Что было 10 мая 1940. Почему Гитлер так легко оккупировал могучую Францию

30 ноября 1939 г. Советский Союз начал войну с Финляндией. Начав войну, советское руководство рассчитывало на быструю победу и создание так называемой народной республи-ки Финляндии. Но эти планы не оправдались.

Войне предшествовали безуспешные переговоры по территориальному вопросу. СССР в обмен на часть территории Карелии хотел полу-чить Карельский перешеек, чтобы отодвинуть границу от Ленин-града (она находилась в 30 км от города). Правительство Финляндии не соглашалось.

Боевые действия длились три с половиной месяца. Неся огром-ные потери, красноармейские части сумели преодолеть финские оборонительные укрепления — линию Маннергейма. 12 марта 1940 г. между Финляндией и СССР был подписан мирный договор. К СССР перешёл Карельский перешеек с городами Выборг и Кексгольм (Корела, Приозерск). На полученном в аренду полуострове Ханко разместилась советская военная база. В Советском Союзе была образована шестнадцатая республика — Карело-Финская ССР, просуществовавшая до 1956 г. Финляндия отстояла свою незави-симость. Осенью 1940 г. на её территорию были введены гитлеров-ские войска.

Потери сторон

За ошибки политического руководства своими жизнями распла-чивались бойцы и командиры. Потери Красной армии в советско-финской войне составили около 300 тыс. человек , в том числе око-ло 100 тыс. погибших. Финские потери были на порядок меньше, но в пропорции к численности населения они равнялись потерям США в войну в 2,5 млн солдат.

Пока на востоке Европы развивались важные события Второй мировой войны, на Западе тянулась «странная война» , как её назвал один французский жур-налист. Странность заключалась в том, что здесь против 4,5 млн фран-цузских солдат находились 800 тыс. немецких, причём половина последних только начала сосредоточиваться. Англо-французские войска фактически не предпринимали никаких решительных дей-ствий. Немецкое военное руководство осознавало весь риск, на ко-торый шёл Гитлер, но тот психологически рассчитал всё точно.

  • Апрель 1940 г. — захват немецкими войсками Дании и оккупа-ция Норвегии.
  • 10 мая 1940 г. — наступление немецких войск на Францию, нача-ло западной кампании Гитлера.
  • 14 мая 1940 г. — капитуляция Голландии.
  • 28 мая 1940 г. — капитуляция Бельгии, окружение англо-фран-цузских войск в районе города Дюнкерка.
  • 22 июня 1940 г. — подписание в Компьенском лесу франко-германского перемирия. Оккупация Германией двух третей террито-рии Франции, включая Париж, и образование на оставшейся тер-ритории профашистского режима генерала Петэна.

В условиях «странной войны» для нацистского правительства возрастало значение шведской руды, румынской нефти, норвежских портов и беспрепятственного доступа к ним. Англичане, понимая это, пред-принимают попытку минировать подходы к норвежскому порту Нарвик. В ответ 9 апреля 1940 г. немецкие войска морскими и воздушными десантами занимают все важнейшие пункты в Дании и Норвегии.

Норвегия оказывается под управлением немецкой окку-пационной администрации, Дания становится немецким протек-торатом. После капитуляции Дании английские войска занимают её заморские территории (Фарерские острова , Исландию и Гренлан-дию), чтобы не допустить туда немцев.

10 мая под впечатлением от неудачи англичан в Норвегии в от-ставку отправлен кабинет Н. Чемберлена. Ему на смену пришло коалиционное правительство во главе с Уинстоном Черчиллем.

В июне 1940 г. прокоммунистические силы в Эстонии, Латвии и Литве, опираясь на поддержку советских войск, взяли власть в свои руки. В августе 1940 г. эти страны вошли в состав СССР. Значитель-ная часть населения вначале положительно отнеслась к происхо-дящему. Их прежде всего путала растущая агрессивность гитлеров-ской Германии. Но вскоре тысячи граждан Прибалтийских респуб-лик были репрессированы, значительная часть была сослана. Всё это рождало глубокое недовольство советскими порядками.

В июне 1940 г. СССР предъявил Румынии требование передать ему бывшую провинцию Российской империи Бессарабию, захва-ченную Румынией в 1918 г., и Северную Буковину, которая входи-ла в состав Австро-Венгрии. Спустя два месяца была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в состав Украины.

10 июня 1940 г. Муссолини вопреки мнению военных вступил в войну против Франции и Великобритании. Итальянскому дикта-тору казалось, что его мечта о «Римской средиземноморской импе-рии» вот-вот станет реальностью. Территориальные претензии Италии были большие: Ницца, Корсика, Тунис, Французское Сома-ли, Алжир, Марокко. Муссолини считал, что ведущую роль Италии в Средиземном море подчеркнуло бы присоединение части юго-славских земель.

В итоге в 1941 г. Роммель добился хотя и громкого, но частичного успеха. Германия была вовлечена ещё в одну «постороннюю» (принимая во внимание главную цель Гитлера) кампанию.

Захват Румынии

План итальянской «параллельной войны» предусматривал на-несение удара по Греции и Югославии, но в августе 1940 г. Гитлер сообщил Муссолини, что вторжение на Балканы в данный момент нецелесообразно, потому что прежде нужно разгромить Велико-британию.

Точная история — даты календаря 10 мая.

  • Символ гороскопа людей которые были рождены в день 10.5.40 года ››› Телец (с 21 апреля по 21 мая).
  • 1940 год по восточному календарю животных = ››› Белого Металлического Дракона.
  • Стихия знака гороскопа Тельцов, с датой рождения 10.5.40г. ›› Земля.
  • Планета покровитель людей которые были рождены в этот день года – Венера.
  • Это число пришлось на 19 неделю.
  • По календарю в этом месяце мае 31 день.
  • Долгота светового дня 10 мая – 15 часов 54 минут (долгота светового дня указана – по среднеевропейской широте Москвы, Минска, Киева.).
  • Церковный праздник, пасха была > 28 апреля.
  • По календарю период — весна.
  • По григорианскому календарю ~ Високосный год.
  • Подходящие по гороскопу цвета, для людей которые родились в день 10 мая 1940 года › Аквамариновый, Темный зеленовато-желтый и Темно-желтый.
  • Деревья подходящие к сочетанию знака гороскопа Телец и 1940 года по календарю восточного животного > Бук, Ель и Черное дерево.
  • Камни – защитные обереги, для людей которые родились сегодня #› Кошачий Глаз, Гагат, Халцедон.
  • Необыкновенно подходящие числа для людей с днем рождения 10 мая 40 года ››› Четыре .
  • Самые удачные дни недели для людей родившихся 10 мая 1940 года ›››› среда, вторник и суббота.
  • Точные качества сущности, знак гороскопа Тельцов, которые были рождены в это число ››› дипломатичный и наглый.

Астрологическое описание мужчин рожденных в день 10 мая.

