Правая русская общественность. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

Уступить Японии Курильские острова

Признать Корею сферой японского влияния

Портсмутского

Сбора дани русских княжеств

Натуральное хозяйство

Б.Д. Греков

25.Одной из причин феодальной раздробенности являлась (-ось,-ись) …

1) набеги кочевников

3) товарное хозяйство

4) смерть Мстислава Великого

26. Иван Калита получил от монголо-татар право …

1) оканчательного объеденения русских княжеств

2) заключения союза с Тверью

4) торговли с Литвой

27. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством русского художества XIV-XV вв., автора знаменитой «троицы» …

1)Симона Ушакова
2) Дионисия
3) Андрея Рублев

4) Феофана Грека

28. В 1565 г. Иван Грозный объявил о разделении страны на земщину …

1) бироновщину

2) опричнину
3) хованщину
4) семибоярщину

29. Мужская линия рода Романовых пересеклась в январе 1730 г. со смертью …

1)Петра I
2) Ивана VI
3) Петра II
4) Ивана V

30.Проект М.М. Сперанского предусматривал созыв …

1)Земского собора
2) Уложенной комиссии
3) Редакционных комиссий
4) Государственной думы

31. Проведение военных реформ в России в 1860-1870-х гг. связано с именем военного министра

1)П.Д. Киселева
2) Д.А. Мелютина
3) С.С. Уварова
4) А.М. Горчакова

32. Последствием разгрома корниловского мятежа стал(-о) …

1)рост влияния большевиков
2)создания временного правительства
3) роспуск Учредительного собрания
4) падения самодержавия

33. В первые месяца существования советской власти был принят декрет о (об) …

1) отделения церкви от государства
2) создании Синода
3) ликвидация патриаршества
4) закрытии всех церквий

34. Одним из результатов внешней политики СССР в 1930-е гг. стало введение советских войск в

1) Чехословакию
2) Венгрию
3) Афганистан
4) Прибалтику

35. В 1790 г. Измаил был взят русскими войсками под руководством полководца …(Укажите фамилию)

СУВОРОВА

36. В 1934 г. СССР вступил в международную организацию …

ЛИГА НАЦИИ

37. « Правая русская общественность сурово обвинила…за его якобы «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой « граф Полусахалинский» …К тому же тревожные признаки надвигающейся революции…лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира».

В тексте идет речь о заключении____мира.

2) Айгуньского

3) Нерчинского

4) Пекинского

38. « Правая русская общественность сурово обвинила…за его якобы «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой « граф Полусахалинский» …К тому же тревожные признаки надвигающейся революции…лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира».


По условиям договора, о котором идет речь в тексте, Россия дожна была…

2) выплатить Японии контрибуцию

39. « Правая русская общественность сурово обвинила…за его якобы «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой « граф Полусахалинский» …К тому же тревожные признаки надвигающейся революции…лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира».

Назовите фамилию политика, о котором идет речь в тексте.

ВИТТЕ

40. Выработка научного взгляда на мир, общество, законы его развития относятся к _______функции истории

a. управленческой

b. мировоззренческой

c. коммукативной

d. познавательной

41. Основателем династии московских князей был…

1) Александр Михайлович

Кейс 1.

Блок 3. Решение кейсов.

«Правая русская общественность сурово обвиняла _______ за его, яко бы, «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой «граф Полу-сахалинский» (Он за Портсмут награжден был графским титулом.). Обвинœение совершенно несправедливое, в особенности принимая во внимание, что уступка поло­вины Сахалина сделана была велœением государя, не по настоянию ________. Он проявил большое искусство и твердость в переговорах и сделал всœе, что мог, в тог­дашних трудных условиях. Не встречал он сочувст­вия и со стороны левой общественности».

Задание 1

О подписании какого договора идёт речь.

А. Айгуньского Б. Нерчинского В. Портсмутского Г. Пекинского

Задание 2.

По условиям договора, о котором идёт речь в тексте, Россия должна была:

А. уступить Японии Южную часть Сахалина Б. признать Корею сферой японского влияния

В. выплатить Японии контрибуцию Г. уступить Японии Курильские острова

Задание 3.

Назовите фамилию политика, о котором идёт речь.

«Это известие всœех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всœех ужасом. Во всœех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах - пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство. Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобожденные крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе всœе лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всœегдашнем расположении ко всякому доброму делу».

Задание 1. Какое прозвище получил царь, о котором идет речь в тексте:

А. Тишайший Б. Палкин В. Освободитель Г. Миротворец

Задание 2. (несколько вариантов ответа)

В годы правления царя, об убийстве которого идёт речь в тексте, в России были введены ….

А. государственная винная монополия Б. суды присяжных

В. всœеобщая воинская повинность Г. золотой стандарт рубля

Задание 2. Назовите имя императора, об убийстве которого идёт речь в тексте.

Задача кейса 3.

"Войска вашего императорского величества защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелœем на Южную и Корабельную стороны. Только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины".

Задание 1. (выберите один вариант ответа)

В тексте речь идёт о событиях _______ войны.

1) Крымской 2) Северной 3) Отечественной 4) русско-турецкой

Задание 2. (выберите несколько вариантов ответа)

Участниками войны, описанной в тексте, были _________.

1) П.С. Нахимов 2) М.И. Кутузов 3) М.Д. Скобелœев 4) Э.И. Тотлебен

Задача кейса 4.

«Регалии должны были олицетворять мощь и незыблемость императорской власти; государственная печать, государственное знамя, государственный меч, держава с громадным сапфиром, на котором был укреплен бриллиантовый крест, скипетр со своим исключительным по величинœе алмазом «Орлов» и, наконец, знаменитая екатерининская корона в 5000 бриллиантов и жемчугов и с громадным рубином в 400 карат, самым большим в мире... Царь и обе царицы заняли место на тронах, под балдахином, в Георгиевском зале... С правой стороны огромного зала разместилась точно из золота и серебра шитая стена высших сановников и придворных. И вся эта ослепительная «стена» с изумлением, жадным любопытством и неописуемым ужасом глядела на левую сторону, отведенную для Государственной думы. Там стояла толпа, которую никогда еще не видели стены Зимнего дворца. «Интеллигенты» в пиджаках, крестьяне в поддевках и смазных сапогах, белорусы в белых свитках, горцы в черкесках, азиат в халате и даже какой-то дядя... в светлом спортивном костюме из полосатой фланели и желтых башмаках!.. Царь произнес свою речь неуверенным голосом, волнуясь и запинаясь, вопреки ожиданию многих, ничего не сказав об амнистии. Когда он окончил, на несколько секунд воцарилось неловкое молчание, царь стоял растерянно, ожидая чего-то. Наконец с правой раззолоченной стороны раздались крики «ура!». Но на левой части никто не откликнулся. И это молчание было зловещим».

Задание 1 (выберите один вариант ответа).

В каком году произошло описываемое в тексте событие:

Задание 2

Назовите прозвище последнего русского самодержца __________

Тест по разделу 6 Россия в условиях войн и революций (1914–1922 гᴦ.)

Блок 1. Задания с выбором одного или нескольких ответов из предложенных вариантов


  • -

    Конечные результаты обучения Сформировать знания о: - микробиологических основах дезинфекции и стерилизации. - методах контроля дезинфекции и стерилизации - принципах обеззараживания объектов окружающей среды дезинфектантами - микробиологических основах... [читать подробенее]


  • - Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия,сит.задачи, работа в парах,презентации, кейс-стади и т.д.)

