Синдром неприятия собственного тела. Девять необычных психических расстройств

Психическое расстройство, которое специалисты называют синдромом непринятия целостности собственного тела (НЦСТ), выражается в том, что человек сознательно старается ампутировать себе здоровую и функциональную конечность, потому что она кажется ему «лишней». Считается, что синдром НЦСТ в чём-то схож с анорексией (патологическое отсутствие аппетита) и дисморфофобией (чрезмерной одержимостью дефектами или особенностями собственной внешности), однако НЦСТ встречается довольно редко, поэтому учёные пока не знают механизмов его возникновения.

Человеку с НЦСТ кажется, что одна или несколько его конечностей являются «чужими» и поэтому не должны ему принадлежать, вследствие чего он собственноручно пытается их ампутировать. Как правило, такие пациенты постоянны в своих стремлениях покалечить себя, хотя иногда наблюдается изменения в предпочтениях - например, сначала человек хочет остаться без ноги, а затем переключается на «избавление» от «лишней» руки.

Чаще всего пациенты с таким психическим расстройством стараются его не афишировать (что не удивительно). Из-за того, что заболевание является чрезвычайно редким и до крайности странным, страдающие им люди чувствуют себя изгоями, что провоцирует развитие депрессии и усугубляет их психические проблемы. Наиболее эффективным способом помощи в таких случаях становится удаление причины расстройства, то есть - конечности.

Специалисты отмечают, что у некоторых людей с синдромом НЦСТ также наблюдается апотемнофилия - сексуальное возбуждение при мысли об ампутации части тела, однако пока рано утверждать, что эта патология служит причиной развития синдрома непринятия целостности собственного тела.

В последние годы медики активно изучают это жутковатое, но любопытное психическое отклонение, правда до разработки эффективных способов его лечения пока далеко. Также остаётся открытым вопрос - этично ли проводить такие операции? Конечно, хирурги не в восторге от подобных причуд пациентов, но чаще всего вынуждены исполнять их требования, потому что в противном случае человек, вероятнее всего, попытается отсечь конечность самостоятельно, что чревато различными осложнениями со здоровьем и летальным исходом.

Многие из нас критически относятся к своему телу. Одному кажется, что у него нос длинный, другому - что на талии жирка многовато, третьему - что ноги кривые. Но есть люди, которым не просто что-то не нравится в своей внешности - они считают, что некоторые части тела у-них просто лишние, а значит, их необходимо... отрезать !

В ладу со своим телом

Так и поступил американец, который называет себя Однорукий Джейсон. Всю жизнь он чувствовал, что ему мешает кисть правой руки. Она для него была лишней - как, скажем, шестой палец или хвостик. И однажды Джейсон понял, что обретет покой только после того, как избавится от ненавистной руки.

Но как сделать это быстро, чисто и, главное, безвозвратно, не оставив врачам никакого шанса руку восстановить? Надо правильно ее ампутировать... Попытки подставить кисть под колеса проходящей машины Джейсон быстро оставил, поскольку велик риск самому сильно пострадать.

После долгих раздумий он все же нашел подходящий способ - отрезал ненавистную конечность электропилой, предварительно потренировавшись на свиных ножках, которые покупал в магазине. Наконец, он запасся жгутами, бинтами, антисептиками, чтобы не умереть от заражения или потери крови, и сделал то, что замыслил.

Какое облегчение! - признался «счастливчик» в одном из интервью. - Наконец я живу в ладу со своим телом!

Единственное сожаление - Джейсон больше не может, как раньше, играть на саксофоне. На вопрос журналистов, хочет ли он еще что-нибудь себе отрезать, Джейсон ответил, что нет, теперь eго тело гармонично.

Руку за любовь

Таких людей в мире немного, всего около одной тысячи. Их состояние врачи называют многосложным термином - нарушение целостности восприятия тела (НЦВТ ). По-английски оно называется BUD - Body Integrity Identity Disorder . Люди, страдающие этим синдромом, воспринимают некоторые части собственного тела как чужеродные.

