Морская минная блокада прорыв блокады. Минная блокада прорвана! Операции по поддержке сухопутных войск

Восьмого сентября отмечается скорбный юбилей - 75 лет со дня начала Блокады Ленинграда - одного из самых страшных преступлений Второй мировой войны, совершенных нацистской Германией и ее союзниками.

Считается, что Блокада Ленинграда длилась 900 дней . Однако на самом деле блокадных дней было 872 дня - с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Как утверждают сегодня историки на основании последних данных, Блокада Ленинграда унесла жизни около полутора миллионов человек, 97% жертв погибли от голода.

Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда

  • 8 сентября 1941 года - День начала блокады;
  • 18 января 1943 года - День прорыва блокады;
  • 27 января 1944 года - День полного снятия блокады;
  • 5 июня 1946 года - День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Начало блокады

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда с остальной частью СССР. Однако фактически блокада началась двумя неделями раньше - 27 августа было прервано железнодорожное сообщение города с Большой землей, на вокзалах и в пригородах Ленинграда к этому времени скопились десятки тысяч людей, пытавшихся уйти на восток. Также в городе в это время уже находились более 300 тысяч беженцев из захваченных гитлеровцами западных областей СССР и республик Прибалтики.

Голод

Ленинград вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Продовольственные карточки были введены в городе еще 17 июля, но продукты особо не экономили, нормы были большие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было.

Однако уже к началу блокады оказалось, что в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, а единственной ниточкой, связывающей Ленинград с Большой землей, была знаменитая Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру и находившаяся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника.

Катастрофическая ситуация с продовольствием для осажденного города стала ясной 12 сентября, когда были закончены проверки продуктовых складов. Сказались не только потери из-за разбомбленных во время первых авианалетов знаменитых Бабаевских складов, где было сосредоточено значительное количество продовольствия, но и ошибки в распределении продуктов в первые два месяца войны. Первое резкое снижение норм выдачи продуктов произошло 15 сентября. После этого нормы снижались до декабря, замерев на минимальной отметке в знаменитые 125 блокадных грамм, которые полагались детям и иждивенцам.

Кроме того, с 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера действовала до середины 1944 года). Также была запрещена официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам. При этом на черном рынке, который действовал в Ленинграде всю войну и блокаду, за ценности можно было выменять продовольствие, топливо, медикаменты и т.д.

В октябре жители города уже почувствовали явную нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Особенно страшно было, когда до установления льда на Ладоге продовольствие в город доставлялось только по воздуху. Только с началом зимы Дорога жизни заработала в полную мощь, но доставленных по ней продуктов, естественно, не хватало. При этом все транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника.

Суровая зима 1941-42 года усугубила ужасы массового голода, что привело к огромным жертвам именно в первую блокадную зиму.

Жертвы блокады

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до полутора миллиона человек. На Нюрнбергском процессе речь шла о 632 тысячах погибших, однако позже это число неоднократно пересматривалось, увы, в сторону увеличения. Только 3% погибших стали жертвами бомбежек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!

В первые месяцы блокады, несмотря на мизерные нормы выдачи хлеба, смерть от голода еще не стала массовым явлением, и большую часть погибших составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Именно тогда на стенах некоторых домов появились знаменитые надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Надписи делались на домах на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как гитлеровцы вели обстрел города с юга и юго-запада - из дальнобойных орудий, установленных на Пулковских высотах и в Стрельне.

Это связано с тем, что обстрел Ленинграда велся только с территорий, оккупированных немецкими войсками, финские части, замыкавшие блокаду с севера, город почти не обстреливали. В Кронштадте такие надписи наносились на юго-западных сторонах улиц, поскольку немцы вели обстрел со стороны оккупированного Петергофа.

Самая знаменитая надпись на четной «солнечной» стороне Невского проспекта была сделана летом 1943 года двумя девушками - бойцами Местной противовоздушной обороны (МПВО) Татьяной Котовой и Любовью Герасимовой.

Увы, настоящие надписи на стенах не сохранились, однако в 1960-1970-е годы часть из них была воссоздана в знак памяти о героизме ленинградцев.

В настоящее время надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» сохраняются по следующим адресам:

  • Невский проспект, дом 14;
  • Лесной проспект, дом 61;
  • 22 линия Васильевского острова, дом 7;
  • Посадская улица в Кронштадте, дом 17/14;
  • Улице Аммермана в Кронштадте, дом 25.

