Возникновение романтизма в россии. Романтизм, как литературное направление Русский романтизм история возникновения

В качестве более или менее оформленного явления романтизм возникает в русской литературе не ранее второй половины 10-х гг. К этому времени в России сложилась общественно-политическая ситуация, во многом сходная с положением дел в ряде стран европейского континента.

В годы «Священного союза» возглавленная им международная реакция не могла не сопровождаться внутриполитической реакцией во всех европейских странах, в том числе и в России. На Западе под эгидой «Священного союза» были восстановлены феодальные порядки, частично отмененные или поколебленные в ряде стран во время их оккупации Наполеоном.

В России наступление международной реакции было ознаменовано учреждением военных поселений, усилением цензурного гнета, в частности запретом обсуждать в печати положение крепостных крестьян, гонениями на университетскую науку, мистицизмом официозной идеологии, сбросившей свои либерально-просветительские покровы, наконец антинациональным характером международной политики Александра I — одного из самых ревностных деятелей и идеологов «Священного союза».

Однако общественной поддержки все эти правительственные мероприятия не получили. Отечественная война 1812 г. вызвала подъем русского национально-освободительного сознания.

Крепостное состояние народа, сумевшего отстоять свою независимость и освободить Европу от тирании Наполеона, предстало нетерпимым более чем когда-либо. Народ, армия, общество, гордые только что одержанной победой над завоевателем Европы, были оскорблены неограниченным крепостническим «самовластьем» нового любимца Александра I — «временщика» Аракчеева, тупого и грубого солдафона.

Аракчеевщина нанесла сокрушительный удар либеральным надеждам, но не могла остановить стимулированный Отечественной войной рост антикрепостнических настроений народно-солдатских масс и передовых, прежде всего военных кругов дворянского общества. На подъеме этих настроений и в противовес правительственной реакции возникают сначала полулегальные, потом строго конспиративные объединения дворянских революционеров и формируется идеология дворянской революционности.

Одновременно активизируется идеология дворянского либерализма. Ее оппозиционность реакционному курсу правительства возрастает, но в то же время проникается пессимизмом, вызванным разочарованием в возможности каких бы то ни было уступок правительстваантикрепостническому общественному мнению. Такова одна из национальных предпосылок возникновения русского романтизма и его особенностей.

Аналогичные процессы, протекавшие в конце 10-х — начале 20-х гг. на Западе, — национально-освободительная борьба, организация сообществ итальянских и французских карбонариев, деятельность немецкого Тугенбунда, революция 1820 г. в Испании, греческое восстание против турецкого владычества — привлекали к себе самое пристальное внимание русских дворянских революционеров и либералов, давая им основание чувствовать себя участниками общеевропейского освободительного движения.

Но, не имея единого центра и общей программы, преследуя в каждой стране свои национальные цели, оно выливалось в разрозненные восстания, беспощадно подавляемые объединенными и превосходящими силами международной реакции.

Наиболее глубокое и цельное художественное отражение эта трагическая для западных освободительных движений ситуация получила в творчестве Байрона, особенно в бескомпромиссном свободолюбии и философском пессимизме его лиро-эпического героя.

Байрон и становится властителем дум первого поколения русских романтиков, поколения Пушкина и декабристов, вступившего в литературу на рубеже 10-х и 20-х гг. Уже охваченное романтическими веяниями, оно вместе с тем оставалось верным оптимизму просветительских идеалов, на которых было воспитано.

Поэтому гражданский, революционный романтизм раннего творчества Пушкина, как и творчества самих декабристов, сочетается вполне органически с гражданско-патриотическими традициями «высокого» стиля русского классицизма. В результате, будучи, как и все другие национальные модификации романтического сознания, «поэзией чувства», «жизни сердца», романтическое творчество декабристов и Пушкина преддекабрьских лет становится поэзией революционно-гражданских мыслей и чувств.

В таком аспекте переосмысляется русскими романтиками декабристской ориентации идейно-эстетическая и психологическая структура байронического протестующего героя, обреченного на скитальчество и трагическое духовное одиночество.

Лиро-эпический герой поэтов-декабристов наследует от байронического героя энергию его свободолюбивой души, но свободен от ее трагической разочарованности и философского скепсиса. Он не одинок, у него есть хотя и немногочисленные, но крепкие духом единомышленники, такие же, как и он, «отчизны верные сыны».

Трагическая разочарованность и философский скепсис образуют основную, элегическую тональность другого течения русского романтизма 1810—1820-х гг.: романтизма Жуковского и молодых поэтов его школы, крупнейшим из которых был Баратынский. Обычно это течение в отличие от декабристского, революционного романтизма именуется «пассивным».