Вот так Джейсон ощущал свою руку лишней с самого детства. Родители одергивали его, когда он пристально глядел на инвалидов, не догадываясь, чем вызвано такое поведение их сына. Решение избавиться от руки пришло после того, как Джейсон, уже будучи студентом, нашел себе подругу.

На время любовь к девушке отвлекла его от мыслей о «лишней» руке. Но потом они вернулись. И принялись одолевать его с еще большей силой. Находясь рядом с любимой, Джейсон думал не о ней, а о своей мешавшей ему руке. Девушке показалось, что парень разлюбил ее, и она ушла.

Вот тогда-то Джейсон понял, что нужно положить конец этому навязчивому состоянию. И только когда парень наконец избавился от руки, его душа успокоилась, и он начал жить нормальной жизнью. Джейсон снова сошелся со своей прежней возлюбленной. Вот только правду ей не рассказал, и женщина думает, что ее возлюбленный потерял руку в результате несчастного случая.

Что может быть красивее культи?

Никто до сих пор не знает, чем вызван этот синдром - расстройством психики или повреждением какого-то участка головного мозга. Кстати, не все больные НЦВТ мечтают остаться именно без рук и (или) ног. Некоторые хотят стать паралитиками и ездить в инвалидном кресле.

А кто-то желает потерять слух или зрение. В 1970-е годы психолог Джон Мани причислил этот феномен к сексуальным расстройствам. Однако в ходе исследований выяснилось, что далеко не все больные связывают свое желание ампутации с сексуальными фантазиями.

Как бы то ни было, большинство специалистов склоняются к тому, что это именно психический сдвиг. И в самом деле, ну как относиться к мыслям юноши, который на специальном сайте для тех, кто очарован калеками, пишет следующее: «Я мечтаю стать инвалидом, чтобы моя левая нога была ампутирована на уровне середины бедра. Меня возбуждает вид забинтованных культей и завораживает то, как ампутанты ходят на костылях. Что может быть красивее культи?..»

Кстати, знаете, почему он упомянул именно середину бедра? Потому что такие люди точно знают, в каком именно месте начинается «инородная плоть» (выше идет уже свое родное тело) - ноги от середины бедра, руки на пять сантиметров выше локтевого сустава... Люди с крайней степенью болезни успокаиваются только тогда, когда избавляются от чужеродной им конечности. Никакая психотерапия им не помогает.

Доктор, отрежьте мне ногу!

Кстати, умирать никто из них не собирается. Поэтому каждый мечтает, чтобы спасительную операцию провел настоящий дипломированный хирург. Однако медики, как правило, не соглашаются оказывать такую «помощь». Известны лишь два случая такой легальной ампутации, которая была проведена одним и тем же доктором - Робертом Смитом из шотландского Королевского Фолкеркского лазарета.

Хирург ампутировал ноги двоим больным НЦВТ. Причем сделал он это не ради того, чтобы нажиться на несчастных, но исходя из собственных убеждений.

По его словам, лучше уж сделать нормальную операцию в больничных условиях, чем позволить такому пациенту самому себя искалечить и отправиться на тот свет в результате заражения или потери крови.

Постер фильма "Целый"

В результате доктор Смит стал главным героем всех британских таблоидов зимой 2000 года, но убедить общественность в своей правоте не сумел. Отныне ему навсегда запрещено практиковать. Однако другие менее щепетильные врачи проводят такие операции подпольно.

Правда, в таком случае пациент сильно рискует. Например, в фильме Мелоди Гилберта 2003 года «Целый» показано, как один такой больной отправился в Мексику, заплатил за ампутацию 10 тысяч долларов и умер от гангрены.

Чик - и пособие в кармане!

Правда, некоторые скептики уверены, что те, кто желает себя искалечить, только прикидываются психически больными. На самом деле они хотят получать пособие за инвалидность и больше никогда не работать. А настоящие калеки и вовсе злятся: им бы поменяться местами с этими чудиками и получить себе недостающие руки и ноги, чтобы начать нормально жить и не зависеть от помощи сиделок.

