Комбинации каких синтаксических связей между. Предмет синтаксис

Комбинации каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи? Приведите 2 примера многочленных сложных предложений с различными видами связи.

Ответы:

подчинительные, сочинительные

Похожие вопросы

  • Составь слова из слова знаменитый,притопнуть,разгибание,обвинитель.
  • придумать задачу с процентами для 5 класса
  • политическое противостояние - это
  • Кевлар - один из самых прочных и лёгких на земле материалов, созданных человеком. Это аналог А.шёлка Б.хитина В.кости Г.лигнина Д.паутина
  • Мастер делает 320 деталей за 8 часов,а вместе с ученеком 400 деталей за 8 часов. Сколько деталей в час делает ученик? Напишите пожалуста ответ
  • коренные слова к слову качусь
  • Нужно вставить артикли in,on,at, или пропуск. 1. Jane woke up. It was 12 o’clock. It was (1) ... high afternoon. (2) ... day was bright but rather cold. It was (3) ... unusually cold day for (4) ... summer, as in (5) ... summer the weather is usually hot or warm. “(6) ... autumn is coming nearer,” Jane thought.2. “(1) winter has come!” thought Susan when she came up to the window. It was (2) ... late autumn but the ground was covered with white soft snow. “What (3) ... day!” cried Susan’s brother running into the room. “It is (4) ... real winter. I would like to throw snowballs on (5) ... fine day like that. Let’s go.” But Jane had other things to do at (6) ... noon. She wanted to finish the job she had begun (7) ... day before but never finished.3. It was (1) ... cold winter morning. Andrew was taking his dog Spot out. He usually did it in (2) ... morning about 8 or 9 o’clock. But that (3) ... morning he got up at (4) ... dawn. It was really(5) ... early morning. Andrew understood he could not sleep on(6) ... morning like that and walked out of the house.4. That (1) ... evening at (2) ... dusk I ...

Прежде чем говорить о типах синтаксической связи между компонентами словосочетания, членами предложений, самостоятельными предложениями, частями сложного предложения и частями сложного синтаксического целого, предварительно представим некоторые сведения общего характера о разновидностях синтаксической связи.

Наиболее часто противопоставляются сочинительная и подчинительная связи. Они различаются между собой тем, что в первом случае между компонентами синтаксических единиц отсутствуют какие-либо формальные показатели, свидетельствующие о зависимости этих компонентов, подчиненности одного из них другому, а во втором — такие показатели имеются. По этому поводу говорят, что при сочинительной связи компоненты однофункциональны, а при подчинительной разнофункциональны.

В то же время однофункциональность не значит однооформлен- ность. Например: В странах с парламентской формой правления должность руководителя правительства отделена от функции главы государства и может именоваться различным образом здесь сказуемые находятся в сочинительной связи, но одно из них выражено кратким страдательным причастием, а другое — сочетанием модального глагола и инфинитива; Индивид получает гражданство от рождения или в результате предоставления такового государством — здесь обстоятельства также находятся в сочинительных отношениях, следовательно, однофункпиональны, но разнооформлены: соответственно сочетанием существительного с предлогом от и выступающим в роли предлога сочетанием в результате вместе с существительным.

Средства выражения сочинительной и подчинительной связи также различаются. Во-первых, в том смысле, что средства сочинительной связи, как правило, одинаково используются для соединения компонентов всех синтаксических единиц (словосочетаний и предложений, простых и сложных), а средства подчинительной связи обычно дифференцированы по отношению к компонентам, с одной стороны, словосочетаний, а с другой — предложений. Например: отцы и дети; законодательная власть и исполнительная власть: Законодательная власть представляет собой совокупность полномочий по изданию законов , и исполнительная власть имеет прямое отношение к этим законам. Здесь союз и соединяет компоненты синтаксических единиц разных уровней.

В то же время союзные слова могут использоваться для соединения компонентов только сложноподчиненных предложений: Демагогия заявления , в которых для достижения политических целей используется ложь.

Во-вторых, подчинительная связь выражается формами слова, а сочинительной связи это не свойственно; для нее присущи главным образом сочинительные союзы, реже — порядок слов и значительная численность однофункциональных компонентов: Исторические разновидности диктатуры это и тирания , и азиатский деспотизм , и цезаризму и диктатура пролетариата , и фашизм , и авторитаризм , и тоталитаризм и др. Сочинительная и подчинительная связи имеют и свои собственные характеристики, безотносительные друг к другу.

Сочинительная связь (сочинение) — это тип связи между членами простого предложения и между частями сложного предложения, которые рассматриваются как равноценные компоненты, грамматически не зависимые друг от друга. Сочинение имеет место, например:

  • 1) между однородными членами предложения: Граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ;
  • 2) между частями (предложениями), входящими в сложносочиненное предложение: Изложенные положения называют десятью заповедями паблик рилейшнз , и ими начинается или заканчивается большая часть американских учебников по этой дисциплине.

Правда, существует и другая точка зрения, в соответствии с которой "всякое предложение с сочинительными компонентами можно представить как сложение нескольких предложений без сочинения: В этом магазине торгуют конфетами и чаем = В этом магазине торгуют конфетами + В этом магазине торгуют чаем... Поэтому синтаксические формы подчинительной связи рассматриваются в разделе о словосочетании, а формы сочинительной связи — в разделе об однородных членах" [Крылова, Максимов и Ширяев, 1999. С. 597].

Различают закрытую и открытую сочинительную связь, что зависит от количества соединяемых однофункциональных компонентов. При закрытой сочинительной связи имеются только два компонента, например: Заводы и фабрики остановились из-за отсутствия электроэнергии; Рабочие и служащие остались без зарплаты; После долгой разлуки друзья встретились , и радости не было конца. Это законченные в смысловом отношении ряды, часто включающие семантически сопоставляемые или связанные слова, выступающие в качестве заголовков: у Л. Толстого "Война и мир" , у К. Симонова "Друзья и враги" , "Дни и ночи" , "Живые и мертвые". При закрытой сочинительной связи обязательно используется союз.

