Что значит промывать мозги. Промывание мозгов

Людям всё время промывают мозги – так происходит сейчас, так было и сто лет назад. Всегда находились ловкие манипуляторы, которые умудрялись задействовать все возможные психологические механизмы, чтобы поколебать мнение, подвигнуть к определённым действиям или внедрить в головы других людей конкретные убеждения.

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера "Промывание мозгов в красном Китае".

Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.

Итак, вот как это работает:

1. Изоляция

Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.

2. Скандирование

Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.

3. Подражание

Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям.

4. Мы заодно

Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.

5. Иллюзия выбора

Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.

6. Повторение

Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее.

7. Максимализм

Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.

8. Страх

Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.

9. Задействуйте логику

Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики.

10. Контролируйте информацию

Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.

А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает, но цель нашей пенитенциарной системы - не ликвидация преступности, а получение контроля над ней.

Перевод с немецкого мой.

Итак, 24 пункта доктора Шейна:

1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
6. За заключёнными следят, собранная информация передаётся дальше.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
18. Нужно ставить индивидов в новые и двусмысленные ситуации, выход из которых неясен, а потом осуществлять на них давление, чтобы они, пытаясь уйти от этого давления, получить передышку или преимущества, выбирали выгодную вам стратегию поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача - дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.

Парадоксальные способы промывки мозгов, которые использует СМИ и описанные всемирно известным философом Ноамом Хомским

Аврам Ноам Хомский - философ, аналитик, литератор,
умница… Словом, редкий тип человека в нынешних кругах
управленцев медиа-корпорациями и аппаратами
правительств, формирующих
общественное мнение.

Его не любят официальные лица США за беспощадную критику «образа жизни». Одна лишь цитата: «Почему никто не замечает, что американцы используют имена жертв геноцида в названиях военной техники «Апач», «Команч»… Я думаю, если бы в люфтваффе военные вертолеты называли «Еврей» или «Цыган», народ бы заметил».

Он охарактеризовал Барака Обаму как человека без устойчивых моральных ориентиров на самом пике популярности первого темнокожего президента США.

Парадокс! Сиониста Хомского (он считает себя таковым) не очень жалуют в Израиле и упрекают в антисемитизме. Философ не отождествляет землю обетованную с еврейским государством и крайне негативно оценивает его нынешнюю политику. Думаю, в Украине, где родился и вырос отец Хомского Уильям, он тоже бы не пришелся ко двору. Слишком велик интеллектуальный темперамент 84-летнего ученого, направленный против любых форм притеснения личности.

Без блестящего анализа Хомского и его умения сводить в систему выводов разрозненные факты картина мира в наших глазах выглядела бы размытой. Он нужен мыслящим людям и особенно журналистам. «Десять стратегий манипуляций в СМИ», изложенных лингвистом, я бы ввел в учебные программы профессиональной школы. Впрочем, каждому человеку интересно знать, что и как вкладывают в его сознание. Придирчиво оценивая пищу для желудка, мы иногда совершенно равнодушны к эрзацам, приготовленным для промывания мозгов. Им уже много лет, но только сегодня мы начали понимать суть глобальных трансформаций в постсоветском обществе. Власть пытается использовать коммуникационные каналы в своих интересах не только в Украине. Но у нас попытки манипулирования выглядят особенно неприкрыто и осуществляются неуклюже.


Видимо, это связано с общим интеллектуальным уровнем менеджмента и равным удалением элит от европейского и российского опытов управления СМИ.

Вот 10 стратегий и способов, которые используют СМИ, чтобы промывать мозги:

1. ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВТОРОСТЕПЕННОЕ

Отвлекать внимание общества от насущных социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Чтобы граждане, как дети, ежедневно находили у себя под подушкой очередную забаву, занимающую разум и время.

Леденцов для электорального обсасывания хоть отбавляй: преступления, катастрофы, волнующие каждого темы вроде языка или территориальных различий. Пригодно все, что в данный момент устраивает власть.

2. САМИМ СОЗДАТЬ ПРОБЛЕМУ И САМИМ ВЗЯТЬСЯ ЕЕ РЕШАТЬ

Вначале формируется или складывается сама по себе ситуация, затрудняющая развитие общества. Затем СМИ выносят проблему для всестороннего обсуждения. Когда дискуссии накалились, политики и управленцы предлагают варианты решения этой проблемы. Их участие в актуальном для страны хабе повышает рейтинги и поддержку населения.

Программы и способы борьбы с коррупцией активно обсуждаются СМИ на протяжении 15 лет. Явление достигло огромных масштабов по вине госаппарата, но рассматривается как стихийное бедствие, за которым нет конкретной вины руководителей и политиков. На антикоррупционной волне поднялись многие деятели, но самой коррупции от того не стало меньше.

