«Я была почти уверена, что меня удочерили». Жизнь ребенка с дислексией – это постоянное ощущение стигмы

Ассоциация родителей и детей с дислексией – новая некоммерческая организация, цель которой – помощь детям и семьям, где воспитываются дети с расстройствами чтения и письма. Учредителем Ассоциации стала Мария Пиотровская, в прошлом глава совета директоров банка «Ренессанс Кредит», а в попечительский совет вошли нейропсихолог Татьяна Васильевна Ахутина – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, ученица легендарного Александра Лурии, а также доктор биологических наук, профессор Татьяна Владимировна Черниговская, ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания.

Ассоциация существует с осени 2016 года.

Цель Ассоциации – дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За полгода работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В планах - открытие центра, где по определенным методикам помогали бы детям с дислексией, а также объединение всех крупных экспертов и создание общего онлайн-ресурса Дислексия.рф. Еще одной стратегической задачей Ассоциации являются законодательные инициативы, которые позволят ввести обязательное диагностирование детей в дошкольном возрасте.

О дислексии

Дислексия – распространенная проблема обучения детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения и письма. Учащиеся с дислексией испытывают трудности в усвоении школьной программы, поскольку по-другому воспринимают информацию – зачастую они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или меняют буквы местами, не видя разницы. Но дислексия не влияет на умственные способности – более того, дислексики чаще, чем остальные дети, обладают ярким талантом и/или имеют интеллект выше среднего. Среди людей с дислексией много ученых, политиков, бизнесменов, писателей, художников. В числе знаменитых дислексиков – Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Уинстон Черчилль, Энтони Хопкинс и Пабло Пикассо.

На Западе давно научились работать с дислексией, есть специализированные классы и школы, много методик, проводятся международные конференции. Согласно зарубежным исследованиям, дислексия в той или иной степени встречается у одного из 10 учащихся. Если применять эту статистику в нашей стране, то в одной только Москве может насчитываться до 100 000 детей с дислексией.

В большинстве российских школ знания о дислексии довольно ограничены, информированности общества недостаточно, а центры помощи малочисленны и разрозненны. Именно совокупность этих факторов привела Марию Пиотровскую к созданию в ноябре 2016 года Ассоциации родителей и детей с дислексией.

«Задача Ассоциации – помочь родителям, у которых дети так или иначе не успевают в школе, выяснить причины этой неуспеваемости, и если она связана с дислексией, помочь найти специалиста для занятий с ребенком», — говорит Мария Пиотровская, столкнувшаяся с проблемами детей-дислексиков в собственном окружении.

О проектах Ассоциации

С декабря 2016 команда проводит мастер-классы для учителей в нескольких школах Москвы и Подмосковья. Весной 2017 года группа экспертов Ассоциации выезжала в разные регионы России: провела выездную конференцию для всех школ Грозного, а также мастер-классы в школах Ингушетии.

20 и 21 апреля эксперты Ассоциации родителей и детей с дислексией приняли участие в Х Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» в РУДН, подключившись к работе 6-ой секции конференции – «Проблемы подготовки специалистов для работы с одаренными детьми». Среди спикеров конференции, посвятивших свои выступления проблемам обучения детей с дислексией, была Татьяна Васильевна Ахутина.

Сотрудничество с Эрмитажем

19 мая было подписано соглашение между Государственным Эрмитажем и Ассоциацией родителей и детей с дислексией. Соглашение подписали Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, и Марина Александровна Ходакова, директор Ассоциации.

Было принято решение об осуществлении совместной разработки и реализации специальных просветительных программ для детей с дислексией, проводимых в Государственном Эрмитаже.

Флешмоб в соцсетях и праздник в «МЕГА ТЕПЛЫЙ СТАН»

3 июня в честь Дня защиты детей Ассоциация родителей и детей с дислексией организовала праздник в торговом центре МЕГА Теплый Стан, где в рамках выступления артистов была представлена интерактивная информация о дислексии.