Все надписи сопровождаются мраморными мемориальными досками.

Подвиг Ленинграда был отмечен еще до окончания войны. Приказом верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Вместе с Ленинградом этого звания были удостоены еще три города - Сталинград, Севастополь и Одесса.

Сегодня в 11.00 МСК на пристани на Средней Невке в ЦПКиО им. С.М.Кирова состоится торжественный митинг и церемония возложения цветов, посвященные 66-й годовщине прорыва морской минной блокады Ленинграда, сообщили «БалтИнфо » в пресс-службе городской администрации.

В программе мероприятия: возложение цветов к памятной стеле «Морякам тральщиков » и «Вахта памяти » - спуск на воду венка.

В Петербурге действует Объединенный совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота. Первым руководителем Совета был Юрий Сухоруков, капитан I ранга в отставке, участник разминирования Финского залива. Юрий Михайлович родился в 1926 году, в 1943 году стал сыном полка. После Второй мировой войны в течение 5 лет участвовал в разминировании территорий, с его помощью удалось ликвидировать 500 подводных мин. Юрий Михайлович ушел из жизни в июле 2010 года.

В настоящее время Совет возглавляет Николай Иванов .

Одновременно, рабочих и инженеров, которые в тяжелые военные и первые послевоенные годы строили на ленинградских судостроительных предприятиях тральщики для разминирования Балтийского моря, объединяет петербургская региональная общественная организация «Союз ветеранов судостроения », которую возглавляет Анатолий Затчаев.

В память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн - Хельсинки - дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда » внесена в закон Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». В 2012 году эта памятная дата отмечается уже в шестой раз.

Во время блокады Ленинграда для осуществления блокады с моря военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов.

После прорыва блокады города на суше в январе 1943 года Военный совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Так как для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла, Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осажденного города малых минных тральщиков - «стотонников ». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз ») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ ».

После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года, появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которой по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.

Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей » поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам Суоми. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения (именно этим фарватером на заключительном этапе войны воспользовались наши подводные лодки для перехода на боевые позиции в Балтийском море в обход заминированного Финского залива). Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.

До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минерам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года.

Перед открытием фарватера по нему был совершен одновременный переход четырех дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными еще несколько мин.

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн - Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.

8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады . В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества . Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза . Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Якорные мины.

Послевоенное боевое траление - совокупность операций по разминированию судоходных путей, гаваней и прибрежных вод от мин и боеприпасов, оставшихся после Второй мировой войны .

Минная угроза

Советский плакат 1941 года.

В результате массового использования воюющими сторонами мин на морях, омывающих берега Советского Союза, к концу Второй мировой войны создалась сложная минная обстановка, которая вынуждала ограничивать свободу мореплавания, допуская переходы судов только по протраленным фарватерам, требовала много усилий и средств на размагничивание судов перед их выходом в море.

Только на Балтике за время Второй мировой войны от подрыва на минах флот Германии потерял 66 судов и 103 боевых корабля . Потери ВМФ СССР от подрыва на минах - 65% подводных лодок и 32% надводных кораблей . Наибольший урон из кораблей ВМФ СССР за время войны понесли «труженики моря» - противоминные тральщики . Общие их потери составили 295 единиц .

Минная угроза сильно усложняла морские и речные перевозки и мешала восстановлению страны. Постановлением от 18 марта 1945 года Совет Народных Комиссаров определил для всех флотов очередность районов траления и примерные сроки их полного очищения от мин.

После войны советские моряки продолжили трудную военную службу, обеспечивая безопасность судоходства по морям, рекам и озерам, они выходили на траление минных заграждений. Активное участие в разминирование принимали водолазы, которые в специальном немагнитном снаряжении осматривали и разминировали причальные линии, портовые сооружения, гавани, рейды и морские каналы, которые были заминированы отступающими войсками противника.

Особенно велика была опасность подрыва на минах в мелководном Балтийском море, в северо-западной части Чёрного моря, на Дунае, в юго-восточной части Баренцева моря и в районе Новоземельских проливов. Только в Финском заливе военно-морские силы Германии, Финляндии, а также Советского Союза поставили почти 67 тыс. мин разных типов . В зоне действия Северного флота тралению подлежали 38 закрытых для мореплавания районов общей площадью около 10 тыс. квадратных миль . На протяжении 1930 км судоходной части Дуная было поставлено свыше 3300 мин, что создавало среднюю плотность заграждений до 1,6 мины на каждый километр .

