Основные техники кукловода. Зачем создают кукол вуду

По сравнению с величественной и ухоженной Консерваторией, скромное здание ее театрального факультета на пресечении улиц Рабочей и Горького выглядит бедным родственником, донашивающим обноски состоятельных членов семьи. В коридоре со мной раз пять здороваются незнакомые люди: такова одна из традиций театрального факультета – здороваться с каждым, кого видишь при встрече. Актеров театра и кино театральный факультет саратовской Консерватории выпускает каждый год. Кукловодов – раз в четыре года: и востребованность меньше, и специфика особая. В 2013 году народная артистка России Татьяна Кондратьева набрала новый курс: 23 человека. TSR побеседовал с ребятами о тонкостях профессии и особенностях обучения.

В основе своей кукловоды проходят те же дисциплины, что и обычные актеры – вокал, сценическая речь, танцы, но к ним еще добавляется обучение работе с куклами.

– Когда набираем мы, многие абитуриенты сначала поступают на «драму», а если не проходят - идут на кукольное отделение, - признается Татьяна Петровна. - В этом наборе количество тех, кто поступал к нам, было выше: были люди, которых приглашали на «драму», но они пошли к нам.

Управлять куклами не проще, чем людьми, даром, что они тряпичные или деревянные. Начинают обучение с простого шарика, который надевают на палец, и «ручек» – имитации кукол, которые покрывают всю руку. Для начала нужно разработать пластику рук, овладеть техническими задачами – пройтись, сесть. Следующий уровень сложности – научить реагировать шарик на слова, создав иллюзию, что перед вами живой объект, который чувствует и думает.

– Если у куклы есть определенное лицо, значит, есть определенный характер, а здесь [показывает на безликий шарик], мы может творить все, что угодно, есть поле для фантазии, - говорит студент Владимир Решетов.

Потом переходят к куклам посложнее, например, планшетным, их студенты называют «платочками». Самая сложная в управлении – марионетка, новичкам дают управлять руками такой куклы.

– В драматическом плане тебе надо заставить зрителя поверить, в то, что ты переживаешь. Когда ты кукольник тебе надо заставить зрителя поверить в то, что чувствует кукла, деревяшка. Это сложнее. Особенность кукольных спектаклей – работа в команде. В кукольном спектакле с одной куклой работают три человека, а в драматическом сам за себя отвечаешь. Если я, например, в плохих отношениях со своим партнером, то нам приходится уживаться, - поясняет Владимир.

При поступлении будущие кукловоды показывают этюд с кукольными ножками, сделанными из подручных материалов.

– Кто-то из одноразовых или настоящих ложек делал, кто-то из палочек, кто-то из папье-маше, кто-то башмаки шил. Педагоги смотрели, насколько нам нравится это делать,- вспоминает Ирина Собгайда.

Идеальный рост для кукловода – около 170 сантиметров. Тем, кто выше, приходится приседать, чтобы не выглядывать из-за ширмы. Тем, кто ниже, – вставать на котурны – высокую деревянную платформу, крепящуюся к обуви.

Физически работать с куклами тяжело, заболевания рук для кукловодов профессиональные, из-за этого они раньше выходят на пенсию.

Есть куклы, которые весят до 5-6 килограммов, но студенческие тренировочные куклы гораздо легче, не дотягивают до килограмма.

– Куклу невозможно быстро переодеть во время спектакля, это очень тяжело. Если кукла появляется, например, зимой или летом, в разной одежде или с разными предметами, то это две разные куклы, - рассказывает Александра Божнева.

Изготовлением кукол в Саратове занимается мастер театра «Теремок», бывший ювелир. Кукол базового уровня ребята делают сами, показывают Петрушку из папье-маше: «Одежду и палку мы ему сделали, голову – предыдущий курс», - со следующего семестра пойдут перенимать опыт у мастера из «Теремка».

График студентов театрального факультета с 9 утра до 10 вечера, включая выходные дни, большую часть времени занимает подготовка к дисциплинам, репетиции.

Многие кукольные спектакли предусматривают участие не только кукол, но и человека, поэтому актер-кукловод должен быть универсален.

Саратовский зритель, чтобы мы там ни говорили, от тухлой провинциальной жизни не имеет недостатка в театрах различного направления. Есть и крупные государственные, и маленькие экспериментальные театры. Но почему-то кукольное искусство в нашем городе ассоциируется большей частью с детским развлечением. Хотя куклы давно уже часть мировой культуры: японский кукольный театр Бунраку, например, охраняется ЮНЕСКО как шедевр мирового культурного наследия. Может, когда-нибудь и русского Петрушку начнут охранять.

Беседа заканчивается аплодисментами в мою честь. На театральном факультете так принято - оканчивать занятие овацией.

Бывает, что женатый мужчина заводит любовницу. Иногда он к ней уходит, иногда ходит, мучаясь при этом в семье и не зная, как поступить.

Ситуация -- обычная, банальная, встречается сплошь и рядом. Однако то, что через неё прошли многие, не делает её менее тяжёлой как для двух женщин, так и для мужчины. Если уж на то пошло, ему -- вонючему козлу и грязной скотине -- в треугольнике тяжелее всего.


Так уж сложилось исторически и антропологически, что мы -- женщины -- привыкли считать себя стороной пострадавшей, если что-то идёт . Быть женой, которой изменяют, или любовницей, с которой изменяют, не входит в планы ни одной бабы, даже если она утверждает обратное.