Следуя такой логике, некоторые участники интернет-форумов высказывают любопытные предложения: а давайте ублажим и тех и других, то есть пусть у первых отрежут то, что им мешает, и эти части тела пришьют тем, кто хочет их получить!

Разные обвинения слышала в свой адрес и 30-летняя Джуэл Шупинг , которая по собственной воле лишилась... зрения! Но девушка утверждает, что ни о каких пособиях от государства и не думала. Просто так уж случилось: ослепнуть она мечтала с раннего детства. В возрасте трех лет девочка вставала по ночам и бродила по темному дому, держась за стены.

А с шести лет упорно глазела на яркий диск солнца - потому что мама сказала ей, что если смотреть на солнце, можно ослепнуть. Лет в тринадцать она обзавелась темными очками, какие носят слепые. А в 18 лет приобрела первую в своей жизни белую трость, чтобы, закрыв глаза, постукивать ею перед собой, отыскивая дорогу.

В 20 лет девушка уже плотно общалась с обществом слепых и изучила шрифт Брайля. Родители, наблюдавшие за странным поведением своей дочери, сначала видели в нем лишь детскую игру, а потом просто эдакую причуду. И когда Джуэл действительно ослепла, не сразу поверили в то, что она намеренно сама себя покалечила.

Радость со слезами на глазах

А дело было так. Когда девушке исполнился 21 год, она решила, что пора осуществить свою мечту.

Но было страшновато, и Джуэл нашла себе помощницу. Женщина-психолог, имя которой так и остается тайной, выслушала клиентку и, подобно «доброму» доктору Смиту, согласилась ей посодействовать.

Специалистка выбрала жестокий, но верный способ: закапала в глаза девушки жидкость для чистки унитазов!

По словам Джуэл, боль была адская. Капли, стекающие по щеке, прожигали кожу. Но грело сознание того, что вот сейчас она откроет глаза и - о счастье! - ничего не увидит.

Однако капли подействовали не сразу, и Джуэл, к своему разочарованию, еще долго могла различать предметы. Врачи пытались спасти ей зрение. Но тщетно.

Теперь Джуэл не видит ровным счетом ничего. Родители, узнав о том, что она специально себя ослепила, отказались от нее. Но пострадавшую поддерживает ее 50-летний жених, тоже слепой. Правда, он потерял зрение в результате болезни. Джуэл утверждает, что нисколько не жалеет о своем поступке. Такой, как ей кажется, она и должна была родиться.

Девушка не отрицает, что она психически больна. Но это не сумасшествие, а просто, как она говорит, отклонение от нормы. И теоретически она даже согласна, что таких людей надо лечить. Однако... она счастлива.

Елена ГАЛАНОВА

BIID - синдром нарушения целостности восприятия собственного тела.

Удивительным отклонением развития гендерной идентичности является синдром нарушения целостности восприятия собственного тела (body integrity identity disorder, BIID). Люди с этим синдромом с детства испытывают чувство, что некая часть их тела им не принадлежит, и любой ценой хотят от нее избавиться. Какую-то часть собственного тела они не воспринимают как составную часть самих себя, несмотря на то что она прекрасно работает. Это приводит к всепоглощающему желанию ампутации. И только после того как ногу или руку им ампутируют, они, наконец, ощущают себя полноценными. 27% носителей этого синдрома удается найти того, кто соглашается сделать подобную ампутацию. Хирурги, которые производят такие операции, серьезно рискуют подвергнуться судебному преследованию за удаление вполне здоровой конечности.

