Леонардо да винчи как изобретатель кратко. Изобретения, связанные с воздухоплаванием парашют леонардо и создание современного парашюта

Он является одним из самых загадочных, успешных людей, повлиявших на развитие научного понимания, восприятия окружающего мира. Великие художественные полотна, изобретения Леонардо да Винчи с названиями, фото чертежей, рисунков механизмов, устройств, обогнавших свою эпоху на столетия, до сих пор как непревзойденным вкусом, мастерством, так и высочайшим интеллектом, даром предвидения этого человека.

В то же время существует некоторая растерянность, недоумение многих исследователей, вызванные непониманием возможности таких гениальных открытий на научной, материально-технической базе для исследований, существовавшей в те далекие века. В популярной, фантастической литературе Леонардо да Винчи предстает даже как человек, попавший на Землю из будущего человечества или параллельного мира. Чтобы составить свое мнение, необходимо самостоятельно ознакомиться с открытиями, сделанными средневековым гением.

Что изобрел Леонардо да Винчи

Бездна времени разделяет читателя и Леонардо да Винчи. Далекий 1452 год - время появления на свет будущего гениального исследователя, родившегося в селе недалеко от Флоренции. Его отец был нотариусом, но великий художник, наиболее известный всему миру по картине «Мона Лиза», называемой еще «Джоконда», не связал свою судьбу с юриспруденцией.

Но живопись, скульптура, музыка были далеко не всеми гранями его таланта. Он так же знаменит как инженер, архитектор, механик. Что изобрел Леонардо да Винчи:

  • Колесцовый замок для огнестрельного оружия, взводимый с помощью ключа, где искра для воспламенения порохового заряда высекалась стальным колесиком, имеющим насечку. Замена им несовершенного, неудобного в применении фитильного запала стала революционным прорывом в конструировании пистолетов, ружей. Дорогое, но надежное изобретение, даже по сравнению с более поздними кремниевыми замками, использовалось вплоть до XIX века.
  • Зрительная труба – телескоп с двумя линзами. К сожалению, как и большинство изобретений, открытий Леонардо да Винчи, намного опередивших свою эпоху, не нашла применение ни в военном деле, ни в астрономии. Лишь в следующем, XVII веке оптические мастера из Голландии воплотили идею в жизнь, создав готовое изделие, нужное флоту, армии, астрономам.
  • Емкостное скорострельное оружие, предвосхитившее как многозарядный арбалет, так и пулемет.
  • Прожектор с оптической линзой, усиливающей световой поток.
  • Рисунок с каноническими пропорциями человеческого тела, обоснованный математическими расчетами. Известен как Витрувианский человек, его можно увидеть в музее Венеции.
  • Самодвижущаяся тележка с ручным управлением – прообраз автомобиля, воплощенный в модели средневекового механика.
  • Военная машина – предтеча современного танка. По понятным причинам, не могла быть построена во времена Леонардо да Винчи.

Поражает скрупулезная проработка, прорисовка деталей, узлов механизмов, устройств, изобретенных Леонардо да Винчи. Хотя стоит ли удивляться точности, верной руке великого художника, скульптора, чьи работы украшают многие храмы, лучшие музеи мира.

Леонардо да Винчи – изобретения, картинки

Гениальный инженер-конструктор, механик, воплотивший в своих разработках – эскизах, моделях машин, устройств, отдельных механизмов открытия, которые человечеству пришлось заново изобретать в течение четырех столетий, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году.

За жизнь он сделал так много, что это кажется непосильным одному человеку:

  • Нарисовал художественные полотна, знаменитые фрески, названия которых говорят сами за себя даже человеку, неискушенному в искусстве живописи, – «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах», «Поклонение волхвов». Жители России имеют возможность посмотреть две из отлично сохранившихся работ великого мастера – «Мадонну с младенцем» и «Мадонну с цветком» в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
  • Можно увидеть часто встречающиеся изобретения Леонардо да Винчи с названиями, фото схематичных рисунков, эскизов, а также детальных чертежей летательных аппаратов, которые были страстью великого инженера, мечтавшего о полетах человека с помощью искусственно созданного устройства. В них четко видны проработки конструкции аэроплана для горизонтального движения в воздушной среде, вертолета – для вертикального взлета, посадки.
  • Парашют, дельтаплан. Выполненные по его наброскам, эскизам изделия, не воплощенные в свое время из-за несовершенства средневековых технологий обработки, качества используемых материалов, показали свою реальную работоспособность.

Последние годы жизни Леонардо да Винчи получил признание вне Италии, став первым придворным художником, архитектором, инженером французского короля Франциска I. В этот период он почти не рисовал, но выполнил, технически проработал много сложных строительных, технических проектов, касавшихся возведения новых, реконструкции существующих замков Франции, а также выполнения канала между реками Луара и Сона.

Для лучшего понимания и осознания Леонардо да Винчи с названиями послужит фото статуи ученого с моделью вертолета в руках, установленной в аэропорту Рима, которая зримо приближает его к потомкам. Страстное стремление, желание, чтобы человек полетел, пусть нескоро, осуществилось, в том числе, благодаря ему.

В Северной Италии есть чудесный город Флоренция. Через реку, на берегах которой он стоит, перекинуто множество красивейших каменных мостов. Обратите внимание на мост Понте Векио, подле которого располагаются многочисленные магазинчики, окна которых смотрят на реку. Если вы выглянете в любое из них, то увидите практически то же самое, что и гениальный Леонардо да Винчи.

Ему исполнилось 16 лет, когда он приехал во Флоренцию с целью стать лучшим художником во всем мире. В принципе, своего он достиг. Но не только в сфере живописи: изобретения Леонардо да Винчи до сих пор не дают покоя историкам и исследователям, так как они намного опередили свое время, как бы невероятно это ни звучало.

Мир эпохи Леонардо

Флоренция, которую окружала природа дивной красоты, наверняка должна была стать настоящим открытием для молодого гения. Путь его лежал из местечка Винчи, которое располагается всего в одном дне от города. Даже сегодня эта деревушка выглядит точно так же, какой она была целых 500 лет тому назад. Леонардо был так поражен местными красотами, что проводил часы, любуясь на неспешное течение реки и наблюдая за повадками многочисленных птиц, которые гнездятся в этих местах и по сей день.

Если вами хоть раз посещалась выставка изобретений Леонардо да Винчи, которая регулярно проводится во Флоренции, то вы и сами легко заметите обилие «птичьих» мотивов во многих его работах.

Вообще, он отличался редкой для того времени любовью к братьям нашим меньшим: современники рассказывают, что одним из любимых его развлечений было купить несколько клеток с птицами на рынке, а затем выпустить их всех на волю. Нужно сказать, что влияние природы, ее форм и пропорций прослеживается во всех последующих работах мэтра, так что его юношеское увлечение оказалось на редкость полезным и в зрелые годы.

Начало жизни Леонардо

Он появился на свет 15 апреля 1452 года. Всего через 40 лет Колумб откроет Америку, но даже это событие вряд ли сможет затмить изобретения Леонардо да Винчи, которые современники считали кто чудом, а кто - проделками Нечистого. С юного возраста он имел ярко выраженные наклонности к науке, но маленькая деревня не надолго могла утолить его неукротимую жажду знаний. В 1469 году его отец отправляет талантливого сына в ученики к скульптору Андреа Веррокио.

В общем-то, краткая биография Леонардо да Винчи, которая и приводится в большинстве учебников, никаких других данных о начальном периоде его жизни и не сохранила.

