Коррекция ринолалии у детей — чистая речь. Что такое ринолалия у детей Мероприятия по коррекции ринолалии

Ринолалия – нарушение тембра голоса и проблемы со звукопроизношением, развивается на фоне неправильного нёбно-глоточного смыкания. По статистике, встречается 1 случай на 800 человек. В основе проблемы лежат самые различные расстройства, поэтому для ее решения привлекают самых разных специалистов: ортодонтов, стоматологов, психологов, отоларингологов и других.

Закрытая ринолалия развивается на фоне имеющегося препятствия, которое приводит к невозможности свободного выхода струи воздуха через носовые ходы. Подразделяется на два подвида:

  • функциональная : когда произносятся звуки, мягкое нёбо колеблется с чрезмерным диапазоном, но никаких препятствий в носоглотке нет. Нёбо перекрывает проход звуковым волнам в носоглотку. Чаще всего диагностируется у детей с неврологическими расстройствами;
  • органическая : возникает при наличии препятствий в носовых ходах, которые закрывают их и не дают звуковым волнам проходить. Лечение осуществляется только хирургическим путем: удаляют препятствие (полипы, аденоиды).

Открытая ринолалия развивается при имеющихся дефектах мягкого или твердого нёба, губ, которые носят анатомический или физиологический характер. Тоже может быть органической и функциональной. В первом случае речь идет о неправильном строении речевого аппарата в анатомическом смысле (чаще, врожденное), во втором причиной проблемы является вялое, неполное движение мягкого нёба при произношении звуков.


Открытая ринолалия

Особенность открытой ринолалии – между носовой и ротовой полостями имеется свободный проход, поэтому волны звука и воздуха неконтролируемо перемещаются при попытке разговаривать.

Смешанная ринолалия , при которой имеются и какие-то препятствия в носовых ходах, и анатомические дефекты разных отделов ротовой и носовой полости. Считается наиболее сложной в отношении лечения. Врачам приходится сначала хирургическим путем удалять имеющееся препятствие, а затем длительный период проводить работу по восстановлению речи.

Если ринолалия диагностирована с рождения, то причинами ее развития могут быть:

  • «волчья пасть» ̶ расщелина мягкого и твердого нёба;
  • «заячья губа» ̶ расщепление альвеолярного отростка в области верхней губы, нёба;
  • особенности мягкого нёба в плане анатомического строения, оно значительно укорочено;

Причины приобретенной ринолалии :

  • травмы мягкого нёба;
  • парезы мягкого нёба;
  • осложнения после дифтерии;
  • полипы, аденоиды.

Аденоиды

Все вышеописанные факторы могут быть устранены хирургическим путем. Но ринолалия может развиться на фоне различных неврологических заболеваний. Нередко в детском возрасте заболевание может быть следствием подражания окружающим, когда повторяется их неправильная речь.

Симптомы врожденной ринолалии:

  • недостаточный набор массы тела по причине вытекания молока через носовые ходы;
  • частые пневмонии, бронхиты, отиты по причине отсутствия согревания вдыхаемого воздуха;
  • дополнительно присутствуют нистагм (колебания глаз высокой частоты), птоз.

Ребенок не лепечет, не произносит привычные для младенца звуки. Первые слова больной начинает произносить только в 2 года и старше , но речь его непонятна окружающим, невнятна. Открытая ринолалия делает звуки гнусавыми (они произносятся «в нос»), слышатся как абсолютно одинаковые, согласные все похожи на звук «х».

Дети стараются произносить слова четко, но при этом нарушается артикуляция, на лице возникают странные гримасы, что только ухудшает общее впечатление. Открытая ринолалия функционального типа характеризуется невнятным и неправильным произношением гласных звуков, тогда как согласные абсолютно четкие.


Риноскопия

Закрытая органическая ринолалия приводит к неправильному произношению носовых звуков: «м» заменяется на «б», «н» на «д». Меняется тембр голоса, потому что человек вынужден дышать постоянно ртом. При закрытом функциональном типе голос становится неестественным, монотонным, словно из-под земли, отсутствует эмоциональность, смена тональности.

Основная роль решения проблемы отводится психо- и физиотерапии. Чаще всего удается добиться 100%-ного успеха, но все равно остаются слышимые нарушения: нечеткость произношения, «проглатывание» некоторых звуков.

Первый этап коррекции начинается с массажа мягкого нёба: его поглаживают, на него надавливают и одновременно с этим произносится протяжный звук «а». С ним сочетается гимнастика: ребенок должен имитировать движения при зевании, глотании, кашле. На высокой ноте произносят гласные звуки «а, о, э, у, и», делается это обязательно на выдохе ртом.

Важно научить пациента правильно дышать. Для этого проводят следующие упражнения:

  • сдувание легких предметов. Начинать нужно с расстояния в 15 см, постепенно увеличивая его. Научить ребенка чувствовать воздушную струю можно с помощью неплотных ватных тампонов, их вставляют в носовые ходы, при неправильном дыхании они вылетают;
  • образование пузырьков в стакане с водой;
  • надувать ртом воздушные шарики, играть на гармошке. Вводятся в занятия только после того, как будут успешно освоены и закреплены предыдущие, более простые.