Мужчина у которого знак зодиака, при 10-05-1940 годе рождения – Телец, идеальный муж, любовь у него проста и чиста. Вам не придётся что-то разыгрывать перед ним, будьте сами собой. Обычно хорошо физически развит, это часть его обаяния. Этот человек, чрезвычайно терпелив, но измен не выносит. Ему нужны деньги не ради самих денег, а ради удовольствий, вытекающих из обладания ими.
Мужчина по календарю на 10 мая 1940 года по месяцам и дням рождения, убедит Вас, что вы прекрасны. Он довольно романтичен, но осторожен. Большинство конфликтных ситуаций с ним, всегда можно разрешить мирным путём. Он, склонен лучше заботиться о себе, чем парни других знаков. Он плохо разбирается в женщинах, у него ложное представление о них. Если ваши отношения завершились, постарается сохранить дружеские отношения. Он хочет, чтобы всё, чем он владеет, было только его. Этот человек, не возражает против женской индивидуальности, но его интригует и балансирует собственная стабильность натуры. Предназначен для той, кто знает толк в ценностях. Только по собственному желанию мужчина родившийся в 10-05-1940 году по гороскопу – Телец, в состоянии расстаться с деньгами, заставить его невозможно. Цели у него, в большинстве своем земные и обыденные. Хоть и имеет управляющей планетой самую романтичную из всех — Венеру, далеко не витающий в облаках мечтатель, а прагматик, твердо и уверенно стоящий на ногах.

Кто такие женщины рожденые сегодня, 10.5.1940г., восточный год по календарю животных.

Женщина у которой, при 10-05-1940 годе рождения, знак зодиака – Телец, относится к стихии Земля, это сильно ощущается в ее характере. Она требует к себе соответственного уважения. Девушка Телец, имеет свойство буквально притягивать людей, она ровна и дружелюбна со всеми. Стремится жить гармоничной жизнью, а не тратить собственные силы на покорение призрачных вершин.
Женщина 10.05.1940 года рождения, одевается с хорошим вкусом, но без роскоши. Если бы не суперинтуиция, которая свойственна, им бы пришлось без конца отваживать от себя недостойных. Водите ее в дорогие рестораны, у ней, развита любовь к хорошей еде и напиткам. Ее внутренний голос подсказывает, с кем стоит продолжать общение, а кому нужно дать поворот от ворот.
Когда женщина по календарю на десятого мая 1940 г. рождения, уверена в себе и с вами ей легко и хорошо, она становится ленивой, неряшливо одевается, опаздывает на свидания. Девушка Телец в ее характере есть все качества которые мужчины ищут. Характеристика девушки Телец — если она считает, что ею пренебрегают, она не будет настаивать на своём при помощи обмана. Настоящая любовь с ней не будет протекать гладко.

Когда у меня был финансовый кризис, мне помог притянуть удачу Денежный Амулет . Талисман Удачи активирует у человека энергию достатка, ГЛАВНОЕ чтобы он был настроен только на вас. Амулет который помог, я заказывала на официальном сайте .

Под знаком гороскопа Телец, появились на свет прославленные люди:

император Павел I, писатель Оноре де Бальзак, композитор Иоганнес Брамс, Гарри Купер, ученый Зигмунд Фрейд, Жан Габен, актер Фернандель, Адольф Гитлер, композитор Прокофьев, композитор Чайковский, Иегуди Менухин, писатель Уильям Шекспир, Орсон Уэллс, политик Владимир Ленин, Дюк Эллингтон, политик Никколо Макиавелли, ученый Карл Маркс, писатель Генрик Сенкевич, политик Максимильен Робеспьер, Роберто Росселлини.

Календарь на месяц Май 1940 года по дням недели

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Журналист и историк авиации Вячеслав Кондратьев опубликовал статью, в которой привел статистику потерь авиации западных союзников и люфтваффе за 10 мая 1940 года - первый день немецкого наступления. (http://vikond65.livejournal.com/?skip=10 ) Особое внимание в статье уделено "аэродромным потерям" союзников.

Главным источником информации для написания статьи послужили монографии английских историков Эдуарда Р. Хутена «Люфтваффе на войне» (E. R. Hooten. Luftwaffe at War. Vol. 2. Blitzkrieg in the West 1939-1940. London, 2007) и Питера Корнуэлла «Битва за Францию тогда и сейчас» (Battle of France then and now, Old Harlow, Essex, 2007). По словам В.Кондратьева " в книге Корнуэлла содержится весьма подробная роспись потерь самолетов и членов экипажей в ходе западной кампании, вплоть до подписания перемирия между Германией и Францией. Потери систематизированы по датам, видам (сбит, уничтожен на земле, разбился в аварии, брошен на аэродроме и т.д.), типам машин и номерам частей .. . "

Я лично этих книг не видел, оценивать их не берусь, воздушная война на Западном фронте не является предметом моих исследований. Но в любом случае приведенная Кондратьевым статистика заслуживает пристального внимания. Далее я привожу пространную цитату из статьи В.Кондратьева, причем в сильно изуродованном виде: я разбил текст на абзацы, по каждому аэродрому в отдельности, пронумеровал получившиеся "полоски" и в ряде случаев многократно добавил слова "уничтожен" и "поврежден". Литературный стиль пропал вовсе, зато все стало очень просто считаться.

Итак:

"Начнем наш обзор с ударов по Франции.

Согласно Корнуэллу, немцы 10 мая атаковали 45 аэродромов (подчеркнуто мной - М.С.) на ее территории.

1. Наибольшего успеха удалось добиться экипажам Не 111, которые в 4.30 разбомбили авиабазу в Альпрехе (Alprech) с недавно полученными из США пикирующими бомбардировщиками «Воут 156F» (экспортный вариант бомбардировщика «Виндикейтор»). 12 машин были уничтожены сразу в рухнувшем ангаре, еще 12 - списаны после осмотра как не подлежащие ремонту. Там же был уничтожен 1 штабной самолет «Кодрон 635».

На других аэродромах потери были не столь катастрофичны, но тоже вполне чувствительны.

2. Так, в Сент Инглевер е (St. Inglevert) немцы в 5.00 уничтожили 2 двухмоторных многоцелевых самолета «Потез 63.11» и повредили четыре разведчика «Потез 39» из эскадрильи GAO 516.

3. На аэродроме Лаон-Куврон (Laon-Couvron) эскадрилья GAO 518 потеряла 1 уничтоженный разведчик «Мюро 115».

4. В Троз-Барбери (Troyes-Barbery) бомба уничтожила 1 двухмоторный ночной бомбардировщик «Амио 143» из эскадрильи GB I/38.

5. Тяжелый урон понесла истребительная эскадрилья GC III/2. В 4.30 над ее аэродромом Камбрэ-Нержин (Cambrai-Niergines) отбомбились «Хейнкели», в результате чего на земле уничтожено (сгорело ) 8 истребителей «Моран-Солнье» МS 406, еще пять машин получили серьезные повреждения и 13 - более легкие. За несколько минут авиачасть полностью утратила боеспособность, хотя и не потеряла ни одного пилота.

6. 4 истребителя MS 406 уничтожены в эскадриль е GC II/7 на аэродроме в Люксиле (Luxeuil),

7. 3 истребителя MS 406 уничтожены в эскадриль е GC III/7 на аэродроме в Витри-ле-Франсуа (Vitry-le-Francois).

