Отличие стертой дизартрии от сложной дислалии. Дислалия, дизартрия, ринолалия

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Сравнивая симптоматику речевых и неречевых признаков у детей с дислалией и дизартрией, можно определить диагностически значимые отличия.

Так, у детей со стертой дизартрией, кроме нарушения звукопроизношения, отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.
Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук.
Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции.
Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.

Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.
Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

Сопоставление дислалии и стертой дизартрии

При сложной функциональной дислалии:

Страдает артикуляция только согласных звуков;

Четкое нарушение артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации;

Закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений;

Не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи;

Изменения дыхания не типичны;

Фонационные расстройства не отмечаются;

При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:

  • Возможно смазанное неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком.
  • Изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно.
  • Процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи.
  • Характерен ускоренный или замедленный темп речи.
  • Дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох.
  • Страдает координация указанных процессов.

Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия)

Мы часто встречаем не только детей, но и взрослых с неправильным звукопроизношением. Это картавость , шепелявость и другие дефекты речи. Многие взрослые не замечают своих дефектов, а некоторые видят в них «изюминку», видя некоторое сходство с «дедушкой Лениным»(да, в моей практике были и такие случаи).

Что же такое дефект речи и как с ним бороться

Дефектом речи не является иностранный акцент, диалектное произношение («Окание», «Гекание» и проч.) а также возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие)

Нарушением (дефектом) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.

Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться:

  • в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»),
  • Замене одного звука другим («лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо лампа)
  • Дефектном произношение звука (гортанное произношение звука Р)

В зависимости от причин которые вызывают дефект, нарушения звукопроизношения разделяют на две группы дислалия и дизартрия.

Дислалия

Дислалия (дис - нарушение, лалия - речь) - есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия подразделяется на механическую (связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).

Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).

При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ

Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.

Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь» . Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате - полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Дизартрия

Дизартрия - это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии - один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия , дислексия , дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ . Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Как отличить дислалию от дизартрии? Этот материал поможет и начинающим логопедам, и родителям!

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия — нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата.

Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии.

Функциональная дислалия

Причины:

  • Может быть неблагоприятное речевое окружение.
  • Может быть неправильное речевое воспитание.
  • Может быть соматическое ослабленность здоровья.
  • Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.

Психический статус:

  • У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.
  • Опрятны и аккуратны.
  • Как правило, более здоровы.
  • Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены, т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
  • Нет нарушений просодики.
  • Звукопроизношение не ухудшается.
  • Произвольность речевых движений сохранна.
  • По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.

Стертая дизартрия

Причины:

  • Органическое поражение ЦНС.

Неврологический статус детей:

  • Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.

Проявление неврологической симптоматики:

  • страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений.
  • дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку,
  • испытывают затруднения в играх с мячом,
  • движения носят скованный напряженный характер,
  • отмечаются напряжения в руках,
  • тремор пальцев рук,
  • покачивание тела,
  • отклонение языка в сторону,
  • гиперкинезы языка,
  • саливация.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:

  • Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:

  • Отмечается легкая амимия лица,
  • снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.

В органах артикуляционного аппарата:

  • Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;
  • со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено.
  • Амплмитуда движений ограничена.
  • Могут наблюдаться замены движений.
  • Саливация.
  • Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.

Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз).

Психический статус:

  • Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов,
  • отмечаются снижение памяти и внимания.
  • Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки.
  • Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения.

Состояние бытовых навыков самообслуживания:

  • Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке.
  • Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы.
  • Саливация.

Общее соматическое состояние:

  • Соматически ослаблены.
  • Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями.
  • Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Особенности речевых нарушений:

  • Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты .
  • Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
  • Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
  • По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
  • Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и не резко выраженные.

Упражнения для диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии

Упражнения для бровей:

  • «Дружные ребята» : Движение бровей вверх, вниз. Хмурить брови.

Упражнения для глаз:

  • «Моргалочки» : Спокойно закрывать и открывать глаза.
  • «Мигалочки» : Умение попеременно открывать и закрывать глаза.

Упражнение для мимической моторики:

  • «Повторяшки» : Одновременно улыбнуться и поднять брови. Моргать глазами и качать головой.

