Медицинская психология. Что изучает медицинская психология

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи :

  • - изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
  • - изучение влияния тех или иных болезней на психику;
  • - изучение различных проявлений психики в их динамике;
  • - изучение нарушений развития психики;
  • - изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
  • - разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
  • - создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях .

В медицинской сфере часто используется термин "клиническая психология". Порой понятия "медицинская психология" и "клиническая психология" используются как синонимы. Этого мнения придерживались, например, М. С. Роговин (1969), А. Е. Личко и Н. Я. Иванов (1992), Ю. Ф. Поляков (1996) . Однако представление других авторов в отечественной психологии (Н. В. Иванов, В. М. Блeйхер, В. М. Банщиков) сводится к пониманию клинической психологии как области медицинской психологии, имеющей прикладной характер и ориентированной на потребности психиатрической, соматической и неврологической клиники .

В зарубежной психологии область психологии, которая в отечественной науке относится к медицинской психологии, чаще всего носит название клинической психологии. При этом предмет клинической психологии может пониматься по-разному. Клинические психологи изучают психические расстройства при различных заболеваниях, занимаются исследованием особенностей личности и психологическим консультированием, разрабатывают способы устранения признаков дезадаптивного поведения.

Клиническая психология направлена на решение задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической). К разделам клинической психологии относятся патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.

В патопсихологии изучаются болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Ценность патопсихологии в медицинской практике заключается в разработке и применении методик диагностики психических нарушений у больных людей. Патопсихолог, по мнению известного российского специалиста в области медицинской психологии Б. В. Зейгарник, должен быть, прежде всего, психологом и вместе с тем быть хорошо осведомленным в теоретических основах и практических запросах психиатрической клиники . Прикладное значение патопсихологии особенно высоко в психиатрии. Патопсихология необходима для установления степени и определения структуры интеллектуального дефекта, проведения экспертизы, а также при оценке эффективности лечения. В патопсихологии изучаются нарушения сознания и личности, восприятия, памяти, мышления.

Патопсихологию как область научных и практических психологических знаний не следует путать с психопатологией. Психопатология - это учение о патологии психики, ее болезненных изменениях. Психопатология является разделом психиатрии (т.е. медицины) и занимается клиническим описанием признаков психических заболеваний (при этом используются такие медицинские понятия, как этиология, патогенез, симптом, синдром). Она изучает закономерности развития психической болезни.

Остается дискуссионным вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии. Обе пауки изучают расстройства психики, но пользуются при этом разными методами. Патопсихология изучает психические расстройства методами психологии (патопсихологический эксперимент, тестирование), а психопатология в основном прибегает к клиникоописательному методу . Наиболее авторитетные специалисты в области патопсихологии в нашей стране - Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В. М. Блейхер, И. В. Крук.

В. М. Блейхер и И. В. Крук (1986) выделяют следующие задачи, стоящие перед практической патопсихологией:

  • 1) получение данных для диагностики;
  • 2) исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией - оценка эффективности проведения лечебного процесса;
  • 3) участие в экспертной работе - военной, медико-социальной, судебной, психолого-медико-педагогической экспертизах;
  • 4) участие в реабилитационной работе;
  • 5) исследование недостаточно изученных психических заболеваний, а также структуры психических нарушений при некоторых неврологических и соматических заболеваниях;
  • 6) участие в психотерапии .

Психические нарушения человека нередко бывают связаны с нарушениями деятельности мозга в результате травмы. Поэтому в качестве раздела медицинской психологии часто называют нейропсихологию , которая исследует зависимость психических явлений от физиологических процессов, протекающих в мозге. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций, изменения психики больных при локальных поражениях головного мозга. В нейропсихологии исследуются нарушения восприятия (агнозия), произвольных целенаправленных движений и действий (апраксия), расстройства различных форм речевой деятельности (афазия), нарушения памяти (амнезия), внимания, мышления, эмоций. Новые приемы для ранней и точной диагностики локальных поражений мозга, созданные в нейропсихологии, позволяют разрабатывать и применять научно обоснованные методы восстановления психических функций. Основоположником нейропсихологии в России был А. Р. Лурия. В последние десятилетия в области нейропсихологии активно работают также Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова.

