Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Человек – части тела. Занятие по развитию речи «Части тела» (подготовительная группа) Речевая игра на тему части тела

1. Попросить ребёнка показать на себе/маме части тела и назвать те, которые знает, проговаривать те, которые не знает, задавать при этом уточняющие вопросы (какой? для чего нужен, как ты думаешь? что им можно делать?): голова, волосы, лицо, лоб, затылок, макушка, виски, уши, брови, глаза, веки, ресницы, нос, ноздри, щёки, скулы, челюсть, рот, губы, зубы, язык, подбородок, шея, горло, грудь, живот, спина, руки, ключица, плечи, локти, запястья, ладони, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), ногти, попа (ягодицы), ноги, бедро, колени, голень, ступня (стопа), носки, пятки, кожа.

Попутно обсудить понятия «длинноволосый» и «стриженый», «рыжеволосый», «светловолосый» и «темноволосый», «сероглазый», «кареглазый», «зеленоглазый», «лохматый» и «причёсанный», «кудрявый» и «ровный», «густой» и «редкий», «гладкий» и «шероховатый», «стоять» и «двигаться».

Обсудить понятия «туловище», «лицо» (морда - у животных).

Попросить показать, где правый, а где левый? (все парные части тела).

Рассмотреть вместе изображения персонажей на картинках в книжках и попросить ребёнка назвать и показать их части тела.

2. Подбор существительных к глаголу
Чем мы киваем? (головой) что расчёсываем? (волосы) что умываем? (лицо) что хмурим? (брови) чем смотрим? (глазами) чем слушаем? (ушами) чем едим и пьём? (ртом) чем нюхаем? (носом, ноздрями) что надуваем? (щёки) чем жуем? (ртом, челюстью, зубами) чем облизываем? (языком) чем целуем? (губами) чем машем? (руками) чем пожимаем? (плечами) чем хлопаем? (ладонями) чем хватаем? (пальцами) чем царапаем? (ногтями) чем ходим? (ногами)

3. Подбор глаголов к существительному (подобрать максимальное количество действий к каждой части тела, т.е. ответить на вопрос «что делает?», примерный список: брать, класть, бросить, нести, трогать, гладить, прикасаться, щупать, царапать, чесать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить, мыть, вытирать, ухаживать, ходить, топать, бегать, прыгать, дрыгать, двигаться, стоять, лежать, согнуться, присесть, нахмурить, морщить, улыбаться, расчесывать, кивать, слушать, слышать, думать, понимать, опускать, смотреть, наблюдать, видеть, подмигивать, моргать, нюхать, дышать, чувствовать, облизывать, говорить, жевать, есть)

4. Употребление глаголов в прошедшем времени (мы сейчас на картинки в книжке смотрим, а вчера…смотрели; кошку сейчас гладим, а вчера…)

5. Отвечать на другие вопросы по теме

Сколько глаз на лице? Носов? Ушей? Рук? Ног?

Зачем нужны уши? (чтобы слышать) Зачем нужны глаза? (чтобы видеть) Зачем нужен нос? (чтобы дышать и нюхать) Зачем нужен рот? (чтобы есть и говорить) Зачем нужны зубы? (чтобы жевать и пережёвывать еду) Зачем нужен язык? (чтобы пробовать еду на вкус) Зачем нужны руки? (чтобы брать, нести) Зачем нужны пальцы? (чтобы трогать, щупать, гладить) Зачем нужны ногти? (чтобы царапать, чесать) Зачем нужны ноги? (чтобы ходить, бегать, прыгать)

6. Назвать ласково все части тела (руки… ручки, рученьки, ручонки)

7. Сказать наоборот
длинноволосый – стриженый; лохматый – причёсанный; светловолосый – тёмноволосый; кудрявый – ровный; нижняя – верхняя; левый – правый; большой – маленький; сильный – слабый; толстый – тонкий; стоять – двигаться; гладкий – шероховатый

8. Игра
Стучать указательным пальцем по столу или по своему колену и говорить «Кап-кап дождик, сейчас замочит носик (руку, живот, коленку), а ребёнок должен закрыть нос (и др.) ладонью.

