Дидактический материал. Обследование и коррекция высших психических функций больных с инфарктом головного мозга

Страница 10 из 23

Афазия

Афазия (aphasia, от греч. phasis - речь, а - отрицание) - расстройство речи, обусловленное поражением тех отделов коры головного мозга, где локализуются функции второй сигнальной системы, или путей, по которым кора связана с первой сигнальной системой. В пределах последней происходит анализ и синтез раздражений, поступающих в организм через органы чувств из внешней и внутренней среды. Вторая сигнальная система осуществляет анализ и синтез речи, т. е. слов, которые, по выражению И. П. Павлова, являются «сигналом сигналов».
В понятие афазии включаются: сенсорная афазия, моторная афазия, алексия, аграфия, амнестическая афазия.
В случае речевых расстройств нельзя говорить о какой-либо узкой локализации очага поражения в коре, но все же клиникоанатомические параллели свидетельствуют о существовании в пределах коры левого полушария (у правшей) зон, поражение которых ведет к развитию преимущественно того или иного типа нарушения речи - сенсорной афазии, моторной афазии и т. п. Афазия
чаще всего наблюдается у больных с нарушениями мозгового кровообращения или опухолями головного мозга.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия - нарушение понимания устной речи - обычно сочетается с расстройством функции чтения, т. е. алексией.
В редких случаях способность читать сохранена. К сенсорной афазии не могут быть отнесены дефекты речи, обусловленные глухотой вследствие поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов (отит или неврит слуховых проходов).
Сенсонсорная афазия возникает при поражении левой височной области (у правшей) в зоне корковых ветвей средней мозговой и prop и и (a. cerebri media), теменной или задней височной артерии (a. parietalis, a. temporalis posterior). Анатомически чаще наблюдаются очаги поражения в задних отделах верхней височной извилины (поле 22).
В табл. 16 приведены методы исследования устной речи у сенсор ного афазика. Тесты даны в порядке возрастания их сложности.
Если у больного помимо сенсорной имеется и моторная афазия (см. ниже), необходимо подобрать такие тесты, при выполнении которых исследующего мог бы удовлетворить краткий ответ больного (да, нет) или просто кивок головы.
В случаях когда у больного имеется апраксия (нарушение действования; см. ниже), пригодны тесты, не требующие от него какого-либо действия (манипулирование руками и т. п.), а только устного ответа.
Степень нарушения понимания устной речи может быть различной. В тяжелых случаях больной не понимает ни одного слова и относится к речи, как к шуму, лишенному всякого смысла и значения (тотальная афазия). В случаях средней тяжести больной может понимать отдельные слова, наиболее употребляемые с детства простые фразы (частичная сенсорная афазия). В легких случаях затруднения возникают только в понимании сложных в смысловом отношении фраз, пословиц, рассказов, анекдотов (легкая сенсорная афазия).
Вместе с тем сенсорный афазик излишне многоречив (речевое недержание или логоррея). Вследствие выпадения контроля над речью (больной полностью или частично не понимает что говорит) речь становится дефектной. Прежде всего отмечаются нарушения в структуре слова - замена или перестановка букв в нем (литеральная парафазия) или чаще - замена слов ими по слуховому, а не смысловому сходству (вербальная). Сенсорный афазик нередко застревает на каком-либо одном слове и совершенно бессмысленно вставляет его в последующие фразы (персеверация). В других случаях может страдать структура предложения (аграмматизм).
Таблица 16
Исследование сенсорной афазии


Вид
исследования

Методика исследования

Особенности исследования

Понимание смысла слов

Врач называет вслух ряд окружающих предметов и просит больного показать их. Например: «Покажите, где простыня, где подушка, где стакан?»

Все задания должны даваться только через слово, недопустимы подсказки с помощью жестов

Понимание и выполнение простых инструкций

Врач просит больного выполнить несколько заданий. Например: «Покажите язык, закройте глаза, поднимите правую руку, возьмите стакан в левую руку...»

Правильно ли выполняются простые задания и более сложные инструкции

Понимание и выполнение сложных инструкций

Врач просит больного выполнить несколько сложных заданий. Например: «Когда я подниму правую руку, возьмите левой рукой стакан и поставьте его в центре тумбочки»

Сразу ли больной понимает обращенную к нему речь или приходится несколько раз повторить задание

Способность различать правильные и неправильные в смысловом отношении фразы

Врач говорит больному несколько сходных в звуковом отношении, но различных по смыслу фраз, правильных и неправильных. Например: «Волк съел козленка, так может быть? Волк съеден козленком, может быть так? Лисица съела зайца и заяц съеден лисицей - это одно и то же или нет?»

Какие имеются дефекты речи (парафазия, персеверация, жаргонофазия)

Понимание смысла рассказа

Врач рассказывает коротко, но динамично какую-либо историю и затем просит больного повторить ее содержание или сказать, кто герой рассказа, что стало с действующими лицами и т. п.

Чистая ли это форма сенсорной афазии или имеются элементы моторной афазии, алексии, аграфии

Все эти нарушения делают речь непонятной для окружающих, больной говорит очень много, но понять его трудно, а иногда и невозможно («салат» из слов).