    Основные вопросы темы. - понятие об антигенах и антителах, их химической природе, свойства -фагоцитоз, стадии, показатели интенсивности, их значение -серологические реакции, виды, значение в медицине -реакция агглютинации, ингредиенты, механизм, разновидности,... [читать подробенее]


  • - Кейс № 5

    Кейс № 4 Кейс № 3 Ситуація: Учениця не вивчила уроку і зі страхом чекає появи вчительки у класі - адже, судячи з оцінок, її сьогодні повинні запитати. З’являється викладач. На ній нова сукня. Юна учениця бачить - це шанс для неї! Захопленими очима дивиться вона на... [читать подробенее]


  • - Кейс № 2

    Кейс № 1 Кейси Поради до використання ЯК ЗРОБИТИ ВЗАЄМОДІЮ ЕФЕКТИВНОЮ 1. Зорієнтуйтеся у ситуації взаємодії: пристосуйтеся до позиції партнера. 2. Починайте спілкування не з моментів, що розділяють, а зі спільних. 3. Не принижуйте статус співрозмовника. 4. Не...

  • ЗАДАНИЕ N 1

    Современником М. И. Кутузова был …

    1) Горацио Нельсон 2) Оливер Кромвель 3) Фернан Кортес 4) Дуглас Макартур

    ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)

    Идеолог заговорщического направления в русском народничестве Петр Ткачев разделял взгляды французского революционера …

    1) Жана Кольбера 2) Огюста Бланки 3) Жоржа Клемансо 4) Жана Жореса

    ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)

    Художественный стиль, возникший во Франции в период правления Наполеона I, назывался …

    1) барокко 2) рококо 3) модерн 4) ампир

    ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)

    Современником Петра I был …

    1) польский король Сигизмунд III 2) шведский король Карл XII

    3) король Англии Карл I 4) президент США Джордж Вашингтон

    ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)

    1) реформацией 2) протекционизмом 3)промышленным переворотом 4) реконкистой

    Переход от мануфактуры к машинному производству называется …

    Блок 2. Решение кейсов.

    Кейс 1.

    «Правая русская общественность сурово обвиняла _______ за его, яко бы, «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой «граф Полу-сахалинский» (Он за Портсмут награжден был графским титулом.). Обвинение совершенно несправедливое, в особенности принимая во внимание, что уступка поло­вины Сахалина сделана была велением государя, не по настоянию ________. Он проявил большое искусство и твердость в переговорах и сделал все, что мог, в тог­дашних трудных условиях. Не встречал он сочувст­вия и со стороны левой общественности».

    Подзадача 1 (выберите один вариант ответа)

    О подписании какого договора идёт речь.

    А. Айгуньского Б. Нерчинского В. Портсмутского Г. Пекинского

    Подзадача 2.

    По условиям договора, о котором идёт речь в тексте, Россия должна была:

    А. уступить Японии Южную часть Сахалина Б. признать Корею сферой японского влияния

    В. выплатить Японии контрибуцию Г. уступить Японии Курильские острова

    Подзадача 3.

    Назовите фамилию политика, о котором идёт речь.

    Ответ: Витте

    Кейс 2.

    «Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах - пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство. Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобожденные крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу».

    Подзадача 1. Какое прозвище получил царь, о котором идет речь в тексте:

    А. Тишайший Б. Палкин В. Освободитель Г. Миротворец

    Подзадача 2. (несколько вариантов ответа)

    В годы правления царя, об убийстве которого идёт речь в тексте, в России были введены ….

    А. государственная винная монополия Б. суды присяжных

    В. всеобщая воинская повинность Г. золотой стандарт рубля

    Подзадача 3. Назовите имя императора, об убийстве которого идёт речь в тексте.

    Ответ: Александр II

    Задача кейса 3.

    "Войска вашего императорского величества защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Южную и Корабельную стороны. Только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины".

    Подзадача 1. (выберите один вариант ответа)

    В тексте речь идёт о событиях _______ войны.

    1) Крымской 2) Северной 3) Отечественной 4) русско-турецкой

    Подзадача 2. (выберите несколько вариантов ответа)

    Участниками войны, описанной в тексте, были _________.

    1) П.С. Нахимов 2) М.И. Кутузов 3) М.Д. Скобелев 4) Э.И. Тотлебен

    Задача кейса 4.

    «Регалии должны были олицетворять мощь и незыблемость императорской власти; государственная печать, государственное знамя, государственный меч, держава с громадным сапфиром, на котором был укреплен бриллиантовый крест, скипетр со своим исключительным по величине алмазом «Орлов» и, наконец, знаменитая екатерининская корона в 5000 бриллиантов и жемчугов и с громадным рубином в 400 карат, самым большим в мире... Царь и обе царицы заняли место на тронах, под балдахином, в Георгиевском зале...
    С правой стороны огромного зала разместилась точно из золота и серебра шитая стена высших сановников и придворных. И вся эта ослепительная «стена» с изумлением, жадным любопытством и неописуемым ужасом глядела на левую сторону, отведенную для Государственной думы. Там стояла толпа, которую никогда еще не видели стены Зимнего дворца. «Интеллигенты» в пиджаках, крестьяне в поддевках и смазных сапогах, белорусы в белых свитках, горцы в черкесках, азиат в халате и даже какой-то дядя... в светлом спортивном костюме из полосатой фланели и желтых башмаках!..
    Царь произнес свою речь неуверенным голосом, волнуясь и запинаясь, вопреки ожиданию многих, ничего не сказав об амнистии.
    Когда он окончил, на несколько секунд воцарилось неловкое молчание, царь стоял растерянно, ожидая чего-то. Наконец с правой раззолоченной стороны раздались крики «ура!». Но на левой части никто не откликнулся. И это молчание было зловещим».

    Подзадача 1 (выберите один вариант ответа).

    В каком году произошло описываемое в тексте событие:

    Подзадача 2

    Назовите прозвище последнего русского самодержца __________

    Ответ: Кровавый

    Задача кейса 5.

    Из Манифеста о незыблемости самодержавия:
    «В бозе почивший родитель Наш, приняв от Бога самодержавную власть на благо вверенного ему народа, пребыл верен до смерти принятому им обету и кровию запечатлел великое свое служение… благостию и кротостью совершил он величайшее дело своего царствования – освобождение крепостных крестьян… Посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать, и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».

    Подзадача 1 .

    В тексте идет речь о смерти российского императора …

    1) Николая I 2) Александра II 3) Александра III 4) Николая II

    Подзадача 2

    Упоминаемая в тексте отмена крепостного права произошла в _____ году.

    Задание № 1.

    Из мемуаров А. И. Деникина: «Правая русская общественность су-

    рово обвинила … за его якобы «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой «граф Полусахалинский». Обвинение совершенно несправедливое, в особенности принимая во внимание, что уступка половины Сахалина сделана была велением государя, не по настоянию … Он проявил большое искусство и твердость в переговорах и сделал все, что смог, в тогдашних трудных условиях… Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но … Петербург «устал» от войны более чем армия. К тому же тревожные признаки надвигающейся революции … лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира».

    В тексте идет речь о заключении

    Мира.

    А) Пекинского Б) Айгуньского В) Нерчинского

    Г) Портсмутского

    По условиям договора, о котором идет речь в тексте, Россия должна была … (Укажите не менее двух вариантов ответа)

    А) выплатить Японии контрибуцию Б) признать Корею сферой японского

    влияния В) уступить Японии Курильские ост-

    Г) уступить Японии южную часть Сахалина

    Назовите фамилию политика, о котором идет речь в тексте.

    Задание № 2.