При открытой сочинительной связи ряд объединяемых однофункциональных компонентов и синтаксических единиц может включать строго не ограниченное их количество, что зависит во многом от волеизъявления говорящего или речевой ситуации: С годами они присмирели , женились на некрасивых и ревнивых женах , нарожали детей , жалели о бездумно растраченной юности и завидовали отцу (В. Панова). Открытая синтаксическая связь может быть выражена в простом предложении бессоюзно и при помощи союзов. То же можно продемонстрировать на материале сложных предложений: ...Блестя на солнце , снег лежит; / Прозрачный лес один чернеет , / И ель сквозь иней зеленеет , / И речка подо льдом блестит (А. Пушкин); На дне песок белее мела , / А воздух пьяный , как вино , / И сосен розовое тело / В закатный час обнажено (А. Ахматова).

Подчинительная связь (подчинение) — тип связи между членами предложения, а также между придаточными предложениями, входящими в сложное предложение. Подчинение указывает на связь между компонентами, грамматически неравноценными, когда один из них (член предложения или предложение) является независимым по отношению к другому, зависимому от него. Между членами предложения различают три вида подчинения: согласование, управление и примыкание.

При согласовании: если зависимое слово — прилагательное, местоимение-прилагательное, порядковое числительное или причастие, то оно уподобляется господствующему (всегда существительному) в роде, числе и падеже (<альтернативное предложение ) или в числе и падеже (альтернативные предложения ); если зависимое слово — существительное, то только в падеже (кресло- кровать , роман-газета ). В последнем случае определить на грамматической основе, где главное слово, а где зависимое, бывает трудно, поскольку компоненты таких словосочетаний одинаково могут выступать в той и другой роли. Для их разграничения предлагается использовать, когда это возможно, семантический признак: существительное, имеющее более широкое понятие, признавать за определяемое слово, а существительное с более узким значением — за определяющее. Например, в словосочетании столяр-краснодеревщик первое слово с этой точки зрения является определяемым и, следовательно, главным, а второе — определяющим, а значит, зависимым. В любом случае зависимое слово передает определительные отношения: Неопубликованные законы не принимаются.

Особый характер носит согласование между подлежащим и сказуемым. В одних случаях здесь действительно имеется уподобление сказуемого подлежащему в роде, числе и падеже (Санкт-Петербург культурный центр страны ), или в числе и падеже (Санкт-Петербург культурная столица страны ), или только в падеже (Санкт-Петербург это достопримечательности , связанные с историей страны последних трех веков ). Можно привести примеры уподобления сказуемого подлежащему и в случае выражения первого именными формами: Москва прекрасна . Город прекрасен . Обе столицы прекрасны . Этот успех наш . Это достижение наше . Эти успехи и достижения наши . Таким образом, о согласовании (уподоблении) можно говорить при употреблении в предложении именного сказуемого.

Если в роли подлежащего выступает неизменяемая часть речи или форма, не имеющая признаков рода, числа или падежа, то в таких предложениях нет и не может быть согласования между сказуемым и подлежащим прежде всего из-за неизменяемости слов, выступающих в роли подлежащего: "Караул!" раздалось в переулке ; Сочинять стихи означало дли него исповедь перед людьми; Умереть за свой народ — это удел избранных.

В переходных случаях подчинительной синтаксической связи между главными членами предложения подлежащее выражено склоняемым существительным, а сказуемое — спрягаемой формой глагола: Президент утверждает законопроект; Президент утвердил законопроект. Синтаксисты признают здесь двойную разнонаправленную зависимость: И.п. подлежащего-существительного требует постановки сказуемого-глагола и том же числе и лице, а в прошедшем времени и в том же роде; сказуемое-глагол требует употребления подлежащего-существительного в И.п. В этом и заключается связь взаимозависимости (координации), в которой представлены согласование сказуемого с подлежащим и одновременно управление подлежащим со стороны сказуемого.

Связь взаимозависимости в приведенном случае сродни связи между компонентами словосочетаний, в которые входят числительное, изменяющееся по родам, в форме И.п. и В.п. и существительное в Р.п.: два приятеля две приятельницы , полтора года полторы недели. Как видим, здесь налицо зависимость числительных от существительных, которые определяют их род, следовательно, согласование по роду; в то же время числительные управляют соответствующими существительными, поскольку требуют их постановки в Р.п., причем ед.ч. Общее в характере связей между главными членами предложения в первом случае и компонентами словосочетаний во втором — то, что управление там и там исходит не от слова во всех его формах, а от определенной формы этого слова: или личной формы глагола, или формы И.п. и В.п. Так, при употреблении других падежных форм числительного оно не управляет существительным, а согласуется с ним: двух приятелей , двумя приятелями и т.д.

Из сказанного очевидно, что согласование может быть полным и неполным. Полным является согласование, при котором определяемое слово обусловливает употребление определяющего во всех возможных грамматических формах. При неполном согласовании подчиненный компонент уподобляется главному только в некоторых из возможных грамматических форм. Например: Мать встала невыспавшаяся (согласование в роде, числе и падеже) и Мать встала невыспавшейся (согласование только в роде и числе, но не в падеже).

При управлении как виде подчинительной связи главный компонент словосочетания обусловливает в той или иной степени постановку зависимого слова в определенной падежной форме без предлога или с предлогом. Этим главным компонентом может быть слово любой знаменательной части речи: глагол (восхищаться картиной ), существительное (восхищение картиной ), прилагательное (годный к службе ), наречие (перпендикулярно плоскости ). Отсюда управление называют глагольным, субстантивным, адъективным или адвербиальным (наречным).

