Аналитические и синтетические способы выражения грамматических значений. Средства и способы выражения грамматических значений
ГЗ выражаются при помощи различных грамматических средств (=грамматических показателей, формальных показателей).
В русском языке существуют следующие средства выражения грамматических значений.
1. Основные внутрисловные средства выражения грамматических значений:
1) окончания (=флексии) выражают ГЗ форм рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: моей новой недописанной книги ; падежа числительных: двадцати двум ; лица, числа, рода глагола: пишу , писала и буду писать .
2) формообразующие аффиксы :
а) суффиксы – прошедшего времени глагола говорил , писал а, передвигал ись; сравнительной и превосходной степени прилагательных быстрее , сильней , новейш ий; видовые формы глагола узнава ть, переделыва ть, толкну ть.
б) префиксы – видовые формы глагола на писать, про читать ; формы превосходной степени сравнения прилагательных: наи лучший, наи умнейший .
в) постфиксы – формы залога мыться , увлекаться , гнуться .
2. Дополнительные внутрисловные средства выражения грамматических значений:
1) ударение – только ударение: падежные формы дома (И.п. мн.ч.) – до ма (Род. п.ед.ч.), воды (Род. п.) – во ды (мн.ч.); ударение +аффиксация: формы лица глагола: пишу (1 л.) – пи шешь (2 л.), формы вида: вста ть (сов.) – встава ть (несов.); ударение + чередование звуков: жены (Род.п. ед.ч.) – жё ны (Им.п., ед.ч.).
2) чередование звуков в основе – падежные формы существительного: же на (Им.п., ед.ч.) – жё ны (Им.п., мн.ч.), чередование с нулём звука в падежных формах: со н (И.п.) – сна (Р.п.); видовые формы глагола: извест ить – извещ ать ; личные формы глагола: кач у (1 л.) – кат ишь (2 л.) и т.д.
3) интонация – грамматические формы повелительного наклонения: иди!, сядь!, пишите! ;
3. Внесловные средства выражения грамматических значений:
1) предлоги – в единстве с флексиями являются средством выражения падежных значений: о работе (объектное значение П..п.), на работе (локальное значение П. п.), у дома (Р..п.), к дому (Д.п.);
2) вспомогательные слова – формы сослагательного наклонения глагола: частица бы сходил бы, встретился бы ; формы будущего времени глаголов несовершенного вида: глагол-связка быть: буду, будешь, будем … читать; формы степеней сравнения прилагательных и наречий: более глубокий, самый замечательный, более детально .
В зависимости от характера средства выражения грамматического значения, грамматическая форма слова может быть представлена или одной словоформой скажу, скажи , или сочетанием двух словоформ: знаменательного слова и служебного слова (глагола-связки, частицы) буду говорить , говорил бы . В первом случае перед нами синтетические морфологические формы, а во втором - аналитические словоформы. В русском зыке существуют также супплетивные словоформы, которые в составе морфологической парадигмы образованы от разных лексических основ с тождественным лексическим значением: а) формы ед. и мн. числа существительного - человек (ед.ч.) – люди (мн.ч.), б) сов. и несов. вида глагола: класть (несов.в.) – положить (сов.в.); в) времени глагола: иду – шёл ; г) падежные формы местоимений: я – меня , он – его ; д) сравнительной степени прилагательных: хорошо – лучше .
Следовательно, существует 3 способа выражения грамматического значения в слове:
1. Синтетический , при котором средства выражения грамматических значений находятся в самом слове.
2. Аналитический , при котором средства выражения грамматических значений находятся вне слова.
3 Супплетивный , при котором грамматическое значение выражается в словоформах одной лексемы, образованных от разных корней.
В морфологической парадигме одного слова могут присутствовать словоформы, образованные всеми тремя способами. Например, идти, иду, шёл, буду идти .
Вышеперечисленные средства и способы выражения грамматического значения связаны с образованием словоформ в составе морфологических парадигм, поэтому их называют парадигматическими . Помимо парадигматических, грамматические значения могут быть выражены синтагматическими средствами – при помощи других словоформ, с которыми сочетается данная в составе синтагмы (в словосочетании и предложении).
В случае речевого употребления грамматически изменяемых слов парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют дуг друга. Например, в словосочетании новый костюм, новые костюмы значения числа выражены в окончаниях и существительного и прилагательного. Если в речи функционирует грамматически не изменяемое слово, в котором парадигматические средства выражения ГЗ отсутствуют, то единственным способом обнаружения грамматического значения является синтагматика – грамматическая сочетаемость: новое пальто – новые пальто, новых пальто и т.д.
Русский язык флективный, ему характерен синтетический способ выражением ГЗ. Однако в 20 веке наблюдается тенденция к повышению степени аналитизма. Около 2000 неизменяемых слов, грамматические значения которых выражаются вне этого слова. Появляются аналитические (неизменяемые) прилагательные платье беж, брюки клёш .
При определении грамматических значений словоформ необходимо учитывать все средства выражения грамматических значений в комплексе.