Вернее и логичнеебыло бы именовать его либеральным — в том значении этого слова, которое оно имело на языке эпохи, в значении духовно-нравственной оппозиции самодержавно-крепостнической реакции, но оппозиции, выражавшейся в условиях реакции в форме уже не политического, а психологического вольномыслия и вольнолюбия, проникнутого неверием в возможность революционных преобразований.

Политическое в основном расхождение между двумя течениями русского романтизма преддекабристской эпохи, принимавшее подчас формы довольно ожесточенной полемики, препятствовало четкому самоопределению его общей, собственно романтической программы и рождало у приверженцев романтизма весьма различные и в целом неопределенные мнения о его художественной специфике. Она и до сих пор остается не до конца проясненной.

Но к русскому романтизму рассматриваемой эпохи вполне применимы слова Виктора Гюго. По определению Гюго, относящемуся к французскому романтизму конца 20-х гг., его «воинствующая сторона» есть «либерализм в литературе», «литературная свобода — дочь свободы политической».

Свободы отнюдь еще не реальной, а той, к которой неудержимо и необратимо стремится после Великой французской революции все прогрессивное и не удовлетворенное этой революцией человечество. «Свобода искусства, свобода общества, — поясняет Гюго, — вот та двойная цель, к которой должны стремиться все последовательные и логически мыслящие умы...».

Так думали и русские романтики, не только декабристы, но и Жуковский, Батюшков, Баратынский и другие поэты той же ориентации. Однако Жуковский в отличие от декабристов был более, чем его последователи, убежден, что политическую свободу завоевать революционным переворотом невозможно, что единственно верным путем к ней остается путь постепенного просвещения и гражданского воспитания русского общества и правительственного аппарата, включая самого монарха. Иначе говоря, политическим идеалом Жуковского, как и Карамзина, остается «просвещенный абсолютизм».

Этой идущей от Карамзина и разделяемой Гоголем просветительской иллюзией вдохновлен тот энтузиазм, с которым Жуковский исполнял свои «придворные», как это обычно иронически именуется, обязанности воспитателя и учителя вел. кн. Александра Николаевича, будущего Александра II. Современники же, принадлежавшие к ближайшему окружению Пушкина и Жуковского, хорошо его понимали.

В сентябре 1824 г. А. А. Дельвиг пишет Пушкину: «Жуковский, я думаю, [уже] погиб невозвратно для поэзии... Как обвинять его! Он исполнен великой идеи: образовать, может быть, царя. Польза и слава народа русского утешает несказанно сердце его».

При всем том политическая ограниченность романтизма Жуковского несомненна. Но ограниченность не означает реакционность.

В истории русской литературы Жуковскому и поэтам его школы, а из них прежде всего Батюшкову, принадлежит не меньшее место, чем гражданской поэзии декабристов.

Продолжая начатое Карамзиным-прозаиком, основоположником «нового слога», автором первых в русской литературе опытов психологической прозы («Моя исповедь», 1802; «Чувствительный и холодный», 1803; «Рыцарь нашего времени», 1803), Жуковский первым из русских поэтов создал поэтический стиль самовыражения романтической личности, тончайших эмоциональных оттенков и состояний ее внутреннего мира, сугубо субъективных, во многом еще условных, но психологически реальных и до того не имевших в русском поэтическом языке средств для своего выражения.35

Отойдя от классицистического канона предметного рационального слова, Жуковский создал стиль («слог») необыкновенно точной и богатой эмоциональной выразительности, следуя карамзинскому принципу отыскивать «новый смысл» и «новые связи» «старых слов», превращая их привычные значения в сложные многозначные метафоры — символы текущих состояний и размышлений индивидуализированного человеческого характера.

У Жуковского и его последователей — это характер романтической личности, не приемлющей социальную действительность и бессильной бороться с ее злом, но духовно от нее независимой, неизменно тоскующей по заключенному в собственной душе идеалу добра и красоты и тем прекрасной, прекрасной своей духовной непримиримостью с царствующим злом.

Одновременно большой вклад в создание психологизированного и индивидуализированного поэтического стиля внес К. Н. Батюшков. И этим определяется его место в истории русской поэзии.

Оба извода русского романтизма 1800—1820-х гг. встречали сопротивление и подвергались нападкам со стороны разного рода литературных «староверов», приверженцев классицизма. Тем не менее сводить все содержание литературной жизни этих лет к борьбе романтизма с классицизмом неверно.

