Казацкая плеть. Казачья нагайка

Нам достаточно часто задаются вопросы о принадлежности наших нагаек к холодному оружию когда хотят «боевую нагайку». Однако, до сих пор вопрос о принадлежности к холодному оружию так называемой «казачьей боевой нагайки» и подобных им по способу изготовления гибко-суставчатых предметов остается раскрытым в криминалистической литературе ничтожно мало. Давайте разберемся является ли нагайка холодным оружием или нет?

Как указывает с своей работе преподаватель Московской академии МВД России Дьяконов П. А., в 1976 г. Тихоновым Е.Н. были описаны «боевые бичи» и «боевые плети», как ударно-раздробляющее ХО: «Боевые плети имеют длину до 100 см, изготавливаются из плетеных ремней или проволоки и нередко на конце имеют один или несколько ударных грузиков. Рукоятка плети обычно небольшая, по величине кисти руки, иногда имеет резиновую или кожаную петлю… Боевые бичи изготавливаются только самодельным способом из гибкого подвеса длиною более 100 см с рукояткой или петлей для кисти руки. Подвес обычно делается из проволоки, цепочки, резины и других материалов, иногда в него вплетаются грузики или шипы от колючей проволоки». В указанном описании есть некоторая неопределенность. Тихонов Е.Н. указывает на такой конструктивный признак оружия, как ударный груз — в плетях они «нередко» имеются, у бичей «иногда» вплетаются. Наверное, автор допускал случаи, когда «боевые плети» и «боевые бичи» могли и не иметь специального ударного груза. Отсюда возникает вопрос — по какому признаку разделять «боевые бичи и плети» (холодное оружие) и обычные казачьи нагайки, к оружию не относящиеся? На этот вопрос у Тихонова Е.Н. ответа нет.

Однако, далее, развивая свою точку зрения, он указывает, что «Боевые плети (бичи), как правило, не имеют рукоятки и в свернутом виде удобны для скрытого ношения и неожиданного применения, в них вплетаются или крепятся иным способом ударные грузы, которыми наносятся серьезные телесные повреждения». То есть, автор уточняет, что груз все таки должен быть (но, не указывает ни их веса ни количества) и делается упор на скрытность ношения и внезапность применения боевых бичей, что не является признаком ХО вообще.

Уже через два года (в 1978 г.) Филиппов В.В. критикуя позицию Тихонова Е.Н., указал: «Отвергнуты должны быть такие рекомендации по отнесению к холодному оружию различных предметов, которые не соответствуют официально принятым или исторически сложившимся типам оружия, а также подбор специальных названий для них (боевые плети, боевые бичи и т.п.). Такие предметы являются орудиями, изготовленными с той или иной целью, но не имеют аналогов в оружейной классификации, и поэтому не могут пополнять число разновидностей оружия. В противном случае разграничение холодного оружия и иных орудий стало бы невозможным». На что Тихонов Е.Н. в 1987 г. ему ответил: «…упоминания о боевых бичах как о древнем ударном холодном оружии имеются в научной литературе прошлого века… Криминалистическое учение о холодном оружии потому и является криминалистическим, что концентрирует в себе данные не только о классически выработанных видах (разновидностях) холодного оружия в военном деле, охотоведении и т.п., но и в преступной среде. Кстати, в этом плане такие предметы тоже можно считать своего рода исторически выработанными».

Однако говоря об упоминаниях о боевых бичах в литературе прошлого века, Тихонов Е.Н. ссылается на известную и очень подробную книгу П. фон Винклера «Оружие». В этой книге Винклер боевым бичом называет «палицу с подвижной главой, соединяющейся с древком посредством привязи или цепи». Свое описание он дополняет рисунком предмета, найденного около Тивериады.

Глядя на описание и рисунок, боевым бичом Винклер называет большой кистень или боевой цеп с обломанным древком, но никак не бич в том значении, о котором говорит Тихонов Е.Н.. По описанию и рисункам последнего, «боевые» бичи и плети - это обыкновенные плети разной длины с вплетенными в них грузиками. Также и Плескачевский В.М считает позицию Тихонова Е.Н. мало обоснованной. Указывая на описание боевой плети, сделанное Тихоновым Е.Н., он замечает: «Очевидно («нередко на конце имеют») автор допускает и отсутствие ударного груза, но тогда будет ли это оружием ударно-раздробляющего действия? И что должен понимать эксперт-криминалист под термином «ударный грузик», какова его масса? Или другой пример: «БОЕВОЙ БИЧ - древнерусское холодное оружие, напоминающее обычные хозяйственные бичи, но имеет короткую рукоятку или заменяющею ее петлю, а ближе к концу подвеса несколько ударных грузов… Общая длина их около метра и более». Невозможно признать общепонятной конструкцию «обычного хозяйственного бича», без чего и конструкция «боевого бича» не определяема».

Далее Дьяконов П. А. указывает, что в 1997 г. другой эксперт, Подшибякин А.С., тоже отнес боевые бичи и плети к ударно-раздробляющему холодному оружию, включив в эту группу также и казацкие нагайки: «боевые бичи (плети, НАГАЙКИ ) - разновидность ударно-раздробляющего оружия, включающая гибкую боевую (ударную) часть и жесткую рукоять. Жесткая рукоять позволяет четко направлять движение гибкой части, делать удар прицельным… Нагайка - укороченная плеть. На конце может быть несколько гибких частей (хвостов). В свою очередь они могут завершаться грузом, клинком, крюком и т.п. и приобретать режущие и другие свойства». Мы видим, что Подшибякин А.С., как и Тихонов Е.Н., не приводит каких-либо конструктивных особенностей, дающих возможность отличить боевую нагайку от обычной, служащей для управления конем. Дьяконов П. А. указывает на очень противоречивую позицию авторов «Словаря специальных терминов криминалистической экспертизы холодного оружия». С одной стороны, они признают, что «плеть (бич, кнут, КАМЧА) - элемент боевой экипировки конного всадника , сохранявшийся вплоть до средневековья», а с другой - называют плети с грузом на конце ремня ударно-раздробляющим холодным оружием.