- Грамматическая категория.
Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях оппозиции (противопоставленные друг другу), составляют грамматическую категорию .
Е.В. Клобуков : «Грамматическая категория – это системное противопоставление всех однородных грамматических значений, выражаемых формальными грамматическими средствами» (2005, с. 498).
Л.И. Рахманова : «Грамматическая категория обобщает соотносительные и противопоставленные друг другу грамматические значения, находящие своё выражение в определенных грамматических формах».
Грамматическая (=морфологическая) категория – это двусторонняя языковая единица, представленная единством грамматической семантики, морфологических форм слова и их формальных показателей, выражающих эту семантику. В рамках грамматической категории морфологические значения слова противопоставлены другим морфологическим значениям, выраженным формальными показателями.
С семантической точки зрения, грамматические категории представляют набор однородных, но противопоставленных грамматических значений; с формальной точки зрения, грамматические категории представляют собой набор грамматических форм, выражающих это грамматическое значение.
Краткая русская грамматика (В.В. Лопатин) : «Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями» (КГ, 1989, с. 11).
ГК = МК принадлежат наиболее общим грамматическим классам слов – знаменательным частям речи: существительным, прилагательным, числительным, глаголам, местоимениям.
Грамматические категории имеют парадигматическую организацию . Парадигма – это система грамматических форм, объединенных интегральным значением и противопоставленных друг другу одновременно компонентами грамматического значения, имеющими формальные средства выражения. Противопоставление рядов форм в пределах грамматической категории осуществляется на основе наличия или отсутствия у противопоставляемых форм одного из формально выраженных частных грамматических значений. (Там же). Например, внутри категории рода существительных выделяются формы мужского, женского и среднего рода.
Частные грамматические значения, выражаемые грамматическими формами в составе категории, образуют оппозиции.
Различаются привативные и эквиполентные оппозиции:
В привативных оппозициях противопоставлены сильный (+) и слабый (-) член оппозиции. Сильный член оппозиции характеризуется наличием определенного компонента грамматического значения, а слабый член оппозиции характеризуется отсутствием данного компонента значения.
Совершенный вид глагола (+) выражает ГЗ ‘действие, ограниченное пределом’, несовершенный вид (-) – ‘длительное действие, не имеющее предела’.
Изъявительное наклонение глагола (+) выражает ГЗ ‘реально происходящее действие’,
Повелительное и сослагательное наклонения (-) – ‘нереальное (желаемое, возможное) действие’.
В эквиполентных оппозициях противопоставлены в равной степени специфичные члены, каждый из которых противопоставлен всем остальным.
Женский род, мужской род, средний род; единственное число – множественное число.
Различаются бинарные оппозиции, в которых противопоставлены два члена друг другу, и небинарные оппозиции, включающие большее число противопоставлений.
Словоизменительные категории, если в парадигме одной лексемы представлено не менее двух значений этой грамматической категории (категории числа и падежа, времени глагола).
Классифицирующие категории, если в парадигме одной лексемы представлено одно грамматическое значение категории – категория рода существительного.
Грамматические категории носят обязательный и регулярный характер для всех слов одной части речи; они характеризуют знаменательные части речи и определяют их морфологическую специфику. Они по-разному распределяются между частями речи: существительные – род, число, падеж; глагол – вид, залог, наклонение, время, лицо, число, род. ГК, характеризуя слова разных частей речи, находятся в отношениях иерархического соподчинения. Например, категория падежа характеризует существительные, прилагательные, местоимения, числительные, причастия. Но базовой является категория падежа существительных. ГК носят системно-иерархический характер и внутри одной части речи. Так, базовыми глагольными категориями являются вид, залог, время и наклонение, т.к. характеризуют само действие, названное глаголом. Категория лица носит коммуникативно ориентированный характер, категории числа и рода – синтагматически (синтаксически) обусловлены сочетанием глагола с существительными. ГК находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обнаруживают тенденцию к взаимопроникновению: вид и время глагола, лицо глаголов и местоимения, число существительного и других частей речи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА
ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ЯЗЫКА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ
Работу выполнила:
студентка ФЛиМК, 1-го курса, группы 2АП
А. А. Слободских
Калининград
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3
ГЛАВА 1………………………………………………………..4
ГЛАВА 2………………………………………………………..5
ГЛАВА 3………………………………………………………..9
ГЛАВА 4………………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………..14
Приложение 1…………………………………………………...15
ВВЕДЕНИЕ
Грамматика [Приложение 1 ] определяет тип языка, будучи наиболее устойчивой его частью. Если фонетика и лексика занимают в структуре языка периферийное положение, то грамматика занимает положение центральное. Но при этом она всегда является опосредованной, так как её связь с действительностью осуществляется только через лексику. Также грамматика немыслима и без фонетики, так как то, что не выражено фонетически отсутствует и в грамматике.
Таким образом, можно сказать, что каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю – грамматическое значение, и внешнюю – грамматический способ выражения.