Большую опасность для судоходства представляли и плавающие мины - после войны военными моряками было уничтожено около 5 тысяч плавающих и выброшенных на берег мин . Командование ВМФ устанавливало маршруты плавания для гражданских судов, на которых специально выделенные катера производили поиск и уничтожение мин.

Начало послевоенного боевого траления

Моряки готовят к постановке параван-трал.

Первые два года мины уничтожались в гаванях, на рейдах и фарватерах. В последующие пять лет производилось сплошное траление всех известных минных заграждений, затем было организовано повторное придонное траление в целях полного уничтожения минной угрозы. Масштабы проделанной работы впечатляют - только на Балтийском море советские тральщики очистили от мин площадь в 15 тысяч квадратных миль и уничтожили 6850 мин .

В течение четырёх лет моряки Советского Союза, Румынии, Болгарии и Югославии совместно занимались трудной и опасной работой по разминированию Дуная, который был очищен от мин к 1948 году. Корабли протралили реку от устья до Вены, уничтожив 459 донных неконтактных мин .

В течение 1948–1951 гг. тральщики Черноморского флота протралили обширные прибрежные районы западной части Чёрного моря, помогая Болгарии и Румынии .

Тральщики Тихоокеанского флота в 1945–1946 годах очистили от донных мин полосу прибрежных вод Корейского полуострова. При этом только в районах портов Расин, Сейсин и Гёнзан было уничтожено 412 мин, поставленных во время войны американской авиацией .

Снятие морской минной блокады Ленинграда

В годы Второй мировой войны Балтийское море в шутку даже прозвали "супом с клёцками", подразумевая под клецками мины. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было поставлено примерно 66 500 мин . После полного снятия блокады Ленинграда и выхода Финляндии из войны, появилась возможность для проведения боевого траления с целью очистки Финского залива от мин. По условиям соглашения о перемирии в операции принимали участие и финские тральщики.

Медаль 60 лет прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Но и после окончания Второй мировой войны Финский залив оставался районом, закрытым для прохождения кораблей и судов. Морское сообщение Ленинграда с "большой землей" могло поддерживаться только по шхерному фарватеру, предоставленному Финляндией. На заключительном этапе войны этим фарватером пользовались наши подводники для перехода в Балтийское море на боевые позиции в обход заминированного Финского залива. К сожалению, шхерный фарватер был предназначен только для судов малого водоизмещения. Ситуация осложнялась тем, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.

Важнейшее государственное значение приобрело восстановление глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу. Основным фарватером для такого морского сообщения являлся Большой корабельный фарватер, который за годы войны был многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР этот фарватер предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов.

Несколько месяцев героические моряки Балтийского флота "прорубали" во вражеских минных заграждениях новое "окно в Европу". Траление осложнялось тем, что создатели минных полей позаботились о том, чтобы сделать минные поля почти неприступными . Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года.

Непосредственно перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин. 5 июня 1946 года командование Балтийского флота оповестило мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин – Хельсинки, имевшему к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

В память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства лишь в 1963 году . Война для моряков-тральщиков продолжалась почти 20 лет после капитуляции Германии.

Траление на Чёрном море

Тральщики ЧФ в Севастополе в 1947 г. На переднем плане ЭМТЩ-407 «Мина», на заднем - эсминец «Огневой» и линкор «Севастополь».

В 1944 году советские войска освободили Севастополь. Ещё долго после окончания боевых действий на Чёрном море сохранялась минная опасность - за годы Великой Отечественной войны противниками было поставлено 19995 мин и минных защитников. Часть мин была уничтожена во время боевых действий, но остальные необходимо было снять в самые короткие сроки. Тральщикам и их экипажам предстоял огромный труд по тралению немецких, румынских, болгарских и советских минных заграждений .

