Методы исследования, используемые в дипломной работе. Какие бывают методы исследования в курсовой работе Результаты данного исследования могут

Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.

Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.

Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.

Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.

При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.

Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.

На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.

Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки - это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.

Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.

Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.

Введение. Оно является первой главой работы и вводит читателя в курс дела: во введении необходимо отразить актуальность, новизну и практическую ценность изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи настоящей работы, обосновать их, попытаться убедить читателя в своих взглядах на эти вопросы. Введение показывает, насколько свободно автор владеет темой работы, его общую эрудицию. Необходимо учитывать, что достаточно часто занятые читатели из всей работы просматривают только введение и основные выводы. Из этого становится ясна особая важность именно введения. Ведь если оно написано плохо, читатель может просто отложить вашу работу в сторону.

Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы - изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще - нельзя.

Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.

Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по...”.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.

Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.

Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.

Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.

Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.

В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.

Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце - конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.

Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных - убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “...в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в... году”.

Вообще, при написании “Результатов...” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы - убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.

Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.

Выводы. Выводы - это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.

Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.

Список литературы. Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.

Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.

Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.

Иллюстрации. Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.

Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать - дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций - лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.

Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.

Всякие исследования, исходя из надёжности и достоверности полученных результатов и их применимости в клинической практике, характеризуются с двух позиций - достоверности (внутренней валидности) и обобщаемости (внешней валидности, применимости).

Случайная ошибка - возникает из-за отклонения результата отдельного наблюдения или измерения от его истинного значения, что обуславливается случайностью. Случайные вариации проявляются на любом этапе исследования и связаны с индивидуальной вариабельностью биологических свойств изучаемых людей или животных, случайными ошибками измерения и недостаточным объёмом выборки.

В отличие от систематических ошибок случайные ошибки нельзя устранить, но можно свести к минимуму. Этого достигают правильным планированием исследования, увеличением числа пациентов в исследовании, повторением измерений несколько раз, и, кроме того, путём оценки вероятности случайной ошибки с использованием статистических методов. Именно минимизация случайных ошибок является одной из главных задач статистического анализа результатов, полученных в медико-биологических исследованиях.

В тех случаях, когда обнаруживаются систематические ошибки разных типов при формировании выборок, создаётся так называемая смещенная (нерепрезентативная) выборка. Эта выборка систематическим образом отличается от популяции, представляющей объект исследования, или от популяции, по отношению к которой должны применяться результаты исследования.

Достоверность (внутренняя валидность) результатов исследования определяется тем, насколько структура исследования соответствует поставленным задачам, и в какой степени полученные данные справедливы в отношении изучавшейся выборки. Исходя из этого, достоверным нужно считать исследование, в котором возможность возникновения систематических и случайных ошибок сведена к минимуму.

Используемый обычно уровень статистической значимости (величина р) отражает вероятность справедливости гипотезы об отсутствии статистически значимых различий в оцениваемых эффектах. Если в результате статистического сравнения экспериментальной и контрольной групп установлено значение р < 0,05, то вероятность различий, возникших вследствие случайности, составляет не более 5%. Различия между величинами, имеющими такую вероятность ошибки, считаются статистически значимыми.

При проведении КИ обычно используют следующие общепринятые критерии оценки значения р:

р > 0,05 - статистически не значимое различие;

р < 0,05 - статистически значимое различие;

р <0,01 - статистически высоко значимое различие.

Например, если относительный риск (ОР, отношение вероятности неблагоприятного исхода в группе вмешательства к вероятности его в группе контроля) составляет 0,8 при р<0,05, то такое различие между группами статистически значимо.

Диапазон, в пределах которого может лежать истинное значение показателя в популяции, из которой сформирована выборка данного исследования, называется доверительный интервал (ДИ, confidence interval, CI). Он рассчитывается для сравнения величины эффекта, оценки степени эквивалентности двух вмешательств, которые характеризуют диапазон изменений параметра в пределах границ погрешностей определений, мер статистической связи. Обычно при этом указывают границы, в пределах которых истинный эффект находится с вероятностью 95% (95-процентные границы доверительного интервала). Например, в приведенном выше примере точечная оценка составляет 0,8, а 95% ДИ может быть 0,6 - 0,99. Потенциально клинически значимый эффект - снижение частоты неблагоприятного исхода, например, флеботромбоза, на 20% - может оказываться при таком представлении результатов исследования не очень убедительным, ведь его величина может составлять только 2-3%.