3. ПРИУЧАТЬ К НЕВЗГОДАМ ПОСТЕПЕННО

Испытанный метод подготовки общества к восприятию непопулярных мер. День за днем, год за годом СМИ говорят о проблеме, интересующей верховную власть. И общество вырабатывает привычку спокойного реагирования на невыгодные для себя проекты: сведение к минимуму функций государства, способы и характеры приватизации, массовую безработицу, уровень заработной платы, не способный обеспечивать достойную жизнь.

Показательный случай с налоговой и пенсионной реформой. Когда власть торопилась внедрить невыгодные обществу законопроекты, ситуация чуть не вышла из-под контроля. Ошибку исправили, перейдя к постепенным мерам. Тот же результат был достигнут на большем временном отрезке.

4. ОТСРОЧИТЬ ИСПОЛНЕНИЕ И ПОДАРИТЬ НАДЕЖДУ

Представляя непопулярные меры в качестве болезненных, но необходимых, власть предлагает обществу поэтапное их применение. Людям проще согласиться на жертвы в будущем, чем в настоящем. Да и надежду они не теряют - вдруг все изменится к лучшему. Люди не знают, когда придет хмурое «завтра», а журналисты не пытаются оценить грядущие последствия.

На отложенном спросе строится здание многих реформ, например пенсионной, результаты внедрения которой общество в полной мере испытает через несколько лет. 14 миллионов пенсионеров все еще надеются получить от государства уровень обеспечения выше прожиточного минимума.

5. ОБРАЩАТЬСЯ К ОБЩЕСТВУ, КАК К ДЕТЯМ

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются доводы, персонажи, интонации, слова, понятные даже малым детям или людям, задержавшимся в умственном развитии. Инфантилизм речевых оборотов не случаен. Если с вами говорят таким языком, то вы тоже невольно понижаете уровень своих ответов или возражений, будто вам на самом деле 12 лет.

Правило сообщающихся полемических сосудов можно увидеть и услышать чуть ли не в каждой дискуссионной телепередаче и публичных выступлениях политиков всех уровней. В Украине оно усугубляется плохим знанием языка и малым словарным запасом министров и первых лиц страны.

6. РОЖДАТЬ ЭМОЦИИ, НО ПРЕПЯТСТВОВАТЬ МЫСЛЯМ

Воздействие на эмоции - классический прием блокирования способности людей к рациональному анализу. Короткое замыкание, как называет это Хомский, лишает человека возможности критического осмысления происходящего. С другой стороны, стимулирование эмоциональных раздражителей позволяет проникать в подсознание, и, таким образом, легче внедрять страхи, желания, опасения.

Программы и риторика политиков насыщены словами о патриотизме, любви к людям и природе. Провозглашается масса призывов к добру, бескорыстию и т. п. В то же время звучит огромное количество предостережений о неминуемом крахе государства, непримиримости людей Востока и Запада. В штабах политических партий планируются эмоциональные провокации вроде свержения памятников, опорочивания оппонентов и прочего троллинга, заставляющего противника заглатывать блесну оппонента. Обычно эти новости занимают главные страницы сайтов и газет. В то же время серьезный анализ событий смещается с первых полос и прайм-тайма, как не вызывающий интереса у большинства.

7. ДЕРЖАТЬ В НЕВЕЖЕСТВЕ И КУЛЬТИВИРОВАТЬ СЕРОСТЬ

Низкий уровень образования, невежество и посредственность - мощные орудия в руках СМИ. Подчинение своей воле происходит гораздо проще, когда в руках находится послушный материал. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть посредственным и скудным, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, служило разделяющим барьером».

Хомский называет это тихим оружием правящих элит. Дело не только в подмене специалистов и аналитиков «представителями народа», но и в разрушении системы образования в стране. Пока политики бьются каждый за свое, в лабораториях образовательной сферы выращивается поколение next. В сознании будущего электората гуманитарные ценности заменяются техническими, а их социальное предназначение сводится к умению зарабатывать на жизнь.

8. ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

Пока читатели и зрители удивляются, почему в социуме так много тупости, пошлости и хамства, эти качества становятся критериями отбора людей в социальные лифты. Интеллектуалы не нужны системам, призванным исполнять волю верхов.

Пресса активно участвует в популяризации безмозглых людей по многим причинам. Потому, что одни платят, другие поощряют, третьи становятся в очередь. Брать интервью у серых политиков выгодно. Они всегда открыты для встреч и не поленятся в сотый раз повторить прописную истину.

9. УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ

Психотерапевты знают, чувство вины - багор, которым легко поддеть даже самую сильную личность. Владеющий багром, как сплавщик, направляет массы бревен в нужный поток. Если СМИ заставляют человека поверить в собственную вину по поводу всех окружающих его несчастий, тогда проще отвлечь его от борьбы за экономические и политические права. Самоуничижение приводит к апатии и бездействию.

