Аналитические и синтетические способы выражения грамматических значений. Средства и способы выражения грамматических значений

ГЗ выражаются при помощи различных грамматических средств (=грамматических показателей, формальных показателей).

В русском языке существуют следующие средства выражения грамматических значений.

1. Основные внутрисловные средства выражения грамматических значений:

1) окончания (=флексии) выражают ГЗ форм рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: моей новой недописанной книги ; падежа числительных: двадцати двум ; лица, числа, рода глагола: пишу , писала и буду писать .

2) формообразующие аффиксы :

а) суффиксы – прошедшего времени глагола говорил , писал а, передвигал ись; сравнительной и превосходной степени прилагательных быстрее , сильней , новейш ий; видовые формы глагола узнава ть, переделыва ть, толкну ть.

б) префиксы – видовые формы глагола на писать, про читать ; формы превосходной степени сравнения прилагательных: наи лучший, наи умнейший .

в) постфиксы – формы залога мыться , увлекаться , гнуться .

2. Дополнительные внутрисловные средства выражения грамматических значений:

1) ударение – только ударение: падежные формы дома (И.п. мн.ч.) – до ма (Род. п.ед.ч.), воды (Род. п.) – во ды (мн.ч.); ударение +аффиксация: формы лица глагола: пишу (1 л.) – пи шешь (2 л.), формы вида: вста ть (сов.) – встава ть (несов.); ударение + чередование звуков: жены (Род.п. ед.ч.) – жё ны (Им.п., ед.ч.).

2) чередование звуков в основе – падежные формы существительного: же на (Им.п., ед.ч.) – жё ны (Им.п., мн.ч.), чередование с нулём звука в падежных формах: со н (И.п.) – сна (Р.п.); видовые формы глагола: извест ить – извещ ать ; личные формы глагола: кач у (1 л.) – кат ишь (2 л.) и т.д.

3) интонация – грамматические формы повелительного наклонения: иди!, сядь!, пишите! ;

3. Внесловные средства выражения грамматических значений:

1) предлоги – в единстве с флексиями являются средством выражения падежных значений: о работе (объектное значение П..п.), на работе (локальное значение П. п.), у дома (Р..п.), к дому (Д.п.);

2) вспомогательные слова – формы сослагательного наклонения глагола: частица бы сходил бы, встретился бы ; формы будущего времени глаголов несовершенного вида: глагол-связка быть: буду, будешь, будем … читать; формы степеней сравнения прилагательных и наречий: более глубокий, самый замечательный, более детально .

В зависимости от характера средства выражения грамматического значения, грамматическая форма слова может быть представлена или одной словоформой скажу, скажи , или сочетанием двух словоформ: знаменательного слова и служебного слова (глагола-связки, частицы) буду говорить , говорил бы . В первом случае перед нами синтетические морфологические формы, а во втором - аналитические словоформы. В русском зыке существуют также супплетивные словоформы, которые в составе морфологической парадигмы образованы от разных лексических основ с тождественным лексическим значением: а) формы ед. и мн. числа существительного - человек (ед.ч.) – люди (мн.ч.), б) сов. и несов. вида глагола: класть (несов.в.) – положить (сов.в.); в) времени глагола: иду – шёл ; г) падежные формы местоимений: я – меня , он – его ; д) сравнительной степени прилагательных: хорошо – лучше .

Следовательно, существует 3 способа выражения грамматического значения в слове:

1. Синтетический , при котором средства выражения грамматических значений находятся в самом слове.

2. Аналитический , при котором средства выражения грамматических значений находятся вне слова.

3 Супплетивный , при котором грамматическое значение выражается в словоформах одной лексемы, образованных от разных корней.

В морфологической парадигме одного слова могут присутствовать словоформы, образованные всеми тремя способами. Например, идти, иду, шёл, буду идти .

Вышеперечисленные средства и способы выражения грамматического значения связаны с образованием словоформ в составе морфологических парадигм, поэтому их называют парадигматическими . Помимо парадигматических, грамматические значения могут быть выражены синтагматическими средствами – при помощи других словоформ, с которыми сочетается данная в составе синтагмы (в словосочетании и предложении).

В случае речевого употребления грамматически изменяемых слов парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют дуг друга. Например, в словосочетании новый костюм, новые костюмы значения числа выражены в окончаниях и существительного и прилагательного. Если в речи функционирует грамматически не изменяемое слово, в котором парадигматические средства выражения ГЗ отсутствуют, то единственным способом обнаружения грамматического значения является синтагматика – грамматическая сочетаемость: новое пальто новые пальто, новых пальто и т.д.

Русский язык флективный, ему характерен синтетический способ выражением ГЗ. Однако в 20 веке наблюдается тенденция к повышению степени аналитизма. Около 2000 неизменяемых слов, грамматические значения которых выражаются вне этого слова. Появляются аналитические (неизменяемые) прилагательные платье беж, брюки клёш .

При определении грамматических значений словоформ необходимо учитывать все средства выражения грамматических значений в комплексе.

