Денежный квадрант роберта. Денежный поток по квадранту роберта кийосаки

Роберт Кийосаки

"Квадрант денежного потока"

Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободы

Данная книга Роберта Кийосаки, безусловно, входит в небольшой список самых известных материалов по финансовой грамотности, экономическим вопросам и инвестированию. В ней достаточно подробно описаны варианты таких взаимоотношений как: ЧЕЛОВЕК - ДЕНЬГИ и ДЕНЬГИ - ЧЕЛОВЕК. И самое главное и полезное то, что даны подробные рекомендации, как контролировать свои финансы и не допускать, чтобы они контролировали нашу жизнь. Семь шагов для продвижения в сектор Большого бизнеса и сектор Инвестиций удивляют своей простотой и доступностью. Но, к сожалению, нет ничего более сложного, чем делать простые вещи...

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    ЧАСТЬ I Квадрант денежного потока

    ЧАСТЬ II Поиски лучшего в себе

    ЧАСТЬ III Как быть успешным в "В" и "I"

    "Человек рождается свободным, но оказывается скованным цепями. Он думает, что является хозяином над другими людьми, но остается рабом еще в большей степени, чем они".

      Жан Жак Руссо
    Мой богатый папа имел привычку повторять: "Ты никогда не будешь иметь реальной свободы без финансовой независимости. Свобода может быть настоящей, когда за нее уплачена большая цена". Эта книга посвящена тем людям, которые готовы заплатить цену.

    К нашим друзьям:
    Благодаря феноменальному успеху книги "Богатый папа, бедный папа" мы приобрели тысячи друзей по всему миру. Высказанные ими слова восхищения и поддержки воодушевили нас к написанию книги "Денежный поток", которая является продолжением предыдущей книги. Всем нашим друзьям, старым и новым, за энтузиазм и поддержку наших самых необузданных мечтаний, мы выражаем огромную благодарность.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В каком секторе находитесь Вы?

    Этот ли сектор подходит Вам лучше всего?

    Вы финансово свободны? "Денежный поток" написан для Вас, если Ваша жизнь стоит у развилки финансовых путей.

    Если хотите взять под контроль то, чем Вы занимаетесь сегодня, чтобы изменить свою финансовую судьбу, то эта книга поможет Вам начертить свои последующие шаги. Вот как выглядит квадрант.


    Буквы в каждом секторе обозначают:

      Е - служащий
      S - работающий на себя
      В - владелец бизнеса
      I - инвестор

    Каждый из нас находится как минимум в одном из четырех приведенных выше секторов денежного потока. Наше место определяется источником получения наличных денежных средств. Многие из нас полагаются на чеки, которыми оплачивается их оклад, поэтому являются служащими, в то время как другие работают только на себя. Служащие и работающие на себя находятся на левой стороне денежного квадранта. В правой стороне квадранта находятся люди, которые получают наличные деньги с собственного бизнеса или благодаря инвестициям.

    "Квадрант денежного потока" изображает разные типы людей, которые составляют мир бизнеса, он объясняет, кто эти люди и какие их отличительные черты. Это поможет вам определить, в каком именно секторе Вы находитесь, и начертить Ваши дальнейшие шаги для достижения в будущем финансовой свободы. Так как финансовую свободу можно найти в любом из четырех секторов, то навыки и мастерство людей типа "В" и "I" помогут Вам достичь финансовых целей как можно быстрее. Успешные люди типа "Е" должны также стать успешными в секторе "I".

    КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?

    Эту книгу можно назвать II-й частью моей книги "Богатый папа, бедный папа". Для тех, кто не знаком с моей предыдущей книгой, объясню, о чём в ней написано. В ней рассказывается об уроках, которые давали мне два моих отца относительно денег и выбора жизненного пути. Один из них был моим настоящим отцом, другой - отцом моего друга. Один был высокообразованным, а другой не учился в высшем учебном заведении. Один был беден, а другой - богат. Однажды меня спросили: "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?"

    Мой высокообразованный отец всегда советовал: "Иди в школу, получи хорошие знания и потом найди высокооплачиваемую работу". Он советовал жизненный путь, который выглядел вот так:


    Совет Бедного Папы
    ШКОЛА

    Бедный папа рекомендовал, чтобы я выбрал между высокооплачиваемым "Е", т.е. служащим и высокооплачиваемым "S", т.е. работающим на себя профессионалом, например, дипломированным доктором, юристом или бухгалтером. Моего бедного папу интересовала, прежде всего, гарантия получения платежного чека и надежная работа с постоянным окладом. Поэтому он был высокооплачиваемым правительственным виновником, - возглавлял департамент образования штата Гавайи.

    Мой богатый, но не имеющий высшего образования отец, давал мне совсем другой совет. Он говорил: "Иди в школу, закончи ее, построй свой бизнес и стань успешным инвестором". Он советовал выбрать жизненный путь, который выглядел, вот так:


    Совет Богатого Папы
    ШКОЛА

    Эта книга об умственном, психологическом, эмоциональном и образовательном процессе, который происходил во мне, когда я следовал совету моего богатого отца.

    ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА

    Эта книга написана для людей, которые готовы изменить сектор. Эта книга специально для тех, кто пока находится в секторах "Е" и "S" и намерены перейти в секторы "В" и "I". Эта книга для людей, готовых двигаться на противоположную от надежной работы сторону, желающих завоевать финансовую свободу. Это нелегкий жизненный путь, но вознаграждение, которое Вы получите в конце пути, стоит затраченных усилий. Это путь к финансовой независимости.

    Богатый папа рассказал мне одну простую историю, когда мне было всего 12 лет, но она вела меня к большому богатству и финансовой свободе. Он, таким образом, объяснил мне различие между левой стороной "квадранта денежного потока", где находятся секторы "Е" и "S", и правой половиной квадранта с секторами "В" и "I". Вот эта история:

      "Когда-то в давние времена существовала необычная деревенька. Это было чудесное место, если бы не большая проблема. В селе не было воды, хотя иногда шли дожди. Чтобы избавиться от этой проблемы раз и навсегда, старейшины решили подписать соглашение на ежедневную поставку воды в деревню. Два человека добровольно вызвались взяться за это дело и старейшины подписали с каждым из них контракты. Они предвидели, что состязание между ними снизит цену за работу и обеспечит снабжение водой.

