Сенсорная афазия — учимся говорить и понимать заново. Что нужно знать о сенсорной афазии Сенсорная афазия главным образом связана с нарушением

И т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения - алексией, письма - аграфией, счета - . В зависимости от зоны поражения развиваются различные формы афазии.

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная ) при сохранении способности говорить. В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте », «покажите язык»). В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.

Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д. Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш. Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами речи.

При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это - чем едят», «это - чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.

При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению у психиатров.

Афазия (от греч. aphasia - утрата речи) - нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).

Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им. Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи - понимание речи по слуху и чтение. Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.

Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная афазия), устная речь (собственно афазия) или письменная (алексия - нарушение чтения, аграфия - нарушение письма).

Исследование афазических нарушений . Устная речь . Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ. При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной афазии страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) - так называемый аграмматизм. Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная - заменой слов в предложении.

Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.

Понимание устной речи . Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.

Чтение . Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.

Синдромы афазии . В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия. Тотальной афазия иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания. Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.

Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом - нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова - наиболее обиходные, особенно свое имя. Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной афазии. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной афазии он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной. Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной афазии устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи. Наблюдаются и такие случаи сенсорной афазии (транскортикальная сенсорная афазия, по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.

Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.

При амнестической афазии больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.

Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной афазии, но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.

Топикодиагностическое значение афазических синдромов . Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом . При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.

Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области. И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22). Амнестическая афазия чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия - при поражении угловой извилины (поле 39).

Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление афазия возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком. Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом. Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия - систематические упражнения в речи и письме.

). Человек, страдающий сенсорной афазией, все слышит, но не может понять содержания слов. Звуки слов не имеют для него никакого значения, с ними не ассоциируются никакие представления, а родной язык звучит, как иностранный. В основе сенсорной афазии лежит повреждение коры, которое ведет к утрате индивидуального опыта речевого восприятия, поэтому ее часто называют глухотой на слова.

Афазия Вернике - корковая сенсорная афазия. Сенсорная афазия возникает при поражении верхней височной извилины и характеризуется нарушением понимания речи из-за неспособности выделять и различать речевые звуки. Речь больного остается беглой и иногда грамматически правильной, но теряет всякий смысл и содержит множество иносказаний и парафазии . Обилие парафазии иногда превращает речь в сплошной поток неологизмов и делает ее совершенно непонятной ("жаргонная афазия"). Речь больных перегружена служебными словами (предлогами и союзами) при недостатке существительных и глаголов. Высказывания многословны, но неинформативны. Пример: в приемное отделение был доставлен 76-летний мужчина, который "начал странно говорить" во время игры в карты. Он пытается рассказать, как его жена случайно выбросила что-то нужное - по всей вероятности, его зубные протезы: "Она говорит, нам это больше не нужно. И с этим, когда это попало вниз, были мои зубы.... Дан... дан... мой дантист... Они были в этой... в сумке... понимаете? Как это получилось? Как такое получилось?.. Так она говорит, нам это больше не нужно... Я думаю, мы не будем этим пользоваться. Вот теперь, если у меня будут трудности, через месяц, через четыре месяца, через шесть месяцев у меня будет новый дантист. Где мои два... эти две маленькие зубные штучки, которые я ношу... которые я... пропали. Если она все выбрасывает... она пойдет к своим друзьям, и она не может их выбросить". Жесты и мимика не помогают донести смысл высказываний. Больной не осознает, что речь у него нарушена, и раздражается, если его не понимают.

Сенсорная корковая афазия может сопровождаться сильным возбуждением и параноидным состоянием . Понимание команд, адресованных к мышцам головы и туловища, сохранено. Больной не понимает простых вопросов ("как вас зовут?") и в то же время правильно реагирует на команды "закрыть глаза", "сесть", "повернуться" - эта особенность помогает отличить сенсорную корковую афазию от тугоухости , психических заболеваний или симуляции .

Таким образом, больные с сенсорной корковой афазией не находят нужных слов для выражения своих мыслей и не понимают значения слов, воспринимаемых как на слух, так и зрительно. Иначе говоря, сенсорная корковая афазия включает как экспрессивные расстройства , так и импрессивные расстройства и поэтому, строго говоря, является чисто "сенсорной" или "рецептивной". Нарушено также повторение, называние, чтение и письмо.