8. Над аэродромом Атье-су-Лаон (Athies-sous-Laon) «поработали» экипажи Do 17, уничтожив 1 «Потэз 63.11» и 1 бомбардировщик «Блок 174» из эскадрильи GR II/33, а также серьезно повредив еще два «Потэза», которые впоследствии были брошены при отступлении.

9. В Реймсе (Reims) получили повреждения два тяжелых четырехмоторных ночных бомбардировщика «Фарман 222» из эскадрильи GB II/15,

10. В Альтиньи (Altigny) - поврежден разведчик «Потез 390» из эскадрильи GAO 510.

11. на а эродроме Нюфшато (Neufchateau) безвозвратно уничтожено 5 самолетов (три «Потэза 63.11» и два «Блока 174») и еще пять повреждено в эскадрилье GR II/36

12. Список первых потерь завершают 2 уничтоженных и два поврежденных «Потэза 63.11» из группы GR II/52 с аэродрома Лаон-Кувзон (Laon-Couvzon).

13. Аэродром Метц-Фрескати (Metz-Frescaty) немцы «навестили» чуть позже. Пикирующие «Юнкерсы» Ju 87 атаковали его примерно в 6.00, точно уложив бомбы в два ангара и уничтожив 5 «Амио 143» из эскадрильи GB II/34. В книге Корнуэлла эти «Амио» не упоминаются, возможно, потому что они не были приписаны к Метц-Фрескати, а перелетели на него буквально накануне вечером с авиабазы Рой-Ами (Roye-Amy). Однако они есть в третьем томе французского издания les Ailes Francaises 1939-45 (La Campangne de France: de la Meuse a la Somme (10 mai - 3 juin 1940).

14. На авиабазу Дижон-Лонгвик (Dijon-Longvic) немцы совершили первый налет в 5.00, повредив здание летной школы, казарму и несколько складов, а в 15.00 девятка «Хейнкелей» из эскадры «Эдельвейс» нанесла повторный визит и разрушила два ангара, в одном из которых были уничтожены (получили фатальные повреждения ) 2 истребителя MS 406 из эскадрильи GC III/3. Осколками бомб убило пять человек, в том числе начальника авиабазы полковника Ламонта.

**************************************************************************

Не избежали урона и англичане.

15. В Метце (Metz) были повреждены два бомбардировщика «Бленхейм» Mk IV из 53-го скуадрона британских ВВС, один из которых при отступлении остался на аэродроме.

16. Повреждены два легких бомбардировщика «Бэттл» из 142-го скуадрона. После налета, проведенного в 4.40 на аэродром Берри-о-Бак (Berry-au-Bac), их признали ремонтопригодными, но 16 мая бросили при отходе.

17. В 615-м истребительном скуадроне на аэродроме ле Туке (le Touquet) немецкие бомбы в 5.00 повредили три «Харрикейна», но их удалось восстановить.

18. Наконец, в 5.35 на аэродроме Мурмелон-ле-Гранд (Mourmelon-le-Grand) бомбами, сброшенными с Do-17, были уничтожены 4 бомбардиров щика "Бэттл" из 88-го скуадрона"

Конец цитаты.

******************************************************************

Теперь включаем калькулятор и начинаем считать.

Безвозвратно уничтожены в ходе удара по 44 аэродромам во Франции:

17 истребителей (все "Моран-Солнье" MS 406 )

23 бомбардировщика и разведчика (разных типов)

Всего 40 самолетов, в среднем по 0,8 самолетов на один атакованный аэродром (илив среднем 2,2 самолета на одинУДАЧНО атакованный аэродром)

Что-то непонятное произошло на авиабазе в Альпрех (Alprech) , где "в рухнувшем анга ре" безвозвратно потеряно 24 "недавно полученны х из США пикирующи х бомбардировщик а". Существуют общепринятые правила обработки статистических данных, в соответствии с которыми резко выпадающие из общего перечня данные должны быть, по меньшей мере, с особой внимательностью рассмотрены и перепроверены. Так, если в больнице температура тела у 100 пациентов находится в диапазоне 36-38 градусов, а у одного пациента - 18 градусов, то следует срочно предпринять некоторые особые действия.

К сожалению, В.Кондратьев особых действий не предпринял, и в результате у меня нет ясного понимания того, что это за "ангар", в котором могли разместиться 24 бомбардировщика? В каком виде находились эти "недавно полученные из США" бомбардировщики? Проще говоря: речь идет об ударе по аэродрому бомбардировочного полка - или об удачно разбомбленном СКЛАДЕ с ЯЩИКАМИ, в которых были упакованы разобранные для транспортировки через Атлантику самолеты? До выяснения этого вопроса* я считаю правильным столь выпадающее из общего статистического ряда событие просто проигнорировать.

Наряду с безвозвратно уничтоженными самолетами повреждены:

21 истребител ь (в т.ч. 13 получивших незначительные повреждения)

20 бомбардировщиков и разведчиков

Теперь, для сравнения, напомним традиционную версию советской историографии (полностью принятую и современной российской). 22 июня 1941 г. люфтваффе атаковало 66 аэродромов советских ВВС, на которых, якобы, было уничтожено 800 самолетов. В среднем по 12 самолетов на один атакованный аэродром . Судя по пафосу статьи г-на Кондратьева, 12 или 0,8 (в 15 раз меньше) - это примерно одно и то же...

Для полноты картины стоит процитировать и приведенные В.Кондратьевым цифры потерь 10 мая в воздухе: " французы, согласно их собственным данным, потеряли 10 мая в воздушных боях 19 , а англичане - 20 самолетов, причем у французов все потери приходятся на истребители, а у англичан большинство - на бомбардировщики, сбитые над Голландией ...

...Согласно сводке 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе за 10 мая, германские боевые потери военных самолетов за тот день выглядели следующим образом:

Сбито в воздушных боях:

- французскими самолетами: 2 Bf 109E, 12 Do17, 9 He111, 1 Hs126; = 24

- английскими самолетами: 1 Bf 109E, 10 He 111, 5 Do 17, 1 Do18; = 17

- голландскими самолетами: 3 Bf 109E, 12 Do 17, 9 He 111; = 24

- бельгийскими самолетами: 1 Do 17, 2 He 111; = 3

Итого 68.

Сбито зенитной артиллерией:

- над Францией: 1 Bf 109E, 1 Do17, 6 He 111, 2 Ju 88; = 10

- над Голландией: 5 He 111, 1 Ju 88, 4 He 59; = 10

- над Бельгией: 1 Ju 88, 7 Ju 87; = 8

Итого 28.

Не вернулись с боевого задания (причины неизвестны): 2 Bf 109E, 3 Do17, 1 Do215, 4 Не 115, 3 Ju 87, 1 Hs 126, всего 14.

Таким образом, даже если считать, что все пропавшие без вести машины сбиты противником, суммарные потери составят 110 самолетов.

....По данным из книги Корнуэлла, в которой описан буквально каждый боевой эпизод, 10 мая в воздушных боях над Голландией, Бельгией и Францией сбито 64 немецких боевых самолета, причем один из них по ошибке расстрелял «Мессершмитт» Bf 109.