      Первый из тех двух, получивших контракт, Эд, немедленно взялся за работу. Купил два одинаковых ведра и начал носить воду, бегая по тропинке к озеру, которое находилось в миле от деревни. Он немедленно начал зарабатывать деньги, работая с утра до ночи, наполняя огромные баки водой, которую носил с озера в своих двух ведрах. Каждое утро он должен был вставать раньше всех, чтобы убедиться, что имеется достаточный запас воды для нужд жителей деревни. Это был тяжёлый труд, но человек чувствовал себя счастливым, ведь он зарабатывал деньги и владел одним из двух эксклюзивных контрактов на свой бизнес.

      Второй человек, получивший контракт, Билл, на некоторое время исчез из деревни. Он не появлялся несколько месяцев. Это радовало Эда, ведь у него не было соперника. Эду одному доставались все деньги за снабжение водой.

      Билл, вместо того, чтобы также купить два ведра и начать соревнование с Эдом, пошел домой, написал бизнес-план, потом основал небольшую корпорацию, нашел четырех инвесторов, назначил президента компании, который руководил ее работой. Через месяц он вернулся в деревню и привез несколько строителей и инженера. За год его команда построила мощный нержавеющий водопровод, который соединил деревню с озером.

      На торжественной церемонии открытия Билл объявил, что его вода чище, чем вода Эда. Ему было известно о жалобах жителей на грязь в воде, поставляемой Эдом. Билл также объявил, что может 24 часа в день, семь дней в неделю обеспечивать деревню водой. А Эд приносил воду только в рабочие дни недели. Он не работал в выходные. Потом Билл добавил, что может на 75% снизить оплату за доставку воды высшего качества и гарантирует постоянную круглосуточную ее доставку. Жители деревни с одобрением и аплодисментами выслушали заявление Билла и безотлагательно пошли посмотреть на водопроводный кран в конце трубопровода.

      С целью состязания Эд сразу же понизил и свои тарифы на 75%, купил еще ведра, соединил их веслами и начал таскать по четыре ведра воды. Чтобы лучше обслуживать жителей деревни, он нанял еще и двоих своих сыновей, чтобы они работали ночью и в выходные. Когда его сыновья пошли учиться в колледж, он говорил им: "Спешите скорее окончить его, так как этот бизнес в будущем будет принадлежать Вам".

      Но сыновья выбрали другой путь и не вернулись после колледжа в деревню. В конце концов, Эд имел рабочих и много проблем. Рабочие требовали повышения жалования и соглашались носить воду по одному ведру, а не по два или по четыре ведра сразу.

      А Билл понял, если эта деревня нуждается в воде, то и другие деревни могут испытывать в ней нужду. Он переписал по-новому свой бизнес-план и начал продавать в деревнях по всему миру свою систему доставки воды, гарантирующую высокую скорость доставки, низкую цену и высокое качество. Только один пенс стоила доставка одного ведра воды. Но ведь Билл доставлял миллиарды ведер воды ежедневно. Независимо от того, работал он или нет, миллиарды людей покупали по одному ведру воды за день и все эти деньги поступали на его счет в банке. Фактически, Билл построил трубопровод, чтобы поставлять деньги на свой банковский счет также постоянно, как и воду в деревни.

      Билл жил счастливо долгие-долгие годы, а Эд тяжело работал до конца своих дней и имел постоянные финансовые проблемы".

    Этот рассказ моего богатого папы стал для меня путеводной звездой в жизни. Он сыграл решающую роль в моем выборе. Я часто спрашивал себя:

    "Строю ли я трубопровод или тащу ведра?"

    "Работаю я тяжело или с умом?"

    Ответы на эти вопросы сделали меня финансово независимым.

    Вот о чем эта книга. Она о том, как стать успешным в секторе "В" или "I". Она для людей, которые устали волочить ведра и готовы построить трубопровод, чтобы наличные деньги текли в их карманы..., а не мимо карманов.

    Эта книга разделена на три части.

    Часть I: Первая часть этой книги о существенных различиях между людьми из четырех разных секторов. Она о том, почему определенная категория людей тяготеет к определенному сектору и застревает в нем, не реализовав себя. Она поможет вам определить, где лично вы находитесь, и задуматься, где Вы хотели бы быть через пять лет.

    Часть II: Вторая часть этой книги посвящена изменению личности. Она больше о том, кем Вы должны быть, чем о том, что делать.

    Часть III: Третья часть книги определяет семь шагов, которые Вы должны сделать в направлении правой стороны квадранта. Я поделюсь многими советами моего богатого папы о навыках, необходимых для того, чтобы быть успешным в секторах "В" и "I". Она поможет вам выбрать свой собственный путь к финансовой свободе.

    На протяжении всей книги я не перестаю подчеркивать важность финансовой грамотности. Чтобы действовать в правой стороне квадранта, в секторах "В" и "I", человек должен быть более грамотным, чем тот, который желает остаться в левой стороне, в секторах "Е" и "S".

    Чтобы стать "В" или "I", Вы должны уметь контролировать направление движения Ваших наличных денег. Эта книга написана для людей, которые готовы к изменениям в своей жизни. Это написано для людей, которые готовы двигаться и начинать строить свои собственные трубопроводы для достижения финансовой свободы.

    Мы находимся на заре века информации, и этот век предложит большее количество возможностей, чем когда-либо для финансового вознаграждения. Это будут люди с навыками "В" и "I", которые будут способны понять и использовать эти возможности. Чтобы быть успешным в век информации, человек будет нуждаться в информации из всех четырех секторов. К сожалению, наши школы все еще находятся в индустриальном веке и продолжают готовить учеников только для левой стороны сектора.

    Если Вы ищете новые ответы, чтобы продвинуться в век информации, то эта книга написана для Вас. Она написана, чтобы помочь Вам в Вашем путешествии. Она не дает всех ответов... но она раскроет мой личный опыт и наблюдения, которые я получил, когда путешествовал из стороны "Е" и "S" квадранта к стороне "В" и "I".