Очаг поражения обычно локализован в задних отделах речевой системы и хотя бы частично захватывает сенсорный центр речи . Самая частая причина - эмболия одной из нижних ветвей средней мозговой артерии, в частности эмболия задней височной артерии или эмболия артерии угловой извилины.

Другие причины - внутримозговое кровоизлияние , застойный инфаркт , тяжелая черепно-мозговая травма и новообразования.

Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или верхнеквадрантной гемианопсией , в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки - каких-либо других нарушений обычно нет. Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание - шизофрению или МДП . Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до ее развития.

Сенсорная афазия характеризуется отклонениями в устной речи или в понимании слов, вызванными нарушением в коре головного мозга. Симптоматика обычно ярко выраженная, часто у больного наблюдается неспособность строить простейшие предложения, бедный словарный запас. Сенсорная афазия возникает при органическом поражении центра мозга, отвечающего за устную речь, поэтому не всегда скудная риторика сопровождается таким же лексиконом, иногда человек знает значение слова, но не может воспроизвести вслух.

Участок мозга, который отвечает за распознавание слов и слогов, находится в левой височной зоне коры, по-научному этот отдел называется – зона Вернике. Самая распространенная форма заболевания – афазия Вернике (сенсорная), при такой патологии наблюдается заторможенность в распознавании слов, больные не различают воспроизводимые кем-то звуки, путают их, вследствие чего не могут понять звучание и значение услышанного слова.

Таким людям легко спутать звук «п» со звуком «б». Близких по звучанию слов в русском языке достаточно, например, «дочь» и «ночь», «раб» и краб» – такие слова чаще всего и путают пациенты с сенсорной афазией, причем слух здесь не играет никакой роли, он может быть стопроцентным, и человек слышит все правильно, но понимает иначе.

При этом сами пациенты разговаривают много и быстро, это связано с психологическим дискомфортом: понимая, что у них имеются проблемы с распознаванием слов, начинают компенсировать данный недостаток многословием, чаще всего их длинные предложения даже не имеют смысла, так как больные не умеют контролировать свою речь.

Данный вид сенсорной афазии Вернике возникает при поражении височной доли коры головного мозга и является самой часто встречаемой формой нарушения. Очаг поражения может задевать соседние отрезки, например, теменную область, в таком случае у пациента наблюдается не только расстройство письма, чтения и устной речи, но и отсутствие способности к последовательному счету.

Классификация патологии

Сенсорная афазия – сложное нарушение, которое имеет множество форм локализации очага поражения в мозге, проявляется различными видами и симптоматикой.

Виды заболевания:

  • афазия Вернике – поражение височной доли коры головного мозга, с нарушением понимания фонетики слов. Услышанные пациентом слова совершенно не понятны по смыслу для него. Заболевание имеет несколько стадий по тяжести, если нарушение тяжелое, то страдают все отделы речи: устная (экспрессивная и импрессивная), письмо, чтение;
  • – очаг поражения располагается от височной до затылочной части левого полушария, при этом наблюдается отсутствие связи между словом и значением, назвать вещь своим именем становится сложным для таких пациентов и на это уходит много времени;
  • моторная афазия, в свою очередь делится на два вида:
    • – очаг поражения находится в нижней части коры мозга, симптоматика наблюдается не только в проблемах с устной речью, но и с движениями, в тяжелой стадии – больной может вымучить из себя лишь некоторые звуки и совершенно не владеет мышцами языка;
    • эфферентная – поражение нижних премоторных участков коры мозга, при котором происходит нарушение быстроты переключения с одного артикуляционного движения на другое;
  • –очаг поражения находится в средней трети височной доли, характерно проявление нарушения слуховой и речевой памяти, когда пациент полностью воспринимает на слух речь и понимает ее, но запомнить и повторить не может. Из-за такой патологии со временем скудеет лексикон.

В медицине существует несколько классификаций данного заболевания, в зависимости от уровня развития науки во время исследования развития устной речи. В нашей стране принято опираться на классификацию А.Р. Лурия, которая была изложена во время Великой Отечественной войны.