Говорить можно много. Говорить можно красиво. Но природа есть природа: все мы -- собственницы и не желаем делить с каким-то другим влагалищем ни мамонта, ни член, который этого мамонта нам припёр.

Когда делить всё же приходится, мы оттопыриваем губу и начинаем , давить на его совесть. Мужчины, в отличие от нас, -- люди, в большинстве своём, совестливые, поэтому давить на их совесть имеет смысл, но только в краткосрочной перспективе.

В долгосрочной -- стоит начать с себя.

Ни один вменяемый мужчина, если только он не альфонс, изначально не хочет жениться. К этому его всегда подводит женщина. И пусть сам он так не считает. За фразой «я на ней женился» всегда стоит фраза «она меня на себе женила».

Если у человека есть цель, он пытается её достичь и становится кукловодом. Женщина воспринимает брак как финиш своих усилий в роли кукловода.

Она может «расти как личность», учить японский, становиться профессионалом своего дела, осваивать техники сексуальных ласк для мужа, но как только она воспринимает брак как финиш, она перестает «кукловодить».

В других областях -- в карьере, в увлечениях, в воспитании детей, среди друзей -- женщина может продолжать это делать, но все эти цели к браку не имеют отношения.

И мужик это чувствует. Ой, как чувствует, когда им перестают кукловодить. Нутром.

Ничего на поверхности не меняется: ты как и раньше бреешь письку и читаешь умные книги. Ты не растолстела, не деградировала, не обабилась. По-прежнему заводная и активная или трепетная и романтичная. Ты вроде бы такая же как была, а, может, ещё и лучше, но что-то внутри тебя неуловимо поменялось. Наверное, это и называется «вздохнула с облегчением».

Я могу это понять. Со своего первого дня в хореографическом классе я мечтаю бросить физические нагрузки. Мне было 6 лет, когда я впервые заявила о том, что жду-не дождусь собственной пенсии. С тех пор ничего не изменилось. Я пашу как лошадь, но сплю и вижу, когда скажу себе: «Всё. Стоп. Больше в зал не надо. Работать больше не надо. Расслабься, Лена, отныне и навсегда. Вот тебе торт, кофе, гамак и книжный шкаф. Отдыхай».

И, поверьте, я буду это делать. Наверняка у меня появятся другие цели -- выращивать клубнику или котов, штудировать «Капитал» или «Библию», а, может, полететь на Камчатку. Но эти цели не будут иметь к моим нынешним никакого отношения. Я буду кукловодить в других областях, потому что в нынешних дойду до финиша.

То же происходит с женщиной, которая выходит замуж. Она не перестаёт кукловодить вообще. Она перестаёт кукловодить в отношениях с конкретным мужчиной. Он это просекает и сразу же выходит из-под контроля.

Вышедший из-под контроля мужчина ищет нового кукловода. Любовница становится тем самым кукловодом, потому что и для неё брак -- это финиш, к которому она пока не пришла. В отличие от жены, у любовницы в отношении этого мужчины есть цель, и для того, чтобы её достичь, она берёт с полки вертушку с нитками и принимается за работу. Да, в лом. Да, трудно. Но кто сказал, что будет легко?

Пока жена лапы сложила, любовница рукава засучила.

Так что если мужчина завёл любовницу, а этом всегда виновата жена. Она перестала быть кукловодом, превратилась в кошку, которая «совсем мышей не ловит».

Да, перестала. Да, превратилась. Да, завёл. Делать-то что?

Помой прохладной водой голову, достань с антресолей нитки, подвязывай к ним оладуха и начинай дёргать. За какие дёргать, ты уже в курсе, раз однажды затащила его в ЗАГС.

Ну, а, в целом, девкам -- совет: не воспринимайте поход ЗАГС как финиш. Гвоздь в гроб забьют -- тогда и будет финиш. Выйти замуж -- это не поставить штамп в паспорте, а умереть в один день. Вот он -- правильный финиш «великой» цели «выйти замуж». А то -- ишь, ты -- расслабили булки, дуры!

К чему это я? Ах, да: девки, допускаете мысль, что ваш оладух заведёт роман на стороне? Что делать будете? Пацаны, дайте бабам совет, как себя вести в отношениях, чтобы вы не ходили налево.

Как получать то, чего хотите? Мы все чего-то хотим: денег, секса, признания, удовольствий, чтобы с нами считались. А получить это можно только у других людей.

Именно поэтому люди общаются — им всем друг от друга что-то нужно. Есть, правда, филантропы, которые высшей целью своей жизни считают служить другим, бескорыстно им помогать и заниматься прочей благотворительностью. Но таких мало. И вы, надеюсь, к ним не относитесь.

Вы, как и любой нормальный человек, хотите общаться с максимальной эффективностью, то есть получать то, чего хотите. Причем как можно быстрее и с наименьшими затратами сил, денег и прочих ресурсов. Так вот, чтобы успешно и результативно общаться, нужно иметь четыре способности.