Дьяконов П. А. полностью согласен с позицией Филиппова В.В. и Плескачевского В.М. и полагает, что отнесение к холодному оружию ударно-раздробляющего действия бичей, плетей, НАГАЕК, кто бы их не называл «боевыми», необоснованно расширяет круг объектов, относящихся к ХО.

При этом Дьяконов П. А. исходит из того, что ни плети, ни нагайки, ни бичи никогда не состояли на вооружении именно как оружие, а использовались либо для управления лошадью, либо как инструмент для наказания провинившихся, либо в ритуальных целях, чему имеется достаточно много свидетельств.

Так, барон Сигизмунд Герберштейн, посетивший в начале ХVI в. Москву, описывает «русскую» кавалерию: «… к шпорам прибегают весьма немногие, а большинство пользуется плеткой, которая висит на мизинце правой руки, так что они могут всегда схватить ее, когда нужно, и пустить в ход, а если дело опять дойдет до оружия, то они оставляют плетку , и она висит по-прежнему. Обыкновенное оружие их составляют: лук, стрелы, топор и палка, наподобие булавы, которая по-русски называется кистень. Саблю употребляют более знатные и более богатые». То есть, нагайка использовалась на Руси только как инструмент для управления лошадью. В европейских странах плеть практически не использовалась, так как там существовало несколько иное конское снаряжение, защитное вооружение и системы выездки лошадей, для которых требовались шпоры, а не плети.

Далее в работе Дьяконова П. А. отмечается, что в упоминаются принадлежности конского снаряжения, с некоторыми отличиями, но практически одинаковые - седло с подушкой и стременами, потники, подпруги, подхвостник, нагрудник, узда и уздечка, поводья, а из других предметов конского снаряжения - плеть, аркан, путы, торока, переметные сумы и пр., но плеть служит не только для управления конем. Плетью расправляются с младшими по возрасту родственниками, секут ослушников. В алтайском эпосе Эрзамыр сечет плетью брата-ослушника (Баскаков, 278-279) и даже грозит тем же старику-хану; Когутэй объясняется с шестью свояками, зажав «десятигранную» плеть в руке, и бьет их, «куда плеть попадала» (Когутэй, 155-156). В очень серьезной и обстоятельной работе Э. Аствацатурян приводит описание О.В. Маргграфа об устройстве и изготовлении черкесских нагаек, где сказано: «к более тонкому концу нагайки прикрепляют удлиненный ремешок — нашлепку, который предохраняет плеть от ломки во время удара по лошади.

Т аким образом, не имела ударного груза. Также нет упоминания о грузе и в известном Приказе №125, определяющем материалы, размеры и способ изготовления нагайки (плети) для «всех казачьих войскъ, кроме Кавказскихъ».

Плети использовались для наказания провинившихся, о чем упоминал в своей работе Дьяконов П. А.. При Петре I, в регулярной армии вплоть до отмены в ней телесных наказаний, плети, кнуты, розги, батоги, входили в «инструментарий» полковых профосов (военных полицейских и палачей), но в этот подробный список не включена нагайка, как одна из разновидностей. Также нагайки использовались для разгона бунтовщиков конной жандармерией, которую большевитская пропаганда намеренно «путала» с казаками.

Что касается эффективности использования «боевых» нагаек и плетей, то Дьяконов П. А. считает, что она невелика. Он не сумел отыскать исследования такого рода объектов в судебно-медицинской практике и предполагает, что повреждения, причиненные такими орудиями, сводятся к гематомам и разрывам кожного покрова, чего для оружия явно недостаточно. Таким образом, по мнению Дьяконова П.А., отнесение так называемых «боевых» нагаек (плетей, бичей), а по существу обычных плеток и кнутов, к ударно-раздробляющему оружию не обосновано и приводит к искусственному расширению круга холодного оружия, что может иметь негативные последствия в экспертной практике. Эти объекты, хотя иногда и используются в преступных целях, не являются оружием, а относятся к средствам дозированного ударного воздействия со специфической сферой применения - в пастушестве и коневодстве, а также как принадлежность строевого казака. Следовательно, при криминалистической оценке группы гибко-суставчатых объектов, относимых к холодному оружию ударно-раздробляющего действия, необходимо исключать устройства, никогда на вооружении не состоявших, не применявшихся в охотничьих целях и являющихся изделиями хозяйственно-бытового назначения.

Отсюда можно сделать вывод, что нагайки, в современном их виде без металлических грузов, могут использоваться казаками общественных организаций как атрибут принадлежности к казачьему народу, а при привлечении Государством таких организаций к охране общественного порядка или охране Государственной границы, в чрезвычайных ситуациях, как средство дозированного ударного воздействия.

Вместе с тем, по мнению Дьяконова П.А., заслуживает внимания предложение Плескачевского В.М. о включении в криминалистическую классификацию холодного оружия ударно-раздробляющего действия охотничьей камчи «ВОЛКОБОЯ», оснащенной на «боевом» конце металлическим грузом и являющейся, по сути, кистенем .

Он обосновывает свое предложение тем, что у некоторых народов существует традиционная форма конной охоты на лис и волков, когда загнанное и обессилевшее животное добивалось ударом плети. Такой способ охоты существовал у монголов, тюркских народов и казаков. Этот способ охоты упоминается и описывается как в эпической, так и в художественной литературе. «Охота эта калмыцкая и казачья, поэтому для нее нужны волк, степь и лошадь,- писал известный русский писатель Владимир Гиляровский. - Да еще особая нагайка, . От обыкновенной казацкой нагайки она отличается тем, что она длиннее наполовину и втрое толще, хотя сплетена также из тонких сыромятных ремней, а иногда в нее вплетали кусок свинца. Только это совершенно лишнее - и без свинца удар такой нагайки страшен, а с коня, на скаку, она разбивает волчий череп, а то и хребет можно перешибить…».