    Если Вы готовы начать Ваше путешествие к финансовой свободе, эта книга написана для Вас.

Сегодня я хочу рассказать вам про квадрант денежного потока (или, как его еще называют, денежный квадрант ). Прошу вас обратить на эту тему особое внимание, несмотря на то, что ее название поначалу может показаться вам непонятным. Дело в том, что денежный квадрант во многом объясняет причины неутешительного финансового состояния такого большого количества людей.

Но обо всем по порядку…

Само понятие “квадрант денежного потока” (“денежный квадрант”) ввел в обиход Роберт Кийосаки – профессиональный инвестор и автор серии книг об управлении личными финансами, которые пользуются невероятной популярностью по всему земному шару. Его первая книга, принесшая Кийосаки популярность как писателю, носит название “Богатый папа, бедный папа”, а вторая – так и называется: “Квадрант денежного потока”.

Кстати, очень рекомендую к прочтению книги по управлению личными финансами Роберта Кийосаки: они написаны простым и доступным языком, способствуют повышению финансовой грамотности и при этом обладают невероятной мотивационной составляющей к достижению финансовой независимости.

Итак, квадрант денежного потока Роберта Кийосаки. Предлагаю для начала посмотреть, как выглядит денежный квадрант на следующей иллюстрации:

Теперь распишу все это поподробнее.

Квадрант денежного потока Кийосаки предполагает деление всех людей по способам заработка денег на 4 категории:

1. E (Employee) – любые работники по найму : рабочие, служащие, персонал.

2. S (Self Employed) самозанятые люди : работающие на себя, ведущие частную практику, мелкие предприниматели.

3. B (Business Owner) бизнесмены : владельцы бизнеса.

4. I (Investor) инвесторы .

Таким образом, первые 2 категории, находящиеся в левой части денежного квадранта, получают , а последние 2 категории, находящиеся в правой части – . Рассмотрим каждую из групп подробнее.

Работники по найму.

Как вы понимаете, большинство людей принадлежит к первой группе, и это – люди с самым низким уровнем дохода. Таких людей примерно 80%. Работники по найму работают на своего хозяина (бизнесмена или государство) и находятся в полной материальной зависимости от него. Их заработок – это зарплата, которую устанавливает хозяин.

К группе “E” квадранта денежного потока относятся не только рабочий персонал и служащие клерки, но и работники на руководящих должностях, даже директора компаний (если они не являются их собственниками или совладельцами). Всех этих людей объединяет одно: материальная зависимость от работодателя. Они продают работодателю свой труд и время.

Пока человек, находящийся в этой категории денежного квадранта Кийосаки, работает, в его личный бюджет поступают деньги. Как только он перестает работать – деньги перестают поступать. Эти люди всегда находятся под риском увольнения и потери дохода (у кого-то этот риск больше, у кого-то меньше, но он есть всегда). Они не имеют выбора, чем им заниматься, и вынуждены выполнять ту работу, которую требует с них хозяин. Также для работников по найму характерно отсутствие свободного времени, ведь большую часть своего бодрствования они вынуждены работать.

Объективности ради можно выделить и несколько преимуществ нахождения человека в группе “E” – это относительная стабильность и гарантии заработка, отсутствие необходимости личных вложений и, соответственно, рисков потери капитала.

По мнению Роберта Кийосаки, с которым я полностью солидарен, люди, находящиеся в первой группе, никогда не смогут достичь финансовой независимости.

Работающие на себя.

К людям из группы “S” квадранта денежного потока Роберта Кийосаки относятся частные врачи, юристы, мастера, мелкие предприниматели (например, торгующие на рынках), фрилансеры и прочие люди, которые работают на себя . Таких людей около 15%, хотя, мне кажется, в России, Украине и других постсоветских странах их доля выше, особенно, если учесть работающих нелегально (по частным объявлениям, фрилансеры и т.д.).

По сравнению с первой группой эти люди уже более свободны в своем выборе: они могут сами решать, чем, когда и как заняться, сами могут выделить себе свободное время. Однако у такой свободы есть своя обратная сторона – увеличение ответственности: если в группе “E” ответственность за доходы работника несет работодатель, то самозанятый работник сам отвечает за то, сколько он заработает.

Таким образом, люди, работающие на себя, могут зарабатывать как больше, так и меньше работников по найму, в зависимости не только от своих профессиональных способностей, но и от способностей организовать свой труд, а также от количества времени, которое они выделяют себе на работу. При этом их возможности для заработка ограничены временем, которое они физически способны посвятить работе, но не ограничены зарплатой, установленной работодателем: они сами могут назначать цену за свой труд и стараться продать его как можно дороже.

Люди группы “S” денежного квадранта Кийосаки близки к бизнесменам (группы “B”), но не являются ими, как правило, потому, что им еще не хватает капитала или организаторских способностей для открытия более серьезного бизнеса. Весь их заработок пока еще составляет активный доход, а не пассивный.

Владельцы бизнеса.

Владельцы бизнеса расположены уже с правой стороны квадранта денежного потока, поэтому их основной заработок составляет пассивный доход. Таких людей всего около 4% (в постсоветских странах, как я подозреваю, еще меньше).

Люди группы “B” отличаются от двух предыдущих групп, в первую очередь, тем, что они не работают сами, а заставляют работать на себя других людей, оставляя себе лишь управленческие функции. Таким образом, бизнесмены затрачивают минимум своего труда и времени, соответственно, имеют много свободного времени для личных целей.

Перейдя в эту группу, человек сам становится работодателем и получает возможность определять стоимость рабочего времени и труда других людей, которых он нанимает в свой бизнес. Даже если на какое-то время бизнесмен отойдет от дел (например, уедет на отдых), денежный поток не остановится, и деньги не перестанут поступать в его личный бюджет.

Помимо хорошего пассивного дохода, люди, находящиеся в группе “B”, получают и достаточное моральное удовлетворение от осознания результатов своей деятельности, успешной работы собственноручно созданного бизнеса.

В то же время, необходимо отметить, что создать и поддерживать свой бизнес в нашей стране – занятие не из легких, и далеко не каждый на это отважится, а из тех, кто отважится – не у каждого получится. Здесь есть большие риски потери вложенного капитала по независящим от бизнесмена причинам (беспредел чиновников и т.п.).

