План работы на год учителя-логопеда в доу. Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте в доу на учебный год План работы логопеда на логопункте
Предлагаю свой вариант планирования индивидуальной работы на логопункте ДОУ. План составлен с учетом основных этапов работы по коррекции звукопроизношения. Является приложением к речевой карте. Заполнение занимает очень мало времени.
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. Подготовительный этап
- карандаш», «Ветер» и т.д.
- «Ёжик».
- «Поменяй голос» и т.д.
- язычок».
- «Маляр».
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах
- Дифференциация звуков____________________________________________
- Работа над развитием речи
- Формировать грамматические навыки речи (словоизменение и словообразование). Формировать правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
- Развивать связную речь.
Результат коррекционной работы ____________________________________________________________
Индивидуальный план коррекционной работы
с _______________________________________________________
на __ полугодие 20___- 20____уч.г.
Логопедический диагноз_______________________________
I. Подготовительный этап
- Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т.д.
- Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с помощью тренажёра «Ёжик».
- Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений «Что звучит?», «Где звенит?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Посчитай звуки», «Найди звук в слове», «Где спрятался звук?».
- Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко - низко», «Громко - тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т.д.
- Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).
- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка - Трубочка».
- Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик - Хоботок».
- Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».
- Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».
- Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».
- Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».
- Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».
- Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».
II .Постановка звуков __________________________________________________________________
Юлия Никульская
Годовой план учителя-логопеда на логопункте в ДОУ
Годовой план учителя- логопеда на логопункте в ДОУ на 2016-2017 год
Цель : Своевременное выявление и преодоления различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Задачи МАДОУ «Детский сад №20» :
1. Совершенствование физической активности дошкольников, как условие полноценного развития и приобщения к здоровому образу жизни;
2. Создание условий опытной исследовательской деятельности в процессе эколого -педагогической работы дошкольного учреждения;
3. Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи :
1. Развитие и приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через коррекционно-развивающию работу на логопедических занятиях ;
2. Формирование у ребёнка правильного звукопроизношения в процессе экологического воспитания;
3. Осуществление учебно-воспитательной работы с детьми ОВЗ, оказание методической помощи родителям и педагогам.
Организационно-методическая работа
1 Подготовка кабинета к новому учебному году.
2 Комплектование логопедического пункта
3 Составление расписания непосредственной образовательной логопедической деятельности (подгрупповых, индивидуальных форм работы)
4 Планирование подгрупповой , индивидуальной непосредственной образовательной логопедической деятельности
В течение года
5 Ведение индивидуальных тетрадей детей
Еженедельно
6 Заполнение речевых карт
7 Заполнение журнала учета посещаемости детей
В течение года
8 Заполнение журнала первичного диагностического обследования
Оформление журнала консультаций логопеда для родителей и педагогов
В течение года
10 Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год
11 Составление календарного плана
Диагностическая работа
Обследование речи детей с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи .
При использование методического пособия
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
В. М. Акименко Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
Т. Н. Волковская «Иллюстрированная методика логопедического обследования »
2 Сбор педагогических сведений о раннем развитии ребёнка
3 Динамическое наблюдение логопатов в течение года
В течение года
Коррекционно-развивающая работа с детьми
1 Коррекционно - развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия подготовительных групп, по следующим направлениям :
Устранение недостатков произношения;
Скорректировать недостатки речевого выдоха;
Развитие фонематического восприятия,
Смягчить нарушения подвижности органов артикуляции (артикуляционного аппарата, речевых органов) ;
Расширение и уточнение словаря по лексическим темам;
Развитие связной речи;
Развитие мелкой моторики
Литература :
“Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,
“Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,
Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой“Программа коррекционно-развивающей работы для детей с онр” Н. В. Нищевой.
В течение года
Работа с педагогами
1 Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования , разработка путей дальнейшего взаимодействия.