Вам не удалась оранжевая революция - значит, вы не способны изменить общество, и любые протесты бессмысленны. Революция ничего не решает. История страны - это история поражений, в которых виноваты сами украинцы. Не эти ли слова вы слышите от тех, кто намерен постоянно управлять каждым из нас?

10. ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ

Благодаря достижениям науки и современным технологиям СМИ получили в свое распоряжение такие знания о социуме, которые позволяют опережать и предвидеть тенденции и реакции общества. Медиа обладают огромным информационным ресурсом и способны управлять людьми в большей мере, чем они сами.

Каждому гражданину страны при совершении простых житейских операций: покупок товаров, оформлении собственности, кредитов, обмене документов - система навязывает тысячу способов оставить о себе как можно больше информации. Обобщив и систематизировав ее, можно получить мощный инструмент воздействия на человека.

Напрасно полагать, что все десять стратегий планируются и осуществляются определенными людьми, этакой масонской ложей при власти. Профессор Ноам Хомский собрал лишь набор инструментов, используемый в современной политике. Что-то вроде молотка, пилы и плоскогубцев, которыми можно выполнять разные работы, но на примитивном уровне.

Моя любимая тема в социологии – рефлексия, а её частный случай – замыкания жизненных ситуаций на себя (когда обстоятельство может стать причиной и следствием самого себя, скажем, в варианте ) и, как вариант замыкания, когда некая критика идеи используется для осуществления самой же идеи. Сегодня у нас идея манипуляции и промывки мозгов.

Обычно картинка сопровождается некоторым текстом вроде такого:

По радио объявляют, что дважды два — пять. Ты удивляешься.
Потом президент подтверждает в прямом эфире, что дважды два — пять, приводя мутные и никому не понятные доказательства. Ты возмущаешься.
Затем ты выходишь на улицу и говоришь, что дважды два — четыре. За это тебе дают по голове специально обученные люди с дубинками, потом отвозят в отделение по контролю за арифметикой и с помощью дубинок доходчиво объясняют, что дважды два — пять. Ты выходишь оттуда просветлённый и уверовавший.
Примерно так и функционирует любое демократическое государство.

Чисто эмоционально кажется, что «да, так оно и есть», или «всё правда, они нас обманывают, внушают нам лажу», или «об этом ещё Оруэлл написал в своей знаменитой антиутопии». На этом поток мыслей у обычного человека завешается – и он листает умные картинки дальше, задерживаясь над каждой не более 5-10 секунд.

Давайте задержимся хотя бы на одну минуту и обнаружим в приведённой цитате и сопровождающей картинке плохой смысл, то есть скрытую попытку манипуляции.

— Во-первых, само по себе знание некоторого частного факта (например, о том, что 2+2=4 или любого другого, даже более сложного), совершенно никак не влияет на способность человека к самостоятельному мышлению, к тому, насколько правильной будет его жизнь, насколько хорошо он будет понимать действительность и насколько вообще он будет хорошим человеком. Здесь же нам внедряют мысль о том, что сам по себе факт что-то значит и почему-то очень плохо, когда он подменяется другим фактом – и нужно непременно выйти на улицу, чтобы озвучить другой, более правильный по мнению озвучивающего факт (безотносительно его интерпретации). Например, вот вам ещё одна полезная истина, о которой вам не расскажет государство: «Свинья не в состоянии смотреть в небо». Ну вот, зная это, вы должны ощутить приступ просветления, ведь 90% людей не знают этого факта, а вы знаете. Ваша жизнь улучшилась, уже сейчас порывы доброты разрывают вас изнутри… Правда? Кстати, я соврал, этот весьма распространённый в интернете факт является ложью. Причём даже не нужно иметь свинью, чтобы это проверить, а достаточно лишь знать форму Земли и поглядеть на фотографии свиней с не опущенной головой.

— Во-вторых, здесь нам умышленно внушают, будто массовый факт (2+2=5) неправильный, а единичный факт (2+2=4) правильный. Если внимательно наблюдать за людьми, то мы заметим, что в жизни-то как раз всё наоборот. Отдельные «уникальные» личности чаще всего ошибаются, но выдают свои ошибки за истину, до которой человечество, якобы, ещё не доросло. Однако этих людей вот так вот ловят и исправляют дубинками. Они выставляются как борцы за истину и справедливость, а у обывателя складывается впечатление, что они действительно говорят правильные вещи. То есть в этой цитате намеренно сделано так, что одиночный человек говорит правду, а его за это бьют, тогда как в жизни чаще всего бьют не за правду, а за бред, причём за очень назойливый и одиозный. В жизни-то как раз этот одинокий страдалец на картинке орёт, что 2+2=5. Вот такое переворачивание типичной ситуации порождает в голове обывателя мысль о том, что государство борется именно с борцами за правду, тогда как при внимательном рассмотрении, оно борется далеко не только с ними, а значительную часть сил оно как раз тратит на более конструктивную деятельность. Но обывателю это не важно, ему нужно «разоблачить» кого-нибудь, почувствовать себя важным, умным, знающим «истинные причины всего».