Во-первых, давать. Общение почти всегда строится по принципу обмена: ты — мне, я — тебе. Поэтому нужно иметь то, что можно предложить на межличностном рынке. А предложить можно многое. В плане удовольствия: с вами может быть легко и приятно общаться, вы умеете быть душой компании, вы обаятельны, красивы, сексуальны, знаете интересные клубы и рестораны. В плане бизнеса: вы — профессиональны, организованны, надежны, пунктуальны. Это все примеры. Если вы имеете что-то, интересующее людей, вы можете дать им это. И получить взамен то, что нужно вам.

У вас могут быть две проблемы: либо вы не имеете ничего ценного, либо не умеете давать. Если не имеете, раздобудьте любым способом. Научитесь, получите образование, купите, займите, в конце концов. Хотя чаще бывает, что у человека есть что предложить другим, просто он этого не видит, не верит в себя. Если вам трудно давать, то вы, возможно, жадный. Тогда учитесь дарить.

Во-вторых, брать. Ведь если вы что-то даете, то чаще всего — не просто так. Вы — человек, значит, у вас есть потребности и вы многого хотите. А получить то, что хотите, можете от других людей.

В-третьих, надо уметь манипулировать. То есть играть на эмоциях, интриговать, соблазнять. Хитрить и обманывать. Просить так, чтобы вам не могли отказать. Многие считают, что все это плохо. Они думают, что люди должны быть честными и искренними со всеми и всегда. А на деле выходит, что в таких людях ничего не держится. Малейшее раздражение и недовольство они выплескивают на окружающих, которые стремятся держаться от них подальше. А когда надо отстоять свои права, они стесняются и не могут этого сделать.

В-четвертых, чтобы успешно общаться на внешнем уровне, надо следовать стандарту и знать ритуалы людей, с которыми вы общаетесь. Если вас занесло на тусовку хиппи, то лучше, если у вас длинные волосы и расхристанная одежда. Если же вы устраиваетесь на работу, то приходите в костюме и воздержитесь от жаргонных словечек. Это банально, но многие люди соответствуют не тем стандартам и исполняют не те ритуалы. И после этого удивляются, что их не приняли на работу, что у них мало знакомых и не у кого одолжить денег.

Чтобы достигать своих целей и получать желаемое, полезно развить и научиться непринужденно использовать несколько поведенческих навыков.

1. Понимать чужие желания, стремления и потребности. Не ждать, что человек сам все расскажет, а распознавать их, наблюдая за собеседником, его поведением, жестами, мимикой, интонацией. Хорошо, если вы откроете в человеке такие желания, в которых он сам себе не признается. Зная желания и стремления человека, вы сможете использовать его в своих целях. Или просто помочь их исполнить. Он обязательно отблагодарит вас за это.

2. Показать собеседнику его значимость, то, что вы уважаете его, восхищаетесь им. Искренне. Например, сделать изящный комплимент. Нужно научиться говорить уместные комплименты, поддержать и подбодрить кого угодно: мужчину и женщину, близкого друга и просто знакомого, начальника и подчиненного.

3. Просить. Без этого вы вообще ничего не получите. У людей просто не будет причин дать вам то, чего вы хотите. Причем просить надо так, чтобы вам было трудно отказать.

4. Проявлять настойчивость. Не стоит отчаиваться и отступать, если в ответ на первую просьбу вы услышали «нет». И после второй, и третьей просьбы не отступайте. Выработайте в себе устойчивость к отказам.

5. Иметь хватку. Иногда нужно не просить, не добиваться и вообще не ждать согласия и разрешения, а просто взять то, что хочешь. Это непросто для того, кто боится показаться самому себе плохим: причинить другому неудобство, поступить вопреки своей совести.

6. Демонстрировать уверенность. Это очень важно, так как люди всегда и везде предпочитают иметь дело с уверенным в себе человеком, а не с нытиком, рохлей или жертвой.

7. Мотивировать и убеждать. Чтобы добиться своего, вы должны заставлять тех, от кого это зависит, вести себя так, как нужно вам. Замотивировать человека — значит помочь ему захотеть вести себя так, как вам выгодно. Этим занимаются менеджеры по персоналу и интриганы. Убеждение — один из способов мотивирования, но не единственный. Гораздо эффективнее знать и использовать чужие желания. Если человек будет уверен, что действует в своих собственных интересах, он сделает все, что вы захотите.

8. Притворяться, играть. Людей встречают по одежке, судят по первому впечатлению. Им чаще всего дела нет до ваших переживаний. Часто ваши чувства только мешают, если не соответствуют ожиданиям окружающих. Да и сами вы не всегда хотите, чтобы они стали известны. Поэтому очень полезно уметь подстраиваться под ожидания окружающих: делать и говорить именно то, что они хотят увидеть и услышать.

9. Быть гибким. Если у вас что-то не получается, найдите другой способ сделать это, вместо того чтобы тупо повторять неудавшиеся попытки. Так вы быстрее добьетесь своего. Хорошо, если для каждого дела, для каждой жизненной задачи, с которой вы сталкиваетесь, вы знаете не один способ решения, а пять или десять.

10. Быть в меру равнодушным. Окружающие имеют на вас виды. Они хотят заставить вас вести себя так, как им надо, распоряжаться вашим временем, вашими деньгами, решать с вашей помощью свои проблемы, чаще всего мелкие. Если вы будете откликаться на все просьбы и помогать всем, вам не хватит ни сил, ни времени, ни жизни. Если вы будете чувствовать себя виноватым, отказывая другим в их просьбах, вы измотаете и измучаете себя. Поэтому научитесь говорить «нет» и не обращать внимание на чужие просьбы, когда вам этого не хочется.

