Кого называют луной. Почему луна спутник земли

Едва ли для большинства людей луна является чем-то удивительным, ведь её мы имеем возможность наблюдать на небе практически каждый день, и уже давным-давно привыкли к такому явлению. Многие даже не знают о том, планета это, спутник или звезда, и о том, почему луну называют луной. Но сегодня мы выведем данные вопросы из тени, дав на них правильные ответы.

Почему луну называют луной

Как известно, естественный спутник земли называется луной не во всех языках и народах, это не интернациональное название. И то наименование, которым мы привыкли называть светящееся космическое тело над нашими головами, произошло от праславянского слова «luna». Что же касается происхождения этого старославянского слова, то оно является корнем слова «louksna», что в переводе на русский язык – «светлая». Пожалуй, этот ответ является вполне рациональным и поясняет, почему луну называют луной.

Почему луну называют спутником Земли

Как известно, луна является спутником Земли, причем не искусственным, а естественным. Но почему её так прозвали? Ответ на данный вопрос мы также рассмотрим чуть ниже.

Луну называют спутником Земли по той причине, что она, в сравнении с другими планетами в нашей солнечной системе, в первую очередь вращается вокруг Земли, используя для вращений её орбиту, а не вокруг Солнца. Разумеется, вокруг нашего естественного светила Луна также вращается, однако делает она это по той же траектории, что и Земля, вращаясь вокруг Солнца вместе с ней.

Именно это и подтолкнуло ученых к тому, чтобы называть Луну естественным спутником Земли. Характеристика «естественный» присутствует здесь по той причине, что с момента начала освоения космоса, людьми на орбиту было выведено немало искусственных устройств, также являющихся спутниками.

Почему луну называют месяцем

Все мы знаем, что такое месяц. Так называют неполную луну. Однако история происхождения данного наименования известна далеко не всем.

Все дело в том, что раньше время исчислялось по лунному календарю, ведь за неимением часов и различных технологий, доступных нам сегодня, вести подсчет времени, используя данные о том, в каком положении находится луна, было достаточно просто. В данном календаре было такое понятие, как месяц, которое означало 1/12 луны. Со временем люди преобразовали данное понятие, и стали использовать его для наименования неполной луны.

Теперь вы знаете, почему луну и месяц люди называют именно так.

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

Предмет: окружающий мир.

УМК: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, развивающее обучение «Система Занкова Л.В.»

Класс : 2

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Тема урока : Луна – спутник Земли.

Продолжительность : 40 мин.

Аннотация: II четверть, изучаемый модуль «Космос», 5 урок.

Методы, приемы, формы:

– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;

Сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой и парной формы работы;

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Цель: расширить знания учащихся о Луне.

Задачи:

Образовательные задачи:

    познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли;

    объяснить, почему видимая форма Луны, меняется в течение месяца.

Развивающие задачи:

    развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;

    развивать умение работать с глобусом, учебным текстом;

    развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах;

    развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

    содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

    прививать уважительное отношение друг к другу;

    формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;

    формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

    вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

    быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

    после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

    прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

    выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в своей системе знаний;

    извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

    извлекать информацию, представленную в разных формах (тест, текст, иллюстрация);

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

    доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

    осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

    уметь объяснять значение «Луна – спутник Земли»;

    работать с готовыми моделями (глобус);

    расширить знания о Луне.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.

Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (фазы Луны), словарное слово «кратер».

Ход урока

I .Мотивация к учебной деятельности (дети хором) (слайд 1)

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать, наша любознательность.

Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.

I I . Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2 - 7)

Тест (Система контроля и мониторинга качества знаний) PRoClass

    Планеты Солнечной системы изучают...

А) географы;

Б) химики;

В) астрономы;

Г) физики.

    Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...

А) 7;

Б) 9;

В) 11.

    Плутон – это...

А) самая большая планета Солнечной системы;

Б) самая маленькая планета Солнечной системы;

В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

    Относительно Солнца планеты расположены так:

А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    Что такое Земля?

А) звезда;

Б) планета;

В) пылающий шар.

III . Формулирование темы урока, постановка цели

Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (слайд 8)

    Звезда, вокруг которой вращается Земля?