— В-третьих, этой историей, заключённой в цитате, вам дурят голову. Демократическое государство устроено на совершенно иных принципах, не имеющих отношения к прямому подавлению личных свобод человека. Да, в отдельных случаях, если возникает необходимость, такая свобода подавляется силой, но в значительной части случаев это делается иначе: методами более хитрой манипуляции (например, с помощью ), путём внушения человеку определённых ценностей, путём убеждения человека в правильности той или ной позиции. Это делается не дубинкой, это делается через психологию падкого на глупости обывателя. Даже сама эта цитата, которую мы разбираем – это пример внушения. У обывателя, прочитавшего это и посмотревшего картинку, складывается ложное понимание методов манипуляции и ложное понимание принципов работы государства по отношению к нему. Также параллельно внедряется ложное представление о демократии. Удовлетворённый тем, что знает всю правду о методах манипуляции, наш обыватель потом пойдёт и купит , послушав . И будет думать, что нагнул систему 🙂

— В-четвёртых, после просмотра этой картинки у человека с обыденным сознанием складывается ощущение, будто он в состоянии охватить своим обыденным умом то, как его нагибают. Разумеется, он знает, что картинку и цитату нельзя понимать буквально, разумеется, никаких дубинок нет, бьют не дубинками, а определёнными формами ограничения свободы и вовсе не за прямые высказывания, а вообще за любое «неугодное» поведение. Но нет, даже если интерпретировать всё образно, отыскать здесь «скрытый смысл», то от большинства людей ускользнёт тот факт, что вся эта дурь просто уводит его в сторону. Ему этой фразой внушили, будто бы он – не владея даже основами социологии, психологии, философии, религии, логики, политики, математики и многих других (строго необходимых для социального лесничества) областей науки – в состоянии понять методы манипуляции и эффективно им противостоять. Как же он будет это делать? А картинка не даёт ответа на этот вопрос. Поэтому он никак и ничего делать не будет, он будет только знать о том, «как работает демократия», а через некоторое время у него сложится впечатление, что «демократия – это плохо». Вот и всё, что останется у него в голове от просмотра картинки. Он будет думать, что знает, как им управляют, а на самом деле, он этого знать не может. Но для манипулятора это хорошо, когда человек уверен, что им не манипулируют, потому что именно такими людьми манипулировать проще всего .

— В-пятых, в приведённой цитате встроено ложное представление о людях: они пассивны, они не могут противостоять власти, когда та неверно совершает свои обязанности, а тех, кто проявляет активность, перевоспитывают. Кажется, что ничего безобидного в этой мысли нет, ведь она отражает правду. Однако правда может иметь зомбирующий эффект: если показывать только негативную правду, человек будет склоняться к плохому, а если позитивную, то к хорошему. Именно так – на этом эффекте — работает, например, воспитание детей. Так вот, человек, согласившийся с этой цитатой (даже в её переносном смысле), автоматически (и безальтернативно) соглашается с тем, что люди не могут бороться с неправильной властью, что нужно обязательно сразу возмущаться, когда большинство заблуждается, и в качестве протеста нужно говорить правду людям на улице, а не предлагать конструктивные методы самим управленцам на местах, а также что любые попытки высказывать мнение против системы будет караться принудительным перевоспитанием и что сделать с этим ничего нельзя.

Разумеется, всё это проходит прямиком в подсознание. Почему? Потому что без осмысления цитаты и картинки критически, мысль принимается подсознанием как есть (как в НЛП), а именно так – не критически – на неё будет смотреть большинство людей, которые просто листают «вконтактик», задерживая взгляд на каждой цитате и картинке не более нескольких секунд.

Казалось бы, вас этими картинками учат противостоять методам манипуляции, разоблачая то, как вами манипулируют, а на самом деле этим способом вами манипулируют ещё сильнее. Прочитали мою статью? Не думайте над ней! — листайте дальше.

Всегда помню совет булгаковского профессора Преображенского: «Не читайте перед обедом советских газет» — и следую ему по мере возможностей, в первую очередь применительно к нашему ТВ. Но когда я работала над этим материалом, мне все таки пришлось принять изрядную дозу «яда», чтобы разобраться в методах и приемах, которые современные СМИ используют для формирования общественного мнения. Все эти техники основаны на закономерностях функционирования человеческой психики. Я попыталась их проанализировать и систематизировать. Конечно, каждый сможет дополнить мой список собственными наблюдениями.

Отвлечение внимания

Как цыганка отвлекает внимание? Сначала ничего не значащая фраза: «Не подскажете, как пройти...» Затем резкая смена темы, интонации: «Ой, девонька, по лицу вижу, что в семье у тебя будет два гроба!», «Ой, страдалица, муж тебе изменяет, и ты знаешь разлучницу». Смена темы повергает жертву в смятение, способность мыслить отключается, подсознание реагирует на «мертвые слова». Нас парализует липкий страх, сердце колотится, ноги подкашиваются.