Также к этой дате был приурочен флешмоб с участием известных актеров и телеведущих. Тутта Ларсен, Аврора, Анфиса Чехова, Татьяна Геворкян, Евгений Стычкин, Константин Крюков, Сати Казанова, Эвелина Хромченко, Ольга Шелест и Татьяна Лазарева рассказали в соцсетях о том, что дислексия – не болезнь и не диагноз, и что люди могут добиться успеха, несмотря на эту особенность.

В общей сложности более 3 миллионов человек в соцсетях увидели сообщения участников флешмоба.

«Наша задача — изменить отношение людей, чтобы люди знали об этой особенности мозга, и не воспринимали это как проблему», – говорит Мария Пиотровская, – поэтому мы проводим мероприятия не только в школах, но и на общедоступных площадках”.

Ваш ребенок плохо читает, путает буквы, пропускает слова, переставляет слоги, а то и вовсе «зеркалит» при письме? Отвлекается на уроках? Числится в отстающих? Не спешите с выводами, не предрекайте, что если он будет приносить двойки, то кроме как в дворники его никуда не возьмут, и тем более не наказывайте ребенка. Возможно, к нему нужен особый подход.

Раньше таких детей причисляли к лентяям и неисправимым двоечникам и упрекали родителей за то, что они мало занимаются ребенком. Но как показывает практика, никакие занятия с репетиторами и зубрежка из-под палки не дают результатов, если у вашего ребенка дислексия.

123RF/racorn

Первыми эту особенность восприятия информации диагностировали и изучили на Западе. В этом смысле дислексики, живущие за границей, находятся в гораздо более выгодном положении. Там знают, как работать с детьми с дислексией, организованы классы и даже специальные школы, более того, разработаны особые законы, защищающие людей с дислексией. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов США.

Интересы дислексиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО представляет Европейская ассоциация дислексии, основанная в 1987 году в Брюсселе. У нас же пока нет не то что законодательной базы или специальных классов, но даже достоверная информация о дислексии не распространена широко, хотя, согласно проведенным исследованиям, каждый десятый житель планеты — дислексик и эта проблема касается огромного количества людей.

Дислексия: проблема или дар?

Дислексия , согласно Википедии, — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. А вот Роналд Дейвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме, дал ей поистине поэтическое определение, назвав «даром, который всегда с тобой».

Еще ее называют болезнью творческих людей и даже гениев, ведь среди дислексиков немало знаменитых имен. Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. Джейми Оливер , двоечник из британской глубинки, ставший знаменитым поваром. Ричард Бренсон, выгнанный из школы в 16 лет, что не помешало ему написать 9 мотивационных книг. Том Круз, звезда Голливуда, до сих пор читающий контракты по слогам.

123RF/mikewaters

И Леонардо да Винчи, и Андерсен, и Эдисон, и Эйнштейн, обогатившие человечество гениальными открытиями и шедеврами, были дислексиками.

Но дислексия — это не болезнь, а особое восприятие мира, которое позволяет нестандартно мыслить, видеть, воспринимать и анализировать информацию.

Если обычный человек мыслит в первую очередь словами, то дислексик воспринимает мир преимущественно образами, причем с разных ракурсов: ему легче нарисовать , чем написать букву или слово.

Отсюда и возникают проблемы с чтением: глядя на букву, дислексик представляет ее с разных сторон, то есть в динамике. Попробуйте прочитать текст, если буквы разбегаются в разные стороны!

Иными словами, если обычный человек запоминает этот мир, то дислексик его воображает. Это помогает дислексику искать новые решения там, где обычный человек предпочитает старые методы. Креативность и изобретательность — обратная сторона дислексии, это своего рода природный механизм. Ведь на планете нужны оба типа людей: те, кто придумывает новое, и те, кто это новое методично внедряет в жизнь.

123RF/Inara Prusakova

Признаки дислексии

У дислексии много проявлений. Это касается и чтения, и письма, и произнесения звуков.