    Из дневника А.В. Богданович: «Господи! В эту минуту в Петербурге

    творится ужасное: войска – с одной стороны, рабочие – с другой, точно два неприятельских лагеря. На Троицком мосту кавалерия, конногвардия и кавалергарды преградили им путь (рабочих было более 20 тыс. человек), дали залп, отбили несколько хоругвей, но поп ускользнул. Много было раненых и убитых. Третий залп (два первых были даны по Троицкому мосту) был дан возле дома градоначальника двумя батальонами Семеновского полка. Опять было много жертв. В толпе послышался сильный ропот, что стреляют войска… Насчитано уже до 100 убитых и очень много раненых. Те, которые с легкими ранами или ранены в руку, ушли домой. По улицам идет крик, стон и рыдания. В стачке в эту минуту участвуют 108 тыс. рабочих. Прошел слух, что якобы царь едет из Царского Села в Зимний дворец, чтобы принять депутатов от рабочих».

    Следствием описанных в тексте событий стали … (укажите не менее двух вариантов ответа):

    А) рост стачечного движения Б) убийство министра внутренних дел

    В. К. Плеве В) создание РСДРП

    Г) подготовка проекта законосовещательной Государственной думы

    Напишите фамилию священника, возглавлявшего рабочую демонстрацию, расстрел которой описан в тексте.

    Задание № 3.

    Из воспоминаний Л. Д. Любимова: «Регалии должны были олицетво-

    рять мощь и незыблемость императорской власти… Царь и обе царицы заняли место на тронах, под балдахином, в Георгиевском зале… С правой стороны огромного зала разместилась точно из золота и серебра шитая стена высших сановников и придворных. И вся эта ослепительная «стена» с изумлением, жадным любопытством и неописуемым ужасом глядела на левую сторону, отведенную для Государственной Думы. Там стояла толпа, которую никогда еще не видели стены Зимнего дворца. «Интеллигенты» в пиджаках, крестьяне в поддевках и смазных сапогах, белорусы в

    белых свитках, горцы в черкесках, азиат в халате…

    Царь произнес свою речь неуверенным голосом, волнуясь и запинаясь, вопреки ожиданию многих, ничего не сказав об амнистии. Когда он окончил, на несколько секунд воцарилось неловкое молчание, царь стоял растерянно, ожидая чего-то. Наконец с правой, раззолоченной стороны раздались крики «ура!». Но на левой почти никто не откликнулся. И это молчание было зловещим».

    Описываемые в тексте события произошли …

    К политическим силам, получившим большинство голосов на выборах в Государственную думу, о которой идет речь в тексте, относятся …(Укажите не менее двух вариантов ответа)

    А) октябристы Б) кадеты В) эсеры Г) трудовики

    Назовите имя царя, о котором идет речь в тексте.

    Задание № 4.

    Из стенографического отчета: «Гражданин матрос . Я получил ин-

    струкцию, чтобы довести до вашего сведения,

    чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал (Голоса : Нам не нужно караула.)

    Председатель . Какую инструкцию? От кого?

    Гражданин матрос. Я являюсь на-

    чальником охраны Таврического дворца и имею

    инструкцию от комиссара Дыбенки. Председатель . Все члены … собра-

    ния также очень устали, но никакая усталость не может прервать оглашения того земельного закона, которого ждет Россия. (Страшный шум. Крики : Довольно! Довольно!) … Собрание может разойтись лишь в том случае, если будет употреблена сила. (Шум. Голоса : Долой…)

    Гражданин матрос. …Я прошу не-

    медленно покинуть зал заседания…»

    Описываемые в тексте события произошли …

    В тексте описан диалог между … (укажите не менее двух вариантов ответа):

    А) Я.М. Свердловым Б) А.Г. Железняковым В) В.М. Черновым Г) А.Ф. Керенским

    В тексте идет речь об окончании ра-

    боты ____________ собрания.

    Задание № 5.

    Из статьи «Головокружение от успехов»: «Об успехах Советской власти в области колхозного движения говорят теперь все. Даже враги вынуждены признать наличие серьезных успехов. А успехи эти действительно велики. Это факт, что на 20 февраля с.г. уже коллективизировано 50% крестьянских хозяйств по СССР. Это значит, что мы перевыполнили пятилетний план коллективизации… О чем все это говорит? О том, что коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным… Отсюда задача партии: закрепить достигнутые успехи и планомерно использовать их для дальнейшего продвижения вперед. Но успехи имеют и теневую сторону, особенно когда они достаются сравнительно «легко»… Они, эти успехи, нередко пьянят людей, причем у людей начинает кружиться голова от успехов, теряется чувство меры, теряется способность понимания действительности…».

    Статья, выдержки из которой здесь приведены, была опубликована в

    А) 1929 Б) 1917 В) 1930 Г) 1933

    В ходе проведенной в СССР коллективизации … (укажите не менее двух вариантов):

    А) создано крупное социалистическое хозяйство

    Б) ликвидировано кулачество как класс

    В) создан Крестьянский банк Г) создан слой фермеров

    Задание № 6.

    «За короткий срок в Европе произошли события, значение которых не ограничивается перекройкой географической карты. Уже не первый раз и даже не первый год сталкиваются народы с фашистской агрессией, настойчиво втягивающей страну за страной во вторую империалистическую войну за передел мира. Абиссиния, Испания, Китай, Австрия, Чехословакия последовательно становились жертвами прожорливых фашистских людоедов. Но впервые мы узнаем, что захват чужих территорий, переход чужеземными армиями гарантированных международными договорами границ есть не что иное, как «торжество» или «победа» мира …

    Очевидно, творцы … соглашения придерживаются совершенно особых взглядов о мире. Пусть ненасытные агрессоры проглатывают целые государства, пусть они создают постоянную угрозу для самого существования любой малой – да и не только малой – страны …

    Останется очевидным, прозаическим фактом то, что капитуляция так называемых демократических стран перед агрессором, по видимости, отдалив войну, в действительности ее приближает и притом в неизмеримо худших … условиях».

    Подписание в сентябре 1938 г. соглашения с фашистской Германией стало

    кульминацией проводимой западными державами политики …

    А) «коллективной безопасности» Б) «умиротворения агрессора»

    В) «разрядки международной напряженности»

    Г) «мирного сосуществования»

    Странами, представители которых принимали участие в подписании соглашения с фашистской Германией в сентябре 1938 г, являлись … (укажите не менее двух вариантов ответа):

    А) Франция Б) Великобритания В) Венгрия Г) Польша

    Европейским городом, в котором было заключено упоминаемое в тексте соглашение, является …

    Задание № 7.

    Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении:

    «При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:

    1) в случае территориальнополитического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.

    2) в случае территориальнополитического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, границы сфер интересов Германии и СССР

    будут приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.

    Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития…».

    Договор, о котором идет речь в тексте, был подписан …

    К последствиям подписания договора, о котором идет речь в тексте, относят … (укажите не менее двух вариантов ответа):

    А) оккупацию Австрии Германией Б) введение советских войск в страны

    Прибалтики В) нападение Германии на Польшу

    Г) передачу Судетской области Чехословакии Германии

    Назовите фамилию представителя

    СССР, подписавшего договор, о котором идет речь в тексте.

    СССР в 1945 – 1991 гг. Россия в конце XX – начале XXI века.

    1. Разработкой четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР руководил …

    А) Н.А. Вознесенский Б) Л.П. Берия В) И.В. Сталин

    Г) Г.М. Маленков

    2. В послевоенные годы в

    СССР был разработан и принят план

    Пятилетки.