Упражнение для щек:

  • «Надуваем шарик» : Надуть, сдуть щеки. Надуть попеременно то одну, то другую щеку.

Упражнения для губ:

  • «Заборчик» : Губы сомкнуты,губы в улыбке.
  • «Дудочка» : Губы вытянуть вперед.
  • «Заборчик-дудочка» : Переключение позиций губ.

Упражнения для языка:

  • «Лопатка» : Умение удерживать язык в расслабленном положении на нижней губе.
  • «Часики» : Подвижность языка в стороны, не касаясь губ.
  • «Качели» : Умение быстро менять положение языка – вверх, вниз.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ГОУ ВПО «МГПУ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Сравнительный анализ дислалии и стертой дизартрии.

Выполнила:

Студентка 4 курса

Заочного отделения

Дефектологического факультета

404 группы

Лебедева В.В.

Работу проверила:

Доц. Идес Р. Е.

Введение

1.Дислалия. Исторический аспект

2.Клинико-педагогическая характеристика детей с дислалией

2.1Простые и сложные дислалии

2.2Формы дислалии

2.3Особенности фонетических нарушений у детей с дислалией

2.4Сенсорная и моторная дислалия

2.5Уровни нарушения произношения

3.Методика логопедического воздействия при дислалии

3.1Основные этапы работы

4.Стертая дизартрия. Исторический аспект

4.1Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией

4.2Особенности фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией

4.3Особенности формирования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

4.4Особенности моторики при стертой дизартрии

4.5Особенности формирования лексики, нарушения формирования грамматического строя, морфологической системы языка и синтаксической структуры предложения при стертой дизартрии

4.6Просодика

5.Методика логопедической работы с детьми при стертой дизартрии

5.1Методики коррекции речевого дыхания при дизартрии

5.2Коррекция речи при дизартрии

6.Сравнительный анализ дислалии и стертой дизартрии

Заключение

Литература

Введение

Звуки речи -- это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.

В литературе имеются многочисленные указания на то, что в практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые по своему внешнему проявлению напоминают дислалию, но имеют длительную и сложную динамику устранения.

Таким образом, выбор темы курсовой работы обусловлен её актуальностью и недостаточной изученностью проблемы, которая требует специального рассмотрения в научном и методическом аспектах.

Целью настоящей работы является сравнительный анализ дислалии и стертой дизартрии.

Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по данным нарушениям, сравнить и сделать вывод.

1. Дислалия . Исторический аспект . Термин «дислалия». Причины возникновения

Дислалия (от греч. dis -- приставка, означающая частичное расстройство, и lalio -- говорю) -- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и -- реже -- их пропусках.

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827г. Изучение данной проблемы в отечественной логопедии отражено в работах: М. Е. Хватцева, А. М. Смирновой, О. В. Правдиной, С. С. Ляпидевского, Р. Е. Левиной и других не менее известных ученых.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25--30% детей дошкольного возраста (5--6 лет), у 17--20% детей школьного возраста (I-- II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.

Причины возникновения -- биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

дислалия слух логопедический дизартрия

2. Клинико-педагогическая характеристика дислалии

2.1 Простые и сложные дислалии

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным(полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).

Наряду с так называемыми «чистыми» формами встречаются комбинированные формы акустико-фонематических, артикуляторно-фонематических и артикуляторно-фонематических дислалии. М. Е. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи. Такие комбинации нарушений представляют собой особую группу, не сводимую к дислалиям как избирательному расстройству звукового оформления речи; они сочетаются с недоразвитием других сторон речи и наблюдаются на фоне органических поражений центральной нервной системы и психического развития.

2.2 Ф ормы дислалии

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения; функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические -- в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков -- акустические или артикуляционные -- оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Механическая дислалия -- нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные:

1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами;

2) отсутствием резцов или их аномалиями;

3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже -- р и р.

Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом.

Однако не во всех случаях язычных аномалий страдает произношение звуков. Это неоднократно отмечалось лингвистами. (Р. О. Якобсон, М. В. Панов) и специалистами в области патологии речи (Г. Гутцман, Р. А. Юрова и др.).

Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, логопед встречается преимущественно с последствиями деформаций травматического происхождения, при которых в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (о, у).

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

2.3 Особенности фонетических нарушений у детей с дислалией

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков -- в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.

2.4 Сенсорная и моторная дислалия

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

Выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора -- «кора», жук -- «щук», рыба -- «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухости-звонкости, некоторых сонорных фонем (р -- л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие (ж -- щ, д -- т, г -- к, з -- с и т. д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

От акустико-фонематической дислалии следует отличать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом -- артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими с -- ш, з -- ж (крыса -- «крыша»), между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т -- к, д -- г (Толя -- «Коля», гол -- «дол»), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с -- с, л -- л, т -- т (сад -- «сядь», лук -- «люк», тук -- «тюк») и др. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами ц и ч («курича» -- курица, «крицать» -- кричать), сонорами р и л («лыба» -- рыба, «рапа» -- лапа).

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. Например, замены р -- л в 5 лет составляют 42% всех нарушений звука р, в 6 лет -- 34% , в 7 лет -- 18% , в 8--9 лет -- 18%; замены л -- р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет -- 5%, в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш -- с, ж -- з в 5 лет составляют 50% всех нарушений шипящих, в последующие годы -- 23--26% (Данные М. А. Александровской). Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе их развития отмечается в работах многих исследователей (А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, О. В. Правдиной и др.). Вместе с тем авторы отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети. Среди учащихся общеобразовательной школы (I--II классы) недостатки произношения фонематического порядка составляют не менее 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются единично.

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии -- явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, например, при алалии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

Нарушаются не все звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречаются искажения губно-зубных ф -- ф, в -- в.

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного.

Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. При произношении ребенок не может опереться на те движения, которые у него сформировались ранее в связи с биологическими актами, например, при овладении губными согласными или взрывными переднеязычными. Эти звуки формируются у него позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay). Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, так как в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в русском языке не несут смыслоразличительной функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принимается фонетическим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты, в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм -- дефект произношения р и р , ламбдацизм -- л ил, сигматизм -- свистящих и шипящих звуков, йотацизм -- йот (j), каппацизм -- к и к, гаммацизм -- г и г, хитизм -- х и х. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара: параротацизм, парасигматизм и др.

Группировка дефектов произношения и термины, которыми они обозначаются, не подходят для описания нарушений русской произносительной системы. Например, для обозначения нарушении заднеязычных согласных излишни два термина, но они уместны для тех языков, в которых гик оказываются различными по способу образования. Для характеристики ряда согласных эта система недостаточна: нет названия для дефектов фрикативных шипящих ш и ж, для дефектов аффрикат. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединены в группу сигматизмов, кроме дефектов произношения свистящих, и дефекты других звуков -- фрикативных шипящих и аффрикат.

Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинстве своем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких по артикуляционным признакам. Например, в паре глухих-звонких звуков искажение оказывается одинаковым: з нарушается так же, как с, ж как ш. Это же относится к парам по твердости-мягкости: с нарушается как с. Исключение составляют звуки р и р л и л: твердые и мягкие нарушаются по-разному. Могут нарушаться твердые, а мягкие оказаться не нарушенными.

2.5 У ровни нарушенного произношения

Многие авторы отмечают, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют (М. А. Александровская). Аналогичные явления отмечаются в работах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, К. П. Беккера и др. Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.

О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения:

Неумение правильно произносить звук или группу звуков;

Неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;

Недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

Выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А. Н. Гвоздевым. Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.

К. П. Беккер и М. Совак выделяют звуковую, слоговую и словесную дислалию. Более оправданным является уровневое разделение дислалии, а не разделение на разные формы, так как факты свидетельствуют о том, что речь должна идти о степени сформированности умений при одном и том же виде.

3. М етодика логопедического воздействия при дислалии

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.

При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалий в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

3.1 Основные э тапы логопедической работы при дислалии

В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф. Ф. Pay выделяется два, в работах О. В. Правдиной и О. А. Токаревой -- три, в работах М. Е. Хватцева -- четыре.

Поскольку принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия при дислалии нет, то выделение количества этапов не носит принципиального характера.