Инвесторы.

Замыкают квадрант денежного потока Роберта Кийосаки инвесторы – люди, занимающиеся инвестированием своего личного капитала в целях получения пассивного дохода. Принято считать, что таких людей всего около 1%. Однако, этот показатель относится скорее к развитым капиталистическим странам, а на постсоветском пространстве он еще намного меньше.

В отличие от группы “B”, представители которой вкладывают капитал исключительно в бизнес, инвесторы из группы “I” занимаются инвестированием в различные активы: ценные бумаги, драгоценные металлы, недвижимость, банковские депозиты, бизнес в т.ч., приобретение авторских прав и т.д. Они принимают лишь косвенное участие в бизнес-процессах, не являясь при этом собственниками бизнеса. Кроме того, их вложения всегда диверсифицированы, каждый инвестор стремится создать как можно больше . А это, в свою очередь, существенно снижает риск потери капитала в сравнении с группой “B”.

На инвесторов работают уже не люди, а деньги, их . В первых трех случаях люди работают ради денег, а здесь уже деньги начинают работать ради человека. В этом основное отличие группы “I” от остальных категорий денежного квадранта Кийосаки.

Соответственно, пока капитал работает и приносит пассивный доход, инвестор может заниматься всем, чем желает, в свое удовольствие. У него, в сравнении с остальными категориями, больше всего свободного времени и, одновременно, он получает довольно неплохие, неограниченные возможности заработка.

Следует понимать, что инвестор тоже подвергает свой капитал рискам. Стать грамотным инвестором, который не прогорит, а сможет обеспечить себе стабильный пассивный заработок из нескольких источников, под силу далеко не каждому. И, тем не менее, к этому стоит стремиться, изучая сложную науку инвестирования и повышая свою .

И еще он говорил: «Но и у свободы есть своя цена».

Данная книга посвящается тем, кто готов заплатить эту цену.

Времена меняются

В 2002 году книга Роберта «Пророчество богатого папы» призвала нас готовиться к неотвратимому краху финансового рынка. В 2006 году глубокая озабоченность ухудшающимся положением среднего класса Америки заставила Роберта Кийосаки в соавторстве с Дональдом Трампом написать книгу «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты».

Роберт известен всему миру как страстный пропагандист финансового образования. Сегодня, когда мы столкнулись с последствиями краха системы субстандартного ипотечного кредитования, рекордного количества изъятий ипотечного жилья и глобального экономического кризиса, который все еще продолжает бушевать, пророческие заявления Кийосаки, похоже, становятся реальностью. Многие скептики превращаются в верующих.

Когда в 2011 году Роберт готовил к новому изданию свою книгу «Квадрант денежного потока», он осознал два важных момента: его идеи и концепции выдержали проверку временем, а инвестиционная среда и условия деятельности вкладчиков существенно изменились. Эти преобразования, которые оказывают и будут оказывать серьезное воздействие на людей в квадранте И (инвесторов), побудили Роберта обновить и исправить важный раздел данной книги - главу «Пять уровней инвесторов».

Какова цель вашей жизни?

В детстве у меня было много увлечений, поэтому выбирать было легко. Если что-то казалось интересным и престижным, мне хотелось этим заниматься. Я мечтал стать морским биологом, астронавтом, морпехом, моряком торгового флота, летчиком и профессиональным игроком в американский футбол.

Три цели из этого списка мне удалось осуществить - стать офицером морской пехоты, моряком и летчиком.

Я точно знал, что не хочу быть учителем, писателем или бухгалтером. Педагогическая деятельность меня не привлекала, потому что я не любил школу. Желания стать писателем у меня тоже не было, потому что я дважды провалился на экзамене по английскому языку. А тратить два года на получение степени магистра делового администрирования я не стал по той простой причине, что ненавидел бухгалтерский учет, который был обязательным предметом в программе.

Теперь же по иронии судьбы я занимаюсь всем тем, чем мне никогда не хотелось. Несмотря на то что мне не нравилась школа, я являюсь владельцем образовательной компании и занимаюсь обучением людей в разных странах мира, потому что мне это нравится. Хотя в свое время неумение писать по-английски стало причиной двух провалов на экзаменах, сегодня я больше всего известен как автор. Моя книга «Богатый папа, бедный папа» больше семи лет продержалась в списке бестселлеров «New York Times» и занимает третье место среди самых продаваемых книг в США. Выше ее стоят лишь «Радость секса» и «Непроторенная дорога». Вдобавок ко всему книга «Богатый папа, бедный папа» и созданная мною серия настольных игр «Денежный поток» посвящены тому самому бухгалтерскому учету, который я так долго не мог терпеть.

Но как все это связано с вопросом «Какова ваша цель в жизни?».

Ответ содержится в простой, но чрезвычайно глубокой мысли мастера вьетнамского дзен-буддизма Тхить Нят Ханя: «Путь сам по себе цель». Другими словами, цель вашей жизни заключается в том, чтобы найти свой путь в жизни.

Перевод с английского выполнил О. Г. Белошеев по изданию: RICH DAD’S Cashflow quadrant (Guide to Financial Freedom) by Robert T. Kiyosaki, 2011.

© 2011 by CASHFLOW Technologies, Inc. This edition published by arrangement with Rich Dad Operating Company, LLC

© Перевод. Издание на русском языке. Оформление. ООО «Попурри», 2012

* * *

Мой богатый папа имел обыкновение говорить: «Вы никогда не сможете стать по-настоящему свободными без финансовой свободы».

И еще он говорил: «Но и у свободы есть своя цена».

Данная книга посвящается тем, кто готов заплатить эту цену.

Примечание редактора
Времена меняются

С тех пор как в 1997 году в свет вышло первое издание книги «Богатый папа, бедный папа», в экономике, и сфере инвестирования в частности, произошло множество изменений. Четырнадцать лет назад слова Роберта Кийосаки «ваш дом не является вашим активом» бросили вызов общепринятому мнению. Его несовместимые с традиционной точкой зрения взгляды на денежные отношения и инвестирование вызвали волну скептицизма, критики и негодования.