Моторная афазия

Моторная афазия - нарушение устной речи - сочетается обычно с расстройством письма - аграфией. В редких случаях письмо может быть неизмененном. Необходимо отличать от моторной афазии нарушения устной речи, которые связаны с дефектами исполнительного речевого аппарата (афония и дисфония при параличах или парезах голосовых связок, мягкого нёба; анартрия или дизартрия при параличах или парезах мышц языка, губ; скандированная речь при поражениях мозжечка). У моторного афазика исполнительный речевой аппарат не поврежден, но больной «не знает, как сказать», так как у него распались сложные речевые двигательные условные рефлексы, необходимые для произнесения буквы, слога, слова и, наконец, фразы.
Моторная афазия возникает при поражении левой лобной области (у правшей) в зоне передних корковых ветвей средней мозговой артерии - a. precentralis, васкуляризирующих нижнюю лобную извилину, центральную покрышку, ограду, островок, чечевичное тело. Анатомически часто находят поражения в извилине 1>рока- оперкулярной части нижней лобной извилины (поля 44 и 45).
В табл. 17 приведены методы исследования устной речи у моторного афазика. Тесты даны в порядке возрастания их сложности.
Степень нарушения устной речи может быть различной. В тяжелых случаях речь вообще невозможна (тотальная моторная афазия) или ограничивается несколькими привычными словами или междометиями. В случаях средней тяжести у больных остается небольшой запас наиболее простых слов (мама, папа, дай и т. п.). В легких случаях речь сохранена, но характерны нежелание больного говорить, бедность словарного запаса. Во время разговора у больного часто возникают затруднения в подборе нужного слова. Иногда отмечается парафазия - литеральная (замена или перестановка букв в слове), реже - вербальная (замена глоп в предложении), а также персеверация (застревание на каком-либо слове) и аграмматизм. Повторение и рядовая речь нарушены обычно меньше, чем спонтанная речь.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия (aphasia amnestica, от греч. mnesis - память, а - отрицание)-нарушение называния знакомых предметов, животных, окружающих вещей.
Амнестическая афазия иногда сочетается с сенсорной афазией, но нередко может существовать в качестве самостоятельного расстройства. Анатомически у больных амнестической афазией находят очаги поражения на стыке височной, теменной и затылочной областей слева (у правшей), в зоне разветвления корковых ветвей средней мозговой артерии (задневисочная артерия - a. temporalis posterior) и корковых ветвей задней мозговой артерии (задненаружная ее ветвь, a. cerebri posterior, поле 37).
Для исследования амнестической афазии врач показывает
больному ряд знакомых предметов (карандаш, ручка, часы, стакан и т. д.) и просит их назвать. Больной часто стремится назвать предмет описательно (вместо слова «карандаш» - это, чем писать, вместо слова «стакан» - это, из чего можно пить). Подсказка первого слога часто помогает ему назвать нужное слово полностью.

Исследование моторной речи


Вид
исследования

Методика исследования

Особенности исследования

Повторение букв, слогов, слов, фраз

Врач просит больного повторять за ним буквы, затем слоги, слова. Нужно подбирать слова трудные как для произношения (с большим количеством согласных), так и по смыслу. Например: метрострой, астронавтика, кораблекрушение, воздухоплавание и т. п. Затем следует повторение фраз коротких и длинных с конкретным и абстрактным содержанием. (На дворе дождь. Суворов - великий полководец. Советская космическая ракета достигла Луны. Худой мир лучше доброй ссоры и т. п.)

В какой мере удается повторение букв, слов, предложений, рядовая речь?

Автоматическая рядовая речь

Врач просит больного считать от 1 до 10, затем в обратном порядке; перечислить дни недели, месяцы года и т. п. Если больной не может начать счет, то исследующий начинает счет сам, предлагая больному продолжать
Врач просит больного продекламировать стихотворение или спеть песню

Удается ли порядковая речь?

Называние
предметов

Больной должен назвать показываемые ему предметы (стакан, ключ, ложка, книга). Затем больному предлагают назвать предметы по описанию их свойств. Например: «Как называют то, из чего пьют чай? Что вставляют в окна? Какого цвета небо?»

Есть ли нарушения структуры речи - парафазия и персеверация?

Разговорная
речь

Врач просит больного ответить на
вопросы как личного (где живет, состав семьи, где работает), так и общего характера (события общественные, исторические). Затем врач предлагает больному рассказать что-либо о своем прошлом, пересказать какое-либо известное литературное произведение

Охотно ли больной говорит, не испытывает ли затруднения в подыскивании слов, достаточен ли его словарный запас. Чисто ли это моторная афазия или имеются элементы сенсорной афазии, аграфии, алексин?

Алексия

Алексия - это различные формы нарушения чтения и понимания прочитанного (alexia, от греч. lexis - чтение, а-отрицание). Алексия чаще сочетается с сенсорной афазией. В более редких случаях она может наблюдаться в качестве изолированного симптома речевых расстройств. Эти случаи «чистой» алексии возникают при поражении теменной области в левом полушарии (у правшей) в зоне разветвления корковых ветвей средней мозговой артерии (главным образом угловой артерии - a. angularis и задней височной артерии - a. temporalis posterior). Анатомически находят очаги поражения в задних отделах нижнетеменной доли (угловая извилина, поле 39). К алексии не могут быть отнесены нарушения функции чтения вследствие снижения зрения или выпадения полей зрения (гемианопсия, скотома).
Степень расстройства функции чтения может быть различно. В тяжелых случаях больной не может читать (ни вслух, ни про себя) или обнаруживается полное либо частичное непонимание прочитанного. В легких случаях выявляются дефекты при чтении вслух - литеральная или вербальная паралексия, а также более или менее значительное непонимание прочитанного (табл. 18).
Таблица 18
Исследование функции чтения


Вид
исследования

Методика исследования

Особенности исследования

Чтение вслух букв, слогов, слов, фраз

Соответствует ли темп чтения образованию больного, так ли больной читал раньше. Нет ли паралексий литеральных и вербальных

Чтение про себя

Врач дает больному ряд письменных инструкций и просит их выполнить. Наряду с правильными и выполнимыми инструкциями следует дать несколько неверных и невыполнимых инструкций. Например: «Когда я опущу руку в карман, то вы должны поднять вверх указательный палец вашей левой руки», «Возьмите ложку и напишите на бумаге ваше имя»

Понимает ли больной смысл предложения, может ли отличить правильные инструкции от нелепых, выполнимые от невыполнимых? Достаточно ли быстро и правильно он выполняет письменные инструкции?