Как наука, грамматика включает в себя две части – морфологию [Приложение 1 ] и синтаксис. Объектом исследования в морфологии являются отдельные слова и их грамматические свойства.
Каждое знаменательное слово в свою очередь обладает двумя значениями – лексическим и грамматическим. Если лексическое значение может быть только одно, то грамматических значений у слова может быть несколько, и они находят в языке свое морфологическое и синтаксическое выражение.
В области морфологии, грамматическое значение – это общие значения слов, как частей речи (например, значение предметности у существительных), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставленных друг другу в рамках грамматический категорий [Приложение 1 ] (например, значение того или иного времени, лица, числа или рода).
О различных способах выражение грамматических значений в языке и пойдет речь в данной работе.
Понятие грамматического значения .
Грамматическое значение – это обобщенное отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов или словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение.
Как уже было сказано, каждое знаменательное слово обладает лексическим и грамматическим значением. Носителем лексического значения является основа слова. Грамматическое же выступает в качестве добавочного к лексическому и выражает отношения. Например, отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к совершающему действие лицу или отношение сообщаемого факта к действительности и времени. .
Грамматическое значение не определяется лексическим значением слова и в отличие от лексического, свойственного тому или иному слову, не сосредотачивается на одном слове. Оно характерно для многих слов языка. К тому же, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, меняя свою грамматическую форму, но сохраняя значение лексическое. Например, слово стол имеет ряд форм – стола , столу , столы , - которые выражают грамматические значения числа и падежа.
Грамматическое значение определенного слова в той или иной форме выражается определенным грамматическим способом. [Приложение 1 ]. Данных способов, используемых в языках, существует ограниченное количество – аффиксация, внутренняя флексия, редупликация, супплетивизм, ударения и интонации, порядок слов, служебные слова. Грамматика любого языка может быть выражена только этими способами. Одни языки (например, русский, английский) используют все перечисленные способы, другие же (например, французский, китайский) – только некоторые. Кроме того, необходимо отметить, что в разных языках эти способы сочетаются с различными грамматическими значениями, что создает каждый раз новую форму.
Грамматические способы выражения грамматических значений легко исчислимы и обозримы. Выделяют три основных способа выражения: синтетический, аналитический и смешанный.
Синтетические способы выражения значений
Синтетический способ заключается в выражении значения в самом слове и включает в себя аффиксацию, чередования и внутреннюю флексию, редупликацию, супплетивизм, сложения и способ ударения.
Способ аффиксации
Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов [Приложение 1 ], служащих для выражения грамматических значений.
Например: дом – дома – дому , делать – с делать, писать – н аписать, опоздать - опаздыва ть.
Аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем и постфиксы, стоящие после корня. Существуют языки, не употребляющие префиксов (например, тюркские), а выражающие грамматику только постфиксами и наоборот – языки, не признающие постфиксов (например, язык суахили). Индоевропейская группа языков, в частности русский, употребляют и префиксы, и постфиксы, которые в свою очередь делятся на суффиксы и флексии. Суффиксы – это постфиксы с деривационным значением, а флексии – постфиксы с реляционным значением.
Также существуют аффиксы иного типа, хотя суффиксы и префиксы встречаются в языках мира наиболее часто:
1) Интерфиксы – служебные морфемы [Приложение 1 ], служащие для связи корней в сложных словах. Например, соединительные гласные в русском языке: звезд-о -пад, снег-о -ход .
2) Конфиксы – комбинации из двух аффиксов – префикса и постфикса, - которые действуют совместно. Например, немецкие глаголы: loben – «хвалить» и ge - lob - t – «хваленый», где –geи –t окружают корень, оформляя слово совместно.
3) Инфиксы – аффиксы, вставляемые внутрь корня или основы. Например, латинский язык: ru - m - p - o – «я ломаю» при r ū p -ī – «я сломал». «Вставная» носовая согласная типа [m].
4) Трансфиксы – аффиксы, разрывающие корень, состоящий из одних согласных. Это явление свойственно семитским языкам. Например, древнееврейское ГНōБ – «воровать», ГāНаБ – «воровал», где корень ГНБ означает идею «воровства», а гласные трансфикса означают словоформы: инфинитив и форму прошедшего времени.
Также большую роль во многих языках играет нулевой аффикс – отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах. Например, для слова рог нулевой аффикс является показателем именительного падежа, единственного числа, так как во всех других падежах единственного и множественного числа присутствуют аффиксы – рóг-а, рóг-у, рог-á, рог-óв.
Способ чередования и внутренней флексии
Грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня. Чередования звуков – взаимная замена на тех же местах и в тех же морфемах – могут быть:
1) Фонетические. Изменение звучания обусловлено позицией, и чередуются варианты одной фонемы. Например, чередования ударных и безударных гласных в русском языке: воды [вóды] – вода [вадá], или звонких и глухих согласных: друг [друк] – друга [дрýга].