В течение года
2 Ведение тетрадей взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда ;
В течение года
3 Беседа «Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики »
Сентябрь
4 Совместное мероприятие с инструктором по физической культуре «Весёлые старты с азбукой»
5 Семинар-практикум для воспитателей (конкурс) «Сам себе логопед » Ноябрь
6 Совместная утренняя гимнастика с музыкальным руководителем «Логоритмика » Декабрь
7 Консультация для педагогов «Нетрадиционные метод в логопедии - биоэнергопластика »
Консультация для педагогов «Особенности детей с ОВЗ»
9 Совместное мероприятие с педагогом психологом «Путешествие в Букваград»
10 Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
11 Беседа «Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики »
12 Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в детском саду
В течение года
Работа с родителями
1 Подготовка консультаций для родителей подготовительной группы :
Каждый месяц
«Артикуляционная гимнастика – это весело, интересно и полезно!»
Сентябрь
«Родители – главные помощники логопеда »
«Причины нарушения речи»
«Играем пальчиками и развиваем речь»
«Обогащаем словарь детей»
«Развитие фонематического слуха»
«Что такое дизартрия?»
«Что такое дислалия?»
«Готовимся к школе вместе»
2 Буклет для подготовительной и старшей группы «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
3 Консультация для родителей старших и средних групп «Когда нужно обращаться к логопеду » Октябрь
4 Анкетирование родителей старших и средних групп «Кто такой логопед ?»
5 Буклет для средних и младших групп «Речь на кончиках пальцев»
6 Проведение занятий в присутствии родителей на фронтальные и индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей
В течение года
Понедельник
7 Посещение и выступление на родительских собраниях
В течение года
8 Выступления на родительском собрании «Что такое логопункт »
сентябрь
Индивидуальные логопедические занятия в присутствии родителей В течении года
6 Выступления на родительских собраниях по запросу воспитателей В течении года
7 Индивидуальное консультирование по запросу родителей и педагогов
В течении года
Оформление и комплектование кабинета
1 Пополнение учебно-методического комплекса.
В течение года
2 Пополнение учебно-дидактического комплекса
В течение года
3 Пополнение учебно-дидактического комплекса
В течение года
Информационно-просветительская работа
В течение года
Повышение профессиональной квалификации
1 Участие в МО учителей- логопедов .
В течение года
2 Участие в педсоветах, семинарах ДОУ, пед. часы
В течение года
Публикации по теме:
Давайте познакомимся. Я, Юдина Надежда Александровна. Образование: высшее, в 2015 году окончила ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический.
Аналитическая деятельность учителя - логопеда ДОУ. Аналитическая справка по результатам диагностики уровня развития речи детей логопедической группы МБДОУ № 207 «Солнышко» Анализ диагностики.
Годовой отчет учителя-логопеда Годовой отчет Учителя логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности Веревкина Т. Н. за 2015-2016 учебный год В.
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР) Дмитриева Е. С. учитель-логопед.
Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Первый (старшая группа), второй год обучения (подготовительная группа)» и на основе рабочей программы логопеда. Фронтальные занятия проводятся с учетом федеральных государственных образовательных стандартов(ФГОС), с учетом методических рекомендаций Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет», Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет».
Коррекционную работу с детьми 5-7 лет, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –10 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте – 10 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
III период обучения (март, апрель, май)
5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –12 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 12 занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №45
Утверждаю:
Заведующий МБ ДОУ №45
_____________________________
«___»________________________
Перспективный план логопедической работы на логопункте
с детьми старшей и подготовительной группы
с ОНР
на 2015 – 2016 учебный год
Учитель-логопед:Саматова О.П..
г.Петропавловск-Камчатский
2015г.
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Первый (старшая группа), второй год обучения (подготовительная группа)» и на основе рабочей программы логопеда. Фронтальные занятия проводятся с учетом федеральных государственных образовательных стандартов(ФГОС), с учетом методических рекомендаций Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет», Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет».