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работ: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных, умений и навыков.

I. Подготовительный этап

Основная цель его -- включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков .

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой, (дифференцировать звуки).

Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

Постановка звука достигается путем применения технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф. Ф. Pay выделяются три способа: по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

III . Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель его -- сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.

4. Стертая дизартрия . Исторический аспект. Термин «стертая дизартрия»

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления псевдобульбарной дизартрии, которые отличаются особой трудностью преодоления.

Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов.

Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР - минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике - одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Исследование неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественного одностороннего синдрома. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская).

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гуцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ, языка, необходимого для произнесения звуков.

3. Оральная апраксия.

4. Минимальная мозговая дисфункция.

Анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Лопатина, Архипова, Карелина и др. выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП -- перинатальной энцефалопатии.

4.1 Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия - сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.

Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи - головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

Для диагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличие неврологической симптоматики и проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.

Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые было отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со «стертой дизартрией» проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов артикуляционного аппарата авторы выявили четыре группы детей и выделили следующие виды стертой дизартрии:

I группа : Нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата;

II группа : Слабость, вялость артикуляционной мускулатуры.

Эти две группы относятся к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.

III группа: Клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов;

IV группа: Дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности.

4.2 Особенности фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией

При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны.

Звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распростаненным нарушением является дефект произношения шипящих и свистящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией.

Но при стертой дизартрии причина и механизм нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. При дислалии нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата.

Большинство авторов считают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

В исследованиях Л.В. Лопатиной приводятся статические данные и полиморфные данные приводятся следующим образом:

Нарушение двух фонетических групп звуков - 16,7%;

Нарушение трех фонетических групп звуков - 43,3%;

Нарушение четырех и свыше фонетических групп звуков - 40%.

Наиболее сохранными являются заднеязычные и звук «j».

Самыми распространенными у школьников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонор «р» и «л».

Характер нарушения звукопроизношения звуков у детей со стертой дизартрией, по мнению Лопатиной, определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции. Это подтверждает наличием у детей определенных нарушений слухового восприятия речи и фонематического слуха, в связи, с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.

Исследования О.Ю. Федосовой показывают, что особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией протекают следующим образом: нарушения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер. В зависимости от этого звук может произноситься по-разному: в одних случаях звук произносится верно, в других искажается или даже заменяется. Характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой стороны слова, от расширения контекста.

Наиболее благоприятной для верного произношения звуков является сильная (ударная) позиция звука, нахождение его в начале слова и в словах простой слоговой структуры.

4. 3 Особенности формирования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер. Такого рода нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематического слуха вторичного характера проявляется у детей со стертой дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Дети плохо выполняют упражнения по различению слов, близких по своему звучанию (на материале картинок), по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов и т.д.

Из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате нарушается моторика, что оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха.

Нарушение четкости артикулирования во время речи не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушение кинестетического контроля м слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.

У большинства детей при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. При этом выражена яркая моторная неловкость.

Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными все дети оказываются несостоятельными.

У некоторых детей основные трудности выявляются только при воспроизведении цепочки слогов (на базе сохранных звуков). Типичные нарушения выражаются в уподоблении второго слога первому, в перестановках слогов в цепочке слов.

4. 4 Особенности моторики при стертой дизартрии

Общемоторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Может наблюдаться ограничение объема движений нижних и верхних конечностей, преимущественно с одной стороны, встречаются синкенезии, нарушения мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, движения являются непродуктивными бесцельными.

Также нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:

1) в трудностях переключения с одной на другую артикуляцию;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

4) в снижении количества правильно выполненных движений.

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.

Выделяются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата:

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участия в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытягивать губы вперед. Язык при спастическом симптоме изменен в форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка, голосовых связок. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы кончика языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертых формах дизартрии проявляется в невозможности одновременного выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонение языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение, определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

4. 5 Особенности формирования лексики , нарушения формирования грамматического строя, морфологической системы языка и синтаксической структуры предложения при стертой дизартрии

Н.В. Серебрякова выявила особенности лексики: ограниченность объема словаря, особенно предикативного; большое количество замен по семантическому признаку, указывающих на несформированность семантических полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов; незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела; замены семантически близких слов; замена словообразовательными неологизмами; замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций.