Неверно потому, что русский романтизм, особенно гражданского, декабристского толка, не только боролся с классицизмом, но и во многом с ним блокировался как с искусством (точнее — стилем) высокого общественного, патриотического звучания. В этом смысле, т. е. прежде всего по стилистической фактуре своего творчества, Катенин, Кюхельбекер, Рылеев, Грибоедов были одновременно и романтиками, и классиками.

Действительное же содержание и генеральныйпуть романтического самоутверждения русской литературы, в основном поэзии, преддекабрьских лет характеризуются борьбой ее освободительных, романтических по своим художественным формам устремлений с господствующей официозной самодержавно-крепостнической идеологией.

Это в равной мере относится к обоим романтическим течениям, проявляясь в каждом по-своему, по преимуществу в одном или другом аспекте — психологическом или гражданском в собственном смысле этого слова. Но они находят свой художественный синтез в преддекабрьском творчестве Пушкина.

Поэтому оно и явилось вершиной русского романтизма 1800—1820-х гг., причем такой его вершиной, с которой гениальному поэту открылась перспектива иного, уже реалистического осмысления действительности, как русской, так и западноевропейской.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., которые подготовили почву для развития романтизма.

Рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

Отведение главной роли воображении, фантазии, творчества;

Возникновение понятия «романтического», что предшествовало появлению термина «романтизм».

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX вв.)

Эпоха наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж. Г. Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста В.Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

Черты :

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему синтезуюче художественное выражение;

Тесная связь с философией;

Тяготение к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения;

Разлад с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX ст.).

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, а. Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юліум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало от этого времени и была представлена романістичними произведениями Дж. Ф. Купера, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, который возник в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX ст.

Название произошло от французского слова «romantisme», которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное.

Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню - романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Его принял француз Бальданепарже.



Позже, в начале XVIII ст., это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями - класицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтичным, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегелі выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие «романтизм» стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели - романтики отошли от традиций класицистів, что последовали все античное. В противовес им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, потому что были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительскому идеалу разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX

в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великаяфранцузская буржуазная революция. Как это стало возможно?До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждыйчеловек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества,новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувствоодиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, акому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярностьазартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома,публикуются руководства по игре в карты.В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой.Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок”Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цветарулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки”Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь тольков игре человек может почувствовать силу рока.

Первая половина XIX в. в России отмечена мощным подъемом культурыво всем ее многонациональном разнообразии. Свое проявление он находит прежде всего в успешном развитии философии, литературы и научной мысли. Причины подъема – в прогрессивном воздействии идей Просвещения, в событиях Отечественной войны 1812 г., в смелом, патриотически воодушевленном выступлении дворянских революционеров-декабристов. Острота положения в общественной жизни побуждала передовую интеллигенцию к борьбе за демократические преобразования, за свободу труда, мысли и творчества.
Велика зависимость культурного подъема и от многих экономических перемен в стране. Россия встала на путь развития буржуазных отношений. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзиюМ. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного движения. В такие моменты обострения классовой борьбы особенно остро ощущается неудовлетворенность настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о должном, о желанном. Писатель-романтик стремился уйти от современности в прошлое или будущее или, если он изображал настоящее, он противопоставлял ему своё представление о желаемой действительности. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам (в зависимости от их убеждений) по-разному. Поэтому в романтизме, прежде всего, различают два основных течения – консервативное (реакционное) и прогрессивное. Романтизм прогрессивный устремлен в будущее, полон освободительных идей, связан с борьбой за свободу и счастье людей. У нас идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (Кондратий Рылеева, А. Одоевского, А. Бестужева и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова (в Англии – Байрон, во Франции – Гюго, в Германии - Шиллер, Гейне).Представителиконсервативного романтизма брали сюжеты своих произведений преимущественно из прошлого, обращались к старине, с ее бытом и преданиями, особенно к средневековью (когда верили во все чудесное), или предавались грезам о каком-то загробном мире. Консервативные романтиков ясно выступала личность поэта, его переживания; 3. романтики уводили читателя от общественной борьбы в мир воображения, мечтательности. представителем такого романтизма был у нас Жуковский.Основные черты романтизма: 1. борьба против классицизма, за свободу творчества; 2. в произведениях характерен интерес к народному творчеству (в нем они видят свободное поэтическое творчество народа); 4. романтические произведения отличаются красочностью языка (широко применяются средства худож выразительности). Лотман показал, что основные черты романтизма характеризуются действованием, соединенным с «витийством» и «разговорчивостью»; резкостью и прямотой суждений, безапелляционностью приговоров; слиянием «игрового» и «серьезного» отношения к жизни, независимостью поступков от обстоятельств, «литературностью» и «театральностью» общения, пренебрежением к конспирации, высокой рыцарственностью. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав авободу"(В.Г.Белинский).Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы

Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека.