Оценка статистической значимости и ДИ относятся только к случайной ошибке. Систематическая ошибка возникает в результате погрешностей дизайна и анализа данных исследования и обычно не может быть оценена статистическими средствами.

Именно достоверностью результатов исследования определяется его ценность. В КЭ разработаны рекомендации об оптимальных вариантах структуры исследований, проводимых для решения различных задач, которые ставятся исследователями. Следует отметить, что в нижеследующей таблице приведены типы исследований, оптимальные для того или иного случая, однако на практике допускаются отступления от указанной схемы, прежде всего потому, что в ряде случаев «оптимальный» дизайн недоступен. Например, применительно к редким болезням невозможны РКИ, а применительно к вредным воздействиям невозможны РКИ и ограничены когортные исследования. Следует критически относится к результатам исследования, структура которого не соответствует его задаче.

Обобщаемость (внешняя валидность) - степень, в какой результаты данного исследования применимы к другим группам больных, например, другого пола, популяции и т.п. Поскольку существует представление об общих свойствах больных одной болезнью, возможности лечить их сходными средствами, считается возможным проводить исследование на ограниченной группе больных, а затем на основании результатов исследования лечить подобных больных.

Таблица 1. Основные варианты оптимальной структуры исследования в зависимости от его задачи

Иными словами, допускается обоснованность того, что испытуемые, включенные в исследование, сравнимы с другими, подобными им. При этом структура научного исследования подразумевает, что участники исследования соответствуют пациентам, которых предполагается лечить с учетом результатов исследования. Например, участников выбирают из исследуемой случайным образом. На практике выполнить это сложно, например, поскольку в исследование могут включать новых, еще не лечившихся больных, а у врача находятся на лечении в основном пациенты, болеющие уже много лет. Поэтому в большинстве случаев для повышения обобщаемости результатов стремятся к тому, чтобы выборка была хотя бы репрезентативна, т.е. соответствовала по основным характеристикам исследуемой популяции. Для этого следовало бы избегать работы с группами, значительно отличающимися от общей популяции. Однако, производители лекарственных средств могут специально проводить исследования таким образом, чтобы наиболее ярко продемонстрировать эффективность своего ЛС, например, подбирая пациентов с особенными характеристиками. В результате, часть вполне доброкачественных исследований имеют низкую обобщаемость.

С целью повышения обобщаемости применяются также многоцентровые исследования с включением больных из разных географических регионов, т.е. выборка оказывается репрезентативной по отношению к более широкой географической зоне. Поэтому результаты этих исследований могут затем более обоснованно применяться в отношении населения этой зоны.

При критическом чтении следует обязательно оценить репрезентативность описываемой в статье выборки.

Обычно качество обобщаемости результатов исследования достигается сведением к минимуму систематических ошибок.

Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата – цели исследования.

Метод представляет инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет дипломной работы глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемой проблемы.

Традиционно методы подразделяют на теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации данных (В.Н. Дружинин, 1997).

Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, то есть используются обязательно при написании любой дипломной работы. К данным методам относятся следующие:

1. Анализ – выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение. Данный метод используется при написании практически любой дипломной работы. Могут быть иные варианты его формулировки: анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме дипломной работы.

2. Синтез – соединение исследуемых свойств и признаков предмета исследования в единое целое.

3. Классификация – это метод, основанный на разгруппировании предметов по присущим им признакам. Данный метод широко используется при написании дипломных работ теоретического характера.

4. Метод обобщения – аналог метода дедукции: на основании свойств предмета делаются о нем соответствующие выводы.

5. Метод прогнозирования – выводы основываются на умозаключениях о тенденциях в развитии предмета исследования.

Также могут использоваться методы сравнения (например, эффективности различных средств ухода за тяжелобольным пациентом), конкретизации (например, роли медицинской сестры в определенном процессе), аналогии, исторические.

Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).

Упоминание данных методов необходимо в работах опытно- экспериментального и практического характера. Так, например, эксперимент предполагает, что в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. При классической форме эксперимента в ходе его проведения изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это условие на другие параметры (например, применение новых дезинфектантов на результаты смывов, уровень внутрибольничного инфицирования). Нередко используется также метод анкетирования (сотрудников медицинских организаций, пациентов, родственников).