  1. Грамматическая категория.

Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях оппозиции (противопоставленные друг другу), составляют грамматическую категорию .

Е.В. Клобуков : «Грамматическая категория – это системное противопоставление всех однородных грамматических значений, выражаемых формальными грамматическими средствами» (2005, с. 498).

Л.И. Рахманова : «Грамматическая категория обобщает соотносительные и противопоставленные друг другу грамматические значения, находящие своё выражение в определенных грамматических формах».

Грамматическая (=морфологическая) категория – это двусторонняя языковая единица, представленная единством грамматической семантики, морфологических форм слова и их формальных показателей, выражающих эту семантику. В рамках грамматической категории морфологические значения слова противопоставлены другим морфологическим значениям, выраженным формальными показателями.

С семантической точки зрения, грамматические категории представляют набор однородных, но противопоставленных грамматических значений; с формальной точки зрения, грамматические категории представляют собой набор грамматических форм, выражающих это грамматическое значение.

Краткая русская грамматика (В.В. Лопатин) : «Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями» (КГ, 1989, с. 11).

ГК = МК принадлежат наиболее общим грамматическим классам слов – знаменательным частям речи: существительным, прилагательным, числительным, глаголам, местоимениям.

Грамматические категории имеют парадигматическую организацию . Парадигма – это система грамматических форм, объединенных интегральным значением и противопоставленных друг другу одновременно компонентами грамматического значения, имеющими формальные средства выражения. Противопоставление рядов форм в пределах грамматической категории осуществляется на основе наличия или отсутствия у противопоставляемых форм одного из формально выраженных частных грамматических значений. (Там же). Например, внутри категории рода существительных выделяются формы мужского, женского и среднего рода.

Частные грамматические значения, выражаемые грамматическими формами в составе категории, образуют оппозиции.

Различаются привативные и эквиполентные оппозиции:

В привативных оппозициях противопоставлены сильный (+) и слабый (-) член оппозиции. Сильный член оппозиции характеризуется наличием определенного компонента грамматического значения, а слабый член оппозиции характеризуется отсутствием данного компонента значения.

Совершенный вид глагола (+) выражает ГЗ ‘действие, ограниченное пределом’, несовершенный вид (-) – ‘длительное действие, не имеющее предела’.

Изъявительное наклонение глагола (+) выражает ГЗ ‘реально происходящее действие’,

Повелительное и сослагательное наклонения (-) – ‘нереальное (желаемое, возможное) действие’.

В эквиполентных оппозициях противопоставлены в равной степени специфичные члены, каждый из которых противопоставлен всем остальным.

Женский род, мужской род, средний род; единственное число – множественное число.

Различаются бинарные оппозиции, в которых противопоставлены два члена друг другу, и небинарные оппозиции, включающие большее число противопоставлений.

Словоизменительные категории, если в парадигме одной лексемы представлено не менее двух значений этой грамматической категории (категории числа и падежа, времени глагола).

Классифицирующие категории, если в парадигме одной лексемы представлено одно грамматическое значение категории – категория рода существительного.

Грамматические категории носят обязательный и регулярный характер для всех слов одной части речи; они характеризуют знаменательные части речи и определяют их морфологическую специфику. Они по-разному распределяются между частями речи: существительные – род, число, падеж; глагол – вид, залог, наклонение, время, лицо, число, род. ГК, характеризуя слова разных частей речи, находятся в отношениях иерархического соподчинения. Например, категория падежа характеризует существительные, прилагательные, местоимения, числительные, причастия. Но базовой является категория падежа существительных. ГК носят системно-иерархический характер и внутри одной части речи. Так, базовыми глагольными категориями являются вид, залог, время и наклонение, т.к. характеризуют само действие, названное глаголом. Категория лица носит коммуникативно ориентированный характер, категории числа и рода – синтагматически (синтаксически) обусловлены сочетанием глагола с существительными. ГК находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обнаруживают тенденцию к взаимопроникновению: вид и время глагола, лицо глаголов и местоимения, число существительного и других частей речи.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЯЗЫКА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ

Работу выполнила:

студентка ФЛиМК, 1-го курса, группы 2АП

А. А. Слободских

Калининград

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3

ГЛАВА 1………………………………………………………..4

ГЛАВА 2………………………………………………………..5

ГЛАВА 3………………………………………………………..9

ГЛАВА 4………………………………………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………..14

Приложение 1…………………………………………………...15

ВВЕДЕНИЕ

Грамматика [Приложение 1 ] определяет тип языка, будучи наиболее устойчивой его частью. Если фонетика и лексика занимают в структуре языка периферийное положение, то грамматика занимает положение центральное. Но при этом она всегда является опосредованной, так как её связь с действительностью осуществляется только через лексику. Также грамматика немыслима и без фонетики, так как то, что не выражено фонетически отсутствует и в грамматике.

Таким образом, можно сказать, что каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю – грамматическое значение, и внешнюю – грамматический способ выражения.