Предпосылки появления романтизма

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Особенности и черты романтизма

Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Черты романтизма можно выделить следующие:

  • 1) Автобиографизм писателя в главном герое,
  • 2) Внимание внутреннему миру героя,
  • 3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,
  • 4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью

Проявления романтизма в литературе

Самые яркие проявления романтизма в литературе были в двух европейских странах, в Англии и в Германии. Немецкий романтизм принято называть мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, главным писателем здесь был Шиллер. Английский же романтизм активнее всего использовал Байрон; это свободолюбивый романтизм, проповедующий идею борьбы непонятого героя.

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами и

Романтизм.

идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв.

После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей, чьи идеи после воспеваемой ими рев-ции не были воплощены) была подорвана, разум отождествляется с прагматизмом, противопоставлением ему становится культ чувств . Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны . Поэтому основным героем романтиков становится человек, наделённый творческим даром (поэт, художник). Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Главный порыв устремлён внутрь себя , человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Такой акт приравнивается к процессу мироздания. Внутри человека - вся Вселенная. " Вникни в самого себя, отврати свой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя", - говорил Фихте, субъективный идеалист, на чью философию опиралась вся романтическая традиция немецкой школы. В целом же, теоретическая концепция оформилась в среде немецких эстетиков и писателей, недовольных исходом революции во Франции и, одновременно, осознающих невозможность повтора её у себя на родине, в разрозненной на множество княжеств полуфеодальной Германии. Август и Фридрих Шлегели изложили основные требования к литературе романтического периода. Шлегелей поддержал Новалис, в 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты".

В них изложены основные положения романтической эстетики:

    природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического;

    поэзия - часть природы, её высшее творение;

    поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического";

    предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное;

Иерархия искусств:

1. музыка 2. поэзия (синтез 1 и 3) 3. Живопись

сказка (" канон поэзии"), роман (" история в свободной форме")

Самоценность личности, её обособление от враждебного ей мира. Герой – одинок.

Каждая личность – микрокосмос. В природе она находит созвучные ей свободу, красоту.

Эмоции, лиризм, экспрессия, экзальтация

Порыв в бесконечность, томление по ней. Стремление к познанию.

Романтическое «Двоемирие», романтическая «Ирония».

Понятие романтизма Основные этапы развития и течения романтизма

Название термина "романтизм" указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа

Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах Западной Европы в конце XVIII – нач. XIX в.

Название произошло от французского слова "romantisme", которым обозначалось нечто сокровенное, странное, нереальное

Этапы развития романтизма

Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в, которые подготовили почву для развития романтизма

    рост интереса к средневековой литературе и народному творчеству;

    отведение главной роли воображению, фантазии, творчеству;

    возникновения понятия \"романтического\", что предшествовало появлению термина \"романтизм\"

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX в)

Время наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Байрона, Шелли, Китса, романиста Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Гофмана и блестящего лирика и сатирика Гейне.

    универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему художественное выражение;

    тесная связь с философией;

    тяготение к символам и мифам, как к наиболее адекватным формам художественного выражения;

    разлад с действительностью;

    резкое противопоставление действительности и идеала => разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг XIX в)

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в настоящее время пишут во Франции - Гюго, Санд, Дюма; в Польше - Мицкевич, Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена романистическими произведениями Купера, По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г)

Течения романтизма

Народно-фольклорное (начало XIX в) - течение, ориентировано на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала оно проявилась в Англии, в "Лирических баллады" Вордсворта. В Германии оно было утверждено Гейдельбергской школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире.

Особенности:

    не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;

    их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;

    не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей. В народной жизни, сознания, искусстве

\"Байроническое\" (Байрон, Гейне, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов и др.).

Особенности:

    сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как "идеализация отрицания";

    разочарование и меланхолия, депрессия, "мировая скорбь" - эти негативные эмоции получили абсолютную художественную ценность, стали ведущими лирическими мотивами, которые определяли эмоциональную тональность произведений;

    культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;

    острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности. Контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения

Гротескно-фантастическое которое еще называли \"гофманическим\" по имени ее самого известного представителя.

Основная черта - перенос романтической фантасмагории в сферу повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность раскрывала свою неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество По, Гоголя.

Утопическое течение получило значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в, проявляясь в произведениях Гюго, Санд, Гейне и др.

Особенности:

    перенос акцента с критики и отрицания на поиски "идеальной правды", на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;

    проповеди оптимистического взгляда на жизнь и его перспективы;

    выступление против "индивидуализма современного человека" и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.