Обратите внимание на следующие признаки, которые могут быть у вашего ребенка:

  • Ребенок очень быстро устает.
  • Очень низко наклоняется над книгой.
  • Трет глаза.
  • Жалуется на головную боль после чтения.
  • При чтении пропускает слова и отдельные фрагменты текста.
  • Пишет буквы в зеркальном отображении.
  • При решении арифметических задач переставляет цифры местами.
  • Под любым предлогом уклоняется от выполнения домашнего задания.

123RF/ Hanna Bondar

Если вы заметили такие признаки, необходимо незамедлительно обратиться к нейропсихологу или логопеду и провести диагностику. Тем самым вы поможете и ребенку, и себе, а также решите многие проблемы, связанные с обучением в школе.

Не отмахивайтесь от диагноза и не закрывайте на него глаза. Подумайте о том, что, как это ни парадоксально, вам повезло и у вашего ребенка особые творческие способности . Возможно, он станет знаменитым художником, писателем или артистом? Но чтобы ребенок с дислексией в полной мере смог проявить свои таланты, изменения должны коснуться в первую очередь системы образования.

Где помогут

Осенью 2016 года стараниями Марии Пиотровской, дочери директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, была создана Ассоциация родителей и детей с дислексией. «Мы обнаружили, что люди ничего не знают про дислексию, — рассказывает Пиотровская о целях Ассоциации. — И поняли, что основной нашей задачей должно стать информирование. Чтобы люди привыкли к слову «дислексия», понимали, что это не болезнь, а особенность восприятия, которая требует особого педагогического подхода. Ведь чем раньше будет диагностирована дислексия, тем лучше».

Цель Ассоциации — дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За время работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В штаб-квартире Ассоциации на Гоголевском бульваре работает центр «Клуб Интеллект 135», где можно пройти диагностику и получить рекомендации, какие занятия нужны ребенку. Здесь вас всегда ждет хорошая новость: «Неуспеваемость — излечима!»

В 19 лет она выиграла олимпиаду по истории и поступила в МГУ без экзаменов.

— Я знаю правила, но все равно пишу с ошибками, — рассказывает Александра. — Могу не увидеть заглавную букву или перепутать буквы. Например, «е» и «и»: едем или едим? Вот мои родители никогда не знают, ем я или еду.

На практике дисграфия выглядит так: Александра пишет текст. Проверяет — ошибок нет. Сдает работу учителю — учитель находит ошибки. «"Я даже проверять не стану. Здесь сплошные ошибки. "Два", — учитель возвращает листочек обратно. "Вот дура, — слышится с задней парты. — Не может даже списать нормально!" От обиды в горле встает ком. Как же так! Ведь все было правильно. Где ошибки? Неужели я и в самом деле дура?» — так Александра описывает детство в одном из своих рассказов. Его опубликовали в группе Ассоциации родителей и детей с дислексией в фейсбуке. Сейчас в этой группе каждый день появляются посты о том, что такое дислексия и как ее скорректировать. Когда Александра училась в школе, ассоциации еще не было.

— Учителя в школах не хотели вникать в ситуацию. Им это неудобно, неинтересно и не нужно, — рассказывает Анна, Сашина мама. — Когда Александра пошла в первый класс, мне позвонили через месяц. Потребовали отдать ее в школу для недоразвитых детей. Для государства мы не существовали. Нам сказали: «Вам нужно заниматься с логопедом. Но логопед в поликлинике вами заниматься не будет».

На проблемы с письмом накладывалась дискалькулия — проблемы со счетом: пять плюс три у Александры может быть восемь, десять или двенадцать. Ей пришлось сменить три школы, два раза пройти четвертый класс, заниматься с репетитором-дефектологом и поднимать самооценку на занятиях с психологом.

Фото: Татьяна Хессо для Сноб Александра Шишмарева

Когда Александре было 12, она занималась с петербургским психологом Еленой Чесноковой, которая одной из первых в России стала применять американские методики коррекции дислексии. Для Александры она разработала индивидуальную программу. На коррекцию дисграфии ушло около десяти дней. На занятиях Александра, в числе прочего, лепила алфавит из пластилина, тренировала навыки чтения и делала упражнения на координацию движений.