В 2002 году книга Роберта «Пророчество богатого папы» призвала нас готовиться к неотвратимому краху финансового рынка. В 2006 году глубокая озабоченность ухудшающимся положением среднего класса Америки заставила Роберта Кийосаки в соавторстве с Дональдом Трампом написать книгу «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты».

Роберт известен всему миру как страстный пропагандист финансового образования. Сегодня, когда мы столкнулись с последствиями краха системы субстандартного ипотечного кредитования, рекордного количества изъятий ипотечного жилья и глобального экономического кризиса, который все еще продолжает бушевать, пророческие заявления Кийосаки, похоже, становятся реальностью. Многие скептики превращаются в верующих.

Когда в 2011 году Роберт готовил к новому изданию свою книгу «Квадрант денежного потока», он осознал два важных момента: его идеи и концепции выдержали проверку временем, а инвестиционная среда и условия деятельности вкладчиков существенно изменились. Эти преобразования, которые оказывают и будут оказывать серьезное воздействие на людей в квадранте И (инвесторов), побудили Роберта обновить и исправить важный раздел данной книги – главу «Пять уровней инвесторов».

Выражение признательности

Благодаря феноменальному успеху «Богатого папы, бедного папы» мы приобрели тысячи новых друзей во всем мире. Их добрые слова и дружеские чувства – а также поразительные истории, являющиеся примером проявления настойчивости, страсти и успеха в применении принципов богатого папы в своей жизни, – вдохновили нас на написание книги «Квадрант денежного потока: Руководство богатого папы по достижению финансовой свободы». Поэтому мы благодарим наших друзей, как старых, так и новых, за их полную энтузиазма поддержку, которая превзошла все наши ожидания.

Предисловие
Какова цель вашей жизни?

«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – этот вопрос задавали в свое время большинству из нас.

В детстве у меня было много увлечений, поэтому выбирать было легко. Если что-то казалось интересным и престижным, мне хотелось этим заниматься. Я мечтал стать морским биологом, астронавтом, морпехом, моряком торгового флота, летчиком и профессиональным игроком в американский футбол.

Три цели из этого списка мне удалось осуществить – стать офицером морской пехоты, моряком и летчиком.

Я точно знал, что не хочу быть учителем, писателем или бухгалтером. Педагогическая деятельность меня не привлекала, потому что я не любил школу. Желания стать писателем у меня тоже не было, потому что я дважды провалился на экзамене по английскому языку. А тратить два года на получение степени магистра делового администрирования я не стал по той простой причине, что ненавидел бухгалтерский учет, который был обязательным предметом в программе.

Теперь же по иронии судьбы я занимаюсь всем тем, чем мне никогда не хотелось. Несмотря на то что мне не нравилась школа, я являюсь владельцем образовательной компании и занимаюсь обучением людей в разных странах мира, потому что мне это нравится. Хотя в свое время неумение писать по-английски стало причиной двух провалов на экзаменах, сегодня я больше всего известен как автор. Моя книга «Богатый папа, бедный папа» больше семи лет продержалась в списке бестселлеров «New York Times» и занимает третье место среди самых продаваемых книг в США. Выше ее стоят лишь «Радость секса» и «Непроторенная дорога». Вдобавок ко всему книга «Богатый папа, бедный папа» и созданная мною серия настольных игр «Денежный поток» посвящены тому самому бухгалтерскому учету, который я так долго не мог терпеть.

Но как все это связано с вопросом «Какова ваша цель в жизни?».

Ответ содержится в простой, но чрезвычайно глубокой мысли мастера вьетнамского дзен-буддизма Тхить Нят Ханя: «Путь сам по себе цель». Другими словами, цель вашей жизни заключается в том, чтобы найти свой путь в жизни. Однако понятие пути нельзя отождествлять с вашей профессией, званием, количеством получаемых денег, успехами и неудачами.

Найти свой путь – значит выяснить, для каких действий вы были посланы на эту землю. В чем цель вашей жизни? Для чего вы получили этот великий дар, именуемый жизнью? И какой дар вы отдаете жизни взамен?

Оглядываясь назад, я понимаю, что полученное мною образование ничем не помогло мне найти свой путь в жизни. Четыре года я учился в мореходном училище на офицера торгового флота. Если бы я выбрал карьеру в компании «Standard Oil» и до пенсии служил на нефтяных танкерах, то не нашел бы своего пути. Если бы я остался в Корпусе морской пехоты или перешел в гражданскую авиацию, то тоже не нашел бы своего пути.

Если бы я остался на флоте или в авиации, то никогда не стал бы автором всемирно известных бестселлеров, не был бы приглашен в телепрограмму Опры Уинфри, не написал бы книгу вместе с Дональдом Трампом и не создал бы международную образовательную компанию, которая занимается обучением предпринимателей и инвесторов по всему миру.

Как найти свой путь

Книга «Квадрант денежного потока» занимает важное место среди всех написанных мною книг, потому что она помогает людям находить свой путь в жизни. Как известно, большинство людей в самом начале жизни получают стандартную установку: «Ходи в школу и получи хорошую работу». Но система образования учит нас находить работу в квадрантах Р или С. Она не учит нас тому, как найти свой путь в жизни.

Есть люди, которые с ранних лет точно знают, чем они будут заниматься в дальнейшем. Они растут, будучи уверенными в том, что станут врачами, юристами, музыкантами, гольфистами или актерами. Все мы слышали о вундеркиндах – детях с исключительными способностями. Однако следует отметить, что эти дарования проявляются в основном в профессиональной области и вовсе не обязательно определяют жизненный путь человека.

Так как же все-таки найти свой путь в жизни?

Мой ответ таков: «Если б я только знал!» Если бы я мог взмахнуть волшебной палочкой и с помощью магии открыть вам ваш путь, я бы это сделал.

Но, поскольку у меня нет волшебной палочки и я не могу сказать, что вам нужно делать, я могу лишь рассказать, что сделал я сам. Я просто доверился своей интуиции, своему сердцу и своему внутреннему голосу. Например, в 1973 году, после возращения с войны, когда мой бедный папа начал уговаривать меня учиться дальше, получить степень магистра и работу в государственной структуре, мой мозг онемел, сердце сжалось, а внутренний голос сказал: «Ни за что!»