Хорунжий А.Н. Тильченко

Список литературы.

  • Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа. - М., 1995.
  • Вейс Г. История цивилизации. Т. 1 - 3. - М., 2000.
  • Военный энциклопедический словарь. - М. 1983.
  • Герберштейн С. Записки о московских делах. - СПб., 1908.
  • Дьяконов П. Экспертиза холодного оружия \\ Социалистическая законность. - 1982, № 9.
  • Дьяконов П.А., Пономарев В.В. Словарь основных терминов и определений экспертизы холодного оружия. - М., 1992.
  • Дьяконов П.А., Черные дыры в Российском Законодательстве. - «Оптим.ру», 2002, №3
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней. - Минск, 2000.
  • Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 2. Археология СССР. Свод археологических источников. - М. - Л., 1961.
  • Липец Р. С. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М., 1984.
  • Плескачевский В. М. Определение круга объектов криминалистической экспертизы холодного оружия \\ Новые разработки, технические приемы и средства судебной экспертизы. - М., 1988.
  • Плескачевский В. М. Экспертиза холодного оружия и некоторые процессуальные вопросы, связанные с ней \\ Вопросы судебной экспертизы. - Сб. научных трудов № 3. - Баку, 1966.
  • Подшибякин А.С. Холодное оружие: Уголовно-правовое и криминалистическое исследование. - Саратов, 1980.
  • Подшибякин А. С. Холодное оружие: криминалистическое учение. - М., 1997.
  • Советская военная энциклопедия. - М., 1977. - Т.4.
  • Советская военная энциклопедия. - М., 1978. - Т.5.
  • Советская военная энциклопедия. - М., 1978. - Т.6.
  • Тихонов Е. Н. Уголовно-правовая и криминалистическая оценка холодного оружия. - Томск, 1976.
  • Тихонов Е. Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. - Барнаул, 1983.
  • Тихонов Е.Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. - Барнаул, 1987.
  • Тихонов Е. Н., Любарский М. Г., Спицкая Л. В., Хазиев Ш. Н., Якушевская И. И. Словарь специальных терминов криминалистической экспертизы холодного оружия. - М.,1993.
  • Устинов А. И., Филиппов В. В. Криминалистическое исследование некоторых видов холодного оружия народов Востока. - М., 1984.
  • Холодное оружие и бытовые ножи / Под общ. ред. А.И. Устинова. - М., 1978.
  • Энциклопедический словарь. - М., 1955.
  • Яблоков Н. П. К вопросу об экспертизе холодного оружия \\ Теория и практика криминалистической экспертизы. - Вып. 2. - М., 1956.
  • Якушевская И. И. Об исследовании некоторых необычных образцов холодного оружия \\ Экспертная техника. - Вып. 114. - М., 1990.

Это твердая мощная плетка, которой можно управлять лошадью, либо применять в бою.

Слово нагайка появилось на основе древнеарийского слова из санскрита: «нага» на арийском означало «змея». Если внимательно изучить нагайку или хотя бы раз подержать ее в собственных руках, то начинаешь понимать, насколько точно данное название. Нагайки плетут из тонкой кожи, в обычном состоянии она действительно имеет схожесть со змеей, свернутой в кольцо, а в боевом может смертельно ужалить.

Примечание. Более логично выглядит другая, довольно прозаичная, «российская» версия происхождения названия « нагайка» – это всего лишь видоизмененное слово, произошедшее от наименования северокавказской народности, ногайцев. Сравните: черкесы – черкеска, ногайцы – ногайка, нагайка. Более того, именно такая трактовка намного лучше согласуется и с .

О происхождении этого оружия до сих пор спорят историки. Известно одно: оно очень древнее, возможно одно из первых. Сегодня нагайка тесно связана с историей российских казаков. Нагайка – это не только обязательный атрибут казачества, средство для защиты в бою и управлению конем, но и особый символ чести и мужества. Если нагайку преподносили в качестве подарка, это показывало особое отношение дарящего, проявление высочайшего уважения.

Даже в наше время принятая в подарок нагайка считается не только красивым атрибутом, надежным оружием для самообороны, но и показателем вашей мужской состоятельности и значимости. Казаки верили, что владелец нагайки обладал особой силой.

Нагайка – поистине легендарное оружие, не имеющее аналогов, разделяющееся на множество видов и типов. Для казака нагайка была не более, чем интересное украшение парадного мундира, а на поле боя ее применяли редко, разве что, в случае поломки, либо потери основного оружия, когда отбиваться было больше нечем. Эффективнее всего нагайку применять в условиях ближнего боя пехоте, кавалерии (в истории сохранилось немало фактов о том, как казаку нагайкой удавалось сбить противника с коня и нанести ему увечья). Из-за мощных ударных свойств нагайка стала грозным орудием наказания для проштрафившихся казаков. Исследователи и историки настаивают, что всего существует два основных типа нагаек: 1. Донская и 2. Кубанская. У донского типа длина плетки по отношению к длине рукояти составляет 1,5 к 2-м (при этом длина рукоятки достигает 30-40 сантиметров, ее меряли по руке: от локтя до середины ладони), толщину также вымеряли по руке; плеть была длиной от 40 до 55 сантиметров. Если вытянуть руку и немного согнуть ее в локте, то в вертикальном положении во время вращения плеть не должна достигать туловища человека. У кубанского варианта меньше рукоятка, а плеть закрепляется иным способом – мы не увидим места соединения плети с рукояткой, плеть буквально вплетается в ручку. Длина рукоятки по отношению к длиннее плетки – 1 к 3-м.