С 15 октября 1944 года началось траление севастопольских бухт. К этой смертельно опасной работе приступили экипажи базовых тральщиков Черноморского флота. Например, базовый тральщик Т-408 «Якорь» прошёл за 1945 год 9114 миль, из них более 5000 миль с тралом. Краснознамённый тральщик Т-412 «Арсений Раскин» вёл траление у Варны, здесь тральщиками были уничтожены 132 мины. У Констанцы советские «пахари моря» вытралили 71 мину. При тралении фарватеров у Одесского порта в 1946 году было уничтожено 177 мин. В 1947 году Т-406 «Искатель», краснознамённые базовые тральщики Т-404 «Щит» и Т-412 «Арсений Раскин» уничтожили минное заграждение у Евпатории - за четыре дня они вытралили 45 мин .

Всего за период с 1945 по 1953 г. на Чёрном море было уничтожено 5945 мин и минных защитников, протралена площадь в 9624 квадратные мили. Значительная часть мин была уничтожена советскими тральщиками типа «Фугас» .

Трудности траления

Южно-корейский тральщик YMS-516 гибнет на мине. Октябрь 1950 года.

Траление - трудоемкая, сложная и чрезвычайно опасная работа, которая, как правило, проводилось при отсутствии данных о границах и составе минных полей, нередко в условиях штормовой погоды, и дополнительно осложнялась тем, что в одном и том же минном заграждении ставились мины самых различных систем и типов: якорные, антенные, донные неконтактные и другие.

Постановщики мин окружали минные поля небольшими минами – "минными защитниками", в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие уловки, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным.

Сами мины зачастую оснащались противотральными устройствами и всевозможными ловушками. Например, у донных неконтактных мин имелись магнитные, акустические или комбинированные неконтактные взрыватели с высокой чувствительностью, а также приборы кратности и срочности, приводившие мину в боевое состояние после многократного прохождения над ней корабля или через определенное время после постановки (от часа до нескольких месяцев).

Например, в Финском заливе, где гитлеровцы стремились создать непреодолимый минный барьер, линии минных заграждений состояли из нескольких рядов: в первом из них, как правило, стояли мины с ловушками, в последующих - мины различных образцов, предназначавшиеся против малых надводных кораблей. Все мины имели разные углубления - от 20-30 сантиметров до 1,5-2,0 метра, а интервал между минами составлял 20, 30 и 40 метров .

Для затруднения траления противник прикрыл линии мин множеством минных защитников. Кроме того, на минах вместо обычного минропа из стального троса часто использовалась цепь длиной 4-6 метров, не поддававшаяся резакам подсекающих тралов. В поздних постановках на такую цепь стали подвешивать еще и 2-3 резака против тралящих частей. Некоторые мины были снабжены специальными приспособлениями для пропускания тралов, что резко снижало эффективность траления .

Послевоенные потери

После окончания войны с 1946 по 1951 год в европейских водах на минах подорвалось 510 судов, из них 271 судно затонуло. Но даже после завершения международных операций боевого траления с 1951 по 1963 год подорвались на минах еще 48 судов, из которых затонули 19

· Весна-лето 1942 года · 1942-1943 годы · 1944 год. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады · Эвакуация жителей · Снабжение города · Итоги блокады · Социальные аспекты жизни при блокаде · Советский военно-морской флот (РККФ) в обороне Ленинграда · Память · Блокада в искусстве · Близкие статьи · Литература · Дневники · Сборники · Примечания · · Официальный сайт ·

Особую роль в обороне города, прорыве Блокады Ленинграда и обеспечении существования города в блокадных условиях сыграли Краснознаменный Балтийский флот (КБФ; командующий - адмирал В. Ф. Трибуц), Ладожская военная флотилия (образована 25 июня 1941 года, расформирована 4 ноября 1944 года; командующие: Барановский В. П., Земляниченко С. В., Трайнин П. А., Боголепов В. П., Хорошхин Б. В. - в июне - октябре 1941 года, Чероков В. С. - с 13 октября 1941 года), курсанты военно-морских училищ (отдельная курсантская бригада ВМУЗ Ленинграда командир контр-адмирал Рамишвили). Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии.

В самом начале войны была создана Морская оборона Ленинграда и озёрного района (МОЛиОР) . 30 августа 1941 года Военный совет войск Северо-Западного направления определил:

1 октября 1941 года МОЛиОР была переформирована в Ленинградскую военно-морскую базу (адмирал Ю. А. Пантелеев).