Знакомство с Системно-векторной психологией поначалу довольно забавно. Забавно слышать разговоры анальников, которые живут ради своей семьи. Или кожников, которыми движут амбиции, желание быть первыми. Зрительники всем заявляют, что красота спасет мир. Звуковики же во всем ищут смысл. Смысл жизни. И чем больше ищут, тем больше не находят. А кроме них никому и смысл то не нужен, хватает, чтобы была крыша над головой и еда перед носом. Больше их ничего не беспокоит.

Вся эта звенящая какофония создает восьмерное целое, переругиваясь между собой, формируя связи, комплексы, жизненные сценарии. Можно даже посмеяться над соседом-анальником, который всё свободное время проводит под машиной в то время, как кожная жена изменяет ему под его носом с продавцом с рынка. А сосед ничего не видит, жена ведь - святая. Можно посмеяться и над собой – тут пытался сэкономить, а проиграл, так тебе и надо! Избавляться надо от своих архетипичных штучек, думать по-мелкому, значит, никогда не заработать по-крупному!

И тут, как гром среди ясного неба, в голове появляется мысль, что и соседом-анальником, и его женой, да и мною самим живут наши вектора. Векторальные желания заставляют нас двигаться вперед, неужели всё запрограммировано и мы лишь бездумные куклы в руках кукловода? Кукловод – это наше бессознательное, а кукла – это мы: я, ты, да все вокруг. Что бы мы ни хотели сделать, как бы ни поступали – все наши желания идут из бессознательного, именно они ведут нас по жизни. Нами живут наши желания. Они скрыты от нас, завуалированы отговорками и рационализациями. И, правда, не так-то просто знать, чего хочешь…

Не подозревая о своих векторах, мы живем методом проб и ошибок, вслепую передвигаясь по темному коридору нашей жизни. Стоит лишь приоткрыть эту завесу, понять свои желания, как скрытое начинает осознаваться. Мы берем управление своей жизнью в свои руки. Как ни странно, первый шаг к этому - понимание, что нами живут. Это понимание дает нам возможность изменить наш жизненный сценарий.

Всё как будто встает на свои места. Ненужная шелуха отваливается, обнажая истинные потребности, так же обнаруживая подлинное, незаменимое место для каждого человека. Нет бесполезных людей, нет тех, кто лучше или хуже. Несравнимое удовольствие можно получить, исполняя свою видовую роль, а не ту, что навязана обществом, учителями, родителями, знакомыми. Приятно видеть, как анальные мужчины успокаиваются, переставая завидовать кожным, постоянно хвастающимся своими сексуальными победами. Анальник понимает про себя, что настоящий мужчина как раз именно он, а попытки перевести анальное качество в кожное количество отпадают сами собой.

Как бы ни пытался анальный человек быть лидером компании, у него не получится быть успешным лидером. И даже если такой стал руководителем, ему очень дискомфортно и несчастно на этом месте. Потому что это не его желание, а навязанное. А кожному человеку как общество бы не внушало ценность брака, он не разделит эти ценности в полной мере.

Когда мы знакомимся со своими подсознательными желаниями, пелена с наших глаз спадает. Появляется понимание, что нами живут, и вместе с этим у нас впервые появляется выбор. Выбор единственно верного нашего жизненного сценария. Позитивного сценария, приносящего нам максимальное наслаждение от жизни. А до этого наши вектора нами живут.

Как это происходит? Я начинаю видеть свои вектора, свои желания, и для достижения которых обладаю необходимыми свойствами. Понимаю свою уникальность, знаю, какие желания принесут мне радость и наслаждение, именно мне. Общество навязывает нам множество не наших желаний, чужих, которые не принесут нам удовольствия, а лишь заставят страдать. Курс по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана дает четкое видение свои желаний, и желаний других людей. Сам проживаю свою жизнь и наслаждаюсь, понимаю, как не калечить других, судя «через себя».

Теперь я знаю, какие желания – мои желания, чего хочу от жизни Я сам. И я начинаю сам творить свой позитивный жизненный сценарий. Теперь я не кукла в руках кукловода, теперь я хозяин своей жизни. Я осознал себя, и я живу свою жизнь. А до этого воистину - нами живут!

По материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана http://www.yburlan.ru Авторы: Марсель Латтифулин, Евгения Алексеева

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Тяжинский центр дополнительного образования »

Школа юного кукловода

Сборник практических материалов к учебным занятиям

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Куклы вокруг нас»

Семёнова Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного

образования

Тяжинский

Содержание

Пояснительная записка 4

Как стать настоящим кукловодом 6

Советы начинающему кукловоду 9

Кукловождение на ширме 10

Литература 20

Пояснительная записка

Управление куклой – азбука актера – кукольника, не изучив ее, трудно работать над постановками спектаклей, сказок, миниатюр. Оживление куклы это то - таинство, которое рождает настоящую куклу. Для того чтобы ее оживить, надо научиться владеть ею. Самые простые жесты и движения куклы имеют большой смысл и значение, способствуют воспитанию как целого ряда навыков, связанных с куклой, так и личных актерских способностей – творчества, ритмичности, ловкости, умения координировать собственные мысли и движения, выносливости, свободы публичного действия. Создание внешности куклы, ее движения, а также дальнейшая игра с ней требуют развития наблюдательности и воображения. Таким образом, работа в области управления куклой имеет огромное значение в воспитании и развитии ребенка.