9. Упражнение для общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать

Показывать указательным пальцем на части тела:

Вот спина, а вот животик, ножки (топать), ручки (фонарики), глазки, ротик

Носик, ушки, голова (руки на голову), покачать успел едва (покачать)

Шея крутит головой (обхватить шею ладонями). Ох, устал я! Ой-ой-ой

10. Пальчиковая гимнастика

Пальчики здороваются (соединить ладони обеих рук у основания, дотрагиваться поочерёдно пальцами: большой к большому, указательный к указательному)

Пальчики танцуют (сложить ладони палец к пальцу и поочередно каждую пару пальцев то разъединять, то соединять)

Пальчик-мальчик (соединять большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой): Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

Кулачок (загибать пальцы): этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик главненький, ну а это толстячок -получился кулачок.

Крепкие кулачки. Ребёнок сжимает руку в кулак, а взрослый пытается разогнуть пальчики. Поменяться местами.

11. Стихи-пестушки

Во время массажа:

Розовый животик мурлычет, словно котик, заурчал щеночком, забулькал ручеёчком. Ах животик ты, живот, кто в животике живёт? Кто мешает баиньки маленькому заиньке? Мы погладим пузики, сладкие арбузики.

Куда бежите, ножки по маленькой дорожке? С бугра на бугор за ягодой в бор. В зеленом бору тебе наберу Черной черники, алой земляники.

Вот лежат в кроватке розовые пятки. Чьи же это пятки, мягки да сладки? Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!

Во время причёсывания:

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, коса, до пят - все волосы в ряд.Расти, коса, не путайся - маму, дочка, слушайся

Хлопать в ладоши: Ладушки-ладушки, где были у бабушки…

Во время подстригания ногтей:

Это кто у нас? Мизинчик! Бегал с другом в магазинчик! Покупал игрушки, сладкие ватрушки!

Ну а это безымянный! Как солдатик оловянный, на посту всегда стоит и имеет грозный вид!

Ну а это пальчик средний! Со щенком играл в передней, прятались, смеялись, скакали, кувыркались!

Пальчик указательный – очень любознательный! Это кто? А это как? На вопросы он мастак!

Это пальчик наш большой, стричься рад со всей душой! Он в хорошем настроенье, ел клубничное варенье!

Во время купания:

Волшебная водичка на розовое личико, ручеек из сказки на носик и на глазки, брызги из кадушки на щечки и на ушки, дождичек из лейки на лобик и на шейку. Ливень с теплой тучки на маленькие ручки. Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!) Целуй меня, мамуля!

Во время укладывания спать:

Наши ноженьки устали, целый день они скакали, бегали и прыгали, топали и дрыгали! Ножкам надо отдохнуть, чтоб пуститься завтра в путь!

Наши рученьки устали, целый день нам помогали всё хватать, греметь, стучать, ложку с кашею держать! Ручкам надо отдыхать, надо рученькам поспать!

Наши глазики устали, целый день они моргали, столько всего видели, видимо-невидимо! Глазкам надо отдыхать, будем глазки закрывать!

Вот и ротик зазевал, ротик тоже наш устал, он жевал, кусал, смеялся, песни пел и улыбался! Пусть наш ротик отдохнёт, завтра песенку споёт!

Только носик не устал, хоть и целый день дышал! Носик, носик, ты не спи, ты всю ноченьку дыши!

Глазки спят и щечки спят у усталых малышат.

Спят реснички и ладошки, спят животики и ножки.

И малюсенькие ушки сладко дремлют на подушке.

Спят кудряшки, ручки спят, только носики сопят.

12. Загадки

Своими словами описать части тела и для чего они нужны.

Загадки в стихах:

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки. А для этого нужны нашей Оле …

Оля весело бежит к речке по дорожке. А для этого нужны нашей Оле …

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки. А для этого нужны нашей Оле …

Оля ягодки берет по две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле …

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматической стороны речи

в средней группе.

Тема:

«Части тела»

с использованием речедвигательных упражнений

и пальчиковых игр.