Коррекционную работу с детьми 5-7 лет, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –10 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте – 10 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
III период обучения (март, апрель, май)
5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –12 занятий
По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 12 занятий
2 подгруппа - 6-7 лет:
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Связная речь |
||
СЕНТЯБРЬ |
|||||
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ |
|||||
Осень | учить детей отвечать на вопросы и задавать их; систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активировать словарь по данной теме; воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. | Рассказывание по теме «Осень». №1 |
|||
Уточнение артикуляции звуков [а], [у] звука [и] | Буквы А, У №1,2,4 |
||||
Деревья осенью. Листья. | обобщать знания о деревьях. | №2 |
|||
Уточнение акустико-артикуляционную хар-ку звукам [п], [пь] | Звуки П, ПЬ №5 |
||||
ОКТЯБРЬ |
|||||
Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. | учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм; развивать у детей умение распространять предложения определениями; развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации №3 |
|||
Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [к], [кь] | Звуки К, КЬ №6 |
||||
Фрукты | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [т], [ть] Дифференциация звуков [к]- [т] | Звуки Т, ТЬ Звуки К-Т №7,8 | обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже; развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки. | Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин. №4 |
|
Насекомые | Дифференциация Звуки звуков [п]-[т]-[к]. П-Т-К Уточнение артику- №9 ляции. | обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; пополнять словарный запас по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание; закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных; воспитывать у детей самоконтроль за речью. | Составление описательно рассказа о пчеле с опорой на схему. №5 |
||
Перелет-ные птицы | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [х], [хь] Дифференциация звуков [к]- [х] | Звуки Х, ХЬ. №11,12 | обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»; закреплять умение синтаксически верно строить предложения; упражнять детей в образовании сложных прилагательных; воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям. | Пересказ рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов №6 |
|
НОЯБРЬ |
|||||
Грибы. Ягоды. | обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин; уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; упражнять в согласовании числительных с существительными; развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы; воспитывать и прививать интерес к художественному слову. | Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин. №7 |
|||
Уточнение артикуляции звуков [а], [у], [и], [о], [ы] | Звуки А,У.И,Ы,О №14 |
||||
Домашние животные | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [м], [мь] | Звуки М, МЬ. Буква М №15 | обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; развивать умение строить последовательно свое высказывание; активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные; воспитывать у детей любознательность к окружающей природе. | Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин. №8 |
|
Дикие животные | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [н], [нь] Дифференциация звуков [н]- [м] | Звуки Н-М.Н-НЬ №16,17 | обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных; развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать у детей интерес к художественному слову. | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежа №9 |
|
Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [б], [бь] | Звуки Б,БЬ. Буква Б. №18,19 | обучать детей составлению описательного рассказа; расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»; упражнять в употреблении распространенных предложений; воспитание навыков самообслуживания. | Составление описательного рассказа с опорой на схему. №10 |
||
Дифференциация звуков [б]- [п] | Звуки П-Б №20 |
IIпериод обучения (декабрь,январь,февраль)
Недели | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
|
ДЕКАБРЬ |
|||||
Зима. Зимние месяцы. | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [с], [сь] | Звуки С, СЬ. Буква С. №23 №21,22 | Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда) №11 |
|
Дикие животные зимой. | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [з], [зь] | Звуки З, ЗЬ. Буква З. №24,25, | Расширение предикатного словаря. Практическое употребление в речи имен существительных в различных падежах. | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин. №12 |
|
Мебель. | Дифференциация звуков [сь]-[зь], [с]-[з]. | Расширение знания значения предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций. | Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам. №13 |
||
Новый год. | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [в], [вь] | Звуки В,ВЬ. №27 | Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования. Закрепление употребления имен существительных в Т.п. | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) №14 |
|
Буква В №28 |
|||||
ЯНВАРЬ |
|||||
КАНИКУЛЫ |
|||||
Животные жарких стран. | Дифференциация звуков [д]-[дь], [т]-[д]. | Звуки Д,ДЬ. Буква Д №29 | Закрепление употребления имен существительных множественного числа в Р.п. Формирование навыка словообразования по теме | Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». №15 |
|
ЗвукиТ-Д №30 |
|||||
