действовать. А как много могла бы я и как я хочу много сделать... Нет цветов. Только табак держится, не сдаваясь. Да крупные желтые ромашки не признают заморозков. Но день золот, тих, полон паутинок и чуть слышного журчания осенней опали. (Г.Николаева)

Ученик. Присоединительные конструкции позволяют дать предельно емкую, сжатую характеристику предмета, явления, конкретизировать и оценить предшествующее высказывание, внести те или иные детали, подробности в описание обстановки (примеры 1–4). Присоединения – эффективное средство выделения детали портрета, характера (пример 5). Это удобная форма выражения тончайших оттенков переживаний, размышлений, воспоминаний, с помощью присоединений можно описать физическое и психологическое состояние человека (пример 15). Цепочки присоединительных конструкций (примеры 6–13) придают повествованию то напряженность, то ритмичность, то плавность, то отрывистость. Особенно выразительны короткие бессоюзные присоединительные конструкции. Иногда присоединительные конструкции противоречат основному высказыванию или создают неожиданный переход от одной тональности к другой, этим самым подчеркивается комизм ситуации, положения и т.д. (пример 14).

Учитель. Хорошо, ребята. Мы увидели, что присоединения несут большую смысловую и экспрессивную нагрузку. А сейчас придумайте несколько примеров, включающих присоединительные конструкции. Постарайтесь этими примерами убедить нас в том, что присоединительные конструкции играют в речи большую роль (ученики выполняют задание).

Учитель. Попробуем самостоятельно проанализировать следующие примеры. Алгоритм ответа составьте на основе изученных на уроке теоретических сведений.

1. Говорили, что Ильину везет. И действительно, все у него получалось удивительно вовремя и складно. (В.Каверин)

2. А ведь он, Лиза, наш земляк. Тоже волжанин. (Е.Ильина)

3. Я у них одиннадцать лет живу. Как своя. (А.Чехов)

4. Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором. (А.Куприн)

5. Я бы хотела, чтоб осталось хоть крылышко. Для меня. (Г.Николаева)

6. В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. (А.Чаковский)

7. Что тут прикажешь делать скульптору, да еще плохому. (И.Тургенев)

8. Ждали малоснежную зиму. И не угадали. (А.Чаковский)

9. Не зря ли приехали-то? Да еще с узлами, с чемоданами. (А.Коптяева)

10. Все были в большом смущении, особенно моя мать. (А.Герцен)

Затем учитель подводит итог урока, выставляет оценки. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать сочинение на свободную тему, включающее присоединительные конструкции.

), выделяются четыре основных типа придаточных:

  • определительные,
  • изъяснительные,
  • обстоятельственные (образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия),
  • присоединительные.

Придаточные определительные

Относятся к существительному или местоимению. Отвечают на вопросы определений (какой? какая? какие? ).
Присоединяются с помощью союзных слов : какой, который, чей, что, где, когда, откуда и др.
А также союзов : чтобы, как, будто, точно, словно и др.

Примеры

  • [Прозвенел будильник]. Будильник какой? (Который подарила мне моя бабушка). [Прозвенел будильник(, который подарила мне моя бабушка )].
  • [Дом сгорел дотла]. Дом какой? (Где я родился). [Дом(, где я родился, ) сгорел дотла].
  • [А.С. Пушкину поставили не один памятник]. А.С. Пушкину какому? (Чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить). [А.С. Пушкину(, чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить, ) поставили не один памятник].
  • [В тот день жизнь моя изменилась]. В день какой? (Когда я понял всё). [В тот день(, когда я понял всё, ) жизнь моя изменилась].

Придаточные изъяснительные

Относятся к глаголу. Отвечают на падежные вопросы (кто? что? кому? чему? кого? чего? кем? чем? и т.д. ).
Присоединяются с помощью союзных слов : кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько
А также союзов : что, чтобы, будто, как, словно, как будто и др.

Примеры

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Я точно уверен]. Уверен в чем? (В том, что Земля имеет форму шара). [Я точно уверен(в том, что Земля имеет форму шара )].
  • [Он узнал]. Узнал что? (Сколько дней прошло с запуска первого спутника). [Он узнал(, сколько дней прошло с запуска первого спутника )].
  • [Они поняли]. Поняли что? (Зачем я это сделал). [Они поняли(, зачем я это сделал )].