Убеждение, что рука или голень им не принадлежат и что они хотели бы, чтобы у них парализовало одну или несколько частей тела, у таких людей нередко возникает уже с малых лет, чаще всего в детстве, иногда в юношеском возрасте. Ребенок с BIID ножницами вырезал из газет человеческие фигурки, чтобы затем отрезать им ногу, от которой сам хотел избавиться. Некоторые испытывают возбуждение или зависть, видя людей парализованных или тех, у кого нет руки или ноги, чего они и себе желали бы. Иногда именно в такую минуту они осознают, что, собственно, является их желанием. Часто они пытаются как можно больше приблизить желаемую ситуацию: например, эластичным бинтом подтягивают ногу к своему заду; носят широкие брюки, чтобы не видеть свою голень; подворачивают внутрь штанину и ходят с костылями или передвигаются в кресле-коляске.

BIID-пациенты часто годами ищут хирурга, который согласился бы ампутировать им совершенно здоровую и прекрасно действующую руку или ногу. Если им это не удается, что, разумеется, чаще всего и случается, выясняется, что две трети тех, кто в конце концов все-таки подвергается ампутации, оказались в состоянии настолько повредить нежеланный член собственного тела, что его все-таки пришлось ампутировать. Иногда это делают с опасностью для собственной жизни: например, простреливают себе коленную чашечку, отмораживают ногу или берутся за пилу. Люди с BIID к тому же точно знают, в каком именно месте должна быть сделана ампутация, и после ампутации могут указать, что такую-то часть им все-таки недорезали. После ампутации они чувствуют себя необыкновенно счастливыми и говорят, что единственное, о чем они сожалеют, что не сделали этого раньше.

Мы - это наш мозг. От матки до Альцгеймера (Дик Свааб).

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

На “Медузе” вышел очень большой и крутой материал Саши Сулим про людей с BIID – синдромом нарушения целостности восприятия собственного тела. Это крайне редкое расстройство, при котором человек начинает считать, что его/её тело нуждается в ампутации конечности. При этом речь не идёт о каких-то проявлениях шизофрении или иного тяжёлого заболевания – скорее уместна аналогия с гендерной дисфорией.

И этот материал ставит перед нами вопрос: а насколько далеко можно зайти в поддержке своего или чужого желания привести тело в соответствии с некой плохо понимаемой извне идентичностью? Сегодня мы считаем, что трансгендерам можно совершать переход, предполагающий как гормональную терапию, так и ряд операций – однако это только та аналогия, которая приходит на ум первой в силу своей очевидности. Вопрос “можно ли человеку менять своё тело странным с точки зрения окружающих образом” куда более масштабен и одними трансгендерными людьми вкупе с ваннаби он не ограничивается. Как минимум есть пластическая хирургия, которая в общем-то отличается только масштабами: если мы допускаем ломание ног с последующим их вытягиванием ради соответствия стандартам внешности, то где принципиальная грань с ампутацией той же ноги ради некой плохо формализуемого чувства внутренней идентичности?

Многие идут на диеты и усиленные тренировки, которые могут иметь столь же негативные последствия для здоровья, что и ампутация конечности. Практически весь большой спорт связан и с повышенным риском травм, и с постоянными повреждениями. Есть профессиональные заболевания и небезопасный труд. Есть, в конце концов, курение: в разы повышающее риск рака лёгких и риски преждевременной смертности от кучи других причин. Когда мы осуждаем тех, кто хочет самостоятельно отрезать себе ногу и одновременно закрываем глаза на нарушения техники безопасности при работе, непристёгнутые ремни безопасности и курение – мы не слишком-то рациональны. Я не пишу “неправильны”, но призываю задуматься – что на самом деле отталкивает в идее добровольно подвергнуть своё тело калечащему вмешательству?

С моей точки зрения, отношение людей к сохранению тела в целом довольно наплевательское. Есть совершенно обыденные и укоренившиеся в нашей культуре практики и традиции самоповреждения. При курении ущерб оказывается замаскирован отложенностью последствий, а сама практика оказывается встроена в социальные ритуалы и оправдана действием никотина: ровно то же самое, только в более экстремальной форме, можно видеть на примерах употребления инъекционных наркотиков от опиатов до жутких веществ вроде печально известного “крокодила” или толчёного коаксила (изначально неплохого антидепрессанта). Общество и государство сейчас осуждает наркотики, но, если уж пытаться рассуждать рационально, табак это тоже психоактивное вещество с большими побочными эффектами. Табак лишь появился раньше и успел прижиться в культуре: равно как и алкоголь, который в общем-то уносит больше жизней, чем MDMA, LSD, амфетамин и кокаин вместе взятые.