— В том возрасте, в котором хорошо бы диагностировать дислексию, ребенок ничего не может сделать сам. Он не понимает, что у других может быть по-другому. Мне даже в голову не приходило, что мой сосед по парте может не делать ошибки, которые делала я, — вспоминает Александра.

Диспраксия скорректировалась сама. Чтение автоматизировалось во время учебы в школе. На семейном совете решили не тратить время на коррекцию дискалькулии — это отнимет слишком много сил, проще ходить с калькулятором. Последние два школьных года Сашу готовили к ЕГЭ. Она сдала экзамен по русскому на пятерку, но дисграфия до сих пор остается ее главной проблемой: чтобы написать СМС, Александре нужно приложить больше усилий, чем большинству людей.

— Мне кажется, что дислексия — не болезнь, а дар. Он связан с определенными трудностями в обучении, но в нем есть и положительные стороны. Например, у меня хорошая память. В основном краткосрочная, но тем не менее я могу запоминать большой объем информации.

Первую сессию Александра сдала на пятерки с одной четверкой. Преподаватели в МГУ не знают о ее особенности.

«Заставь одноногого прыгать»

Саше 13 лет. В шесть ему диагностировали дизартрию, которую удалось преодолеть при помощи логопеда. Эта же логопед скрыла от Сашиных родителей, что у него дислексия.

— Полагаю, не говорили, поскольку не знали, что с этим сделать. Потому что, если ты поставил диагноз, нужно предложить решение, а его у этих людей не было, — рассказывает Сашина мама, Светлана Дорофеева.

Трудности в обучении с приставкой дис- (дислексия, дискалькулия, дисграфия) не связаны с проблемами умственного развития. Но они часто сопровождаются нарушениями пространственного восприятия, что приводит к плохому почерку. Дети не отличают заглавную «З» от заглавной «Е», пары б/п и д/т и даже после сотого объяснения пишут «Классная радота».

Еще два года назад Саша, несмотря на всю свою сообразительность, не мог написать без ошибки ни одного слова. Учителя и родители думали, что он ленится или делает назло, и ругали его за это.

— Но это все равно что заставлять прыгать человека со сломанной ногой, — объясняет Светлана. — К четвертому классу проблема была уже очень большой. Он не хотел идти в школу, заболевал и не хотел выздоравливать. Одноклассники начали травить его. Это было просто чудовищно!

Светлана занималась с сыном часами, но все без толку. В конце концов одна из учительниц сказала ключевое слово: дислексия. Светлана начала искать информацию.

Лингвист по образованию, она знала теорию языка. Оставалось изучить психологические, физиологические и нейрофизиологические основы. Результатом трудов стала «условно идеальная модель» процессов, происходящих в мозге и необходимых для успешного чтения и письма. Светлана соотнесла эту модель с тем, что было у ее сына, и приступила к активным действиям. Три недели Саша занимался дома с мамой: 12 раз в день по 5-10 минут каждый час без выходных и перерывов. Чтобы соблюдать график, заводили таймер.

— Ребенок с дислексией не может долго удерживать внимание, выполняя задания, связанные с чтением и письмом. Для него это слишком энергозатратно. До тех пор, пока действия не станут автоматизированными, упражнения с такими детьми нужно делать короткими циклами, но часто.

После интенсивного курса Саша написал небольшой текст: «Дислексия и дисграфия — это когда ты хочешь писать аккуратно и грамотно, но у тебя это не получается, и ты никому не можешь объяснить почему. С этим можно справиться, если делать специальные простые упражнения. Подтверждаю своим опытом. Саша».

Решив проблему своего сына, Светлана захотела помочь другим детям с дислексией. Но, чтобы ее методику могли применять другие специалисты, нужны научные исследования. Так Светлана стала аспирантом и стажером-исследователем в Лаборатории нейролингвистики.