Лопатина выделяет три группы детей, отличающихся по структуре дефекта. Эти группы, выделенные автором, отличаются степенью сформированности языковых средств и соответственно соотносятся с группой:

ФН - фонетического нарушения;

ФФН - фонетико-фонематического нарушения;

ОНР - общего недоразвития речи.

Так, первая группа (ФН) характеризуется тем, что качество и объем активного словаря соответствует возрастной норме.

Вторая группа со стертой дизартрией (ФФН) - словарь более беден, чем у первой группы детей.

Третья (ОНР) - качество и объем словаря не соответствовал возрастной норме.

Нарушение грамматического строя у детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной недостаточность формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.

Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу.

Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении у детей со стертой дизартрией (ОНР):

Неправильное употребление родовых, числовых, падежный окончаний существительных, местоимений, прилагательных («много ложков»);

Неправильное употребление падежных окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»);

Неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями («дети рисует»);

Неправильное употребление числовых и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени («дерево упала»);

Неправильное употребление предложно падежных конструкций («под стола»).

При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

Происходит процесс словоизменения, частое смешение морфем.

Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Особенную трудность представляют собой сложноподчиненные предложения.

В результате анализа данных обследования грамматического строя детей со стертой дизартрией можно делать следующие обобщающие выводы:

Допускают пропуски слов и целых частей предложения, искажают смысл предложения, допускаются перестановки слов и замену;

Многие дети не замечают вообще своих ошибок и соответственно не вносят в них коррективу;

Несостоятельность в использовании предлога, неумение выбрать правильного окончания существительного, неумение образовывать существительные множественного числа;

Задания на составления предложений вызывают трудности, кроме самых простых и т.д.

Таким образом, несформированность грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется вариативностью симптоматики от незначительно отставания формирования морфологической системы языка до выраженного аграмматизма в экспрессивной речи.

Отклонения в развитии грамматического строя речи оказываются производными и носят характер вторичных нарушений у детей со стертой дизартрией.

4. 6 Просодика

Стертая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. У детей нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывают значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Общим для детей является нарушение просодической стороны речи, что является диагностическим критерием при дифференциации стертой дизартрии и дислалии.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и по силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При высказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удается модуляция по высоте, по силе голоса, имитируя голоса животных: коровы собаки и т. п. Речь детей не выразительная, дикция нечеткая. Трудности при воспроизведении ритма.

Причины нарушения просодики при стертой дизартрии кроются в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией и просодикой в целом.

5. Методика логопедической работы с детьми при стертой дизартрии

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Подобные документы

    Логопедическое обследование ребенка со специфическими нарушениями речи. Проявление сложных форм дислалии у детей. Цель, задачи, методы и организация исследования нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Причины нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. Формы дизартрии, алалии и ринолалии, афазии. Особенности речевого развития детей логопедических групп.

    презентация , добавлен 15.01.2016

    Специфика развития центральной нервной системы в детском возрасте. Особенности психофизиологических функций у детей с нарушениями слуха. Влияние средств психофизической коррекции на психоэмоциональную сферу и вегетативные функции детей с нарушением слуха.

    диссертация , добавлен 26.08.2012

    Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях, их влияние на обучение. Клинико-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта при олигофрении и деменции. Пограничные формы интеллектуальных нарушений и искажённое психическое развитие.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2012

    Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Основные понятия. Формирование фонематического слуха. Нарушение фонематического слуха у детей. Нарушение фонематического слуха у взрослых.

    реферат , добавлен 01.11.2002

    Современные представления о процессах формирования фонетико-фонематического недоразвития речи у детей школьного возраста. Нормализация моторики у детей с речевыми нарушениями методом стабилографии. Разработка программы по коррекции моторных функций.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Опорно-двигательный аппарат детей 6-7 лет. Этиопатогинез и клиническая картина нарушений осанки. Методика гидрореабилитации при нарушениях осанки. Сравнительный анализ эффективности различных комплексов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину.