Семья. | Дифференциация звуков [ть]-[дь]. | Звуки ТЬ-ДЬ №31 | Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных. | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» №16 |
|
ФЕВРАЛЬ |
|||||
Инструменты. | Дифференциация звуков [г]-[гь], [г]-[к]. | Звуки Г-ГЬ. Буква Г №33 ЗвукиК-Г №34 | Закрепление навыка употребления имен существительных в Тв.п. | Пересказ сказки «Две косы». №17 |
|
Уточнение артикуляции и произношения звука [э], [й] | Звук и буква Э,Й №35,36 | Образование притяжательных прилагательных. Образование отыменных прилагательных. | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» №18 |
||
День защитни-ков Отечества | Механизм образования звука [йэ]Механизм образования звука [йа] | Буква Е,Я №37,38 | Расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Собака-Санитар» по серии сюжетных картин. №19 |
|
Транспорт | Дифференциация звуков [ш]-[с] | Звук и буква Ш №39 Звуки С-Ш №40 | Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы Тв.п. существительных и расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. №20 |
|
Недели | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
|
МАРТ |
|||||
Весна | Дифференциация звуков [ж]-[ш] | Звуки Ш-Ж №45 | Формирование и расширение семантического поля слова «жук». Развитие словаря прилагательных. | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» №21 |
|
Весна. Мамин праздник. | Дифференциация звуков [ж]-[ш], [ш]-[ж]-[с]-[з] | Звуки Ш-Ж-С-З №46 | Формирование словаря по теме. Развитие навыков словообразования. | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. №22 |
|
Перелетные птицы весной | Уточнение артикуляции и произношения звука [л], [ль] | Звук и Л и ЛЬ буква Л №47,48 | Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме. | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. №23 |
|
Растения и животные весной. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ц]Дифференциация звуков [ц]-[с] | Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «цветок». | Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна» с №24 придумыванием последующих событий. |
||
Звук и буква Ц №50,51 |
|||||
АПРЕЛЬ |
|||||
Наша страна. | Механизм образования звука [йу] | Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме. | Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» с №25 изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. |
||
Буква Ю №52 |
|||||
Профессии | Уточнение артикуляции и произношения звука [р],[рь] | Звук Р РЬ буква Р №53,№54 | Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширения словаря. | Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) №26 |
|
Наш дом. | Уточнение артикуляции и произношения звука, дифференциация[р]-[л] | Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме. | Cоставление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) №27 |
||
Звуки Р-Л №54 |
|||||
Сад-огород-лес. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ч],[ч]-[ть] | Звук и буква Ч Звуки Ч-ТЬ №55, №56 | Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». Сад-огород-лес: разграничение понятий по теме. | пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с №28 придумыванием предшествующих событий. |
|
МАЙ |
|||||
Человек | Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]- [фь], [ф]-[в] | Звуки Ф,ФЬ. Буква Ф №57 | Расширение словаря по теме.формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. | Составление рассказа «Человек» по серии картин. №29 |
|
Звуки Ф-В №58 |
|||||
Домашние животные | Дифференциация звуков [щ]- [ч] | Звук и буква Щ №59 | Формирование и расширение семантического поля слова «щенок». Развитие навыка словообразования. | Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин. №30 |
|
Звуки Щ-Ч №60 |
|||||
Школа. Школьные принадлежности. | Дифференциация звуков [щ]- [ть], [щ]-[ч]- [сь]-[ть] | Звуки Щ-ТЬ №61 | Согласование притяжательных местоимений с существительными. | Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) №31 |
|
Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ №62 |
|||||
Лето | Мягкие и твердые согласные. Глухие и звонкие согласные №63 | Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) №32 |
1 подгруппа – 5-6 лет:
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
|
СЕНТЯБРЬ |
|||||
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ |
|||||
Осень. | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках №1 | учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; активизировать словарь по теме «Осень»; закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе. воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения. | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски №1 |
||
Деревья осенью. | Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках №2 | обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных; развивать умение задавать вопросы; обобщать знания о деревьях. воспитывать бережное отношение детей к природе. | Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания. №2 |
||
ОКТЯБРЬ |
|||||
Овощи. | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Буква У №3 | учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; учить логическому построению высказывания. развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад - огород»; развивать внимание, мышление, связную речь; учить согласовывать слова в предложениях. воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом. | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин №3 |
|
Фрукты. | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Буква А №4 | учить детей подбирать существительные к прилагательным; учить составлять рассказ с опорой на схему. закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; закреплять употребление притяжательных местоимений. воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания. | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Фрукты» №4 |