Придаточные обстоятельственные

Играют роль распространенных обстоятельств. Отвечают на обстоятельные вопросы. Как и обычные обстоятельства, делятся на несколько типов:

Тип придаточного Вопросы, на которое оно отвечает Связка с помощью союзов Связка с помощью союзных слов Примеры
Образа действия как? каким образом? как, что, чтобы, словно, точно
  • [Я шел по свежевыпавшему снегу]. Шел как? (Так, что снежинки хрустели у меня под ногами). [Я шел по свежевыпавшему снегу(так, что снежинки хрустели у меня под ногами )].
Меры и степени насколько? в какой степени? что, как сколько, насколько
  • [Он съел много яблок]. Съел как много? (Так, что живот потом разболелся) [Он съел так много яблок(, что живот потом разболелся )].
Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
  • [Я устал ото всего и пошел]. Пошел куда? (Туда, где я мог наконец отдохнуть). [Я устал ото всего и пошел туда (, где я мог наконец отдохнуть )].
Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? когда, пока, покамест, как только, с тех пор как, до тех пор пока
  • [Луна восходит]. Восходит когда? (Когда наступает ночь). [Луна восходит(, когда наступает ночь )].
Цели зачем? с какой целью? чтобы (чтоб)
  • [Я выпил лекарство]. Выпил зачем? (Чтобы вылечить простуду). [Я выпил лекарство(, чтобы вылечить простуду )].
Причины почему? отчего? потому что, оттого что, так как, ибо
  • [Он изменился]. Изменился почему? (Потому что не было причин оставаться прежним). [Он изменился потому (, что не было причин оставаться прежним )].
Условия при каком условии? если, когда, раз
  • [Я съем это яблоко]. Съем при каком условии? (Если оно не отравлено). [Я съем это яблоко(, если оно не отравлено )].
Уступки несмотря на что? хотя, несмотря на то что, пускай, пусть сколько ни, как ни
  • [Он достиг цели]. Достиг несмотря на что? (Хоть я всё это время ему мешал). [Он достиг цели(, хоть я всё это время ему мешал )].
Следствия и..? следовательно..? так что
  • [Я был на вершине мира]. и? (Так что у меня не было причин для беспокойства). [Я был на вершине мира(, так что у меня не было причин для беспокойства )].
Сравнительные как? как, словно, будто
  • [Она порхала по квартире]. Порхала как? (Как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать). [Она порхала по квартире(, как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать )].

Придаточные присоединительные

Относятся ко всей главной части.
Присоединяются с помощью союзных слов: что, куда, откуда, где, когда, как, почему
Дополняют и поясняют содержание основной части. Нередко обладают значением следствия.

Примеры

  • Он волновался(, поэтому и не смог успешно сдать экзамен ).
  • Мой брат так и не открыл книгу за все это время(, что не давало мне покоя ).

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Главное предложение - Словарь литературных терминов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Придаточное предложение" в других словарях:

    Придаточное предложение - ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. См. Главное предложение … Словарь литературных терминов

    ПРИДАТОК, тка, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время,… …

    Зависимая часть сложноподчинённого предложения, содержащая в своём составе союз или союзное слово. Относится ко всему главному предложению или к одному слову в нём (дополнительные, определительные придаточные). Ф. И. Буслаев положил начало… … Литературная энциклопедия

    - (грам.). Так называется в противоположность главному такое предложение, которое не имеет самостоятельного, цельного смысла без главного предложения. Синтаксический строй всех индоевропейских языков показывает несомненно, что создание категории П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    придаточное предложение - лингв. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически подчинённая главной части (главному предложению) и соединённая с ней союзом или союзным словом. П ое предложение причины. Условное п ое предложение … Словарь многих выражений

    придаточное предложение - См. главное предложение … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - (последующее п., нем. Nachsatz), так называется, по аналогии с терминологией грамматики, вторая часть музыкального периода, соответствующая первой его части, которая носит название главного (предыдущего) предложения и оканчивается большей частью… … Музыкальный словарь Римана

    Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? и относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным или субстантивированным словом. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи… … Словарь лингвистических терминов

    Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные… … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Presente de Indicativo, Presente de Subjuntivoв испанском языке. Употребление, построение, сигнальные слова, правила и упражнения , Татьяна Олива Моралес , В данном учебном пособии подробно рассматриваются времена Presente de Indicativo, Presente de Subjuntivo; их употребление, построение, сигнальные слова, неправильные и отклоняющиесяглаголы;… Категория:

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по четырем основным признакам:

грамматическое значение;

вопрос, на который отвечает придаточное предложение;

к чему оно относится;

средство связи (чем присоединяется).