2) Нефонетические. Изменения звучания не зависит от позиции, чередуются разные фонемы. Например, [друг-]-[друз׳-]-[друж-] в словах друга - друзей – дружеский .
Среди нефонетических чередований в свою очередь различают:
a) Морфологические. Чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не выражает грамматического значения, а лишь сопровождает образование грамматических форм. Например, лоб – лба, пень – пня – явление «беглой гласной». Чередование [к - ч], [г - ж], [х -ш] – пек у – печ ешь, бег у – беж ишь, сух ой – суш е. Чередование сочетаний согласных с одной согласной: [ск - щ], [ст - щ], [зг - ж], [зд - ж] – плоск ость – площ адь, прост ой – упрощ ение, запозд ать – позж е.
b) Грамматические. Чередование не зависит от фонетической позиции, и чередуются самостоятельные фонемы друг с другом, с нулем или одна фонема - с двумя. .Это и есть внутренняя флексия .
Аблаут – наиболее древний вид внутренней флексии, характеризующийся изменением гласной в корне при образовании основных форм глагола. Например, английский глагол:
В данном случае наглядно видно чередование гласного в корне слова.
Умлаут – вид внутренней флексии, образовавшийся в средневековый период в различных языках самостоятельно. Характеризуется умлаут изменением гласных в корне при образовании формы множественного числа. Например, в английском языке:
Foo t – fee t
«нога» – «ноги»
Редупликации
Редупликация (повтор) заключается в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с его частичным изменением.
Синтетические способы выражения ГЗ:
1) Аффиксация – это использование аффиксов для выражения грамматического значения (делать – сделать, разменять – разменивать, стол – стола – столу). Самый распространенный способ выражения ГЗ.
2) Внутренняя флексия – грамматически значимое изменение фонемного состава корня (ходил – хаживал, дик – дичь, набирать – набрать)
3) Редупликация (повтор) – выражение ГЗ путём полного или частичного повтора основы (ходишь-ходишь, еле-еле, самый-самый).
4) Ударение. Изменение ударения служит способом выражения ГЗ. В РЯ ударение может разграничивать формы существительных, наклонения и вида глагола (Окна – окнА, лЮбите – любИте, насЫпать – насыпАть)
5) Супплетивизм – объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения ГЗ (хороший – лучше, плохой – хуже, я – меня, ребёнок – дети)
Аналитические способы выражения ГЗ:
1) Порядок слов. Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные типы самих предложений: Радость (S) сменяет печаль (O) – Печаль (S) сменяет радость (O); глухие учёные – учёные глухие.
2) Служебные слова – единицы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию.
Предлоги (или послеслоги)
Частицы
Артикли
Реформатский выделяет также вспомогательные глаголы, слова степени (более, менее)
3) Интонация. Этот способ относится не к слову, а к фразе, поэтому он связан с предложением и его строением.
ü Различает коммуникативную и модальную характеристики предложения: отличает вопросительные предложения от утвердительных, выражающих сомнение, удивление, побуждение и т.д. (Ты написал. Ты написал? Ты написал!)
ü Расстановка и градация пауз может по-разному расчленять предложение (Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог)
ü Паузирование может различать простое и сложное предложение: Вижу лицо в слезах - Вижу: лицо - в слезах.
Смешанный (гибридный) способ выражения ГЗ:
Объединяет признаки синтетического и аналитического типов.
ГЗ предложного и других падежей выражается двояко – падежной флексией и предлогом (рассказать о конференции, побывать в Ботаническом саду, поехать на рыбалку, познакомиться с артистом)
Средства выражения ГЗ (грамматические показатели):
1) Окончания (красивый-ая-ое)
2) Формообразующие суффиксы (глаголы, прилагательные: крича, крикнувший, сотканный)
3) Чередование (друг-друзья)
4) Ударение (окнА - Окна)
5) Предлоги (без шапки, в шапке, под шапкой)
6) Интонация (Надеюсь, вы удобно сидите? Сидите.)
7) Вспомогательные слова (буду учиться, более сильный)
4. Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматический способ, грамматическая форма, грамматическая категория. Понятие морфологической парадигмы.
Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.
Грамматический способ – способ выражения ГЗ
Грамматическая форма – регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его ЛЗ и различающиеся морфологическими/грамматическими значениями.
ГК - система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями.
Примером категории, имеющей двоякую позицию может служить категория числа у существительных. ГК может быть признана двусторонней единицей морфологического уровня языка, так как имеет план содержания ПС и план выражения ПВ.
С точки зрения семантической , ГК представляет собой набор однородных грам значений. Так, общее значение категории падежа включает в себя частное значение 6ти падежей. Частные ГЗ также могут быть составными. На примере падежей: в Р.п. выделяются: значения принадлежности, части, субъекта, пространственное. Они являются элементарными и не раскладываются на иные смыслы.
С формальной точки зрения , ГК - набор грамматических форм, служащих для выражения частных грам значений.