Важнейшее направление работы медицинских психологов - работа с соматическими больными . Взаимосвязь психических функций человека и соматических заболеваний известна давно. Появление термина "психосоматический" относится к 1818 г., когда немецкий врач Иоганн Хайнрот впервые предложил его для обозначения связи между психологическими конфликтами и физическими болезнями. В 1825 г. Якоби использовал родственное понятие "соматопсихика". Зарождение психосоматической медицины связывают с психоаналитическими работами 3. Фрейда .

В настоящее время доказано, что в происхождении таких заболеваний, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, гипертония, важная роль принадлежит психическому фактору. Известно, что сильные душевные волнения, длительные стрессовые переживания могут отрицательно повлиять на организм и вызвать соматические заболевания. Эта связь психического фактора с возникновением и развитием соматических и нервно- психических заболеваний получила выражение в названии "психогенные заболевания". С другой стороны, некоторые нервно-психические нарушения, личностные особенности человека возникают в связи с соматическими заболеваниями. Такие изменения в психике пациента принято называть соматогениями. Так, при сердечно-сосудистой патологии больные испытывают тревогу, страх, особенно во второй половине дня. При желудочно- кишечных заболеваниях пациенты подавлены, раздражительны, проявляют ипохондрию (повышенные опасения за свое здоровье). При туберкулезе характерны частые проявления эйфории (беспричинное состояние чрезмерной веселости, характеризующееся благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью). Поэтому медицинский психолог должен уделять внимание пациентам, часто и хронически болеющим. Они очень ранимы, отличаются раздражительностью, вспыльчивостью, обидчивостью, слезливостью.

Как одна из областей общей психологии, медицинская психология представляет собой научное направление, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические медицинские аспекты психологических отклонений у людей.

Предметом изучения этой дисциплины являются вопросы психологии индивидуумов, которые связаны с выявлением провоцирующих патологии факторов, предупреждением, лечением и профилактикой заболеваний. Совместившая в себе медицинские и психологические понятия, эта область науки играет особую роль в плане сохранения физического и укрепления психологического здоровья у населения. Что подразумевает под собой данный термин и какую нишу занимает медицинская психология в России, мы расскажем в этой статье.

Самостоятельное направление психологической деятельности

С появлением науки психологии, изучающей закономерности появления и проявления психики на разных этапах ее развития, возникли такие направления, как общая и медицинская психология. И в то время как общая – детально рассматривает психические функции (их формирование и реализацию в практических условиях), медицинская – изучает функционирование на фоне протекающих в организме человека заболеваний.

В рамках данного научного познания, которое является самостоятельной областью психологии, проводится работа по исключению факторов, вызывающих психологические отклонения у людей, а также лечение и психокоррекционное воздействие на заболевание. Таким образом, медицинская психология изучает закономерности «работы» психики пациентов и деятельность медперсонала, осуществляемую в отношении больных людей.

Данное научное направление занимает определенное место в медицинской практике. Связано это с самим объектом изучения, так как медицинская психология и направлены на изучение изменений психологического состояния человека, возникающих на фоне патологических отклонений.

Как области научного познания, медицина, общая психология и медицинская психология имеют несколько точек соприкосновения в рамках данного учения:

  • Психологические особенности деятельности медицинского сотрудника при выявлении и терапии того или иного заболевания.
  • Коррекционные методы влияния на психику пациента, применяемые в ходе его лечения.
  • Психотерапевтическое воздействие на человека.

Эта наука имеет непосредственную связь в различными дисциплинами, представляющими основу медицины (терапия и педиатрия, неврология, акушерство, логопедия и пр.). Поэтому она имеет немаловажное значение для подготовки профессиональных кадров и предусматривает специфические приемы воздействия в рамках их практической деятельности.