22 самолета Люфтваффе были сбиты огнем с земли (один - немецкими зенитчиками),

еще 9 машин, поврежденных зенитками, добили истребители .

Обстоятельства гибели 6 самолетов (в основном - дальних разведчиков) автору установить не удалось.

Итог безвозвратных боевых потерь - 101 самолет, то есть даже меньше, чем в сводке. Объяснение простое - некоторые машины, которые в этой сводке числятся сбитыми, на самом деле разбились в катастрофах. "

Конец цитаты. Важное уточнение: в перечень воздушных потерь люфтваффе НЕ ВКЛЮЧЕНЫ огромные потери транспортных "Юнкерсов" Ju-52 (всего безвозвратно потеряно 125 машин; 29 из них сбиты голландскими зенитками и истребителями, 37 разбились при посадке, 59 уничтожены после приземления в ходе наземных боев, артобстрелов и налетов голландских и английских бомбардировщиков).

Считать можно по разному. В принципе, я готов согласиться с тем, что боевые действия в небе над Бельгией и Голландией - это отдельная история, которую не следует смешивать "в общую кучу" с противоборством ВВС крупных держав (Германии, Великобритании и Франции). При таком подходе итог первого дня операции (10 мая 1940 г.) получается следующим:

а) Союзники потеряли безвозвратно 79 самолетов , в том числе 39 (половина от общей суммы потерь) в воздухе

б) Немцы потеряли безвозвратно (без учета действий бельгийской и голландской авиации и зенитчиков) порядка 55-60 боевых самолетов . Неопределенность связана с тем, куда отнести самолеты, не вернувшиеся с боевого задания (кто и где их сбил?)

Для справки:

22 июня 1941 г.люфтваффе потеряло на Восточном фронте (потери от воздействия противника и по неизвестным причинам, повреждения равны и более 60%) 61 боевой самолет.

Потери в воздухе советских ВВС (зачисляя в этот перечень все случаи вынужденных посадок вне аэродрома) составили порядка 183-207 боевых самолетов .

Самая последняя справка: численность группировки советских ВВС на ТВД 22 июня 1941 г. примерно в 10 раз больше численности боевых частей французских ВВС и английского экспедиционного корпуса 10 мая 1940 г. Численность группировки люфтваффе на Восточном фронте 22 июня 1941 г. была в 1,5 раза меньше , чем на Западном фронте 10 мая 1940 г.

*****************************************************

* Вопрос все еще остается открытым. Г-н Кондратьев опубликовал короткую заметку (http://vikond65.livejournal.com/11519.html?view=62207#t62207) в которой разместил фотографии "Воутов", которые, по его словам, "не расплющило рухнувшим ангаром, но которые пришлось списать из-за повреждений"

Уважаемые пользователи! Если в ходе ознакомления с данным материалом у вас появилось желание задать вопрос лично Марку Солонину, предлагаем воспользоваться

The Rise and Fall of the German Air Force 1933-1945

Их асы по праву считались лучшими в мире.

Их истребители господствовали над полем боя.

Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.

А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.

Военно-воздушные силы Третьего Рейха - прославленные Люфтваффе - были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.

До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.

Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это - подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах - Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это - увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.

Битва за Францию (10 мая - 25 июня 1940 года)

Разделы этой страницы:

Битва за Францию

План кампании

Немецкий план весенней кампании 1940 года был направлен на захват Франции и Великобритании и прекращение войны на Западном фронте. Первой задачей немецких армий, двигавшихся на Запад, был разгром британско-французских армий к северу от рек Эна и Сомма. Эту задачу планировалось выполнить прорывом пограничных укреплений в Арденнах между Намюром и Монмеди с широким охватом и выходом к побережью Ла-Манша у устья Соммы. В отличие от мелких маневров на окружение в польской кампании здесь предполагалось бросить мощные танковые силы в бой на узком участке фронта для скорейшего прорыва в тыл противника.

Этот маневр был довольно рискованным, однако интенсивное применение при подготовке прорыва сил непосредственной поддержки самой мощной на тот момент авиации в мире могло обеспечить элемент внезапности, какого невозможно было бы добиться, используя артиллерию. Удар мог увенчаться успехом лишь в случае длительного замешательства в рядах обороняющихся и отсутствия пауз для восстановления противником управления. Этот план массированной воздушной поддержки фактически стал воплощением принципов, выработанных в Испании и проверенных в Польше, и в немалой степени был обязан своим появлением на свет энергичности и дальновидности генерал-майора фон Рихтгофена, командира VIII авиакорпуса, пикирующие бомбардировщики которого заслужили хорошую репутацию во время польской кампании.

До начала основной кампании на Западе немецким армиям нужно было обеспечить безопасность своего северного фланга в Голландии, как это было сделано раньше в Норвегии и Дании, чтобы британцы не смогли, используя голландскую территорию, поставить под угрозу успех и сроки основной операции. Поэтому, как и в Норвегии, было решено внезапным ударом оккупировать Голландию прежде, чем она сумеет организовать оборону и призвать на помощь Великобританию.

Предполагалось, что первым рубежом голландской обороны может стать линия по рекам Маас и Иссель. После прорыва этого рубежа голландцы могли удержать позиции севернее Роттердама («Крепость Голландия») и, вероятно, сохранить контакт с бельгийцами. В Бельгии оборонительные рубежи строились вдоль линии река Маас - канал Альберта и опирались на форт Эбен-Эмаэль. Для захвата этих объектов немцы разработали план, напоминавший высадку десантов в Норвегии и Дании, однако существенно превосходивший ее по размаху. По этому плану парашютисты должны были захватить основные мосты и дороги, удерживая их до подхода танковых частей, и подготовить аэродром Ваальхавен близ Роттердама к приему посадочного десанта. Общий хаос в ряды противника должна была внести выброска диверсионных групп. Планировалось захватить силами десанта, сброшенного на планерах, форт Эбен-Эмаэль и мосты через канал Альберта. Парашютная дивизия должна была высадиться в Гааге для захвата королевской семьи, правительства и военного руководства.

В ходе вторжения во Францию основная задача, возложенная на люфтваффе, заключалась, во-первых, в расчистке пути для выброски воздушного десанта массированными и скоординированными ударами по аэродромам базирования союзной авиации, во-вторых, в доставке воздушных десантов и, в-третьих, в поддержке немецких армий, действующих в Бельгии и Голландии и наносящих удары в направлении побережья Ла-Манша и через Марну и Сену в Центральную Францию.

Организация ВВС и задействованные силы

На карте 4 показано положение немецкой авиации и наземных войск к началу западной кампании. Воздушные операции осуществляли 2-й и 3-й воздушные флоты, которым подчинялись все силы авиации, принимавшие участие в боевых действиях. 2-й воздушный флот под командованием генерал-оберста Кессельринга получил северный участок фронта и должен был взаимодействовать с группой армий «В» (фон Бока). В распоряжении Кессельринга были с севера на юг соответственно IV и I авиакорпуса, а также 9-я авиадивизия, отвечавшая за постановку с воздуха морских мин. 3-й воздушный флот генерал-оберста Шперрле прикрывал операции группы армий «А» (фон Рундштедта) в центре и группы армий «С» на юге, против «линии Мажино». Шперрле подчинялись (с севера на юг) VIII, II и V авиакорпуса.