Потомственные кубанские казаки так описывают технологию изготовления своей нагайки: "Материал – это, в основном, говяжья кожа, а сейчас применяют ремни для швейной машинки. 2. Затем брали кожаный лоскут и распускали его на 4 полоски сверху вниз, чтобы он стал толще. Если кожа оказывалась сильно твёрдой, приходилось дополнительно мять ее ногами. Делать нагайку начинали с рукояти, в которую вставляли конский волос, либо палочку, которую затем начинали оборачивать нарезанными ремнями, а в основании рукояти обязательно делали темляк – поддерживающую петлю. Затем делали сервень разными способами плетения, в который вплетали конский волос и добавляли карманчик, в него вставляли пулю, либо любой другой груз.

Наконец, ручку украшали по желанию мастера, в зависимости от стиля.

Если вы собрались совершенствовать навык владения нагайкой, учитывайте факт, что есть несколько видов ударов:

· удар с отдачей. В конечной фазе удара плечо не напрягается для возвращения плети назад, а рука остается впереди. Цель такого удара – оплести противника, чтобы затем повалить его на землю;

· "шлепок" – наносить сервенем методом «шлепка». Такой удар производится под прямым углом на ударную поверхность и по такой же траектории плеть возвращается обратно;

· удар с оттяжкой – считается самым эффективным в бою. Вы не только бьете противника, но и резко оттягиваете нагайку назад, чтобы порвать ударную поверхность.

Об устройстве казацкой нагайки

Для начала разберем основные составные части нагайки и ее устройство. Лучше всего об этом рассказал в своей работе о донской казачьей нагайке С. Каширский. Его материал послужит основой для нашего рассказа.

На рисунке вы видите исторически сложившийся главный тип казачьей нагайки. Можно заметить, что нагайка разделена на две главные части – это рукоятка и плетка.

1. Хват – то место, которое захватывают ладонью. Покрывается кожаным материалом для удобства.

2. Шалыга (оголовок) – металлическая обойка, надеваемая на окончание рукоятки. Ей наносили грозные удары обратной частью нагайки. Бывало, что шалыга являлась концом скрытого ножа, спрятанного в рукоятке.

3. Обоймица – делится на темляк и завод.

4. Темляк – петелька, через которую продевали кисть для более удобного захвата нагайки. С его помощью ногайку удобно постоянно носить на руке, либо на мизинце.

5. Завод – небольшая петелька, через которую продевали плеть.

Вносим небольшие разъяснения. Если подумать, то кажется неудобным продевание всей плети через маленькую неудобную петельку. Проще будет обмотать ее вокруг рукояти и носить в сапоге, или за поясом. Ответ один: конечно, проще. Несмотря на это, продевали плеть именно через петлю. У такого способа исторические корни.

Во времена кнутов, шелопуг у нагайки было две плетки. С помощью одной погоняли коня, а второй дрались в бою. Следовательно, если было необходимо, лишнюю плетку продевали сквозь завод, а нужную оставляли.

6. Укрепом соединяли рукоятку и плетку; фактически укрепом является крепкий кожаный ремень, которым оплетали рукоятку. К нему крепились зацеп и долонь.

7. Зацеп – детали, скреплявшие плетку и рукоятку. В целом, это обыкновенное металлическое кольцо, через которое продевалось такое же на конце плетки.

8. Долонь - флажок из кожи (см. рисунок). Прикреплялся к нижней части рукоятки, расширяется к верхней части. Служит для защиты коня от ударов.

Плеть является ударной частью и состоит из таких частей:

9. Махра - густая бахрома, сделанная из тонких ремешков, располагается в верхней части нагайки. Вначале являлась предметом декора, имитацией конского хвоста, но со временем приобрела боевой значение.

10. С е рвень - кожаное плетение в ударной части нагайки; фактически – это ремни, сплетаемые различными методами вокруг основного шнура (витеня).

11. Шлепок – это конец ударной части плетки; это мешок из кожи, где находится небольшой груз для усиления ударов. Таким образом трансформировали боевую часть казацкого кистеня.

Итак, мы видим, что нагайки изготовлены по-разному, поэтому их применение в бою также значительно отличается. К примеру, кубанской нагайкой можно наносить волновые «щелчковые» удары, а вот донской таких ударов не сделаешь из-за плотного сочленения. Но ей можно использовать иную технику – вращать вокруг статичной рукоятки.

Оговорим важный момент: информация, которую мы знаем о нагайках – это условность. Современные казаки не различают кубанский и донской виды, а носят один – современный вид нагайки.

***

( от кабардино-черкесского ca"шxo - букв. длинный нож) – рубяще-колющий вид холодного оружия, длинный клинок. Изначально российские кавалеристы были вооружены кавказскими шашками с немного кривым клинком, боевой конец был с двумя лезвиями, рукоять была одна, головка которой раздваивалась, защитных приспособлений не было. Именно эфес кавказского типа отличает шашку от стандартной сабли.

Русская армейская шашка 19 века значительно отличается от кавказских образцов. Клинок армейской шашки не был настолько изогнут и имел много схожего с классической саблей.

Шел 1881 год. В это время знаменитый конструктор – оружейник генерал-лейтенант Горлов провел реформу в области вооружения отечественной армии, дабы установить единый образец холодного оружия для всех видов войск. Новым образцом после реформы стал выходец с Кавказа – «волчек».

Эфес предполагали сделать единым для всех, передняя дужка была защитой, но позже для казацкого оружия было решено сохранить стандартный эфес, что состоял из одной рукоятки. Результатом стало принятие в русскую армию уланской (для солдат и офицеров) и казачьей (также для солдат и офицеров) шашки. Для артиллеристов разработали специальный укороченный вариант.

Колюще – режущее холодной оружие заметно отличалось у любого из казацких подразделений. Начиная с 1904 года шашка прочно вошла в обиход и стала стандартом для всех видов войск.

Казак без нагайки - что монах без молитвы .

Нагайка - нагайская, татарская плеть, камчук короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребляется у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен.