Тот был очень известен, а его работы пользовались большой популярностью даже при дворе правителей Флоренции. В то время царила эпоха Ренессанса, когда позиции Церкви ослабли, а ученые, скульпторы и художники могли заниматься любимым делом, не рискуя оказаться зажаренными на инквизиторском костре.

Уровень жизни вырос, много людей переехали в города. Флоренция, и без того большой и красивый город, буквально оказалась заполнена талантливыми людьми искусства и купцами. В мастерской Веррокио трудились скульпторы, художники и кузнецы, которые производили великолепные произведения искусства, которые поражали воображение современников, а нас до сих пор приводят в восторг.

Ремесло художника, и без того непростое, требовало недюжинных познаний в механике и физике.

При работе подмастерьем Леонардо быстро познакомился с многочисленными системами переноса и перевозки тяжестей, что сильно помогло ему в дальнейшей карьере. Практически все изобретения Леонардо да Винчи несут в себе легкоузнаваемые черты, которые любой сможет заметить, осматривая репродукции картин, которые изображали мастерские того времени.

Ранние труды Леонардо

Всего в 20 лет юный гений стал полноправным членом Флорентийской Гильдии Художников, что в те времена аналогично тому, как если бы кто-то в том же возрасте занял главный пост в проекте Большого Адронного коллайдера. Словом, малец был не просто талантлив, а попросту гениален. Именно он дополнил работу своего учителя Верроккио "Крещение Христа". Его кисти принадлежит ангел на левой стороне полотна, а также значительные куски пейзажа.

Нужно заметить, что в практике использования учеников для написания картин не было ничего необычного: многие полотна Ренессанса, которые «де-юре» принадлежат кисти великих мастеров того периода, на самом деле написаны их учениками (Рембрандт, в частности, в свое время занимался именно этим).

В вышеупомянутой картине Леонардо впервые продемонстрировал миру свою оригинальность и свежее видение проблем. Так, он впервые начал использовать масляные краски, благодаря которым быстро сумел создать свой собственный стиль в живописи и превзошел своего учителя. Кто-то считает, что своими успехами ученик вызывал зависть Веррокио, но современники говорят о том, что старый учитель был искренне рад передать часть своих дел в надежные руки. Приблизительно в то же время Леонардо постепенно начинает работать над своими собственными проектами и картинами.

В те годы работы художников делились всего лишь на две категории: религиозные мотивы и пейзажи. Но юному дарованию этого явно не хватало. Одна из первых работ Леонардо была простым карандашным наброском, который получил название "Долина Арно". Несмотря на кажущуюся простоту, это настоящий шедевр: наблюдатель буквально видит и чувствует в нем движение листьев, течение воды и шелест ветра. Словом, Леонардо не только отошел от общепринятых канонов изображения, но и создал собственный стиль, повторить который и по сию пору не смог никто.

Но со временем полотна гения становились все сложнее и совершеннее. Именно он придумал накладывать тончайшие слои масляной краски один на другой, что придавало картинам своеобразную «дымчатость» и непередаваемый шарм. В принципе, сам мастер и называл эту технику "окутывание дымкой". Он научился настолько естественно передавать цвета, что многие из его картин отличаются попросту фотографической точностью.

Вообще, живопись Леонардо да Винчи до сих пор ввергает в шок как опытных искусствоведов, так и химиков. Некоторые составы его красок расшифровываются и по сей день.

Честолюбие на ниве изобретательства

Прошло 14 лет, которые были полностью посвящены Флоренции. Деятельному Леонарду стало скучно. Но он всегда при этом говорил, что все то время, которое он провел во Флоренции, позволило ему стать действительно великим художником и изобретателем. Как бы там ни было, но вскоре у Леонардо появляется возможность приложить свои усилия к другому проекту.

Все началось с того, что соседнему Милану угрожали враги, и Леонардо да Винчи (эпоха которого не отличалась спокойствием) загорелся идеей создать собственный проект действенной защиты города от возможного нападения. В то время правителем Милана был Франческо Сфорца. Ему да Винчи написал письмо, в котором расхваливал свои способности к изготовлению пушек, катапульт, военных кораблей, а также прочей военной техники.

Честолюбивый Леонардо хотел заниматься чем-то большим, нежели чем написание картин. Но вскоре он обнаружил, что его работодатель больше хочет превратить Милан в город столь же прекрасный, что и Флоренция. И гению вновь пришлось вернуться к скульпторской стезе и ремеслу художника. К счастью, так как иначе бы мы утратили многочисленные его произведения, которые сегодня являются достоянием всего человечества.

Какими же были основные изобретения Леонардо да Винчи? Список далеко не полон, но вот они:

  • Проект танка.
  • Чертежи самолетов, вертолетов, воздушных шаров.
  • Леонардо да Винчи изобрел будильник (с механикой он всегда был на короткой ноге).
  • Первые упоминания, схематичные наброски паровозов.
  • Несколько десятков уникальных техник в живописи и скульптуре, которые до сих пор не удается повторить.
  • Леонардо да Винчи изобрел ножницы. Согласно легенде, он придумал соединить при помощи винтиков два небольших ножа. Для чего он решил провести такой эксперимент, история умалчивает. Впрочем, изобретение получилось весьма полезным.
  • Невероятно точные и подробные анатомические атласы, по образцу и подобию которых создаются все современные аналоги.
  • Передовые схемы канализации, ливневых стоков.

Продолжать перечислять изобретения Леонардо да Винчи, список которых мы привели в тысячекратно урезанном виде, можно бесконечно. Он действительно был гением.

Бессмертные творения Леонардо

К таковым, в частности, относится ряд его творений, о которых мы поговорим ниже. Итак, перечислим особенно выдающиеся из них.

Бронзовый конь

Первым «партийным заданием» Леонардо да Винчи, открытия которого до сих пор поражают мир, стало создание монумента, который бы изображал отца Сфорци, сидящего верхом на коне. Амбициозный изобретатель и скульптор задумал сделать его таким, чтобы весь мир восхитился его гениальностью. Он 11 лет занимался разработками, в результате чего на свет появилась «модель» коня из глины, высота которой составляла без малого девять метров. Бронзовая копия вышла куда как более скромной.

"Тайная вечеря"

Одним из наиболее таинственных и известных творений Леонардо и по сей день является именно картина «Тайная Вечеря». Во время Второй Мировой войны в монастырь, на стенах которого она была нарисована, угодила бомба, но не взорвалась. Зато именно этот снаряд отколол куски штукатурки на стенах, в результате чего исследователи впервые за несколько веков узрели творение Леонардо, которое к тому времени нуждалось в качественной реставрации.

Вообще, живопись Леонардо да Винчи до сих пор время от времени обнаруживается в различных уголках Италии. Быть может, нас еще ждут великие открытия его новых картин.

"Мона Лиза"

В 1500 году художник возвращается из Милана во Флоренцию, где уже спустя три года создает поистине гениальную картину «Мона Лиза». Загадка картины в некой невероятной технике: улыбка девушки, которая изображена на картине, выглядит невероятно реалистично. Сколько бы ни пытались художники повторить этот прием, у них до сих пор ничего не выходит.

Инженерное искусство

В 1506 году Леонардо да Винчи (открытия в различных научных сферах в этот период активизировались) снова переезжает в Милан. В то время город находился под французским контролем, так что ехал изобретатель к командующему французской армией, Чарльзу д`Амбуазу. Последующие семь лет он практически не занимался живописью, зато проводил много времени за углубленным изучением механики, анатомии и математики. Так, именно его пытливому уму принадлежит проект осушения Понтинского болота. Что характерно, его план оказался наиболее реалистичным и наименее затратным, так что осушение произвели именно по его рекомендациям.