Как наука, грамматика включает в себя две части – морфологию [Приложение 1 ] и синтаксис. Объектом исследования в морфологии являются отдельные слова и их грамматические свойства.

Каждое знаменательное слово в свою очередь обладает двумя значениями – лексическим и грамматическим. Если лексическое значение может быть только одно, то грамматических значений у слова может быть несколько, и они находят в языке свое морфологическое и синтаксическое выражение.

В области морфологии, грамматическое значение – это общие значения слов, как частей речи (например, значение предметности у существительных), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставленных друг другу в рамках грамматический категорий [Приложение 1 ] (например, значение того или иного времени, лица, числа или рода).

О различных способах выражение грамматических значений в языке и пойдет речь в данной работе.

Понятие грамматического значения .

Грамматическое значение – это обобщенное отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов или словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение.

Как уже было сказано, каждое знаменательное слово обладает лексическим и грамматическим значением. Носителем лексического значения является основа слова. Грамматическое же выступает в качестве добавочного к лексическому и выражает отношения. Например, отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к совершающему действие лицу или отношение сообщаемого факта к действительности и времени. .

Грамматическое значение не определяется лексическим значением слова и в отличие от лексического, свойственного тому или иному слову, не сосредотачивается на одном слове. Оно характерно для многих слов языка. К тому же, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, меняя свою грамматическую форму, но сохраняя значение лексическое. Например, слово стол имеет ряд форм – стола , столу , столы , - которые выражают грамматические значения числа и падежа.

Грамматическое значение определенного слова в той или иной форме выражается определенным грамматическим способом. [Приложение 1 ]. Данных способов, используемых в языках, существует ограниченное количество – аффиксация, внутренняя флексия, редупликация, супплетивизм, ударения и интонации, порядок слов, служебные слова. Грамматика любого языка может быть выражена только этими способами. Одни языки (например, русский, английский) используют все перечисленные способы, другие же (например, французский, китайский) – только некоторые. Кроме того, необходимо отметить, что в разных языках эти способы сочетаются с различными грамматическими значениями, что создает каждый раз новую форму.

Грамматические способы выражения грамматических значений легко исчислимы и обозримы. Выделяют три основных способа выражения: синтетический, аналитический и смешанный.

Синтетические способы выражения значений

Синтетический способ заключается в выражении значения в самом слове и включает в себя аффиксацию, чередования и внутреннюю флексию, редупликацию, супплетивизм, сложения и способ ударения.

Способ аффиксации

Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов [Приложение 1 ], служащих для выражения грамматических значений.

Например: дом – дома – дому , делать – с делать, писать – н аписать, опоздать - опаздыва ть.

Аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем и постфиксы, стоящие после корня. Существуют языки, не употребляющие префиксов (например, тюркские), а выражающие грамматику только постфиксами и наоборот – языки, не признающие постфиксов (например, язык суахили). Индоевропейская группа языков, в частности русский, употребляют и префиксы, и постфиксы, которые в свою очередь делятся на суффиксы и флексии. Суффиксы – это постфиксы с деривационным значением, а флексии – постфиксы с реляционным значением.

Также существуют аффиксы иного типа, хотя суффиксы и префиксы встречаются в языках мира наиболее часто:

1) Интерфиксы – служебные морфемы [Приложение 1 ], служащие для связи корней в сложных словах. Например, соединительные гласные в русском языке: звезд-о -пад, снег-о -ход .

2) Конфиксы – комбинации из двух аффиксов – префикса и постфикса, - которые действуют совместно. Например, немецкие глаголы: loben – «хвалить» и ge - lob - t – «хваленый», где –geи –t окружают корень, оформляя слово совместно.

3) Инфиксы – аффиксы, вставляемые внутрь корня или основы. Например, латинский язык: ru - m - p - o – «я ломаю» при r ū p – «я сломал». «Вставная» носовая согласная типа [m].

4) Трансфиксы – аффиксы, разрывающие корень, состоящий из одних согласных. Это явление свойственно семитским языкам. Например, древнееврейское ГНōБ – «воровать», ГāНаБ – «воровал», где корень ГНБ означает идею «воровства», а гласные трансфикса означают словоформы: инфинитив и форму прошедшего времени.

Также большую роль во многих языках играет нулевой аффикс – отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах. Например, для слова рог нулевой аффикс является показателем именительного падежа, единственного числа, так как во всех других падежах единственного и множественного числа присутствуют аффиксы – рóг-а, рóг-у, рог-á, рог-óв.

Способ чередования и внутренней флексии

Грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня. Чередования звуков – взаимная замена на тех же местах и в тех же морфемах – могут быть:

1) Фонетические. Изменение звучания обусловлено позицией, и чередуются варианты одной фонемы. Например, чередования ударных и безударных гласных в русском языке: воды [вóды] – вода [вадá], или звонких и глухих согласных: друг [друк] – друга [дрýга].

2) Нефонетические. Изменения звучания не зависит от позиции, чередуются разные фонемы. Например, [друг-]-[друз׳-]-[друж-] в словах друга - друзей – дружеский .