К основным задачам психологии в медицине относятся следующие:

  • Мониторинг психологических индивидуальных особенностей пациентов.
  • Оценка изменений психологического здоровья и функций, возникающих на фоне патологий различного характера.
  • Изучение психической сферы взрослых и детей, которые меняются при психических, соматических и неврологических нарушениях.
  • Оценка значимости факторов воздействия в ходе проведения терапевтической деятельности, а также при диагностике и профилактике заболеваний.
  • Анализ поведенческой деятельности и применения профессиональных навыков медицинскими работниками во время лечения людей с патологиями.
  • Оценка и изучение характера взаимоотношений, возникающих между пациентом и медперсоналом, который ответственен за проведение диагностики и лечения больного.
  • Разработка специфических приемов и принципов, представляющих основы медицинской психологии и позволяющих проводить клинические исследования, применять коррекционные методы и психотерапевтическое воздействие, от которого зависит успешность лечения пациентов в клинике.

В рамках медицинской психологии детально изучаются основные разделы медицины, которые играют немаловажную роль в терапевтической деятельности, а именно:

  • Признаки и симптомы заболеваний, позволяющие судить о появлении отклонений.
  • Причины и природа появления патологий.
  • Терапия больных и уход за ними во время лечения.
  • Предупреждение и профилактика болезней.
  • Повышение стойкости организма человека к воздействию болезнетворных факторов.

В соответствии с этим можно выделить основные направления, которые являются предметом изучения медицинской психологии:

1. Психические особенности заболеваний в динамике.

2. Роль и состояние психического здоровья больного в появлении, протекании и профилактике нарушений, а также в ходе проводимых гигиенических мероприятий.

3. Значимость влияния заболевания на психологическое состояние пациента.

4. Ход развития нарушений психики.

5. Приемы, принципы и способы психологической экспериментальной деятельности в клинике.

В то же время не все психологические школы единогласно принимают цели, предмет и задачи медицинской психологии. Так, например, одни полагают, что она должна более детально раскрывать тему психических расстройств на фоне конкретных заболеваний.

По мнению других, основной задачей медицинских психологов должно быть рассмотрение особенностей психологического состояния больных для применения в отношении них соответствующих приемов коррекции. Есть и такие, кто считает задачей данной науки разработку специальных коррекционных программ под дезадаптивные терапевтические картины и дезадаптивные поведенческие приемы.

Какие вопросы решает научное исследование

На самом же деле медицинская психология (МП) подразделяется на две ветви, которые занимаются разными психологическими исследованиями и потому имеют различные задачи. Так, существуют общая и частная медицинская психология, которые отличаются направлениями осуществляемой научной деятельности.

При этом общая МП состоит из нескольких разделов, предметом изучения которых являются закономерности психологии пациента и врача, взаимоотношения между ними, особенности лечебного заведения и характер влияния заболевания на состояние больного. Помимо этого общая медицинская психология детально рассматривает вопросы деонтологии и гигиены в рамках проводимой терапевтической деятельности.

В то же время к задачам частной медицинской психологии относят изучение особенностей течения заболеваний и характера возникающих психических процессов, состояний пациента на разных этапах проведения терапии, индивидуальных аспектов психики в рамках конкретных отклонений. Также частной МП рассматриваются особенности психологического фона у людей с отклонениями в развитии и дефектами (слепых, немых, глухих), а также у страдающих от алкоголизма и наркомании пациентов.

Таким образом, можно смело сказать, что в целом предмет медицинской психологии выявляет и изучает объективные закономерности функционирования различных психологических явлений в зависимости от клинической картины заболевания и лечебного процесса. Особое внимание МП уделяет особенностям деятельности и поведения пациента в клинике, которые могут помочь выявить причину болезни и повысить успешность лечения для сохранения здоровья человека и улучшения сопротивляемости его организма провоцирующим факторам в дальнейшем.

Разработкой теоретических и практических приемов, коррекционных программ медицинской психологии изначально занимались зарубежные квалифицированные специалисты, благодаря которым данное научное ответвление стало развиваться как самостоятельная область. Широкое распространение данное понятие получило на Западе еще в начале XIX века, когда медицинские психологи стали более активно заниматься вопросами медицины, проблемами пациентов с психическими отклонениями и их взаимодействия с врачами.