В зависимости от степени обусловленности формы зависимого слова от главного (от обязательности или необязательности ее) различают управление сильное и слабое. Как отмечено в энциклопедии "Русский язык", "сильное У. обусловлено тем, что главное слово обладает такими лексико-грамматическими свойствами, что при нем необходимо зависимое слово, находящееся в определенных смысловых отношениях с главным": забивать шайбу , абстрагироваться от массы , уповать на судьбу. Сильное управление называют еще предсказуемым, необходимым. При слабом управлении зависимое слово либо не является обязательным (ср.: Мы отправили факс к вечеру и Мы отправили факс ), либо выбор формы зависимого слова более свободен (ср.: зайти за угол , но зайти за дом , зайти к другу; сойти со сцены , но сойти с улыбкой , сойти без улыбки ). Глагольные приставки за- и с- (со- ) определяют здесь употребление существительных с предлогами, соответственно за , к и со , с , без , требующих после себя разных падежных форм с различными значениями. Сильное и слабое управление различаются и характером выражаемых ими отношений. Сильное управление выражает объектные и восполняющие отношения, а также их контаминации с возможным включением обстоятельственных отношений (увлекаться информатикой , привычный к трудностям , находиться в забытьи , дожидаться до утра ). Слабое управление выражает обстоятельственные отношения, которые в некоторых случаях могут контаминироваться с определительными (пользоваться компьютером , слава героям , почет ветеранам ). При чисто обстоятельственных отношениях между главным и зависимым словами связь между ними многими лингвистами рассматривается как примыкание. Более того, некоторые считают, что зависимые слова в таких случаях вообще формально не связаны с другими членами предложения, а относятся к нему в целом, особенно если они стоят в начале предложения. Такие зависимые слова получили название детерминативов: По воскресеньям наваливалась особенная тоска (В. Шукшин); За два часа до рассвета Уралов объявил немедленное построение всего личного состава дивизиона в казарме (А. Кожевников); В этой местности , лишенной леса , нельзя было найти столбов дляустройства обычной уличной сети; И с хозяйственной , а также с технической точки зрения подобное решение вопроса электропередачи было единственно возможное и правильное (А. Платонов).

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, которая выражается не уподоблением подчиненного слова главному по форме, как при определении, не обусловленностью постановки подчиненного слова в форме, определяемой главным, как при управлении, а местоположением подчиненного слова по отношению к главному, его смысловой и грамматической зависимостью от последнего. Примыкание представляет собой присоединение к любой значимой части речи неизменяемого слова (наречия, неопределенной формы глагола, деепричастия, прилагательного в сравнительной степени) и выражает обстоятельственные отношения (выехать немедленно; прикуривая , сказать ) или определительные (разговор начистоту , штанга потяжелее , желание работать ), восполняющие (надеюсь встретиться ). Например: Права гражданина являются непосредственно действующими ; Кандидаты в депутаты не вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента их регистрации; Зарегистрировавшись , избиратели получают бюллетень для голосования; До сих пор используется один из вариантов прямого метода обучения иностранным языкам , называемый прямой метод по-новому .

В приведенных предложениях примыкающие члены предложения находятся в непосредственной близости к тем, к которым относятся, будь то одиночные слова (непосредственно действующими ; не вправе заниматься ; зарегистрировавшись , получают ) или составные наименования (прямой метод по-новому ), состоят в смысловой и грамматической от них зависимости, выступают при них в роли обстоятельства (непосредственно действующими ; зарегистрировавшись , получают ) или несогласованного определения (вправе заниматься , прямой метод по-новому ), входят вместе с ними в одну синтагму.

В тех случаях, когда предложно-падежные формы имен существительных могут употребляться при разных частях речи и, следовательно, не зависят от них, можно говорить также о примыкании этих форм: остановиться рядом с метро , остановка рядом с метро. Обычно они выражают обстоятельственные отношения.

Как правило, обращают внимание на следующие случаи примыкания:

■ когда в роли зависимого слова выступают притяжательные местоимения 3 л. его , ее , их , не имеющие, как личные местоимения (поприветствовал кого? его , ее , их), форм падежа, а поэтому не участвующие в выражении синтаксической связи: его доклад (лекция , выступление , сообщения ), ее доклад (лекция , выступление , сообщения ), их доклад (лекция , выступление , сообщения );

■ когда в роли зависимого слова выступает топонимическое наименование или некоторые другие собственные имена, тем более если они выделяются кавычками: озеро Баскунчак (ср.: на озере Баскунчак ), село Ветлы (в село Ветлы ), поселок Бугры (из поселка Бугры ), станция "Гостиный двор" (на станции "Гостиный двор" ), поезд Екатеринбург Сочи (с поезда Екатеринбург Сочи ), маршрут Земля Марс (по маршруту Земля Марс ); здесь синтаксическая связь выражается местоположением зависимых слов по отношению к определяемым, объединением тех и других в одной синтагме, их смысловой соотнесенностью.

Кроме того, в синтаксическую связь примыкания вступают компоненты, имеющие возможность такой связи благодаря их семантике. Например, деепричастия, обозначая дополнительное действие субъекта, могут сочетаться только с глаголом, глаголы в форме инфинитива обычно сочетаются со словами, содержащими модальный оттенок (могут забаллотировать , желание властвовать , обязан представиться ), а также с фазовыми глаголами (стал поучать , продолжают бесчинствовать , закончили обсуждать ) и глаголами движения (уехал отдыхать , забежал перекусить ).

Разновидностями подчинительной связи являются соподчинение и присоединение.

Соподчинение — это отношение между членами простого предложения, подчиненными господствующему члену (Не допускаются пропаганда или агитация , возбуждающие социальную , расовую , национальную или религиозную ненависть и вражду . Конституция РФ ), а также между придаточными предложениями, подчиненными господствующему предложению в составе сложного (Нужно определить , при каких условиях регионы получают большую самостоятельность и где предел децентрализации ).

Соподчиняться могут:

■ однородные члены предложения (Шубин слыл мужиком обстоятельным и деловым . Ю. Сергеев) и однородные придаточные предложения (Известный исследователь в области паблик рилейшнз пишет , что одних только определений этой дисциплины существует около пятисот и их количество растет );

■ неоднородные члены предложения (На выставке можно увидеть переоборудованную для спасателей машину ) и неоднородные придаточные предложения (Когда она проходила мимо окна , ей показалось , что девушка смеется . С. Антонов). В сложноподчиненном предложении придаточные могут относиться к одному и тому же члену господствующего предложения (Все поняли , что наступило новое время и ) и к разным его членам (Все поняли , что наступило новое время , поняли , что надо изменить отношение к жизни ). При соподчиненных предложениях подчинительный союз может повторяться и может не повторяться, что зависит от контекста (количества соподчиненных предложений, их грамматической структуры): Киноактриса заявила на пресс-конференции , что съемки нового фильма заканчиваются , (что ) он скоро выйдет на экран и (что ) публика будет иметь возможность познакомиться с интересной режиссерской работой.