Из методов обработки и интерпретации данных в большинстве дипломных работ используются математические методы обработки полученных материалов (для дипломных работ опытно-экспериментального характера). Использование таких методов приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, схем, формул, графиков, диаграмм.

Примеры:

а) «При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования:

- сравнительный метод;

- анализ нормативно-правовой базы;

- анкетирование»;

б) «В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, методы классификации, сравнения»;

в) «Методологическая основа исследования состояла в применении метода анализа, исторического метода и наблюдения. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития и значимости сестринского дела в российской медицинской науке разных периодов».

Практическая значимост ь результатов исследования может заключаться в возможности:

· Решения на их основе той или иной практической проблемы конкретной лечебно-профилактической организации или системы здравоохранения в целом;

· Использования полученных данных или сформулированных рекомендаций в процессе подготовки тех или иных специалистов.

«Практическая значимость данного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по применению периферических внутривенных катетеров в условиях стационара и на дому».

«Практическая значимость данного исследования заключается в возможности выявления основных негативных компонентов, влияющих на качество оказания фармацевтической помощи, а результаты исследования могут быть использованы для анализа и повышения качества обслуживания населения в аптечных учреждениях» .

Теоретическая часть ВКР (дипломной работы) освещает объект и предмет исследования, историю вопроса, теоретические основы рассматриваемой проблемы с позиции современных достижений медицинской (фармацевтической) науки, различные позиции учёных, даёт критическую оценку противоречивых фактов, проводит анализ вклада отечественных и зарубежных учёных в разработку темы, отмечает уровень разработанности темы в теории и практике. Автор дипломной работы определяет своё отношение, формулирует свою позицию, обосновывает свою точку зрения, её совпадение (несовпадение) с мнением учёных.

В большинстве случаев применяется деление главы на параграфы. Теоретическая часть должна включать в себя не менее двух параграфов. Надо следить за тем, чтобы все части главы были примерно соразмерены друг к другу, как по структурному делению, так и по объему. Следует избегать слишком больших разделов – это затрудняет понимание логики изложения материала. Однако слишком короткие разделы – менее половины страницы также нецелесообразны, лучше включить их в состав другого раздела или просто исключить.

Каждый параграф теоритической части должен заканчиваться выводами, которые располагаются в последнем абзаце параграфа. Можно использовать обороты: «Таким образом …», Как видим …».

«Таким образом, содержание и тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию населения определяются в соответствии с задачами и потребностями контингента, обслуживаемого лечебно-профилактическим учреждением. Для педиатрических участковых медицинских сестер это могут быть правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях, профилактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания, просветительная работа о необходимости профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинопрофилактики».

Стилистические требования, предъявляемые к дипломной работе, складываются из двух составляющих – требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета – научной речи. Характерной особенностью научной речи является логический способ изложения материал, научное изложение состоит из рассуждений и доказательств. При изложении научного текста также характерны: законченность и связность.

Одним из средств выражения логической связи являются функциональные связки – преимущественно вводные слова и обороты (см. приложение 2). Они могут иметь разное предназначение, могут указывать на:

Последовательность развития мысли: в начале, во-первых, прежде всего, значит, итак ;

Противоречивые отношения: однако, между тем, тем не менее ;

Причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, благодаря;

Переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, обратимся к…, перейдем к …, необходимо рассмотреть ….

Итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать… .

Недопустимо использование в дипломных работах/ дипломных проектах слов и выражений так называемого профессионального жаргона: нельзя употреблять определение «линейка» - «линейная бригада скорой медицинской помощи».

Стиль научной работы – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица: «автор полагает ». Местоимение «я» не используется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выводу».

Начинать каждый раздел рекомендуется с вводного предложения. Например, «Рассмотрим основные проблемы терапевтического общения», «При изучении проблемы профессионального стресса выделяют следующие понятия». При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь. Например, «Как показано в работах А.А. Смирнова, реабилитация является…», «Проблемы стоматологической заболеваемости в раннем возрасте рассматривались в работах…», «Исследования Богданова С.Г. показали, что …».