Благодаря практической деятельности западных специалистов медицинская психология в России начала активно развиваться уже в начале XX столетия. В настоящее время регулярно издается научный журнал с одноименных названием, освещающий деятельность врачей в данной области. Также детально ознакомиться с хронологией и поэтапным развитием этого научного направления, предметом его изучения и задачами поможет учебное пособие «Основы общей и медицинской психологии», автором которого является Д.А. Шкуренко.

Изучая материалы по развитию данного научного направления, можно понять, что современная медицинская психология подразделяется на два направления, связанные с применением психологии в клиниках разной специализации. Так, например, одна из областей МП связана с использованием в лечебных заведениях коррекционных приемов для пациентов с неврологическими и психическими отклонениями.

И в данном случае наука рассматривает изменения состояния больного на фоне нарушений в структуре или функционировании головного мозга, возникших из-за приобретенных или врожденных патологий. Вторая же область МП имеет непосредственную связь с диагностикой и лечением болезней соматического характера, которые возникают по причине влияния психических факторов на происходящие в организме человека соматические процессы.

Какими методами руководствуются специалисты отрасли

Методы медицинской психологии, которые активно применяются в клинической практике на сегодняшний день в рамках данного научного направления, можно разделить на основные, к которым относятся экспериментальные исследования и наблюдение, и вспомогательные (получение дополнительных сведений в ходе опроса и тестирования пациентов, анализ полученных материалов и т.д.). Завершающей стадией исследований, в которых применяются методы МП, является написание экспертного заключения на основании полученных результатов.

К примеру, тестирование по системе Вине-Симона, ориентированное на разные возрастные категории. Эти тесты помогают определить степень умственного развития по количеству выполненных заданий в соответствии с фактическим возрастом человека. О свойствах позволяет судить средний показатель решенных задач в процентах. И если в результате исследования пациент демонстрирует недостаточный уровень интеллекта (менее 70%), это может указывать на наличие у него олигофрении.

Есть еще одна система тестов (Векслера), посредством которой можно проводить оценку интеллекта и индивидуальных особенностей/качеств взрослых пациентов и детей. Данная система состоит из 11 пунктов: 6 тестов для устного опроса и 5 тестов – это практическая деятельность (распознавание объектов, их сравнение, систематизация, складывание отдельных элементов и т.д.).

Это лишь часть методов, которые применяются в рамках медицинской психологии. Но стоит заметить, что все они являются лишь дополнением к общей клинической картине обследования и лечения больных, позволяя дать максимально точную оценку личностных психологических качеств испытуемых. Автор: Елена Суворова

медицинский психология наука

Медицинская психология, включает в себя следующие разделы:

1.) Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В.М. Бехтеревым и С.С. Корсаковым .

В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии патопсихологии в России большую роль сыграли идеи Л.С. Выготского .

Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики . Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется, прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

Патопсихология использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила патопсихология детского возраста, в которой на основе положения Выготского о «зоне ближайшего развития» разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

Методы медицинской психологии, не отличаясь в принципе от методов общей психологии, конкретизируются в зависимости от характера болезни. Особое внимание медицинской психологии уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания.

2). Анамнез (греч. anamnesis -- воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни.

Анамнез -- неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза болезни. Различают общий анамнез и анамнез данного заболевания. В общий анамнез входят ответы на следующие группы вопросов: заболевания родителей и ближайших родственников (наследственные заболевания, злокачественные опухоли, психические заболевания, туберкулёз, сифилис и др.); предшествующие данному заболевания и операции, образ жизни (семейное положение, условия питания), привычки (употребление алкоголя, курение), половая жизнь, условия труда, все бытовые условия.

Анамнез данного заболевания касается начала болезни, течения и лечения её до дня исследования. Анамнез собирают из рассказа самого больного или окружающих его лиц.