Цели:

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мелкую моторику Закреплять навыки противопоставления большого пальца остальным, помогать запоминать названия пальцев Развивать чувствительность органов чувств, учить соотносить ощущения с органами чувств Учить правильно использовать существительные в форме Тв. и П. п. ед. и мн. ч. Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела Упражнять в понимании и выполнении 2-ступенчатой инструкции. Воспитывать навыки организованного поведения Воспитывать эмоционально-радостное отношение к пальчиковым играм.

Материал к занятию:

Картинки: цветок, грибок, шарик, квадрат, круг (для зрительного анализатора)

Целлофановый пакет, бумага, вода и 2 стакана (для слухового анализатора)

Мандарин, лимон, чеснок, шоколад (для обоняния)

Морковь, яблоко, шоколад (для вкусового анализатора)

Игрушки: пирамидка, матрешка, мячик, кубик, машинка (чудесный мешочек)

Картинки частей тела и человека. Мяч для игры. Повязка для глаз. Каштаны и грецкие орехи на каждого ребенка. 2 коробки (синяя и зеленая).

Аудиозапись речедвигательные игры Е. и С. Железновых

Ход занятия.

I . Орг. момент. Приветствие.

Дети здороваются.

Вежливые люди всегда здороваются друг с другом. У нас есть очень хорошие помощники, которые помогают нам играть, рисовать, есть, одеваться и за мамочку держаться. Что это за помощники? (РУКИ)


Да, это наши ручки и ловкие пальчики, которые тоже умеют здороваться.

Игра: «Пальчики здороваются»

Большой пальчик «здоровается» поочередно с остальными, начиная с указательного.

Здравствуй, указательный!

Привет, средний!

Здорова, безымянный!

Как живешь, мизинец?

II . Введение в тему.

1. Игра: «Что изменилось?» На доске картинка «цветок», затем закрыть ширмой и поменять картинку на «грибок» (квадрат, круг…)

Что вам помогает узнавать картинки? (ГЛАЗА)

Вы эти картинки видите чем ? (ГЛАЗАМИ)

Выставить картинку «глаза»

2. За ширмой производить звуки – шуршать пакетом, смять бумагу, перелить воду…

Дети угадывают предметы.

Что вы сейчас делали? Как догадались, что я тут прячу? (СЛУШАЛИ)

- Чем вы слушали? (УШАМИ)

Выставить картинку «уши»

3. Угадывание по запаху. (мандарин, лимон, чеснок, шоколад)

Как ты догадался? Чем ты нюхал? (НОСОМ)

Картинка «нос»

4. Игра: «Чудесный мешочек» - Как ты узнал?

Ты не видел, не слышал, а догадался с помощью чего? (РУК, ПАЛЬЦЕВ)

Картинка «рука»

5. Угадывание на вкус. (морковь, яблоко, банан, шоколад)

Ребенку закрыть глаза, дать попробовать кусочек.

Что тебе помогло узнать продукт? (РОТ) Чем мы едим? (РТОМ)

Картинка «рот»

III . Закрепление темы

Посмотрите, что вы видите на доске? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Какие еще части тела у нас есть? (выставить картину человека). Если затрудняются, то логопед показывает части тела на картинке человека (Дети называют)

Речевая подвижная игра:

Называем мы слова: Нос, живот, коленки, пятки,

Лоб, затылок, голова, Губы, бедра и лопатки…

Шея, плечи, пальцы, ногти, Части тела изучаем,

Кулаки, ладошки, локти, Части тела называем.

Активизация глагольного словаря. Игра с мячом.

Логопед бросает мяч ребенку, называя часть тела, ребенок возвращает мяч, называя, какие действия производит этот орган.

Инструкция: «Я называю часть тела, а вы скажите, что мы делаем»

Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)

Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)

Руками? (трогаем, берем, хлопаем)

Ногами? (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем…)

Ориентировка в пространстве, понимание и выполнение инструкций.

«Правый – левый» - выполнение двухступенчатой инструкции:

Возьмите в правую руку каштан, а в левую – орех. Проверить правильность.

Что у вас в правой руке? Что у вас в левой руке? В какой руке каштан? В какой руке орех?