Аграфия

Расстройство письма и понимания написанного - аграфия (agraphia, от греч. graphis - письмо, а - отрицание) - чаще сочетается с моторной афазией. В редких случаях аграфия может наблюдаться в качестве изолированного симптома речевых расстройств.
Случаи «чистой» аграфии наблюдаются при поражении лобной области в левом полушарии (у правшей) в зоне корковых ветвей средней мозговой артерии (главным образом прецентральной артерии- a. precentralis).
Степень расстройства функции письма может быть различной. В тяжелых случаях больной совершенно не может писать. В более легких - он может писать, но выявляются некоторые дефекты: пропуски или перестановки букв - литеральная параграфия, пропуски или замена одних слов другими - вербальная параграфия, а также более или менее выраженное непонимание смысла слова или предложения, написанного самим больным (табл. 19).
Таблица 19
Исследование функции письма


" Вид исследования

Методика исследования

Особенности исследования

Списывание

Больной должен скопировать буквы, фразы из таблицы, букваря или книги

Удается ли копирование или больной допускает ошибки?

Письмо под диктовку

Врач диктует больному буквы, слова, целые предложения из букваря или книги

Каков темп письма, нет ли замедления, так ли больной писал раньше, что изменилось?

Рядовое письмо

Врач предлагает больному самостоятельно написать перечень дней недели, месяцев года, числовой ряд

Написание названий. показываемых предметов

Врач показывает больному ряд предметов (ручка, часы, халат, стул) и просит написать их название на бумаге

Нет ли литеральных и вербальных параграфий?

Запись ответов на вопросы

Врач предлагает больному: а) ответить письменно на ряд вопросов; б) написать пересказ какого-либо известного литературного произведения, исторического события; в) описать какое-либо время года, явление природы

Сопоставить дефекты письменной и устной peчи. Запас слов в письменной речи чаще бывает богаче, чем в устной, но может быть и наоборот

Апраксия

Апраксия (apraxia, от греч. praxis - действие, а - отрицание) - это нарушение целенаправленности движений или, как говорят, «действования», которое не связано с параличом или парезом, атаксией, гиперкинезом, сенсорной афазией. Различают идеаторную, моторную и конструктивную апраксию.
Идеаторная апраксия - апраксия «замысла» - характеризуется нарушением последовательности движений, необходимых для выполнения задачи. Больные часто производят движения, не нужные для достижения поставленной цели. Если движение по устному или письменному заданию не удается в полной мере, то подсказка, показ, как выполнить то или другое действие, как правило, хорошо помогают больному. Идеаторная апраксия всегда является двусторонней (т. е. касается и правой и левой руки).
Моторная апраксия - апраксия «выполнения». При моторной апраксии расстраивается действование по приказу и по подражанию. Подсказка действием (показом) больному не помогает или помогает мало. В отличие от идеаторной моторная апраксия может быть односторонней (т. е. нарушения могут наблюдаться в деятельности одной руки).
Конструктивная апраксия заключается в невозможности сконструировать целое из части фигуру из спичек, палочек, кубиков.
В случаях апраксии правой руки находят очаги поражения преимущественно в зоне корковых ветвей левой (у правшей) средней мозговой артерии (передняя и задняя теменные артерии - аа. parietalis anterior et posterior), а при апраксии левой руки - в зоне ветвей передней мозговой артерии, васкуляризирующих мозолистое тело, (артерия мозолистого тела - a. corpus callosi).
Таблица 20
Исследование функции праксиса


Вид
исследования

Методика исследования

Степень нарушения

Подражание
движениям

Больной подражает движениям врача. Например: а) поднять вверх руку, затем обе руки, одну поднять, другую опустить, развести их в стороны; б) делать из двух указательных пальцев различные знаки - Г, Л, Т и т. п.; в) воспроизвести вслед за врачом некоторые движения, например: погрозить пальцем, приставить руку к носу, уху

При моторной апраксии подражание невозможно или затруднено, при идеаторной или конструктивной апраксии оно обычно удается больному

Движения по устному заданию

Врач просит больного произвести ряд движений по устному заданию: а) манипуляции с частями собственного тела. Например: дотронуться левой рукой до кончика носа, до лба, до правого уха; б) манипуляции действительными предметами. Например: вдеть нитку в иглу, положить спички в коробку, причесаться; в) манипуляции с воображаемыми предметами: больной, не имея соответствующего предмета в руках, должен показать, как едят ложкой, как пьют, воду из стакана, ловят мух, стреляют из ружья

Нарушения наблюдаются обычно в той или иной мере при моторной или идеаторной апраксии

Конструирование целого из частей

Врач: а) складывает из спичек или кубиков какую-либо фигуру и просит больного из того же материала скопировать ее в точности; б) просит больного начертить план комнаты, многоугольник, лицо человека

Конструирование сильно расстроено при конструктивной апраксии. В небольшой степени может страдать при моторной апраксии. При идеаторной апраксии чаще не нарушается

Анатомически у больных с идеаторной апраксией на фоне признаков диффузного поражения коры мозга находят обычно небольшие очаги в нижнетеменной доле (поля 39 и 40). При моторной апраксии обнаруживается очаг поражения в надкраевой извилине (поле 40), а в случае конструктивной апраксии - в угловой извилине (поле 39). Апраксия отмечается чаще у больных с сосудистыми заболеваниями и опухолями головного мозга.
В табл. 20 приведены методы исследования функции праксиса. Предварительно следует выяснить, нет ли у больного явлений сенсорной афазии.

Агнозия

Агнозией (agnosia, от греч. gnosis - знание, а - отрицание) называют нарушение процессов узнавания предметов, вещей, животных, людей по их, виду, цвету, звукам, запахам и другим характерным признакам (табл. 21). При этом у расстройства функций анализаторов - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания или они нарушены незначительно и этим нельзя объяснить возникновение агнозии. Больной не узнает обычных предметов и вещей (часы, карандаш, книги, стакан) при поднесении к глазам, хотя он видит их. Не понимает смысла звуков (не узнает часы по характерному тиканью, воду по капанию или журчанию), хотя слух у него сохранен, не узнает привычных запахов (одеколон и т. д.), предметов на ощупь, хотя у него нет достаточно выраженных нарушений поверхностной и глубокой чувствительности больных отсутствуют.