    Самая удаленная от Солнца планета?

    Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?

    Небесное тело, которое само светится?

    Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

    Видели ли вы Луну?

    Что вы о ней знаете?

А все ли вы знаете о ней?

    А хотите ли узнать больше? (да)

    Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Луна – спутник Земли») (слайд 9)

    Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течение этого урока? (слайд 10)

1.Луна - спутник Земли.

    Поверхность Луны.

    Лунные фазы.

    Изучение Луны человеком.

    Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.

Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?

    Пристегните ремни! Внимание! Взлет!

I V. Открытие нового знания.

Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

1. Луна - спутник Земли. (слайд 11)

Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.

Каково расстояние от Земли до Луны?

Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело.

Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

    Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Землю и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Дети демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик - Солнце вращается вокруг себя. Ученица - Земля - вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица - Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)

    Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.

    Молодцы, садитесь.

    Теперь откройте учебники стр.65 и прочитаем первый абзац. Узнаем, что нам предлагают авторы учебника? (слайд 12)

    Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

2. Поверхность Луны. (слайд 13)

    Что вы видите на изображении?

    Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., которое расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик) . Подумайте, что назвали лунными морями. (Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

У лунного моря

Особый секрет, -

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

В волны его

Невозможно нырнуть,

Нельзя в нём плескаться,

Нельзя утонуть.

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Кто плавать

Ещё не умеет совсем!

Что говорится о поверхности Луны? {поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).

    Ребята, эти впадины называются кратерами или по – другому их называют «лунными морями».

Давайте повторим хором это слово – кратер (хором).

    Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.

    Значит, что такое «лунные моря»? (кратеры, образованные вследствие падения метеоритов - камней упавших из космоса).

Физминутка

Не зевай по сторонам, Будет вправо поворот.

Ты сегодня космонавт! Раз – хлопок, два – хлопок,

Начинаем тренировку, Повернись ещё разок!

Чтобы сильным стать и ловким. Раз, два, три, четыре,

Руки в стороны поставим, Плечи выше, руки шире.

Правой левую достанем, Опускаем руки вниз

А потом наоборот - И за парты вновь садись!

3. Лунные фазы

- А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она «Почему у месяца нет платья?» И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками) Приложение 1

Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)

    Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

    Работа в парах (применение документ – камеры)

- Давайте, вспомним правила работы в парах, в группах. Приложение 2

- Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.

Почему мы с Земли видим Луну такой разной? (Сообщения детей)

Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её – то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т.е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» - первую букву слова «стареющий».

    Изучение человеком Луны. (слайд 15)

    Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне? (Сообщения детей)

Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

    А сейчас вы узнаете о том, кому удалось побывать на Луне. (Сообщения детей)

В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход – 1». Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из - за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до – 160 градусов.

- Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

    Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений.)

    Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

    А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!

V. Закрепление изученного материала (слайд 16)

Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.

Работа в группах

Выложить на столах высказывания, используя данные вам слова. Но учтите, что не все слова вам пригодятся.

I группа

II группа

(

III группа

Прочитайте полученные вами высказывания.

Одной из групп встретилась фамилия Гагарин. Кто мне скажет кто это? (первый человек полетевший в космос).

Назовите его полное ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин)

А может кто-нибудь сможет назвать мне год, когда Юрий Гагарин совершил полет? (12 апреля 1961 года)

Молодцы, ребята!

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Скоро прозвенит звонок

Подведем скорей итог.

Что нового узнали на уроке? (о том, что Луна – спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Самооценка работы

Я предлагаю вам, чтобы вы оценили свою работу на уроке: (на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)

Крас.звезда - на уроке было легко, интересно.

Желт.звезда - испытывал затруднения.

Корич.звезда - на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.

Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

Список литературы:

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 8 изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

    Гулуева Т.С. Окружающий мир 2 класс. Методические рекомендации к учебнику Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2009. – 281с.

Приложение 1

Сказка «Почему у месяца нет платья»

Заглянул Полумесяц к Портному,

Не к небесному, а к земному.

-Сшей мне, мастер, нарядное платье,

Буду по небу в праздник гулять я!

Снял Портной с Полумесяца мерку.

Приглашает его на примерку.