Для пропаганды, как и для любого другого вида манипулирования, важно подавить психологическое сопротивление внушению. Если в момент передачи сообщения отвлечь внимание адресата от его содержания, то осмыслить его и найти контрдоводы трудно. А контрдоводы — это основа сопротивления внушению.

Какими способами отвлекают наше внимание?

Информационный калейдоскоп. Телепередачи обычно выстроены так: короткие сюжеты сменяют один другой, перемежаются анонсами, рекламой, мелькают кадры, внизу бежит строка с дополнительными новостями. При этом важная информация разбавляется слухами из жизни знаменитостей, из мира моды и т.д. За десять минут просмотра перед нашими глазами проносится столько образов, что ни на чем невозможно сконцентрироваться. Этот калейдоскоп разрозненной информации, которую мы не в состоянии осмыслить и переработать, воспринимается как единое целое. Наше внимание рассеивается, критичность снижается — и мы открыты для любого «мусора».

Дробление темы. Если информацию надо внедрить в сознание, не вызвав сопротивления, ее дробят на части — тогда осмыслить целое становится сложнее. Вроде бы все сообщили — одно раньше, другое позже, но так, что трудно сосредоточиться и понять, что же произошло на самом деле.

Сенсационность и срочность. Часто в новостных передачах мы слышим: «Сенсация!», «Срочно!», «Эксклюзив!». Срочность сообщения обычно бывает ложной, надуманной, но цель достигнута — внимание отвлечено. Хотя сама сенсация не стоит и выеденного яйца: в зоопарке родила слониха, в семье политика скандал, Анджелина Джоли сделала операцию и т.д. Такие «сенсации» — повод умолчать о важном, о чем публике знать незачем.

Когда нас бомбят «срочными», «сенсационными» новостями, информационный шум, накал страстей и нервозность снижают нашу критичность, и мы становимся более внушаемыми. Наш мозг работает на высокой скорости, он все чаще включает «автопилот», и мы начинаем мыслить стереотипами, готовыми формулами.

Фокус на второстепенном. Отвлечь нас от волнующих социальных проблем тоже очень просто. О новом законе, который приведет к серьезному снижению уровня жизни, диктор скажет, как о чем то, не имеющем особого значения, — это все равно что сообщить новость в малотиражной газете, да еще напечатав ее мелким шрифтом. Зато рассуждения о запрете импорта кружевного белья или историю с жирафом, которого скормили львам в датском зоопарке, будут перемывать все СМИ.

Иллюзия достоверности

Сильнейший эмоциональный отклик создает ощущение подлинности событий. Мы окунаемся в иную реальность, не подозревая, что это, возможно, дешевый прием, постановка, монтаж.

Эффект присутствия. В фильме «Апокалипсис сегодня» показано, как снимают новостные сюжеты. «Бегите, не оглядываясь, как будто вы воюете!» — требует режиссер. И люди бегут, пригибаются, шум, взрывы, все как на самом деле. Конечно, есть честная журналистика, и репортеры часто рискуют жизнью, но такие трюки не редкость, особенно когда речь идет о пропаганде.

«Очевидцы событий». «Очевидцы», мелькающие в новостях, мало чем отличаются от «очевидцев» в рекламе. Вот молодая женщина, запинаясь, с показной неуверенностью рассказывает, как сын, играя в футбол, испачкал майку, а она ее постирала. В новостях опрашивают будто бы случайных людей, и из их слов формируется смысловой и эмоциональный ряд, который надо внедрить нам в сознание. Самое сильное впечатление производят плачущие старики, дети, молодые инвалиды.

В октябре 1990 года мировые СМИ облетела новость: по словам 15 летней кувейтской девочки, иракские солдаты вытащили из роддома младенцев и бросили на холодный пол умирать — девочка видела это своими глазами. Имя девочки скрывалось из соображений безопасности. На протяжении 40 дней перед вторжением в Ирак президент Буш не раз вспоминал эту историю, сенат США при обсуждении будущей военной акции тоже ссылался на этот факт. Позже выяснилось, что девочка — дочь посла Кувейта в США, а остальные «свидетели» были подготовлены PR-агентством Hill & Knowlton. Но когда войска уже ввели, до правды никому не было дела.

Анонимный авторитет. Его имени не сообщают, цитируемых документов не показывают — предполагается, что убедительность придают ссылки на авторитет. «Ученые на основании многолетних исследований установили...» — какие ученые? «Доктора рекомендуют зубную пасту...» — что за доктора? «Источник из ближайшего окружения президента, пожелавший остаться неизвестным, сообщает...» и т.д. Подобная информация — чаще всего чистой воды пропаганда или скрытая реклама, но источник неизвестен, и ответственности за ложь журналисты не несут.