Развлечение придворных

В Милане время Леонардо практически целиком занимали самые разнообразные проекты. Он продолжал писать картины, принимался за самые разные проекты, но частенько не доводил их до конца. Кроме того, он частенько занимался написанием песен и пьес, которые нередко показывал правителям Милана. Он же отвечал за создание декораций и костюмов в то время, когда намечалось проведение карнавалов.

Вот таким многогранным человеком был Леонардо да Винчи. Что изобрел этот неугомонный конструктор еще?

Военный конструктор

Он был страстно увлечен созданием всевозможных военных машин: танков и снарядов с улучшенной баллистикой, новых бомб для мортир. Кроме того, он занимался проектированием крепостей, которые бы могли переживать долговременные осады. Конечно же, осуществить он мог не более десятой части своих смелых проектов, так как большинство из них значительно опережали свое время, а потому технологий для их постройки попросту еще не было. К примеру, первые танки построили только через 450 лет после того, как он нарисовал чертежи подобных машин.

Впрочем, с равным успехом Леонардо увлекался также вполне мирными проектами. Так, проект канализации в Милане принадлежит именно ему. Он разработал сточную систему таким образом, чтобы нечистоты не могли вызвать последующих эпидемий среди горожан.

Великий анатом

Величайший вклад Леонардо да Винчи сделал в анатомию, так как именно ему принадлежат сотни исследований человеческого тела, удивительно подробно и качественно проведенных. Впрочем, для художников того времени изучение анатомии было совершенно естественным явлением, но только Леонардо заинтересовался не только внешним видом, но и механикой человеческого организма.

Даже несмотря на то что Церковь была резко против такого способа получения новых знаний, он провел десятки резекций, изучил сотни органов людей, принадлежавших к различным сословиям, разного пола, возраста и физиологического состояния.

Его описания анатомических опытов показывали, что в своих исследованиях он порой продвигался дальше, нежели чем некоторые анатомы 19-го века. Но наиболее замечательным является то, что он делал великолепные зарисовки своих экспериментов. Он первым сделал абсолютно точный рисунок вскрытого человеческого тела с эмбрионом внутри.

Пуповина была им запечатлена вплоть до мельчайших подробностей. Леонардо одним из первых стал делать зарисовки человеческого тела в сечении, давая названия каждой отдельной части. Нужно заметить, что этим методом продолжают пользоваться и в настоящее время.

Особое внимание исследователь уделял человеческому глазу, а потому задолго до своих современников описал принципиальные законы оптики. Так, он впервые высказал блестящее предположение о преломлении света в хрусталике глаза животного и человека. Леонардо записал в своем дневнике, что глазной хрусталик является своеобразной линзой, которая крепится к мозгу путем присоединения через глазничный нерв.

Полеты во сне и наяву

Как мы писали в самом начале статьи, он сильно интересовался птицами. Неудивительно, что многие его работы посвящены отысканию способов полета, благодаря которым человек мог бы подняться в небо. Именно ему принадлежат проекты первых геликоптеров (вертолетов), самолетов и воздушных шаров.

Как вы могли заметить, вся жизнь Леонардо да Винчи тесно связана с небом: он любил птиц, любил создавать проекты всевозможных воздухоплавательных механизмов.

Последние годы гения

Когда творцу исполнилось шестьдесят лет, он внезапно обнаружил, что у него попросту нет денежных средств в достаточном количестве. Это и странно, так как практически все талантливые скульпторы и художники того времени имели немало богатых спонсоров. Почему же их не было у Леонардо?

Дело в том, что у него была слава хоть и одаренного, но весьма рассеянного гения. Даже если Леонардо да Винчи (история которого знает много подобных эпизодов) и брался за какой-нибудь проект, никто не мог гарантировать, что он его завершит, а не бросит на половине дороги. Возможно, именно поэтому он создал не более дюжины полотен за всю свою жизнь.

Приблизительно в возрасте 60 лет да Винчи пишет автопортрет (есть в статье). Он делает его простым красным мелком. На портрете виден сильно постаревший человек, с грустными глазами, морщинистой кожей и длинной белой бородой. Был ли Леонардо одинок в свои последние годы, был ли он разочарован тем, что далеко не все его проекты современники считали выполнимыми? Увы, но этого мы наверняка уже не узнаем никогда.

Умер этот гениальный ученый в возрасте 67 лет. Случилось это 2 мая 1519 года. Последние два года своей жизни он провел при дворе французского монарха, так как тот действительно ценил науку и все то, что Леонардо делал для ее развития. Так заканчивается краткая биография Леонардо да Винчи.

Зеркальное письмо и дневники

После его смерти смогли отыскать более пяти тысяч страниц записок и самых разнообразных дневников. Сразу бросалось в глаза то зеркальное письмо, которым Леонардо тщательно шифровал свои заметки. Кому же могло понадобиться их прочитать? От кого с такой энергичностью защищался старый ученый?

Не стоит забывать, что даже в эпоху Ренессанса Церковь все еще оставалась чрезвычайно могущественной организацией. Практически все, что писал Леонардо, могло быть с легкостью истолковано как «бесовщина». Впрочем, ученый имел на удивление хорошие отношения со многими высокопоставленными членами духовенства, а потому некоторые ученые предполагают, что Леонардо просто имел свои причуды, записывая свои заметки подобным образом.

В пользу этой теории говорит тот факт, что расшифровка «зеркального» письма особенной сложности не составляет. Вряд ли бы церковники, если бы они действительно задались такой целью, не смогли бы его прочитать.

Таким образом, изобретения Леонардо да Винчи оставили глубокий след в культуре и искусстве, науке и технике, да и во всех прочих сферах жизни современного общества.

Леонардо да Винчи был убежден, что "человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух".

Убежденный в своей правоте, он начал разрабатывать аппарат, приводимый в движение только силой мышц человека, и позволяющий ему парить в воздухе как птица. Существует множество рисунков такого "ornitotteri", придуманных Леонардо. Одни из них изображают лежащего человека, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединенных к крыльям; другие - движение вперед при помощи более совершенной системы винтов и шкива. Есть и рисунки человека, расположенного вертикально в летательном корабле, на педали которого он нажимал руками и ногами.

Чтобы сконструировать крылья "ornitotteri", Леонардо изучал анатомию птичьего крыла, учитывая функции и распределение его перьев. Наблюдая за полетом птицы, ученый заметил, что она по-разному машет крыльями, когда зависает в воздухе, летит вперед или приземляется. Его интересовали также перепончатые крылья летучих мышей. На основе этих наблюдений Леонардо сконструировал огромные крылья, предназначенные не только для поднятия человека в воздух, но и удержания его в полете, благодаря элеронам и шарнирам. Он собирался имитировать воздушную акробатику птиц, их способность беречь энергию в полете и точно приземляться. До конца XV столетия Леонардо был убежден, что сможет осуществить проект механического полета. Однако его беспокоило то обстоятельство, что возможности мышц человека ограничены. Поэтому он собирался вместо энергии мускулов использовать механизм лука, который обеспечивал бы движение вперед. Впрочем, лук не решал проблем автономности в полете, возникающих при быстром раскручивании пружины.

С 1503 по 1506 г. Леонардо был занят исследованиями в Тоскане. Атмосферные условия, наличие или отсутствие ветра, соответствующие метеорологические и аэродинамические явления заставили его отказаться от своей старой идеи об "инструменте", основанном на взмахе крыльев, и признать”полет без движения крыльев”.