Но всего лишь за несколько дней

Вдвое сделался Месяц полней.

И в плечах, и в груди ему тесно

Так поправился Месяц небесный!

Чуть не плачет с досады Портной:

-Что за бес подшутил надо мной!

Ваша милость слегка пополнела

Иль от стирки материя села, -

Я, по правде сказать, не пойму...

Ладно! Новую примерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки,

Не теряет Портной ни минутки.

Ну, а Месяц - гуляка ночной

Стал тем временем полной Луной.

Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:

-Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последние три дня и три ночи

Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил Портной,

Где уж спорить Портному с Луной!

Снял он мерку с заказчика снова:

Будет к празднику платье готово.

Швы у платья Портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,

А уж Месяц стучится в окошко.

Да не Месяц, а тоненький Серп

В это время он шёл на ущерб,

Не Луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева Портной:

-Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день, вы меняли фигуру.

То Вы делались круглым, как блин.

То худым, точно этот аршин.

Шить Вам платье - пустое занятье,

Оставайтесь-ка лучше без платья!

Приложение 2

Правила работы в парах

    Работать должны оба.

    Один говорит, другой слушает.

    Если не понял, переспроси.

Правила работы группах

    В группе должен быть ответственный.

    Если не понял, переспроси.

    Один говорит, другие слушают.

    Своё несогласие высказывай вежливо.

    Работать должен каждый на общий результат.

Приложение 3

Карточки с высказываниями для работы в группах.

I группа

Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.

(«Луна - естественный спутник Земли»)

II группа

Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. ( Первые люди покорившие Луну - Армстронг и Олдрин»)

III группа

Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры - это впадины, образованные от ударов метеоритов.)

Приложение 4

Творческий отчёт с фотоматериалами


Луна - естественный спутник нашей планеты. Ее влияние настолько велико, что астрономы часто говорят о связке «Земля-Луна» не как о планете и спутнике, а как о двойной планете. До сих пор не утихают споры о ее происхождении. Попробуем в них разобраться.

Что за странная «планета»?

Луна влияет почти на все сферы жизни на Земле, и история человеческой цивилизации не была исключением. Еще охотники на мамонтов вели счет дней по фазам Луны. Для первых цивилизаций спутник Земли был божеством, во власти которого находилось самое важное - сельскохозяйственный цикл. В большинстве древних цивилизаций Луну считали могущественной богиней, которой возводили храмы и приносили жертвы (иногда человеческие). Затмения Луны вызывали ужас - божество в гневе закрыло свой лик, грядут бедствия! В Средние века Луну считали местом обитания ангелов, в эпоху Просвещения предавались мечтам о расе селенитов, живущей на ночном светиле. Научный прогресс быстро разрушил эти наивные представления. Луна оказалась малой планетой, безжизненной и малопривлекательной (с человеческой точки зрения). Но также выяснилось, что влияние нашего спутника на процессы, происходящие на Земле, очень велико - вероятно, без Луны на Земле не могла бы существовать биосфера, и наша планета была бы похожа на Марс или Венеру. Ведь именно наличие Луны определяет важнейший климатический параметр - наклон оси вращения планеты по отношению к плоскости ее орбиты, определяющий характер смены времен года.

Из законов небесной механики известно, что наклон оси вращения планет подвержен колебаниям, примером чему является наш сосед Марс. Как показывают выполненные астрономами расчеты, угол между экватором Марса и плоскостью его орбиты значительно менялся. А ведь поверхность Красной планеты содержит многочисленные признаки иного прошлого - русла, протоки, осадочные породы (следы древних морей!). В далеком прошлом климат планеты был теплее, и на ее поверхности существовала жидкая вода, а возможно, жизнь. Но произошла какая-то катастрофа, и Марс превратился в ледяную пустыню. Исследования показывают, что наиболее вероятной причиной «замораживания» Марса было изменение угла наклона марсианской оси. Для Земли даже ничтожное изменение угла наклона оси к плоскости эклиптики (на величину порядка градуса) может обеспечить ледниковый период. Между тем Марс поворачивался на десятки градусов, поэтому грандиозные климатические катастрофы на нем были неизбежны. А вот у Земли угол наклона оси относительно плоскости орбиты варьировался не более чем на один-два градуса, что обеспечивало поразительную (по меркам иных планет) стабильность климата. Возникает естественный вопрос - а в чем причина уникальной устойчивости нашей планеты?