Для расширения лексического разнообразия при анализе, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении своего отношения к ним, можно использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, излагает, констатирует, отмечает, пишет, определяет, полагает, предполагает, понимает, признает, приходит к выводу, разделяет, разъясняет, рекомендует, соглашается, сообщает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет .

Чтобы продемонстрировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать, необходимо излагать часть материала в теоретической главе с использованием логических схем и сравнительных таблиц, графологических структур, рисунков, иллюстраций.

Теоретическая часть обязательно должна заканчиваться выводами . В них даются аргументированные ответы на поставленные задачи теоритической части исследования. Выделяется существенное, главное как результат теоритической исследовательской работы. В любом случае все разделы, пункты и подпункты работы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста, без смысловых разрывов.

«Следует подчеркнуть, что

1) соотношение эффективность/безопасность является основным критерием клинико-фармакологической оценки конкретного препарата;

2) фармакоэкономический анализ позволяет получить комплексную, интегральную характеристику лекарственного средства с медико-социальной точки зрения, включая клинические, экономические и психологические аспекты;

3) при расчете издержек, учитывают прямые, непрямые и нематериальные затраты».

Объем этой главы –10-15 страниц печатного текста.

Практическая часть ВКР (дипломной работы)должна содержать результаты проведенного исследования, рассматриваемой проблемы в реальных условиях, в группе, в колледже, в стационаре, в аптеке, лаборатории (результаты анкетирования, анализа историй болезни). Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. Это должна быть самая объемная часть работы – около 15-20 страниц.

Для повышения компактности и наглядности работы необходимо использовать таблицы, диаграммы, графики.

Практическая часть имеет следующие этапы:

- организационный этап , в котором указаны цель, задачи практической работы, план (график) проведения, обоснование выбранных методов, характеристика методов практической работы, база исследования.

Цель организационногоэтапа – оценка исходных данных решения проблемы в рамках поставленных задач дипломной работы.

- интерпретация результатов в соответствии заявленным планом исследования.

Цель этапаинтерпретации результатов – количественная и качественная обработка и анализ результатов, характеристика (описание) обозначенной проблемы.

- формирующий этап , в котором представлено описание опыта работы обучающегося, реализованного в ходе профессиональной практики по данной проблеме.

Цель формирующего этапа – представить реализованные в профессиональной деятельности результаты в виде конкретных продуктов деятельности (планы, конспекты, мероприятия, действия, опыт, рекомендации и др.).

- оценочный этап работы, в котором представляются анализ собственной профессиональной деятельности в рамках решаемой проблемы (самоанализ, анализ других субъектов исследовательской работы).

Цель оценочного этапа – количественное и качественное подтверждение результатов опытно-экспериментального исследования.

Выводы по практической части исследования представляют наибольшую ценность, отражают наиболее значимые результаты проведенной исследовательской работы

В заключение дипломной работы приводятся результаты исследования в сжатом и систематизированном виде, отмечается достижение цели, решение задач, поставленных в начале. В этой части работы важно соотнести полученные выводы с целями и задачами исследования, соединить выводы в единое целое, оценить успешность проделанной работы. Изложение должно быть четким и ясным. Рекомендуемый объем заключения – не более 3 страниц.

Можно использовать нумерацию выводов, что придает разделу большую структурированность и четкость. Желательно, чтобы в разделе «заключение» было не более 5-7 выводов, которые позволят увидеть главные достижения работы.

Необходимо отметить, что и введение, и заключение рекомендуется корректировать уже после полного завершения работы над основной частью. Объясняется это тем, что только после написания основной части автор в полной мере овладевает всем материалом по теме.

!Текст заключения не должен дублировать содержание выводов .

Рекомендации - это предложения, перечень мероприятий, рекомендаций обоснованных дипломником, о возможности практического применения полученных результатов в практическом здравоохранении, других учреждениях и о последствиях, возможных в результате реализации этих предложений, глубина проработки которых характеризует уровень подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.

Список использованных источников и литературы - отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Дипломная работа должна иметь не менее 25 источников, из них 75% - последних 5 лет издания.

Приложения - представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий с пациентами, медперсоналом, школьниками, студентами, родителями учащихся, методические рекомендации и дидактические материалы, нормативные документы. Приложение оформляется отдельно шрифтом 12 пт, интервалом 1. Заголовок ПРИЛОЖЕНИЯ нумеруется по порядку арабскими цифрами и даётся тематический заголовок каждого приложения.