Подчинение может быть последовательным, когда одна зависимая часть сложного предложения относится к главной части, другая зависимая часть относится к первой и т.д.: Только искривленная сосна остановит , может быть , взгляд неведомого потомка , которому невдомек , конечно , будет , отчего так прихотлив изгиб смолистого ствола (Г. Семенов).

Присоединение (присоединительная связь) — тип связи между членами предложения, а также между предложениями, входящими в сложное предложение, при которой второй компонент является по отношению к первому добавочным суждением, уточнением, пояснением, развитием ранее высказанной мысли. Например: Мы можем встретиться завтра. Если хотите ; Из соседней квартиры доносились крики , шум , визг. И потом эта монотонная барабанная музыка .

Основными видами присоединительных конструкций являются:

■ бессоюзные присоединительные конструкции, которые связываются с основными предложениями при помощи присоединительной паузы. Например: Бастовали работники различных областей. Даже транспортники ; На последнем заседании правительства обсуждалась налоговая политика. Говорили также о новой военной доктрине ;

■ союзные присоединительные конструкции, которые связываются с господствующим предложением при помощи сочинительных и подчинительных союзов. Например: Определим основные категории паблик рилейшнз как научной и учебной дисциплины , ее наиболее существенные проблемы , а также собственно предмет ее деятельности ; Министр обороны играет не в военные игры. Но не менее опасно ; Людям необходимо компенсировать понесенные потери. И это будет справедливо ; Избиратели отдали голоса молодым лидерам. Потому что прежние депутаты не оправдали их надежд . Существуют и специальные присоединительные союзы: да и , но и , хотя и , и притом , а потому и др. Например: Выборы в республике состоялись. И притом в них приняло участие большинство населения ; Вышло постановление о формировании органов местного самоуправления. Хотя и с большим опозданием .

Присоединение используется как особый стилистический прием, который позволяет при экономии речевых средств дать большую информацию. Присоединение особенно характерно для разговорной речи, что связано с течением мысли, процессом говорения, когда возникает потребность все в большем уточнении сказанного ранее. Например: И вот они встретили этого зама в ресторане , и даже Мишка напился. До того , что начал обхаживать какую-то блондинку (В. Белов).

Сочинительная (хлеб и соль)

Подчинительная

· согласование (зависимое слово принимает грамматические х-ки главного): на семи ветрах, красивая девочка

· управление (гл.слово диктует х-ки зависимому, но не свои собственные): чтение книг - чтению книг

· примыкание (связь преимущественно семантическая, нет показателей внутри слова

3) Координация (или предикативная связь, или взаимное подчинение):

· некоторые сочетания числительного с существительным: два стола (числительное диктует характеристики падежа и числа, а существительное – рода), две парты.

· подлежащее и сказуемое. Очевидно, что подлежащее управляет сказуемым (диктует ему признаки лица, числа и рода, либо – если сказуемое является существительным – только числа). Влияние сказуемого заметить сложнее. Оно заключается, например, в том, что существительное приобретает форму именительного падежа. В некоторых неиндоевропейских языках может быть выбор между падежами подлежащих.

Например, в грузинском наблюдается такая зависимость от времени и семантики сказуемых. Mama (именительный падеж) uhurebs – Отец смотрит. Mamam (эргативный падеж) aashena sakli (именительный) – Отец построил дом (именно в прошедшем времени).

35. Словосочетание и предложение: предикативные, атрибутивные, объективные, релятивные словосочетания; синтаксические связи в словосочетаниях.

Наибольшее признание в современном языкознании находит точка зрения, согласно которой предметом синтаксиса являются и словосочетание и предложение. Она находит свое выражение в синтаксическом учении академика Виноградова. Он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого. Именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих, Виноградов увидел грамматическую сущность предложения. Этот комплекс грамматических значений, всегда имеющий формальное выражение, он назвал предикативностью.

Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами. Это различие коренное, фундаментальное. Все другие различия или производны от данного или не всеобщи. Так, производным от признака предикативности/непредикативности является признак различия в функциях предложения и словосочетания, а именно: функция коммуникативной единицы у предложения и неспособность словосочетания выступать в этой функции.

Слова в речевой цепи не представляют простую последовательность, а находятся в определенных отношениях друг к другу. Каждое слово связано не сразу со всеми словами предложения, а непосредственно с каким-либо одним самостоятельным словом. Это является основной идеей при выделении словосочетаний. Сочетание слов происходит на основе сочинительной или подчинительной связи между ними.

В сочинительных словосочетаниях ввиду функционального единства их компонентов общие грамматические категории компонентов одинаковы, т.е. в таких словосочетаниях объединены слова, относящиеся к одной и той же части речи (мать и отец, высокий, но худой; motina ir tėvas, aukštas, bet plonas). Более многочисленны и разнообразны по своей структуре подчинительные словосочетания. Они образуются распространением слова в соответствии с его семантическими и грамматическими свойствами формой другого слова. В подчинительном словосочетании одно из знаменательных слов является главным, центром словосочетания. Система форм и связей внутри подчинительных словосочетаний зависит от грамматической природы главного компонента и от его семантики. Различают несколько видов отношений между членами словосочетания.

Главное из них – предикативное . Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения. Через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию наклонения – со своей целевой установкой. Это и составляет предикативное отношение. Предикативными могут быть как внешние синтагмы (Солнце светит, Saulė šviečia), так и скрытые (Дождит, Lyja), но не могут быть внутренние (домик, namukas).

По характеру выраженного в них отношения непредикативные синтагмы могут быть:

· Атрибутивными , определяющей член которых называет какой-нибудь признак определяемого вне категорий времени и наклонения (зеленая трава, žalia žolė);

· Объективными , определяющий член которых называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объектным отношением (выпил чаю, išgėrė arbatos);

· Релятивными, определяющий член которых либо называет какой-нибудь признак определяемого, либо называет что-либо не содержащееся в самом определяемом, но связанное определенным отношением (быстро бежит, greitai bėga).

Выражение отношения членов друг к другу может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением и примыканием . Согласование – это тот вид связи, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны (белого хлеба, baltos duonos). Управление – это тот вид связи, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения (вижу собаку, matau šunį). Примыкание – это такой вид связи, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

36. Словосочетание: синтаксическая связь и виды синтаксических связей.

Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

Отношение между членами синтагмы выражаются всегда каким-либо способом, что проще всего установить на синтагмах в составе простого предложения. Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием (подчинительная связь).

Согласование – это вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны. Белому хлебу – согласование в мужском роде в дательном падеже и единственном числе в двух разных членах показаны по-разному: в хлебу дательный падеж и число показаны флексией –у, а в белому инй флексией –ому. Может быть и согласование, ограниченное определенной категорией, так в она играет есть согласование только в числе и лице – нет согласования полностью.

Управление – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения. Переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может прямым (вижу собаку) и опосредованным, предложным (гляжу на собаку).

Примыкание – это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

37. Предложение: строение и виды.

Синтаксис (от греч. Σύνταξη - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

6. соединение слов в словосочетания и предложения;

7. рассмотрение видов синтаксической связи;

8. определение типов словосочетаний и предложений;

9. определение значения словосочетаний и предложений;

10. соединение простых предложений в сложные.

Синтаксисом называется часть грамматики, которая имеет дело с единицами более протяженными, чем слово, - словосочетаниями и предложениями. Предложение имеет более сложную иерархическую структуру, чем слово. У предложения есть способность к неограниченному усложнению. Синтаксическое описание – это множество правил, которые характеризуют синтаксический компонент знания языка. При составлении этих правил используется грамматический метаязык. Синтаксис имеет две основные задачи: описательную и объяснительную. Слово «синтаксис» начали употреблять стоики для обозначения логической структуры высказываний. Синтаксическая типология – научное направление, изучающее сходства и различия структуры предложения в языках мира. Синтаксическая парадигма – варианты одного и того же предложения или словосочетания.

Предложение является одной из единиц при изучении синтаксической системы языков. Через предложение осуществляется основная функция языка – коммуникативная.

С точки зрения смысловой предложение характеризуется относительной завершенностью передаваемого им сообщения и обладает поэтому коммуникативной автономностью. Предложение представляет собой закрытую систему, элементы которой структурно организованы определенными языковыми средствами.

Каждое предложение обладает предикативностью, т.е. отношением содержания высказывания к действительности, устанавливаемое в момент речи. Главным признаком, отличающим предложение от слов и словосочетаний, является наличие в нем именно предикативности. Слово или словосочетание может стать предложением, обретя этот признак. Предикативность выражается определенными языковыми средствами. Наиболее распространенным в языках является глагольная форма, в которой находят выражение частные грамматические категории лица, времени и наклонения. Универсальным способом выражения смысловой завершенности, предикативности и модальности предложения выступает интонация в ее различных видах.

Предложение – это высшая единица грамматического строя, в которой реализуются все оттенки грамматических значений единиц более низших. С одной стороны, предложение представляет собой синтаксическую структуру, обладающую предикативностью, а грамматическое членение синтаксической структуры не зависит от ситуации, от содержания сообщения, от интонации, т.е. грамматическое членение объективно и статично. С другой стороны, предложение как коммуникативная единица представляет собой смысловую структуру, отражающую определенную коммуникативную цель, которая возникает в процессе общения. Смысловая структура как коммуникативная единица зависит от ситуации, в которой формируется сообщение, и от отношения говорящего к содержанию сообщения.

По своей структурной схеме разграничивают простые и сложные предложения. Типы простых предложений характеризуются наличием одной предикативной основы, типы сложных предложений – наличием двух и более предикативных основ.

Простые предложения в своем большинстве распадаются на два основных типа по составу членов предложения: односоставные и двусоставные. Структурную основу односоставных предложений составляет один член предложения, который может быть распространен, т.е. являться главным компонентом словосочетания. На материале русского языка односоставные предложения представлены тремя типами, выделяемыми в зависимости от лексико-грамматической природы члена предложения:

· Именной тип (Тишина. Tyluma).

· Глагольный тип может быть дифференцирован на спрягаемо-глагольный (Звонят. Skambina) и инфинитивный тип (Встать! Atsikelti!)

· Наречный тип (Грустно. Liūdna.)

Структурную основу двусоставных предложений образуют подлежащее и сказуемое. Это наиболее распространенный в языках вид предложений.

Сложные предложения функционально подобны простым, т.е. выступают как целостные коммуникативные единицы. При характеристике сложных предложений существенно противопоставить способы связи их частей, в соответствии с чем разграничиваются бессоюзный и союзный типы сложных предложений. По существу бессоюзные предложения содержат несколько простых предложений, объединенных интонационно. Функция союзов в предложениях – выражать смысловые и синтаксические отношения между частями конструкций. Смысловая дифференциация союзов дает формальное основание для разграничения явлений сочинения и подчинения.

В сложносочиненных предложениях части независимы друг от друга. Употребляются соединительные, противительные, разделительные, пояснительные, градационные и присоединительные сочинительные союзы. Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, а зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Союзные слова являются относительными местоимениями, которые могут стоять в разной форме, и местоименными наречиями. В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части. Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом или к определенному слову в ней (таким придаточные называются присловные). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной: находиться в препозиции, интерпозиции или постпозиции.

Придаточные предложения делятся на следующие группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные.

Тема 2.2. Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении и в предложении. Понятие пассивной синтаксической сочетаемости. Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В. А. Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция Г.А.Золотовой (понятие и характеристики синтаксемы, типология синтаксем); концепция «Русской грамматики» 1980 г. Словоформы монофункциональные и полифункциональные.
^ Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988. С. 3 – 21

… В лингвистике на современном этапе ее развития созрела потребность осмыслить понятие элементарных синтаксических единиц, из которых, как становится все очевиднее, строятся все другие, более сложные конструкции. Определение исходного понятия, первоэлемента концепционных построений, становится непременным условием самого существования научной теории

синтаксиса

Осуществление задачи Синтаксического словаря - представить синтакси­ческие ресурсы русского языка научно систематизированными в словарных параметрах, впервые в лексикографической практике, -стало возможным на основе предлагаемого решения принципиального вопроса синтаксической теории - выявления конститутивной единицы синтаксиса.