Как Луна нам помогает

Большинство ученых полагает, что за стабильность земного вращения (и, соответственно, климата) мы должны благодарить Луну - именно благодаря ей хаотические колебания угла наклона Земле не грозят. Гипотетическое отсутствие у Земли крупного спутника создало бы условия для очень сильных колебаний угла между экватором и орбитой, что сделало бы климат на Земле непригодным для жизни.

Благотворная роль Луны этим не ограничилась, способствуя появлению жизни: она вызывала приливы, способствовавшие аэрации морей. Возможно, даже сама жизнь впервые зародилась в приливной зоне! Движение Луны по небу влияет на жизненные циклы многих организмов - ярким примером служат мечехвосты (морские членистоногие, отдаленно родственные ракам и крабам), которые метают икру только при определенной фазе Луны.

Она, несомненно, повлияла и на историю человечества. Как идеальный небесный хронометр, спутник Земли значительно ускорил появление первых календарей. Наблюдения за Луной (самым близким небесным телом) сыграли огромную роль в развитии астрономии. Из них античные ученые сделали вывод о шарообразности планет, а движение Луны и его связь с морскими приливами позволили в XVII веке сформулировать законы всемирного тяготения.

Позднее наблюдения за Луной способствовали развитию науки о планетах - ведь ни одна другая планета (кроме Земли) не была исследована столь подробно! Впрочем, по мере накопления знаний о Луне вставал ряд вопросов. Самой большой тайной оставалось происхождение Луны - гипотез возникновения ночного светила было выдвинуто множество, но ни одна из них не могла объяснить все факты. Каковы основные особенности нашего спутника, которые вызывали такие сложности у ученых?

Перечислим основные из них:

  • средняя плотность Луны намного меньше средней плотности Земли, так как у Луны очень маленькое ядро (если у Земли оно около 30% массы планеты, то у Луны - не больше 2-3%);
  • на Луне повышено содержание тяжелых элементов (торий, уран, титан);
  • а вот соотношение изотопов кислорода в земной и лунной коре практически одинаково (а ведь у разных планет и метеоритов из разных уголков Солнечной системы оно весьма сильно различается);
  • лунная кора намного толще земной, что предположительно свидетельствует о том, что все слагающее ее вещество было когда-то расплавлено (а вот Земля, как считается, полностью расплавленной никогда не была);
  • наконец, плоскость орбиты Луны не совпадает с экваториальной плоскостью Земли.

Среди многочисленных предположений о механизме происхождения нашего спутника три гипотезы в разное время снискали наибольшую популярность среди ученых. Расскажем и о них.

Гипотезы происхождения Луны

Согласно одной из этих гипотез, наша спутница когда-то была «самостоятельной» малой планетой Солнечной системы, вращавшейся вокруг Солнца. Однако в какой-то момент вольная Луна подошла к Земле слишком близко - и сила притяжения захватила ее и перевела на новую орбиту, где Луне суждено было вращаться вокруг нашей планеты в качестве спутника.

Увы, расчеты показали, что эта гипотеза не может объяснить особенности лунной орбиты, а обнаруженное после полетов на Луну сходство элементов земной и лунной коры поставило на версии «захвата» жирный крест. Другой популярной гипотезой было предположение о совместном формировании Земли и Луны (эту гипотезу выдвинул великий Иммануил Кант). В соответствии с ней, Луна и Земля сформировались одновременно - из одного газопылевого облака. Зародившаяся прото-Земля набрала такую массу, что частички облака начали вращаться уже по своим орбитам вокруг нее, постепенно образовав прото-Луну.

Эту гипотезу отчасти подтверждает сходство изотопов Земли и Луны, но данная модель совершенно не объясняет особенности лунной орбиты.