Разновидности нагаек.

Нагайка – старинное казачье оружие, которое имеет много разновидностей и типов. Казаки носили нагайку чаще всего в качестве некого боевого украшения к парадной форме, и ее применение на полях сражений зачастую происходило из-за потери или поломки основного вида оружия. Она была весьма эффективной в ближнем бою у казаков-линейцов, у кавалеристов.

Донской тип – длина рукояти/длина плети - 1-1,5/2; длина рукояти - примерно 30-40 см.(по руке - от локтевого сгиба до середины ладони), толщина - по руке; длина плети - 45-55 см. (по руке - вытянутая вперед и чуть согнутая рука, рукоятка вертикально, при вращении плеть не должна доставать до туловища).

Кубанский тип - отличается от донского меньшей длиной рукояти (15-20 см.) и способом крепления плети - рукоятка как бы вплетается в саму плеть, и зримого окончания рукояти и начала собственно плети нет. Длина рукояти к длине плети ~ 1/3-4.
Согласно Указа Государя Императора Александра III от 24 августа 1885 г., «нагайка общего казачьего образца должна составлять принадлежность каждого казака от генерала до простого казака». В соответствии с Уставом строевой казачьей службы от 1899 г., степовым казакам было определено носить её на плечевой перевязи (до этого носилась за голенищем сапога).
В казачьей культуре оружие - атрибут полноправного человека. Как разновидность оружия, нагайка являлась знаком казачьего достоинства и в повседневной жизни была даже знаком власти у строевого казака. Таким образом, нагайка является своего рода «табельным оружием», служащим для самообороны и занятий казачьими боевыми искусствами.
В повседневной жизни – символ власти и достоинства полноправного строевого казака. Должна быть у каждого, от рядового казака до генерала включительно.
В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Традиционно дарится тестем зятю на свадьбе. В доме должна висеть на левом косяке двери в спальню.
В качестве знака полной покорности и уважения может быть брошена к ногам пришедшего гостя или старика, который обязан её поднять, а бросившего – расцеловать. Если гость через нагайку переступал, это означало, что покорность ему неугодна и обида или грех провинившегося не прощён, жди разбирательства дела.
В старину на охоте казак, жалея порох на скаку догонял и убивал своей нагайкой волка.
В ближнем бою в умелых руках не имеет себе равных.
Наша нагайка покрыта неувядаемой славой в веках. Её знают и помнят друзья и враги в России и во всём мире. В 1900 году при подавлении «боксёрского» восстания в Китае забайкальцы при таких нагайках взяли Пекин. Раньше или позже её видели другие столицы мира.
Носится на плечевом ремне, либо посредством петли на большом пальце правой руки. При шашке носится на поясном ремне на карабинчике справа, без шашки так же, но слева.
Во все времена считалось особо оказанной честью получить нагайку в подарок.

Конструкция нагайки


1. хват - место непосредственного захвата рукояти ладонью, в основном, покрыт кожаной оплеткой.
2. шалыга (оголовок) - металлическая обойма, надеваемая на окончание рукояти (для нанесения ударов обратной стороной нагайки). Иногда - конец рукоятки небольшого ножа - зализки, закладываемого в рукоять нагайки как в пенал.
3. обоймица - состоит из темляка и завода.
4. темляк - петля для продевания кисти руки. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце.
5. завод - малая петля, предназначена для продевания плети.
6. укреп - сочленяет рукоять с плетью - кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони.
7. зацеп - деталь, сочленяющая рукоять с плетью - металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети.
8. долонь - кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней - расширяющийся, предназначен для защиты коня от удара металлическими частями укрепа.
Плеть - ударная часть нагайки, состоящая из следующих частей:
9. махра - густая бахрома из тонких кожаных ремешков, расположенных в верхней части плети. Изначальное предназначение декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке.
10. сарвень - кожаная оплетка ударной части - ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура - витеня.
11. шлепок - окончание бьющей части плети - кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара (трансформация боевой части кистеня).

Нагайка - разновидность оружия. Знак есаула и пристава на кругу. В повседневной жизни - знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.
Происхождение оружия и этимология названия точно не известны, что служит богатой почвой для самых разнообразных спекуляций на эту тему. Часто упоминаемый вариант - от названия народа «ногайские татары», «ногайцы».
Нагайка изготавливалась путём плотного сплетения кожаных ремешков, с мешочком на конце. В мешочек (называемый "шлепок") вкладывается груз.


Нагайка

Существует несколько видов нагаек:
донская
кубанская
уставная (изготавливалась согласно уставу царской армии)
уральская.

Нагайки использовались в качестве оружия, а также в качестве охотничьего оружия при охоте на хищников (волков, лис). При таком способе охоты необходимо было нанести хищнику удар по носу.
В Средней Азии существует аналогичная нагайке плеть, которую называют камчой.

Нагайкой владеешь - силу имеешь.

НАГАЙКА

Казак без нагайки —

что монах без молитвы

Нагайкой владеешь —

силу имеешь

(казачьи поговорки)

Ланиты, витень, обоймица, долонь…

Нет, это не уменьшительно-ласкательная устаревшая лексика, а названия деталей нагайки —

старинного казачьего оружия, имевшего множество разновидностей и типов:

  • нагайка с ножом в черене (зализка)
  • плетка со «шлепком» для смягчения удара и знаменитый «волкобой» с зашитой в кончик пулей.

Впрочем, это не только оружие. Нагайка – честь и гордость настоящего казака, символ мужества и мастерства. Символ власти старшего.

В толковом словаре Даля дается следующее толкование этому слову: «НАГАЙКА (ж.) — ногайка, нагайская, татарская плеть, камчук; короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребит. у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен. Есть нагайки с ножом, в черене; нагайки со шлепком, чтобы смягчить удар, и с пулькою, которой бьют волков с коня».