Логопедический массаж

Нужно обязательно проводить занятия, направленные на восстановление правильной артикуляции:

  • надувание и втягивание щек,
  • облизывание губ языком,
  • имитация сосания,
  • движения в сторону высунутым языком,
  • вытягивание губ узкой трубочкой и другие.

Второй этап –работа со звуками. Сначала ребенок должен научиться правильно произносить все гласные буквы. Начинают с одной, она сначала произносится беззвучно (учимся правильно образовывать ротовую щель и дышать), затем только вводятся звуки. Если у ребенка имеются проблемы с контролем воздушной струи, или он не понимает, как правильно она должна двигаться при произношении гласных звуков, то врач будет закрывать нос пальцами.

Третий этап – коррекция согласных звуков. Работа ведется над буквами в определенном порядке: Ф, П, Т, К, Б, Д, М, Н, Р, Л. Сначала каждый звук произносится изолированно, затем он соединяется с гласным, и только после этого учат обратные слоги. Наиболее эффективный способ ̶ научить ребенка с ринолалией произносить согласные буквы нараспев.

Комплексная коррекция ринолалии должна протекать в постоянном режиме. Логопед обязательно показывает упражнения родителям, и они должны заниматься с малышом ежедневно и не один раз.

Хирургическое вмешательство назначается в том случае, если имеются проблемы врожденного характера в анатомическом строении нёба, губ и носовых ходов. Варианты проведения:

  • уранопластика : проводится коррекция расщелины твердого нёба путем закрытия ее лоскутом из близко расположенных тканей. Выполняется в возрасте 3 — 5 лет в несколько этапов. Если операция назначена раньше (1-2 года), то она проводится без костных вмешательств. Обязательно после работы хирурга к лечению подключается ортодонт: нужно восстановить правильный рост зубов, обеспечить пациенту анатомически правильный прикус, что в конечном итоге влияет на речь;

Уранопластика
  • : коррекция расщелины губы и мягкого нёба. Стандартная процедура, проводится в один этап, а швы снимаются уже через 5-6 часов. Подобную процедуру рекомендуют выполнять в максимально раннем возрасте ребенка, что позволяет избежать проблем с весом, развития хронических заболеваний дыхательных путей. Ранняя коррекция «заячьей губы» и «волчьей пасти» в большинстве случаев решает проблему интеллектуального развития, ибо отсутствие речи провоцирует общую задержку интеллекта.;
  • хейлопластика : устранение расщелин верхней губы и носа. Оптимальное время для проведения такого вмешательства – возраст до 3-х лет. Хейлопластика проводится доношенным детям с нормальной прибавкой веса, без симптомов умственного и физического отставания. Перед пластикой пациент проходит полноценное медицинское обследование. После хейлопластики, как правило, удается полностью восстановить речь, но впоследствии может понадобится проведении операции для сокрытия видимых рубцов и швов на месте операции.

Двухэтапная велофарингопластика при врожденной изолированной (полной) расщелине неба с использованием фарингеального лоскута

Если ринолалия возникла на фоне присутствия образований в носоглотке, то их тоже удаляют хирургическим путем . Так как подобный тип нарушения чаще встречается у взрослых и детей старшего возраста, то сразу после процедуры качество речи восстанавливается самостоятельно. Но работа с логопедом может понадобится в том случае, если ринолалия находилась в запущенном состоянии, ребенок привык неправильно произносить гласные и согласные звуки.

После операции могут развиться осложнения: инфицирование операционной раны или шва, воспаление, кровотечения. Это все приводит к увеличению продолжительности заживания швов, может понадобится проведение повторного вмешательства.

Как только хирурги разрешают приступать к коррекции, в работу над пациентом включаются логопеды, стандартный первый этап коррекции проводится в полном объеме. Если он начинался еще до операции (такое часто практикуют), то у пациента просто восстанавливают уже приобретенные навыки и выполняют массаж и гимнастику мягкого нёба. Дальнейшие мероприятия проводятся по классической схеме коррекции.

Обязательно в послеоперационном периоде привлекается ортодонт. Часто при имеющихся анатомических нарушениях строения нёба, губ и носа возникают проблемы с ростом, расположением зубов. Это также негативно влияет на развитие речевого аппарата, поэтому должно быть исправлено до закрепления навыков произношения гласных и согласных звуков.

Читайте подробнее в нашей статье о коррекции ринолалии.

Читайте в этой статье

Что такое ринолалия

Нарушение тембра голоса и проблемы со звукопроизношением, которые развиваются на фоне неправильного небно-глоточного смыкания, в медицине классифицируется как ринолалия. Это заболевание встречается достаточно часто, по статистике, 1 случай на 800 человек. В некоторых случаях ринолалию рассматривают как сопутствующее нарушение при других проблемах с речью, но официальная наука логопедия выделяет ее в самостоятельную патологию.

Несмотря на то, что рассматриваемое заболевание называют гнусавостью или ринофонией, но это не точно характеризует его. В основе проблемы лежат самые различные расстройства и поэтому для ее решения привлекают самых разных специалистов – ортодонты, стоматологи, психологи, отоларингологи и других.

Виды изменения звукопроизношения

В зависимости от того, какие нарушения возникли в процессе функциональности ротоглотки и носоглотки, в медицине проводится классификация ринолалии. Выделяется три основных ее вида.