Среди нефонетических чередований в свою очередь различают:

a) Морфологические. Чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не выражает грамматического значения, а лишь сопровождает образование грамматических форм. Например, лоб – лба, пень – пня – явление «беглой гласной». Чередование [к - ч], [г - ж], [х -ш] – пек у – печ ешь, бег у – беж ишь, сух ой – суш е. Чередование сочетаний согласных с одной согласной: [ск - щ], [ст - щ], [зг - ж], [зд - ж] – плоск ость – площ адь, прост ой – упрощ ение, запозд ать – позж е.

b) Грамматические. Чередование не зависит от фонетической позиции, и чередуются самостоятельные фонемы друг с другом, с нулем или одна фонема - с двумя. .Это и есть внутренняя флексия .

Аблаут – наиболее древний вид внутренней флексии, характеризующийся изменением гласной в корне при образовании основных форм глагола. Например, английский глагол:

В данном случае наглядно видно чередование гласного в корне слова.

Умлаут – вид внутренней флексии, образовавшийся в средневековый период в различных языках самостоятельно. Характеризуется умлаут изменением гласных в корне при образовании формы множественного числа. Например, в английском языке:

Foo t fee t

«нога» – «ноги»

Редупликации

Редупликация (повтор) заключается в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с его частичным изменением.


Синтетические способы выражения ГЗ:

1) Аффиксация – это использование аффиксов для выражения грамматического значения (делать – сделать, разменять – разменивать, стол – стола – столу). Самый распространенный способ выражения ГЗ.

2) Внутренняя флексия – грамматически значимое изменение фонемного состава корня (ходил – хаживал, дик – дичь, набирать – набрать)

3) Редупликация (повтор) – выражение ГЗ путём полного или частичного повтора основы (ходишь-ходишь, еле-еле, самый-самый).

4) Ударение. Изменение ударения служит способом выражения ГЗ. В РЯ ударение может разграничивать формы существительных, наклонения и вида глагола (Окна – окнА, лЮбите – любИте, насЫпать – насыпАть)

5) Супплетивизм – объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения ГЗ (хороший – лучше, плохой – хуже, я – меня, ребёнок – дети)

Аналитические способы выражения ГЗ:

1) Порядок слов. Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные типы самих предложений: Радость (S) сменяет печаль (O) – Печаль (S) сменяет радость (O); глухие учёные – учёные глухие.

2) Служебные слова – единицы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию.

Предлоги (или послеслоги)

Частицы

Артикли

Реформатский выделяет также вспомогательные глаголы, слова степени (более, менее)

3) Интонация. Этот способ относится не к слову, а к фразе, поэтому он связан с предложением и его строением.

ü Различает коммуникативную и модальную характеристики предложения: отличает вопросительные предложения от утвердительных, выражающих сомнение, удивление, побуждение и т.д. (Ты написал. Ты написал? Ты написал!)

ü Расстановка и градация пауз может по-разному расчленять предложение (Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог)

ü Паузирование может различать простое и сложное предложение: Вижу лицо в слезах - Вижу: лицо - в слезах.

Смешанный (гибридный) способ выражения ГЗ:

Объединяет признаки синтетического и аналитического типов.

ГЗ предложного и других падежей выражается двояко – падежной флексией и предлогом (рассказать о конференции, побывать в Ботаническом саду, поехать на рыбалку, познакомиться с артистом)

Средства выражения ГЗ (грамматические показатели):

1) Окончания (красивый-ая-ое)

2) Формообразующие суффиксы (глаголы, прилагательные: крича, крикнувший, сотканный)

3) Чередование (друг-друзья)

4) Ударение (окнА - Окна)

5) Предлоги (без шапки, в шапке, под шапкой)

6) Интонация (Надеюсь, вы удобно сидите? Сидите.)

7) Вспомогательные слова (буду учиться, более сильный)

4. Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматический способ, грамматическая форма, грамматическая категория. Понятие морфологической парадигмы.

Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.

Грамматический способ – способ выражения ГЗ

Грамматическая форма – регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его ЛЗ и различающиеся морфологическими/грамматическими значениями.

ГК - система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями.

Примером категории, имеющей двоякую позицию может служить категория числа у существительных. ГК может быть признана двусторонней единицей морфологического уровня языка, так как имеет план содержания ПС и план выражения ПВ.

С точки зрения семантической , ГК представляет собой набор однородных грам значений. Так, общее значение категории падежа включает в себя частное значение 6ти падежей. Частные ГЗ также могут быть составными. На примере падежей: в Р.п. выделяются: значения принадлежности, части, субъекта, пространственное. Они являются элементарными и не раскладываются на иные смыслы.

С формальной точки зрения , ГК - набор грамматических форм, служащих для выражения частных грам значений.

ГК отличаются друг от друга:

По характеру отношений

По количеству противопоставляемых членов

Бинарная оппозиция - число

Тройственная - время

Система ГК в СРЯ

Словоизменительные и несловоизменительные ГК

Словоизмениельные - категории, формы членов которых могут быть представлены формами одного и того же слова.