Казаки носили нагайку чаще всего в качестве некого боевого украшения к парадной форме, и ее применение на полях сражений зачастую происходило из-за потери или поломки основного вида оружия.

Она была весьма эффективной в ближнем бою у казаков-линейцов, у кавалеристов (существует много примеров, когда казаки с помощью нагайки стаскивали с лошади и наносили серьезные ранения своему противнику). Всем известна роль нагайки (плети) в качестве орудия наказания провинившихся казаков, благодаря ее ударным качествам и свойствам.

Существует несколько версий возникновения нагайки. Одна из них связывает казачью плетку с именем хана Ногая, а точнее — с целым кочевым народом, названным в его честь.

Ногайцы, как и все кочевые народы юркско-монгольского корня, были скотоводами и страстными лошадниками, а потому пользовались плетками. У многих тюркских народов такая плеть называлась «камча».

Существует и другая версия, которая основывается на исторически сложившемся изменении способа ношения плети: не на поясе, кисти, локте и т. п., а за голенищем обуви, «у ноги».

Здесь уместно провести параллель со словом «нож» — ножной меч небольших размеров у древних славян, который также носили за голенищем.

СКИФСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Если верить археологам, раньше всех на Дону плетями обзавелись скифы — еще в VI-IV вв. до нашей эры. По крайней мере, римский историк Геродот упоминает о сражении, где кнуты сыграли решающую роль. По его словам, скифы, вернувшись из очередного военного похода, увидели, что за время их отсутствия у оставленных жен родилось от рабов и даже успело вырасти целое поколение детей. Мало того, дети рабов чувствовали себя полновластными хозяевами в покинутых скифами стойбищах и признавать главенства вернувшихся не желали. Чтобы показать юнцам свое превосходство, скифы использовали против них только плети, одержав при этом полную победу.

Впрочем, боевая плеть, или, как ее назвали в старину, шелопуга, была серьезным оружием.

На конце толстого кнутовища, сплетенного, как правило, в двадцать косичек, закреплялся кусочек металла.

Результатом применения шелопуги были серьезные проникающие ранения.

С возникновением огнестрельного оружия боевые плети постепенно трансформировались уже в те нагайки, о которых у нас и пойдет речь.

ЖИЗНИ ХИТРОСПЛЕТЕНИЕ

Для чего нужна плетка казаку? В степи – для коня, на работе – для подчиненных, работающих с ленцой, а в старые времена – и для воспитания домочадцев.

Казалось бы, просто плетка, несколько кусочков кожи, сплетенных меж собой. Однако, в каждом таком сплетении – целая жизнь, с ее радостями и печалями, миром и войной.

Вспомним строки Александра Пушкина:

«Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку».

Во все времена получить нагайку в подарок считалось особой честью. Дарилась она на свадьбе зятю тестем. Интересно, что в некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым казакам. В курене у нагайки было свое, почетное место: ей полагалось висеть на левом косяке двери в спальню.

До сих пор существует старинный обычай, когда в знак покорности или особого уважения нагайку бросали на порог к ногам входящего в дом гостя. Гость был обязан нагайку поднять, а радушного хозяина расцеловать. Если входящий переступал через нагайку – жди беды. Это означало, что гость затаил обиду на хозяина, провинившийся не прощен, а покорность его не угодна.

СИМВОЛ ВЛАСТИ И ДОСТОИНСТВА

По традиции нагайка для казака – символ власти и достоинства, знак Есаульца и Приставов на Кругу.

Вообще же она должна быть у каждого, от рядового казака до генерала.

Носили нагайку на плечевом ремне, при шашке – на поясном ремне справа, без шашки – так же на ремне, но слева.

Кроме того, нагайка считалась обязательным боевым украшением парадной формы казака.

В сражениях, как правило, использовалась в силу поломки основного оружия. Однако, казак, хорошо владеющий нагайкой, мог не только скинуть противника с лошади, но и нанести ему ряд серьезных ранений или, к примеру, выбить из рук клинок.

Обучение технике владения нагайкой начиналось, когда казачонку исполнялось 8 лет.

В этом же возрасте мальчиков переселяли в мужскую половину куреня и приглашали на «беседы» в Казачий Круг.

Сначала казачонок учился работать с одной нагайкой, вращая ее вокруг себя в разных направлениях и плоскостях. При выполнении упражнений делался акцент на том, что глаза должны быть широко открыты (это позволяет четко видеть саму нагайк, и дает обзор), кроме того, при выполнении упражнений на скорость говорилось, что щеки при разворотах должны хлопать как парус на ветру.

Следующий этап обучения – работа с «загруженной» нагайкой (при этом вес «хлопунца» на кончике колебался от 20 до 50 гр.) Казачата раскручивали нагайку, стараясь не ударить себя самих. После того как упражнения с одной нагайкой были усвоены, переходили на две и увеличивали вес хлопунцов.

К 12 годам казачонок умел владеть нагайкой виртуозно.

СХЕМА ДЕТАЛЕЙ НАГАЙКИ

РУКОЯТКА – ДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НАГАЙКИ:

1. хват — место непосредственного захвата рукояти ладонью, в основном, покрыт кожаной оплеткой

2. шалыга (оголовок) — металлическая обойма, надеваемая на окончание рукояти (для нанесения ударов обратной стороной нагайки). Иногда — конец рукоятки небольшого ножа-зализки, закладываемого в рукоять нагайки как в пенал

3. обоймица — состоит из темляка и завода

4. темляк — петля для продевания кисти руки. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце

5. завод — малая петля, предназначена для продевания плети

6. укреп — сочленяет рукоять с плетью — кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони

7. зацеп — деталь, сочленяющая рукоять с плетью — металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети

8. долонь — кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней — расширяющийся, предназначен для защиты коня от удара металлическими частями укрепа

ПЛЕТЬ — УДАРНАЯ ЧАСТЬ НАГАЙКИ:

9. махра — густая бахрома из тонких кожаных ремешков, расположенных в верхней части плети. Изначальное предназначение — декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке

10. сарвень — кожаная оплетка ударной части — ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура-витеня

11. шлепок — окончание бьющей части плети — кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара (трансформация боевой части кистеня).