Наблюдая, как большие птицы позволяют воздушным потокам подхватить и нести их в воздухе, Леонардо думал об оснащении человека большими составными крыльями, которые дадут ему возможность войти в подходящий воздушный поток при помощи несложных движений тела и не затратить много сил на это. Человек будет свободно парить, пока не опустится на землю как “сухой лист”.

Систематические исследования, предпринятые Леонардо в начале XVI в., привели его к необходимости изучить “качество и плотность воздуха”. Для этой цели он сконструировал гидроскопические инструменты. Леонардо подчеркивал,что законы аэродинамики аналогичны законам гидростатики, т.е.наука о воде является зеркальным отражением науки о ветре, ”которую (науку о ветре) мы покажем через движение воды и эта важная наука станет шагом вперед в понимании полета птицы в воздухе".

На самом деле конструирование аппаратов способных летать издавна привлекало внимание человека. Увлечение авиамоделизмом, которое у многих начинается с воздушных змеев и бумажных самолетиков, в наше время успешно реализовано за счет производителей радиоуправляемых моделей. Модели самолетов сложно назвать игрушками, потому что большинство из них участвуют в серьезных соревнованиях. Профессионалы разделяют авиамоделизм на любительский и спортивный, при этом первый тип увлечения имеет наибольшее число поклонников.


Идея полета в трудах Леонардо да Винчи

Дмитрий Алексеевич Соболев, канд.техн. наук, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, РАН

Одной из самых интересных страниц в многогранном творчестве Леонардо да Винчи являются исследования, посвященные проблеме полета человека. Леонардо был первым из ученых, кто всерьез занялся изучением этой темы. В его рукописях встречаются рисунки и краткие описания различных летательных аппаратов. К этой теме он возвращался на протяжении всей своей творческой деятельности: первые проекты летательных машин относятся к середине 80-х гг. XV века, а последние датируются вторым десятилетием XVI века.

Наиболее многочисленны проекты аппаратов с машущими крыльями - орнитоптеров . Это вполне естественно, так как образцом для подражания на раннем этапе развития авиации всегда была птица.

Первый известный проект летательной машины Леонардо да Винчи - это проект орнитоптера, где человек должен находиться в лежачем положении (1485-1487 гг.) (рис. 1). Для взмахов крыльями нужно использовать и силу рук, и силу ног "пилота". Ось крыла располагалась таким образом, чтобы при движении вниз оно одновременно двигалось назад, создавая наряду с подъемной силой и силу, направленную вперед, необходимую для горизонтального полета.

Леонардо не только привел краткое описание конструкции, но и дал рекомендации об испытаниях аппарата. Он писал: "Этот прибор ты испытаешь над озером и наденешь в виде пояса длинный мех, чтобы при падении не утонуть. Надобно также, чтобы опускание крыльев производилось силою обеих ног одновременно, дабы ты мог задерживаться и балансировать, опуская одно крыло быстрее другого, смотря по надобности, так, как ты видишь это делают коршуны и другие птицы. И притом опускание посредством двух ног всегда бывает более мощным, чем посредством одной... А поднимание крыльев должно совершаться силою пружины или, если хочешь, рукою, а еще лучше поднятием ноги, это - лучше, потому что руки у тебя тогда свободнее" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведени. М.1955. С. 605).

Для управления высотой полета да Винчи предложил оригинальный механизм, состоящий из подвижного горизонтального хвостового оперения, соединенного с обручем на голове человека. Поднимая и опуская голову, испытатель должен был, по замыслу Леонардо, поднимать и опускать хвостовую поверхность орнитоптера (рис. 2).

Стремясь уменьшить затраты сил на движение крыльями, великий итальянский изобретатель предложил делать на машущих поверхностях специальные матерчатые клапаны, которые при движении крыла вниз плотно прижимались бы к натянутой на арматуру крыла сетке, а при обратном ходе открывались, позволяя свободно проходить воздуху. Похожая идея применялась позднее другими конструкторами орнитоптеров.

Еще одним вариантом орнитоптера , предложенным Леонардо в те же годы, был аппарат, в котором человек должен был осуществлять взмахи крыльями, наподобие велосипедиста вращая ногами колеса, соединенные рычагами с силовой конструкцией крыльев (рис. 3). На наброске этого аппарата обращает на себя внимание нечто напоминающее колокольчик, подвешенный перед лицом "пилота". Исследователи до сих спорят, что бы это могло быть. На мой взгляд, данное устройство - это маятник, предназначенный для индикации положения в пространстве. Известно, что примерно в 1485 г. ученый сделал эскиз такого устройства (рис. 4). Если это так, то мы видим первый рисунок авиационного прибора.

Наиболее известный проект - орнитоптер-лодка (рис. 5). Он датируется примерно 1487 г. Судя по всему, человек должен был сидеть или стоять в лодке, двигая соединенные с крыльями рычаги. Еще один рычаг предназначался для поворотов горизонтального руля, напоминающего по форме хвост птицы.

В конце 1480-х гг. Леонардо да Винчи делает чертеж и описание большой летательной машины с двумя парами машущих крыльев (рис. 6). Стоящий в чем-то наподобие чаши, мужчина приводил крылья в движение с помощью системы блоков. Интересно, что аппарат имел убираемое шасси; опоры могли складываться вверх с помощью ворота и тросов (рис. 7).

Леонардо так объяснял концепцию своего нового орнитоптера: "Я решил, что стоять на ногах лучше, чем лежать плашмя, ибо прибор никогда не может перевернуться вверх ногами... Подъем и опускание при движении [крыльев] будут производиться опусканием и подниманием обеих ног, что дает большую силу, а руки остаются свободными. Если бы тебе пришлось бы лежать плашмя, то ноги, в берцовых суставах, сильно уставали бы..." (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения..С.606).

Данное рассуждение, конечно, верно, но тем не менее этот проект следует отнести к наименее удачному результату творческих изысканий Леонардо да Винчи. Очень большие размеры аппарата: размах крыльев - 40 локтей (около 16 м), высота конструкции - 25 локтей (10 м), сложная и тяжелая трансмиссия - все это делало шансы на подъем в воздух еще менее реальными, чем у прежних орнитоптеров.

По-видимому, со временем Леонардо сам понял нереальность своего замысла. Возможно, он даже проводил какие-то опыты, так как в его записках 1485-1490 гг. есть рисунок эксперимента по определению подъемной силы машущего крыла (рис. 8). Чуть позднее он указал на возможность использования в качестве источника энергии для движения крыльев сжатый с большой силой лук (рис. 9). При распрямлении мощный лук действительно мог создать большой импульс сил, но он был бы очень кратковременным, и в лучшем случае машина могла бы только подпрыгнуть вверх.

Подсказку для выхода из этой тупиковой ситуации дало тщательное изучение механизма полета птиц, которым ученый увлекся на рубеже XV-XVI вв. Наблюдение за пернатыми натолкнуло его на верную мысль о том, что основная тяга в полете создается концевыми частями крыла. В результате в самом конце XV в. Леонардо делает чертеж принципиально нового проекта орнитоптера - с крылом, состоящим из двух шарнирно соединенных частей (рис. 10). Взмахи должны были осуществляться внешними частями, составляющими около половины общей площади крыла. Данная идея, являющаяся первым шагом в зарождении концепции аппарата с неподвижным крылом - самолета, нашла практическое воплощение в последнем десятилетии XIX в. в экспериментах знаменитого немецкого пионера авиации О. Лилиенталя. Известно, что тот пробовал совершать полеты с планером, концы крыла приводились в движение от закрепленного на его теле двигателя (рис. 11).