Несловоизменительные (классификационные) - не могут быть представлены формами одного и того же слова.

Парадигма – упорядоченная совокупность грамматических форм слова. Служебные части речи не имеют парадигмы.

Совокупность всех частных парадигм – полная парадигма. Полная парадигма существительного состоит из всех форм единственного и множественного числа.

Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, которая обладает называющей функцией и фиксируется в словаре.

Также выделяются неполная (ножницы, босой, пылесосить, смеркаться) и избыточная парадигмы (чая – чаю, годы – лета).

Слова с полной парадигмой – стол, свежий, бежать и др.

С неполной (ущербной) парадигмой – молоко, босой (не имеет степени сравнения), светать (потому что описывает состояние природы, нельзя применить по отношению к человеку).

С нулевой парадигмой – заимствованные слова, например: метро, клише, какаду, бордо, беж

С избыточной парадигмой – словоформы, имеющие две парадигмы (машу – махаю)


Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей): 1) окончаний; 2) формообразующих суффиксов и префиксов; 3) ударения; 4) чередования звуков; 5) предлогов; 6) интонации; 7) вспомогательных слов.
С помощью окончания выражается: а) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: голуб-ое неб-о, голуб-ого неб-а; летящ-ая птиц-а, летящ-ей птиц-ы, летящ-ей птиц-е; наш-а школ-a, наш-у ихкол-у, б) значение падежа числительных: дв-а, дв-ух, дв-ум, дв-умя; пять-0, пят-и, пять-ю; в) значение лица, числа и рода глагола: сиж-у, сид-ишъ, сид-ят; сидел-0\ сидел-а, сидел-и бы.
Одно окончание может выражать: а) только одно грамматическое значение: тр-и, тр-ех, тр-ем\ себ-я, соб-ой (значение падежа); чи- тал-и, писал-и (значение числа); б) два грамматических значения: читал-0, читал-а (значения рода и числа); чернил-а, чернил-ами, (значение числа, падежа); в) три грамматических значения: рыж-ую лис-у, высок-ий дом-0 (значения рода, числа и падежа).
Суффиксальным путем образуются: а) форма прошедшего времени глагола: дума-л, виде-л, паха-л; б) формы видов: узнать - узна-ва-ть, записать - запис-ыва-ть (несов. вид); в) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: белый - бел-ее, редкий - редч-айш-ий.
В некоторых разрядах имен существительных суффикс совместно с окончанием выражает значение множественного числа: муж - муж- j-a, зять - зять-j-а, брат - брат-j-a.
В существительных, обозначающих детей и детенышей животных, значение единственного числа, кроме окончания, передается при помощи суффикса -онок (-ёнок), а множественного числа - при помощи суффикса -ат-(ят-), например: дошкол-енок-дошкол-ят-а, зайч-онок і- зайч-ат-а. Сюда же: опенок - опята, масленок - маслята.
Постфиксальным путем образуются формы залога: мыть - мыть-ся, катать - катать-ся.
Префиксальным путем образуются: а) формы превосходной степени прилагательных: лучший - наи-лучший, высший - наивысший; б) формы совершенного вида глаголов: чертить - на-чер- тить (таблицу), строить - no-строить (дом).
Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. Ср.: создать - созда-ва-ть, доказать - доказывать. Самостоятельно (без других средств) ударение редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например: а) формы ед. ч. род. пад. и мн. ч. им. пад. существительных: дёл-а (нет) и дел-й (идут хорошо); окн-а (нет) и окн-а (выходят на улицу); б) формы видов: насыпать - насыпать, разрезать - разрезать.
Чередование звуков, как и ударение, обычно является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождает аффиксацию, например: освет-и-ть - освещ-а-ть (т-щ), охлад-и-ть - охлажд-а-ть (д-жд), собрать - собирать (0-и), послать - посылать (0-ы).
Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (материально выраженными и нулевыми): у дом-а, к дом-у, на дом-0, в дом-г, в дом-е; от тр-ех, к тр-елг, для к-ого, к к-ому, с к-ем, о к-ом.
Падежные значения неизменяемых существительных предлоги выражают самостоятельно (без окончаний): пообедал в кафе (ср. в столовой), вышел из кафе (ср. из столов-ой), стояли у кафе (ср. у магазин-а). Однако в таких случаях в выражении падежных значений участвует не только предлог, но и управляющее слово, вся модель словосочетания. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда тот или иной предлог употребляется с несколькими падежами. Ср. конструкции с предлогом в в значении направления (зайти в кафе, войти в депо, спуститься в метро - вин. п.) и места (сидеть в кафе, работать в депо, встретиться в метро - предл. пад.). Ср. также сочетания с другими предлогами: положить под пальто (вин. пад.) - надеть под пальто (тв. пад.), сесть за пианино (вин. пад.) - сидеть за пианино (тв. пад.).
С помощью управления выражено падежное значение существительных в предложениях: Д доволен (чем?) пальто (тв. пад.). На нашей улице нет кафе (род. пад.).
В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации. Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения. Ср.: сиди, не шевелись, не упади. Встань! Сядь! Встать! Молчать! Читай. Основная область применения интонации для выражения грамматических значений - синтаксис.
Вспомогательные слова, т. е. не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью формообразующих частиц образуются формы повелительного наклонения: Пусть сильнее грянет буря! (Горький). Да здравствует труд! - и сослагательного наклонения: отдохнул бы, поспал бы; с помощью вспомогательных глаголов формы будущего сложного: буду стараться, будете читать; с помощью наречий и прилагательных формы сравнительной и превосходной
степени: более чистый, менее чисто; самый красивый", наименее
дходящий.