— Проблема образования детей с дислексией касается не только их самих и их родителей. Эти дети могут стать полезными обществу взрослыми, многие из них талантливы. Но если их десять лет ругать и унижать... Ну, кто-то вырастет сильным. Большинство же станут озлобленными, пассивными и подавленными. Детям с дислексией нужна система решений.

«Детям не хватает воздуха!»

— внучка востоковеда Бориса Пиотровского, дочь востоковеда и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Она и сама получила диплом арабиста, но дважды круто изменила жизнь: сначала ушла в банк, потом — в благотворительность: у ее дочери тоже дислексия.

— Школьные учителя ничего не понимали. Дочка читала медленно — заставляли читать чаще. Это вызывало у нее только головную боль, раздражение и нежелание читать вообще.

В Евросоюзе тетради детей с дислексией помечают специальными наклейками, чтобы проверять их письменные работы по-другому. Российское образование таких детей игнорирует. В идеальном мире все дети попадают к логопеду на диагностирование, а в каждой начальной школе работает дефектолог, нейропсихолог и логопед. В реальности обеспечить полный набор могут только частные школы.

В 2016 году Мария Пиотровская основала Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Ее участники хотят добиться того, чтобы всех детей при поступлении в школу проверяли на дислексию.

— В России есть замечательные специалисты по дислексии, — говорит Пиотровская. — Они провели много исследований и предложили несколько решений, но на практике, увы, мы так и не смогли найти площадок, где бы их разработки применялись.

Пиотровская уверена: в каждом регионе нужны специальные центры, где детям с трудностями в обучении помогут решить их проблемы, а учителей и логопедов научат работать с такими детьми. Ассоциация ведет переговоры сразу с несколькими регионами, но пока откликнулась только Чечня: местные учителя, логопеды и школьные психологи прослушали курс повышения квалификации в Грозном. Сейчас там каждый ребенок поступает в школу с заключением логопеда и психолога, затем специалисты снова проверяют его каждые полгода, а во втором классе делают итоговое заключение.

— Эти заключения нужны, чтобы учитель понимал, что у ребенка есть особенности развития. Что никакой он не дурак и что это не проблемы воспитания, — объясняет Маликат Маздаева, логопед одной из детских поликлиник Грозного.

Маликат Маздаева

Татьяна Ахутина

Екатерина Матвеева

Светлана Дорофеева

Раньше логопедические заключения выдавали по всей стране. Потом многие региональные фонды ОМС сократили или полностью прекратили финансирование логопедов. Хотя ситуация становится только хуже.

— Число детей с проблемами в обучении растет во всех странах, — объясняет профессор Татьяна Ахутина, заведующая лабораторией нейропсихологии на факультете психологии МГУ и попечитель Ассоциации. — Учителя с этим не справляются. Бессмысленно говорить им, что они должны лучше учить — нужна специфическая помощь. Чем раньше ребенок начнет работать над проблемой, тем быстрее он ее преодолеет. Если заниматься два раза в неделю и делать специальные задания, можно скорректировать дислексию за восемь-девять месяцев.

Основные причины трудностей в обучении — генетическая предрасположенность, проблемы внутриутробного развития, неврологические патологии, стрессы, плохая экология и чрезмерная нагрузка. Мода на раннее образование — это для детей скорее плохо, чем хорошо, считает старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии в МГУ Екатерина Матвеева.

— Приходит на прием к неврологу ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Он ходит в садик Монтессори, на танцы, в бассейн и театральную студию, а по выходным в Пушкинском музее замечательная программа для детей. Свободное время у ребенка начинается после шести вечера. Мама жалуется, что в шесть часов вечера что-то он не очень спокойно сидит за столиком и не хочет делать аппликацию. Дети перегружены: школа, кружки, секции, занятия с репетиторами. Стоит только чуть-чуть разгрузить ребенка, дать ему воздухом подышать, у него и чтение автоматизируется, и математика улучшается. Детям не хватает воздуха!