В этом решении находит реализацию плодотворная идея взаимодействия лексики и грамматики, связанная с именами В.В. Виноградова и других наи­более глубоких и дальновидных лингвистов

Для осмысления синтаксического механизма языка необходим ответ на вопрос о том, в каких единицах, на каком уровне системы это взаимо­действие осуществляется. В качестве такой единицы выдвинуто понятие синтаксемы. Синтаксемой названа минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка, выступающая одновре­менно как носитель элементарного смысла и как конструктивный компо­нент более сложных синтаксических построений, характеризуемая, следова­тельно, определенным набором синтаксических функций.

Различительными признаками синтаксемы служат 1) категориально-семантическое значение слова, от которого она образована, 2) соответствую­щая морфологическая форма и 3) вытекающая из (1) и (2) способность синтаксически реализоваться в определенных позициях

Функциональная типология синтаксем базируется на понимании син­таксической функции как конструктивной роли синтаксичес­кой единицы в построении коммуникативной единицы. С этой точки зрения для характеристики синтаксической единицы существенным оказывается разграничение и противопоставление трех основных возможностей, трех функций синтаксем:

I. Самостоятельное, изолированное употребление единицы.

II. Употребление единицы в качестве компонента предложения.

III. Присловное употребление единицы в качестве компонента словосоче­тания (или сочетания слов).

Сумма возможностей и составляет основание для разграничения трех функциональных типов синтаксем: свободных (в Слова­ре помещаются под буквой А), обусловленных (Б) и связанных (В).

Свободные синтаксемы могут выступать в функциях I, II, III, обусловлен­ные - в функциях II, III, реже в I, связанные - только в III функции.

Функция I представлена чаще всего заголовками, а также драматурги­ческими ремарками, экспозиционными предложениями текста. Понятие функции II и III в описании синтаксем детализируется более конкретным понятием позиции.

В функции II различаются позиции:

1) предицируемого компонента предложения;

2) предицируюшего компонента предложения;

3) распространителя предложения (ситуанта) ;

4) полупредикативного осложнителя предложения. В функции III различаются позиции:

1) приглагольная;

2) приименная (присубстантивная);

3) приадъективная и приадвербативная.

Термины функция и позиция, следовательно, обозначают по­нятия более общей и более конкретной ступени абстракции: тот или иной тип функции как потенцию, как виртуальную способность каждая синтаксема реализует в определенной синтаксической позиции в той или иной модели предложения или словосочетания

Вступая в предложение определенной структуры, синтаксема приобрета­ет статус его компонента. Предложение любого состава и с точки зрения организации и с точки зрения членения может рассматриваться как одна из исчисляемых комбинаций синтаксем. Недостающим звеном системы, частью по отно­шению к целому - предложению, оказывается не слово-лексема (в исход­ной форме), а слово-синтаксема, или синтаксическая форма слова. объем понятия и дифференциальные признаки морфологической и синтак­сической формы слова не совпадают. В пределах одной морфологической формы, как правило, различается ряд омонимичных и полисемичных синтак­сем. Понятно, что синтаксемы (1) о + Предл. с делиберативным значением и (2) о+Предл. со значением признакового партитива являются, при морфологическом подобии, структурно-смысловыми омонимами, они раз­личаются и значением и набором позиционных возможностей, что определяет и их функциональную характеристику: синтаксема (1), представляющая тип свободных синтаксем, реализует свои потенции в изолированных позициях заголовка или тематически-экспо­зиционного отрезка текста (1.1.2.: О вреде табака; О детях; Об очередных задачах и т.п.); в позиции предатирующего компонента предложения, при предицируемом имени информативного значения (11.2. Рассказ - о детях; Стихи - о любимой; Доклад - о задачах... и т.п.); в качестве присловного распространителя при глаголах и именах той же семантики (III.I . рассказы­вать о детях, петь о любимой ; Ш.2. рассказ о детях, песня о любимой и т.п.); синтаксема (2), представляющая тип обусловленных синтаксем, харак­теризует предмет по количеству его составных частей либо в предикативной позиции (112. Всякая вещь о двух концах; Домик был о трех окошках и т.п.), либо в атрибутивной, приименной (1П.2. домик о трех окошках; храм о двух шатрах и т.п.); оттенок устарелости в этой синтаксеме делает ее возможности и лексически и стилистически ограниченными.

Отношения полисемии возникают в пределах делиберативной синтаксемы в позициях III. 1 и 2: помимо распространения глаголов и имен информатив­ного значения, она выступает как распространитель глаголов и имен так наз. "горестного чувства" (сетовать, тужить, тосковать, печалиться, грустить, плакать о ком-чем; тоска, печаль, грусть о ком-чем и т.п.). В этом случае делиберативное значение синтаксемы о +Предл. осложняется каузативным оттенком, эта же объектно-каузативная синтаксема в свою очередь вступает в синонимические отношения с объектно-каузативной синтаксемой по + Дат. (тосковать по дому, по друзьям).

Естественно, что в синонимические отношения (на основе сходства значе­ний и функций, при различии формы) вступает не морфологическая форма, ; например о+Лредл. во всей совокупности объединяемых ею синтаксем, : а делиберативная синтаксема о+Предл. с делиберативной синтаксемой про +Вин. (о детях - про детей), так же как с рядом других делиберативных синтаксем, образуемых с помощью производных предлогов (насчет детей, по поводу детей, относительно детей и т.п.). То, что отношения омони­мии, полисемии, синонимии, антонимии возникают именно между синтак-семами, а не между предложно-падежными формами вообще, может служить еще одним доказательством объективного существования в системе языка выделенных единиц.

Тема 1.3. Синтаксические связи. Синтаксическое отношение.
Чеснокова Л. Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980. С. 4–92.
…анализ структуры предложения необхо­димо сопровождается анализом связи слов, ибо «синтаксис есть наука о связях» (Н. Ю. Шведова).

Анализ любого типа связи слов состоит в выяснении ряда вопросов:

1) какое слово с каким связано;

2) какое из слов является главным, а какое - зависимым (или они равноправны, т. е. отношения подчинения между ними нет);

3) какие по своей грамматической природе слова вступают в связь;

4) какими средствами передается сама связь;

5) какое синтаксическое значение (синтаксическое отноше­ние) выражает данная связь;

6) какие функции эта связь выполняет (служит ли она для образования предикативного сочетания - ядра предложения или для распространения предложения).