Еще по теме § 38. Средства выражения грамматических значений слова:

  1. 105. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы
  2. § 7. Приемы выражения и изображения категории лицапосредством грамматических признаков женского рода

    Понятие грамматического способа

    Аффиксация

    Чередования

    Супплетивизм

    Повтор (редупликация)

    Ударение

    Служебные слова

    Порядок слов

    Интонация

Литература

_________________________________________

    Понятие грамматического способа

Грамматический способ – это материальное выражение грамматического значения.

Напр., противопоставление ед. и мн. числа в словоформах f оо t feet материально выражено чередованием гласных в корне (внутренней флексией) [u] – .

Почти аналогично используется термин грамматическое средство . По большей части названия способа и средства выражения ГЗполностью совпадают , ср.:

    способ – внутренняя флексия исредство выражения ГЗ – внутренняя флексия.

Иногда названия способа и средства отличаются :

    способ – аффиксация,

    средство – аффикс (префикс, суффикс, флексия…).

В зависимости от того, выражаются ли лексическое и грамматическое значения внутри знаменательного слова или для выражения ГЗ используются другие единицы, грамматические способы делятся на

    синтетические (ЛЗ и ГЗ выражены внутри знаменательного слова) и

    аналитические (ГЗ выражается за пределами знаменательного слова).

Основные способы выражения грамматических значений :

    Аффиксация

Аффиксация – это выражение ГЗ с помощью аффиксов.

При этом говорят, что аффиксы – этосредство выражения ГЗ:

    флексии: говор-ю, говор-ишь…

    суффиксы: дела-ть – дела-л

    префиксы: делать – с-делать …

В языках мира существуют два типа аффиксации :

    флективность (< лат.flexio ‘сгибание’) ≈фузия (< лат. f ū sio ‘сплав’) и

    агглютинация (< лат.aggl ū tin ā tio ‘приклеивание’).

Основное различие между ними –

    в характере связи аффиксов с формообразующей основой

    и их функциональной нагрузке [Вендина, с. 212].

Сравним изменение существительных в русском и казахском языках.

Русский

Казахский

дóм-ø

дóм-у

дом-á

дом-áм

дом-óв

двéрь-ø

двер’-и

двéр’-и

двер’-áм

двер’-эй

пил-á

пил’-э

пил-ы

пил- ам

пил-ø

Р.п. мн.ч.

ара ‘пила’

ара-ға

ара-лар

ара-лар-ға

эке ‘мать’

эке-ге

эке-лер

эке-лер-ге

флективность

агглютинация

    корень меняется , часто не существует в языке без аффиксов;

    аффиксы неоднозначны : могут одновременно выражать не одно ГЗ;

    аффиксы нестандартны : одно ГЗ в разных словах может выражаться разными аффиксами, т.е. возможны синонимичные аффиксы;

    аффиксы присоединяются к основе , которая без этих аффиксов, как правило,не употребляется ;

    соединение корней и аффиксов имеет характер сплава , на морфемных швах часто происходитфузия (фонемы на границе морфем взаимодействуют):де т-с к-ий [цк]; бога т-с тв-о [цтв];о т-с ыпать; пр и+и ду приду; рас т+т и расти ; купа- ть-с я [ца]; пе-чь [кт’]→[ч];границу между морфемами в таком случаепровести трудно ;

    аффиксы соединяются не с любыми корнями , а корни –не с любыми аффиксами , причем изменения, как правило, не объясняются синхронными фонетическими законами:проез д -и-ть – проез ж -а-ть; про ст -и-ть – про щ -а-ть; говор-ю – говор-ишь, но: лю бл -ю – лю б -ишь…

    Тесное присоединение нестандартных аффиксов, могущих быть многозначными, к корням, которые могут изменяться, называется флективностью , илифузией .

    корень не меняется ;

    аффиксы однозначны , каждый выражает только одно значение;

    аффиксы стандартны : данное ГЗ всегда выражается данным аффиксом;

    аффиксы присоединяются к основе , которая представляет собойсамостоятельное слово ;

    аффиксы механически присоединяются (приклеиваются) к корню или основе вопределенной последовательности (в порядке нарастания абстрактности, грамматичности значения = грамматика порядков);границы между морфемами четкие и прозрачные: изменений на морфемных швах, как правило, не возникает;

    одни и те же аффиксы присоединяются ко всем корням ; существующие различия объясняются действием сингармонизма:-лар / -лер: ара лар ‘пилы’ – эке лер ‘матери’; -дар / -дер : нан дар ‘хлебы’ – кюн дер ‘дни’; кулак тар ‘уши’ – кюшик тер ‘щенки’;

    Механическое присоединение однозначных стандартных аффиксов к неизменяемым корням называется агглютинацией .