Следующий шаг в эволюции взглядов Леонардо на конструкцию летательной машины связан с исследованием им механизма парящего и планирующего полета пернатых. Он пришел в выводу: "...Когда птица находится в ветре, она может держаться на нем без взмахов крыльями, ибо ту же роль, которую при неподвижном воздухе крыло выполняет в отношении воздуха, выполняет движущийся воздух в отношении крыльев при неподвижных крыльях" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.497).

Основываясь на этом принципе, известным в наши дни как принцип обратимости движения, Леонардо приходит к выводу: не человек должен крыльями отталкивать воздух, а ветер должен ударять в крылья и нести их в воздухе, как движет он парусный корабль. Тогда пилоту летательной машины необходимо будет только обеспечивать равновесие с помощью крыльев. "Не нужно много силы, чтобы поддерживать себя и балансировать на своих крыльях и направлять их на путь ветров и управлять своим курсом, для этого достаточно небольших движений крыльями", - пишет Леонардо да Винчи в 1505 г. (Giacomelly, R. The aerodynamics of Leonardo da Vinci // Aernautical Journal. 1930. Vol. 34. P. 1021)

Опираясь на разработанную им концепцию, ученый задумал создать новый тип летательного аппарата. Скорее всего он должен был принципиально отличаться от орнитоптеров прежних лет. По мнению итальянского исследователя творчества Леонардо да Винчи Р. Джакомелли, это мог быть моноплан с размахом крыльев приблизительно 18 м, предназначенный для полетов в восходящих потоках воздуха (по современной терминологии - планер-паритель). Крылья были подвижные, но по сравнению с предшествующими проектами подвижность их была весьма ограничена и служила бы только для балансировки (Giacomelly, R. Leonardo da Vinci e il volo meccanico // L"Aerotechnica. 1927. No. 8. P. 518-524.).

Пилотируемая "искусственная птица" должна была стартовать с вершины горы Монте Чечери (гора Лебедя) в окрестностях Флоренции и, подхваченная вертикальными потоками, подняться в воздух. "Большая птица начнет первый полет со спины своего исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, - вечной славой гнезду, где она родилась", - написал Леонардо да Винчи в своем "Трактате о полете птиц" (1505 г.) (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.494).

Но Италии не суждено было стать родиной планеризма. Загруженный многочисленными заказами, Леонардо так и не смог приступить к осуществлению своей идеи (или не захотел - для него всегда было интереснее генерировать проекты и постулаты, нежели воплощать их в жизнь).

Незадолго до смерти ученый еще раз вернулся к мыслям о движении по воздуху с помощью неподвижного крыла. В его рукописи, хранящейся в Институте Франции в Париже, есть малоизвестный рисунок, датируемый 1510-1515 гг. (рис. 12). На нем изображен человек, который, держась руками за плоскость, спускается по воздуху, и имеется указание о способе управления: "Этот [человек] будет двигаться направо, если он согнет правую руку и распрямит левую; и будет затем двигаться справа налево при перемене положения рук" (Gibbs-Smith, С. Leonardo da Vinci"s aeronautics. London, 1967. P. 21.). По-видимому, данная идея простейшего балансирного планера, или, точнее, управляемого парашюта, возникла у Леонардо в результате наблюдения за падением листа бумаги в воздухе.

Говоря о изысканиях Леонардо да Винчи в области полета, нельзя не упомянуть еще о двух пионерских проектах - проекте парашюта и проекте вертолета. Оба они сделаны в 1480-е гг., одновременно с первыми предложениями по созданию орнитоптеров.

Рисунок спускающегося на пирамидовидном парашюте человека (рис. 13) Леонардо сопроводил надписью: "Если у человека шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.615).

Знакомое многим изображение вертолета Леонардо да Винчи (рис. 14) представляет собой первый проект вертикально взлетающего летательного аппарата. В отличие от современных вертолетов с лопастным винтом, эта машина должна была подниматься в воздух с помощью хорошо известного в XV в. архимедова винта, диаметром около 8 м. Несмотря на то, что винт должен был раскручиваться вручную, Леонардо да Винчи верил в осуществимость своего проекта: "Я говорю, что когда этот прибор, сделанный винтом, сделан хорошо, т.е. из полотна, поры которого прокрахмалены, и быстро приводится во вращение [...] названный винт ввинчивается в воздух и поднимается вверх".

Как всякие первые предложения, эти проекты были еще несовершенны. Парашют не имел специального отверстия в вершине купола, обеспечивающего устойчивую траекторию снижения, а в проекте вертолета не учитывалось влияние реактивного момента от вращения винта, который раскручивал бы расположенную внизу конструкцию, далека от наилучшей была и форма винта. Но тем не менее оба они представляют собой выдающиеся технические предвидения.

Замечательные идеи Леонардо да Винчи долгое время оставались неизвестными, так как он не опубликовал результаты своих исследований. В конечном итоге то, к чему Леонардо пришел в течение нескольких десятилетий, затянулось на века. Только в XVIII столетии на смену безуспешным попыткам полета с помощью взмахов прикрепленными к рукам и ногам крыльями пришли первые проекты летательных аппаратов с образующим подъемную силу неподвижным крылом и небольшими подвижными крыльями для создания направленной вперед силы - Сведенборга (Швеция, 1716 г.), Бауэра (Германия, 1763 г.), Кейли (Англия, 1799 г.). Полеты на балансирных планерах начались в конце XIX в., а первые вертолеты появились только в XX в.

Анализ развития взглядов на конструкцию крылатого летательного аппарата в трудах Леонардо да Винчи и в работах последующих пионеров авиации позволяет сделать следующий общий вывод: вопреки распространенной среди историков авиации точке зрения, идея самолета зародилась не сама по себе как альтернативная орнитоптеру концепция, а "выросла" из проектов аппаратов с машущим крылом через ряд промежуточных образцов полусамолетов-полуорнитоптеров, автором первых из которых был великий Леонардо.


Вертикальный "ORNITOTTERO"
Необходимость в более мощном источнике энергии привела Леонардо к мысли задействовать все части человеческого тела в процессе полета. На рисунке - человек, управляющий скользящими механизмами не только с помощью рук и ног, но и головы, которая, по словам Леонардо, "имеет силу, равную 200 фунтам" . Человек стоит в центре огромного сосуда, который представляет собой чашу диаметром 12 м, снабженную лестницей (12 м). Крылья аппарата имели ширину 24 м и размах 4,8 м. На этом аппарате Леонардо предполагал использовать две пары крыльев, машущих поочередно.

Вертолет
Данный рисунок - изображение "предка" современного вертолета. Радиус винта - 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. Существовал и еще один способ запуска винта - требовалось быстро раскрутить трос под осью. "Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, т. е. сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх"

Гидроскоп
Гидроскоп - прибор, изобретенный Альберти. Он представлял собой простой набор шкал с гидроскопичесим веществом (хлопковая вата, губка и т.д.) и воском, не впитывающим воду. По словам Леонардо, прибор применялся для того, ” чтобы узнать качество и плотность воздуха и когда пойдет дождь ”.

Измеритель величины наклона
Этот прибор представляет собой маятник, помещенный внутрь стеклянного сосуда (в форме колокола), служащий для того, чтобы "направить аппарат (летательный) прямо или под наклоном, как предпочитаете, т. е. когда захочется лететь прямо, установите шарик в середину круга".