Закрытая

Развивается на фоне имеющегося препятствия, которое приводит к невозможности свободного выхода струи воздуха через носовые ходы. Закрытый тип ринолалии подразделяется на два подвида:

  • Функциональная – когда произносятся звуки, мягкое нёбо колеблется с чрезмерным диапазоном, но никаких препятствий в носоглотке нет. Нёбо перекрывает проход звуковым волнам в носоглотку. Рассматриваемый подвид закрытой ринолалии чаще всего диагностируется у детей с неврологическими расстройствами.
  • Органическая – возникает при наличии препятствий в носовых ходах, которые закрывают их и не дают звуковым волнам проходить. Лечение органической закрытой ринолалии осуществляется только хирургическим путем – удаляют препятствие (полипы, аденоиды).

Открытая

Развивается при имеющихся дефектах нёба мягкого или твердого, губ, которые носят анатомический или физиологический характер. Открытая ринолалия тоже может быть органической и функциональной – в первом случае речь идет о неправильном строении речевого аппарата в анатомическом смысле (чаще врожденное), во втором причиной проблемы является вялое, неполное движение мягкого нёба при произношении звуков.

Особенность открытой ринолалии – между носовой и ротовой полостями имеется свободный проход, поэтому волны звука и воздуха свободно, неконтролируемо перемещаются при попытке разговаривать.

Смешанная

Так классифицируют заболевание, при котором имеются и какие-то препятствия в носовых ходах, и анатомические дефекты разных отделов ротовой, носовой полости.

Этот вид ринолалии считается наиболее сложным в отношении лечения. Врачам приходится сначала хирургическим путем удалять имеющееся препятствие, а затем длительный период проводить работу по восстановлению речи.

Смотрите в этом видео о причинах и видах ринолалии:

Причины ринолалии

Рассматриваемое нарушение может носить врожденный или приобретенный характер происхождения. Если ринолалия диагностирована с рождения, то причинами ее развития могут быть:

  • « » — расщелина мягкого/твердого нёба;
  • « » — расщепление алвеолярного отроста в области верхней губы, нёба;
  • особенности мягкого нёба в плане анатомического строения – оно значительно укорочено;
  • отсутствие или недостаточный размер маленького язычка.

«Волчья пасть»

Приобретенная ринолалия имеет свои причины развития:

  • травмы мягкого нёба;
  • парезы мягкого нёба;
  • осложнения после дифтерии;
  • искривления носовой перегородки;
  • формирование и рост опухолей в носовых ходах, полостях;
  • полипы, аденоиды.

Все вышеописанные факторы, провоцирующие рассматриваемое нарушение, могут быть устранены хирургическим путем. Но ринолалия может развиться, что чаще всего и бывает, на фоне различных неврологических заболеваний. Нередко в детском возрасте заболевание может быть следствием подражания окружающим, когда повторяется их неправильная речь.

Симптомы: звуки, речь

Если у ребенка развивается открытая органическая ринолалия врожденного типа, то с первых дней его жизни появляются выраженные симптомы:

Ребенок не лепечет, не произносит привычные для младенца звуки. Первые слова больной начинает произносить только в 2 года и старше, но речь его непонятная окружающим, невнятная. Открытая ринолалия «делает» звуки гнусавыми (произносятся «в нос»), слышатся как абсолютно одинаковые – согласные все похожи на звук «х».

Дети стараются произносить слова четко, но при этом нарушается артикуляция, на лице возникают странные гримасы и это только ухудшает общее впечатление. В противовес органической, открытая ринолалия функционального типа характеризуется невнятным и неправильным произношением гласных звуков, тогда как согласные абсолютно четкие и отлично разбирающиеся.

Закрытая органическая ринолалия приводит к неправильному произношению носовых звуков – «м» заменяется на «б», «н» на «д». Меняется тембр голоса, потому что человек вынужден дышать постоянно ртом. Если имеет место быть нарушение речи закрытого функционального типа, то голос становится неестественным, монотонным, «словно из-под земли», отсутствует эмоциональность, смена тональности.

Смотрите в этом видео о симптомах открытой и смешанной ринолалии:

Комплексная коррекция ринолалии

Основная роль решения проблемы отводится психо и физиотерапии. Только комплексный подход поможет восстановить речь, научить ребенка правильно произносить согласные и гласные звуки.

Чаще всего удается добиться 100%-ного успеха, но все равно остаются слышимые нарушения – не окончательная четкость произношения, «проглатывание» некоторых звуков.

Первый этап коррекции

Начинается работа с пациентом с массажа мягкого нёба – его поглаживают, на него надавливают и одновременно с этим произносится протяжный звук «а». С массажем сочетается гимнастика – ребенок должен имитировать движения при зевании, глотании, кашле. На высокой ноте произносят гласные звуки «а, о, э, у, и» и делается это обязательно на выдохе ртом.

Важно научить пациента правильно дышать и для этого проводят следующие упражнения:

  • Сдувание легких предметов – ваты с ладони, тонких листков бумаги или лепестков цветов со стола. Начинать нужно с расстояния в 15 см, постепенно увеличивая его. Научить ребенка чувствовать воздушную струю можно с помощью неплотных ватных тампонов – их вставляют в носовые ходы и при неправильном дыхании они просто вылетают.
  • Образование пузырьков в стакане с водой. Для этого пациент должен дуть в трубочку, которая находится в воде, посредством ротового выдоха.
  • Надувать ртом воздушные шарики, играть на гармошке. Эти упражнения достаточно сложные для ринолаликов и поэтому они вводятся в занятия только после того, как будут успешно освоены и закреплены предыдущие, более простые.