[Реформатский, с. 271–273]

Агглютинация характерна для большинства языков Азии, Африки, Океании (в которых имеются аффиксы),флективность – в основном для индоевропейских языков.

Нужно иметь в виду, что в агглютинирующих языках встречаются элементы флективности , а во флективных –элементы агглютинации . Напр.,

    русск.: чита- л ,давай- те ,покажи- ка [Реформатский, с. 271–273],

    англ.: book - s .

- л , - те ,- ка ,- s – это явно агглютинативные аффиксы.

Языки, в которых распространена агглютинация, называются агглютинирующими , илиагглютинативными . Агглютинирующие языки делятся на языки

    с правосторонней агглютинацией (аффиксы следуют за корнем) = постфигирующие:тюркские, финно-угорские;

    с левосторонней агглютинацией (аффиксы предшествуют корню) = префигирующие:языки банту (суахили);

    с двусторонней агглютинацией : картвельские языки (грузинский).

    Чередования

Чередование , илиальтернация (лат.alterno ‘чередую’) – это мена звуков в морфеме:

    дру г -а – дру з -ей : [г] // [з’],

    со-б и р-а-ть со-бр-а-ть : [и] // [Ø].

В качестве грамматического средства используются только нефонетические (= исторические , традиционные ) чередования , т.е. такие, которые не зависят от синхронных фонетических законов. В русском языке, напр.,не имеют отношения к грамматике ассимилятивные изменения звуков (лод-ка [лóт -ка]– лод-ок [лóд -ък]), оглушение согласных в конце слова и чередование гласных, возникающее за счет редукции (вода Λ д á] –вод óт ]).

Изменение звуков корня , выражающее ГЗ, называетсявнутренней флексией 1 .

В языках флективного типа внутренняя флексия довольно часто используется наряду свнешней флексией:

    внешняя флексия: dog - Ø ‘собака’dog - s ‘собаки’;

    внутренняя флексия: f oo t ‘нога’f ee t ‘ноги’.

NB ! [Ø] – [s] –этоне чередование, эторазные окончания (флексии) с разными ГЗ (ед. ч. – мн. ч.).

В разных грамматических традициях, когда речь идет об изменении звуков корня, используется преимущественно либо термин внутренняя флексия , либо термин чередование . Однако нужно иметь в виду, что терминчередование шире: чередования встречаются не только в корне, но и в аффиксальных морфемах:

    скамья – скамей к а – скаме еч ка …

Классическая внутренняя флексия широко распространена в германских языках , на материале которых она и была выявлена.

В нем. и англ. яз. внутренняя флексия используется для выражения ГЗчисла :

    англ: t oo th ‘зуб’t ee th ‘зубы’; m a n ‘мужчина’m e n ‘мужчины’,

    нем.: Br u der ‘брат’ – Br ü der ‘братья’.

С помощью внутренней флексии выражаются ГЗ времени, наклонения, залога:

    англ.: beg i n – beg a n – beg u n; wr i te – wr o te – wr i tten ,

    нем.: h e lfen ‘помогать’ – h i lft ‘помогает’ – h a lf ‘помог’ – h ä lfe ‘помог бы’ – geh o lfen – прич. пасс. зал.

В рус. яз. с помощью чередований в корне выражается в основном видовое противопоставление :

    избе г ать – избе ж ать,

    пос ы лать – послать, наз ы вать – назвать.

Внутренняя флексия может как самостоятельно выражать ГЗ, так исопутствовать другим грамматическим средствам. Ср. нем.:

    B u ch ‘книга’– B ü ch er ‘книги’, G a st ‘гость’G ä st e ‘гости’;

    h e lf en ‘помогать’ – h i lf t ‘помогает’, h e lfen ‘помогать’ – пасс. прич. ge h o lfen .

Ср. также русские видовые пары :

    подбр о с- и -ть – подбр а с- ыва -ть, спро с - и -ть – спра ш - ива -ть (в последней паре чередование гласных о//а сейчас сохраняется только на письме: в речи его нет из-за редукции).

    Супплетивизм

Супплетивизм (> лат.suppleo , supplētum ‘пополнять, дополнять’) – образование грамматических форм слова от разных корней или основ.

Супплетивные формы (супплетивы) встречаются сравнительно редко , они свойственны далеко не всем языкам. Виндоевропейских языках они играют определенную роль в образовании форм личных местоимений:

    русск.: я – меня, мне; ты – тебя, тебе; он – его, ему, на нём …

    англ.: I – me,he – him, she – her…

    нем.: ich – mich, du – dich, er – ihn…

    фр.: je – moi, tu – toi, il – lui…

    лат.: ego – me, tu –tibi…

Супплетивизм используется для образования сравнительной и(в меньшей мере) превосходной степеней сравнения прилагательных и наречий:

[Реформатский, с. 310–312].