Исследование балансировки
Движения планера в полете контролировались подвижными крыльями и балансированием летчика: "человек должен быть свободен книзу от талии, чтобы он мог себя уравновесить, хотя и находится при этом в лодке, и так, чтобы его центр тяжести совпадал с центром тяжести всей конструкции и был уравновешен с ним".

Исследование равновесия
Ученый провел исследование равновесия планера c целью определения центра гравитации у птицы. Рисунков этого планера не существует, но известно, что он должен был быть построен из легких материалов: бамбука и ткани с креплениями и оттяжками из сырого шелка или из специальной кожи. Высокая конструкция из тростника в форме цилиндра или параллелепипеда, видимо, вытягивалась на лямках из очень широких (около 10 м в ширину) крыльев этого планера. В этой конструкции летчик располагался намного ниже крыльев, что создавало равновесие аппарата.

Лежащий "ORNITOTTERO"
Этот рисунок - один из самых знаменитых рисунков Леонардо: "А вращает крыло, В поворачивает его с помощью рычага, С опускает его, D поднимает его". Человек лежит на платформе вытянувшись: "На этом месте располагается сердце". Ноги вдеты в стремена таким образом, что одна нога поднимает крыло, другая опускает. Это - летательный аппарат, в котором распростертый человек крутит педали, поднимающие и опускающие крылья, сгибающие и вращающие их при помощи веревок и рычагов, т.е. этот аппарат как бы “гребет” по воздуху.

В другом варианте "Ornitottero" четыре крыла приводились в движение руками и ногами пилота. Руки поднимали крылья при помощи барабана, а ноги опускали по одной паре крыльев по очереди. Таким образом, ритм машущих крыльев ускорялся. Аппарат на спине пилота управлялся накручиванием канатов на барабаны и раскручиванием их.


Модель "ORNITOTTERO"
Здесь представлен один из вариантов "ORNITOTTERO". Пилот с аппаратурой на спине располагался под металлическим полукругом; движение крыльев создавалось за счет движения ног. Этому помогали руки, управляющие рукоятками, расположенными под полукругом. Руль размещался на шее пилота. Направление полета определялось поворотом головы.

Орнитоптер
Фюзеляж по форме напоминает лодку для пилота. Видимо, о воздухе Леонардо мыслил теми же понятиями, что и о воде. Огромные крылья (похожие на крылья летучей мыши) приводятся в движение системой винтов и гаек. Как и на лодках, был предусмотрен руль. Широкая хвостовая плоскость предназначалась, должно быть, для контроля высоты.

На рисунке не планер, управляемый пилотом, а интересный "гибрид". Летчик висит вертикально в центре аппарата, кончики крыльев имеют соединения, контролирующие машину, а жесткая конструкция поддерживает ее.

Орнитоптер с пружинным приводом
Будучи убежденным, что невозможно управлять таким аппаратом при помощи только силы человеческих мышц, Леонардо дал альтернативные решения. Например, им был спроектирован аппарат с пусковым пружинным устройством, передающим свою энергию крыльям “ornitottero” (в данном случае - вертикального) в момент распрямления пружины. В детальной проработке слева Леонардо изобразил устройство, аналогичное тем, что он использовал в своем “автомобиле” и в некоторых часовых механизмах. Данная система теоретически настолько опережала свое время, что даже получила название "Аэроплан Леонардо". На практике она оказалась несовершенной из-за необходимости быстрого раскручивания пружины и трудностей при ее обратном сматывании во время полета.

Парашют
"Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты ".


Полет птицы
Благодаря систематическим исследованиям полета птицы, Леонардо решил заменить полет при помощи машущих крыльев планирующим полетом. Около 1505 г. была закончена его книга “Сodice sul Volo degli Uccelli” (в настоящее время она находится в Турине, в бывшей Королевской библиотеке). Данные рисунки - из этой книги.

Прибор для измерения скорости ветра
Существовал и другой вид анемометра. Он был сделан из конусообразных трубок и применялся для того, чтобы установить, пропорционален ли ветер, поворачивающий колесо, воздухозаборному отверстию в конусе, учитывая идентичную интенсивность ветра.

Система оттяжек рычагов и соединений
Леонардо считал, крылья могут подниматься и опускаться системой канатов и блоков, приводимой в движение ногами пилота, вдетыми в стремена, и его руками, управляющими рукоятками. Поднимаясь и опускаясь, крылья, также, сгибались и распрямлялись при помощи автоматической системы оттяжек, рычагов и соединений.

Спуск на землю "сухим листком"
"Человек повернется направо, если согнет правую руку и вытянет левую; меняя эти движения, он будет поворачиваться справа налево”.

Анемометр
На рисунке изображен “пластинчатый анемометр”, или “щетка”, так как традиционно для пробы ветра применялись перья. Прибор представляет собой градуированную трость с тонкими пластинками, которые двигаются в зависимости от интенсивности ветра.

Аппарат вертикального взлета и посадки
На вертикальном "ornitottero" Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: "посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху... так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами...". Что касается приземления, он писал: "Эти крючки (вогнутые клинья - см. детали справа), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и все его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках".

Родина великого мастера – это село Анкиано, которое располагается рядом с городом Винчи и находится близко от Флоренции. Он родился в 1452 году 15 апреля. Его родители не имели никакого титула, мать была крестьянкой, а отец нотариусом. Прошло совсем немного времени с тех пор, как родился Леонардо, и его отец ушел из семьи, женившись на другой женщине, которая была богата. Какое-то время мальчик жил с матерью, но потом отец забрал его к себе, так как с новой женой у них не было детей. Юному гению не хватало материнской заботы и тепла, и впоследствии это нашло отражение во многих его шедеврах.

Отец мечтал, чтобы сын продолжил его дело, и стал нотариусом, но Леонардо остался равнодушен к этой профессии. Примечательно, что у Леонардо не было фамилии в том смысле, котором мы привыкли это понимать.

Словосочетание «да Винчи» переводится как «родом из города Винчи».

У Леонардо с детства уже пробивался талант к рисованию, поэтому существует такая легенда. Однажды один знакомый крестьянин попросил Пьеро (отца мальчика) отыскать мастера, который сможет как-то необычно расписать деревянный щит. Пьеро не стал долго раздумывать, и отдал щит Леонардо. Маленький гений взялся за работу с энтузиазмом, и в итоге получилась картина с головой горгоны Медузы. Изображение вышло настолько натуральным и устрашающим, что даже отец, увидев его, испугался. Леонардо сказал, что именно такой эффект и должно производить его творение, так как существует смысловая связь между вещью (щитом) и изображением. Отец не отдал законченную работу своему другу, а решил продать ее, за что выручил 100 дукатов.

Гений имел много знакомых и друзей, а также учеников. По поводу личной жизни Леонардо да Винчи можно только догадываться, так как об этом практически ничего не известно. Единственное, что можно утверждать – он ни разу не был женат. Некоторые исследователи его жизни и творчества полагают, что у да Винчи могли быть связи с мужчинами, возможно, и с учениками тоже. Есть и такие ученые, которые говорят о любовной связи мастера с фавориткой Лодовико Моро, Чечилией Галлерани. Развитию этой версии во многом способствует тот факт, что эта женщина позировала ему для написания знаменитого произведения «Дама с горностаем».



Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи проводил во Франции. Он жил в замке Кло-Люсе своего друга, короля Франциска?. В то время мастер почти не создавал новых картин и больше всего уделял внимание планированию торжественных мероприятий и конструированию дворца в Роморантане.