Степени развития заболевания могут быть самыми разными, все зависит от смежных нарушений или причин поражения. Если появлению болезни предшествовала травма головы или нарушение кровообращения, то у больных с сенсорной афазией резко нарушается устная речь и способность к пониманию слов.


Причины возникновения

Самой распространенной причиной сенсорной афазии, является любое воздействие на мозговую деятельность, в том числе:

  1. травмы головного мозга, в частности височной доли;
  2. растущие новообразования различной этимологии;
  3. инсульт;
  4. энцефалит, менингит;
  5. осложненный отит;
  6. аневризма сосудов головного мозга;
  7. эпилепсия.

Важно! Специалистами выявлено, что в отдельных случаях предшествовать сенсорной афазии могут некоторые виды психических отклонений.

Больной с сенсорной афазией не может выдавать связанную устную речь, часто замена слов и слогов проявляется и на бумаге в письменной речи, при излишней эмоциональной нагрузке поток слов становится все более путанным. При этом пациент может повторить любую фразу за врачом, но он не будет понимать, о чем она.

Симптоматика

Сенсорная афазия похожа по проявлениям на , главным отличием в симптомах является нарушение письменной речи при афазии.

Симптоматика афазии Вернике:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Громкость и тональность сказанных слов для больного не имеет значения, он одинаково плохо понимает любую устную речь так, как будто его собеседник разговаривает на иностранном языке, то есть звуки он слышит, но смысл не понимает.

У больных с сенсорной афазией нарушено восприятие и нарушение собственной речи, происходит угасание словарного запаса, вместе с ним и интеллекта. Одно небольшое нарушение в цепочке речевого аппарата непременно несет за собой полную гибель речи у человека.


Диагностика

Диагностированием данного поражения мозга занимается целая команда специалистов: невролог, логопед, психолог, дефектолог, нейрофизиолог, психиатр. Точное заключение врачи могут поставить только после того, как удастся выяснить, где находится очаг поражения в мозге.

Способы диагностирования данного заболевания:

  1. проверка устной и письменной речи пациента с помощью логопедических методик;
  2. люмбальная пункция;
  3. УЗИ сосудов головного мозга, доплер сосудов;
  4. МРТ и МКТ;
  5. проверка слуховой памяти;
  6. магнитно-резонансная ангиография;
  7. кроме того, важно оценивать динамику развития болезни.

Важно! Диагностика должна быть комплексной, чтобы исключить наличие тугоухости, дизартрии и других, похожих по симптоматике, заболеваний. От правильного диагноза зависит успех борьбы с болезнью.

Лечение

Редко при легком течении заболевания речевая функция способна к самовосстановлению, поэтому особенного протокола лечения не требуется, достаточно убрать причину патологии, например, нарушение кровотока в мозге. Процесс восстановления речевой функции – длительное мероприятие, требующее много нервов и свободного времени.

Общие правила поведения родственников и близких людей больного афазией, которые помогут в борьбе с нарушениями:

  • разговаривать с пациентом нужно четкими короткими фразами, медленно их проговаривая;
  • нельзя постоянно поправлять больного и указывать на его ошибки, делать замечания нужно в позитивной форме, подбадривая человека;
  • не стоит говорить с больным афазией, как со слабоумным;
  • самое главное правило – не торопиться и не подгонять пациента, помогать формулировать мысль; иногда больному нужно лишь подсказать правильный звук, и он сможет продолжить речь самостоятельно.

Важно! Медикаментозные препараты должны приниматься больным строго по назначению врача, самостоятельным лечением можно навредить и усугубить течение заболевания.

Назначаются врачами, как вспомогательная мера в коррекционной работе, а не как основное лечение. Чаще всего, врач может выписать:

  1. ноотропные препараты;
  2. тонизирующие средства;
  3. антидепрессанты.

В работу логопеда входят занятия по коррекции речи с помощью компьютерного оборудования и определенного сценария артикуляционных и логопедических упражнений.

Если причиной проявления афазии названа травма, опухоль и другие механические повреждения, сначала лечат причину, потом проводят коррекционные манипуляции по восстановлению речи. Нормализация осложняется тем, что врач не может полноценно общаться с пациентом и получать от него обратную связь.