ГК отличаются друг от друга:
По характеру отношений
По количеству противопоставляемых членов
Бинарная оппозиция - число
Тройственная - время
Система ГК в СРЯ
Словоизменительные и несловоизменительные ГК
Словоизмениельные - категории, формы членов которых могут быть представлены формами одного и того же слова.
Несловоизменительные (классификационные) - не могут быть представлены формами одного и того же слова.
Парадигма – упорядоченная совокупность грамматических форм слова. Служебные части речи не имеют парадигмы.
Совокупность всех частных парадигм – полная парадигма. Полная парадигма существительного состоит из всех форм единственного и множественного числа.
Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, которая обладает называющей функцией и фиксируется в словаре.
Также выделяются неполная (ножницы, босой, пылесосить, смеркаться) и избыточная парадигмы (чая – чаю, годы – лета).
Слова с полной парадигмой – стол, свежий, бежать и др.
С неполной (ущербной) парадигмой – молоко, босой (не имеет степени сравнения), светать (потому что описывает состояние природы, нельзя применить по отношению к человеку).
С нулевой парадигмой – заимствованные слова, например: метро, клише, какаду, бордо, беж
С избыточной парадигмой – словоформы, имеющие две парадигмы (машу – махаю)
Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей): 1) окончаний; 2) формообразующих суффиксов и префиксов; 3) ударения; 4) чередования звуков; 5) предлогов; 6) интонации; 7) вспомогательных слов.
С помощью окончания выражается: а) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: голуб-ое неб-о, голуб-ого неб-а; летящ-ая птиц-а, летящ-ей птиц-ы, летящ-ей птиц-е; наш-а школ-a, наш-у ихкол-у, б) значение падежа числительных: дв-а, дв-ух, дв-ум, дв-умя; пять-0, пят-и, пять-ю; в) значение лица, числа и рода глагола: сиж-у, сид-ишъ, сид-ят; сидел-0\ сидел-а, сидел-и бы.
Одно окончание может выражать: а) только одно грамматическое значение: тр-и, тр-ех, тр-ем\ себ-я, соб-ой (значение падежа); чи- тал-и, писал-и (значение числа); б) два грамматических значения: читал-0, читал-а (значения рода и числа); чернил-а, чернил-ами, (значение числа, падежа); в) три грамматических значения: рыж-ую лис-у, высок-ий дом-0 (значения рода, числа и падежа).
Суффиксальным путем образуются: а) форма прошедшего времени глагола: дума-л, виде-л, паха-л; б) формы видов: узнать - узна-ва-ть, записать - запис-ыва-ть (несов. вид); в) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: белый - бел-ее, редкий - редч-айш-ий.
В некоторых разрядах имен существительных суффикс совместно с окончанием выражает значение множественного числа: муж - муж- j-a, зять - зять-j-а, брат - брат-j-a.
В существительных, обозначающих детей и детенышей животных, значение единственного числа, кроме окончания, передается при помощи суффикса -онок (-ёнок), а множественного числа - при помощи суффикса -ат-(ят-), например: дошкол-енок-дошкол-ят-а, зайч-онок і- зайч-ат-а. Сюда же: опенок - опята, масленок - маслята.
Постфиксальным путем образуются формы залога: мыть - мыть-ся, катать - катать-ся.
Префиксальным путем образуются: а) формы превосходной степени прилагательных: лучший - наи-лучший, высший - наивысший; б) формы совершенного вида глаголов: чертить - на-чер- тить (таблицу), строить - no-строить (дом).
Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. Ср.: создать - созда-ва-ть, доказать - доказывать. Самостоятельно (без других средств) ударение редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например: а) формы ед. ч. род. пад. и мн. ч. им. пад. существительных: дёл-а (нет) и дел-й (идут хорошо); окн-а (нет) и окн-а (выходят на улицу); б) формы видов: насыпать - насыпать, разрезать - разрезать.
Чередование звуков, как и ударение, обычно является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождает аффиксацию, например: освет-и-ть - освещ-а-ть (т-щ), охлад-и-ть - охлажд-а-ть (д-жд), собрать - собирать (0-и), послать - посылать (0-ы).
Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (материально выраженными и нулевыми): у дом-а, к дом-у, на дом-0, в дом-г, в дом-е; от тр-ех, к тр-елг, для к-ого, к к-ому, с к-ем, о к-ом.
Падежные значения неизменяемых существительных предлоги выражают самостоятельно (без окончаний): пообедал в кафе (ср. в столовой), вышел из кафе (ср. из столов-ой), стояли у кафе (ср. у магазин-а). Однако в таких случаях в выражении падежных значений участвует не только предлог, но и управляющее слово, вся модель словосочетания. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда тот или иной предлог употребляется с несколькими падежами. Ср. конструкции с предлогом в в значении направления (зайти в кафе, войти в депо, спуститься в метро - вин. п.) и места (сидеть в кафе, работать в депо, встретиться в метро - предл. пад.). Ср. также сочетания с другими предлогами: положить под пальто (вин. пад.) - надеть под пальто (тв. пад.), сесть за пианино (вин. пад.) - сидеть за пианино (тв. пад.).