Эффект ореола. Популярные люди — актеры, спортсмены, музыканты — часто становятся «агентами влияния»: они убеждают поклонников в том, в чем сами толком не разбираются. Их умело используют политики и рекламщики, ведь известно: если человек для нас авторитет в чем-то одном, то и в другом мы готовы ему верить.

Подмена

Одним из важнейших приемов промывания мозгов является подмена одного факта или явления другим, часто с совершенно противоположным знаком. Причем делается это незаметно для зрителя или слушателя.

Создание ассоциаций. Суть приема в том, чтобы привязать некий объект к тому, что массовое сознание воспримет как однозначно плохое или хорошее. Одна сторона говорит: фашисты. Другая: террористы. Подобные метафоры включают ассоциативное мышление и экономят наши интеллектуальные усилия. Нас загоняют в еще одну пропагандистскую ловушку. И вот вместо того, чтобы осмыслить суть проблемы, мы цепляемся за эти ассоциации, ложные аналогии и метафоры. Так уж устроен наш мозг: он при любой возможности старается не делать лишней работы.

На самом деле ассоциации и метафоры редко проясняют суть дела. Например, нам говорят: «Путин — как Петр Первый». Нам намекают, что мы знаем, какими на самом деле были времена Петра и итоги его деятельности. «А, ну понятно», — соглашаемся мы, хотя на самом деле нам ничего не понятно.

Когда информацию связывают с известными нам фактами, явлениями, людьми, которых мы воспринимаем позитивно, происходит положительный эмоциональный перенос. Как это бывает в рекламе? Вот явно преуспевающий человек едет на машине — если у нас будет такая же, мы тоже достигнем успеха.

Часто сообщения подкрепляют видеорядом. Например, нам о чем то рассказывают, а на экране — Гитлер, нацисты, свастика, все, что вызывает у нас страх и отвращение. Сама информация отношения к немецкому нацизму не имеет, но у нас в сознании одно уже сцепилось с другим.

Используется и условно-рефлекторная связь. Скажем, одно событие (человек, товар) преподносят как хорошее, другое — как плохое. Когда говорят о хорошем, фоном идет оптимистичная, приятная мелодия, которую мы все любим. Если показывают «плохое», звучит тревожная музыка и мелькают печальные лица. Всё: условно-рефлекторная цепь замкнулась.

Смена «знака». Основная цель приема — назвать черное белым, а белое черным, «плюс» поменять на «минус» или наоборот. Можно «перекрасить» любые события, погромы назвать демонстрациями протеста, бандитов — борцами за свободу, наемников — добровольцами.

Особенно преуспели на этом поприще пропагандисты Третьего рейха: гестапо не арестовывало граждан, а «подвергало предварительному заключению», евреев не грабили, а брали их собственность «под надежную охрану», вторжение в Польшу в 1939 году было «полицейской акцией». Советские танки в Чехословакии и Венгрии «восстанавливали конституционный порядок». Карел Чапек иронизировал по этому поводу: «Враг коварно напал на наши самолеты, мирно бомбившие его города».

Прямая фальсификация. Чтобы создать нужные настроения в обществе, желаемое выдают за действительное. Например, в новостях сообщается, что «в оппозиционном лагере разброд и шатание», «спрос на престижные офисы в центре превышает предложение». А поскольку большинство мыслит стереотипами — «раз об этом все говорят, значит, так оно и есть». На самом деле «факты» взяты с потолка.

На выборах мы зачастую руководствуемся социологическими рейтингами: мы хотим голосовать за сильных, а не за слабых. Если у среднестатистического обывателя, который стремится быть «как все», создать ощущение, что он в меньшинстве, он отдаст голос за того, с кем большинство. Поэтому, объявив накануне выборов сфальсифицированные данные о высоком рейтинге кандидата, можно реально увеличить количество поданных за него голосов.

Цифры, графики вообще заставляют нас поверить в то, что нам внушают: морщины исчезают на 90%, цвет лица улучшается на 30%, количество людей, поддерживающих такого то политика, увеличилось в два раза.

Повторение

Если повторять одну и ту же мысль простыми фразами, мы к ней привыкаем и начинаем считать своей. Нам всегда кажется убедительным то, что мы запомнили, даже если запоминание произошло в ходе механического повторения рекламного ролика или назойливой песни. Перед апрельским референдумом 1993 года по радио и телевизору только и слышно было: «Да, да, нет, да». Пришли голосовать. Как отвечать? Да, да, нет, да. Всё, нет вопросов. И сегодня многие вспомнят эту «речевку», но за что или против чего были эти «Да, да, нет, да», мало кто скажет.

Почему происходят такие «чудеса»? Повторение эффективно действует на плохо контролируемое подсознание и приводит к бессознательному усвоению чужих формулировок, мыслей, идей и взглядов.