Однажды у да Винчи онемела правая кисть руки, это произошло за 2 года до того, как он умер. Ему уже тогда было сложно ходить без поддержки со стороны. Уже на третий год после недомоганий Леонардо уже не мог самостоятельно передвигаться, и проводил все время в лежачем состоянии. За неделю до смерти мастер составил завещание, и скончался в замке Кло-Люсе на руках короля Франциска? в 1519 году. Ему был всего 67 лет, но за свою недолгую жизнь он оставил огромное и ценнейшее наследие после себя.

Краткая справка об изобретениях

Вполне заслуженно изобретениям да Винчи приписывать глобальный смысл, так как они действительно являются уникальными. При жизни мастера почти ни одну из его задумок не получилось воплотить в реальность. На это либо не хватало средств у мастера, либо желания. Таким образом, наброски будущих изобретений сохранились только в бумажном варианте. Так вышло, что мир узнал о них уже после смерти Леонардо, так как он никогда не делился своими мыслями с кем-либо.



Вполне возможно, что если бы все задумки были бы воплощены в реальность, то технологический прогресс мог бы начаться куда раньше. Но, если задуматься, становится очевидным, что в 15 веке еще не было нужных инструментов и приспособлений, чтобы «дать жизнь» эскизам ученого. И только сейчас, когда с помощью современных технологий инженеры смогли сконструировать эти изобретения, стало ясно, что они все работают и имеют практическое значение. Итак, начнем.

Тележка, которая катится сама по себе

Данную конструкцию можно рассматривать как прототип современной машины. Зарисовки, сделанные мастером, не объясняют до конца того, что позволяет тележке самостоятельно осуществлять движение, однако у ученых возникло следующее предположение.

Возможно, тележка должна была двигаться с помощью пружинного механизма, который используется в часах. Для того, чтобы спрятать пружины, существовали корпуса в форме барабана, которые заводились в ручном режиме. Таким образом, все происходило по типу заводной игрушки: пружина разматывается, и это дает возможность ехать тележке вперед.

Однако, такая конструкция могла бы поворачиваться только в правую сторону, что являлось бы ее существенным недостатком и делало бы не слишком практичным устройством. Предполагается, что да Винчи считал собственное изобретение чем-то наподобие детской игрушки.



Роботизированное устройство

Это еще одно из удивительнейших изобретений да Винчи. К слову, это одно из немногих устройств, которое было воплощено в реальность при жизни автора. Для его создания мастер скрупулёзно занимался изучением анатомического строения человеческого организма, занимаясь по справочникам и даже расчленяя настоящие трупы. Когда он узнал, что движение костей осуществляется с помощью мышц, он задумался о том, что такой же механизм мог бы лечь в о основу техники.

В этом случае мастер не вкладывал в свое творение какое-то практическое значение, поэтому робот использовался для развлечения гостей на торжествах, которые устраивал друг изобретателя – Лодовико Сфорца. Сохранилось очень мало сведений о том, что умела выполнять данная машина, но, конечно же, робот того времени сильно отличался от современных возможностей и технологий. Опираясь на эскизы мастера, можно утверждать, что робот умел работать челюстями, сидеть и даже ходить. В основе изобретения лежало использование системы шестерен и шкивов.



Создание парашюта

Во времена Леонардо да Винчи многие люди загорелись идеей летающего человека, и искали способ сконструировать приспособление для этой цели. Но подобные попытки были не слишком удачны. И только «нашему» гению удалось нарисовать эскиз настоящего летательного аппарата. Для того чтобы можно было свободно дрейфовать по воздуху, да Винчи придумал парашют. Он имел форму пирамиды, и предполагалось, что всё изобретение должно быть драпировано тканью.

Сам автор оставил приписку к данному изобретению о том, что оно позволяет человеку прыгнуть с любой высоты, и при этом не только остаться в живых, но и не повредить себе что-нибудь. Качественность изобретения смогли доказать современные ученые, которые по чертежам да Виничи составили модель летающего аппарата.

Оружие

Изобретения Леонардо да Винчи включают в свой список даже такие, как пулемет, который назывался «33-ствольный орган». Конечно, такое оружие во многом отличалось от современного, но могло причинить ощутимый вред силе врага, если бы было создано. Такое изобретение могло выдавать залпы через маленькие промежутки. Но недостаток его заключался в том, что из одного ствола не получилось бы быстро выпускать пули.

Принцип работы данного пулемета несложен. Десять мушкетов нужно было собрать на доске в форме прямоугольника, после чего в треугольник сложить три таких доски. Если поместить в центре вал, то можно вручную вращать эту конструкцию, при этом один набор из 11 единиц орудий стреляет, а два остальных перезаряжаются и остывают. После этого следовало развернуть всю конструкцию, и начать следующий залп.

Это изобретение противоречит жизненным принципам Леонардо да Винчи, так как он неоднократно подчеркивал свою неприязнь к военным действиям, а особенно к тем машинам, которые нацелены убивать. Однако, мастер на то время очень нуждался в денежных средствах, поэтому ему приходилось создавать то, что было необходимо обществу на разных этапах его развития. И богатых людей не составляло большого труда убедить в том, что его изобретения могут существенно облегчить исход войны, и победить противника.

Орнитоптер

Одно из удивительных изобретений да Винчи, которое служит аналогом большинства летательных конструкций мастера. В отличие от парашюта, который должен быть призван спасать человека в случае прыжка с огромной высоты, орнитоптер дал бы возможность зависать в воздушном пространстве, наслаждаясь полетом. В эскизах ученого это устройство очень похоже по своему строению не на самолет, а на птицу, так как имеет такие же крылья, приспособленные для того, чтобы удерживать массу человека.

Предполагалось, что работать такая машина будет посредством пилота. Как только им будет повернута рукоятка, крылья начнут двигаться. Современные инженеры сконструировали данный летательный аппарат, и убедились в том, что это устройство вполне могло бы работать по назначению, если бы оказалось в воздушном пространстве. Да Винчи принадлежат также и несколько других подобных разработок летательных машин.

Танк бронированного типа

Еще одна необычная идея – это танк бронированного типа. Несмотря на то, что Леонардо ненавидел войну, ему пришлось начертить схему танка, так как он работал на влиятельных людей – Людовико Сфорца, а также герцога Миланского. По форме и внешнему виду конструкция должна была напоминать черепаху, оснащенную зубчатыми колесами, составляющими определенную систему. С разных сторон на конструкции должно было располагаться 36 штук орудий. Внутри танка предполагалось размещение восьми воинов, защищенных внешней броней. Благодаря этой брони они беспрепятственно могли попасть в самую гущу военных действий, и при этом совсем не пострадать. Стреляющие 36 орудий могли бы нанести существенный урон противнику.



Примечательно то, что на схеме, построенной автором, имеется существенный недостаток. Колеса, предназначенные для продвижения вперед, крутились ни в одну сторону с задними, а в противоположную. Очевидно, что если бы танк был построен, он не смог бы осуществлять свое движение. Но да Винчи не мог просто так допустить подобного рода ошибку. Возможно, у него на это были особые причины.

Например, некоторые исследователи утверждают, что таким образом мастер хотел обезопасить свой народ. Если бы схема попала в руки врагам, они бы не смогли воплотить ее в реальность без автора. По другой версии, ученый просто был против строительства данной машины. Последняя догадка кажется более достоверной, так как гений был противником всякого рода военных конфликтов.

Воздушный винт

Это изобретение да Винчи, которое могло бы работать наподобие сегодня существующего вертолета. Такая машина, которая умеет летать, выглядела как огромных размеров вертушка. Лопасти данного изобретения состояли из льна.