С помощью управления выражено падежное значение существительных в предложениях: Д доволен (чем?) пальто (тв. пад.). На нашей улице нет кафе (род. пад.).
В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации. Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения. Ср.: сиди, не шевелись, не упади. Встань! Сядь! Встать! Молчать! Читай. Основная область применения интонации для выражения грамматических значений - синтаксис.
Вспомогательные слова, т. е. не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью формообразующих частиц образуются формы повелительного наклонения: Пусть сильнее грянет буря! (Горький). Да здравствует труд! - и сослагательного наклонения: отдохнул бы, поспал бы; с помощью вспомогательных глаголов формы будущего сложного: буду стараться, будете читать; с помощью наречий и прилагательных формы сравнительной и превосходной
степени: более чистый, менее чисто; самый красивый", наименее
дходящий.
Еще по теме § 38. Средства выражения грамматических значений слова:
- 105. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы
- § 7. Приемы выражения и изображения категории лицапосредством грамматических признаков женского рода
Понятие грамматического способа
Аффиксация
Чередования
Супплетивизм
Повтор (редупликация)
Ударение
Служебные слова
Порядок слов
Интонация
Литература
_________________________________________
Понятие грамматического способа
Грамматический способ – это материальное выражение грамматического значения.
Напр., противопоставление ед. и мн. числа в словоформах f оо t – feet материально выражено чередованием гласных в корне (внутренней флексией) [u] – .
Почти аналогично используется термин грамматическое средство . По большей части названия способа и средства выражения ГЗполностью совпадают , ср.:
способ – внутренняя флексия исредство выражения ГЗ – внутренняя флексия.
Иногда названия способа и средства отличаются :
способ – аффиксация,
средство – аффикс (префикс, суффикс, флексия…).
В зависимости от того, выражаются ли лексическое и грамматическое значения внутри знаменательного слова или для выражения ГЗ используются другие единицы, грамматические способы делятся на
синтетические (ЛЗ и ГЗ выражены внутри знаменательного слова) и
аналитические (ГЗ выражается за пределами знаменательного слова).
Основные способы выражения грамматических значений :
Аффиксация
Аффиксация – это выражение ГЗ с помощью аффиксов.
При этом говорят, что аффиксы – этосредство выражения ГЗ:
флексии: говор-ю, говор-ишь…
суффиксы: дела-ть – дела-л …
префиксы: делать – с-делать …
В языках мира существуют два типа аффиксации :
флективность (< лат.flexio ‘сгибание’) ≈фузия (< лат. f ū sio ‘сплав’) и
агглютинация (< лат.aggl ū tin ā tio ‘приклеивание’).
Основное различие между ними –
в характере связи аффиксов с формообразующей основой
и их функциональной нагрузке [Вендина, с. 212].
Сравним изменение существительных в русском и казахском языках.
Русский |
Казахский | |||||||
дóм-ø дóм-у дом-á дом-áм дом-óв |
двéрь-ø двер’-и двéр’-и двер’-áм двер’-эй |
пил-á пил’-э пил-ы пил- ам пил-ø |
Р.п. мн.ч. |
ара ‘пила’ ара-ға ара-лар ара-лар-ға |
эке ‘мать’ эке-ге эке-лер эке-лер-ге | |||
флективность |
агглютинация |
|||||||
корень меняется , часто не существует в языке без аффиксов; аффиксы неоднозначны : могут одновременно выражать не одно ГЗ; аффиксы нестандартны : одно ГЗ в разных словах может выражаться разными аффиксами, т.е. возможны синонимичные аффиксы; аффиксы присоединяются к основе , которая без этих аффиксов, как правило,не употребляется ; соединение корней и аффиксов имеет характер сплава , на морфемных швах часто происходитфузия (фонемы на границе морфем взаимодействуют):де т-с к-ий [цк]; бога т-с тв-о [цтв];о т-с ыпать; пр и+и ду →приду; рас т+т и →расти ; купа- ть-с я [ца]; пе-чь [кт’]→[ч];границу между морфемами в таком случаепровести трудно ; аффиксы соединяются не с любыми корнями , а корни –не с любыми аффиксами , причем изменения, как правило, не объясняются синхронными фонетическими законами:проез д -и-ть – проез ж -а-ть; про ст -и-ть – про щ -а-ть; говор-ю – говор-ишь, но: лю бл -ю – лю б -ишь… Тесное присоединение нестандартных аффиксов, могущих быть многозначными, к корням, которые могут изменяться, называется флективностью , илифузией . |
корень не меняется ; аффиксы однозначны , каждый выражает только одно значение; аффиксы стандартны : данное ГЗ всегда выражается данным аффиксом; аффиксы присоединяются к основе , которая представляет собойсамостоятельное слово ; аффиксы механически присоединяются (приклеиваются) к корню или основе вопределенной последовательности (в порядке нарастания абстрактности, грамматичности значения = грамматика порядков);границы между морфемами четкие и прозрачные: изменений на морфемных швах, как правило, не возникает; одни и те же аффиксы присоединяются ко всем корням ; существующие различия объясняются действием сингармонизма:-лар / -лер: ара лар ‘пилы’ – эке лер ‘матери’; -дар / -дер : нан дар ‘хлебы’ – кюн дер ‘дни’; кулак тар ‘уши’ – кюшик тер ‘щенки’; Механическое присоединение однозначных стандартных аффиксов к неизменяемым корням называется агглютинацией . |
[Реформатский, с. 271–273]
Агглютинация характерна для большинства языков Азии, Африки, Океании (в которых имеются аффиксы),флективность – в основном для индоевропейских языков.