Транспортная авиация, предназначенная для доставки парашютных и посадочных десантов, находилась в распоряжении отдельного штаба - Воздушного командования особого назначения (Fliegerfuehrer z.b.V ). Этот штаб, входивший первоначально в 7-ю (парашютную) авиадивизию генерал-оберста Штудента, был выделен из ее состава в 1939 году и просуществовал под обозначением «Воздушное командование 220» до реорганизации в январе 1940 года. Во главе его стоял генерал Путциер, подчинявшийся командованию 2-го воздушного флота.

Таким образом, авиация, собранная для проведения самых напряженных операций по выброске десантов и поддержке наземных войск из тех, которые до сих пор предпринимали люфтваффе, была готова нанести удар. Поскольку в начале мая стало очевидно, что завершение кампании в Норвегии - лишь вопрос времени, почти все боевые и транспортные части были выведены из состава 5-го воздушного флота и переданы во 2-й и 3-й воздушный флоты.

Силы немецкой авиации в этой кампании достигали 3530 боевых самолетов из 4500 машин первой линии, имевшихся в наличии на тот момент, а также 475 транспортных самолетов и 45 планеров, которые планировалось использовать в Голландии. По классам боевые машины распределялись приблизительно следующим образом:


Начальная фаза: вторжение в Голландию

На рассвете 10 мая немецкие тяжелые бомбардировщики нанесли согласованный удар по аэродромам Бельгии и Голландии, а также по базам британской и французской авиации во Франции. Одновременно интенсивным ударам подверглись железнодорожные коммуникации и базы французской авиации в Меце, Нанси, Ромийи, Дижоне и Лионе. Голландская и бельгийская авиация бездействовала в результате потери самолетов и разрушения объектов, хотя на некоторых аэродромах немцы оставили ВПП неповрежденными, чтобы в дальнейшем использовать их в собственных интересах. Налет продолжался час, а в Голландии сразу же за бомбардировщиками следовали транспортные самолеты в сопровождении двухмоторных истребителей. Началась десантная операция по захвату Голландии.

В Гааге были заняты три основных аэродрома, и после расчистки взлетно-посадочных полос на них стали приземляться немецкие транспортные самолеты. Тем не менее операция по захвату голландской королевской семьи и правительства провалилась. В районе Роттердама был захвачен в целости и сохранности важнейший мост в Мурдейке, а еще до полудня 1200 десантников высадились на аэродроме Ваальхавен. Еще один посадочный десант был доставлен в Роттердам на транспортных планерах.

В районе канала Альберта и форта Эбен-Эмаэль операция прошла по плану. В Эбен-Эмаэле 70 десантников высадились с 7 планеров прямо на территории форта. Десантники разбились на несколько небольших групп и подрывными зарядами и гранатами начали прокладывать себе путь во внутреннюю часть этой современной крепости. Обороняющиеся были захвачены врасплох, что дало десантникам дополнительное преимущество на начальном этапе. Одновременно небольшая группа пикирующих бомбардировщиков нанесла удар по близлежащей деревне Эбен-Эмаэль, где, как считалось, скопились бельгийские резервы. Планировалось, что небольшую группу десантников в Эбен-Эмаэле поддержит десант, высаженный в Маастрихте, однако эта помощь пришла с задержкой, хотя между группами и поддерживалась радиосвязь. Внутри форта отключилось освещение, и на следующее утро, когда к десантникам подошло подкрепление, деморализованный гарнизон бельгийского форта сдался. Таким образом, десантники захватили один из важнейших фортов бельгийской системы обороны, потеряв всего пять человек. Парашютисты успешно справились с наведением паники по всей территории Голландии. Десантная операция удалась, и захваченные основные мосты и дороги открыли наступающим немецким армиям путь в глубь Бельгии и Голландии.

На начальном этапе операции немецкая транспортная авиация понесла тяжелые потери. Через пять дней после выполнения задачи ее регулярные части были оставлены для поддержки наступления немецких войск в Голландии, Бельгии и Франции, а остальные самолеты были возвращены в летные школы, откуда они были отозваны месяцем ранее.

Во время оккупации Голландии немецкая авиация полностью контролировала небо в районе боев и оказывала поддержку наземным войскам, нанося удары по очагам сопротивления, скоплениям войск и коммуникациям. В Голландии, как и в Дании, явное превосходство люфтваффе и тщательно спланированная многолетняя кампания немецкого Министерства пропаганды дали желаемый результат. Особенно ожесточенные бомбардировки, которым подвергся центр Роттердама, подействовали мгновенно, и 15 мая голландская армия капитулировала после пяти дней боев.

Вторая фаза: прорыв к Ла-Маншу

В Бельгии немецкие армии продолжали двигаться вперед, а в Арденнах они нащупывали путь для удара основного танкового клина. Воздушная разведка велась круглосуточно в невероятных масштабах, чтобы дать немецкому верховному командованию полную картину расположения, передвижений и слабостей противника. Разведка, которую осуществляли как дальние, так и тактические разведчики, охватывала все участки от линии фронта до Ла-Манша и Атлантического побережья Франции, Северное море и Восточную и Юго-Восточную Англию. Тщательное изучение отчетов авиаразведки, нередко дублировавших друг друга, позволило немцам точно определить дислокацию сил союзников, и 13 мая основные танковые части нанесли удар через Маас от Шарлевилля и Седана в направлении на запад.

На этом этапе значительные силы люфтваффе были брошены на тактическую поддержку наступающих войск. Дальние бомбардировщики, шедшие под усиленным сопровождением одномоторных и двухмоторных истребителей, бомбили базы, скопления войск, железнодорожные узлы и подкрепления союзников, двигавшиеся по железным и шоссейным дорогам. В новой попытке уничтожить британские и французские ВВС непрерывным бомбардировкам подвергались базы и аэродромы во Франции. Удары по аэродромам обычно наносились с малой высоты, чтобы использовать элемент внезапности, сначала с двухмоторных истребителей пулеметно-пушечным огнем, а затем с бомбардировщиков бомбами с замедлением взрывателя на несколько секунд. Против портов на побережье Ла-Манша и в Южной и Юго-Восточной Англии, а также против судов, следовавших из Англии на континент, поскольку они составляли важнейшую часть коммуникаций противника, применялись бомбардировки и минные постановки. Продолжала широко действовать немецкая разведывательная авиация (чему способствовала хорошая погода), что очень помогло сохранить инициативу за немецкой авиацией и наземными частями.

Мощные силы пикирующих бомбардировщиков из состава VIII авиакорпуса, также под усиленным сопровождением истребителей, постоянно совершали вылеты, прокладывая путь немецким танковым частям. Стоило авиаразведке или армейским частям выявить действительный или потенциальный очаг сопротивления, который мог бы вызвать задержку, как по ним наносились сосредоточенные удары с воздуха (в день машины могли совершать до девяти вылетов), парализовавшие действия британских и французских войск даже сильнее, чем того ожидали сами немцы. Так множилась слава пикирующих бомбардировщиков и претворялся в жизнь блицкриг.