В соответствии с этим, целью данной работы является: формирование практических навыков кукловождения.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

    Познакомить воспитанников с правилами и навыками кукловождения

    Развивать и совершенствовать умения и навыки кукловождения на ширме, через применение специальных упражнений

    Создать условия для развития творческих способностей обучающихся

В структуре сборника практических материалов выделяются следующие основные разделы:

    Как стать настоящим кукловодом (в данный раздел входят общие правила и первые навыки кукловождения)

    Советы начинающему кукловоду (в разделе даны советы по работе с куклой, ширмой, декорациями)

    Кукловождение на ширме (игры и упражнения для работы над выразительностью куклы на ширме, развития творческих способностей актера – кукловода).

Процесс воплощения куклы проходит ряд этапов: начинается с создания куклы - персонажа спектакля, а заканчивается игрой исполнителя с нею. Работать с детьми по овладению куклы необходимо последовательно: требование, поправки должны возрастать постепенно и со временем достигать совершенства. Повышение уровня мастерства кукловождения позволяет воспитанникам добиваться определенных успехов в театральной деятельности: кукольный театр «Арлекин» победители районных и областных конкурсов театральные подмостки, выставок декоративно – прикладного творчества в номинации «Театральная кукла».

Как стать настоящим кукловодом

Прежде чем играть роль в спектакле актер должен овладеть техникой управления куклы и научиться выполнять через куклу простые бытовые навыки.

Кукла должна научиться:

    Стоять, ходить, прыгать, бегать, перелезать, переступать, перепрыгивать, подпрыгивать, садиться, вставать, ложиться приседать, вставать на оба колена, на одно колено и вставать с колен

    Смотреть и видеть, слушать и слышать, заглядывать, подглядывать, рассматривать, осматривать, вглядываться вдаль, окидывать взглядом, приказывать отойти и подойти взглядом, оглядываться

    Поднимать, переносить и передвигать вещи различной тяжести

    Стряхивать, расправлять, разглаживать, ловить, отмахиваться и замахиваться, брать и передавать

    Драться, наносить удары и принимать их

    Здороваться, прощаться, двигаться в манерах и стилях разных времен

    Танцевать танцы разных народов и времен, исходя из своих пластических возможностей.

Общие правила кукловождения

    Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться не более 3/4 своей высоты

    Уровень куклы на ширме должен быть постоянным

    Кукловод становиться за ширмой так, чтобы его не было видно

    Рука, на которую одета кукла, должна быть мягкой

    Основа жизни куклы - физическое действие

    Куклу следует водить ближе к переднему краю ширмы

    Нельзя водить куклу боком или спиной

    Работать за ширмой - бесшумно.

    Говоря за куклу, не надо говорить фальшивым, неестественным голосом

    Речь должна быть четкой, громкой, неторопливой и понятной зрителю

    Куклу надо держать вертикально

    Кукловод должен быть впереди куклы, чтобы её видеть

    Нельзя водить куклу на вытянутой руке

    Кукла находится параллельно голове

    Пред выступлением необходимо самому проверить готовность своей

куклы

    Кукла смотрит «носом», немного наклоняясь вперед (вниз)

    Рот куклы открывается на ударное слово

    При разговоре кукла смотрит на того, с кем говорит

    Разговор кукол сопровождается движением:

    говорящая кукла - делает жесты рукой или подкрепляет свои слова кивком головы;

    слушающая кукла - неподвижна.

    Если кукла берет какой-нибудь предмет или кланяется, то надо согнуть руку в запястье. Сгибание запястья соответствует сгибанию талии куклы

    Кукла плачет - голова наклонена вперед, а руками она трет глаза

22. Когда кукла выполняет движения, её руки должны быть прижаты к туловищу

23. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув руку в запястье, а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла

24.Чтобы встать кукла должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться

25. Характер актера передает кукла

26. Говорить за куклу и водить её должен один и тот же актер

27. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания

28. Удаляясь от передней «грядки» руку с куклой следует поднять чуть выше. Высоту куклы можно контролировать по декорации.

Первые навыки кукловождения

Первые занятия проводятся без куклы. На примере своей руки педагог показывает, как работают пальцы кисть, когда ней одета кукла. Как правильно делать наклоны, повороты, прыжки, бег, ходьбу, прятаться и падать, выглядывать и работать с предметом. Для такого показа вместо ширмы можно использовать спинку стула. Без куклы, руку ребенка легко проконтролировать и сразу же исправить ошибки. Затем на пальчик кукловода одевается головка куклы. Для головы можно взять мяч для тенниса, футляр яйца от киндер-сюрприза. Можно использовать разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Нарисуйте глазки, носик. Рот, добавьте кое-какие детали - и у вас выйдет рабочая кукла. Сделайте отверстие для пальца. С этими же куколками можно проделать упражнения на ширме, за столом. Можно предложить детям придумать и показать новые упражнения, зарядку, сказки и диалоги двух героев при встрече, веселые истории и превращения, маленькие сценки.