Нужно иметь в виду, что в агглютинирующих языках встречаются элементы флективности , а во флективных –элементы агглютинации . Напр.,
русск.: чита- л ,давай- те ,покажи- ка [Реформатский, с. 271–273],
англ.: book - s .
- л , - те ,- ка ,- s – это явно агглютинативные аффиксы.
Языки, в которых распространена агглютинация, называются агглютинирующими , илиагглютинативными . Агглютинирующие языки делятся на языки
с правосторонней агглютинацией (аффиксы следуют за корнем) = постфигирующие:тюркские, финно-угорские;
с левосторонней агглютинацией (аффиксы предшествуют корню) = префигирующие:языки банту (суахили);
с двусторонней агглютинацией : картвельские языки (грузинский).
Чередования
Чередование , илиальтернация (лат.alterno ‘чередую’) – это мена звуков в морфеме:
дру г -а – дру з -ей : [г] // [з’],
со-б и р-а-ть –со-бр-а-ть : [и] // [Ø].
В качестве грамматического средства используются только нефонетические (= исторические , традиционные ) чередования , т.е. такие, которые не зависят от синхронных фонетических законов. В русском языке, напр.,не имеют отношения к грамматике ассимилятивные изменения звуков (лод-ка [лóт -ка]– лод-ок [лóд -ък]), оглушение согласных в конце слова и чередование гласных, возникающее за счет редукции (вода [вΛ д á] –вод [вóт ]).
Изменение звуков корня , выражающее ГЗ, называетсявнутренней флексией 1 .
В языках флективного типа внутренняя флексия довольно часто используется наряду свнешней флексией:
внешняя флексия: dog - Ø ‘собака’ – dog - s ‘собаки’;
внутренняя флексия: f oo t ‘нога’ – f ee t ‘ноги’.
NB ! [Ø] – [s] –этоне чередование, эторазные окончания (флексии) с разными ГЗ (ед. ч. – мн. ч.).
В разных грамматических традициях, когда речь идет об изменении звуков корня, используется преимущественно либо термин внутренняя флексия , либо термин чередование . Однако нужно иметь в виду, что терминчередование шире: чередования встречаются не только в корне, но и в аффиксальных морфемах:
скамья – скамей к а – скаме еч ка …
Классическая внутренняя флексия широко распространена в германских языках , на материале которых она и была выявлена.
В нем. и англ. яз. внутренняя флексия используется для выражения ГЗчисла :
англ: t oo th ‘зуб’ – t ee th ‘зубы’; m a n ‘мужчина’ – m e n ‘мужчины’,
нем.: Br u der ‘брат’ – Br ü der ‘братья’.
С помощью внутренней флексии выражаются ГЗ времени, наклонения, залога:
англ.: beg i n – beg a n – beg u n; wr i te – wr o te – wr i tten ,
нем.: h e lfen ‘помогать’ – h i lft ‘помогает’ – h a lf ‘помог’ – h ä lfe ‘помог бы’ – geh o lfen – прич. пасс. зал.
В рус. яз. с помощью чередований в корне выражается в основном видовое противопоставление :
избе г ать – избе ж ать,
пос ы лать – послать, наз ы вать – назвать.
Внутренняя флексия может как самостоятельно выражать ГЗ, так исопутствовать другим грамматическим средствам. Ср. нем.:
B u ch ‘книга’– B ü ch er ‘книги’, G a st ‘гость’ – G ä st e ‘гости’;
h e lf en ‘помогать’ – h i lf t ‘помогает’, h e lfen ‘помогать’ – пасс. прич. ge h o lfen .
Ср. также русские видовые пары :
подбр о с- и -ть – подбр а с- ыва -ть, спро с - и -ть – спра ш - ива -ть (в последней паре чередование гласных о//а сейчас сохраняется только на письме: в речи его нет из-за редукции).
Супплетивизм
Супплетивизм (> лат.suppleo , supplētum ‘пополнять, дополнять’) – образование грамматических форм слова от разных корней или основ.