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЕРЫ И СООТНОШЕНИЯ:

длина рукояти/длина плети — 1-1,5/2

длина рукояти — 30-40 см (по руке — от локтевого сгиба до середины ладони)

толщина — по руке

длина плети — 45-55 см (по руке — вытянутая вперед и чуть согнутая рука, рукоятка вертикально, при вращениии плеть не должна доставать до тела).

РАБОТА ТРАДИЦИОННЫМ ХОЛОДНЫМ ОРУЖИЕМ КАЗАКОВ

Существуют традиционные техники владения холодным оружием. Это обусловлено традицией конкретного народа, его культурой и территорией проживания.

К технике относится: траектории движения рук, положение частей тела относительно его осей и поверхности опоры, варианты работы в разнообразных стойках в зависимости от ситуации без потери эффективности выполняемых двигательных действий. Также к этому относят биомеханическую характеристику движений, функциональные возможности и варианты необходимой адаптации техники к различным условиям ведения схватки или тренировочного боя.

Все выше сказанное и является основанием, на котором формируются индивидуальные качества, присущие различным техникам, стилям, школам, и по которому можно судить о степени эффективности той или иной техники, а также выступает в роли критериев, по которым техники отличаются друг от друга.

Помимо описанных общих свойств существуют и индивидуальные особенности внутри каждой техники, школы или стиля. Это особенности техники и работы в зависимости от вида оружия, его характеристик, материала, из которого он изготовлен, технических возможностей оружия при его регрессивном сочетании с другими видами оружия.

«ЗДАРОВАЦЦА» ИЛИ НЕ СТОИТ?

Для того, чтобы в совершенстве овладеть традиционным казачьим оружием, чтобы нагайка или шашка стала продолжением руки казака, в обучении и тренировочных боях использовались элементы народных танцев и игр.

Такая техника со временем получила яркое название – «здаровацца».

Основным действием этой техники являлось шуточное рукопожатие-приветствие. Традиционно в технике «здаровацца» использовались восемь ударов. Наносились они двумя руками на двух уровнях: на уровне щек и на уровне почек. При этом траектория таких ударов в точности повторяла удар холодным оружием или нагайкой.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАГАЙКОЙ

При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколько типов нанесения ударов:

1) удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания ее назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель — оплетение или захват конечности/туловища противника с последующим рывком и падением противника на пол

2) удар «шлепок» наносится концом сарвеня «шлепком», удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно

3) удар с оттяжкой, он является наиболее эффективным и действенным, при нем происходит удар и быстрое оттягивание руки назад как бы разрезание ударной поверхности.

ИЗЯЩЕСТВО МОЛНИИ

В наши дни искусство изготовления нагаек возрождается.

Но нагайка – не просто вид холодного оружия, это символ казачества, символ продолжения рода. Поэтому и подходить к ее изготовлению нужно с особым чувством. Приемы обработки кожи, техника плетения – все это передавалось из поколения в поколение. Делались нагайки из сыромятной кожи. Причем кожа должна быть все время во влажном состоянии после выделки, потому так и называется.

Вот как описывает технику изготовления нагайки потомственный казак Анатолий Герасименко: «Материалом служила говяжья кожа (обязательно сыромятная), сейчас можно брать ремни для швейных машинок с ножным приводом. Далее лоскут кожи распускался на 4 полосы — сверху вниз, постепенно становясь тоньше. Если кожа была достаточно твердая, то ее раскатывали ногами, дабы придать необходимую мягкость. Сам процесс изготовления начинали с ручки, в которую вставлялся конский волос или деревянная палочка, которая постепенно оплеталась нарезанными ремешками, в основание ручки обязательно выводилась петля поддержки — темляк. Далее различными способами плетения плели сервень, в который также вплетался конский волос, на конце делался кожаный карманчик, в который по традиции вшивалась пуля или другой груз. В конце ручка отделывалась бахромой и украшалась различными элементами, по желанию мастера и в зависимости от стиля».

Свои секреты и правила плетения были в каждой станице, у каждого мастера.

На Дону нагайку даже называли «длань» — продолжение руки, также сравнивали с молнией.

Зачастую в рукоять нагайки укладывалась специальная ладанка, в которой хранилась горсть земли из родной станицы. А в старину в ладанку клали еще и кости разных животных. Свято верили казаки, что ладанка и в бою защитит, и в миру поможет. Верной спутницей-подругой была нагайка для казака, когда же казак умирал, рук ему никогда не скрещивали, укладывали по швам, по левую руку клали шашку, по правую – нагайку и уздечку.

Кнут арапник – главный инструмент пастуха и кочевника. Обязательный атрибут всадника и конного охотника. В виде нагайки являлся элементом экипировки казака. Арапник используется даже сейчас, как оружие самозащиты, хотя современная школа боя с использованием нагаек слабо представляет, для чего в первую очередь использовался кнут арапник.

История появления бичей

Когда появились первые плети сказать трудно. Доподлинно известно, что история кочевых народов, занимающихся скотоводством, тесно связана с появлением кнутов. Каждый степной воин имел свой кнут арапник. В Европе кнут имел каждый всадник, пастух тоже не представлял свою работу без длинного бича.

Степные народы (казахи, киргизы, монголы) использовали плеть в дружеских поединках на различных праздниках. Нужно было обладать огромной ловкостью, чтобы избегать совсем не дружеских ударов кнута. До сих пор сохранились конные соревнования с использованием плети в поединках.