На первых занятиях по кукловождению следует освоить и отработать упражнения для воспитания «пружинности» в руках. Упражнения проводятся сидя, стоя или при движении по кругу.

    «Пружинка» - левая рука согнута в локте. Представим, что локоть опирается на очень мягкую пружинку, которая при малейшем движении локтя подкидывает руку вверх. На «и» - приподнять руку вверх, на «раз» - опустить вниз. Упражнение проделать каждой рукой, двумя руками сразу:

    меняя высоту и скорость покачивания;

    с одновременным сгибанием запястья: влево - вправо, вперед – назад.

    «Батут» - Начинать с покачивания на воображаемых носках кукольных ног; затем маленькие подскоки, постепенно увеличивая высоту прыжков

3 .Ходьба куклы по кругу:

    с поворотом кисти влево, вправо;

    хромая то на левую, то на правую ногу;

    переступая через препятствие.

    Походка куклы получается, когда кукловод поднимает и опускает согнутую в локте руку - делает «пружинку» и одновременно слегка поворачивает кисть руки

5. Если не поворачивать кисть, а «пружинку» делать резче, получаются

прыжки куклы. Если делать движения быстрее, то получится бег.

Советы начинающему кукловоду

    Прежде чем приступить к постановке спектакля, определите, какой вид кукол будет в нем участвовать

    Брать куклу аккуратно, придерживая голову куклы

    В спектакле участвуют однотипные куклы

    До выступления куклы хранятся на вешалках, а во время выступления раскладывайте их всегда на одно и то же удобное для вас место

    Свою куклу перед выступлением обязательно проверьте. Все ли у неё в порядке. У вас еще время что-то подправить у неё

    За свою куклу говорите всегда сами. Характер персонажа лучше передает тот, кто ею управляет

    Если вы не достаете до ширмы или декорации, используйте подставки

    Никогда не бросайте кукол, как попало и где попало.

Кукловождение на ширме

Следующий этап - это работа на ширме. Упражнения проводятся как перед передней «грядкой», так и по кругу. Это позволяет отрабатывать высоту куклы, так как за время прохождения круга кукловод с куклой работает как на переднем плане, так и на заднем. При прохождении этого расстояния регулируется уровень куклы.

Для отработки действий куклы хорошим помощником может стать зеркало. Оно необходимо для контроля правильности выполнения действий. Упражнения можно проводить микро группами. Каждая из таких групп показывает свои умения в работе с куклой. А остальные наблюдают вместе с педагогом. Потом проводится разбор ошибок.

Упражнения для тренировки походки куклы

Следить за равномерным поворотом кисти влево и вправо. Если в какую-либо из сторон поворот больше, кукла начинает хромать. Следить за уровнем куклы, не допускать слишком большой «пружинки», иначе кукла будет «нырять».

    Выполнить ходьбу на месте, тщательно контролируя движение руки и уровень куклы

    Сделайте то же, пройдя вдоль «грядки»

    «Шел - забыл – вернулся». Кукла двигалась вперед, на середине «грядки» вспомнила, что что-то забыла, придется развернуться и идти назад. В подобных упражнениях обязательным является придумывание обстоятельств самим учеником. Он может, и иногда не должен, говорить о них в ходе показа, но по окончании нужно спросить его об этом

    «Шел - забыл - принял решение». Упражнение, подобное предыдущему, оставляет больше свободы для ученика. Принятое решение нужно обязательно оправдать

    «Шел - оглянулся на звук - принял решение». Звук подает кто-либо из учеников. Он неожидан, тем интереснее реакция основного исполнителя.

    «Шел – споткнулся». Обыграть ситуацию

    «Шифровщик». Ученику задается вопрос или он придумывает сам место, куда он идет. По дороге он должен, не называя самого места, дать зрителям понять цель своего похода. Например, загадано слово «стадион». Ученик может пройти с такими словами: «Эх, неужели сегодня проиграют?»

    «Шаг в ногу на плацу». Маршировать по двое или группой, четко выдерживая ритм, заданный преподавателем или кем-то из учеников

    Хромать поочередно на разные ноги

    Эмоциональность походки. Оправдать, почему так иду. Пройти лениво, радостно, торопливо, грустно, с опаской

    Пройти от образов: лиса, заяц, медведь, собака, мышь, солдат, робот, старик, вор, толстяк, дама, ребенок, манекенщица.

Упражнения для отработки навыков разговора куклы

    Следить, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь. Не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в «болтание» куклой

    Учить стихотворение, заданное на дом

    Разговор с другом, которого не видел с прошлого лета, с одноклассником, с мамой, с незнакомцем на улице

    Импровизированный ответ на вопрос педагога или другого воспитанника. Вопросы могут быть по контрольной теме или из разряда «дурацких», развивающих актерскую смелость, типа «Зачем ты съел мою котлету?». Можно объединить всех одними обстоятельствами. Например, педагог - генерал, а воспитанники солдаты, и все вопросы на военную тему. Или педагог - мама, а воспитанники - дети

    Всевозможные ситуации в парах. Сообщить партнеру новость, тот дает ей краткую оценку. Пожаловаться партнеру, получить его поддержку. Главное - импровизация.