По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные.

Придаточные определительные

Обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Придаточные изъяснительные

Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на вопросы косвенных падежей; относятся к одному слову в главном предложении - глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал, спросил, подумал, вспомнил, удивился и др.), к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к прилагательным (рад, счастлив, горд и др.), к наречиям (известно, ясно, видно и др.), к словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад тому и др.); присоединяются союзами что, чтобы, будто, как и др., а также союзными словами что, чтобы, почему, когда, где, куда, что за, зачем и др. При этом в главном предложении часто встречается указательное слово то в разных падежных формах. Например: Я верю в то, что человек есть творец своего счастья (А. Чехов). Читатель, расскажу ль тебе, куда красавица [Людмила] девалась? (А. Пушкин); За спором не заметили, как село солнце красное (Н. Некрасов).

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию. Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени

Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой; присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др. В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Пример: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой). Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места

Обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы где? куда? откуда?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами где, куда, откуда. В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Пример: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща, белели березы.

Придаточные времени

Обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Пример: Пока он пел, кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия

Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами если, раз, коли, коль, когда (в значении "если"), как (в значении "если") и др.

Пример: Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Примечание

Условное значение имеют также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения, употребленной в значении условного: Не будь на то господней воли, не отдали б Москвы (М. Лермонтов) (ср.: Если бы не было на то господней воли, не отдали б Москвы).

Придаточные причины

Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Пример: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели

Обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Пример: Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения

Пример: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты. Сравните: Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения); Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды (К. Паустовский) (сравнительный оборот).

В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть грамматическая основа.

От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения. Например: Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей (И. Тургенев). В выделенном предложении есть грамматическая основа, но нет значения сравнения.

Придаточные уступки

Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Примеры: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно, да не голодно (Пословица). Куда ни кинь, всюду клин (Пословица).

Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и простое предложение с обособленным обстоятельством уступки. Сравните: Несмотря на то, что вечер удался, удовлетворения я не испытывал (сложноподчиненное предложение с придаточным уступки). Несмотря на удавшийся вечер, удовлетворения я не испытывал (простое предложение с обстоятельством уступки).

Придаточные следствия

Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы что из этого следует?; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами следствия так что, поэтому.

Пример: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени. Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

Придаточные присоединительные

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром (А. Чехов). Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно (А. Пушкин). Вместо сахара подавался сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный (К. Паустовский).

Придаточное предложение - синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время , очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов.

Например: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех).

В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.

Например: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом).

Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.

Например: Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) придаточное предложение относится к слову-обращению страна).

Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом.

Например: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Классификация видов придаточных предложений

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

В комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской придаточные делятся на три группы: определительные , изъяснительные и обстоятельственные ; последние подразделяются на подгруппы.

В комплексе В.В. Бабайцевой придаточные делятся на подлежащные , сказуемные , определительные , дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской, обратимся именно к ней.

Представим информацию о видах придаточных предложений в виде сводной таблицы.

Виды придаточных предложений

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др.
Родные места, где я вырос , навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает , ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали .
2. Изъяснительные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Скоро я понял, что заблудился ; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью .
3. Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше .
времени
Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится , придется сидеть дома.
места Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.
цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться , мы вышли на тропинку.
причины Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо , в комнате было почти темно.
условия Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. Если в течение суток погода не улучшится , поход придется перенести.
уступки
Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни . Несмотря на то что было уже далеко за полноч ь, гости не расходились; Как ни гни дерево , оно все вверх растет.
сравнения
Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.
Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки .
следствия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим .

Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли , употребленной в значении союза.

Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.

ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

Союзы и союзные слова могут вносить в сложноподчинённое предложение дополнительные оттенки значения.

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным , имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными .

Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.

Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.

Например: Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же , его честили так и сяк. (А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами. (А. Пушкин)
К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

б) от сказуемого в главной части;

в) от существительного или местоимения в главной части;

г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.