Это одна из важнейших составных частей начального этапа определения проблем паблик рилейшнз. Проведение исследовательской работы, ее организация зависят от конкретных обстоятельств и возможностей учреждения, уровня готовности пиэрменов. Иногда весь объем такой работы последние выполняют собственноручно. Довольно часто руководители ПР-подразделений обращаются за помощью в разработке плана исследования (особенно, если нужно провести социологические исследования), сборе информации и анализе данных к сотрудникам специализированных исследовательских институтов Но какой бы подход не избирался, ПР-специалисты должны владеть знанием исследовательского процесса и соответствующей методологией. Даже если они не занимаются этой работой в полном объеме, все равно они должны уметь объяснить представителям других профессий, что им нужно, какие проблемы их волнуют и как их изучить.

Наукой давно уже разработаны и проверены на практике подходы к организации исследования. Процесс, как правило, начинается с четкой постановки изучаемой проблемы. Это можно делать разными способами: скажем, проблему формулируют в виде вопроса; это также может быть гипотетическое предположение о возможной взаимосвязи между явлениями, которую нужно проверить, а потом сделать

теоретические обобщения и т.д. Затем следует очередной шаг, когда необходимо разработать программу исследования, уточнить, как именно лучше ее реализовать: с помощью опроса общественного мнения, проведения эксперимента, глубокого изучения статистических данных, переписи населения и пр. Любой из возможных способов исследования проблемы имеет свои специфические методы сбора, анализа и интерпретации данных.

Но как бы ни отличались между собой способы исследования, все они имеют общую цель - расширить наше понимание проблемных ситуаций, обогатить знания об обществе в целом. Подходы и избранные методы зависят от проблемы, которую необходимо разрешить, квалификации и вкусов исследователя, имеющихся ресурсов, обстоятельств, возникающих в той или другой ситуации, и срочности принятия ответственного управленческого решения.

Можно привести примерный перечень контрольных вопросов, которыми специалисты по паблик рилейшнз рекомендуют воспользоваться, приступая к выбору метода исследования:

1. Как будут использоваться результаты исследования? На первый взгляд этот вопрос может показаться наивным, но следует помнить, что в критических ситуациях, когда ради спасения хватаются даже за соломинку, нетрудно «вломиться» в исследование без четкого плана использования его результатов.

2. Какая конкретно группа населения (общественности) должна изучаться и как должна быть сформирована выборка? В некоторых исследованиях именно аспект определения нужной группы населения является наиболее сложным вопросом. Разумное определение выборки может минимизировать стоимость исследования и оптимизировать точность полученных результатов.


3. Какой тип методики более всего подходит в данном случае? Никогда не нужно сразу считать, что какой-то вид социологического исследования, например анкетирование, наилучший. Нередко бывает так, что метод фокус-группы или использование данных других исследований могут дать лучшие результаты.

4. Если будет использоваться социологическое исследование, какой тип полевой работы будет наиболее эффек-

тивен? В данном случае необходимо выбрать какой-либо из трех основных типов: почтовое, телефонное или персональное интервью. Пиэрмен обязан знать преимущества и недостатки каждого из них.

6. Какой опыт работы имеет исследовательская организация, к которой вы планируете обратиться, какова профессиональная подготовка ее сотрудников? Крайне важно навести справки об опыте работы исследовательской организации именно по нужной вам методике. Не стесняйтесь узнавать мнения других людей об этой организации.

7. Как будет осуществляться анализ данных и в какой форме будут предоставляться результаты? Это чрезвычайно важно! Многие пиэрмены считают, что они тратят средства на полный отчет, и не соглашаются принимать компьютерные таблицы данных как конечный продукт.

8. Как быстро можно получить результаты исследования? Большая удача, если можно спланировать работу так, чтобы полученные результаты явились своевременными, чтобы они не оказались слишком дорогим и никому не нужным хламом.

9. Сколько будет стоить исследование? Профессиональное исследование дорогое. Целесообразно получить в письменной форме предложения о готовности провести исследование от нескольких исследовательских организаций. В то же время вы избавитесь от многих проблем, если будете настаивать на том, чтобы исследовательская организация в своих предложениях дала ответы на каждый из перечисленных выше контрольных вопросов.