|
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [а]-[у] №5 | учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число. упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа; закреплять употребление предлогов при составлении предложений. воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям. | Составление описательно рассказа о насекомом с опорой на схему. «Насекомые» №5 |
||
Перелет-ные птицы. | Уточнение артикуляции и произношения звука [п] | Буква П №6 | учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги. развивать умение составлять простые предложения; упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением; закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными. воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. | Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям №6 |
|
НОЯБРЬ |
|||||
Грибы. Ягоды. | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Буква О №7 | учить различать съедобные и несъедобные грибы; учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа. закреплять употребление предлога в; упражнять детей в подборе обобщающих слов; развивать и активизировать словарный запас по теме. воспитывать у детей интерес к окружающейприроде и бережное отношение к ней. | «Лес. Грибы. Ягоды» №7 |
|
Домашние животные. | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Буква И №8 | учить детей образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные. расширять словарь антонимов; активизировать словарь по теме, закреплять употребление существительного мн.ч.Р.п. развивать словообразование и словоизменение. воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. | Домашние животные и их детеныши №8 |
|
Дикие животные. | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] | Буква М №9 | обучать детей образованию притяжательных прилагательных. закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в; упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; развивать навыки словообразования. воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе. | Дикие животные зимой №9 |
|
Осенняя одежда, обувь, головные уборы. | Уточнение артикуляции и произношения звука [н] | Буква Н №10 | формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа. активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь; упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов); развивать мыслительную деятельность и внимание. воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви, одежды. | Обувь. Одежда. Головные уборы. №10 |
|
II период обучения (декабрь, январь, февраль) ДЕКАБРЬ |
|||||
Зима. Зимние месяцы. | Уточнение артикуляции и произношения звука [т] | Буква Т №11 | Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени. | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом №11 |
|
Зима. Дикие животные зимой. Зимующие птицы. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ть] | Буква Т №12 | Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление сущ-ых в И.п. и Р.п. мн.ч. | Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы №12 |
|
Мебель. | Уточнение артикуляции и произношения звука [к] | Буква К №13 | Развивать умение согласовывать сущ-ые с прилагательными в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к сущ-ым по теме\4 закреплять навык употребления существительных в Р.п. | Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. №13 |
|
Новый год. | Уточнение артикуляции и произношения звука [к]- [кь] | Буква К №14 | Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имен сущ-ых в различных падежах. | Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику №14 |
|
ЯНВАРЬ |
|||||
КАНИКУЛЫ |
|||||
Животные жарких стран. | Уточнение артикуляции и произношения звука [б] | Буква Б №15 | Учить употреблять имена существительные во мн.ч. Р.п. | Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа. №15 |
|
Семья. | Уточнение артикуляции и произношения звука [бь] | Буква Б №16 | Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико-грамматических конструкций. | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья». №16 |
|
ФЕВРАЛЬ |
|||||
Инструменты. | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Буква Э №17 | Формирование словаря глаголов. | Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам №17 |
|
Морские, речные и аквариумные обитатели. | Уточнение артикуляции и произношения звука [г]-[гь] | Буква Г №18 | Образование притяжательных прилагательных. | Составление описательного рассказа о рыбах с использованием схемы №18 |
|
День защитника Отечества. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ль] | Буква Л №19 | Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. | Составление рассказа «Граница Родины - на замке» по серии сюжетных картин №19 |
|
Транспорт. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ы] | Буква Ы №20 | Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. | Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа. №20 |
|
IIIпериод обучения (март, апрель, май) МАРТ |
|||||
Весна. | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Буква С №21 | Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имен существительных ед.ч и мн.ч. | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского«Четыре желания» №21 |
|
Мамин праздник. | Уточнение артикуляции и произношения звука [сь] | Буква С №22 | Учить преобразовывать имена сущ-ые мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку №22 |
|