    А) первой Б) второй

    В) четвертой Г) третьей

    3. Характерной чертой экономического развития СССР в 1945–1953 гг. было …

    А) разрешение аренды земли Б) разрешение частной собственно-

    В) использование в народном хозяйстве труда заключенных

    Г) использование хозяйственного расчета на предприятиях

    4. Во второй половине 40-х годов XX века в СССР особое внимание уделялось развитию …

    А) социально-культурной сферы Б) легкой промышленности В) сельского хозяйства

    Г) оборонной промышленности

    5. Карточная система после войны была отменена в _____ г.

    А) 1948 Б) 1945 В) 1947 Г) 1946

    6. Понятие «демократический импульс» войны обозначает …

    А) частичную разрядку общественнополитической атмосферы

    Б) усиление цензуры в области искус-

    В) поощрение правительством авангардистских направлений

    Г) восстановление имперской идеоло-

    7. Одной из идеологических кампаний в СССР в послевоенный период стала борьба с …

    А) троцкистами Б) космополитами В) диссидентами

    Г) «правыми уклонистами»

    8. Одним из проявлений борьбы за власть в СССР в послевоенный период стало …

    А) «ленинградское дело» Б) дело «троцкистско-зиновьевского

    центра» В) «шахтинское дело»

    Г) дело «правотроцкистского антисоветского блока»

    9. Для внутренней политики

    СССР в 1945–1953 гг. было характерно начало …

    А) освоения целинных земель Б) смягчения политического режима В) десталинизации Г) нового витка репрессий

    10. Главой советского прави-

    тельства после смерти И.В. Сталина стал …

    А) Г.М. Маленков Б) Л.П. Берия В) Н.С. Хрущев Г) Л.И. Брежнев

    11. C именем Н.С. Хрущева свя-

    зан(-о) … А) переход к многопартийности

    Б) проведение политики десталинизации

    В) провозглашение политики гласно-

    Г) созыв Съезда народных депутатов

    12. К аграрной реформе Н. С. Хрущева, проводимой в 1950-е годы, относится …

    А) освоение целинных и залежных земель

    Б) создание крестьянских (фермерских) хозяйств

    В) государственная поддержка крестьянских подсобных хозяйств

    Г) формирование агропромышленных

    сверхцентрализация

    управления

    комплексов

    экономикой

    Г) преимущественное развитие тяже-

    С докладом «О культе лич-

    лой промышленности

    ности и его последствиях» на ХХ съезде

    КПСС выступил …

    К политике Н. С. Хрущева в

    А) Л.И. Брежнев

    области сельского хозяйства относилось …

    Б) Н.С. Хрущев

    А) введение частной собственности

    В) Г.М. Маленков

    Г) В.М. Молотов

    комплексов

    ХХ съезд КПСС, развенчав-

    В) создание фермерских хозяйств

    ший культ личности Сталина, состоялся в

    Г) укрупнение колхозов

    К аграрной реформе Н.С.

    Хрущева, проводимой в 1950-е годы, отно-

    А) формирование агропромышленных

    комплексов

    Определенная демократиза-

    Б) освоение целинных и залежных

    ция советского общества после ХХ съезда

    КПСС проявилась в …

    В) создание крестьянских (фермер-

    А) подготовке и принятии новой Кон-

    ских) хозяйств

    ституции

    Г) государственная поддержка кре-

    Б) введении альтернативных выборов

    стьянских подсобных хозяйств

    В) создании Общественной палаты

    Г) расширении прав союзных респуб-

    Наиболее значимой социаль-

    ной мерой в годы правления Н.С. Хрущева

    стало(-а) …

    «Оттепель» в искусстве про-

    А) большая программа жилищного

    явилась в …

    строительства

    А) переводе учреждений культуры на

    Б) введение единой тарифной систе-

    условия самофинансирования

    мы оплаты труда

    Б) создании разнообразных литера-

    В) отмена карточной системы снаб-

    турных групп и течений

    жения населения

    В) ликвидации цензуры Следующее

    Г) газификация сельских населенных

    Г) появлении театров с новаторскими

    позициями

    социальной

    политике

    Экономический курс Г.М. Ма-

    Н.С. Хрущева относится …

    ленкова был направлен на …

    увеличение продолжительности

    А) постепенный переход к рыночной

    рабочей недели

    экономике

    Б) введение бесплатного проезда на

    Б) социальную переориентацию эко-

    общественном транспорте

    В) снижение пенсионного возраста

    В) преимущественное развитие пред-

    Г) отмена платежей за коммунальные

    приятий группы «А»

    Советская литература перио-

    18. Для проводимой в СССР в да «хрущевской оттепели» характеризова-

    Г) умеренной критикой «культа лич-

    Экономическая

    ности» Сталина

    1965 г. была направлена на …

    А) максимальное усиление роли эко-

    Событием культурной жизни

    номических методов в управлении народ-

    в СССР в период «оттепели» стала(-о) …

    ным хозяйством

    А) создание Союза советских писате-

    создание

    государственно-

    капиталистических предприятий

    Б) критика творчества А. Ахматовой и

    смешанных акционерных обществ

    М. Зощенко

    В) укрепление принципов директивно-

    В) появление звукового кино

    го (командно-бюрократического) управле-

    Г) открытие театра «Современник»

    ния экономикой

    введение

    территориально-

    25. Одним из политических поотраслевой системы управления экономи-

    следствий «оттепели» стала(-о) …

    А) массовая реабилитация жертв ре-

    Характерной чертой эконо-

    Б) учреждение поста президента

    мического развития страны в 1970-е гг. бы-

    В) принятие новой конституции СССР

    А) либерализация внутренней и

    Г) введение многопартийности в

    внешней торговли

    Б) разрешение частной трудовой дея-

    тельности

    Годом окончания «хрущев-

    В) децентрализация управления эко-

    ской оттепели» считается _____ год.

    Г) преимущественное развитие воен-

    но-промышленного комплекса

    Новым явлением в сельском

    В 1964 г. Первым секретарем

    1980-х годов стал(-о) …

    ЦК КПСС стал …

    А) создание фермерских хозяйств

    А) Н.С. Хрущев

    Б) формирование агропромышленных

    Б) А.Н. Косыгин

    комплексов

    В) Л.И. Брежнев

    В) массовое преобразование колхо-

    Г) Н.В. Подгорный

    зов в совхозы

    Г) роспуск колхозов

    28. Главным показателем работы

    промышленных предприятий в соответст-

    Для развития СССР в 1964–

    вии с реформой 1965 г. стал(-о) …

    1985 гг. было(-а) характерно(-а) …

    А) количество выпущенной продукции

    А) допущение существования аль-

    Б) объем реализованной продукции

    тернативных КПСС партий

    В) количество затраченной электро-

    Б) отмена монопольного права КПСС

    на власть

    Г) использование ЭВМ

    В) усиление централизации и бюро-

    кратизации в управлении

    Экономическая

    реформирование

    политической

    1965 г. предусматривала …

    системы общества

    А) восстановление отраслевых мини-

    Политическое

    развитие

    Б) введение частной собственности

    СССР в 1964–1985 гг. характеризова-

    В) приватизацию жилья и предпри-

    А) монопольным положением КПСС в

    политической системе

    Г) аренду промышленных предпри-

    провозглашением

    суверенитета

    союзных республик

    В) созданием постоянно действующе-

    го парламента

    Г) развитием гласности и политиче-

    создание

    литературно-

    ского плюрализма

    художественной организации «Пролет-

    Конституция

    Д) распространение рок-культуры

    принята в _____ г.