Когда он посоветовал вернуться к работе на «Standard Oil» или устроиться в гражданскую авиацию, мой мозг, сердце и внутренний голос снова сказали «нет». Я знал, что с работой в море и в небе покончено навсегда, несмотря на то что эти профессии считались престижными и хорошо оплачивались.

В 1973 году мне было 26 лет, и передо мной были открыты все пути. Я сделал многое из того, что советовал мне отец, окончил школу, получил диплом колледжа и приобрел две профессии – офицер торгового флота и пилот вертолета. Но проблема заключалась в том, что эти профессии были всего лишь детскими мечтами.

В 26 лет я был уже достаточно взрослым и понимал, что образование – это процесс. Например, когда мне захотелось стать моряком, я пошел в училище, где готовили офицеров торгового флота. А когда мне захотелось стать летчиком, я пошел в летную школу ВМФ, где за два года не умеющих летать парней превращали в летчиков. Поэтому, прежде чем начать новый процесс обучения, я должен был узнать, кем мне предстоит стать.

Традиционные учебные заведения сослужили мне хорошую службу. Я приобрел две профессии, о которых мечтал в детстве. Но, став взрослым, оказался в крайне затруднительном положении, потому что нигде не было указателей с надписью «Правильный путь». Я знал, чего мне не хотелось делать, но не знал, чем хотел заняться.

Все было бы просто, если бы я хотел получить всего-навсего какую-нибудь новую профессию. Если бы мне захотелось стать врачом, я мог бы поступить в медицинскую школу. Если бы мне захотелось стать юристом, я пошел бы в юридическую школу. Но я знал, что жизнь может дать мне гораздо больше, чем возможность пойти еще в одну школу ради получения документа, дающего право заниматься еще одним видом профессиональной деятельности.

Раньше я этого не осознавал, но в 26 лет пришло время заняться поиском своего пути в жизни, а не очередной профессии.

Разное образование

В последний год моей карьеры летчика морской пехоты, когда мы базировались на Гавайях, неподалеку от моих родных мест, я уже знал, что хочу пойти по стопам богатого папы, отца моего друга Майка. Незадолго до увольнения из Корпуса морской пехоты я стал по выходным посещать курсы начинающих продавцов недвижимости и бизнесменов, чтобы получить знания, необходимые для предпринимательской деятельности в квадрантах Б и И.

Кроме того, по совету одного из друзей я записался на курсы личностного развития в надежде узнать, каким я был на самом деле. Обучение на курсах личностного развития не вписывалось в рамки традиционного образования, потому что я посещал их не ради диплома или лицензии. В отличие от курсов торговцев недвижимостью, я понятия не имел, чему конкретно меня будут учить. Я знал лишь то, что пришло время пойти на курсы, которые помогут мне разобраться в себе.

На первом занятии инструктор нарисовала в блокноте следующую схему:


Затем она сказала: «Чтобы достичь наивысшего уровня развития, человеку необходимо физическое, ментальное, эмоциональное и духовное образование».

Слушая ее объяснения, я понял, что главной целью традиционных учебных заведений было ментальное, или умственное, развитие учащихся. Вот почему многие из тех, кто хорошо успевал в школе, испытывают трудности в реальной жизни, особенно в мире денег.

Еще после нескольких лекций, прослушанных в тот же выходной день, я понял, почему мне не нравилась школа. Мне стало ясно, что я любил учиться, но ненавидел систему образования.

Традиционная методика преподавания была прекрасной средой для отличников, но не для меня. Она угнетала мой дух, пытаясь мотивировать меня с помощью страха: страха совершить ошибку, потерпеть поражение и не получить работу. Эта система пыталась запрограммировать меня на выбор карьеры работника в квадрантах Р или С. Я осознал, что традиционная система образования – это не место для человека, который желает стать предпринимателем и присоединиться к представителям квадрантов Б и И.

Авторское примечание. Возможно, как раз поэтому многие выдающиеся предприниматели не заканчивали школу или бросали учебу в университете. В их числе – основатель «General Electric» Томас Эдисон, основатель «Ford Motor» Генри Форд, основатель «Apple» Стив Джобс, основатель «Microsoft» Билл Гейтс, основатель «Disneyland» Уолт Дисней и основатель «Facebook» Марк Цукерберг.

После того как инструктор подробно описала особенности этих четырех видов личностного развития, я осознал, что бóльшую часть своей жизни провел в очень жестких условиях образовательной среды. После четырех лет в чисто мужском коллективе мореходного училища и пяти лет в морской пехоте я был очень силен в эмоциональном и физическом плане, но мое развитие было односторонним. В нем преобладало агрессивное мужское начало. Мне не хватало женской энергии и мягкости. И это неудивительно, потому что из меня сделали офицера морской пехоты, умеющего сохранять эмоциональное спокойствие под любым давлением, способного убивать и готового умереть за свою страну.

Если вы видели фильм «Лучший стрелок» с Томом Крузом в главной роли, тогда у вас была возможность получить некоторое представление об этом мужском мире и храбрости военных летчиков. Мне нравился этот мир. В нем мне было хорошо. Это был мир современных рыцарей и воинов. Там не было места нытикам.

Программу курсов завершал семинар, в ходе которого я проник в глубины своих эмоций и слегка прикоснулся к своему духу. Я плакал, как ребенок, потому что мне было о чем поплакать. Я делал и видел вещи, которых никому и никогда не следует делать. Заливаясь слезами, я обнимался с мужчиной, чего никогда не позволял себе прежде, даже с родным отцом.

В тот воскресный вечер я очень жалел, что курсы личностного развития закончились. На семинаре царила атмосфера нежности, любви и откровенности. В понедельник утром мне предстояло снова оказаться в окружении молодых эгоистичных пилотов, приученных летать, убивать и погибать за свою страну.

После этого семинара я понял, что пришло время измениться. Я знал, что развить в себе доброту, мягкость и сострадание мне будет невероятно трудно. Для этого нужно было перечеркнуть все, чему меня много лет учили в мореходном училище и летной школе.