Перелетные птицы весной. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Буква Ш №23 | Расширение глагольного словаря и словаря существительных по теме. | Составление описательного рассказа оптице с опорой на схему №23 |
|
Растения и животные весной. | Уточнение артикуляции и произношения звука [с]- [ш] №24 | Уточнение и расширение словаря по теме. | Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации №24 |
||
АПРЕЛЬ |
|||||
Наша страна. Наш поселок. | Уточнение артикуляции и произношения звука [х]- [хь] | Буква Х №25 | Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях. | Составление описательного рассказа о нашем поселке. №25 |
|
Профессии. | Уточнение артикуляции и произношения звука [в]- [вь] | Буква В №26 | Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в Тв.п.; упражнять в образовании сущ-ыхмн.ч. Р.п. | Составление описательногорассказа о профессиях с использованием схемы №26 |
|
Наш дом. | Уточнение артикуляции и произношения звука [з] | Буква З №27 | Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами. | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» №27 |
|
Сад-огород-лес. | Уточнение артикуляции и произношения звука [зь] | Буква З №28 | Согласование сущ-ых с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с, в-из | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин №28 |
|
МАЙ |
|||||
Человек. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ж] | Буква Ж №29 | Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов. | Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» №29 |
|
Домашние животные. | Уточнение артикуляции и произношения звука [з]- [ж] №30 | Уточнение и расширение словаря по теме. | Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» №30 |
||
Детский сад. | Уточнение артикуляции и произношения звука [д]- [дь] | Буква Д №31 | Закреплять умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя . Отработка падежных окончаний имен сущ-ыхед.ч. | Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям №31 |
|
Лето. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]- [фь] | Буква Ф №32 | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов. | Составление рассказа «Лето красное при шло...» по сюжетной картине №32 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы
Список литературы
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
- Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В. , ТумановаТ.В.и др. « Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
- Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
- Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
- Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
- Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
- «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГТ)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф. Курмаева)
Екатерина Игоревна
Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте в ДОУ на учебный год
Перспективный план работы учителя- логопеда на логопункте в ДОУ на учебный год
СЕНТЯБРЬ
работа
1. Диагностика речевого развития средних, старших и подготовительных групп.
2. Оформление документации логопункта .
3. Формирование подгрупп и (составление) планирование индивидуальной и подгрупповой работы .
4. Организация ТОПМПК ГКОУ СКОШ 118 в МАДОУ №133 для детей, имеющих нарушения речи.
работа (коллектив и методическая работа )
1. Знакомство пед. коллектива с результатами обследования речи.
2. Беседа с коллективом на тему .
3. Уточнение специфики работы с детьми с различными нарушениями речи.
4. Логопедический уголок в группе , рекомендации по его оснащению.
5. Планирование логопедической работы в соответствии с планом ДОУ на текущий год .
6. Работа психолого -медико-педагогического
консилиума. ПМПК № 1
Работа с родителями
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики речи детей и особенностями работы логопункта .
«Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Роль родителей в воспитании у детей правильной речи. Речь взрослых - пример для подражания» и «Нормальное развитие речи и возрастные особенности» .
3. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью стенда и рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Все о Психоло-Медико-Педагогической комиссии (ПМПК) », также личное консультирование родителей.
Организационно - коррекционная работа
1. Оформление логопедических уголков для родителей.
2. Изготовление игр и пособий по развитию артикуляционного аппарата.
3. Изготовление игр и пособий по развитию фонематического слуха.
Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )
1. Педсовет на тему «Развитие речи» . Знакомство воспитателей с порядком развития речи в младших и средних группах на фольклоре и воспитателей старших и подготовительных групп с методикой работы по обучению грамоте .
2. Проведение открытого занятия по обучению грамоте на старших и подготовительных группах.
3. Индивидуальное консультирование по запросам воспитателей.
Работа с родителями
1 Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Зачем нужны домашние логопедические задания » .
2 Индивидуальное консультирование родителей на тему : «Значение артикуляционной гимнастики в постановке звуков и правильное выполнение упражнений» и «На зарядку с язычком» .
Организационно - коррекционная работа
1. Изготовление игр и пособий по развитию фонематического восприятия.
2. Изготовление игр и пособий по развитию мелкой моторики.
Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )
1. Консультации - практикумы по работе над мелкой моторикой.
2. Консультация-практикум по работе над выразительной интонационно - окрашенной речью через сюжетно- ролевые игры, заучивание стихотворений.
Работа с родителями
1. Индивидуальное консультирование о требованиях к выполнению упражнений для развития мелкой моторики.
2. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!» (о связи мелкой моторики и речи) .
Организационно - коррекционная работа
1. Изготовление текстов-рассказов по лексическим темам.
2. Участие в подготовке утренников к Новому Году.
3. Диагностика состояния фонематического слуха, восприятия у детей старших и подготовительных групп.
Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )
тему : «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Формирование звукобуквенного анализа».
2. Консультация-практикум для воспитателей на тему : «Учим правильно выполнять дыхательную гимнастику» .
3. Организация совместной работы по лексическим темам (учитель- логопед , воспитатель) .
Работа с родителями
1. Индивидуальное консультирование о значении фонематического слуха и восприятия.
2. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Вместе весело дышать!» (учим правильно выполнять дыхательную гимнастику) .
«Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки» (развиваем фонематические процессы) .
Организационно - коррекционная работа
1. Обследование речи детей у младшей и средней группы.
2. Коррекция планов индивидуальной работы .
3. Изготовление схем для составления рассказов по лексическим темам.
4. Система регулирования материала по развитию связной речи.
Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )
1. Консультация-практикум по работе над звукопроизношением в младших группах.
2. Консультация на тему : работа над лексической стороной речи; работа над грамматической стороной речи.
3. Заседание ПМПК, анализ текущей работы .
Работа с родителями
1. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте дет. сада на тему : «Как пополнять словарный запас у детей»
2. Индивидуальное консультирование на тему «Что такое грамматичсекий строй речи?» , «Играем и развиваем грамматический строй речи»
3. Индивидуальное консультирование на тему : «Зачем нужна ПМПК, какие документы необходимы для предоставления на ПМПК для детей дошкольного возраста».
Организационно - коррекционная работа
1 .Изготовление пособий для обогащения словаря детей, грамматического строя речи, развитие фразовой речи.
Организационно – методическая работа
(коллектив и методическая работа )
1. Консультация для воспитателей старших групп на тему : «Готовим руку к письму» .
тему : «Занимательные прогулки»
3. Посещение занятий воспитателей с целью оказания помощи в контроле за правильным звукопроизношением.
Работа с родителями
1. Участие в собраниях младших, средних групп «О результатах обследования детей младшего возраста» .
2. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Готовим руку к письму» .
3. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Занимательные прогулки» (игры для развития связной речи, и не только)
Организационно - коррекционная работа
1. Подбор и оформление материала по развитию звукопроизношения.
Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )
2. Консультация для воспитателей на тему : «Как научить ребенка пересказу » .
3. Консультация для воспитателей на тему : .
4. Консультация для воспитателей на тему : «Развитие высших психических функций на занятиях»
5. Проведение открытого занятия по обучению грамоте совместно с воспитателем в подготовительной группе.
Работа с родителями
1. Индивидуальные консультации по выполнению домашних заданий по тетрадям.
2. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Речевая готовность ребенка к школе» .
4. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Организационно - коррекционная работа
1 .Выявление и обследование детей, нуждающихся в представлении на ПМПК.
2. Оформление документации
Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )
1. Консультация для воспитателей на тему : «Педагогическое представление на ребенка, направленного на прохождение ТПМПК».
2. Заседание Психолого -Медико-Педагогического Консилиума (ПМПК, анализ текущей работы .
3. Консультация для педагога-психолога на тему : «Психологическое представление на ребенка, направленного на прохождение ТПМПК».
Работа с родителями
1. Участие в родительских собраниях старших и подготовительных групп с выступлением на тему «Все о Психоло-Медико-Педагогической комиссии (ПМПК) ».
2. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
3. Наглядно - информационное консультирование родителей младших групп с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Профилактика речевых нарушений»
Организационно - коррекционная работа
1. Обследование детей, оформление документации по выводу детей.
2. Участие в подготовке и проведении выпускных утренников.
Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )
1. Подведение итогов за год - участие в аналитическом педсовете.
2. Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год .
3. Обсуждение и утверждение плана летней оздоровительной работы на общем собрании .
4. Индивидуальные консультации по запросам воспитателей.
Работа с родителями
2. Участие в родительских собраниях с выступлением на тему «Наши достижения!» .
3. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «План летней оздоровительной работы » .