    кризисных

    явлений в экономике СССР в 1970-е – пер-

    вой половине 1980-х гг. было …

    А) создание валютных и других бирж

    Б) господство административно-

    Новым явлением в сельском

    командной системы

    хозяйстве СССР в конце 1970-х – начале

    В) создание частных банков

    1980-х годов стал(-о) …

    Г) развитие предпринимательства

    А) массовое преобразование колхо-

    зов в совхозы

    Борьба с коррупцией, прове-

    Б) роспуск колхозов

    дение мероприятий по укреплению трудо-

    В) формирование агропромышленных

    вой дисциплины относятся к периоду пре-

    комплексов

    бывания у власти …

    Г) создание фермерских хозяйств

    А) Н.С. Хрущева

    Б) К.У. Черненко

    повороте

    руководства

    В) Ю.В. Андропова

    СССР во второй половине 1960-х годов к

    Г) Л.И. Брежнева

    консервативному

    свидетельствова-

    М.С. Горбачев стал Гене-

    А) запрещение деятельности КПСС

    ральным секретарем ЦК КПСС в ____ г.

    Б) ужесточение цензуры и борьбы с

    инакомыслием

    В) ужесточение борьбы с нарушения-

    ми трудовой дисциплины

    Г) проведение массовых репрессий

    При М.С. Горбачеве был про-

    Причиной

    возглашен курс на …

    А. Синявского и Ю. Даниэля стал(-а,-о) …

    А) монетизацию льгот

    А) выступление на радио «Свобода»

    Б) проведение чековой приватизации

    Б) публикация на Западе литератур-

    ускорение

    социально-

    ных произведений

    экономического развития страны

    В) участие в антиправительственных

    Г) либерализацию цен

    митингах

    Г) шпионаж в пользу США

    Диссидентами в СССР назы-

    А) Государственный совет

    Б) Федеральное собрание

    А) уехавших за границу граждан

    В) Съезд народных депутатов СССР

    Г) Политбюро ЦК КПСС

    Б) выступавших за развитие страны

    по самобытному пути

    Экономическая

    В) лиц, не разделявших господ-

    1987 г. предполагала …

    ствующей идеологии

    А) усиление партийного руководства

    Г) политическую парламентскую оп-

    экономикой

    Б) создание совнархозов

    В) приватизацию предприятий

    Своеобразным

    явлением в

    расширение

    самостоятельности

    культурной жизни 1970-х гг. стало …

    предприятий

    А) появление независимых творче-

    ских союзов деятелей культуры

    Б) появление символизма как худо-

    СССР в период перестройки стал(-о) …

    жественного течения

    А) Съезд народных депутатов СССР

    Б) Государственный совет В) Федеральное собрание Г) Политбюро ЦК КПСС

    48. Установите правильную последовательность возникновения международных организаций. (Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов)

    А) Коминтерн Б) ОВД В) ООН Г) НАТО

    49. Начало «холодной войны» связывается с именем …

    А) Н.С. Хрущева Б) Дж. Кеннеди В) Ф. Рузвельта Г) У. Черчилля

    50. Совет Экономической Взаимопомощи был создан в _____ г.

    А) 1956 Б) 1949 В) 1945 Г) 1955

    51. Советско-югославский конфликт связан c (со) …

    А) стремлением Югославии вступить

    в ОВД

    Б) стремлением Югославии вступить в СЭВ

    В) стремлением СССР к унификации идеологических и политических концепций

    Г) недоговоренностью о совместных действиях в случаях агрессии со стороны других государств

    52. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с …

    А) США Б) Англией

    В) Югославией Г) Китаем

    53. К 1955 г. относится создание

    А) Совета Европы Б) Организации Объединенных Наций

    В) Организации Варшавского догово-

    Г) Организации Североатлантического договора (НАТО)

    54. С именем Н.С. Хрущева связывают провозглашение …

    А) курса на сближение с НАТО

    Б) политики разрядки В) концепции «нового политического

    мышления» Г) политики мирного сосуществова-

    55. В 1957 году министром иностранных дел СССР был назначен …

    А) В.М. Молотов Б) Э.А. Шеварднадзе В) А.А. Громыко Г) А.Я. Вышинский

    56. Установите правильную последовательность событий, связанных с взаимоотношениями СССР и стран социалистического лагеря. (Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов)

    А) урегулирование отношений с Югославией

    Б) ввод войск стран ОВД в Чехословакию

    В) роспуск СЭВ Г) Карибский (Кубинский) кризис

    57. Причиной перехода СССР и США на рубеже 60 – 70-х годов ХХ в. к политике разрядки был(-о) …

    А) установление дружественных отношений между СССР и США

    Б) провозглашение концепции «мирного сосуществования» в СССР

    В) отказ СССР от поддержки стран «третьего мира»

    Г) достижение военностратегического паритета между СССР и США

    58. Первый в истории советскоамериканских отношений официальный визит руководителя Советского правительства в США состоялся в …

    А) сентябре 1959 г. Б) декабре 1987 г.

    В) мае 1972 г.

    Г) октябре 1962 г.

    59. Внешнеполитическая «доктрина Брежнева» имела отношение к …

    А) национально-освободительным движениям

    Б) капиталистическим странам В) странам третьего мира Г) социалистическим странам