А сейчас крепко сожмите каштан и орех и держите, пока я сосчитаю до 5.

Положите орех в синюю коробку, а каштан – в красную.

Активизация в речи существительных в форме пр. падежа ед. и мн. числа

Игра: «У жирафов…» Синхронизация речи и движения. (Железнова)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.




У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

IV . Итог: Что мы сегодня с вами делали?

Что нам помогает дышать, есть, говорить, смотреть, слышать…?

Как мы называем все эти части? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Молодцы! Вы очень хорошо поработали, особенно, Саша, Маша…. (похвалить всех детей)

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. Причины этого явления многообразны: перинатальное поражение ЦНС, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов, заболевания ребенка, травмы, и т. д. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой нормализуется. А самый значимый для коррекции речи детей возраст - от трех до пяти лет бывает упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью - при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению. Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начать коррекционную работу. Поэтому, работа логопеда с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста, является одной из наиболее важной и актуальной.

В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия. Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки. Побуждать к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению.

Отсутствие у ребёнка активной речи не позволяет строить коррекционные занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т. д., поэтому все задания необходимо предлагать в игровой форме. Педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребёнка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании.

Игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребёнка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; артикуляционные упражнения помогают выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения различных звуков; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, ребёнок учится слушать, запоминать, - таким образом, развивается его слуховое восприятие, игры с пальчиками способствуют развитию мелкой моторики.

Данное занятие предназначено для неговорящих детей младшего дошкольного возраста.

В организации коррекционной работы участвует не только учитель - логопед, но и воспитатели и родители.

Совместная работа с воспитателями и родителями, является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи детей. Для повышения компетентности родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, обучающие семинары - практикумы и другие формы работы.
В кабинете логопеда представлена картотека игр и упражнений, которая является стимулом к активному участию родителей в обучающем процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который включает в себя задания на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для неговорящих детей младшего дошкольного возраста

по теме «Человек - части тела»

Цель : Расширение пассивного и активного словаря по лексической теме «Человек - части тела».

Задачи:

1. Обогащать пассивный и активный словарь по теме «Человек - части тела».

2. Учить детей слушать и выполнять простые инструкции взрослого.

3. Формировать фонематическое восприятие.

4. Формировать речевое дыхание.

5. Развивать артикуляционную моторику.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

7. Побуждать к воспроизведению звуков, звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных слов.

Продолжительность проведения НОД : 15 - 20 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент .

Ребята, смотрите, кто пришел к вам в гости?

Это Петя. Он пришёл к вам, чтобы посмотреть, как вы играете с язычком, делаете ветерок, тренируете пальчики. Петя тоже хочет научиться, поможем ему?

II. Основная часть.

Упражнение на развитие дыхания «Пёрышки».

Посмотрите, какие красивые пёрышки я вам принесла.

Давайте на них подуем и покажем Пете, какой мы умеем делать тихий, плавный ветерок.

Дети сдувают перышки с ладошек (выполняем длительный, плавный выдох).

Прекрасно! (педагогическая оценка деятельности детей)

Развитие мелкой моторики.

А сейчас поиграем в прятки с наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Прятки».

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так -

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы).

А ещё мы умеем пальчиками рисовать.

Давайте научим Петю.

Пальчиковая гимнастика «Рисуем человечка».

Точка, точка, запятая, (указательным пальцем это нарисовать на столе), Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги), Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал), Получился человечек.

Отлично!

Развитие артикуляционной моторики.

Дети, покажите Пете, как вы умеете умывать личико.

Игра «Водичка- водичка».

Водичка-водичка,

Умой мое личико (потереть лицо ладонями),

Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками),

Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки),

Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться)

И кусался зубок (пощелкать зубами).

А что находится у вас за зубками? (язычок)

Сейчас мы с ним поиграем (взрослый надевает картонный язычок на шею). Дети садятся перед зеркалом и выполняют артикуляционную гимнастику.

Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Часики», «Щёточка», «Качели» (используются картинки с изображением и описанием упражнений в стихах) (см. приложение № 1)

Замечательно!

Ребята, на ножки вставайте, зарядку начинайте!