В индоевропейских языках супплетивизм характерен для спряженияглаголов со значением ‘быть’ и ‘идти’:

    русск.: быть – есть – суть,

    нем.: sein bin ist sind (настоящее время) –war (прошедшее время),

    фр.: être – est – sont – fut (простое прошедшее),

    русск.: иду – шел, шедший.

Он используется также при образовании форм числа существительных:

    человек – люди, ребёнок – дети ,

и для противопоставления глаголов в видовой паре 2:

    говорить – сказать, ловить ­– поймать…

    Повтор (редупликация )

Повтор , или редупликация (> лат.reduplicatio ‘удвоение’) – выражение ГЗ путем полного или частичного удвоения корня, основы или целого слова, иногда с частичным изменением звукового состава.

Редупликация свойственна многим языкам и выражает разнообразные грамматические значения .

    Множественное число имени :

    малайский (австронезийская семья): orang ‘человек’ –orang - orang ‘люди’;

    хáуса (чадская ветвь семито-хамитской семьи): bhai ‘брат’ –bhai-bhai ‘братья’.

Повторение может быть неполным : удваиваетсяпервый иликонечный слог корня.

    яшо (язык североамериканских индейцев): gusu ‘бизон’ –gugusu ‘бизоны’;

    полинезийские языки: tele ‘дерево’ – tetele ‘деревья’;

    тагальский(австронезийская семья):maitai ‘мужчина’–mai ta tai ‘мужчины’.

    Собирательность

    тюркские языки: жылкы ‘лошади’ – жылкы-мылкы ‘лошади и другой скот’ (собирательное ‘лошадьё’).

    Интенсивность признака и превосходная степень

    гавайский: lii ‘маленький’ –lii - lii ‘очень маленький’;

    китайский: хао ‘хороший’ – хао-хао-ды ‘очень хороший’;

    казахский: кызыл ‘красный’ –кызыл-кызыл ‘самый красный’;

    маори (полинезийские языки) – значение ослабленного признака :wera ‘жаркий’ –wera - wera ‘тёплый’.

В русск. яз. таким способом выражается интенсивность признака илистепень продолжительности и интенсивности действия :

    чистый-чистый, чистый- пре чистый ;

    еле-еле, чуть-чуть.

    Способы глагольного действия

    русск. – длительность и повторяемость: ходили-ходили, поговорили-поговорили (и ничего не сделали) ;

    сомáли (кушитская ветвь семито-хамитской семьи): fen ‘глодать’ –fen - fen ‘обгладывать со всех сторон’.

    полинезийские языки: tufa ‘делить’ –tufa - tufa ‘часто делить’.

Наибольшее распространение редупликация получила в австронезийских языках ,где она используется как для словоизменения, так и длясловообразования . Индонезийский:

    api ‘огонь’ –api - api ‘спички’;

    lara ‘больной’ – lelara ‘болезнь’ [Реформатский, с. 287–289; Кодухов, 248].

    Ударение

Для выражения грамматических значений может использоваться только ударение, которое способно меняться :

    монотоническое подвижное ударение,

    политоническое (музыкальное) ударение.

    Подвижное ударение используется, напр.,

при изменении ГЗ падежа ичисла :

    зéмли – земли, стéны – стены, óкна – окнá; дóма – домá ;

для различения глаголов в видовой паре:

    насыпать – насыпáть, нарéзать – нарезáть.

В англ. языкеглагол и существительное могут различаться только местом ударения:

    progr é ss ‘прогрессировать’pr ó gress ‘прогресс’, imp ó rt ‘ввозить’ – í mport ‘ввоз’.

Изменение места ударения часто сопровождает другие способы:

    встре ч á ть – встрé т и ть ,стол – стол á .

    Политоническое ударение :

    лит: dvi é m (с нисходящим тоном) ‘двум’ – dvi е˜ m (с восходящим тоном) ‘двумя’;

    шиллук (нилотский, нило-сахарский; Восточная Арика): jit с высоким тоном ‘ухо’, а с низким – ‘уши’;

    тсвана (африканский язык группы банту): k è motho с низким тоном ‘я человек’ – k é motho с высоким тоном ‘он человек’ [Реформатский, с. 305–308; Кодухов, с. 247; Вендина, с. 214].

    Служебные слова

Служебные слова – лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных семантико-синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложений, а также для выражения разных оттенков субъективной модальности.

Служебные слова противопоставлены знаменательным словам как грамматические единицы лексическим, выполняющимноминативную функцию. Служебные слова, в отличие от знаменательных, номинативную функциюне выполняют [ЛЭС, с. 472].

Служебные слова

    либо самостоятельно выражают грамматические значения,

    либо сопровождают словоизменительную аффиксацию.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.