    дипломная работа , добавлен 11.04.2015

    Патология органов дыхания у детей, особенности их протекания и оценка места в общей детской заболеваемости. Основные и дополнительные функции дыхательных путей. Внешнее и внутреннее дыхание, периоды роста легких у детей. Первый вдох и частота дыхания.

    презентация , добавлен 11.10.2014

    Понятие и основные факторы возникновения задержки речевого развития. Минимальная мозговая дисфункция (ММД), ее сущность, характеристика и причины. Влияние ММД на общение и деятельность. Симптомы ММД у детей с нарушениями речи. Прогноз для детей с ММД.

    реферат , добавлен 10.03.2012

    Особенности детей со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы. Причины, нейрофизиологические основы и клинико-психологические синдромы ЗПР (психического инфантилизма, церебрастенический, гипердинамический, психоорганический).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Дислалия может проявляться в форме нарушения произношения свистящих и шипящих, сонорных (р, рь, л, ль) или заднеязычных (г, гь, к, кь, х, хь) звуков. В простонародии "картавость" - не что иное как дислалия. Иногда встречаются такие нарушения как дефекты звонкости и мягкости.

Различают следующие формы дислалии:

  • простая - страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • сложная - страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • физиологическая (возрастная) - нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама.
  • функциональная - нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • органическая (механическая) - обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Основные причины функциональной дислалии: физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма, педагогическая запущенность, двуязычие в семье, образец неправильной речи в окружении ребенка, выбор неправильной артикуляции и недоразвитие фонематического слуха.

Главные причины механической дислалии: органические (связанные со строением органа), наследственные, врожденные или приобретенные.

Дизартрия – нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.

Значительное нарушение звукопроизношения легко распознаётся, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком («Говорит, как с кашей во рту»). Лёгкие нарушения артикуляции выявляются при специальном логопедическом исследовании.

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых больных может быть наиболее заметным проявлением поражения нервной системы. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др. У детей дизартрия часто сочетается с другими проявлениями дизонтогенеза, вызванного действием пре- и перинатальных факторов, входит в структуру нарушений при детских церебральных параличах.

Логопедическая классификация, основанная на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Поскольку дизартрия не является самостоятельным заболеванием и может наблюдаться при многих расстройствах нервной системы, содержание и очерёдность лечебных мероприятий определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Во многих случаях требуется комплексное (лечебное и логопедическое) воздействие. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. В некоторых случаях целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада.

Ринолалия – нарушение тембра голоса (гнусавость) и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости, такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба.

В зависимости от причины возникновения выделяют органическую (механическую) и функциональную ; врожденную и приобретенную ринолалию.

Если у ребёнка изначально присутствуют дефекты сращения верхней губы или нёба, имеются полипы, опухоли носоглотки, искривлена перегородка носа или увеличены аденоиды, говорят об органической ринолалии.

Функциональная ринолалия отличается тем, что у ребёнка нет врождённых дефектов, но мышцы мягкого нёба очень слабы. Причиной этому могут стать частые воспалительные заболевания, последствия удаления аденоидов, нарушение функций нервной системы.

Выделяют три формы ринолалии:

  • открытая – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.
  • закрытая – речевой выдох направлен только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса.
  • смешанная – состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии.

Лечение ринолалии начинается с закрытия дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Далее имеет место хирургическое вмешательство. Логопедическая работа должна начинаться как в период ношения обтуратора, подготовки артикуляционного аппарата к операции по закрытию дефекта твёрдого и мягкого неба, так и после успешно проведённого оперативного закрытия. Пластика неба начинается только после того, как появились все молочные зубы. Помимо чисто тренировочных и коррекционных логопедических упражнений при устранении симптомов гнусавости могут использоваться и механические приспособления. В настоящее время дефекты твёрдого и мягкого неба успешно оперируются в раннем возрасте (начиная с нескольких дней жизни) в зависимости от вида, величины дефекта и общего состояния новорожденного ребёнка. Раннее закрытие дефекта способствует нормализации актов глотания и пережевывания пищи и, несомненно, у детей, прооперированных в ранние сроки, не возникает проблем с речью по сравнению с детьми, у которых была проведена коррекция в более поздние сроки.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.