Физкультминутка «Зарядка».

Каждый день по утрам

Делаю зарядку,

Очень нравится мне

Всё делать по порядку:

Весело шагать, весело играть,

Руки поднимать, руки опускать.

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

(Дети повторяют движения за взрослым)

Молодцы! Старались. А теперь поиграем.

Развитие понимания речи.

Игра «Добрые ладошки» (цель - уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица).

Погладим щёки.

Погладим уши.

Погладим колени.

Погладим плечи.

Погладим живот и т. д.

Отлично!

Развитие речевого подражания.

Игра « Куколка» (цель - развитие речевого подражания - повторение звука, слова, фразы).

Дети, что - то наш Петя устал. Давайте уложим его спать: покачаем и споём песенку: А - А - А! Взрослый качает куклу, а дети напевают.

Петя проснулся. Смотрите, как он танцует, топает ножками: Топ - топ - топ! Дети повторяют.

А теперь он поёт песенку: Ля - ля - ля! Дети поют песенку.

Взрослый стимулирует повторение слов и фраз с помощью вопросов: Как зовут куклу? Что делает кукла? Как Петя топает? Как он поёт песенку?

Замечательно!

III. Заключительная часть.

Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии, чему научили Петю? (с помощью вопросов взрослого дети отвечают)

Вы сегодня очень старались! Молодцы!

Пете пора уходить, его ждут в гости другие ребята.

Давайте скажем ему до свидания. Он обязательно придёт к вам ещё, чтобы посмотреть чему вы научились.

Техническая карта мероприятия

Этапы мероприятия

Необходимые материалы

Примерное время проведения этапа

1.Организационный мент.

В гости к детям приходит кукла - мальчик Петя.

2.Основная часть.

Упражнение на развитие дыхания « Пёрышки»

Пальчиковая гимнастика «Прятки», «Рисуем человечка».

Игра на развитие артикуляционной моторики «Водичка - водичка»; артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Часики», «Щёточка», «Качели».

Картонный язычок. Картинки с изображением и описанием упражнений в стихах.

Большое зеркало.

Физкультминутка

«Зарядка»

Игра «Добрые ладошки»» - уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица.

Игра «Куколка» - развитие речевого подражания - повторение звука, слова, фразы.

3.Заключительная часть.

Вспоминаем, что мы делали на занятии, чему научили Петю.

Список используемых источников

  1. Гранкина О.Б. Цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком. - Краснодар, 2012.
  2. Датешидзе Т.А.: Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. - СПб., 2004.
  3. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику малышей». - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. - 32с.
  4. Закревская О.В. «Развивайся, малыш!»: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. - 88с.
  5. Нищева Н. В.: «Веселая артикуляционная гимнастика». - М.: Детство-Пресс, 2009. - 30с.

Приложение 1

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда.
Делает вот так: «Раз - два»

«Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

«Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи.

И лопатку подержи.

«Щёточка»

- Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

Игры и упражнения по теме «Части тела и лица»
для развития речи учащихся с нарушением слуха (1 класс)
1. Речь с движением
Доброе утро, глазки! (Поглаживание век).
Доброе утро, ушки! (Растирание мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! (Хлопки руками).
Доброе утро, ножки! (Потопать ногами).
Доброе утро! Я проснулся.
2. Работа с рамкой­вкладышем.
3. Называние и показ частей тела
Кто это ребята? (Мальчик и девочка). Познакомьтесь, это куклы
Наташа и Саша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети
показывают). На голове у куклы волосы (уши). Что это? А где у вас
волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо.
Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на
лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте
широко рот, закройте рот. (изображение мальчика и девочки).
Что это у мальчика (д.)? (Голова). – Что это у девочки (д.)?
(Живот). – Что это у м.? (спина). – Что это у д.? (Ноги). – Что это у м.?
(Руки). – А это что на руках? (Пальцы). – Посмотрите на лицо м. что
это? (Глаза, рот, нос, уши, брови, лоб, язык, зубы).
4. Упражнение “Чего не хватает?”