К 18 мая основной немецкий танковый клин вышел к верховьям Соммы, а к 20 числу ниже по течению, между Аббевилем и Амьеном, был захвачен плацдарм на другом берегу. Для нанесения ударов по войскам, железнодорожным линиям между Реймсом и Парижем и союзным аэродромам, призванных облегчить расширение плацдарма, были привлечены высотные и пикирующие бомбардировщики.

Между тем из-за быстрого продвижения немецких армий перед командованием люфтваффе и наземных сил встала проблема подтягивания собственных тылов. Одномоторные истребители, пикирующие бомбардировщики и разведывательные самолеты, обладавшие небольшим радиусом действия, перелетали на новые передовые аэродромы чуть ли не ежедневно. Регулярные силы немецкой транспортной авиации успешно обеспечивали их снабжение в соответствии с отработанными довоенными методиками (хотя истребителям нередко все же не хватало топлива) и вывоз в тыл раненых.

На узком, около 300 км, участке фронта немецкие армии рвались к Ла-Маншу, и основные ударные силы люфтваффе были сосредоточены именно на этом ограниченном участке. Одномоторные и двухмоторные истребители, не занятые сопровождением бомбардировщиков, выполняли штурмовые удары или отправлялись на охоту за самолетами союзников. В это время в Бельгии и на севере Франции действовало около 550 одномоторных истребителей. К 24 мая немецкие танки прошли Аррас, заняли Булонь и достигли Кале. Северная группа армий немцев приближалась к Генту. Основные силы британской армии были отрезаны от французов, и теперь значительные силы люфтваффе должны были предотвратить их попытки пробиться через окружение.

Когда 30 мая британская армия начала эвакуацию Дюнкерка, основные силы люфтваффе вновь были перенацелены, что было характерно для немецкой тактики того времени, на выполнение единственной задачи - предотвращение эвакуации. Высотные и пикирующие бомбардировщики под прикрытием истребителей действовали настолько энергично, насколько позволяла слабо развитая аэродромная сеть в этом районе, однако встречали противодействие со стороны многочисленных истребителей британских ВВС. Немецкие истребители постоянно втягивались в воздушные бои со «спитфайрами» и «харрикейнами», не успевая встретить сопровождаемые бомбардировщики. В результате последним сильно доставалось. В небе над Дюнкерком люфтваффе понесли тяжелые потери. Здесь они впервые столкнулись с равным по силе противником и не сумели предотвратить эвакуацию Дюнкерка, завершившуюся к 4 июня.

Конечная фаза: поражение французской армии

После эвакуации британцами Дюнкерка немецкая авиация, значительная часть которой освободилась на севере Франции, по-прежнему в тесном взаимодействии с наземными войсками была вновь брошена на выполнение единственной задачи - поддержку армий, рвавшихся к Парижу. Только один раз в течение всей западной кампании, в первые 4 дня июня, силы бомбардировочной авиации были направлены на решение стратегических задач. В это время был совершен налет на предприятия французской авиапромышленности в районе Парижа и еще один налет - на топливные склады в районе Марселя. Однако снова потребовалась непосредственная поддержка наземных войск, и она вполне оправдала себя высокой скоростью продвижения. К 9 июня танковые силы Гудериана, сконцентрированные у Седана, нанесли удар на узком участке фронта и в течение 12 дней достигли Дижона и Соны. Этот удар также получил в полной мере поддержку авиации по проверенной схеме с нанесением бомбовых ударов по коммуникациям и аэродромам в районе боевых действий.

После того как 14 июня немцы заняли Париж, немецкая авиация переключила свое внимание на Атлантику и порты в западной части Ла-Манша, откуда эвакуировались британские войска. В Восточной Франции французская авиация была беспомощна, а «линия Мажино» - обойдена с тыла. На западе немецкие части вышли к Атлантическому побережью и границе с Испанией, и к 25 июня победоносная кампания была завершена. Немецкая авиация была отведена для отдыха и восстановления перед последним этапом войны на Западе - вторжением на Британские острова.

Воздушная доктрина после битвы за Францию

Успешные кампании в Польше, Норвегии и Франции, вместо того чтобы выкристаллизовать немецкие идеи применения авиации, лишь углубили противоречия. Гитлер и Геринг видели в роли творцов блицкрига только себя, отводя своим генералам и Генеральному штабу лишь роль верных помощников в уже выигранной войне. Не было принято никаких мер по наращиванию численности люфтваффе или совершенствованию их технической и учебно-тренировочной базы, поскольку преобладали расслабленность и упоение плодами неизбежной победы.

Бомбардировочная авиация использовалась исключительно для тактической поддержки, если не считать четырехдневного периода ее применения для решения стратегических задач во Франции. Подобная однобокость в применении бомбардировщиков, несмотря на крайнюю эффективность непосредственной поддержки наземных войск, вела к недоразумениям и заблуждениям при использовании бомбардировочной авиации на всем протяжении войны. Эти кампании породили легендарную репутацию «штуки» (пикирующего бомбардировщика), имевшую катастрофические последствия для последующего развития авиации непосредственной поддержки наземных войск и продержавшуюся до 1943 года. Летчики-истребители понимали, что в лице «спитфайров» и «харрикейнов» они столкнулись с равным противником, однако мнение о небольшом превосходстве немецких самолетов сохранялось и поощрялось.

Опыт кампаний показал, что авиация, обладающая превосходством и владеющая инициативой, способна оказать мощную и решающую поддержку танковым клиньям, расчищая им путь массированными бомбардировками и прикрывая фланги танковых частей от контрударов противника. Кроме того, была подтверждена эффективность воздушно-десантных операций (также при условии господства в воздухе). Оба урока сослужили немцам службу во время операций на Крите и в Советском Союзе в 1941 году. Однако до сих пор немецкая авиация сталкивалась лишь со слабым подобием целенаправленного противодействия истребителей, и в победном угаре Геринг не сумел разглядеть опасностей, которые оно в себе таило.

В этом году Франция отметила трагический юбилей - 75-летие со дня позорной капитуляции перед фашистской Германией.

В результате начавшегося 10 мая 1940 г. наступления немцы всего за месяц разгромили французскую армию. 14 июня немецкие войска без боя вступили в Париж, который был объявлен французским правительством открытым городом, чтобы избежать его разрушения. 22 июня 1940 г. Франция капитулировала на унизительных для себя условиях: 60% ее территории было оккупировано, часть земель аннексировались Германией и Италией, остальная территория управлялась марионеточным правительством. Французы должны были содержать оккупационные немецкие войска, армия и флот разоружались, пленные французы должны были быть в лагерях (из полутора миллионов французских военнопленных около миллиона оставались в лагерях до 1945 года).

Этому трагическому для Франции событию я и посвящаю данную фотоподборку.

1. Жители Парижа смотрят на вступающую в город германскую армию.14.06.1940 г.

2. Немецкие солдаты на броне брошенного французского легкого танка Hotchkiss H35.

3. Пленный раненный французский офицер из госпиталя, захваченного немецкими войсками в Жувизи-Сюр-Орж.