Таблица 21
Исследование функции гнозиса


Тип гнозиса

Методика исследования

Особенности исследования

Стереогноз

Врач предлагает больному закрыть глаза и вкладывает в его руки какие-либо известные предметы (ключ, карандаш, спички, очки) и просит назвать их

У больного не должно быть существенных расстройств поверхностной и глубокой чувствительности в соответствующей руке. При взгляде на предмет больной быстро узнает его

Схема тела

Врач просит больного показать, где у него правая, а где левая рука; ответить, сколько у него рук и ног, есть ли паралич

Больные нередко критически относятся к своим ощущениям (например, к «наличию» нескольких рук или ног), но все же воспринимают их как реальность

Зрительная
гнозия

Врач показывает больному ряд знакомых предметов (книга, тетрадь, ручка) и просит назвать их

Необходимо убедиться, что больной видит показываемый предмет. Формы зрительной агнозии разнообразны и могут касаться неузнавания знакомых предметов, .людей, красок

Слуховая
гнозия

Врач предлагает больному закрыть глаза и назвать источник шума. Например: узнать часы по тиканью, стеклянный стакан по звону, радио по голосу диктора

Необходимо убедиться, что у больного сохранен слух

Агнозия нередко сочетается с апраксией, в этих случаях при тщательном исследовании удается выявить также те или другие нарушения действования.
Одним из особых видов зрительной агнозии является алексия. Особый вид слуховой агнозии составляет сенсорная афазия, а также амузия.
Хотя функция гнозиса в большей степени обусловлена синтетической деятельностью всей коры головного мозга, появление отдельных синдромов гностических расстройств чаще связано с поражением вполне определенных областей коры.
Так, зрительная агнозия возникает при поражении корковых ветвей задней мозговой артерии (a. cerebri posterior). Анатомически находят обширные очаги поражения в затылочной области (поля 18 и 19), а иногда и в теменной (поле 39).
Слуховая агнозия связана с локализацией очагов поражения в височной области (поля 20, 21, 22, 42, 52), т. е. в зоне корковых; ветвей средней мозговой артерии, питающих висок.
Агнозия запахов и вкуса наблюдается при поражении нижних отделов задней центральной извилины и глубинных отделов височной доли (поля 43, 28, 34), получающих кровоснабжение из ветви средней мозговой артерии.
Астереогноз (неузнавание предметов на ощупь) обусловлен поражением передних отделов теменной доли (поля 1, 2, 3, 5, 7и иногда-.40), т. е. в зоне корковых ветвей средней мозговой артерии.
Агнозию частей собственного тела называют нарушением схемы тела. В этот синдром входят аутотопагнозия (больной не узнает частей собственного тела, путает правую сторону с левой и т. п.), псевдомелия (больной утверждает, что у него шесть пальцев на руке, три руки, четыре ноги и т. п.), анозагнозия (больной не осознает своего дефекта-уверяет, что он ходит, двигает парализованной рукой и т. п.). Частым случаем нарушения схемы тела является агнозия пальцев (больной не узнает и не может различать свои пальцы). Нарушение схемы тела возникает обычно при поражении межтеменной борозды (нижние отделы полей 5 и 7 и верхние отделы полей 39 и 40) правого полушария. Особенно характерно поражение правого полушария в случае псевдомелии. Агнозия наблюдается чаще при сосудистых поражениях и опухолях головного мозга.

Нейропсихологический симптомокомплекс зависит от места локализации очага поражения головного места. Расположение очагов поражения коры больших полушарий мозга определяет ту или иную форму афазии. В данном документе представлены самые отсновыне разделы обследования больного с афазией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта обследования больного с афазией.

Анкетные данные больного

  1. Предварительная беседа с больным

ФИО_____

Дата рождения__________________

Домашний адрес____________________________________________________

Какое сейчас время года _____________________________________________

Какое у Вас образование _____________________________________________

Дата заболевания________________________________________________

Где Вы работаете __________________________________________________

Как ваше самочувствие____________________________________________

Дата заполнения речевой карты _______________________________________

Логопед:___________________________________________________________

Данные обследования невербальных психических функций

II. Обследование неречевого гнозиса и праксиса

1.Исследование двигательных функций руки:

А) Перечислить пальцы______________________________________________

Перебрать пальцев _______________________________________________

Сводить и разводить пальцы _______________________________________

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук _____________________________

Б) Исследование праксиса позы:

Показать 2 и 3 палец, 2 и 5 палец ___________________________________

Сложить 2 и 3 палец в кольцо ________________________________________

В) Исследование динамической организации двигательного акта:

Кулак, кольцо ______________________________________________________

2. Исследование орального праксиса:

А) Вытянуть губы___________________________________________________

Б) Оскалить зубы___________________________________________________

В) Показать язык лопаткой/свернуть трубочкой _____________________

Г) Надувание щек___________________________________________________

Д) Поместить язык между губами_____________________________________

Е) Поместить язык между зубами_____________________________________

Ж) Исследование динамической организации оральных движений, произвести 3-4 упражнения подряд:

Показать язык лопаткой, оскалить зубы, надуть щеки, поместить язык между зубами ____________________________________________________________

3.Исследование речевой регуляции двигательного акта

А) Срисовать простые фигуры________________________________________

Б) Серия простых геометрических фигур_______________________________

Заключение:____________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Исследование слухо-моторной координации

1. Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных музыкальных мелодий:

А) Дифференциация по высоте двух звуков _____________________________

Б) Восприятие и воспроизведение звуковысотных музыкальных мелодий___________________________________________________________

2. Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур:

А) Отстукивание простых ритмов (одиночные удары)____________________

Б) Отстукивание серии ритмов (два сильных, два слабых удара) ___________

В) Многократное повторение ритмов (два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный по времени)_____________________________________

Заключение: ______________________________________________________

IV. Исследования зрительного восприятия

1.Предъявления предметов или их изображений:

А) Назвать предмет/ изображение __________________________________

Б) Описать предмет/изображение __________________________________

2. Предъявляются сложные или недостаточно четкие изображения предметов:

А) Назвать отдельные детали изображенного предмета _________________

3. Предъявляются перечеркнутые, зашумленные или наложенные друг на друга предметы:

А) Назвать перечеркнутое изображение _______________________________

Б) Описать перечеркнутое изображение ________________________________

В) Назвать наложенные предметы___________________________________

Г) Проба Ровена ____________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Исследование ориентировки в пространстве

1. Предъявляется ряд графических проб:

А)Показать правую и левую руку____________________________________

Б) Показать предметы спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу по отношению к себе________________________________________________

В) Складывание фигур из палочек по образцу, по памяти _________________

2. Пробы с часами:

А) Поместить стрелки часов на указанное время ________________________

3. Сравнить правильно или нет, написаны буквы и цифры:

А) Узнавание букв написанных разным шрифтом _______________________

Б) Сравнение правильного написания букв и цифр при зеркальном расположение ______________________________________________________

Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности речи

VI. Исследование импрессивной речи

1.Исследование фонематического слуха:

А) Повторите звуки: б, р, м, д, к, с, н __________________________________

Б) Повторите близкие оппозиционные фонемы:ба-па, па-ра, да-та, да-та-да ______________________________________________________________

В) Повторите пары звуков: п-б, б-п, г-к, к-г, л-р, р-л _____________________

Г) Повторите серию из 3-х звуков: а-у-о, у-а-и, б-р-к, м-с-д _______________

Д) Повторите серию из 3-х звуков (близкие звуки): б-п-б, п-б-п, д-т-д, т-д-т ______________________________________________________________

Е) Показать на разрезной азбуке звуки: д, н, с, б, к, м, р ___________________

Ж) При произнесение звука «Б» поднять руку, при произнесение звука «П» держать руку на столе_______________________________________________

2. Исследование понимания слов:

А) Покажите предметы на картинках, которые я назову в правильной последовательности: диван, телевизор, стол, холодильник и тд.____________________________________________________________

Б) Покажите предметы, которые лежат на столе в правильной последовательности ________________________________________________

В) Покажите в правильной последовательности: ухо, глаз, ухо, нос_______________________________________________________________

Г) Найдите картинку, которую я назову (из 3, из 5, из 7) __________________

Д) Что означает слово «кошка»_____________________________________

Что означает слово «дерево»_______________________________________

Что означает слово «чистотел» _______________________________________

Е) Слуховая дифференциация слов квазиомонимов:

Повторите за мной мышка- миска, коса – козас, уточка- удочка, бочка- почка, трава- дрова_________________________________________________

3. Исследование понимания простых предложений:

А) Предлагается выполнить три действия в одной просьбе

Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне______________________________________________________________

Б) Предлагается ответить на вопросы на картинном материале

Покажите, чем режут хлеб____________________________________________

Покажите, что наливают в чайник _____________________________________

В) Предлагается выполнить пробу: «конфликтная ситуация».

Если сейчас ночь, то поставьте «0» в белом квадратике, если сейчас день, поставьте нолик «0» в черном квадратике_______________________________

4.Исследование понимания логико – грамматических структур

А) Афлективная конструкция: больному предлагается показать два последовательно называемых предмета «кисточка - карандаш», «ручка - тетрадь», «линейка - ластик»_________________________________________

Б) Больному предлагается те же слова, поставленные в творительный падеж: «покажите кисточкой карандаш», «покажите ручкой тетрадь», «покажите линейкой ластик»___________________________________________________
В) Больному предлагается те же слова, но инструкция усложняется и меняется последовательность слов: «покажите карандашом кисточку», « тетрадью ручку», « ластиком линейку»________________________________

Г) Понимание конструкций атрибутивного родительного падежа: больному предлагается изображение мамы и дочки, затем просят показать, где «мама дочки», а где «дочка мамы»__________________________________________

«Брат отца»________________________________________________________

«Отец брата»_______________________________________________________

«Брат начальника»__________________________________________________

«Начальник брата»__________________________________________________

Д) Понимание предложных конструкций: больному предлагается поставить «крест под кругом», «круг над крестом», «точку под треугольником» __________________________________________________________________

Е) Больному предлагается «положи ручку справа от линейки и слева от карандаша»______________________________________________________

Ж) Больному нужно определить какая из двух фраз будет верной: «осень бывает перед зимой», «зима бывает перед осенью».

З) Понимание сравнительных конструкций: Коля выше Вани и ниже Саши. Кто здесь Коля, Ваня и Саша? (проводится на картинном материале)______________________________________________________

И) Понимание инвертированных грамматических структур: «Петя ударил Колю. Кто драчун?»_______________________________________________

Заключение: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Исследование экспрессивной речи

1.Состояние артикуляционной моторики.

Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот______________________________________________ Открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление ладони______________

подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

Движении губ:

растянуть губы в «улыбку»___________________________________________ вытянуть губы вперед «трубочкой»____________________________________

чередовать выполнение указанных упражнений

поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы__________________________ опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы __________________________

Движения языка:

показать широкий язычок - «лопатка»________________________________

показать узкий язычок - «жало» _____________________________________

чередовать упражнения___________________________________________

«качели»___________________________________________________________

маятник»_________________________________________________________ «вкусное варенье»________________________________________________

Движения мягкого нёба:

Широко открыть рот и зевнуть________________________________________

Заключение : (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) __________________________________________________________________

2. Исследование артикуляции звуков речи, изолировано: больного просят повторить

С,М______________________________________________________________

З, Б ______________________________________________________________

Сь, Бь_____________________________________________________________

А, У ______________________________________________________________

Зь, Мь_____________________________________________________________

Ш, Д _____________________________________________________________

Щ, Л _____________________________________________________________

Ж, Дь ____________________________________________________________

Ч, Ль _____________________________________________________________

Р, Кь______________________________________________________________

Рь, Хь ____________________________________________________________

Л, К ______________________________________________________________

О, Ы______________________________________________________________

Ть, В _____________________________________________________________

Гь, П______________________________________________________________

Х,Т _______________________________________________________________

Й,Пь ______________________________________________________________

Н, Вь _____________________________________________________________

Нь,Ф______________________________________________________________

Фь, Г______________________________________________________________

И, Э ______________________________________________________________

3.Исследование сопряжённой и отраженной речи:

А) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить

Стол, торт, ток, волк, сон__________________________________________

Труба, пакет, ваза, пирог, тропа. ___________________________________

Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья _________________________

Занавеска, парашютист, магнитофон, заполярье ______________________

Академия, математика, поведение, обучение__________________________

Г) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить:

Девочка бежала в свою комнату ____________________________________

Она работает в почтовом отделении ___________________________________

По прозрачному небу бегут облака ___________________________________

Ветер срывает одинокие листочки с деревьев ___________________________

На солнечных полянах краснеют гроздья рябины ________________________

Свистит сильная метель зимой___ _____________________________________

4. Исследование номинативной функции речи.

А) Названия частей тела и предметов (на больном, на предметах проводится на картинном материале).

Нос -

Живот -

Руки -

Сиденье -

Руль

Рот -

Грудь -

Воротник -

Спинка -

Фары

Шея -

Затылок -

Пуговицы -

Ножки -

Уши -

Ладонь -

Молния -

Кабина -

Глаза -

Висок -

Петля -

Кузов -

Голова -

Ноги -

Рукав -

Колёса -

Б) Обобщающие понятия:

Картофель, помидор, капуста_______________________________________

Груша, яблоко, апельсин___________________________________________

Кукла, пирамидка, мяч, кубики________________________________________

Штаны, юбка, кофта_______________________________________________

Чашка, поварешка, кастрюля_______________________________________

Пила, молоток, отвертка____________________________________________

Кровать, шкаф, стол_______________________________________________

Самолет, машина, автобус____________________________________________

Туфли, сапоги, валенки______________________________________________

Ворона, синичка, воробей__________________________________________

Корова, свинья, курица____________________________________________

Лисичка, белка, заяц_________________________________________________

Берёза, рябина, ель________________________________________________

В) Название профессий: что делает врач, парикмахер, учитель, пожарный, продавец, стоматолог, повар, почтально, швея _______________________________________________________________

5. Исследование повествовательной речи.

А) Больному предлагается перечислить цифровой ряд от 1 до 10 __________________________________________________________________

Перечислить дни недели _____________________________________________

Перечислить месяцы ________________________________________________

Б) Больному предлагается анализ диалогической речи: сначала больному задаются вопросы, в которых есть ответ (ты сегодня обедал?)___________________________________________________________

В) Больному задаются вопросы, в которых нет ответа (Что вы сегодня смотрели по телевизору?)____________________________________________

Г) Исследуется самостоятельная продуктивная повествовательная речь: больного просят рассказать содержание показанных картинок или пересказать только что прослушанный текст ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Исследуется умение оперировать сложными грамматическими высказываниями.

А) Больному даются написанные предложения и предлагается вставить пропущенное слово:

В Машиной ________ было много грибов.

Снег повалил большими ________.

Под ногами шуршат сухие _______.

Б) Больному даются три изолированных слова, из которых нужно составить предложение: лес, зонт, дождь ____________________________________________________________________________________________________________________________

В) Больному дается готовая фраза с нарушенным порядком слов, нужно составить правильный порядок: появились, лесу, проталинки, только, в __________________________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письменная речь

VII. Исследование чтения и письма

1.Исследование звукового анализа и синтеза слов.

А) Предлагается определить количество звуков в простых словах: кот, сон, рак, нос, вес _______________________________________________________

Определение количества звуков в слове: баранка, дерево, цветок, стакан

__________________________________________________________________

Б) Предлагается выделить отдельные звуки из слов:

Какой звук 1-й в слове «Кот»________________________________________

Какой звук 2-й в слове «Стол» _______________________________________

Какой звук 3-й в слове «Паук»_______________________________________

В) Исследуется позиция звука в словах:

Какой звук после звука «м» в слове «комок» ___________________________

Какой звук после звука «т» в слове «потолок»___________________________

Какой звук после звука «в» в слове «повар»_____________________________

Г) Исследование звукового синтеза:

Назвать слово, произнесённое, по слогам (слоговый синтез)

Кро-вать________________________________________________________

Па-ра-шют______________________________________________________

Ско-во-ро-да_______________________________________________________

Ма-ши-на__________________________________________________________

Пло-ща-ди________________________________________________________

Назвать, предложение, произнесённое, по словам (слоговый синтез)

В гор-шке рас-тет цве-ток___________________________________________

на ок-не ле-жит кош-ка ____________________________________________

в ле-су за-цве-ли под-снеж-ни-ки____________________________________

за ок-ном све-тит сол-ныш-ко_______________________________________

2. Исследование письма.

А) Списывание букв, слогов, слов ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Больному предлагается написать Ф.И.О. __________________________________________________________________

В) Написать под диктовку отдельные звуки, коротки слова (дом, ухо, окно):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Написание диктанта словосочетаний, предложений (Дети идут в лес. На улице плохая погода. Путешествие окончилось благополучно)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Д) Предлагается письменно перечислить окружающие предметы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Е) Предлагается написать о прочитанном им произведении или о том, что он делал последние дни ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исследование чтения.

А) Предлагается посмотреть на изображение написанных букв письменным шрифтом, заштрихованных, перечеркнутых и назвать их ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б) Чтение слогов (открытых, закрытых, со стечением) и слов (простых, сложных): ____________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Усложненное чтение: больному предлагается читать слова перечеркнутые штрихами_________________________________________________________

Г) Чтение фраз и целого текста:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______________ Логопед __________________


В данной статье представлен дидактический материал для занятий по восстановлению понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы как на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, так и в целях .

Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Дидактический материал для восстановления понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

Центральным механизмом при сенсорной афазии является нарушение фонематического слуха, первичным речевым дефектом — нарушение понимания речи .

Понимание речи является сложным психологическим процессом со сложной многоуровневой структурой .

Понимание значения высказывания обеспечивается совместной работой по крайней мере четырех звеньев лингвистического уровня : звукоразличение, оперативная слухоречевая память, выбор нужного значения слова из всплывающих альтернатив, т.е. выделение одних значений и торможение других, перешифровка грамматических структур на единицы значения .

При сенсорной афазии легкой степени выраженности больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций. Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому дефекты также проявляются редко, в основном в условиях истощения слухового внимания. Понимание устных инструкций доступно. Объем слухоречевой памяти лишь несколько ограничен (5-6 элементов) .

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации и проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей .

Предлагаемый нами дидактический материал разработан с учетом звеньев, обеспечивающих понимание значения высказывания, и подобран в соответствии с методами, используемыми при восстановлении понимания речи в процессе нейрореабилитации больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

При восстановлении понимания речи логопедическая работа ведется по следующим направлениям:

I. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению;

II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению;

III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст;

IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух;

V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях;

VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление слух);

VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи;

VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи;

I. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению.

Инструкция:

Прочитайте предложения и коротко ответьте на вопросы.

После удачной охоты за утками художник и его собака возвращались к месту ночлега.

1. После чего возвращались художник и собака?
2. За кем охотились художник и собака?
3. Кто возвращался с охоты?
4. Куда возвращались художник и собака?
5. Какая была охота?

Через год на берегу лесного озера я случайно встретил взрослого барсука со шрамом на носу.

1. Кого я встретил на берегу озера?
2. Какого барсука я встретил?
3. Когда я встретил барсука?
4. Где я встретил барсука?
5. Какой был барсук?
6. Что было на носу у барсука?

Четыре дня моторное рыболовное судно носилось по бушующему морю без пищи и воды.

1. Что делало судно?
2. Какое было судно?
3. Сколько дней носилось судно по морю?
4. Какое было море?
5. Без чего было судно?

II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению.

Инструкция:

Послушайте предложения и ответьте на вопросы.

Моя сестра Екатерина в прошлом году окончила школу и поступила в Самарский университет.

1. Как зовут мою сестру?
2. Когда Екатерина окончила школу?
3. Куда поступила Екатерина?
4. В какой университет поступила Екатерина?

На кухне стоял овальный стол, покрытый льняной скатертью.

1. Что стояло на кухне?
2. Где стоял стол?
3. Какой формы был стол?
4. Чем покрыт стол?
5. Какая была скатерть?

На диване лежал толстый рыжий щенок и грыз плюшевую игрушку.

1. Кто лежал на диване?
2. Где лежал щенок?
3. Какой был щенок?
4. Что делал щенок?
5. Какую игрушку грыз щенок?

III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст.

Инструкция:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Хитрый осёл»

На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Осел выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде.

На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осел с трудом выбрался на берег.

1. Что нагрузили на осла?
2. Где осел споткнулся?
3. Куда упал осел?
4. Что стало легче?
5. Что произошло с солью?
6. Чем нагрузили осла на следующий день?
7. Что осел сделал нарочно?
8. Каким стал хлеб?
9. Куда выбрался осел?
10. Как осел выбрался на берег?

«Рецепт»

В девятнадцатом веке в небольшом городке произошел забавный случай. Однажды в аптеку вошел человек, втаскивая за собой тяжелую деревянную дверь. Аптекарь подумал, что тот вошел по ошибке, и закричал ему: «Ты куда, приятель? Столярная мастерская напротив!». Но посетитель поставил дверь перед аптекарем и ответил: «У меня ночью заболела жена, и я позвал доктора. А когда он хотел выписать рецепт, то не нашел ни пера, ни бумаги. Тогда доктор написал рецепт мелом на двери. Пожалуйста, приготовьте лекарство по этому рецепту!» Аптекарь посмеялся, но лекарство приготовил.

1. Когда произошел этот случай?
2. Где произошел случай?
3. Куда вошел человек?
4. Что человек втащил в аптеку?
5. Что подумал аптекарь?
6. Где находилась столярная мастерская?
7. Перед кем посетитель поставил дверь?
8. Что ночью случилось с женой?
9. Кого позвали к жене?
10. Что хотел выписать доктор?
11. Нашел доктор перо и бумагу?
12. Чем был написан рецепт?
13. На чем был написан рецепт?
14. Аптекарь приготовил лекарство?

«Две козы»

На узкой тропинке встретились две козы. С одной стороны стояла высокая гора. С другой стороны была глубокая пропасть.

Остановились козы: что им делать? Тогда первая коза легла и плотно прижалась к земле. Вторая осторожно перешла через неё. Так обе козы благополучно разошлись, и каждая пошла своей дорогой.

1. Сколько коз встретилось на узкой тропинке?
2. Что было с одной стороны тропинки?
3. Что было с другой стороны тропинки?
4. Что сделала первая коза?
5. Что сделала вторая коза?
6. Как разошлись козы?

IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух.

Инструкция:

Послушайте текст и ответьте на вопросы.

«Хитрая мышка»

На столе стояла чашка. В чашке было молоко. Прибежала мышка. Она хотела попить молоко. Мышка не могла достать молоко, потому что чашка была высокая. Тогда мышь опрокинула чашку. Молоко вылилось, и мышка смогла попить.

1. Что стояло на столе?
2. Что было в чашке?
3. Кто прибежал?
4. Что хотела сделать мышь?
5. Мышка могла достать молоко?
6. Почему мышь не могла достать молоко?
7. Что сделала мышка?
8. Что случилось с молоком?
9. Смогла мышка попить?

«Ягненок»

В сарае жил ягненок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Саша заметил это. Он промыл ранку водой, намазал йодом и забинтовал. Саша напоил ягненка молоком. Рана зажила быстро.