    60. К событиям внешней политики СССР в 1960-е гг. относится …

    Раненых вынесли, конечно? - спрашивает Мищенко.
    - Невозможно, Ваше превосходительство, в 150 шагах от японской стенки лежат.
    - Чтоб я этого «невозможно» не слышал, господа!
    Поскакали туда еще 2 сотни, спешились и вступили в бой, но безрезультатно. Тогда выскочил из цепи сотник Чуприна с несколькими казаками, бросился вперед, потерял еще одного убитым и 4 ранеными, и всех вынес! Доблестный офицер этот через два дня был убит.
    Вынос раненых - традиция отряда, возбуждавшая и тогда уже споры, перешедшие потом в военную печать. Многие ставили в большую вину Мищенко, что он в Инкоуском набеге связал свой отряд транспортом раненых, а не оставил их в попутных китайских деревнях… Тогда же колонна ген. Самсонова простояла на месте несколько часов, потеряв 7 человек убитыми и 33 ранеными, чтобы вынести тело французского атташе Бертона…
    Для нас это был вопрос не целесообразности, а психологии. Наши казаки, в особенности уральцы, считали бесчестием попасть в японский плен и предпочитали рисковать жизнью, чтобы избавить от него себя и товарищей. Мало того, я помню случай, когда в одном бою уральцев сменили на позиции забайкальцы, и 8 уральских казаков, никем не побуждаемые, остались до ночи в цепи, подвергавшейся сильнейшему обстрелу, желая вынести тело убитого своего урядника, лежавшего в 100 шагах от японской позиции, чтобы не остался он «без честного погребения». И вынесли.
    Первые три дня происходили лишь небольшие стычки и захват случайных обозов и складов. Мы подходили к р. Ляохе. Оказалось, что на главной этапной дороге Синминтин-Факумын никакого движения уже нет, японцы перенесли линию подвоза вглубь, за Ляохе. Мы бросили в этом направлении 1-й Читинский полк (забайкальцы), который, прорвавшись сквозь завесу японских постов, вышел на новую транспортную дорогу и наткнулся там на огромный обоз, тянувшийся на 7 километров. Изрубив прикрытие, казаки приступили к уничтожению обоза: собирали в кучи повозки и поджигали их. Скоро по всей дороге пылало зарево костров.
    Колонна между тем шла дальше, и авангард наш наткнулся на укрепленную деревню Цинсяйпао, занятую японской пехотой с пулеметами. Две-три сотни спешились и под сильным огнем двинулись на нее. Подошли близко. Хорунжий Арцишевский с двумя орудиями подскакал по открытому полю на 600 шагов и стал поливать японцев шрапнелью… Враг дрогнул. Одна рота вышла из деревни и стала уходить. Тогда часть наших сотен вскочила на коней и бросилась в атаку. Другие ворвались в деревню. По полю неслись забайкальцы есаула Зыкова, подъесаула Чеславского, уральцы хорунжего Мартынова, врезались и рубились в японских рядах. Подъем был так велик, что не выдержали и понеслись в атаку вестовые, ординарцы и чины штаба.
    Бой длился 2 часа. Две японских роты были уничтожены. В плен попало только 60 человек. Один японский офицер застрелился на наших глазах, другой, покушаясь на самоубийство, изрезал себе сильно горло, двум раздробила головы шрапнель. Японские роты дрались храбро и погибли честно.
    Казаки подобрали своих раненых и японских. Последних оставили в деревне, вместе с персоналом отбитого раньше японского госпиталя; снабдили медикаментами и повозками. Хмурые, бесстрастные толпились раненые японцы вокруг своих повозок, не понимая еще, что их отпускают к своим. А рядом невдалеке уральцы хоронили своих убитых, которых отпевал казак - старообрядческий начетчик…
    Отряду дан был отдых, потом пошли дальше. Полки стали теперь относиться к охранению слишком беспечно. Поэтому боковой авангард, встреченный неожиданно сильным огнем, отскочил стремительно прямо на нас. Мищенко остановил его громким окриком:
    - Стой, слезай! Ну, молодцы, вперед, в цепь!
    И характерно опираясь на палку (рана в ногу), сам пошел вперед. За ним штаб… Эту давнишнюю привычку не в силах были побороть ни голос благоразумия, ни явная несообразность положения корпусного командира - в стрелковых цепях.
    - Я своих казаков знаю, им, знаете ли, легче, когда они видят, что и начальству плохо приходится, - говаривал Мищенко.
    Потери мищенковского штаба за время войны - 4 убитых, 10 раненых (один - 3, другой - 4 раза), 1 контужен, 2 пропавших без вести. Словом, 22 случая, не включая временных ординарцев и офицеров связи. Сам Мищенко был тяжело ранен в ногу, с раздроблением кости.
    При дальнейшем движении один из боковых отрядов встречен был огнем из деревни Тасинтунь. Завязался бой.
    Между тем, принимая во внимание, что железную дорогу не позволено было трогать, что по грунтовым дорогам к Факумыну этапы уничтожены, и по ним всякое движение прекратилось, а главное, что нами не замечено было никаких признаков готовящегося наступления японцев, ген. Мищенко решил возвращаться обратно. Послан был соответственный приказ обеим колоннам и прикрывающим частям.
    Однако сотни уральских и терских казаков, по инициативе сотенных командиров и в особенности уральца, подъесаула Зеленцова, вопреки полученному приказу, продолжали бой под Тасинтунем, «не желая оставить дело, не доведя его до славного конца». Под сильным огнем японцев спешенные сотни наступали на деревню, постепенно окружая ее со всех сторон. Огнем японцев управлял старик - ротный командир, о котором я упоминал раньше, стоя на крыше фанзы во весь рост, спокойно, гордо, расстреливаемый в упор. Наконец, пробитый казачьей пулей, свалился во двор импани.
    Когда кольцо сомкнулось и казачьи цепи подошли вплотную к окраине деревни, Зеленцов решил прибегнуть к «дипломатии». Привели взятого ранее в плен японца и послали его парламентером к осажденной роте. Любопытно, что Зеленцов не говорил ни слова по-японски, а японец не понимал по-русски. И все же как-то сумели объяснить ему безнадежность положения и предложение сдаться. Через некоторое время оставшиеся в живых 135 японских солдат и 4 офицера сдались в плен.
    Интересно, что за все время похода нам ни разу не пришлось столкнуться с японской кавалерией. Этот род оружия был у них плох и избегал столкновения с нами. За всю кампанию отмечены лишь две кавалерийских схватки: у сибирских казаков ген. Самсонова и у нас 1 мая, когда, благодаря песчаной буре, сотня уральцев подъесаула Железнова внезапно наткнулась на два эскадрона японцев, причем в кратком бою один был изрублен, а другой спасся бегством. Понятна поэтому наша радость, когда 16 июня в бою отряда под Ляоянвопой мы увидели, что 23 эскадрона ген. Акиямы двинулись против нас. Ген. Мищенко бросил на них бывшие под рукой 10 сотен Урало-Забайкальской дивизии… Увы, ген. Акияма не принял атаки, повернул и ушел за свою пехоту.
    Результаты «майского набега» таковы: разгромлены две транспортных дороги со складами, запасами и телеграфными линиями; уничтожено более 800 повозок с ценным грузом и уведено более 200 лошадей; взято в плен 234 японца (5 офицеров) и не менее 500 выведено из строя. Определено точно расположение трех дивизий ген. Ноги и, между прочим, захвачен курьер с большой корреспонденцией, адресованной ему. Стоил нам набег 187 убитыми и ранеными.
    Но не в этой материальной стороне - главное. При неподвижном стоянии обеих армий на месте трудно было достигнуть большего. Важен был тот моральный подъем, который явился следствием набега - как в отряде, так до некоторой степени и в армии. Картины бегущего и сдающегося в плен противника не слишком часто радовали нас на протяжении злополучной кампании.
    Главнокомандующий прислал телеграмму:

    «Радуюсь и поздравляю ген. Мищенко и всех его казаков с полным и блестящим успехом. Лихой и отважный набег. Сейчас донес о нем государю».
    * * *
    Ген. Мищенко любил офицеров и казаков, сердечно заботился о них и не давал в обиду. Пользовался среди них совершенно исключительным обаянием. Внутренне горячий, но внешне медлительно-спокойный в бою - он одним своим видом внушал спокойствие дрогнувшим частям. Вне службы, за общей штабной трапезой или в гостях у полков, он вносил радушие, приветливость и полную непринужденность, сдерживаемую только любовью и уважением к присутствующему начальнику.
    Популярность ген. Мищенко, в связи с успехами его отряда, распространялась далеко за его пределами. И началось к нам паломничество. Приезжали офицеры из России под предлогом кратковременного отпуска и оставались в отряде. Бежали из других частей армии офицеры и солдаты, в особенности в томительный период бездействия на Сипингайских позициях, когда только на флангах, преимущественно у нас, шли еще бои. Приходили без всяких документов, иногда с неясным формуляром и со сбивчивыми показаниями, Мищенко встречал приходивших с напускной угрюмостью, но, в конце концов, принимал всех. В массе приходил к нам элемент прекрасный, истинно боевой.
    К лету 1905 года, в результате такого своеобразного «дезертирства», в частях Урало-Забайкальской дивизии оказалось незаконного состава - офицеров десятки, солдат - сотни. И не одной только пылкой молодежи: были и штаб-офицеры, и пожилые запасные, и солдаты. Обеспокоенный возможностью контрольного начета, я доложил ген. Мищенко цифровые итоги.
    - Что ж, знаете ли, надо покаяться!
    Донесли в штаб армии. К удивлению, ответ получился от ген. Каульбарса вполне благоприятный: учитывая хорошие побуждения «дезертиров» и чтобы не угашать их духа, командующий армией не только оставил их в отряде, но даже разрешил принимать приходящих и впредь, под тем, однако, условием, чтобы это решение отнюдь не разглашалось и не вызвало массового паломничества в отряд.
    Так жили и воевали в нашей «Запорожской Сечи».