Если заставить ее очень быстро вращаться, то вполне вероятно, что это приведет к возникновению аэродинамического давления и необходимой тяги, что необходимо как раз для того, чтобы вертолет или самолет мог держаться в воздухе. Под каждой из лопастей воздушное пространство создало бы давление, что могло бы поднять в воздух данную машину. Вполне возможно, что такой необычный винт, сконструированный еще в 15-16 столетии мог бы летать, и создать настоящий революционный бум в технологическом процессе.



Построение городов

В то время, когда ученый жил в Милане, всю Европу охватила черная чума. Чаще всего подверженными этой болезни оказывались города, а не села. Да Винчи задумался над этой проблемой, и решил предложить собственный план по построению чистого в санитарном смысле города. Такой город базировался бы на системе моментального удаления отходов, тем самым предупреждая развитие вредных микроорганизмов. Жаль, что и эта идея не была воплощена в жизнь, так как мастер не нашел мецената, согласного вложить свое состояние на строительство такого города. Подобные изобретения Леонардо да Винчи на самом деле могли бы качественно улучшить жизнь большинства людей.

Кое-что о нераскрытых тайнах из жизни да Винчи



  1. Улыбка Джоконды не раз освещалась во многих исследовательских работах. Дело в том, что каждый, кто смотрит на картину, видит ее по-своему. Кому-то кажется, что лицо Моны Лизы задумчивое, кому-то оно представляется немного лукавым, а кто-то утверждает, что она и вовсе не улыбается. Также до сих пор остается загадкой то, кто же всё-таки изображен на портрете. Некоторые ученые даже выдвигают версию, что это сам автор, только в женском обличии.
  2. «Необычные предсказания». Оказывается, не только изобретения Леонардо да Винчи полны загадок, но и его пророчества, записанные на бумаге. Так, сохранилось немало предсказаний гения, зашифрованных в смысловые загадки, некоторые из которых ученым уже удалось разгадать, и которые содержат информацию о том, что произойдет через несколько столетий вперед.
  3. Да Винчи писал левой рукой справа налево. Такую привычную для него манеру письма, довольно сложно сразу прочесть простому обывателю.
  4. Этот гениальный художник, рисуя свои шедевры, никогда не торопился из завершать. Он мог даже только начать картину, после чего покинуть город на долгое время, и только потом продолжить работу. Ещё примечательно то, что он никогда не подправлял свои произведения, если они оказывались испорченными огнем, водой или варварами.

Таким образом, мы познакомились с жизнью великого мастера и узнали, как создавал свои изобретения Леонардо да Винчи.

4-04-2017, 21:48

В наш век робототехники и развитой науки трудно представить, что целый ряд современных механизмов уже был придуман в далеком XV веке. Автор множества изобретений – величайший мыслитель средневековья Леонардо да Винчи. Изучая его чертежи, инженеры поражаются точности деталей, благодаря которым изобретения могут функционировать без использования электроники, топливных материалов, компьютеризации процессов.

Самоходная тележка (прототип современного автомобиля), вертолет, танк и сейчас, используя его старинные чертежи, могут быть построены и работать безотказно.

Изобретение на века

Леонардо да Винчи неоднократно с отвращением высказывался о ведении военных действий. Однако уделил немало внимания созданию более совершенных орудий убийства на полях сражения.

К сожалению, большинство из этих изобретений не были реализованы, хотя получают должное признание у современных военных инженеров. Самое знаменитое из них – бронированный танк на колесах в виде купола. Его должны были обслуживать 8 человек.

По мнению современных инженеров, если бы эта конструкция использовалась в войнах средневековья, они бы были значительно кровопролитнее.

А вот изобретение колесцового замка для пистолета, который заводился ключом, было реализовано в производстве ручного огнестрельного оружия еще при жизни изобретателя. Этот механизм заслужил особую популярность и использовался в мушкетах и пистолях последующих веков.

Для любителей подводного плавания

Изобретения Леонардо да Винчи в области подводного плавания получили признание современников, и дошли до наших дней в неизменном или немного усовершенствованном виде. Многие даже и не догадываются, что спасательный круг, ласты для плавания создал гениальный ученый.

Большинство людей XXI века думают, что водолазный костюм создал Ив Кусто. Отчасти это правда. Но до него сделал чертежи и описания водолазного снаряжения Леонардо да Винчи.

Для средневекового водолаза предназначался костюм из непромокаемой кожи, надевал на голову металлическую сферу с множеством круглых стеклянных окошек для обзора окружающей местности. Поступление кислорода обеспечивала трубка, которая крепилась к заполненным воздухом бутылкам на спине.

На заметке у NASA

Великий изобретатель Леонардо да Винчи оставил свой след и в робототехнике. На основе исследования анатомии трупов умерших он создал чертежи и разработал прототип механического человека.

Известно, что робот был сконструирован и нашел свое применение при дворе Лодовико Сфорца, поклонника и покровителя знаменитого ученого. Он использовался для развлечений.

Робот был облачен в доспехи рыцаря. Он умел ходить, садиться, двигать челюстями. К сожалению, изобретение не сохранилось до наших дней. О возможностях механизма остается лишь догадываться.

Но сохранившиеся чертежи со времен ХV века заинтересовали разработчиков современных моделей планетарных роботов-разведчиков. Хотя первый робот приводился в движение при помощи хитроумного соединения подшипников и шестеренок, некоторые задумки планирует использовать NASA для разработок, предназначаемых для исследования космического пространства.

Воплощение идей в мостостроении и других отраслях инженерии

Разработки Леонардо да Винчи в области инженерных сооружений заинтересовали мостотроителей XXI века. На основании старинных чертежей в 2001 году в норвежском городке Ас в 2001 году был построен и запущен в эксплуатацию 100-метровый пешеходный мост.

От оригинального описания инженеры отклонились в ходе строительства лишь дважды. Мост Леонардо да Винчи на 246 метров длиннее и был ориентирован на строительство из камня. Воплощенная постройка сделана из дерева.

Архитектурное сооружение является почти точной копией проекта моста, который проектировался по заказу турецкого султана Баязета II. Планировалось установить его в Стамбуле через залив Золотой Рог. Но по неизвестным причинам правитель отказался от реализации задуманного.

Современный мост Леонардо да Винчи служит в качестве пешеходного перехода, перекинутого на высоте 8 м над автострадой Е-18, в 35 км к югу от Осло.

Еще одно изобретение – устройство, сжимающее воздух и способное прогонять его по трубам нашло свое применение в разработке вентиляционных систем. Оно также применяется для создания тяги в доменных печах.

Вклад в современную медицину

Не имея специального образования в области медицины, всего лишь опираясь на обширные знания анатомии человека, Леонардо да Винчи оставил после себя наследие, применяемое в современной хирургии.

Со времен жизни ученого сохранилось немало очень детальных изображений анатомического строения человеческих органов ученого. Рисунки настолько детализированы, что больше напоминают фотоснимки, сделанные современной томографией.

На основании одной из работ Леонардо да Винчи в XX веке американскими хирургами была произведена успешная операция на сердце по замене одного из клапанов органа.

Чертежи механизмов знаменитого изобретателя не остаются без внимания современных ученых. В настоящее время на их основе разрабатывается конструкция хирургического робота для осуществления операций. Разработка должна обладать сверхточностью, которой не обладает человек-хирург. Планируется, что для создания новинки будут использоваться чертежи XV века.

Применение хирургического робота позволит значительно снизить травматизм во время сложных операций, уменьшить степень боли, обеспечить скорейшую реабилитацию больных после проведения операции. Чудо хирургии назовут в честь Леонардо да Винчи.

Корреспондент РИА VistaNews



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.