Действия флота оказались полезными в ходе отступления в 1941 года, обороны и попыток прорыва Блокады в 1941-1943 годах, прорыва и снятия Блокады в 1943-1944 годов.

Операции по поддержке сухопутных войск

Направления деятельности флота, имевшие важное значение на всех этапах Ленинградской битвы:

Морская пехота

В боях на суше участвовали кадровые бригады (1, 2-я бригады) морской пехоты и подразделения моряков (3, 4, 5, 6-я бригады формировали Учебный отряд, Главная база, Экипаж) с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. В ряде случаев ключевые участки - особенно на побережье - героически оборонялись неподготовленными и малочисленными морскими гарнизонами (оборона крепости Орешек). Части морской пехоты и пехотные части, сформированные из моряков, проявили себя при прорыве и снятии Блокады. Всего из состава КБФ в 1941 году в Красную Армию для действий на сухопутных фронтах были переданы 68 644 человека, в 1942 - 34 575, в 1943 - 6786, не считая части морской пехоты, входивших в состав флота или временно переданных в подчинение войсковым командованиям.

Корабельная и береговая артиллерия

Корабельная и береговая артиллерия (345 орудий калибром 100-406 мм, в случаях необходимости вводилось более 400 орудий) эффективно подавляла батареи противника, содействовала отражению сухопутных атак, поддерживала наступление войск. Флотская артиллерия оказала крайне важную артиллерийскую поддержку при прорыве Блокады, уничтожив 11 узлов укреплений, железнодорожный эшелон противника, а также подавив значительное количество его батарей и частично уничтожив танковую колонну. С сентября 1941 года по январь 1943 года корабельная артиллерия открывала огонь 26 614 раз, израсходовав 371 080 снарядов калибром 100-406 мм, при этом до 60 % снарядов было израсходовано на контрбатарейную борьбу.

Артиллерийские орудия форта «Красная Горка»

Авиация флота

Успешно действовала бомбардировочная и истребительная авиация флота. Кроме того, в августе 1941 года из частей ВВС КБФ была сформирована отдельная авиагруппа (126 самолётов), оперативно подчиненная фронту. В ходе прорыва Блокады более 30 % используемой авиации принадлежало флоту. За время обороны города было совершено более 100 тыс. самолёто-вылетов, из которых около 40 тыс. - для поддержки сухопутных войск.

Операции в акватории Балтийского моря и Ладожского озера

Кроме роли флота в боях на суше стоит отметить непосредственную деятельность в акватории Балтийского моря и Ладожского озера, также оказывавшую влияние на ход боев на сухопутном ТВД:

«Дорога жизни»

Флот обеспечивал функционирование «Дороги жизни» и водного сообщения с Ладожской военной флотилией. В осеннюю навигацию 1941 года в Ленинград было доставлено 60 тыс. тонн грузов, в том числе 45 тыс. тонн продовольствия; из города было эвакуировано более 30 тысяч человек; из Осиновца на восточный берег озера было перевезено 20 тыс. красноармейцев, краснофлотцев и командиров. В навигацию 1942 года (20 мая 1942 - 8 января 1943) в город было доставлено 790 тыс. тонн грузов (почти половину грузов составило продовольствие), из Ленинграда были вывезены 540 тыс. человек и 310 тыс. тонн грузов. В навигацию 1943 года в Ленинград было перевезено 208 тыс. тонн грузов и 93 тыс. человек.

Морская минная блокада

С 1942 по 1944 год Балтийский флот оказался запертым в пределах Невской губы. Его боевым операциям препятствовало минное поле, где ещё до объявления войны немцы скрытно выставили 1060 якорных контактных и 160 донных неконтактных мин, в том числе к северо-западу от острова Найссаар, а через месяц их стало в 10 раз больше (порядка 10 000 мин), как собственных, так и немецких. Действию подводных лодок препятствовали также минированные противолодочные сети. После того, как в них погибло несколько лодок, их операции также были прекращены. Вследствие чего флотом производились операции на морских и озерных коммуникациях противника преимущественно силами подводных лодок, торпедных катеров, авиации.

После полного снятия блокады стало возможным траление мин, где, по условию перемирия, участвовали и финские тральщики. С января 1944 года был поставлен курс на очистку Большого Корабельного фарватера, тогда основного выхода в Балтийское море.