Чтобы объяснить эти противоречия, американские астрономы Билл Хартманн и Дональде Дэвис в 1975 году выдвинули импактную (т. е. «ударную») гипотезу, которая в настоящее время считается основной. Согласно ей, когда Солнечная система только зарождалась, из газопылевого облака, вращающегося вокруг Солнца, на орбите будущей Земли образовались сразу две протопланеты - одной из них была молодая Земля, а другая (она была меньше, размером примерно с Марс) получила имя Тейя. Под действием притяжения планеты начали сближаться, и 4,4 млрд лет назад наконец произошла грандиозная катастрофа - столкновение планет. Удар, к счастью, пришелся по касательной. Тейя была уничтожена, а расплавленные земные недра от удара выплеснуло на околоземную орбиту. Из этого вещества примерно за сто лет сформировалась Луна. Удар раскрутил Землю - вот откуда быстрая (в сравнении, например, с Венерой) смена дней и ночей. Эта гипотеза хорошо объясняет и наклон лунной орбиты, и сходство изотопов кислорода на Земле и на Луне, и странное внутреннее строение Луны. Однако новые исследования, опубликованные в журнале Nature, наносят смертельный удар по этим взглядам.

Проведя детальное исследование образцов лунных пород, добытых экспедициями кораблей серии «Аполлон» в 70-е годы XX века, специалисты из Вашингтонского университета вынесли отрицательный вердикт импактной гипотезе: «Если бы старая теория была верна, то больше половины лунных пород состояли бы из материала ударившего Землю планетоида. Но вместо этого мы видим, что изотопный состав фрагментов Луны весьма специфичен. Тяжелые изотопы калия, найденные в образцах, могли сформироваться только под воздействием невероятно высоких температур. Лишь очень мощное столкновение, при котором планетоид и большая часть Земли испарились бы при контакте, может вызвать подобный эффект».

В результате ученые предложили новую теорию: вместо колоссального столкновения планет были множественные столкновения с меньшими астероидами. Астероидная бомбардировка «выкинула» на орбиту Земли достаточно обломков, чтобы сформировать несколько маленьких спутников, которые со временем слились в один большой. Эта «Протолуна» продолжила поглощать объекты на орбите, пока не осталась в гордом одиночестве.

Авторы исследования утверждают, что их гипотеза лучше всего соответствует полученным данным. Однако немедленно нашлись скептики, которые указали, что и новая гипотеза возникновения Луны объясняет далеко не все странности ночного светила. Так что точку в спорах о Луне ставить пока рано - спутник Земли по-прежнему сохраняет свою тайну…

На вопрос Почему Луна является спутником Земли, а не самостоятельной планетой? заданный автором Antimona лучший ответ это Сила притяжения Солнца на Луну уходит в то, что Луна вместе с Землёй вращаетя вокруг Солнца.
В данный момент она ещё и к Земле привязана. А уж как это началось....это уже другой вопрос.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему Луна является спутником Земли, а не самостоятельной планетой?

Ответ от Nik Vas [гуру]
Планеты вращяются вокруг звёзд и имеют зависимую траекторию.
Спутники вращаются...


Ответ от В и х р ь [гуру]
Приписка непонятна, вопрос ясен.
Тяготение Земли именно и удерживает Луну!
Земля близко, вот её тяготение и действует сильнее!
Так для всех планет, имеющих спутники


Ответ от MiF [гуру]
то же самое вы могли бы сказать и про людей. или к любым другим частям земли. но мы притягиваемся к солнцу гораздо слабее, чем к земле. и солнце не разрывает землю на части.
потому что по отношению к солнцу все части земли движутся примерно одинаково. и солнце практически не создаёт искажения. ибо расстояния между частями земли несоизмеримо малы по сравнению с расстоянием до солнца. причём и соотношение квадратичное.


Ответ от [email protected] [гуру]
Насчёт того, что "Солнце притягивает Луну в 2 раза сильнее Земли" НЕ согласен.
Спутники планеты могут быть её спутниками только в пределах сферы действия этой планеты. Луна как раз и находится в сфере действия Земли, а это означает, что на том расстоянии от Земли, где находится Луна, притяжение Земли преобладает над притяжением Солнца. В противном случае Луна, как спутник, была бы потеряна.
В период формирования планет Солнечной системы из газо-пылевого облака каждая планета формировалась в своей зоне. Вследствие чего все планеты имеют свои устойчивые орбиты и сами по себе их изменить не могут. Между соседними большими планетами нет "свободного места" для устойчивой орбиты другой большой планеты (исключение - пояс астероидов между орбитами Марса и Юпитера). Поэтому Луна может быть только тем, чем она есть - спутником Земли.