Я больше никогда не возвращался к традиционной системе образования. У меня не было никакого желания учиться ради оценок, дипломов, продвижения по службе или получения лицензий.

Если я записывался на курсы или посещал семинары, то делал это только для того, чтобы стать лучше. Меня больше никогда не интересовали ни оценки, ни дипломы, ни свидетельства о профессиональной подготовке.

Но мой отец был преподавателем, а для педагогов нет ничего важнее оценок в школе, учебы в колледже и последипломного образования. Ученые степени и дипломы престижных университетов являются для них такими же знаками отличия, как медали и орденские планки на груди пилотов Корпуса морской пехоты. На людей, не окончивших среднюю школу, эти интеллектуалы смотрят презрительно, как на низшую касту. Магистры свысока смотрят на бакалавров и благоговеют перед докторами наук. В свои 26 лет я уже знал, что никогда не вернусь в этот мир.

Примечание редактора. В 2009 году престижный Университет святого Игнатия де Лойолы в Лиме удостоил Роберта почетной степени доктора философии в области предпринимательства. Эту редкую награду получают в основном политические деятели, например бывший президент Испании.

Как я нашел свой путь

Я знаю, что кое-кто из вас сейчас спрашивает: «Зачем он тратит так много времени на разговоры о курсах нетрадиционного обучения?»

Все дело в том, что тот первый семинар по личностному развитию вновь разжег мою любовь к учебе – только не к той, которую нам навязывают в школах. После завершения семинара у меня возникла неудержимая тяга к данной форме обучения, заставлявшая меня посещать семинары на самые разные темы, чтобы утолить желание как можно больше узнать о связях между моим телом, разумом, эмоциями и духом.

Чем больше я учился, тем большее любопытство вызывала у меня традиционная система образования. Я начал задаваться вопросами типа:

Почему так много детей ненавидят школу?

Почему так мало детей любят школу?

Почему так много высокообразованных людей не добиваются успеха в реальном мире?

Готовят ли школы людей к жизни в реальном мире?

Почему я ненавижу школу, но люблю учиться?

Почему большинство школьных учителей прозябают в бедности?

Почему в школах нам дают очень мало знаний о деньгах?


Эти вопросы заставили меня стать приверженцем обучения за пределами тесных стен системы образования. Чем больше я учился, тем лучше понимал, почему мне не нравилась школа и почему учебные заведения не в состоянии приносить пользу своим учащимся, даже отличникам.

Когда любопытство коснулось моего духа, я стал предпринимателем и просветителем. Если бы не оно, я бы никогда не стал автором книг и создателем игр, развивающих финансовый интеллект. Духовное образование привело меня к моему жизненному пути.

Похоже, что наши пути в жизни следует искать не в голове, а в сердце.

Это не значит, что человек не может найти свой путь с помощью традиционного образования. Уверен, многие именно так и поступают. Я всего лишь хочу сказать, что вряд ли я сам смог бы найти свой путь в традиционной школе.

Почему путь так важен?

Мы все знаем людей, которые делают много денег, но ненавидим их работу. Но вместе с тем мы знаем людей, которые не делают много денег, и тоже ненавидим их работу. Помимо этого, мы знаем тех, кто просто работает за деньги.

Один мой однокурсник по мореходному училищу торгового флота тоже осознал, что не хочет провести всю жизнь в море. Вместо того чтобы бороздить океаны до конца своих дней, он после окончания училища поступил в юридическую школу, потратил еще три года на то, чтобы стать адвокатом и заняться частной практикой в квадранте С.

Он умер в начале шестого десятка, будучи очень успешным, но несчастным адвокатом. Так же как и я, к 26 годам этот человек овладел двумя профессиями. Несмотря на свою ненависть к адвокатской деятельности, он продолжал заниматься ею, потому что у него были жена, дети, ипотека и счета, которые нужно было оплачивать.

За год до его смерти мы виделись на встрече выпускников в Нью-Йорке.

– Я только и делаю, что подчищаю грязь, которую оставляют богачи вроде тебя. Они платят мне жалкие гроши. Я ненавижу тех, на кого работаю, – заявил мой бывший однокурсник.

– А почему ты не займешься чем-нибудь другим? – поинтересовался я.

– Не могу позволить себе бросить работу. Моя старшая дочка поступает в колледж.

Этот человек умер от сердечного приступа прежде, чем она успела закончить учебу.

Благодаря своей профессиональной подготовке он зарабатывал много денег, но находился во власти яростных эмоций. Его дух умер, и тело вскоре последовало за ним.

Я понимаю, что это исключительный случай. Большинство людей не относятся к своей работе с такой ненавистью, какую испытывал мой друг. Тем не менее данный пример точно характеризует проблему, которая возникает, когда человек попадает в ловушку профессии и не может найти свой путь.

На мой взгляд, это прямое следствие недостатков системы традиционного образования. Миллионы людей выходят из стен учебных заведений, чтобы всю оставшуюся жизнь трудиться на работе, которая им не нравится. Они знают, что в их жизни чего-то не хватает. Кроме того, миллионы людей попадают в финансовую ловушку. Они зарабатывают слишком мало, чтобы выжить, и хотят заработать больше, но не знают как.

Не имея ясного представления о других квадрантах, многие люди возвращаются в учебные заведения, чтобы получить новую профессию или претендовать на повышение зарплаты в квадрантах Р или С, вместо того чтобы узнать о жизни в квадрантах Б и И.

Причина, по которой я стал учителем

Главной причиной, заставившей меня стать учителем в квадранте Б, было стремление дать людям возможность получить финансовое образование. Я хотел сделать это образование доступным для всех желающих учиться независимо от того, сколько у них денег и каков средний балл их аттестата. Вот почему первым продуктом моей компании «Rich Dad» стала игра «Денежный поток». Она может учить людей в тех странах, куда мне никогда не добраться. Главное достоинство этой игры состоит в том, что она заставляет одних людей учить других. Для такого обучения не нужны ни высокооплачиваемые учителя, ни классные комнаты. Игра «Денежный поток» переведена на шестнадцать языков и доступна миллионам людей во всем мире.

Сегодня компания «Rich Dad» предлагает курсы финансового образования и услуги опытных коучей и наставников для индивидуального обучения. Наши программы особенно нужны тем, кто желает получить знания, необходимые для перехода из квадрантов Р и С в квадранты Б и И.