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота выпустил Извещение мореплавателям № 286, в котором сообщалось об открытии плавания в светлое время суток по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки, который к тому времени уже был очищен от мин и имел выход в Балтийское море. Постановлением правительства Санкт-Петербурга с 2005 года этот день считается официальным городским праздником и известен как День прорыва морской минной блокады Ленинграда . Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства только в 1963 году.

Эвакуация

Флотом проводилась эвакуация баз и изолированных группировок советских войск. В частности - эвакуация из Таллина в Кронштадт 28-30 августа, из Ханко в Кронштадт и Ленинград 26 октября - 2 декабря, из района сев.-зап. побережья Ладожского озера в Шлиссельбург и Осиновец 15-27 июля, с о. Валаам в Осиновец 17-20 сентября, из Приморска в Кронштадт 1-2 сентября 1941 года, с островов Бьеркского архипелага в Кронштадт 1 ноября, с островов Гогланд, Большой Тютерс и др. 29 октября - 6 ноября 1941 года. Это позволило сохранить личный состав - до 170 тысяч человек - и часть военной техники, частично вывезти гражданское население, усилить войска, оборонявшие Ленинград. Из-за неподготовленности плана эвакуации, ошибок в определении маршрутов следования конвоев, отсутствия прикрытия с воздуха и предварительного траления, вследствие действия авиации противника и гибели судов на своих и немецких минных полях имелись тяжёлые потери.

Десантные операции

Во время битвы за город проводились десантные операции, часть из которых закончились трагически, например Петергофский десант, Стрельнинский десант. В 1941 году КБФ и Ладожской флотилией было высажено 15 десантов, в 1942 - 2, в 1944 - 15. Из попыток предотвращения десантных операций противника наиболее известны уничтожение немецко-финской флотилии и отражение десанта в ходе боя за о. Сухо в Ладожском озере 22 октября 1942 года.

Память

За заслуги в ходе обороны Ленинграда и Великой Отечественной войне в целом 66 соединений, кораблей и частей КБФ и Ладожской флотилии были удостоены правительственных наград и отличий в ходе войны. В то же время безвозвратные потери личного состава КБФ в ходе войны составили 55 890 человек, из которых основная часть приходится на период обороны Ленинграда.

Морякам-артиллеристам, защищавшим «Дорогу Жизни» на острове Сухо, 1-2 августа 1969 года комсомольцами Смольнинского РК ВЛКСМ была установлена мемориальная доска с текстом из записей командира обороны.

… 4 час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолеты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов…

9 мая 1990 года в ЦПКиО им. С. М. Кирова была открыта памятная стела, установленная на месте базирования в годы блокады 8-го дивизиона катерных тральщиков Балтийского флота. В этом месте каждое 9 мая (с 2006 года ещё и каждое 5 июня) встречаются ветераны-тральщики и с катера опускают в воды Средней Невки венок памяти павшим.

2 июня 2006 года в Санкт-Петербургском военно-морском институте - Морском корпусе Петра Великого - состоялось торжественное собрание, посвящённое 60-летию прорыва морской минной блокады. На собрании присутствовали курсанты, офицеры, преподаватели института и ветераны боевого траления 1941-1957 годов.

5 июня 2006 года в Финском заливе, меридиан маяка острова Мощный (бывший Лавенсаари), приказом командующего Балтийским флотом был объявлен памятным местом «славных побед и гибели кораблей Балтийского флота». При пересечении этого меридиана российские военные корабли в соответствии с Корабельным уставом отдают воинские почести «в память о тральщиках Балтийского флота и их экипажах, погибших при тралении минных заграждений в 1941-1957 годах».

В ноябре 2006 года во внутреннем дворе Морского корпуса Петра Великого была установлена мраморная табличка «СЛАВА МИНЁРАМ ФЛОТА РОССИИ».

5 июня 2008 года на пристани на Средней Невке в ЦПКиО им. С. М. Кирова была открыта памятная доска на стеле «Морякам тральщикам».

5 июня памятная дата День прорыва морской минной блокады Ленинграда. В этот день в 1946 году катера 8 ДКТЩ вместе с другими тральщиками КБФ закончили очистку от мин Большого корабельного фарватера, открыв прямой путь из Балтики в Ленинград.

Надпись на памятной доске, установленной на стеле.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.