Супплетивные формы (супплетивы) встречаются сравнительно редко , они свойственны далеко не всем языкам. Виндоевропейских языках они играют определенную роль в образовании форм личных местоимений:
русск.: я – меня, мне; ты – тебя, тебе; он – его, ему, на нём …
англ.: I – me,he – him, she – her…
нем.: ich – mich, du – dich, er – ihn…
фр.: je – moi, tu – toi, il – lui…
лат.: ego – me, tu –tibi…
Супплетивизм используется для образования сравнительной и(в меньшей мере) превосходной степеней сравнения прилагательных и наречий:
[Реформатский, с. 310–312].
В индоевропейских языках супплетивизм характерен для спряженияглаголов со значением ‘быть’ и ‘идти’:
русск.: быть – есть – суть,
нем.: sein –bin – ist – sind (настоящее время) –war (прошедшее время),
фр.: être – est – sont – fut (простое прошедшее),
русск.: иду – шел, шедший.
Он используется также при образовании форм числа существительных:
человек – люди, ребёнок – дети ,
и для противопоставления глаголов в видовой паре 2:
говорить – сказать, ловить – поймать…
Повтор (редупликация )
Повтор , или редупликация (> лат.reduplicatio ‘удвоение’) – выражение ГЗ путем полного или частичного удвоения корня, основы или целого слова, иногда с частичным изменением звукового состава.
Редупликация свойственна многим языкам и выражает разнообразные грамматические значения .
Множественное число имени :
малайский (австронезийская семья): orang ‘человек’ –orang - orang ‘люди’;
хáуса (чадская ветвь семито-хамитской семьи): bhai ‘брат’ –bhai-bhai ‘братья’.
Повторение может быть неполным : удваиваетсяпервый иликонечный слог корня.
яшо (язык североамериканских индейцев): gusu ‘бизон’ –gugusu ‘бизоны’;
полинезийские языки: tele ‘дерево’ – tetele ‘деревья’;
тагальский(австронезийская семья):maitai ‘мужчина’–mai ta tai ‘мужчины’.
Собирательность
тюркские языки: жылкы ‘лошади’ – жылкы-мылкы ‘лошади и другой скот’ (собирательное ‘лошадьё’).
Интенсивность признака и превосходная степень
гавайский: lii ‘маленький’ –lii - lii ‘очень маленький’;
китайский: хао ‘хороший’ – хао-хао-ды ‘очень хороший’;
казахский: кызыл ‘красный’ –кызыл-кызыл ‘самый красный’;
маори (полинезийские языки) – значение ослабленного признака :wera ‘жаркий’ –wera - wera ‘тёплый’.
В русск. яз. таким способом выражается интенсивность признака илистепень продолжительности и интенсивности действия :
чистый-чистый, чистый- пре чистый ;
еле-еле, чуть-чуть.
Способы глагольного действия
русск. – длительность и повторяемость: ходили-ходили, поговорили-поговорили (и ничего не сделали) ;
сомáли (кушитская ветвь семито-хамитской семьи): fen ‘глодать’ –fen - fen ‘обгладывать со всех сторон’.
полинезийские языки: tufa ‘делить’ –tufa - tufa ‘часто делить’.
Наибольшее распространение редупликация получила в австронезийских языках ,где она используется как для словоизменения, так и длясловообразования . Индонезийский:
api ‘огонь’ –api - api ‘спички’;
lara ‘больной’ – lelara ‘болезнь’ [Реформатский, с. 287–289; Кодухов, 248].
Ударение
Для выражения грамматических значений может использоваться только ударение, которое способно меняться :
монотоническое подвижное ударение,
политоническое (музыкальное) ударение.
Подвижное ударение используется, напр.,
при изменении ГЗ падежа ичисла :
зéмли – земли, стéны – стены, óкна – окнá; дóма – домá ;
для различения глаголов в видовой паре:
насыпать – насыпáть, нарéзать – нарезáть.
В англ. языкеглагол и существительное могут различаться только местом ударения:
progr é ss ‘прогрессировать’– pr ó gress ‘прогресс’, imp ó rt ‘ввозить’ – í mport ‘ввоз’.
Изменение места ударения часто сопровождает другие способы:
встре ч á ть – встрé т и ть ,стол – стол á .
Политоническое ударение :
лит: dvi é m (с нисходящим тоном) ‘двум’ – dvi е˜ m (с восходящим тоном) ‘двумя’;
шиллук (нилотский, нило-сахарский; Восточная Арика): jit с высоким тоном ‘ухо’, а с низким – ‘уши’;
тсвана (африканский язык группы банту): k è motho с низким тоном ‘я человек’ – k é motho с высоким тоном ‘он человек’ [Реформатский, с. 305–308; Кодухов, с. 247; Вендина, с. 214].
Служебные слова
Служебные слова – лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных семантико-синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложений, а также для выражения разных оттенков субъективной модальности.
Служебные слова противопоставлены знаменательным словам как грамматические единицы лексическим, выполняющимноминативную функцию. Служебные слова, в отличие от знаменательных, номинативную функциюне выполняют [ЛЭС, с. 472].
Служебные слова
либо самостоятельно выражают грамматические значения,
либо сопровождают словоизменительную аффиксацию.