4. Пленные раненые французские солдаты из госпиталя, захваченного немецкими войсками в Жувизи-Сюр-Орж.

5. Колонна французских военнопленных на марше по проселочной дороге.

6. Группа французских военнопленных следует по улице города к месту сбора. На снимке: слева - французские моряки, справа - сенегальские стрелки французских колониальных войск.

7. Пленные французские солдаты, среди них несколько негров из французских колониальных частей.

8. Немецкие солдаты рядом с французским легким танком Renault R35, брошенным на дороге у Лана.

9. Немецкие солдаты и офицер позируют у сбитого британского истребителя «Спитфайр» (Supermarine Spitfire Mk.I) на пляже в районе Дюнкерка.

10. Два французских легких танка Renault R35, брошенных на улице населенного пункта.

11. Колонна французских военнопленных проходит через деревню.

12. Пленные французские солдаты проходят вдоль шеренги немецких солдат. На снимке солдаты различных подразделений, оборонявших линию Мажино.

13. Пленные солдаты различных подразделений французских колониальных войск.

14. Пленные французские солдаты на сборном пункте в Сен-Флорентен.

15. Пленные французские солдаты, охраняемые немецким часовым.

16. Колонна французских военнопленных североафриканцев, следующая к месту сбора.

17. Французское артиллерийское имущество, брошенное на обочине дороги у Брюнамель.

18. Каски и снаряжение, брошенные французскими солдатами во время капитуляции на улице города.

19. Колонна французских военнопленных на дороге в районе Мои-де-Эна.

20. Группа пленных французских солдат в Амьене.

21. Французские солдаты с поднятыми руками сдаются немецким войскам.

22. Немецкие егеря горнострелковых войск возле захваченной 155-мм французской пушки Canon de 155 mm L Mle 1877 de Bange, со стволом изготовленным в 1916 году (иногда называют Canon de 155 mm L Mle 1877/1916), захваченной возле Марны.

23. Французские военнопленные на отдыхе в районе Дьеппа. Судя по характерным элементам формы одежды на снимке военнослужащие из кавалерийской части.

24. Немецкие солдаты на площади Согласия в Париже.

25. Группа пленных марокканских солдат французских колониальных войск в Амьене.

26. Строй пленных сенегальских стрелков французских колониальных войск в Амьене.

27. Французские военнопленные на сборном пункте. Среди пленных военнослужащие французских североафриканских колониальных войск, предположительно сенегальцы.

28. Раненные французские солдаты у лазарета в городе Рокруа.

29. Французские военнопленные пьют воду во время привала.

30. Брошенная союзниками автомобильная техника на пляже у Дюнкерка.

31. Командующий 7-й танковой дивизией вермахта генерал-майор Эрвин Роммель с офицерами штаба переправляются через реку на лодке.

32. Колонна французских военнопленных идет по обочине дороги, под конвоем немецких солдат. Предположительно окрестности Рокруа.

33. Группа французских военнопленных на марше по дороге. На втором плане — летящий немецкий транспортный самолет Ю-52.

34. Немецкие артиллеристы переправляют 37-мм противотанковую пушку PaK 35/36 на лодке через Маас.

35. Немецкий военный оркестр проходит по улице оккупированного Парижа.

36. Французские военнопленные следуют по дороге к месту сбора. В центре снимка трое военнопленных из полка зуавов.

37. Французский военнопленный в поле.

38. Совершивший аварийную посадку пикирующий бомбардировщик французских ВМС Луар-Ньюпор LN-411.

39. Немецкий солдат у разбитого французского истребителя Bloch MB.152.

40. Группа французских военнопленных в строю.

41. Немецкие солдаты позируют рядом с разбитой французской 25-мм противотанковой пушкой Гочкиса (Canon de 25 mm antichar Modele 1934 Hotchkiss).

42. Чернокожие пленные французских колониальных частей на построении.

43. Два немецких солдата меняют позицию во время боя в разрушенном французском городке.

44. Немецкий солдат осматривает трофейную саблю, захваченную во Франции.

45. Пленные французские летчики разговаривают с немецкими солдатами у палатки.

46. Немецкие солдаты рядом с трофейной французской 25-мм противотанковой пушкой образца 1934 года системы Гочкиса (Canon de 25- mm antichar Modele 1934 Hotchkiss).

47. Пленный французский пехотинец (возможно, офицер) что-то показывает на карте немецким офицерам. Справа и слева в шлемах — пленные французские танкисты.

48. Колонная французских пленных у Версальского дворца в Париже.

49. Брошенные французские легкие танки AMR-35.

50. Неизвестный военнопленный солдат одного из французских североафриканских (марокканских) полков спаги на марше в составе колонны пленных.

51. Колонна французских военнопленных в Рокруа, движется к месту сбора. На дороге указатель, показывающий направление на Фюме.

52. Строй военнопленных из состава французских североафриканских полков спаги в объединенном лагере в Этампе во время распределения на работы.

53. Неизвестный военнопленный солдат из французского 9-алжирского полка 2-й бригады спаги. Остатки полка сдались 18 июня 1940 года в районе города Безансон.

54. Колонна французских пленных проходит мимо немецкого обоза в районе Авранша.

55. Немецкие солдаты и французские пленные из колониальных частей в лагере в казармах Прото в Шербуре.

56. Немецкий солдат раздает сигареты пленным французских колониальных частей.

57. Колонна 6-й немецкой танковой дивизии в поле во Франции. На переднем плане — легкий танк LT vz.35 чешского производства (немецкое обозначение — Pz.Kpfw. 35(t)), на втором плане — немецкие танки Pz.Kpfw. IV ранних модификаций.

58. Чернокожие французские пленные колониальных частей стирают белье в лагере Фронтшталаг 155 в деревне Лонвик в 5 км от города Дижон.

59. Чернокожие французские пленные в лагере Фронтшталаг 155 в деревне Лонвик в 5 км от города Дижон.

60. Два немецких солдата идут по улице французской деревни Сен-Симон мимо убитых коров.

61. Пятеро французских пленных (четверо — чернокожие) стоят у железной дороги.

62. Убитый французский солдат на краю поля в Нормандии.

63. Группа французских военнопленных идет по дороге.

64. Представители Франции направляются в «вагон маршала Фоша» для переговоров о перемирии с представителями Германии. На этом самом месте, в этом самом вагоне 11 ноября 1918 года было подписано унизительное для Германии Компьенское перемирие, зафиксировавшее позорное поражение Германии в Первой мировой войне. Подписание нового Компьенского перемирия на этом же месте, по замыслу Гитлера, должно было символизировать исторический реванш Германии. Для того, чтобы выкатить вагон на поляну, немцы разрушили стену музея, где он хранился, и проложили рельсы до исторического места.

65. Группа солдат вермахта укрывается от огня во французском городке Седан.

66. Немецкие солдаты курят рядом с лошадьми. Из фотоальбома рядового-повозника пехотной дивизии вермахта.

67. Немецкие солдаты устроились на отдых рядом со своими велосипедами. Из фотоальбома рядового-повозника пехотной дивизии вермахта.