Еще на первом этапе нужно обязательно проводиться занятия, направленные на восстановление правильной артикуляции – надувание/втягивание щек, облизывание губ языком, имитация сосания, движения в сторону высунутым языком, вытягивание губ узкой трубочкой и другие.

Второй этап

Начинается работа со звуками и сначала ребенок должен научиться правильно произносить все гласные буквы. Начинают с одной – она сначала «произносится» беззвучно (учимся правильно образовывать ротовую щель и дышать), затем только вводятся звуки.

Если у ребенка имеются проблемы с контролем воздушной струи или он не понимает, как правильно она должна двигаться при произношении гласных звуков, то врач будет закрывать нос пальцами.

Третий этап

Начинается коррекция согласных звуков, причем работа ведется над буквами в определенном порядке – Ф, П, Т, К, Б, Д, М, Н, Р, Л. Сначала каждый звук произносится изолированно, затем он соединяется с гласным и только после этого учат обратные слоги. Наиболее эффективный способ научить ребенка с ринолалией произносить согласные буквы нараспев – при таких протяжных звуков рефлекторно происходит слияние мягкого нёба и задней глотки.

Комплексная коррекция ринолалии должна протекать в постоянном режиме. Логопед обязательно показывает упражнения родителям и они должны заниматься с малышом ежедневно и не один раз. Отсутствие взаимодействия врача и родителей, редкие/нерегулярные занятия, ускоренное прохождение всех этапов приводят к тому, что речь остается невнятной.

Смотрите в этом видео о том, как и над чем работать родителям и логопеду при ринолалии у ребенка:

Операция для восстановления речи

Хирургическое вмешательство назначается в том случае, если имеются проблемы врожденного характера в анатомическом строении нёба, губ и носовых ходов. В таком случае врачи выбирают:

  • Уранопластику – проводится коррекция расщелины твердого нёба, путем закрытия ее лоскутом из близкорасположенных тканей. Такая операция должна проводиться в возрасте 3 – 5 лет, потому что остается время для подготовки ребенка в школу, для восстановления и постановки речи. Подобное хирургическое вмешательство проводится в несколько этапов.

Если операция назначена в более раннем детском возрасте (1-2 года), то она проводится без костных вмешательств. Обязательно после работы хирурга к лечению подключается ортодонт – нужно восстановить правильный рост зубов, обеспечить пациенту анатомически правильный прикус, что в конечном итоге влияет на речь.

  • Велофарингопластику – коррекция расщелины губы и мягкого нёба. Достаточно обычная, стандартная процедура, которая проводится в один этап, а швы снимаются уже через 5-6 часов после хирургического вмешательства. Подобную процедуру рекомендуют выполнять в максимально раннем возрасте ребенка, что позволяет избежать и проблемы с весом, и развитие хронических заболеваний дыхательных путей.

Велофарингопластика

Ранняя коррекция «заячьей губы» и «волчьей пасти» в большинстве случаев решает проблему интеллектуального развития – отсутствие речи может спровоцировать общую задержку.

  • Хейлопластику – устранение расщелин верхней губы и носа. Оптимальное время для проведения такого вмешательства – возраст до 3 лет, потому что в этот период начинает формироваться речь и лучше, если это будет происходить без каких-либо нарушений. Хейлопластика проводится доношенным детям с нормальной прибавкой веса, без симптомов умственного/физического отставания – перед пластикой пациент проходит полноценное медицинское обследование.

Хейлопластика

После хейлопластики, как правило, удается полностью восстановить речь, но впоследствии может понадобиться проведении пластики для сокрытия видимых рубцов/швов на месте проведения операции.

Если ринолалия возникла на фоне присутствия образований в носоглотке, то их тоже удаляют хирургическим путем. Так как подобный тип нарушения чаще встречается у взрослых и детей старшего возраста, то сразу после процедуры качество речи восстанавливается самостоятельно – навык уже привык, нет проблем с восприятием воздушной струи.

Но работа с логопедом может понадобиться в том случае, если ринолалия находилась в запущенном состоянии и ребенок просто привык неправильно произносить гласные и согласные звуки.

Послеоперационный период

Сразу после хирургического вмешательства никто никакую коррекцию не проводит – нужно дождаться полного восстановления здоровья пациента. Так как операция проводится в ротовой полости и носу, то сразу после могут развиться осложнения – инфицирование операционной раны или шва, воспаление, кровотечения. Это все приводит к увеличению продолжительности заживания швов, может понадобиться проведение повторного вмешательства.


Артикуляционная гимнастика

Как только хирурги разрешают приступать к коррекции, в работу над пациентом включаются логопеды – стандартный первый этап коррекции проводится в полном объеме. Если он начинался еще до операции (такое часто практикуют), то у пациента просто восстанавливают уже приобретенные навыки и выполняют массаж и гимнастику мягкого нёба. Дальнейшие мероприятия по становлению правильного произношения звуков проводятся по классической схеме коррекции.