Профилактика афазии

Преодоление проявлений сенсорной афазии – долгий и трудоемкий процесс, близким нужно запастись терпением и вступить в тесное сотрудничество с логопедами и врачами. Многие логопедические и психологические центры проводят консультации для родственников без присутствия лица с сенсорной афазией, для поддержки и правильного настроя.

Для положительного результата лечения коррекция должна начинаться незамедлительно, сразу после постановки диагноза врачом. Прогноз и протокол лечения зависят от тяжести и локализации очага поражения. Быстрое восстановление речи происходит у молодых пациентов.

Профилактикой данного заболевания является предупреждение инсультов, инфекционных заболеваний мозга, травм головы. Также своевременное обнаружение новообразований в головном мозге может помочь избежать впоследствии появления афазии.

Порой так забавно наблюдать за речью иностранцев на русском языке. Они смешно коверкают слова, употребляют странные конструкции и порой выдают просто анекдотические фразочки. Даже если у вас нет заграничных друзей, наверняка такая структура текстов встречалась вам после механического перевода или у маленьких детишек. Если ваш малютка по мере взросления не перерастает эту особенность, либо она замечена у близкого человека, недавно пережившего инсульт – возможно, это афазия. Разберемся, что это такое и поддается ли данная болезнь лечению.

Что это

Афазия – речевые проблемы разной степени сложности (вплоть до полного отсутствия говорения), связанные с некорректной мозговой деятельностью.

Схожие предпосылки имеют:

  • Апраксия, при которой теряется возможность в полной мере управлять своими движениями (часто это одевание-раздевание)
  • Агнозия, препятствующая воспринимать мир зрением, на слух и на ощупь
  • Атаксия – нескоординированность действий.

В общем виде, этиология афазии связана с нарушенной работой отдельных участочков головного мозга. В зависимости от этого ученые и классифицируют заболевание.

Виды

Нейропсихологическая класиификация

В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии , отечественного нейропсихолога.

Лурия выделяет следующие виды:

  1. Акустико-мнестическая;
  2. Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
  3. Моторная:
    Афферентная моторная афазия
    Эфферентная моторная афазия
    Динамическая афазия

Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:

Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.

Сохранена способность:

  • К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
  • Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.

Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.

Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:

  • Проявления аграфии и алексии
  • Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
  • Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
  • Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.

При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия . Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» – непонимание грамматики, в частности:

  • Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
  • Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).

Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.

Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:

  • Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
  • Дублирование отдельных кусков, замена их местами
  • Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.

Диагностируется она в низу лобных долей.

Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:

  • Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
  • Артикуляционные нарушения
  • Дикция нечеткая, смазанная
  • Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).

Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.

Недуг выдает себя проблемами:

  • С пересказом
  • С конструированием фразы
  • Скудностью словарного запаса
  • С длительными монологами

Неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма

Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму-Вернике , применяющаяся за рубежом:

  1. Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
  2. Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
  3. Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
  4. Проводниковая афазия (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
  5. (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
  • Амнестико -семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
  • Оптико-мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
  • Акустико-мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
  1. Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» – полная утрата коммуникативных возможностей).

Причины

У взрослых:

  • Инсульт
  • Неосторожное оперативное вмешательство
  • Злокачественные опухоли
  • Энцефалит
  • Тромбы и кровоизлияния
  • Болезнь Алцгеймера

Детская афазия, помимо прочего, нередко проявляется из-за:

  • Осложнений после инфекции (например, менингита, гриппа, краснухи)
  • Врожденных генетических отклонений и пороков развития
  • Гипоксической энцефалопатии
  • Родовых травм
  • Алкоголизма, наркомании или никотиновой зависимости непосредственно до или во время беременности

Диагностика и лечение

Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.

Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:

  • «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
  • «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
  • «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
  • «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
  • «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
  • «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
  • Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
  • «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».

Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.

Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.

В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.

Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.

В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.

Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.

При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.

Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.

Афазией называется системное неврологическое нарушение, проявляющееся во всецелой или частичной потере ранее сформированной речи. Истоком патологии становится органическое поражение центров речи в районе коры головного мозга, подкоркового отдела, проводящих путей.