Плеть была распространена по всему миру, на древних фресках Египта изображены люди с плётками в руках. После открытия Америки пастуший кнут перекочевал и туда, где продолжает использоваться по своему прямому назначению. Скорее всего, даже на Окинаве использовали некое подобие плети, хотя в исторических документах про это не сказано. Зато в Китае многие использовали в качестве плети свои длинные косы, вплетая в них железные шарики.

Использование плети у кочевых народов

В легендах и сказках кочевых народов постоянно упоминаются кнуты. Арапники и бичи использовали охотники и пастухи. Воины пользовались плетью. У киргизов был очень популярен «бой голых», когда обнажённые всадники с нагайками пытались выбить друг друга из седла . Все делятся на команды и, как в настоящем бою, помогают друг другу. Использование плети воспитывало у киргизских воинов умение вести бой любым подручным предметом. Китайцы во втором веке до нашей эры испытали на себе плети киргизов.

Степные воины разработали систему боя плетью, в которой ставка делалась на удары по болевым точкам. Причём удары наносились не только самой плетью, но и рукояткой. В фольклоре часто встречается специальный удар по голове, от которого «голова слетала с плеч». Правда это или нет, сейчас сказать сложно, но опытный пастух и в наше время может одним ударом плётки перебить хребет волку.

Плети в эпоху античности

Сохранившиеся труды греческих историков доносят до нас интересные факты использования плетей. Помимо использования кнутов для наказания провинившихся рабов греки, заметив как скифы умело орудуют арапниками, нанимали их в качестве смотрителей за порядком. Несколько диких скифов с плетями быстро разгоняли толпу, превосходящую их в десятки раз. При этом плеть была более гуманным оружием, чем современные дубинки омоновцев.

Тактика боя кочевых племён той эпохи выглядела следующим образом:

  1. Сначала противники обстреливали друг друга из луков ;
  2. Потом в бой шли копья;
  3. В ближнем бою использовались мечи и топоры (кинжалы шли в ход в крайнем случае).

Так как мечи тех времён были короткие, там, где с копьём было не повернуться, в ход шли кнуты. Удары кнута воздействовали не столько на противника, сколько на вражеских коней. Резкие удары плети не только выбивали глаза, но и разрывали одежду и кожу. Именно плети повлияли на развитие полных сарматских доспехов, так как удары гибким оружием были непредсказуемы, и за щитом укрыться от них удавалось далеко не всегда. Знаменитые воины той эпохи отбивали арапником стрелы и дротики . Если на большом расстоянии воины степей использовали арканы, то на коротком их с успехом заменяли плети. Ловким ударом можно было вырвать топор или меч из рук врага. Некоторые воины настолько сроднились с кнутами, что могли использовать их как пращу .

Кнут и его использование

Боевым использованием кнута особенно прославились цыгане. Удар кнутом, направленный умелой рукой, легко сбивает человека с ног. В царской России кнут использовался для телесных наказаний. Двадцать ударов кнутом считались смертельными, так как кнут разрывал мясо в клочья. Опытный палач кнутом мог перебить хребет. Зная это, родственники наказанных несли палачу дары с просьбой бить несильно.

Нагайка и её разновидности

В дальнейшем боевая плеть эволюционировала в нагайку и арапник. Самая популярная разновидность арапника в наше время – это нагайка. Появление данного названия связано со словом «нага», что означает змея. Видов нагаек было множество, каждый мастер добавлял какие то свои черты. Называются эти плети по разному, в зависимости от места изготовления.

  • Нагайка донская;
  • Нагайка кубанская;
  • Уральская нагайка;
  • Арапник;
  • Волчатка;
  • Татарская плеть;
  • Ременная плеть.

Наиболее распространёнными являются нагайки донские и кубанские.

Казаки, боевое искусство которых является наследием степных воинов, часто использовали нагайку в бою. Только не стоит полагаться на слова некоторых современных «мастеров» казачьего боя, которые утверждают, что нагайка была супер оружием, и казак с ней мог легко положить пять человек. В бою нагайка применялась в крайнем случае, когда всё оружие было сломано или утеряно. В основном нагайкой наносили шокирующие удары по лицу для того, чтобы прорваться и ускакать. Существовали виртуозы, которые могли стащить нагайкой противника с лошади или нанести смертельные раны, но это единичные случаи. Да и зачем изучать нагаечный бой, когда у казака была винтовка, шашка, пика и на крайний случай кинжал? Нагайку использовали для телесных наказаний, и она являлась символом власти женатого казака.

Отличие донской нагайки от кубанской

Донская нагайка отличается от кубанской нагайки наличием соединительного кольца между рукоятью и плетью. Благодаря этой особенности, удар получается более резким и быстрым.

Кубанский тип короче, и рукоять вплетается в саму плеть, причём визуально место соединения не видно. Рукоять часто украшается бахромой и различными декоративными элементами.

Плетение арапника

Плетение кнута может происходить различными способами, но всех их можно разделить на две большие группы:

  • Плетение с витнем (серцевиной);
  • Обычное плетение без сердечника.

Преимущества первого метода – это более сильный удар, такие плети чаще всего использовались для охоты или боя. Их главный недостаток заключается в нехватке гибкости. Обычные плети получаются гибкие, но удар ими намного слабее. Часто этот недостаток компенсируют грузиком в шлепке.

Самая старинная техника плетения — это змеиная. Плеть, сплетённая по этому методу, напоминает рисунком чешую змеи. Рукояти для плетей вырезаются из фруктовых деревьев, на конце имеется шар, служащий для хвата. Рукоять оплетается кожаными ремнями. Чем больше ремней, тем качественнее получится кнут, но плести его будет сложнее.

Для плетения арапника с витнем, понадобится сначала изготовить этот сердечник. В современных условиях лучше всего использовать для этих целей капроновую стропу. Такой сердечник будет намного крепче и эластичнее традиционного кожаного. С помощью изоленты стропа крепится к рукояти, после чего оплетается кожей.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.