Обязательно в послеоперационном периоде привлекается ортодонт – часто при имеющихся анатомических нарушениях строения нёба, губ и носа возникают проблемы с ростом, расположением зубов. Это также негативно влияет на развитие речевого аппарата, поэтому должно быть исправлено до того, как будут закреплены навыки произношения гласных и согласных звуков.

Исправление звукопроизношения при ринолалии, проведение хирургического вмешательства – это парафия врачей, узких специалистов. Но без помощи родителей они не справятся, потому что лучшие результаты достигаются при постоянном выполнении упражнений и проведении гимнастики, массажа.

Как правило, прогнозы на восстановление благоприятные, но они зависят от нескольких факторов – какой вид ринолалии диагностирован, в каком возрасте была проведена операция, как проходил восстановительный период, ведется ли коррекционная работа логопедами и родителями.

Ринолалия - это состояние, которое характеризуется дефектами строения органов носоглотки, вследствие чего возникает искажение произношения звуков речи, а именно расстройство артикуляции и звукообразования различной степени выраженности. В просторечье данное состояние называют «гнусавость», то есть все звуки приобретают характерное носовое звучание. Нередко состояние бывает осложнено недоразвитием - как лексической стороны речи, так и ее грамматической составляющей. Еще одно распространенное осложнение - это различные нарушения психологического характера, а также затрудненная социализация пациентов с ринолалией.

Согласно данным статистики, дети страдают этим заболеванием значительно чаще, чем пациенты старшего возраста. Кроме различных отклонений от нормы акустических параметров, у пациентов наблюдаются различные отклонения аэродинамических условий в речеобразовании. Так как возникают особые условия, речевой аппарат вынужден к ним приспосабливаться, в результате чего и возникают вариативные искажения произношения.

Классификация ринолалии и её этиологические причины

По характеру патологических нарушений небно-глоточного смыкания можно выделить следующие формы патологии:

  • закрытая ринолалия, которая возникает вследствие пониженного в силу ряда физиологических причин носового резонанса;
  • открытая ринолалия, которая характеризуется свободным одновременным прохождением воздушной струи через нос и рот.

Среди этиологических причин возникновения данного патологического состояния можно выделить основные органические и функциональные расстройства. Так наиболее частые причины закрытой формы ринолалии - это функциональные нарушения небно-глоточного смыкания или органические нарушения носового пространства.

К органическим причинам возникновения закрытой ринолалии можно отнести различные заболевания или изменения, которые приводят к плохой проходимости носа и затрудненному носовому дыханию. Среди таких причин можно выделить следующие:

  • хроническая гипертрофия задних нижних раковин слизистой оболочки носа;
  • аденоидные разрастания;
  • полипы носовой полости и т.д.

Функциональная закрытая ринолалия часто отмечается у детей и наблюдается при нормальной проходимости носа.

Причины открытой ринолалии также могут быть органическими или функциональными. Органические причины можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденная открытая ринолалия органического происхожденияь в большинстве клинических случаев возникает из-за расщепления мягкого или твердого неба, которое носит врожденный характер. Приобретенная форма открытой ринолалии возникает вследствие паралича мягкого неба или при возникновении в силу различных причин отверстия между ротовой и носовой полостями.

Функциональная открытая ринолалия наблюдается у детей с вялой артикуляцией. Кроме того, нередко развивается у детей с истерией, подчас имеет характер не столько самостоятельного дефекта, сколько дефекта подражательного.

К органическим причинам открытой ринолалии можно отнести врожденные несращения лица и неба, а именно:

  • расщелина верхней губы;
  • расщелина верхней губы и альвеолярного отростка;
  • расщелина мягкого или твердого нёба;
  • подслизистые расщелины неба и т.д.

Вышеперечисленные патологии возникают еще в пренатальный период и являются следствием негативного воздействия на плод различных внешних и внутренних факторов. К таким фактором относят прием различных лекарственных препаратов (как правило, гормональных), инфекционные заболевания матери во время беременности, психические потрясения беременной, алкоголь, курение и сочетание нескольких факторов одновременно.

В данном случае выраженность ринолалии будет зависеть от величины и формы врожденного дефекта.

Симптомы и клинические проявления ринолалии

При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии. Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.

Развитие речи - как в долингвистический период, так и в период речевого развития - протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.

При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.

Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.

У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.

Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболевания верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.

Дифференциальная диагностика ринолалии

Диагностика ринолалии, как правило, не составляет трудности для специалистов, однако определенные проблмы возникают при определении вида ринолалии. Для того чтобы такая дифференциальная диагностика стала эффективной, пациенту необходимо пройти обследование у следующих узких специалистов:

  • отоларинголога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога;
  • ортодонта;
  • фониатра;
  • педиатра и т.д.

Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов. Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:

  • рентгенография носоглотки;
  • риноскопия;
  • электромиография;
  • фарингоскопия и т.д.

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • его подвижность;
  • нарушения голоса;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания и т.д.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Мероприятия по коррекции ринолалии

Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов. Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Кроме того, необходимы общеукрепляющие процедуры и санация ЛОР-органов, которая необходима для предупреждения нарушения слуха.