Ответ от IKILL [новичек]
Ну наверное потому что она вращается вокруг конкретной оси и эта ось земля, это и определяет её конкретную принадлежность к земле, ну а во 2х наверное габориты, как и с остальными спутниками других планет.


Ответ от Валерий колхозник [гуру]
по сути наша планета не могла ни за какие коврижки обзавестись таким спутником,всмысле по массе... это не могло быть тело пришедщее и губины космоса типа из облака аорта... скорость сбилижения недалабы ей зависнуть на этой орбите, ведь мы довольно близко к солнцу,...при определенных условиях это моглабы быть часть земли ну типа её порвало на неравные части...никто еще не знает... если луна однако не образовалась в результате катастрофы или во ввремя рождения земли то это искуственное тело...но никто ни за не против ничего не знает...

Актуальность:

12 апреля наша страна вспоминает грандиозное событие – полет человека в космос. На уроках мы тоже обсуждали тему космоса, рисовали рисунки. И учительница попросила нас приготовить интересные доклады про космос. Поэтому я выбрал именно эту тему, так как мне самому это интересно. И в преддверии этого праздника “Дня космонавтики” для нас это актуально, думаю, что и вас заинтересует.

Мои предположения:

Дома я достал энциклопедию ” Небесные тела” и стал читать. Тут я себя спросил, а может Луна на нас упасть? Я ответил, что, наверное, Луна упадет в том случае, если приблизится к Земле. А, может быть, ее что–то держит с Землей, поэтому она не падает и никуда не улетает.

Цель и задачи моей работы:

Я решил подробнее изучить литературу, как Луна образовалась, как влияет на Землю, что ее связывает с Землей, и почему Луна не улетает в космос и не падает на Землю. И вот что я узнал.

Введение

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большого по размерам тела и удерживается силой его притяжения. Луна – спутник Земли. Земля– спутник Солнца. Луна – твердое, холодное, шарообразное небесное тело, которое в 4 раза меньше Земли.

Луна– самое близкое к Земле небесное тело. Если было бы возможно, то турист шел бы до Луны 40 лет

Система Земля – Луна – уникальна в Солнечной системе, так как ни одна планета не имеет такой крупный спутник. Луна – единственный спутник Земли.

Она видна невооруженным глазом лучше, чем любая планета в телескоп. Много загадок таит в себе наш спутник.

Луна – это пока единственное космическое тело, на котором побывал человек. Луна обращается вокруг Земли точно так же, как Земля обращается вокруг Солнца (см. рис. 1).

Расстояние между центрами Луны и Земли примерно 384467 км.

Как выглядит Луна?

Луна совсем не похожа на Землю. Там нет ни воздуха, ни воды, ни жизни. Концентрация газов у поверхности Луны равноценна глубокому вакууму. Из–за отсутствия атмосферы её мрачные пыльные просторы раскаляются днём до + 120 °С и промерзают ночью или просто в тени до – 160 °С. Небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Огромный диск Земли выглядит с Луны больше чем в 3,5 раза, чем Луна с Земли, и висит в небе почти неподвижно (см. рис. 2).


Вся поверхность Луны изрыта воронками, которые называют кратерами. Ты можешь увидеть их, присмотревшись к Луне в ясную ночь. Некоторые кратеры такие большие, что в них мог бы уместиться огромный город. Основные варианты образования кратеров две – вулканическая и метеоритная.

Поверхность Луны можно разделить на два типа: очень старая гористая местность (лунный материк) и относительно гладкие и более молодые лунные моря.

Лунные моря, которые составляют приблизительно 16 % всей поверхности Луны, – это огромные кратеры, возникшие в результате столкновения с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой. Лунным морям были даны названия: Море Кризисов, Море Изобилия, Море Спокойствия, Море Дождей, Море Облаков, Море Москвы и другие.

В сравнении с Землёй Луна очень маленькая. Радиус Луны равен 1738 км, объём Луны составляет 2 % от объёма Земли, а площадь – примерно 7,5 %

Как образовалась Луна?