68. Артиллерийские орудия, захваченные немецкими войсками в ходе Французской компании. На переднем плане - французские 155-мм пушки образца 1917 года фирмы Шнайдер (Schneider). Данные орудия в вермахте получили обозначение 15,5-см пушка K.416(f). На втором плане - французские тяжелые 220-мм пушки образца 1917 года фирмы Шнайдер, стволы и лафеты, которых перевозились раздельно. Эти орудия в вермахте получили обозначение 22-см пушка K.232(f).

69. Немецкий солдат демонстрирует трофеи — захваченное вооружение и амуницию французских войск. Фото из фотоальбома рядового-повозника пехотной дивизии вермахта.

70. Упряжка с ослами в составе немецкого обоза. Из фотоальбома рядового-повозника пехотной дивизии вермахта.

71. Немецкие саперы восстанавливают разрушенный мост. Фотография из личного альбома солдата саперного батальона вермахта.

72. Два немецких офицера и унтер-офицер смотрят на карту.

73. Немецкие солдаты у входа на военное кладбище в честь погибших в первой мировой войне под Верденом во французском местечке Дуамон.

74. Солдаты вермахта «обмывают» награды, полученные за кампанию во Франции. Фото из личного альбома оберфельдфебеля вермахта.

75. Французский офицер разговаривает с немецким офицером во время капитуляции гарнизона Нанта.

76. Немецкие медсестры у памятника маршалу Франции Фердинанду Фошу в Компьенском лесу. Совсем рядом с этим местом была подписана капитуляция Франции в войне с Германией (а в 1918 г. — капитуляция Германии в Первой мировой войне).

77. Захваченный немецкими войсками французский бомбардировщик Амио 143 (Amiot 143) на поле в коммуне Сомбернон в Бургундии. Самолет из состава 2-й авиагруппы 38-й бомбардировочной эскадры. 38-я бомбардировочная эскадра дислоцировалась у города Осер (Auxerre) в Бургундии. Возращавшийся с задания самолет совершил вынужденную посадку на поле из-за неблагоприятных метеорологических условий и был захвачен немецкими войсками. Рядом с самолетом стоят мотоциклы одного из подразделений немецких войск.

78. Двое французских пленных стоят у стены дома.

79. Колонна французских пленных на деревенской улице.

80. Пятеро унтер-офицеров 173-го артиллерийского полка вермахта на отдыхе во время Французской компании.

81. Французский линкор «Бретань» («Bretagne», вступил в строй в 1915 г.) был потоплен в Мерс-Эль-Кебире в ходе осуществления английским флотом операции «Катапульта». Операция «Катапульта» имела своей целью захват и уничтожение французских кораблей в английских и колониальных портах для недопущения попадания кораблей под контроль Германии после капитуляции Франции. Линкор «Бретань» был накрыт третьим залпом с попаданием в основание треногой мачты, после чего начался сильный пожар. Командир попытался выбросить корабль на мель, но линкор был поражен еще одним залпом английского линкора «Худ». Спустя две минуты, старый линкор начал опрокидываться и внезапно взорвался, унося с собой жизни 977 членов экипажа. Вероятно, снимок сделан с французского гидроавиатранспорта «Коммандант Тест», который чудом избежал попаданий за всё время боя, и впоследствии принял на борт спасшихся членов экипажа погибшего линкора.

82. Колонна французских пленных колониальных частей на марше на железнодорожном мосту.

83. Солдат 73-й пехотной дивизии вермахта позирует с французским пленным.

84. Солдаты 73-го пехотного полка вермахта допрашивают французского военнопленного.

85. Солдаты 73-го пехотного полка вермахта допрашивают французского военнопленного.

86. Тело британского артиллериста у 40-мм 2-х фунтовой противотанковой пушки QF 2 pounder.

87. Французские пленные стоят около дерева.

88. Солдаты королевского полка шотландских горцев «Black Watch» покупают посуду у французской женщины. 16.10.1939 г.

89. Колонна французских пленных проходит мимо немецкого обоза в районе Авранша.

90. Немецкие солдаты с лошадьми на площади Станислава во французском городе Нанси у памятника польскому королю Станиславу Лещинскому.

91. Немецкие автомобили на площади Станислава во французском городе Нанси. В центре площади — памятник польскому королю Станиславу Лещинскому.

93. Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Бизон» (15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau; Sturmpanzer I) на фоне взрыва своего снаряда на втором этаже углового здания во время боев во Франции.

94. Английские солдаты, взятые в плен немцами в Дюнкерке, на площади города.

95. Пожар нефтехранилищ в Дюнкерке. Самолет справа — Локхид Гудзон (Lockheed Hudson) - принадлежит Британским Королевским ВВС.

96. Немецкий солдат, убитый в бою входе французской кампании вермахта. На бруствере окопа — немецкая пилотка и части ремня.

97. Колонна пленных французских солдат. Среди них много африканцев из французских колониальных частей.

98. Француженка приветствует канадских солдат, высадившихся во Франции за 4 дня до капитуляции французских войск.

99. Французские солдаты во время «странной войны» фотографируются на улице городка. 18.12.1939 г.

100. Немецкие женщины, дети и солдаты оцепления в нацистском приветствии на массовом мероприятии в Германии, посвященном победе немецких войск во Франции.

101. Гибель английского войскового транспорта «Ланкастрия» (RMS Lancastria) 17 июня 1940 года. В воде и на бортах накренившегося корабля видно множество пытающихся спастись людей. 17 июня 1940 года английский войсковой транспорт «Ланкастрия» (до войны пассажирский лайнер, совершавший круизы по Средиземному морю) водоизмещением 16 243 т. был потоплен немецкими бомбардировщиками Ju-88 у берегов Франции. Транспорт эвакуировал в Великобританию из Франции английские воинские части. На борту так же находилось большое число гражданских лиц, включая женщин и детей. Корабль был потоплен в ходе двадцатиминутной атаки вскоре после выхода из французского порта Сен-Назер (Saint-Nazaire). В результате погибло около четырех тысяч пассажиров — утонувшие, погибшие от разрывов бомб, обстрела, задохнувшиеся в загрязненной нефтью воде. Спасти удалось 2477 человек.

102. Бомбардировка британской авиацией французского аэродрома в городе Абвиль, захваченного немцами. На снимке падающие английские 500-фунтовые (227 кг) авиабомбы.

103. Экипаж французского танка Char B1 №350 «Fleurie» перед своей машиной.

104. Немецкие пикирующие бомбардировщики «Юнкерс» Ю-87 (Junkers Ju 87 B-2) из эскадры «Иммельман» (StG2 «Immelmann») в небе Франции.

105. Убитый чернокожий французский солдат.

106. Во время операции «Динамо» (эвакуация англо-французских войск из Дюнкерка в Англию) эсминец «Бурраск» (фр. «Bourrasque») 29 мая 1940 года подорвался на мине в районе Остенде (Бельгия) и на следующий день затонул.

107. Солдаты дивизии СС «Мертвая голова» в бою во Франции.

108. Мотоциклист дивизии СС «Мертвая голова» во Франции.

109. Солдаты дивизии СС «Мертвая голова» регулируют движение на улице французского города, ускоряя продвижение отстающих войск.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.