Ответ на эти вопросы, по существу, лежит в основе анализа структуры предложения.

Определение синтаксической функции слова (анализ по чле­нам предложения) опирается на анализ связи слов и учет их специфики. Ср.: Любуюсь ночью и Любуюсь ночью морем (на­личие связи слова морем с глаголом любуюсь, выражающей объектное отношение, заставляет квалифицировать синтакси­ческую функцию слова ночью как обстоятельство; в то время как отсутствие этой связи делает необходимым отнесение слова ночью к разряду дополнений)

Связь слов - это соединение слов, выражаю­щее с помощью определенных средств смысло­вое отношение между этими словами

Связь слов в предложении (и в словосочетании) выполняет ряд важнейших функций: во-первых, служит для выражения синтаксических отношений между словами; во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания; в-третьих, создает условия для реализации лексического значе­ния слова.

… те сочетания слов, которые не имеют грамматического значения, т. е. не выражают синтакси­ческих отношений, не являются словосочетаниями. Так, соче­тания слов зеленая трава, подарил брату, был в лесу передают определенные синтаксические отношения: принадлежность при­знака предмету (зеленая трава), действие и предмет, которому оно адресовано (подарил брату), действие и место его совер­шения (был в лесу), следовательно, эти сочетания являются словосочетаниями. Сочетания же типа в лесу, был теплым не являются словосочетаниями, так как не передают синтаксиче­ских отношений (в сочетании был теплым назван только при­знак, но не назван предмет, в сочетании в лесу названо толь­ко место, но не названо само действие)

Что же такое синтаксические отношения?

В синтаксических построениях (предложениях, словосочетаниях) при соединении слов (точнее - словоформ) получают от­ражение два типа явлений: во-первых, отношения между пред­метами и явлениями объективного мира (эти отношения при­нято называть объективными 2), во-вторых, отношения между компонентами предложения или словосочетания как элементами синтаксической структуры (эти отношения принято называть структурными, собственно-языковыми отношениями). Таким образом, понятие синтаксических отношений отражает в сово­купности два вида явлений: 1) объективные отношения и 2) структурные, собственно-языковые отношения. Синтакси­ческими эти отношения называются потому, что они при­сущи только синтаксическим структурам - словосочетанию и предложению.

Отношения между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием.

Структурные, собственно-языковые отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения. Если сопоставить предложения Волга соединилась с Доном и Волга и Дон соединились, то окажется, что в обоих предложениях переданы одинаковые объективный отношения: Волга с Доном = Волга и Дон. Однако в языке эти отношения структурно оформлены по-разному - с помощью подчинения и с помощью сочинения

Подчинение передает отношения между фактами объ­ективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, а второе - как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объек­тивного мира в виде такого сочетания слов, в котором все сло­ва выступают как равноправные по отношению друг к другу.

^ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ СЛОВ

В сфере подчинения все многочисленные конкретные отно­шения традиционно сводятся к трем типам: атрибутивные (опре­делительные) отношения (указывают на предмет и его при­знак), объектные отношения (указывают на действие и пред­мет, на который действие переходит прямо или косвенно или только ориентируется на него), обстоятельственные отношения (указывают на действие и его признак или на признак при­знака).

Каждый тип синтаксических отношений состоит из ряда частных грамматических значений. Так, атрибутивные отно­шения охватывают такие частные значения, как качествен­ный признак предмета, обозначающий внутренние свойства предмета (большой дом, каменный дом, дом в три этажа, маль­чик пяти лет), качественному признаку соответствует вопрос какой?; количественный признак предмета, указы­вающий на количество или порядок предмета при счете (пятый том, десяти книг), количественному признаку соответствуют во­просы который?, сколько?; признак по принадлеж­ности (мой портфель, дом, отца, заячий след), этому признаку соответствует вопрос чей?

В сфере объектных отношений также объединяется ряд част­ных грамматических значений, отражающих направленность действия или признака на предмет: прямо-объектные от­ношения (купить картину, съесть яблоко, выпить молока); кос­венно-объектные (возвратить учителю, ударить о землю, писать карандашом, поссориться с другом, говорить о литера­туре); субъектные, при которых зависимое слово обознача­ет предмет, производящий действие (произносится доктором, опрокинут ветром, тебе не догнать, мне нужно уехать и т. п.).

В сфере обстоятельственных отношений выделяются каче­ственно-обстоятельственные значения, значения образа действия (говорить тихо, идти быстро, взглянуть при­ветливо); временные значения (заниматься ночью,учить­ся год, отдыхать летом, встать рано); пространственные значения (кричали вокруг, выскочить из лесу, ехать полем,

жить в городе); причинные значения (покраснеть от волнения, не пришел из-за болезни); целевые значения (уехать для лечения, подарить на память, поехать лечиться); значения степени (очень устать, вдесятеро увеличить, вы­полнить вдвое); значения условия (при пожаре звоните, при нападении защищайтесь); значения уступки (несмот­ря на дождь, гуляли; вопреки предположению, потеплело).

Все это основные, специфические значения атрибутивных, объектных, обстоятельственных отношений.

Помимо основных, встречаются синтаксические отношения смешанного типа, объединяющие значения разных синтаксиче­ских отношений. Так, на атрибутивные отношения могут насла­иваться: пространственные значения (дверь на балкон - ка­кая? и куда?; город у моря - какой? и где?); временные значения (путевка на месяц - какая? и на какое вре­мя?; день вчера - какой? и когда?); целевые значения (борьба за свободу - какая? и с какой целью?; сорев­нование за выполнение плана - к а кое? и с какой целью?); причинные значения (пропуск по болезни - какой? и по какой причине?; драка из-за мяча - какая? и поче-м у?) и т. п. Возможно также совмещение значений пространст­венного (обстоятельственного) и объектного (хранить в бу­мажнике - где? и в чем?; поставить на поднос - куда? и на что?); причинного и объектного (опоздать из-за ребенка - почему? и из-за кого?; ссориться из-за соседа - поче­му? и из-за кого?).