Луна и Земля – почти ровесники. Вот одна из версий образования Луны.

1. Вскоре после образования Земли в неё врезалось огромное небесное тело.

2. От удара оно разлетелось на множество осколков.

3. Под действием гравитации (притяжения) Земли осколки стали обращаться вокруг неё.

4. Со временем осколки собрались вместе, и из них образовалась Луна.

Фазы Луны

Луна каждый день меняет свой вид. Сначала узенький серп, затем Луна полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп повернут выпуклостью влево, как буква ” С”, то говорят, что Луна “стареет”. Через 14 суток и 19 часов после полнолуния старый месяц исчезнет совсем. Луна не видна. Такую фазу Луны называют ” новолунием “. Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо, превращается снова в полную Луну.

Чтобы луна снова ” выросла “, требуется такой же промежуток времени: 14 суток и 19 часов. Изменение вида Луны, т.е. изменение лунных фаз, от полнолуния до полнолуния происходит каждые четыре недели, точнее за 29 с половиной суток. Это лунный месяц. Он послужил основой для составления лунного календаря. Во время полнолуния Луна повернута к Земле освещенной стороной, а во время новолуния – неосвещенной стороной. Обращаясь вокруг Земли, луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной поверхностью, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

Приливы и отливы

Гравитационные силы между Землёй и Луной вызывают некоторые интересные эффекты. Наиболее известный из них – морские приливы и отливы. Разность уровней прилива и отлива на открытых пространствах океана невелика и составляет 30–40 см. Однако вблизи берегов вследствие набега приливной волны на твёрдое дно, приливная волна увеличивает высоту точно так же, как обычные ветровые волны прибоя.

Учитывая направление вращения Луны вокруг Земли, можно составить картину следования приливной волны по океану. Максимальная амплитуда приливной волны на Земле наблюдается в заливе Фанди в Канаде и составляет 18 метров.

Исследования Луны

Луна привлекала внимание людей с древних времён. Изобретение телескопов позволило различать более мелкие детали рельефа (форма поверхности) Луны. Одну из первых лунных карт составил Джованни Риччиоли в 1651 году, он же дал названия крупным тёмным областям, именовав их “морями”, чем мы и пользуемся до сих пор. В 1881 Жюль Янссен составил детальный “Фотографический атлас Луны”.

С началом космической эры количество наших знаний о Луне значительно увеличилось. Впервые Луну посетил советский космический корабль “Луна–2” 13 сентября 1959 года.

Впервые удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959 году, когда советская станция “Луна–3” пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть её поверхности.

Американская программа пилотируемого полёта на Луну называлась “Аполлон”.

Первая посадка произошла 20 июля 1969 года, а первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг. На Луне побывали шесть экспедиций, но в последний раз это было в далёком 1972 году, так как экспедиции очень дорогостоящие. Каждый раз на неё высаживались два человека, которые проводили на Луне до трёх суток. В настоящее время готовятся новые экспедиции.

Почему же Луна не падает на Землю?

Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли.

Когда мы бросаем объект, такой как теннисный мяч сила тяжести тянет его по направлению к центру земли.Даже брошенный с большой скоростью теннисный мяч все равно упадет на землю, но картина изменится если объект находится гораздо дальше и движется гораздо быстрее.

Мой опыт:

Я задал этот вопрос своему папе, и он объяснил мне на простом примере. Мы привязали на нитку обыкновенный ластик. Представьте себе, что вы – это Земля, а ластик – луна, и начните ее раскручивать. Ластик на нитке будет прямо–таки вырываться из вашей руки, но нитка его не пустит. Луна находится так далеко и движется так быстро, что падение вниз никогда не происходит в одном направлении. Даже падая постоянно, луна никогда не упадет на землю. Вместо этого она движется вокруг земли по постоянному пути.

Если мы будем вращать ластик очень сильно, то нить порвется, а если медленно то ластик упадет.

Делаем вывод: если бы луна двигалась еще быстрее, то она преодолела бы притяжение земли и улетела в космос, если бы луна двигалась медленнее, сила тяжести притянула бы ее к земле. Этот точный баланс скорости притяжения создает то,что мы называем орбитой, где меньшее небесное тело постоянно обращается вокруг большего.