    Конец японской войны

    Последний бой Конного отряда, ставший последним боем русско-японской войны, произошел 1 июля под Санвайзой, когда мы взяли штурмом левофланговый опорный пункт неприятельской позиции, уничтожив там батальон японской пехоты.
    В середине июля поползли в армии слухи, что президент США Теодор Рузвельт предложил нашему правительству свои услуги для заключения мира… Установившееся на фронте затишье подтверждало эти слухи. Как были восприняты они армией? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в преобладающей массе офицерства перспектива возвращения к родным пенатам - для многих после двух лет войны - была сильно омрачена горечью от тяжелой, безрезультатной и в сознании всех незаконченной кампании.
    Начались переговоры в Портсмуте.
    От командования Маньчжурских армий не был послан представитель на мирную конференцию, в состав делегации Витте. Не был запрошен и главнокомандующий по поводу целесообразности заключения мира и определения условий договора.
    Армию не спросили.
    Правая русская общественность сурово обвиняла Витте за его якобы «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой «граф Полу-сахалинский». Обвинение совершенно несправедливое, в особенности принимая во внимание, что уступка половины Сахалина сделана была велением государя, не по настоянию Витте. Он проявил большое искусство и твердость в переговорах и сделал все, что мог, в тогдашних трудных условиях. Не встречал он сочувствия и со стороны левой общественности. Видный социалист Бурцев - впоследствии, во время 1-й мировой войны ставший всецело на «оборонческую позицию» - писал в дни Портсмута Витте:

    «Надо уничтожить самодержавие; а если мир может этому воспрепятствовать, то не надо заключать мира».

    Вначале Витте не встречал сочувствия и в президенте Теодоре Рузвельте, который не раз обращался непосредственно к государю, обвиняя Витте в неуступчивости, тогда как японцы в первой стадии переговоров буквально нагличали. Они требовали уплаты Россией контрибуции, ограничения наших сухопутных и морских сил на Дальнем Востоке и даже японского контроля над их составом. Возмущенный этими требованиями, государь категорически отверг их одним словом своей резолюции:
    - Никогда!
    Конференция все затягивалась, и дважды члены ее «укладывали и раскладывали чемоданы». Между тем американские церкви и пресса становились все более на сторону России. В печати все чаще стали раздаваться голоса, предостерегавшие от опасности, которая может угрожать интересам Америки в Тихом океане при чрезмерном усилении Японии… Под давлением изменившегося общественного мнения, президент счел необходимым послать телеграмму микадо о том, что
    «общественное мнение США склонило симпатии на сторону России» и что «если портсмутские переговоры ничем не кончатся, то Япония уже не будет встречать в США того сочувствия и поддержки, которые она встречала ранее».