Упражнения для отработки бега и прыжков у куклы

    Следить за четкостью движений руки, чтобы не встречалось «размахивание» при прыжках «мельтешение» при беге

    Пробежать по ширме 100 метров

    Убегать от опасности

    Бегать, ловя кого-то

    Прыгать на двух ногах, на одной, по переменке

    Прыгать разными способами в ритме песни, напевая её вслух

    Прыгать по кочкам, предварительно выбирая более сухую

    Прыгать, как ребенок, как старик, как зверь

    Прыгать на батуте. Прыжок делится на две части. Сначала коротким прыжком запрыгнуть на батут, а за тем он подкинет вас и длинным прыжком приземлиться за ним. Вариант, когда у спортсмена не получается, и тренер демонстрирует ему, как нужно прыгать

    Прыгать до середины ширмы в одном темпе, остановиться и продолжить движение в другом темпе или другим способом. Оправдать, почему это произошло

    Перепрыгнуть препятствие, например, лужу.

Упражнения для других способов движения

Следить за верным исполнением предыдущих движений, ибо они являются основой остальных. Дети должны импровизировать, сами придумывать оправданные и выразительные позы и движения.

    Лечь на ширму и полежать мечтательно, грустно, беззаботно, в ожидании, при бессоннице, замерзнув, будучи больным

    Прокрасться по ширме, что-то взять, рассмотреть, положить на место и уйти. Что это было?

    Вернувшись поздно, пройтись, стараясь никого не разбудить

    Красться в шутку, чтобы поиграть с товарищем

    Крадусь, потому что не хочу быть замеченным

    Ползти по-пластунски на учениях

    Проползти на вражескую территорию под колючей проволокой

    Ползу под кроватью за игрушкой или по льду на помощь другу

    Сесть на ширму. Обернуться на оклик партнера: с радостью, неохотой, удивлением, безразлично, с тоской, со «странной» реакцией

    Сесть на ширму, чтобы отдохнуть

    Сесть на ширму, представив, что это лавочка во дворе, место в зрительном зале, стул перед кабинетом зубного врача

    В паре. Один садиться спиной к другому. Партнер должен подкравшись, напугать сидящего, в результате чего тот вскочит и убежит. Пугать необязательно «диким воплем», тем более, что это оказывается неубедительным

Работа с предметом

Перчаточным куклам легче, чем марионеткам, держать в руках какой-нибудь предмет, и хотя выглядит это довольно неуклюже, дети понимают, что одна кукла передает корзинку другой, что кукла засовывает руку в карман, что она может снять шапку. Передача предметов друг другу - важная составная часть театра перчаточных кукол. Упражнения с использованием на занятиях различных предметов помогут точно отработать схему передачи их и сделать действие более выразительным.

Упражнения с воображаемыми предметами

Данные упражнения воспитывают внимание, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства, умение использовать пространство сцены. Тренируется навык сочинения одиночных этюдов.

    Собрать вязанку дров и унести с собой

    Слепить снеговика

    Тащить за собой тяжелый мешок

    Толкать впереди себя большой сундук

    Подкрасться и поймать мышь

    Построить дом из кубиков

    Сортировать картошку

    Подмести, убрать мусор

    Вытереть пыль

    Выкопать яму и посадить дерево

    Закопать клад, отметить место

    Срубить дерево, свалить его, обрубить сучья, унести

    Две куклы пилят бревно двуручной пилой, третья колет дрова, четвертая складывает их в поленницу

    «Кузнецы». Один с большим молотом, другой с маленьким молоточком. Положить полоску металла и работать в ритме: Тук! Тук-тук-тук! Озвучивают удары помощники. Добиться полной синхронности

    Передать корзину с яблоками или другими предметами из рук в руки

    Поднять с земли яблоко и дать другу, копать яму, собирать овощи...

    Поднять тяжелый мешок и пронести его, помочь нести тяжелый предмет друг другу

    Играть в мячик

    Толкать перед собой тяжелый камень, передвигать мебель

    Стирать белье

    Собирать грибы, ягоды, цветы.

Перчаточная кукла держит предмет обеими руками и может с ним уверенно обращаться. Чтобы его взять, ей надо наклониться в талии так, что бы ладошки её рук хорошо и удобно могли его взять. Если перчаточная кукла должна взять предмет одной рукой, то делают из проволоки крючки на предмете сбоку или снизу, пришивают кнопки или липучку.

«Зарядка» куклы

Эти упражнения похожи на человеческую зарядку: наклоны, повороты головы и туловища, приседание. Кукла лицом повернута к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение. На – «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

    Наклоны головы

    кивок - слегка согнуть указательный палец вперед и сразу же вернуть его в прежнее положение;

    наклон головы - согнуть указательный палец, на котором надета голова куклы так, чтобы она увидела «свои ноги».

    Хлопки

    на счет «раз» соединить большой и средний пальцы, на «два, три, четыре» задержать куклу в таком положении. Затем на «раз» - вернуть руки её в первоначальное положение;

    это упражнение проделать с поворотом в стороны.

    Повороты туловища

    повороты. Согнуть руки куклы и слегка прижать их к туловищу куклы. Запястье поворачивать то влево, то вправо. Первой движение начинает голова, плечи, корпус;

    повороты руками. Руки куклы прижаты к её туловищу. При повороте туловища куклы влево, выпрямить её левую руку. Вернувшись в исходное положение, руки, сгибаясь, прислоняются к туловищу. Так же проделать упражнение в другую сторону.