При нарушениях техники безопасности риск получения травм опять-таки оказывается либо вероятностен и отложен, как с раком лёгких при курении, либо уступает перед социальным давлением, которое требует “быть мужиком и эффективным работником”. Всё это описано ещё на примере французских фабричных рабочих в XIX веке, те тоже пренебрегали защитной одеждой и кожухами на приводных ремнях. В капиталистических отношениях, а равно в системе советского хозяйствования (вот недавно в архиве исторических снимков нашла характерный пример) готовность жертвовать своим телом во имя некоего дела становилась самоцелью – вопреки всяким рациональным соображениям и даже когда работодателям становилось невыгодно экономить на безопасности. А небрежение тревожными симптомами, доходящее до того, что люди, прекрасно осведомлённые о всех рисках, приходят на приём к онкологу с меланомой массой несколько килограмм, например? Когда нам кажется, что “обычные люди” себя не калечат, то это обманчивое впечатление.

Жертва телом “ради дела”, небрежение в слепой вере “само пройдёт” или ради сиюминутных ритуалов и небольших выгод считается в наши дни оправданной. Пластическая хирургия, покуда она меняет тело в сторону “идеала” – тоже вполне приемлема, хотя зачастую уже осуждается как “блажь”. Практика калечащих операций на женских гениталиях или ритуального шрамирования/выбивания зубов при обряде инициации, бинтование ног девочкам в Китае или сдавливание черепов детей у целого ряда разных народов – тоже существовали на протяжении тысяч лет, являя другой пример “калеченья в рамках нормы”.

Отдельно хочется проговорить и реакции типа той, что была высказана одним из читателей в чате “Медузы” с обсуждением материала (по правилам редакции чат самоуничтожается через сутки, так что ссылку, увы, не дам):

Я себя считаю прогрессивным человеком (иногда даже слишком), но за такое надо бить и героев статьи, и автора. Ни к чему не призываю, ничего не разжигаю.

Текст: АБС
24.09.2008

Психов в мире великое множество (даже, помнится, Ёжик в тумане встретил одного)... Но если большинство страдают банальными шизофрениями да параноями, то некоторым удается весьма впечатляюще выделиться даже на этом фоне. Aloepole собрало для вас девять самых необычных психических расстройств. Как вам, например, синдром «Алисы в стране чудес», а?

Фантом конечности

Он же синдром ложного ощущения ампутированной конечности. Люди, страдающие этим расстройством, ощущают, что их ампутированная конечность (или даже удаленный органP да хоть тот же апендикс) все еще при них. Чуть ли не 80 процентов перенесших ампутацию рискуют заполучить взамен такие вот специфические ощущения. Зачастую люди продолжают испытывать боль в ампутированных конечностях (так называемые фантомные боли), а многие физические чувствуют жестикуляцию ампутированных рук. В самых тяжелых случаях больные считают, что отсутствующая конечность действует самостоятельно, не подчиняясь их воле.

Нарушение целостности восприятия тела

Люди с НЦВТ стремятся к ампутации здоровой части своего тела. Они испытывают мучительные ощущения, что с их телом не все в порядке и ноги или руки просто-напросто лишние. Частично они пытаются решить проблему, к примеру, парализацией конечностей или. Многие доходят до того, что калечат себя сами, тем более что случаев, когда на подобную операцию решались врачи, пока еще очень мало (и законность их сомнительна). После операции больные (будем все-таки называть их так) свидетельствовали о наступившем облегчении и долгожданной гармонии с собственным телом.