    Несомненно, это заявление оказало влияние на ход переговоров.
    Было ли в интересах Англии «оказывать Японии эту поддержку ранее», об этом свидетельствуют события 1941-1945 годов.
    5 сентября 1905 года в Портсмуте было заключено перемирие, а 14 октября состоялась ратификация мирного договора. Россия теряла права свои на Квантунь и Южную Маньчжурию, отказывалась от южной ветви железной дороги до станции Куачендзы и отдавала японцам южную половину острова Сахалин.
    Для нас не в конференции, не в тех или других условиях мирного договора лежал центр тяжести вопроса, а в первоисточнике их, в неразрешенной дилемме:
    Могли ли Маньчжурские армии вновь перейти в наступление и одержать победу над японцами?
    Этот вопрос и тогда, и в течение ряда последующих лет волновал русскую общественность, в особенности военную, вызывал горячие споры в печати и на собраниях, но так и остался наразрешенным. Ибо человеческому интеллекту свойственна интуиция, но не провидение.
    Обратимся к чисто объективным данным.
    Ко времени заключения мира русские армии на Сипингайских позициях имели 446½ тыс. бойцов (под Мукденом - около 300 тыс.); располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонирование в глубину, имея в резерве общем и армейских более половины своего состава, что предохраняло от случайностей и обещало большие активные возможности; фланги армии надежно прикрывались корпусами генералов Ренненкампфа и Мищенко; армия пополнила и омолодила свой состав и значительно усилилась технически - гаубичными батареями, пулеметами (374 вместо 36), составом полевых железных дорог, беспроволочным телеграфом и т. д.; связь с Россией поддерживалась уже не 3-мя парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух маньчжурских армий не был сломлен, а эшелоны подкреплений шли к нам из России в бодром и веселом настроении.
    Японская армия, стоявшая против нас, имела на 32% меньше бойцов. Страна была истощена. Среди пленных попадались старики и дети. Былого подъема в ней уже не наблюдалось. Тот факт, что после нанесенного нам под Мукденом поражения японцы в течение 6 месяцев не могли перейти вновь в наступление, свидетельствовал по меньшей мере об их неуверенности в своих силах.
    Но… войсками нашими командовали многие из тех начальников, которые вели их под Ляояком, на Шахэ, под Сандепу и Мукденом. Послужил ли им на пользу кровавый опыт прошлого? Проявил ли бы штаб Линевича более твердости, решимости, властности в отношении подчиненных генералов и более стратегического уменья, чем это было у Куропаткина? Эти вопросы вставали перед нами и естественно у многих вызывали скептицизм.
    Что касается лично меня, я, принимая во внимание все «за» и «против», не закрывая глаза на наши недочеты, на вопрос - «что ждало бы нас, если бы мы с Сипингайских позиций перешли в наступление?» - отвечал тогда, отвечаю и теперь:
    - Победа!
    Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но… Петербург «устал» от войны более, чем армия. К тому же тревожные признаки надвигающейся революции, в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок, лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира.
    * * *
    Уже в августе постепенно создавалось впечатление, что война кончилась. Боевые интересы уходили на задний план, начинались армейские будни. Полки начали спешно приводить в порядок запущенное за время войны хозяйство, начались подсчеты и расчеты. На этой почве произошел у нас характерный в казачьем быту эпизод.
    Наш Конный отряд переименован был, наконец, в штатный корпус, командиром которого утвержден был официально ген. Мищенко. Его дивизию Урало-Забайкальскую принял ген. Бернов. Приехал и приступил к приему дивизии; я сопровождал его в качестве начальника штаба. В Забайкальских полках все сошло благополучно. Приехали в 4-й Уральский полк. Построился полк, как требовалось уставом, для опроса жалоб, отдельно офицеры и казаки. Офицеры жалоб не заявили. Обратился начальник дивизии к казакам с обычным вопросом:
    - Нет ли, станичники, жалоб?
    Вместо обычного ответа - «никак нет!» - гробовое молчание. Генерал опешил от неожиданности. Повторил вопрос второй и третий раз. Хмурые лица, молчание. Отвел меня в сторону, спрашивает:
    - Что это, бунт?
    Я тоже в полном недоумении. Прекраснейший боевой полк, исполнительный, дисциплинированный…
    - Попробуйте, Ваше Превосходительство, задавать вопрос поодиночке.
    Генерал подошел к правофланговому.
    - Нет ли у тебя жалобы?
    - Так точно, Ваше Превосходительство!
    И начал скороговоркой, словно выучил наизусть, сыпать целым рядом цифр:
    - С 12 января и по февраль 5-й сотня была на постах летучей почты и довольствия я не получал от сотенного 6 ден… 3-го марта под Мукденом наш взвод спосылали для связи со штабом армии - 10 ден кормились с лошадью на собственные…
    И пошел, и пошел.
    Другой, третий, десятый то же самое. Я попробовал было записывать жалобы, но вскоре бросил - пришлось бы записывать до утра. Ген. Бернов прекратил опрос и отошел в сторону.
    - Первый раз в жизни такой случай. Сам черт их не разберет. Надо кончать.
    И обратился к строю:
    - Я вижу, у вас тут беспорядок или недоразумение. От такого доблестного полка не ожидал. Приду через три дня. Чтоб все было в порядке!
    Надо сказать, что казачий быт сильно отличался от армейского, в особенности у уральцев. У последних не было вовсе сословных подразделений; из одной семьи один сын выходил офицером, другой - простым казаком - это дело случая. Бывало, младший брат командует сотней, а старший - у него денщиком. Родственная и бытовая близость между офицерами и казаками составляли характерную черту уральских полков.
    В последовавшие за смотром два дня в районе полка было большое оживление. С кургана, прилегавшего к штабу дивизии, можно было видеть на лугу, возле деревни, где располагался полк, отдельные группы людей, собиравшиеся в круг и ожесточенно жестикулирующие. Приятель мой, уралец конвойной сотни, объяснил мне, что там происходит:
    - Сотни судятся с сотенными командирами. Это у нас старинный обычай, после каждой войны. А тут преждевременный смотр все перепутал. Казаки не хотели заявлять жалоб на смотру; да побоялись - как бы после этого не лишиться права на недоданное.
    К вечеру перед новым смотром я спросил уральца:
    - Ну как?
    - Кончили. Завтра сами услышите. В однех сотнях скоро поладили, в других - горячее дело было. Особенно командиру N-й сотни досталось. Он и шапку оземь кидал и на колени становился. «Помилосердствуйте, - говорит, - много требуете, жену с детьми по миру пустите»… А сотня стоит на своем: «Знаем, грамотные, не проведешь!» Под конец согласились. «Ладно, - говорит сотенный, - жрите мою кровь, так вас и этак»…
    На другой день, когда начальник дивизии вторично спрашивал - нет ли жалоб, все казаки, как один, громко и весело ответили:
    - Никак нет, ваше превосходительство!
    * * *
    В личной своей жизни я получил моральное удовлетворение: высочайшим приказом от 26 июля «за отличие в делах против японцев» был произведен в полковники. Ген. Мищенко представил меня еще к двум высоким боевым наградам.
    Ввиду окончания войны Урало-Забайкальская дивизия подлежала расформированию; оставаться на службе в Маньчжурии или в Сибири я не хотел, потянуло в Европу. Простившись со своими боевыми соратниками, я поехал в Ставку. Попросил там, чтобы снеслись телеграфно с Управлением Генерального штаба в Петербурге о предоставлении мне должности начальника штаба дивизии в Европейской России. Так как ответ ожидался не скоро, - начались уже забастовки на телеграфе, и Ставка принуждена была сноситься с Петербургом через Нагасаки и Шанхай - я был командирован на время в штаб 8-го корпуса, в котором я числился давно на штатной должности, еще по мирной линии.
    После той «Запорожской Сечи», какую представлял из себя Конный отряд ген. Мищенко, в штабе 8-го корпуса я попал в совершенно иную обстановку.
    Командовал корпусом ген. Скугаревский. Образованный, знающий, прямой, честный и по-своему справедливый, он тем не менее пользовался давнишней и широкой известностью, как тяжелый начальник, беспокойный, подчиненный и невыносимый человек. Получил он свой пост недавно, после окончания военных действий, но в корпусе успели уже его возненавидеть. Скугаревский знал закон, устав и… их исполнителей. Все остальное ему было безразлично: человеческая душа, индивидуальность, внутренние побуждения того или иного поступка, наконец, авторитет и боевые заслуги подчиненного. Он как будто специально выискивал нарушения устава - важные и самые мелкие - и карал неукоснительно как начальника дивизии, так и рядового. За важное нарушение караульной службы или хозяйственный беспорядок и за «неправильный поворот солдатского каблука»; за пропущенный пункт в смотровом приказе начальника артиллерии и за «неуставную длину шерсти» на папахе… В обстановке послемукденских настроений и в преддверии новых потрясений первой революции - такой ригоризм был особенно тягостен и опасен.
    Скугаревский знал хорошо, как к нему относятся войска, и по той атмосфере страха и отчужденности, которая сопутствовала его объездам, и по рассказам близких ему лиц.
    Я ехал в корпус в вагоне, битком набитом офицерами. Разговор, между ними шел исключительно на злобу дня - о новом корпусном командире. Меня поразило то единодушное возмущение, с которым относились к нему. Тут же в вагоне сидела средних лет сестра милосердия. Она как-то менялась в лице, потом, заплакав, выбежала на площадку. В вагоне водворилось конфузливое молчание… Оказалось, что это была жена Скугаревского.
    В штабе царило особенно тягостное настроение, в особенности во время общего с командиром обеда, участие в котором было обязательно. По установившемуся этикету только тот, с кем беседовал командир корпуса, мог говорить полным голосом, прочие говорили вполголоса. За столом было тоскливо, пища не шла в горло. Выговоры сыпались и за обедом. Однажды капитан Генерального штаба Толкушкин, во время обеда доведенный до истерики разносом Скугаревского, выскочил из фанзы, и через тонкую стену мы слышали, как кто-то его успокаивал, а он кричал:
    - Пустите, я убью его!
    В столовой водворилась мертвая тишина. Все невольно взглянули на Скугаревского. Ни один мускул не дрогнул в его лице. Он продолжал начатый раньше разговор.
    Как-то раз командир корпуса обратился ко мне:
    - Отчего вы, полковник, никогда не поделитесь с нами своими боевыми впечатлениями? Вы были в таком интересном отряде… Скажите, что из себя представляет ген. Мищенко?
    - Слушаю.
    И начал:
    - Есть начальник и начальник. За одним войска пойдут, куда угодно, за другим не пойдут. Один…
    И провел параллель между Скугаревским, конечно не называя его, и Мищенко. Скугаревский прослушал совершенно спокойно и даже с видимым любопытством и в заключение поблагодарил меня «за интересный доклад».
    Для характеристики Скугаревского и его незлопамятности могу добавить, что через три года, когда он стал во главе Комитета по образованию войск, он просил военного министра о привлечении в Комитет меня.
    Жизнь в штабе была слишком неприятной, и я, воспользовавшись начавшейся эвакуацией и последствиями травматического повреждения ноги, уехал, наконец, в Россию.

    Часть пятая

    Первая революция - в Сибири и на театре войны

    Приехав в Харбин, где начиналось прямое железнодорожное сообщение с Европейской Россией, я окунулся в самую гущу подымавшихся революционных настроений. Харбин был центром управления Китайских железных дорог, средоточием всех управлений тыла армии и массы запасных солдат, подлежавших эвакуации.
    Изданный под влиянием народных волнений Манифест 30 октября, давший России конституцию, ударил, словно хмель, в головы людям и, вместо успокоения, вызвал волнения на почве непонимания сущности реформы или стремления сейчас же явочным порядком осуществить все свободы и «народовластие». Эти сумбурные настроения в значительной мере подогревались широкой пропагандой социалистических партий, причем на Дальнем Востоке более заметна была работа социал-демократов. Не становясь во главе революционных организаций и не проводя определенной конструктивной программы, местные отделы социалистических партий во всех своих воззваниях и постановлениях исходили из одной негативной предпосылки: - Долой!

    

    Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.