— Стандартную школьную нагрузку на период интенсивной коррекции надо снизить обязательно, — согласна Светлана Дорофеева. — Детям с дислексией вредно «просто переписывать» тексты. Им вредно создавать условия, в которых они снова и снова сделают ошибки. Но не заниматься с ними все равно нельзя, потому что они на многое способны. Лучше всего, если упражнения будут посильными, но в зоне ближайшего развития. Не отчаивайтесь и верьте в ребенка, это важно! Мотивируйте, поддерживайте, направляйте. Любите его искренне, всегда и любым. Очень важно бережно относиться, поддерживать ровное, хорошее эмоциональное состояние. Нельзя ребенка две недели тренировать, а потом наорать на него — все рухнет. В первую очередь снимите с него претензии. Поймите: ему нужна помощь.

Британская Ассоциация Дислексии (Brinish Dyslexia Association) объявила Неделю знаний о дислексии (Dyslexia Awareness Week – DAW) со 2 по 8 октября 2017 года, а 5 октября 2017 года станет мировым Днем знаний о дислексии (World Dyslexia Awareness Day).
В большинстве российских школ о дислексии знания довольно ограничены, информированности общества недостаточно, а центры помощи малочисленны и разрозненны. Именно совокупность этих факторов привела Марию Пиотровскую к созданию в ноябре 2016 года Ассоциации родителей и детей с дислексией, которая ставит своей задачей не только/сколько информирование о том, что такое дислексия, но и введение изменений в систему образования, при которой детей с дислексией будут диагностировать и приставлять к ним специального педагога, как это происходит на Западе. Однако, прежде чем такие изменения смогут произойти, необходимо добиться осведомленности российского общества о проблеме дислексии.
Вслед за своими британскими коллегами Ассоциация родителей и детей с дислексией впервые в России объявляет Неделю знаний о дислексии.

На вопросы про дислексию отвечает Римма Павловна Раевская, попечитель Ассоциации родителей и детей с дислексией , врач высшей категории, кандидат медицинских наук, общественный деятель:

Что такое дислексия? Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.


В западных странах под дислексией понимают целый спектр проблем в обучении: дислексию, дисграфию, дисорфографию, дискалькулию, диспраксию, СДВ(Г). В отечественной логопедии принято рассматривает все эти трудности по отдельности.

Как ее определить/диагностировать? Нужно ли для этого идти к доктору, к какому?

Выявить дислексию в дошкольном возрасте сложно. Требования к процессу обучения в детском саду отличаются от школьных. Чаще всего трудности возникают в начальных классах школы, когда дети активно погружаются в процесс обучения: медленно усваивают учебный материал, возникают сложности в процессе чтения, письма.

Зачастую даже в первом классе родители не задумываются о причинах таких трудностей у детей, считая их ленивыми, капризными, начинают сомневаться в уровне интеллекта своих детей.

Но уже во втором и третьем классе, когда успеваемость ребенка значительно отстает в сравнении со сверстниками, когда ребенок проявляет негативизм или нежелание учиться, когда родители уже устали от «мучений» с домашними заданиями, – семья обращается за помощью к специалистам (неврологу, логопеду, нейропсихологу).

Как отличить истинную дислексию от симуляции?

Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, ребенок не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект у ребенка сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения не наблюдается.

Дислексия есть. Что делать? Как могут помочь родители? Чего делать категорически нельзя?

Заметив признаки дислексии, родителям желательно обратиться за помощью к специалистам: неврологу, логопеду, нейропсихологу, психологу. Ожидание, что дислексию ребенок «перерастет», не приносит результатов. Чем раньше будет проведена тщательная диагностика и коррекционная работа, тем больше будет возможности скорректировать трудности ребенка. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Плохие оценки, негативные отзывы или замечания учителя оказывают сильное влияние и на психологическое состояние школьника.

Следствием может стать потеря интереса к учебе, формирование неадекватной самооценки, ухудшение взаимоотношений с одноклассниками.

Лечится ли дислексия/поддается ли коррекции? Какими способами?