    Наклоны туловища

    сгибать запястье руки вперед, назад;

    сгибать запястье руки вправо, влево.

    Приседание

Запястье отвести назад, три счета продержать руку в такой позе, затем вернуть в исходное положение.

    Подскоки куклы вверх на левой и правой ноге попеременно

На «и» подбросить куклу вверх; на «раз» - сгибая запястье влево, опустить куклу вниз, как бы приземляясь на левую ногу. На «и» - оттолкнувшись, приподнять куклу вверх, выпрямляя запястье. На «два» - сгибая запястье вправо.

Точные движения зарядки показывает педагог, дети его копируют. По мере приобретения навыков каждый из ребят показывает свое упражнение, остальные повторяют за ним. Зарядку удобно проводить сидя на стуле, повернув его спинкой к себе. Она используется в качестве ширмы и позволяет видеть ошибки ребят. Разнообразить работу и способствует более тесному общению педагога с детьми.

Отработка взгляда куклы

Основной признак общения куклы - взгляд. Не меняя положения головы, человек может перевести взгляд с одной детали объекта на другую. И все это благодаря подвижности глазного яблока. У куклы же глаза неподвижны, и изменить направление взгляда, без изменения положения головы она не может. Поэтому его направление зависит от положения корпуса и головы куклы. Умение, верно, направлять на объект взгляд куклы достигается в процессе упражнений.

«Качели»

Кукла следит за раскачивающимися качелями. Сначала они раскачиваются не сильно, но затем все сильнее и выше. Движение головы куклы непрерывное. Постепенно раскачивание уменьшается, и качели останавливаются.

«Волейбол»

Кукла следит за мячиком, взлетающим над площадкой. Имитировать полет мячика можно воздушным шариком, привязанным к палке.

«Бабочка»

Представьте, что вокруг кукол летают бабочки. Все их рассматривают, но не ловят. Следят за полетом, поворачивая голову. Для упражнения можно использовать реально видимую бабочку.

Следить за направлением взгляда, помня, что кукла смотрит «носом». Не задирать голову в потолок.

Упражнения для отработки взгляда

    Представив себя диктором телевидения, объявить следующую передачу. Сделать это от лица мужчины и женщины. То же, но вы - ведущий концерта

    Рассмотреть что-то вдали, на ладони, на небе

    Ждать, высматривая кого-то или что-то, например, друга или автобус.

    Найти в воображаемом коридоре поликлиники нужную дверь, читая таблички

    Рассматривать картины в музее, называя их и давая оценку

    Следить за птицей, жуком, бабочкой, качелями, игрой в волейбол, прыжками на батуте, колесом обозрения

    Прейти воображаемую дорогу, следя за машинами

    На плацу. Следить взглядом за генералом, проходящим вдоль шеренги солдат

    В паре. Куклы оглядывают друг друга с головы до ног. Отвернуться и рассказать, как выглядит кукла партнера

    Оценить «воображулю», которая прошла мимо вас соответствующей походкой

    Искать на ширме ключи, грибы, деньги, клад

    Посмотреть под ноги с ужасом, брезгливо, с интересом, свой вариант.

Упражнения для закрепления

«Мгновенная реакция»

Кукла идет по ширме, на середине получает от педагога неожиданное задание. Нужно мгновенно его обыграть.

    Летит пчела, самолет...

    Наступил на что-то мягкое, скользкое, мокрое...

    Увидел впереди друга, врага, медведя, инопланетянина...

    Уколол ногу

    Что-то вспомнил приятное, ужасное...

«Муха»

Отгонять муху, которая мешает спать.

«Приветствие»

Поздороваться с партнером по русскому обычаю, как азиаты. Поздороваться с человеком, которого боишься, с недругом, с ворчливой бабушкой, по-японски, как металлисты.

«На балу»

Вы - дамы и кавалеры на балу 18 века. Поклониться хозяину или хозяйке, сказать в зависимости от этого мужской или женский комплемент.

«Внести атмосферу»

Появиться на ширме после только что увиденного: с испугом, со вздохом облегчения, позвать на помощь.

«Настроение»

Уловить настроение партнера, с которым его вышла и села. Выйти в таком же настроении.

«Шпион»

Первая кукла идет, а вторая «шпионит» за ней. Как только первая оборачивается, вторая должна замереть в позе, которая что-то обозначает. Например, дворника, нагнувшегося за бумажкой, или садовую скульптуру.

Литература

    Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В. Бачурина. – М.: Владос, 2007. – 173с.

    Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.: Лада, 2003. – 269с.

    Давидовски, М. Веселые куклы [Текст]: практическое пособие / М. Давидовски. – М.: Дом XXI век, 2003. – 62с.

    Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение, 2000. – 145с.

    Мастерская чувств [Текст]: методическое пособие / – М.: Академия развития, 2006. – С.50.

    Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS , 2002. – 208с.

    Обучение и развитие [Текст]: практическое пособие / - М.: Дошкольник, 2003.- 34с.

Школа юного кукловода [Текст]: сборник практических материалов / Н. А. Семенова . – Тяжинский: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей », 2014.- 21с.

Технический редактор И. Г. Роговцова, заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Оригинал – макет подготовлен на компьютерном комплексе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Отпечатано в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п. Тяжинский , муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», ул. Ленина, 11, тел (8-384-49) 21-077



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.