Сбои возникают после черепно-мозговых травм, инсультов, опухолей, воспалений, тромбозов мозговых сосудов. При афферентных и эфферентных формах афазии повреждаются нисходящие либо восходящие нервные пути. Серое вещество головного мозга и такая же субстанция за его пределами становятся неспособными к полноценному обмену информацией.

Речевые функции мышц губ, языка, гортани во многих случаях остаются сохранными. Порой афазию сопровождают смежные расстройства чтения (алексия), письма (аграфия) или счёта (акалькулия). Формы афазии классифицируются с учётом зоны поражения.

Моторная афазия.

Патология возникает вследствие повреждения лобной доли левого (доминантного у правшей) полушария мозга, отвечающей за моторику письма и речи. Афазия этого типа даёт серьёзные трудности в произношении слов, а в тяжёлой форме - звуков и звукосочетаний (фонем). При сверхтяжёлой форме расстройства больной издаёт бессмысленное мычание. Иногда в ответ на заданные вопросы можно расслышать «да» либо «нет».

Речь в лёгкой степени моторного афазического нарушения отличается медленным темпом, интонационной и смысловой бедностью, плохой артикуляцией, прерыванием из-за нехватки нужных слов и фраз. Пациент почти не включает предлоги, большинство союзов и частиц в словосочетания и предложения. Он использует в основном глаголы и существительные. Соседние слова не соотносятся между собой, поскольку человек с моторной афазией неверно употребляет их концевые элементы. Нарушен порядок составных частей в предложениях и фразах. Речь звучит неграмотно и «телеграфно», хотя она достаточно информативна.

Интонация речи также становится специфической: многие больные пытаются по-особенному подать доступные им слова, чтобы собеседник догадался об отношении к ситуации. Устную речь другого человека пациенты воспринимают нормально, могут читать, но запинаются при воспроизведении коротких, преимущественно служебных слов.

Итого, афазию данной формы можно характеризовать как общее расстройство речевой моторики плюс частичное нарушение восприятия отдельных словосочетаний.

Моторная афазия отличительна от других форм тем, что больной осознаёт свою патологию. В значительной мере это влияет на его психологическое состояние: возникает скорое отчаяние, плаксивость, депрессивные наклонности. В основу лечения данного вида афазии положено пение. Регулярные певческие занятия способны восстановить речь больного до практически нормального уровня.

Болезнь проявляется комплексно: к речевым присоединяются двигательные патологии. Мимические мышцы правой половины лица ослаблены или полностью парализованы. Движения с помощью лицевых, ротовых и горловых мускулов осуществить невозможно. Наблюдается сдвиг поля зрения. Паралич мышц лица с одной стороны свидетельствует о существенном повреждении головного мозга. В данном случае прогноз болезни усугубляется.

Ишемический инсульт – основная причина моторной афазии. Он затрагивает верхние участки центральной артерии головного мозга и пагубно влияет на речевую деятельность. Её нормализация возможна через несколько месяцев после кровоизлияния в мозг. Если речь значительно не улучшилась за этот срок, то в дальнейшем вряд ли возможны положительные изменения.

Среди других причин моторной афазии – различные поражения, в т.ч. новообразования, абсцессы головного мозга, кровоизлияния в полость черепа. Небольшие очаги патологии в тыльной зоне центра моторной речи провоцируют преходящую артикуляционную недостаточность. Функции повреждённого участка берёт на себя здоровая область речевой системы. При этом двигательные расстройства наблюдаются чаще, но, как правило, они незначительны.

Сенсорная афазия.

При сенсорной афазии поражается т.н. зона Вернике, отвечающая за понимание речевой информации. Эта область располагается в височной части лобной доли (у праворуких - левой). Афазия сенсорного типа обессмысливает для пациента устную речь собеседника и письменный текст. Слуховой анализатор поражается в корковом отделе. Информация слышима, но интерпретировать её больной не может. Он воспринимает речь как набор нечленораздельных звуков. Язык, прежде бывший родным, абсолютно не понятен, словно иностранный. Эта разновидность сенсорной афазии называется акустико-гностической.