Учитель показывает картинки. Посмотрите на эти картинки. Чего
не хватает на лице?
5. Рассмотри все рисунки и скажи, что на них нарисовано.
Назови все части тела и черты лица ласково.
Какие ты еще знаешь черты лица и части тела? Назови их и покажи на
себе. Покажи плечо, локоть, бедро, колено.
Посчитай, сколько у тебя пальцев на каждой руке. Назови каждый
пальчик. (Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
6. Рассмотри картинки. Какая картинка лишняя в каждом ряду?
7. Игра «Живое - неживое».
Рассмотри рисунки. Поставь к каждому рисунку правильный вопрос:
кто? или что?

7. Физминутка.
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
8. Физминутка.
Это глазка. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
9. Упражнение “Эмоции”.
Давайте посмотрим в зеркало и покажем, как мы умеем улыбаться
и быть радостными. (Дети показывают). А теперь покажем, как мы
умеем грустить. Сделайте грустное лицо. (Дети выполняют задание). А
сейчас давайте удивимся. (Дети смотрят на себя в зеркало и

удивляются). Давайте покажем, как мы умеем обижаться. (Дети
показывают).
Литература
1. Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для
речевого и интеллектуального развития детей 5­6 лет с общим
недоразвитием речи. Тетрадь 2. - М.: АРКТИ, 2005.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико­грамматического недоразвития
речи у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001.
3. http://www.logoped.ru/
4. http://www.logolife.ru/

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Части тела». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Части тела»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Части тела».
  2. Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных.
  3. Закреплять умение практические употреблять в речи предлог –на.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Учить названия основных частей тела, их функции, различать правую — левую руку и ногу.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование:

  • картинки с изображением частей тела, кукла, зеркало.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Логопед просит детей сесть полукругом и поздороваться друг с другом, кивая головой.

2. Вводно — организационный

К нам в гости пришла кукла. Поздоровайтесь с куклой и послушайте, какое стихотворение она вам прочитает:

Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.
Там спина, тут живот,
Наверху голова.
Это шея у меня.
Полюбуйтесь – это Я.

3. Мотивация на деятельность

Педагог просит детей посмотреть в зеркало и показать те части, про которые рассказала кукла (руки, ноги, спина, живот, голова, шея)

Все, что мы сейчас назвали и показали, называется – части тела. Сегодня мы свами поговорим о частях нашего тела.

4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

Д/и «Покажи и назови»

Педагог просит детей показать и назвать у куклы:

Где голова? (Вот голова).
- Где шея?
- Где рука?
- Где нога?
- Где спина?
- Где живот?

Д/и «Один-много»

Педагог называет существительное, обозначающее одну часть тела, дети образуют форму множественного числа существительного. (На примере 2 кукол).

Д/и «Что, где находится?»

Логопед спрашивает у детей:

Что есть у вас на голове? (На голове волосы, глаза, уши и т.д.)

Что на руке?

Что на ноге?

Что на туловище?

5. Динамическая пауза

Где же, где же наши руки?
Где же наши руки? (дети прячут руки за спину)
Вот, вот наши руки. Вот наши руки. (показывают руки и делают фонарики)
Где же, где же наши ноги. Где же наши ноги?
Вот, вот наши ноги. Вот наши ноги. (топают ногами)
Где же, где же наши дети?
Где же наши дети? (дети закрывают лицо руками)
Вот, вот наши дети Вот наши дети. (дети хлопают в ладоши)

6. Знакомство с новым материалом

Д/и «Наоборот»

Логопед предлагает детям потрогать мел и посмотреть, какие у них руки. У меня руки чистые, а у вас? (грязные)

Опустить руки в воду. У меня руки сухие, а у вас? (мокрые)

Положить руки на грелку. У меня руки холодные, а у вас? (горячие)

7. Практическая деятельность

Д/и «Чего нет у куклы?»

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой нарисованы отдельные части тела, педагог спрашивает:

Что забыл нарисовать художник у куклы? (У куклы нет руки. У куклы нет волос. И т.д.)

8. Открытый выход из деятельности

Молодцы, ребята, мы сегодня говорили о частях тела. Всех, кто хорошо занимался, я поглажу по головке.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.