Исследовательская работа в сфере паблик рилейшнз охватывает в основном два типа исследований: формальные и неформальные.

Формальные исследования предусматривают строгие методы сбора информации на основе формирования научно определенных репрезентативных выборок. Этот тип исследований требует строгого

соблюдения определенных процедур исследовательского процесса, начиная с постановки задачи и заканчивая интерпретацией полученных данных, подачей заключительного отчета о проделанной работе.

Формальные исследования по своей методике делятся на качественные и количественные. Качественные исследования (качественный анализ) - это те, что базируются на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдениях, анализе личных и официальных документов и т.д. Самыми распространенными специальными методами качественного анализа выступают историографический (биографический) метод, исследование отдельных примеров, изучение личных документов (дневников), углубленные интервью, фокус-группы, панельные исследования.

Количественные методы исследования составляют совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания, формализованного на основании достижений и методов математики и компьютерной техники. Самыми распространенными методами количественных исследований считаются контент-анализ, опросы общественного мнения и другие типы социологических исследований, о чем уже говорилось в V главе данного пособия.

Специалистам по паблик рилейшнз следует знать о преимуществах и недостатках каждого из количественных и качественных методов формальных исследований. Приведем сравнительную таблицу «плюсов» и «минусов» некоторых из них.

Преимущества и недостатки методов формальных исследований

Форм изложения исследовательских работ много: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п.

Отчет — это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчет представляет собой законченный материал, подводящий итог определенному периоду наблюдений.

Отчеты, как и другие научные работы, пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности.

Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не вполне ясен.

Наукообразное нагромождение ученых слов — верное свидетельство того, что автор — новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.

1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Например: «Зоопланктон водоемов Можайского района Московской области», «Экологические особенности птиц Виноградовской поймы р. Москвы».

2. Введение. Введение обосновывает необходимость проведения данной работы. Здесь полезно кратко описать состояние проблемы, которую вы выбрали для изучения и объяснить актуальность выбранной темы. Сюда же можно включить обзор литературы по теме исследования (в отчете это является необязательным и может опускаться).

Здесь же необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населенного пункта; при необходимости — название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т.д.; и указать сроки проведения исследований.

3. Обзор литературы. Обзор литературы должен ознакомить читающего отчет с работами, выполненными по той же теме, с нерешенными в этой области проблемами, ввести в курс той работы, которая делалась автором. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если исследователь приводит из литературы какую-либо фразу полностью, то приведенную цитату необходимо взять в кавычки. И те, и другие представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия (или фамилии) автора и год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки, например: (В. А. Зубакин и др., 1987) или указываются так: По мнению В. А. Зубакина (1989) «...» (и приводится цитата, которую заключают в кавычки).

4. Цель работы и ее задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить.

Например, можно выделить следующие задачи в работе по изучению питания и поведения большого пестрого дятла на кузницах в зимнее время:

1. Установить типы устройства кузниц Большого пестрого дятла в зависимости от месторасположения на стволе;

2. Выяснить закономерности поведения дятла при кормлении на кузнице;

3. Установить количество семян, поедаемых дятлом в течение одного часа, и оставляемых в шишке; и т.п.

5. Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения и т.п.; какие использовались способы обработки первичных данных. Методика и выбранные способы обработки должны быть описаны подробно. Это связано с тем, что в нашей стране существует много научных школ, каждая из которых может пользоваться методами исследования, отличающимися от используемых другими. И по корректности представленных методов работы видно, насколько хорошо освоил их начинающий исследователь.

6. Результаты и их обсуждение. Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учетов и их обсуждение. Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены.

Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

7. Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т.е. не должна повторяться (хоть и кратко) глава "Описание работы". Выводы должны быть именно выводами. Например:

«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Видовой состав водных беспозвоночных обследованной территории насчитывает 135 видов;

2. К редким видам относятся......; и т.д.»

Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» выделить главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.

8. Благодарности Здесь уместно поблагодарить всех, кто помогал Вам в работе, в подготовке к ней, в обработке результатов и написании отчета.

9. Использованная литература. Здесь необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.

Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников) и указывают: автора (-ов), название, издательство и год издания, количество станиц.

При использовании источников на иностранных языках, их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.

10. Приложения. Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчета или статьи.

Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста.

Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.