Сила, которая не дает Луне “убежать” при вращении – это сила притяжения Земли. А сила, которая не дает Луне упасть на Землю – это центробежная сила, которая возникает при вращении Луны вокруг Земли.

Обращаясь вокруг Земли, Луна движется по орбите со скоростью 1 км/сек, то есть достаточно медленно, чтобы не покинуть свою орбиту и “улететь” в космос, но и достаточно быстро, чтобы не упасть на Землю.

Между прочим...

Вы удивитесь, но на самом деле Луна... отдаляется от Земли со скоростью 3–4 см в год! Движение Луны вокруг Земли можно представить как медленно раскручивающуюся спираль. Причиной такой траектории Луны является Солнце, которое притягивает Луну в 2 раза сильнее, чем Земля.

Почему же тогда Луна не падает на Солнце? А потому что Луна вместе с Землей вращается, в свою очередь, вокруг Солнца, и притягательное действие Солнца без остатка тратится на то, чтобы постоянно переводить оба эти тела с прямого пути на искривленную орбиту.

– Сама Луна не светится, она лишь отражает падающий на неё солнечный свет;

– Луна оборачивается вокруг своей оси за 27 земных суток; за это же время она совершает один оборот вокруг Земли;

– Луна, вращаясь вокруг земли, всегда обращена к нам одной стороной, обратная её сторона остаётся для нас невидимой;

– Луна, двигаясь по своей орбите, постепенно удаляется от Земли примерно на 4 см. в год.

– Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

Поэтому взлететь ракете с Луны гораздо легче, чем с Земли.

Возможно, что скоро в далекие межпланетные рейсы космические корабли будут отправляться не с Земли, а с Луны.

С началом нынешнего века Китай объявил о своей готовности исследовать Луну, а также выстроить там несколько обитаемых лунных баз. После этого заявления космические организации ведущих стран, а в частности США (НАСА) и ЕКА (Европейское Космическое Агентство) снова развернули свои космические программы.

Что из этого выйдет?

Посмотрим в 2020 году. Именно на этот год Дж.Бушем была запланирована высадка людей на Луну. Эта дата опережает Китай на целых десять лет, так как в их космической программе было сказано, что создание обитаемых лунных баз и высадка на них людей состоится лишь в 2030 году.

Луна является наиболее исследованным небесным телом, но для человека она таит в себе ещё очень много загадок: возможно, она является базой внеземных цивилизаций, возможно жизнь на Земле была бы совершенно другой, если бы не было Луны, возможно в будущем человек поселится и на Луне...

Выводы:

Итак, мы выяснили, что Луна – это естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты и вместе с Землей, движется по орбите вокруг Солнца;

– вопрос о происхождении Луны до сих пор остаётся спорным;

– изменения формы Луны называются фазами. Они существуют только для нас,

Одно из моих предположений оказалось верным, Луну действительно что–то держит, и это – сила притяжения Земли и центробежная сила.

А другое мое предположение, что Луна упадет, если приблизится к Земле не совсем верное. Луна упадет на Землю тогда, когда Луна перестанет вращаться, будет неподвижной, тогда и не сработает центробежная сила.

Изучая энциклопедии и интернет, я узнал много нового и интересного. Обязательно поделюсь этими открытиями с одноклассниками на уроке окружающий мир.

Нам удалось разгадать некоторые загадки Луны, но от этого она не стала менее интересной и притягательной!

Использованная литература:

1. “Космос. Сверхновый атлас Вселенной”, М., ” Эксмо”,2006г.

2. Новая школьная энциклопедия ” Небесные тела”, М., “Росмен”,2005г

3. “Почемучка” Детская энциклопедия, М., ” Росмен”, 2005г.

4. “Что такое? Кто такой?” детская энциклопедия, М.,”Педагогика –

Пресс“1995 г.

5. Интернет – справочники, картинки про космос.

Выполнил: ученик 3Б класса

Халиуллин Ильдар

Руководитель: Сакаева Г.Ч.

МОУ СОШ №79, г. Уфа



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.