Логопедическая коррекция, направленная на устранение ринолалии, включает:

  • формирование правильной работы артикуляционного аппарата;
  • нормализацию дыхания - как в физиологическом, так и в речевом аспекте;
  • коррекцию произношения;
  • решение проблем с фонетическим восприятием, если таковые имеют место;
  • устранение назального тембра голоса;
  • предупреждение дисграфии;
  • закрепление навыков свободного общения;
  • работу над увеличением словарного запаса;
  • контроль общего развития речи и т.д.

Совокупность данных мероприятий позволяет социализировать ребенка и восстановить, в некоторой степени, речевые функции. Помимо прочего, ребенку, страдающему ринолалией, требуется помощь психологов.

Профилактика и медицинский прогноз ринолалии

Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия.

Результативность лечения зависит от следующих факторов:

  • насколько своевременно начата терапия;
  • наличия сопутствующих патологий;
  • степени компенсаторных возможностей;
  • особенностей личности ребенка и сохранности интеллекта;
  • качества проведенных хирургических вмешательств и т.д.

Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения.

Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз. Профилактика заключается в том, чтобы еще в пренатальный период избегать факторов, которые способны спровоцировать наличие у ребенка врожденных дефектов. Если такие дефекты речевого аппарата все же имеют место, то необходима их своевременная коррекция.

Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения.

Конспекты статей по проблеме ринолалии

«Врождённые заболевания костной и мышечной систем органов и тканей человека».

Газета «Биология» N 33-34 - 2001

Статья имеет подзаголовок «Волчья пасть и заячья губа». Автор пишет, что расщелины губы и нёба – так называемые «волчья пасть» и «заячья губа» - являются одними из самых распространённых врождённых дефектов у детей. По распространённости «заячья губа» уступает только врождённой косолапости;

Для того чтобы разобраться, что представляют собой эти аномалии, автор предлагает вспомнить эволюцию позвоночных животных.

Специалисты расходятся во мнении, в каком возрасте проводить уранопластику и хейлопластику: одни предпочитают делать операцию грудничкам в 3-6 месяцев, другие - в более поздние сроки. Какой метод предпочесть, посоветуют специалисты, наблюдающие ребенка с рождения. Но в любом случае все лечение маленького пациента, включая реабилитацию, должно быть закончено к шестилетнему возрасту.

Долгое время считалось, что ее нужно проводить как можно позже - когда челюстно-лицевая система у человека уже сформировалась. Наш опыт, да и зарубежный тоже, говорит об обратном - чем раньше родители обратятся к врачу, тем лучше. Операцию на губе можно проводить начиная с 2 месяцев, на небе - до полутора-двухлетнего возраста. Надо учесть, что в сложных случаях предстоит не одна, а несколько операций. При этом анатомический дефект губы и неба должен быть ликвидирован к 3 годам, когда у ребенка начинает формироваться речь. В противном случае у него появятся особенности произношения, характерные "гнусавые" интонации.

С 3 до 7 лет производятся дополнительные косметические операции с тем, чтобы максимально улучшить внешность ребенка. К школе ребенок должен быть полностью реабилитирован, тогда он сможет посещать обычное среднеобразовательное учреждение. Это тем более важно, что по своему психическому и умственному развитию такой ребенок абсолютно ничем не отличается от других детей.

За помощью нужно обращаться только в специализированные медицинские центры , занимающиеся данным видом патологии. Там должны быть все необходимые специалисты - микропедиатр и педиатр, ортодонт, хирург, логопед, педагог и психолог, социальный работник. Последнее немаловажно, потому что такие дети считаются инвалидами и должны стоять на учете в органах соцобеспечения, получать пенсию. И только после окончания всех реабилитационных мероприятий ребенок может быть снят с учета по инвалидности.

Это достаточно сложная патология, но опускать руки не стоит - современная медицина в состоянии помочь таким детям. "Заячья губа", "волчья пасть" - это, так сказать, обывательские понятия, а медики пользуются другим определением - "врожденная расщелина губы и неба".

Ринолалия у детей и взрослых встречается не так уж и редко. Справиться с этим речевым нарушением поможет логопед. В этой статье я постараюсь рассказать о том, что такое ринолалия, её формах, симптоматике и направлениях коррекционной работы.

Ринолалия (гнусавость)

Это патологическое изменение тембра голоса и искажение произношения звуков речи в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования. Если нарушается только тембр голоса (приобретает назальный оттенок), а артикуляция звуков не нарушена, то такое нарушение голоса носит название ринофония.

В русском языке есть деление звуков по участию в их образовании носовой полости. 4 звука носовые (это соноры М, МЬ, Н, НЬ), остальные звуки ротовые. Носовая полость в образовании ротовых звуков участия принимать не должна. В норме ротовая полость отгорожена от носовой.

Мягкое нёбо это активный орган, и оно является своеобразной дверцей между ротовой и носовой полостью. При необходимости мягкое нёбо может подниматься и закрывать проход в носовую полость, а может опускаться и открывать этот проход, если это необходимо.

В случае ринолалии нормальное участие носовой полости в процессе речеобразования нарушается двояко. В первом случае выдыхаемая струя воздуха может направляться через нос при произнесении всех звуков (носовых и ротовых), в результате чего возникает излишнее резонирование носовой полости. Это открытаяринолалия.