О лечении дислексии не принято говорить, так как она не относится к категории заболеваний, а способы коррекции зависят от причин дислексии. Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией (плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы).

Учащиеся с дислексией, при своевременной диагностике и разработанной индивидуальной образовательной траектории, способны успешно освоить школьную программу и реализоваться в профессиональной сфере. При несоблюдении этих условий у учащихся с дислексией может развиться невротизация и последующая социальная девиация.

Почему раньше никто не знал о дислексии? Ее не было?

Впервые термин дислексия употребил Рудольф Берлин в 1887 году. Офтальмолог, работая в одной из больниц Германии, поставил диагноз мальчику, у которого были проблемы с чтением. При этом никаких психических и умственных нарушений у этого мальчика обнаружено не было.

С тех пор многие врачи пытались разгадать причины возникновения дислексии. В настоящее время в западных странах большое внимание уделяется созданию коррекционных классов, специальных школ, законов, защищающих детей с дислексией. Россия уступает в этом плане соседним странам. Большинство российских родителей детей с дислексией отмечают, что есть сложности в понимании учителями причин школьной неуспеваемости у их детей.

Как часто приходится слышать тревожные замечания взрослых о том, что их ребенок не хочет учиться, ленится, не любит читать, постоянно летает в облаках? Да на каждом шагу! А что, если причина вовсе не в лени? В России о дислексии знают мало.

Нашим педагогам привычней отмахиваться от неуспевающих школьников, мол, родителям надо больше с ними заниматься. Тем не менее, по данным зарубежных исследований, каждый десятый ученик — дислектик.

Что же это за страшный зверь? Википедия говорит: «Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению».

«Когда моей дочке было 11 лет, мы выяснили, что у нее дислексия — рассказала Мария Пиотровская, основатель Ассоциации родителей и детей с дислексией журналу Forbes. — Первые четыре класса школы были сложными, никто не мог сказать, в чем дело, но твердили: «Девочка медленно читает, работайте над этим». Учителя рекомендовали заниматься со специалистами. Вскоре Пиотровская решила перевести дочь в небольшую частную школу, но результат был тот же — педагоги пожимали плечами и заставляли больше читать.

«Я видела, что ей сложно. У меня меньше и меньше оставалось времени на работу, мы много занимались», - вспоминает Пиотровская в той же беседе. — «Девочка старалась, только жаловалась, что болит голова, стала часто плакать и очень низко наклоняться при чтении. Пока в дом не пришел новый преподаватель языка - англичанин. Увидев ребенка, он сказал сразу, что у нее дислексия. Не врач, а именно преподаватель, иностранец, впервые произнес это слово».

Мария Пиотровская собрала команду профессионалов, которая занимается просветительской деятельностью в школах. И больше всего их удивляло, что наши учителя совсем не знакомы с таким явлением, как дислексия. А родители — тем более.

Поэтому, прежде чем обвинять своего ребенка в лени (он ведь может привыкнуть и начать соответствовать ожиданиям), попробуйте посмотреть на проблему с другой стороны.

Признаки дислексии

  • Очень плохо читает, уровень чтения не соответствует возрастному;
  • Имеет трудности с запоминанием и пересказом текста, а также с выявлением основной мысли;
  • Имеет очень плохой почерк; некоторые буквы пишет задом наперед;
  • Часто трет глаза, быстро устает, любыми способами пытается избежать выполнения домашних заданий и чтения;
  • После жалуется на сильную боль;
  • Близко подносит книгу к глазам;
  • При чтении пропускает некоторые слова.

Диагноз «дислексия» ставится специалистами, врачом-дефектологом и психоневрологом, не раньше 10-11 лет. Но с этим лучше не затягивать. Чем раньше родители задумаются о проблемах ребенка в школе, тем быстрее и эффективнее с ними можно будет справиться.

«Благоприятная» почва для развития дислексии закладывается уже в тот период, когда малыш только начинает пробовать слова и предложения на вкус. Если дошкольник пропускает буквы, переставляет слоги, добавляет лишние, а родители не обращают на эти особенности внимания, это может вылиться в дислексию.