В ветеринарной практике анамнез собирают, опрашивая ухаживающих за животными, изучая документальные данные (истории болезни и т. п.). Устанавливают происхождение животного и состояние здоровья его родителей, наличие заболеваний в хозяйстве, которому принадлежит животное, условия ухода и содержания (характеристика кормления, водопоя, помещения для животного, условия эксплуатации). Выясняют предшествующие заболевания, время возникновения данной болезни, её признаки, случаи подобной болезни в хозяйстве, сведения о примененном лечении.

3). Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса - все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного.

Стресс (от англ. stress -- давление, нажим, напряжение),

  • 1) в технике -- внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию.
  • 2) в психологии, физиологии и медицине -- состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома .

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях..

Дальнейшее развитие медицинской психологии приводит к выделению в ней таких её ответвлений, как клиническая психофизиология (клиническая психосоматология) и клиническая нейропсихология , психологические проблемы дефектологии и патопедагогики. Медицинская психология является основой психотерапии и психогигиены .

4) Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга ; развивалась как раздел неврологии .

В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными.

Лишь во 2-й половине 19 в. в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий -- центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым.

Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий -- аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры -- аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.

Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии .

В России проблемами нейропсихологии занимаются на кафедре нейропсихологии факультета психологии МГУ, в ряде лабораторий и неврологических клиник. Большой вклад в разработку нейропсихологии внесли учёные др. стран: Х.Л. Тойбер и К. Прибрам (США), Б. Милнер (Канада), О. Зангвилл (Великобритания), А. Экаэн (Франция), Э. Вейгль (ГДР). Проблемам нейропсихологии посвящены специальные журналы «Neuropsychologia» (Oxf., с 1963). «Cortex» (Mil., с 1964) и др. Имеется международное общество нейропсихологии.

5) Психотерапия (от психо... и греч. therapйia -- лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель психотерапии -- устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование научной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, который объяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальных методов психотерапии связаны с деятельностью Ж.М. Шарко , В.М. Бехтерева и многие др. Определенное влияние на развитие психотерапии оказал метод психоанализа , усиливший внимание к миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее -- в 1-й половине19 в. -- школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнета греха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психических заболеваний. Психотерапия в СССР основывается на данных медицинской психологии и физиологии высшей нервной деятельности , клинико-экспериментальном методе исследования.

Различают общую и частную, или специальную, психотерапию. Под общей психотерапией понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания , предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая психотерапия -- необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная психотерапия -- метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы , психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) психотерапию, внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе , отвлекающую психотерапию, аутогенную тренировку , коллективную психотерапию и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). Психотерапия неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным.

6) Психогигиена, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Теоретическая основа Психогигиена -- социальная и общая психология, психотерапия , социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности . Первый специальный труд «Гигиена страстей, или Нравственная гигиена» принадлежит Галену . Исходная для Психогигиены идея зависимости психического здоровья людей от условий их общественной жизни была выдвинута Ж.Ж. Кабанисом . Основоположник Психогигиена в России И. П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. Для Психогигиены в России характерно преимущественное внимание к таким социальным мерам, как улучшение условий труда и быта, последовательное формирование у подростков активных социально-ценных установок, профессиональная ориентация, способствующая реализации этих установок, а также к психогигиеническому просвещению и обучению специальным методам управления собственным психическим состоянием и самочувствием. Важный метод Психогигиены-- диспансеризация лиц с нервно-психическими нарушениями. К актуальным задачам П. относятся предупреждение психических травм у детей и разработка способов рационализации процесса обучения в средней и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психических перегрузок). В связи с последствиями научно-технической революции возрастает значение управления психологическим климатом в больших и малых социальных группах, а также методов повышения психической стойкости работников профессий повышенной сложности. Разделы Психогигиены: производственная (Психогигиена труда), умственного труда, половой жизни и семейных отношений, детей и подростков, людей пожилого возраста.

Медицинская психология

(от лат. medicus - врачебный, лечебный) - отрасль психологии , изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека , обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является , включающая патопсихологию , нейропсихологию и соматопсихологию . Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: , , , .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Медицинская психология Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Виды.

Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. medical psychology ) - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. ).

Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А . Р .) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б . В .). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем - мозговой организации высших психических функций , соотношения развития и распада психической деятельности и др. - позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. - важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. . (Ю. Ф. Поляков.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "медицинская психология" в других словарях:

    Медицинская Психология - раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения… … Психологический словарь

    Медицинская психология - Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология обширный раздел прикладной психологии (на стыке с… … Википедия

    Медицинская психология - раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья. Первая попытка обоснования М. п. принадлежит немецкому психологу и философу 19 века Р. Г. Лотце. Наиболее… … Большая советская энциклопедия

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях … Словарь терминов по психологическому консультированию

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Психическое здоровье выступает одной из необходимых составляющих социального благополучия личности, уровня его физического комфорта и трудоспособности. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые к развитию и совершенствованию системы здравоохранения, за последнее столетий в мировых странах многократно выросла распространенность психических расстройств.

Подходы к дефиниции медицинской психологии

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие медицинской (клинической) психологии - научной области, призванной решить наиболее сложные проблемы современности. Специфика статуса научного направления заключается в его междисциплинарном характере, позиции на стыке медицинских и психологических знаний и практик. Выступая самостоятельной научной областью, медицинская психология не утрачивает связей ни с медициной, ни с психологией.

Определение 1

На современном этапе своего развития медицинская психология представляет собой самостоятельный раздел медицинских знаний, который включает психологические проблемы, возникающие у людей на различных этапах развития заболеваний в различных условиях обращения за медицинской помощью.

В центре внимания науки – психология больного, психологическое состояние личности, которое имеет решающее значение в возникновении заболевания, обуславливает особенности его течения, определяет развитие и успех лечения.

Задачи медицинской психологии

В процессе оказания медицинской и психологической помощи медицинская психология направлена на решение ряда актуальных задач, включая психологический анализ природы заболеваний, в частности нервно-психических, исследование психических болезней; изучение всего диапазона пагубных и благотворных влияний на личность.

Определение 2

Предметом научной области выступает исследование многообразных проявлений психики больного, их влияние на болезнь и здоровье, обеспечение оптимальных условий, психологически целебных влияний.

Медицинская психология призвана оптимизировать контакты между пациентом и врачом, способствовать быстрейшему и полному выздоровлению, предупреждению возникновению заболеваний.

Общая и частная медицинская психология

Медицинская психология может быть условно разграничена на общую и частную.

Определение 3

В центре внимания общей – основные закономерности психических состояний больного (выработка критериев болезненной, частично измененной и нормальной психики), психология медицинского работника, психология повседневного взаимодействия пациента и врача, психология атмосферы лечебных организаций.

Определение 4

Частная клиническая психология исследует ведущие аспекты профессиональной деятельности медицинского работника в процессе его взаимодействия с конкретным пациентом при определенных заболеваниях.

Болезнь как базовая категория медицинской психологии

Любое заболевание выступает патологическим состоянием не отдельных органов, но всего организма в целом, соответственно, и лечение должно носить комплексный характер.

В современной медицине патологические состояния условно подразделяются на:

  • внутренние (соматические), при которых патологические трансформации осуществляются в системах и органах человеческого тела;
  • нервные заболевания. Патологические состояния данного типа чаще всего носят системный характер;
  • психические болезни, сущность которых заключается в расстройстве специфически субъективных, идеальных, рассудочных форм человеческой деятельности. Патологии данного вида находят свое отражение в изменениях продуктивности, результативности целенаправленной деятельности, изменениях последовательности, полноты и адекватности психомоторики, пантомимической выразительности, неадекватности оценок окружающих и пр.

Вне зависимости от характера заболевания, патологическое состояние приводит к изменениям психики личности. Снижение негативных переживаний, стрессовых состояний вследствие психических изменений выступает одной из наиболее актуальных задач медицинской психологии.

Таким образом, клиническая психология выступает одним из перспективных научных направлений, позволяющих оптимизировать психологическое состояние больного человека, способствующих быстрейшему и полному выздоровлению личности.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.