Во втором случае выдыхаемая струя воздуха при произнесении всех звуков направляется через рот, в результате этого возникает недостаточное резонирование носовой полости (М звучит как Б, Н звучит как Д). Такая ринолалия называется закрытой.

Также выделяется смешанная ринолалия, которая обусловлена утечкой воздуха через нос с одновременным уменьшением носового резонанса и проявляется она в комбинации нарушений характерных как для открытой, так и для закрытой ринолалии одновременно.

Открытая ринолалия.

Симптомы:

Изменение положения и активности языка (он оттянут кзади, спинка резко выгнута, напряжена, кончик слабо выражен);

Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого нёба (либо пассивно провисает, либо малоподвижно);

Изменено взаимодействие между артикуляционными и мимическими движениями, что приводит к возникновению излишних движений лицевой мускулатуры при речи;

Нарушение речевого дыхания (речевой выдох неравномерный); — тотальное нарушение звукопроизношение (все звуки речи произносятся с носовым оттенком, особенно страдают гласные, артикуляция же согласных сдвигается кзади)

Виды открытой ринолалии

Самую большую группу составляют органические открытые ринолалии на почве врождённых расщелин. В этом случае родители знают о проблемах ребёнка с самого рождения. Коррекционная работа осуществляется только комплексно медико-психолого-педагогическими средствами.

Медицинское воздействие направлено на механическую нормализацию строения артикуляционного аппарата, психологическое воздействие направлено на предупреждение или коррекцию нарушений развития личности и педагогические (логопедические) средства направлены на преодоление непосредственно речевого дефекта. Логопедическая работа по коррекции этой формы ринолалии осуществляется как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

Также встречаются открытые органические ринолалии центрального характера. Проявляется в тех же симптомах, что и предыдущая форма, но при такой ринолалии никаких нарушений в строении органов артикуляции нет. Эта форма обусловлена параличами и парезами мышц мягкого нёба.

Вследствие паретичности мышц мягкое нёбо пассивно, провисает и не выполняет своей основной функции. Коррекционная работа так же проводится комплексно, но в данном случае медицинская коррекция осуществляется неврологом.

И, наконец, функциональная открытая ринолалия, которая обусловлена чаще всего снижением тонуса мягкого нёба при подражании назализованной речи. Она встречается гораздо реже, чем органическая и представляет определённые трудности для дифференциальной диагностики. Коррекция логопедическая, иногда требуется психологическая или психотерапевтическая помощь.

Закрытая ринолалия

Симптомы:

Носовые звуки М, МЬ,Н, НЬ звучат как ротовые Б, БЬ, Д, ДЬ, в речи нет противопоставления звуков по участию носовой полости, что влияет на общую разборчивость;

Гласные звуки так же звучат не очень естественно из-за оглушения.

Виды закрытой ринолалии

Органическая закрытая ринолалия. При этой форме речевой дефект обусловлен анатомическими нарушениями в области носа, зева, носоглотки и в зависимости от того, где расположены эти анатомические дефекты она подразделяется на переднюю и заднюю.

Передняя органическая закрытая ринолалия может быть вызвана гипертрофией слизистых оболочек носа, полипами в носовой полости, опухолями носовой полости, искривлением носовой перегородки. Все эти аномалии препятствуют свободному прохождению воздуха через нос.

Задняя органическая закрытая ринолалия может быть вызвана аномалиями в области зева и носоглотки: аденоидными разращениями, срастанием мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Коррекция начинается с устранения причины непроходимости носовой полости. Прежде всего требуется консультация отоларинголога. В некоторых случаях потребуется хирургическое вмешательство. После устранения непроходимости носовой полости нужна логопедическая коррекция, но она потребует меньше времени и усилий, чем при открытой ринолалии.

Функциональная закрытая ринолалия. В этом случае нет никакого нарушения в строении органов артикуляции. Она может быть вызвана подражанием дефектной речи, недостаточностью слухового контроля. Коррекция только логопедическая.

Смешанная ринолалия.

При этой форме присутствует комбинация факторов, вызывающих как открытую, так и закрытую ринолалию. Поэтому при её устранении применяется комбинированный метод коррекции, с преобладанием тех упражнений, которые связаны с более ярко выраженной формой ринолалии.

Логопедическая работа по устранению ринолалии.

Она включает общие направления независимо от формы, но осуществляться будет по-разному. Направления логопедической работы при ринолалии:

Нормализация речевого дыхания;

Формирование правильного произношения звуков;

Развитие фонематического восприятия и дифференциации звуков и на их основе развитие фонематического анализа и синтеза.

В этой статье я постаралась затронуть основные вопросы, которые касаются такого речевого нарушения, как ринолалия. Если ребёнок гнусавит, не ждите, что это само рассосётся.

Начните с посещения отоларинголога, чтобы выявить причину такой особенности речи, так как в большинстве случаев сначала потребуется медицинская помощь. С визитом к логопеду так же не затягивайте, потому что без логопедической работы в данных случаях не обойтись.

Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Если эта информация оказалась для вас полезной, поделитесь с друзьями.