Конечно, нельзя гарантировать, что все эти люди сумеют перейти в квадранты Б и И, но, во всяком случае, они будут знать, как туда перебраться, если у них возникнет такое желание.


Роберт Кийосаки, Шэрон Лечтер

Квадрант денежного потока

Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободы

«Человек рождается свободным, но оказывается скованным цепями. Он думает, что является хозяином над другими людьми, но остается рабом еще в большей степени, чем они».

Жан Жак Руссо

Мой богатый папа имел привычку повторять: «Ты никогда не будешь иметь реальной свободы без финансовой независимости. Свобода может быть настоящей, когда за нее уплачено большую цену». Эта книга посвящена тем людям, которые готовы заплатить цену.

К нашим друзьям:

Благодаря феноменальному успеху книги «Богатый папа, бедный папа» мы приобрели тысячи друзей по всему миру. Высказанные ими слова восхищения и поддержки воодушевили нас к написанию книги «Денежный поток», которая является продолжением предыдущей книги.

Всем нашим друзьям, старым и новым, за энтузиазм и поддержку наших самых необузданных мечтаний, мы выражаем огромную благодарность.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В каком секторе находитесь Вы?

Вы финансово свободны? «Денежный поток» написан для Вас, если Ваша жизнь стоит у развилки финансовых путей.

Если хотите взять под контроль то, чем Вы занимаетесь сегодня, чтобы изменить свою финансовую судьбу, то эта книга поможет Вам начертить свои последующие шаги. Вот как выглядит квадрант.

Буквы в каждом секторе обозначают:

Е – служащий

S – работающий на себя

В – владелец бизнеса

I – инвестор

Каждый из нас находится как минимум в одном из четырех приведенных выше секторов денежного потока. Наше место определяется источником получения наличных денежных средств. Многие из нас полагаются на чеки, которыми оплачивается их оклад, поэтому являются служащими, в то время как другие работают только на себя. Служащие и работающие на себя находятся на левой стороне денежного квадранта. В правой стороне квадранта находятся люди, которые получают наличные деньги с собственного бизнеса или благодаря инвестициям.

«Квадрант денежного потока» изображает разные типы людей, которые составляют мир бизнеса, он объясняет, кто эти люди и какие их отличительные черты. Это поможет вам определить, в каком именно секторе Вы находитесь, и начертить Ваши дальнейшие шаги для достижения в будущем финансовой свободы. Так как финансовую свободу можно найти в любом из четырех секторов, то навыки и мастерство людей типа «В» и «I» помогут Вам достичь финансовых целей как можно быстрее. Успешные люди типа «Е» должны также стать успешными в секторе «I».

КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?

Эту книгу можно назвать II-й частью моей книги «Богатый папа, бедный папа». Для тех, кто не знаком с моей предыдущей книгой, объясню, о чём в ней написано. В ней рассказывается об уроках, которые давали мне два моих отца относительно денег и выбора жизненного пути. Один из них был моим настоящим отцом, другой – отцом моего друга. Один был высокообразованным, а другой не учился в высшем учебном заведении. Один был беден, а другой – богат. Однажды меня спросили: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

Мой высокообразованный отец всегда советовал: «Иди в школу, получи хорошие знания и потом найди высокооплачиваемую работу». Он советовал жизненный путь, который выглядел вот так:

Совет Бедного Папы

Бедный папа рекомендовал, чтобы я выбрал между высокооплачиваемым «Е», т.е. служащим и высокооплачиваемым «S», т.е. работающим на себя профессионалом, например, дипломированным доктором, юристом или бухгалтером. Моего бедного папу интересовала, прежде всего, гарантия получения платежного чека и надежная работа с постоянным окладом. Поэтому он был высокооплачиваемым правительственным виновником, – возглавлял департамент образования штата Гавайи.

Совет Богатого Папы

Мой богатый, но не имеющий высшего образования отец, давал мне совсем другой совет. Он говорил: «Иди в школу, закончи ее, построй свой бизнес и стань успешным инвестором». Он советовал выбрать жизненный путь, который выглядел, вот так:

Эта книга об умственном, психологическом, эмоциональном и образовательном процессе, который происходил во мне, когда я следовал совету моего богатого отца.

ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА

Эта книга написана для людей, которые готовы изменить сектор. Эта книга специально для тех, кто пока находится в секторах «Е» и «S» и намерены перейти в секторы «В» и «I». Эта книга для людей, готовых двигаться на противоположную от надежной работы сторону, желающих завоевать финансовую свободу. Это нелегкий жизненный путь, но вознаграждение, которое Вы получите в конце пути, стоит затраченных усилий. Это путь к финансовой независимости.

Богатый папа рассказал мне одну простую историю, когда мне было всего 12 лет, но она вела меня к большому богатству и финансовой свободе. Он, таким образом, объяснил мне различие между левой стороной «квадранта денежного потока», где находятся секторы «Е» и «S», и правой половиной квадранта с секторами «В» и «I». Вот эта история:

«Когда-то в давние времена существовала необычная деревенька. Это было чудесное место, если бы не большая проблема. В селе не было воды, хотя иногда шли дожди. Чтобы избавиться от этой проблемы раз и навсегда, старейшины решили подписать соглашение на ежедневную поставку воды в деревню. Двое человек добровольно вызвались взяться за это дело и старейшины подписали с каждым из них контракты. Они предвидели, что состязание между ними снизит цену за работу и обеспечит снабжение водой.

Первый из тех двух, получивших контракт, Эд, немедленно взялся за работу. Купил два одинаковых ведра и начал носить воду, бегая по тропинке к озеру, которое находилось в миле от деревни. Он немедленно начал зарабатывать деньги, работая с утра до ночи, наполняя огромные баки водой, которую носил с озера в своих двух ведрах. Каждое утро он должен был вставать раньше всех, чтобы убедиться, что имеется достаточный запас воды для нужд жителей деревни. Это был тяжёлый труд, но человек чувствовал себя счастливым, ведь он зарабатывал деньги и владел одним из двух эксклюзивных контрактов на свой бизнес.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.