«Восстановление требует длительного времени, — говорит логопед-дефектолог Инна Шмитке . — Ведь то, что не сформировалось за 5-6 лет жизни ребенка, за один день точно не сформируется. И родители должны быть готовы помогать специалисту в обучении ребенка: закреплять полученные навыки и переносить их в повседневное общение, а это гораздо сложнее, чем повторять за логопедом готовые образцы». В арсенале специалистов разрезная и магнитная азбука, различные речевые игры и еще масса простых секретов, способных завладеть вниманием детей-дислектиков.

В последнее время все более актуальным становится так называемая «дислексия развития». Когда родители стараются запихнуть в своих детей больше знаний, чем те физически способны переварить и осознать. Например, научить детей читать до 5 лет, или с 6 уже отправить в школу. Будьте внимательны к потребностям своих детей и избегайте сравнений с другими. Не стоит отрицать существование проблемы, лучше искать ее решение.

  • Среди дислектиков много творческих, очень талантливых людей. Это связано с тем, что у них правое полушарие развито больше, чем левое. Часто они мыслят образами.
  • В зарубежных школах ученики наклеивают на свои работы специальные стикеры, сообщающие учителям, что перед ними особенные дети.
  • Уолт Дисней мечтал стать журналистом. Из газеты будущего режиссера 111 фильмов, обладателя 26 статуэток «Оскара», миллионера и мультимагната выгнали за «отсутствие фантазии». Просто редактору надоело править ошибки в каждом слове Диснея-дислектика.
  • Американская певица Шер, чьи песни на протяжении 50 лет возглавляли рейтинги самых популярных в США, едва ли могла различить цифры 6 и 9, а читать толком так и не научилась. Ее случай оказался запущенным.
  • Ганс Христиан Андерсен писал настолько неграмотно, что издатели долгое время над ним просто смеялись. Но настоящий талант ничем не испортить… Он сочинял свои сказки в голове, и только потом изливал на бумаге. Из-за огромнейшего количества ошибок издатели долгое время возвращали рукописи будущему известному сказочнику.
  • Есть мнение, что и Леонардо да Винчи был дислектиком, поэтому делал свои записи слева направо (зеркально). Так ему было удобнее.
  • Западные звезды не стесняются сообщать, что у них дислексия, в отличие от российских. В нашей стране существует предубеждение, что дислектики — люди глупые и необразованные, что совершенно не соответствует действительности. Так, кроме уже названных, дислектиками являются (или являлись) Том Круз, Кира Найтли, Стив Джобс, Гай Ричи, Киану Ривз, Мерилин Монро, Орландо Блум, Квентин Тарантино, Дастин Хоффман, Энтони Хопкинс, Лив Тайлер, Стивен Спилберг и другие.

Личный опыт

Катя (@devochka_na_kolesax) рассказала о своей жизни с дислексией: «Диагноза у меня, как такового, конечно, нет, но с детства проблемы с восприятием букв. В школе могла писать слова без гласных. Хотя очень любила сочинения, и надеялась по ним получить 4/2 (последняя — за ошибки), а вместо оценок получала: «Катя, наверное, у тебя хорошее сочинение, но я не смогла прочитать ни слова». Читаю до сих пор по слогам, самый ужасный опыт — чтение на время. Зато, когда читаю, вижу больше, чем написано, но быстро устаю — 10 страниц воспринимается как 100. Пишу ужасно безграмотно, могу написать слово наоборот. Сложные слова практически не даются. Помню, с репетитором по английскому языку мы вместо иностранных слов учились выговаривать «микроволновка». В школе такие мои особенности никого не интересовали, лишь единицы знали. О дислексии сказал логопед. Потом мы нашли статью о дочке Леонида Парфенова, сравнили, и пазл сложился. Один мой учитель как-то сказал, что нужно пользоваться такой интересной «вещью». Я начала писать пьесы и даже достигла небольших высот. Так что это не болезнь, а особенность».

Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.