Геббельс, известный виртуоз по части промывания мозгов, говорил: «Массы называют истинной информацию, которая наиболее знакома. Обыкновенные люди обычно гораздо примитивнее, чем мы воображаем... Самых выдающихся результатов... достигнет тот, кто способен свести проблемы к простейшим словам и выражениям и у кого хватит мужества постоянно повторять их в этой упрощенной форме, несмотря на возражения высоколобых интеллектуалов».

В 1980 х годах политические психологи Дональд Киндер и Шанто Айенгар провели эксперимент. Они монтировали вечерние новости таким образом, чтобы сфокусировать внимание зрителей на какой то одной проблеме, а остальное шло «фоном». Так, первой группе испытуемых изо дня в день говорили о слабости американской обороны, вторую пугали плохой экологией, третью — растущей инфляцией. В результате спустя неделю большинство участников эксперимента были убеждены, что проблему, на которую делали упор в «их» новостях, страна должна решать в первую очередь, и оценивали действующего президента США по тому, как он с ней справляется.

Получается, манипулятору не надо сражаться с идеями противника, достаточно неутомимо повторять нужные формулировки.

Познакомьтесь с основами промывания мозгов нужно хотя бы для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием, поведением, идеями.

Если вы готовы к чему-то, то этого часто просто не происходит.

Для начала определимся с терминами.

Промывание мозгов — это воздействие на человека для того, чтобы он изменил свое мнение, поведения, верования, эмоции, вопреки своей воли и желания, и часто, в ущерб собственным интересам.

Упрощенное определение из википедии.

Промывка мозгов — это воздействие на сознание человека с целью изменить его мышление.

Промывка мозгов, из юридической энциклопедии

ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ (англ. brainwashing) - методы и способы воздействия на сознание с целью изменить мышление человека, то, как он думает и во что верит, вопреки его воли и желания.

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»).

Из юридической энциклопедии 2015 года:

Так китайцы называли метод воздействия на американских солдат, попавших в плен в Корее и содержавшихся в лагерях, управлявшихся китайскими коммунистами. Китайцы обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы, чтобы добиваться повиновения, предпочитали жестокость и суровые наказания. «Красные» китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую «мягкую политику», тонко организованную психологическую атаку на своих пленных.

После войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить что произошло.

Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во время Второй Мировой войны. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником.

Основные правила воздействия:

1. Переходить от очевидных утверждений к утверждениям менее очевидным. Если человеку в лоб заявить, что коммунистический режим лучше капитализма, то он займет оборонительную позицию, начнет активно искать аргументы в пользу своих убеждений, его будет трудно переубедить. Начинать надо с тезисов, которые невозможно оспорить. Таких как: «в США есть безработица», «в США огромный разрыв между богатыми и бедными» и т.п.

2. Двигаться маленькими шагами. Никто не призывал американских солдат отрекаться от своих убеждений. Сначала военнопленный должен был согласиться с утверждениями, казалось бы, не имеющими большого значения: «Соединенные штаты несовершенны», «При социализме нет безработицы». После этого военнопленного просили объяснить, почему это так, потом составить список из десяти главных проблем американского общества и т.д.

3. Отсутствие давления при сохранении видимости свободы мнения. Убеждали военнопленных в чем-либо не с помощью насилия, а с помощью дискуссии. Когда пленный был недостаточно разговорчив, его критиковали за неискренность; если он не двигался в нужную сторону, его критиковали за субъективность и индивидуализм.

4. Контроль поведения. Поскольку это был лагерь для военнопленных, все, кто в нем содержался, подчинялись строгому распорядку. Определенные часы были отведены для обсуждения недостатков и проблем США. Определенные часы были посвящены критике поведения, привычек и взглядов лично каждого - своего рода сеанс групповой психотерапии. В результате человек, покидавший лагерь, нес в себе целый набор новых для себя ощущений.

Бывший военнопленный, один из тех, на ком была проработана технология промывки мозгов, так описал свои ощущения: «Когда я покидал Китай, у меня было странное чувство: теперь я еду в империалистический мир. Никто не будет заботиться обо мне. Я буду безработным и потерянным - все будут смотреть на меня, как на преступника».

Книга «Промывание мозгов в красном Китае»

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера «Промывание мозгов в красном Китае».

Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.

Итак, вот как это работает:

1. Изоляция

Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.

Правда: если вы знаете истину и реальные законы почему, что и как происходит, вам очень тяжело навязать ложную точку зрения.

2. Скандирование

Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.

Правда:когда орет толпа это уплотняет смысл произносимого — вот, смотрите, все говорят.

3. Подражание

Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям. У него будет иллюзия, что вы думаете также как и он.

Правда: не ведитесь на этот прием манипуляции.

4. Мы заодно

Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.

Правда: из врага иногда можно сделать друга. Ну или просто перестать враждовать. И для вражды всегда должен быть третий, кому это выгодно .