Совмещение у словоформы двух синтаксических значении есть результат перемещения словоформы из сферы обычного для нее функционирования, прямого значения, в сферу иную, порождающую многозначность синтаксического значения.

Так, в предложении ^ Дверь в землянку была открыта сло­воформа в землянку совмещает два значения: обстоятельствен­ное и определительное (куда? и какая?). В результате чего появились эти значения? Первичная функция этой словофор­мы - обстоятельственная (при регулярной зависимости от гла­гола: дверь вела в землянку; дверь, ведущая в землянку). При отсутствии глагола возникают новые сочетания типа: дверь в землянку, мост через Днепр, город у моря, которые отлича­ются от обстоятельственных, во-первых, лексико-грамматически-ми свойствами главного слова (глагол заменился существи­тельным), во-вторых, грамматическим значением зависимых словоформ (появилось определительное значение при сохране­нии прежнего обстоятельственного).

При анализе словоформ с совмещенным значением следует различать два случая: 1) многозначность членов предложения, 2) синкретизм членов предложения.

Рассмотрим первую группу примеров (многозначные члены предложения): ^ Дверь в землянку была приоткрыта (Симо­нов); Немецкий бомбардировщик пикировал на мост через Днепр (Симонов); Не могу припомнить, как я узнал эту историю о парижском мусорщике Жане Шамете (Паустов­ский); Этот эпиграф подходил бы для книги о писательском труде (Паустовский).

Выделенные словоформы в названных предложениях упот­реблены во вторичной функции и имеют совмещенные значения: определительные и обстоятельственные или объектные. Причем определительное значение является основным, так как все эти словоформы зависят от существительного и поясняют его. Поэтому их следует считать определениями, имеющими доба­вочные значения обстоятельств или дополнений.

Рассмотрим вторую группу примеров: ^ Кровь снова густо прихлынула к щекам Давыдова, но он взял себя в руки (Шолохов); Сквозь дремоту я слышал надоедливое дребезжание рессоры, потом шум воды около мельницы , лай собак (Паустовский); В хате пахло топленым молоком (Паустовский).

Выделенные словоформы в данных предложениях также имеют совмещенное значение (совмещаются значения дополне­ния и обстоятельства), но изменение в синтаксическом значе­нии словоформ не сопровождается изменением в лексико-грам-матическом значении главного слова

От многозначности и синкретичности членов предложения следует отличать омонимичность синтаксических построений (как мы видим, при работе с синтаксической семантикой воз­никают те же проблемы, что и при работе с лексическим зна­чением слова). Рассмотрим ряд примеров. Они [гвоздики] в изобилии цвели на поляне перед крыльцом (Паустов­ский); Сначала сразу за Могилевом пошли поля с перелеска­ми (Си м о н о в); Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет поезд на Минск (Симонов); Создадим колхоз-ги­гант из восемнадцати сельсоветов (Шолохов). Выделенные члены предложения могут быть разобраны двояко: либо как определения (с оттенками обстоятельства или дополнения) - поляна перед крыльцом, поля с перелесками, поезд на Минск, колхоз из восемнадцати сельсоветов; либо как приглагольные члены - обстоятельства, дополнения - цвели перед крыльцом, поезд пойдет на Минск, создадим из восемнадцати сельсоветов или подлежащее пошли поля с перелесками (поля и перелески).

Следует подчеркнуть, что в этих случаях возможность дво­якого разбора обусловлена не многозначностью данного члена предложения, как в двух предыдущих группах, а структурой самих предложений

Синтаксическая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение).

Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.

В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.

По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:

Противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же",

Градационная связь ("не только — но и"),

Разделительная связь ("или", "или, или", "либо", "то-то","то ли, то ли","не то, не то").

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.

Подчинение, или подчинительная связь — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой связи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный, другой — как зависимый.

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения, во-вторых.

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая — придаточной.


Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием .

а) Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений (в роде, числе, падеже) господствующему слову; бывает полное и неполное согласование.

Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал.

Иногда выделяют особый вид согласования — корреляцию — такую связь, при которой формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими.

Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник.

б) Управление - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или его эквивалент) ставится в определённой падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.

Примеры : писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).

в) Примыкание - вид подчинительной связи, при котором подчинённое слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом (порядком слов, лексически и интонацией).

Примеры : внимательно слушать, весьма интересный, слишком поздно.

При нормальной интонации в предложении. Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шатает, то, несмотря на «дальность расстояния», в синтагму связываются сильно шатает.

Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками - составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым - предложение распространенное.

Вводные слова и предложения , а также вставные конструкции - это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Вводные слова и сочетания - это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения и грамматически не связаны с членами предложения.

В устной речи они выделяются интонационно, в письменной - пунктуационно: запятыми.

Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению (Степень достоверности, возможности, уверенности, Эмоции, чувства, оценка, Последовательность изложения, связность речи и др.)

Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова, разные значения.

Примеры :

Я думаю, он приедет завтра.

(я думаю = по-моему)

Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:

Он - этого никто не ожидал - позвонил только через год. (цель высказывания вставной конструкции и предложения, содержащего её, совпадают: это сообщения).

Синт. ед-цы. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения .

От целого к части-текст (несет инфу, достижение ком.цели - убедить), высказывание, слова, морфемы.

Смотря какая ф-ция главн, синт.ед-цы классиф.: номинатив. - ком. (слова, с/с) и коммуникативные-номин. (П, текст) - на Мин КСЕ и макс. КСЕ. МинКСЕ дел. на П.(автономно-эксплицитная ед.) и сентенсоид (подобная, но не идентичная П-ю, лишен автон. эксплицитности). П . = монопредикативн. (прост.П), и полипредикат. (слож. П): ядерные (подчинен. предик. ед-цы) и безъядерные (сложносочин. П.) Love is love, fun is fun.

Сентенсоид от типа предикат-сти дел:

1) эксплиц., но не автон. (если погода будет хорошая);

2) частично-эксплиц. (you see anyone else? - есть лицо, но нет модальности и вр.);

3) имплицитный-формально не выраж., мож. быть восстановлена (как много людей?);

4) отражен. предикативность. (yes, no, sure, mm, well - вкраплены в текст, но не могут быть восстан., в них отраж. предикат-сть соседн. П-ий).



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.