Ринолалия

Ринолалия – это нарушение артикуляции, обусловленное неправильным строением и функционированием речевого аппарата (носоглотки, носовой полости, твердого и мягкого неба). Из-за этого голосовая струя излишне или, напротив, недостаточно резонирует в носовой полости при разговоре, а гласные и согласные приобретают носовое звучание. Ринолалия у детей характеризуется не только искаженным произнесением звуков, но и задержками в развитии лексико-грамматической стороны речи по причине вторичных нарушений письма и фонематических процессов.

Диагностика ринолалии заключается в консультациях оториноларинголога, логопеда и челюстно-лицевого хирурга для установления функциональных и анатомических дефектов артикуляции, а также степени нарушения устной и письменной речи.

Коррекция ринолалии может включать как логопедическую и психотерапевтическую работу, так и физиотерапевтическое, ортодонтическое и хирургическое лечение.

Классификация и причины ринолалии

В зависимости от особенностей нарушения взаимодействия ротоглотки и носоглотки различают закрытую или открытую ринолалию. Для закрытого типа заболевания характерно направление речевого выдоха только через рот. Из-за пониженного физиологического носового резонанса сильнее всего искажаются согласные звуки: м, мь, н, нь. При нормальной артикуляции воздух проникает в носовую полость, поскольку носоглоточный затвор открыт. При отсутствующем резонансе эти звуки – полностью ротовые: м произносится как б, н меняется на д. Понятийный аппарат речи из-за этого сильно страдает. Звучание гласных также смазано, поскольку они лишены некоторых тональных характеристик.

В соответствии с причинами ринолалии закрытого типа различают 2 ее формы:

    Органическую . Вызывается анатомическими деформациями в носовой полости. Непроходимость удаляется хирургическим путем, после чего дефект речи пропадает, а дыхание становится нормальным;

    Функциональную . Возникает в результате гиперфункции мягкого неба, которое за счет приподнятости направляет воздушную струю через рот. Это часто происходит при невротических расстройствах, поэтому лечением занимаются логопед и невролог. После лечения иногда сохраняется привычка неправильно произносить звуки.

Открытая ринолалия более распространена, чем закрытая. Воздух проходит одновременно через нос и рот, что обусловлено постоянно открытым сообщением между ротовой и носовой полостью. В результате возникает носовой резонанс, который меняет тембр всех звуков.

Это речевое нарушение также может быть органическим или функциональным. В первом случае причинами ринолалии являются как врожденные дефекты (расщелины верхней губы, мягкого и твердого неба), так и приобретенные вследствие травм, рубцов, парезов, параличей или опухолей. Во втором случае функциональная ринолалия обусловлена гипокинезом или гипофункцией мягкого неба, выражающейся в недостаточном его подъеме при фонации. Чаще всего встречается такая ринолалия у детей с низким мышечным тонусом, со слабыми нервными импульсами или после частых заболеваний носоглотки.

Если факторы, вызывающие закрытую и открытую ринолалию, комбинируются, то принято говорить о смешанном типе заболевания. Акустические и артикуляционные характеристики произносимых звуков страдают потому, что происходит утечка воздуха через нос при уменьшении носового резонанса.

Коррекция ринолалии

Комплексная коррекция ринолалии состоит в проведении следующих мероприятий:

    Хирургическое исправление анатомических дефектов;

    Ортодонтическое устранение и профилактика повторных деформаций верхней челюсти;

    Лечебная общеукрепляющая физкультура;

    Оториноларингологическая санация с целью предотвращения нарушения слуха;

    Психотерапевтическая помощь.

Ринолалию у детей следует лечить как можно раньше, лучше всего завершить терапию до достижения подросткового возраста.

Основные направления ранней логопедической помощи:

    Нормализация речевого и физиологического дыхания;

    Восстановление правильного небно-глоточного смыкания;

    Формирование корректной артикуляции;

    Исправление звукопроизношения;

    Устранение назального тембра голоса;

    Закрепление навыков свободного речевого общения;

    Приведение в норму просодической стороны речи;

    Развитие звукового анализа и фонематического восприятия;

    Предупреждение дисграфии и дислексии;

    Контроль над общим развитием речи.

В коррекционной работе должны соблюдаться последовательность и систематичность обучения, а предлагаемый материал должен быть наглядным и доступным. Логопед должен постоянно следить за направлением воздушной струи, положением языка и лицевыми мышцами.

Эффективность лечения ринолалии зависит от ряда внешних и внутренних факторов:

    Выраженности артикуляционных дефектов;

    Сопутствующих нарушений и заболеваний;

    Сроков начала лечения;

    Времени и качества проведенных операций;

    Возраста больного;

    Степени его компенсаторных возможностей;

    Состояния слуха;

    Особенностей личности;

    Состояния интеллекта;

    Влияния речевой среды.

После коррекции ринолалии результат оценивают по степени нормализации речи и отсутствию назализации.

При подготовке к общеобразовательной школе детей, страдающих ринолалией, необходимо обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход и учитывать не только особенности заболевания, но и микросоциальное окружение.

Правильное распределение лечебной и учебной нагрузки нужно для того, чтобы ребенок без переутомления мог выполнить все стоящие перед ним задачи. Под влиянием хирургических вмешательств дети, как правило, ослаблены соматически, у них снижена работоспособность, активность и выносливость. Поэтому лечение ринолалии должно быть четко организовано. Его продуктивность напрямую зависит от совместной работы врачей, педагогов и других специалистов.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.