5. Иллюзия выбора

Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.

Правда: если есть два варианта и они оба вас не устраивают, ищите третий.

6. Повторение

Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте, что небо красное до тех пор, пока все не признают этого.

Правда:это просто продавливание. Не стоит вестись на это.

7. Максимализм

Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.

Правда: существует тысячи оттенков серого, белого, черного. И нужно видеть в них различие.

Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Или просто убедите всячески избегать опасности и не смотреть туда — там опасно.

Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.

Правда: не доверяйте тем, кто пытается убедить вас в том, что «там» опасно. Обычно все сильно преувеличено. Разберитесь сами, посмотрите, взвесте все независимым взглядом.

9. Задействуйте логику

Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики. Завалите человека логическими аргументами.

Правда: истина проста. Ищите истинную причину поведения или происходящих вещей.

10. Контролируйте информацию

Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.

Правда: изучайте разные точки зрения и основные законы жизни. Тогда вы сможете видеть истину.

Многие из этих приемов очень хорошо показаны в книге Джорджа Оруэла « », но об этом ниже.

Результат промывки мозгов

Результат промывки мозгов всегда один: человек не хотя, не осознанно изменил свое мнение так, как нужно было промывателям.

И высшее искусство — это когда «2 ⋅ 2 = 4» становится равным 5.

В противовес, другой метод. Предоставляются данные, законы жизни, которые приводят человека к другому видению мира, мироощущению. Но это основано на понимании жизни и ее законов. И человек тут свободен отказаться от идеи — прежде, чем он ее принимает он соотносит ее со своей жизнью, опытом. Если это правда, то он «берет это себе». По сути это — обучение.

Программа промывки мозгов от доктора Шейна

А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает.

Итак, 24 пункта доктора Шейна:

1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
6. За заключёнными следят, собранная информация передаётся дальше.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
18. Нужно ставить индивидов в новые и двусмысленные ситуации, выход из которых неясен, а потом осуществлять на них давление, чтобы они, пытаясь уйти от этого давления, получить передышку или преимущества, выбирали выгодную вам стратегию поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача - дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.

Как противостоять промывке мозгов

Один из простых способов. Как только у вас возникают подозрения, что происходит что-то не так, вы можете взять лист бумаги и зафиксировать основные свои идеи, принципы, на которые идет атака. Опишите их, а также то, почему вы их приняли для себя.

Каждый день воскрешайте в памяти свое изначальное понимание ситуации. Это поможет вам удержать свое видение жизни, даже если вы находитесь под давлением.

Фильмы, которые стоит посмотреть

Посмотреть, но не подражать. Помните о законе бумеранга

Но, лучше знать и быть готовым к применению к вам таких технологий манипуляции, чтобы не вестись на удочку. Фильмы определенно относятся к категории 18+. Прочем фильм «Пила» гораздо страшнее и жестче.

Заводной апельсин

«Заводной апельсин» (или «Механический апельсин» — англ. A Clockwork Orange) - фильм 1971 года режиссёра Стэнли Кубрика.

В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

«Заводной апельсин». На малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» - «апельсин». Робот.

Подробнее о фильме «Заводной апельсин» на кинопоиске

Джордж Оруэлл, «1984»

Писатель Джордж Оруэлл закончил работу над своей главной книгой в 1948 году. Название романа « » — это скрытая отсылка к дате его создания (две последние цифры меняются местами).

Роман был написан в первые послевоенные годы, когда вся Европа пережила ужасы нацизма. В первую очередь писатель на страницах «1984» продолжил развивать те идеи, которые он положил в основу другой своей знаменитой повести — «Скотный двор », написанной несколько раньше.

Формулой свободы личности в книге становится формула «2 ⋅ 2 = 4», как символ здравого смысла: «Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре».

Но в конце «2 ⋅ 2» становится равным пяти. Это книга достойна прочтения.

Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре

StarCraft

Видео об истории мира StarCraft. Хоть это и фантастика, но вполне подходящий пример использования «промывки мозгов»:

3 средства от беспомощности

Полезная статья от Елизаветы Мусатовой

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.
Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель - сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги - удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие - даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
— испытывает поражение, несмотря на все усилия;
— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию -
у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать.

Приходит апатия, а за ней - депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля - все равно».

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.
«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».
Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь.
Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно - это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу - и находили.
Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности - маленькими шагами.
Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее - вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей - все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание - там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.
Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье - новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд.
Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.
В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему переосмысления опыта и перестройки восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:
A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C - Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.
E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?
Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

Итог

Теперь вы знаете, что и как с промыванием мозгов. Это — манипулирование людьми.

А манипулировать, по словарю, значит: скрыто управлять кем-либо против его воли. Более подробно о манипулировании можно прочитать .

И не забывайте поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Не забывайте про закон бумеранга : сначала делаете вы, а потом, неизбежно, вам.

Использовались материалы:



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.