Мифомания

Или истерическое фантазирование. Выражается в навязчивом стремлении лгать без какой-либо внешней мотивации. Впрочем, часто истерический лгун действительно верит в то, что говорит, и ему приходится создавать действительно нетривиальные построения, чтобы вписать в свою систему мира какие-нибудь не особо удобные факты. У мифомании есть три отличительных признака: во-первых, ложь всегда несет в себе элемент правды это все же не психоз, и будучи припертым к стенке, обманщик вполне способен сознаться во лжи. Во-вторых, такая ложь не бывает спровоцирована каким-либо событие или ситуацией. Она идет как бы фоном к существованию больного. И, наконец, в-третьих, рассказываемые байки обычно выставляют героя в положительном светеP храбрым, знаменитым или хотя бы богатым. За пределами своей роли мифоманьяк обычно не врет.

Синдром «Алисы в стране чудес»

Или микропсия. Состояние, при котором у больных искажается восприятие времени, пространства и собственного тела. Люди могут казаться им лилипутами, а собственные руки, ноги или голова могут произвольно менять форму и размер субъективно, конечно. Также могут уменьшаться нематериальные объекты или даже их части по-отдельности.

Синдром иностранного акцента

Крайне редкое (с 1941-го по 2006-ой год зарегистрировано лишь пятьдесят случаев) расстройство, почти всегда связанное с повреждениями мозга (в результате травмы или инсульта). Человек с синдромом иностранного акцента начинает говорить на родном языке... с иностранным акцентом. Так, в 1941-ом году норвежка Астрид Л. (нет, не Линдгрен, та шведка), получившая ранение головы при бомбежке, выздоровев, стала говорить по-норвежски с сильным немецким акцентом. Земляки-норвежцы, говорят, очень над ней подшучивали.

Синдром втягивания гениталий

Он же Коро. Странное душевное расстройство, при котором пациент считает, что его пенис (или грудь, если заболевает женщина) втягивается уменьшается, втягивается внутрь тела, и когда втянется полностью, человек умрет. Больной начинает принимать меры по самоспасению не спит, следит, вешает гирьки и так далее. Еще странный факт заболевание встречается только в Азии, и даже еще точнее в Юго-Восточной Азии (Южный Китай, Сингапур, Таиланд, и т.д.). Нередко заболевание приобретает характер локальной эпидемии то есть люди целыми деревнями сидят и боятся, что их пенисы исчезнут. Со временем все симптомы бесследно проходят.

Синдром Стендаля

Изначально описанное Стендалем чувство экзистенциального ужаса, охватывающее некоторых европейцев при посещении Флоренции и созерцании, например, «Мадонны» Рафаэля. Другие симптомы учащенное сердцебиение, головокружение, припадки, возможны галлюцинации. По большому счету, синдром может настигнуть где угодно, но по поводу Флоренции есть одно любопытное наблюдение. Синдром Стендаля никогда не поражает местных жителей и никогдаP японских туристов. У японских туристов свои бич парижский синдром, заболевание примерно с теми же симптомами, столько часто охватывающее японцев в Париже, что в их французском посольстве даже действует круглосуточная горячая телефонная линия для пострадавших.

Синдром Капгра

Бред отрицательного двойника. У страдающего этим синдромом возникает бредовое убеждение, что кто-либо из его близких заменен идеально похожим двойником. Иногда двойник заменяет самого больного, тогда больной начинает списывать на двойника свои плохие поступки. Есть и противоположное заболевание, синдром Фреголи. При нем человек убежден, что его окружают не разные люди, а один и тот же человек, удачно под них маскирующийся. Часто сочетается с манией преследования, что неудивительно.

Бред Котара

Бред отрицания редкое душевное расстройство, «мания величия наоборот». У пациента наблюдаются бредовые идеи, что он мертв или не существует. Что он разлагается, что у него нет сердца, крови или вообще внутренних органов, иногда что он при этом бессмертен. Другие вариации я самый жуткий в мире преступник, я причинил человечеству величайшее зло, я заразил весь мир СПИДом, Земля мертва, мир пуст и безжизнен. Все это на фоне депрессии и тревожных состояний психики.




Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.