Сам пациент говорит бессвязно, обрывками фраз, что полностью обессмысливает его речь. На фоне общего двигательного и эмоционального возбуждения высказывания объёмны, многословны, с активной мимикой и жестами. Человек правильно произносит слова, но неадекватно подбирает их для донесения своей мысли. При этом он способен исполнить простую команду - сесть, встать, открыть/закрыть глаза, может без ошибок повторить фразу, однако, её смысл останется для него неясным. Пациент с сенсорной афазией не может контролировать свою речь, понимать то, что сам произносит.

Эфферентная моторная афазия.

При данной патологии болезненный процесс локализован в заднем (покрышечном) участке нижней лобной извилины. Там находится речедвигательный центр - т.н. зона Брока. У правшей она расположена в левой, у леворуких – в правой лобной доле головного мозга.

Афазия эфферентного типа нарушает экспрессивную речь – активные высказывания в устной либо письменной форме. Появляются существенные трудности в переходе от слова к слову или с одного слога на другой. В остром периоде болезни речи практически нет, по мере стихания наблюдаются проблемы с артикуляцией. Фразы не интонированы, звучат тихо и телеграфично. Это краткие, грамматически неверные предложения, почти без глаголов, с длительным паузами. Характерны словесные и звуковые искажения. Больным трудно в точности повторить фразу за врачом, назвать показанный предмет без буквенной подсказки. Чтение вслух и письмо даётся с трудом, нарушена орфография и грамматика, переставляются отдельные буквы. Понимание устной речи, написанного текста остаётся нормальным.

У моторной афазии по эфферентному типу отмечается острое развитие и сочетание с двигательными нарушениями (гемипарез, гемигипэстезия), вызванными кровоизлиянием в бассейн левой средней мозговой артерии.

Лечение афазии.

Восстановление речевых способностей человека, исчезновение афазических признаков может быть быстрым и долгим, полным либо частичным.

Микроинсульт – транзиторная ишемическая атака с кратковременным нарушением кровяного тока к мозгу. После такой формы инсульта человек обретает способность к нормальной речи. Это случается спустя несколько часов либо суток, иногда без терапевтического вмешательства. Обширные инсульты вызывают комплекс проблем с длительным течением. Функции речи восстанавливаются постепенно, иногда – не в полной мере. Частью они регенерируются спонтанно, на протяжении нескольких недель-месяцев после мозговой травмы. Это касается не всех пациентов с афазией. Так или иначе, у всех больных многие признаки недуга выражены в течение длительного времени. Для их устранения применяют логопедические методы. Полностью речевая способность пациента восстановится минимум через два года. Раннее начало коррекционной терапии даёт лучшие результаты.

Успех в реновации речи зависит от множества факторов – причины мозгового повреждения, его тяжести, возраста и состояния здоровья больного. Важным компонентом лечения считается посильное участие в нём семьи пациента.

Родственникам человека с диагнозом «афазия» рекомендуется:

Строить собственную речь в адрес больного по принципу максимальной простоты. Предложения должны быть несложными, короткими, доступными для элементарного понимания;

Ключевые, наиболее важные слова из предложения повторять, когда в этом есть необходимость;

Соблюдать обычный стиль общения, не адаптированный под малолетнего ребёнка или слабоумного;

Строить общую беседу так, чтобы больной мог принимать в ней участие, всячески поощрять его к этому;

Общаться с больным на всех коммуникативных уровнях – вербальном (словесном) и невербальном, включающем выразительные жесты и мимику;

Исправлять ошибки в речи больного как можно реже;

Терпеливо ждать, пока человек выстроит и выговорит предложение, при этом оказывать ему минимальную помощь.

В современной реабилитационной терапии есть и другие методы. В частности, для оптимизации речевых способностей пациента используют компьютеры. Созданы специальные программы для людей, перенесших инсульт. Приложения адаптированы под особенности мозговой деятельности пользователей, их потребности. Индивидуальную программу и план работы составляет специалист. Компьютерные методики ускоряют процесс восстановления речи пациента. Они экономят время его родственникам, которые в силу возникших проблем не всегда могут регулярно заниматься с больным. Среди всего прочего, компьютерным методом устраняются проблемы фонематического восприятия. Пользователи начинают лучше понимать отдельные звуки, звукосочетания. Некоторые элементы речевого функционала восстанавливаются быстрей, чем при обычных занятиях с логопедом или членом семьи.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.