1. Где жил ягненок?
2. Какая лапка была ранена у ягненка?
3. Кто это заметил?
4. Чем Саша промыл ранку?
5. Чем Саша намазал ранку?
6. Чем Саша напоил ягненка?
7. Как зажила ранка?

«Кот на рыбалке»

Петя пошел на рыбалку. С ним пошел кот Васька. Петя закинул удочку. Кот сидел рядом и внимательно следил за мальчиком. Петя поймал рыбу и положил ее на траву. Мальчик еще раз закинул удочку в реку. А Васька в это время довольно ел рыбу. Остались от рыбы одни косточки.

1. Кто пошел на рыбалку?
2. Как звали кота?
3. Что закинул Петя?
4. Где сидел кот?
5. Куда Петя положил рыбу?
6. Кто съел рыбу?
7. Что осталось от рыбы?

V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях.

Инструкция: Прочитайте предложения и исправьте ошибки.

1. Собака не кусалась, чтобы на нее надели намордник.
2. У меня не было денег, потому что я не смогла купить билеты в театр.
3. Если мы поедем в лес, то не будет дождя.
4. На дороге была пробка, потому что я опоздал на работу.
5. Скоро наступит Новый Год, потому что я купил подарки.
6. Чтобы купить муку, нужно испечь пироги.
7. У меня много работы, потому что я приду сегодня поздно.

VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление на слух).

Инструкция: Послушайте толкование слов и исправьте ошибки.

1. Щенок – детеныш кошки.
2. Поганка – съедобный гриб.
3. Юг – одна из трех сторон света.
4. Лес – пространство, заросшее травой.
5. Бас – высокий женский голос.
6. Наволочка – чехол для одеяла.
7. Лицо – задняя часть головы человека.
8. Изнанка – наружная сторона одежды.

VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи.

Инструкция: Прочитайте и ответьте на вопросы

1. У крысы зубы больше, чем у мыши, но меньше, чем у зайца.

У кого самые большие зубы? У кого самые маленькие зубы?

2. Дорога шире, чем тропа, но уже, чем шоссе.

Что самое широкое? Что самое узкое?

3. Петя уехал раньше Оли, но позже Кати.

Кто уехал раньше всех? Кто уехал позже всех?

4. Яблоко кислее ананаса, но слаще лимона.

Какой фрукт самый сладкий? Какой фрукт самый кислый?

5. Каспийское море глубже, чем Аральское, но мельче, чем Черное.

Какое море самое глубокое? Какое море самое мелкое?

VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

Оборудование: газета, целлофановый пакет, ложка, очки, чашка, книга.

Инструкция: Послушайте и сделайте то, о чем я вас прошу.

1. Заверните пакет в газету. Положите газету в пакет.
2. Положите очки справа от газеты. Положите газету справа от очков.
3. Закройте книгу, откройте шкаф, поставьте книгу на полку.
4. Возьмите ложку, положите ее в чашку, поставьте чашку на газету.

IX. Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух.

Инструкция: Послушайте описание предметов и угадайте, о чем я говорю.

1. Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт) .
2. Башня с сигналом для ориентира судов (маяк).
3. Обувь с высоким голенищем (сапоги).
4. Густое желтое вещество в птичьем яйце (желток).
5. Небольшие тонкие дощечки для настила полов (паркет).

Список литературы:

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
2. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – Москва – Воронеж, 2004.
3. Цветкова Л.С., Ахметова Э.А. О нарушении понимания речи при моторной афазии.// Проблемы афазии и восстановительного обучения/ Под ред.Л.С.Цветковой. – М., 1979.
4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.

1. Дас Гупта Мария Алексеевна,
Центр патологии речи и нейрореабилитации, (8 понравилось, средний балл: 4,88 из 5)

В результате органического поражения участков головного мозга отвечающих за способность разговаривать и понимать слова у человека может развиться такое состояние как афазия. Термином обозначается нарушение ранее имеющейся речевой функции, возникшая патология может выражаться в утрате навыков произношения слов и письма, потере способности к пониманию чужой речи. Афазия может выражаться легкими признаками или тяжелыми расстройствами, в последнем случае также нарушается двигательная и психическая сфера. Под влиянием заболевания изменяется личность больного, поэтому лечением выявленной патологии занимаются неврологи, психотерапевты, логопеды.

Причины

Нарушение речи развивается под влиянием патологических процессов, происходящих в контролирующих способность говорить центрах головного мозга. Заболевание характерно для пожилого возраста, иногда оно возникает у детей старше трех лет, то есть афазия развивается тогда, когда уже речь полностью сформирована. Среди причин расстройства речи выделяют:

  1. Инсульты – геморрагический и ишемический.
  2. головного мозга.
  3. Воспалительно – инфекционные заболевания – энцефалиты, менингиты , абсцессы.
  4. Хронические прогрессирующие изменения ЦНС – болезнь Пика или Альцгеймера .
  5. Оперативные вмешательства по поводу разных заболеваний.

Афазические расстройства и травмах возникает резко, при новообразованиях письменная и устная речь ухудшается медленно. Тяжесть заболевания зависит от обширности очага поражения, возраста больного, своевременности лечения.

Классификация

Классифицирование расстройств речи позволяет врачам наиболее правильно подобрать схему лечения, предположить период дальнейшего выздоровления и сформировать прогноз. Разработано несколько классификаций, при постановке диагноза наибольшее значение имеет подразделение афазий, рассмотренное А. Р. Лурией.


У части больных присутствует сразу несколько форм афазии, что затрудняет дальнейшее лечение. В зарубежной медицинской литературе используется упрощенная классификация:

  1. «Задняя» афазия определяет вид органических поражений задних отделов доминантного, то есть правого или левого полушария. При этом речь остается достаточно плавной и понятной.
  2. Неплавная афазия развивается при поражении передних долей полушарий. Произношение слов и фраз затруднено.

Ниже следует видео, в котором интересным и доступным языком разъясняются особенности форм афазии:

Обследование

Диагноз афазии и выявление причин подобного нарушения проводится совместным обследованием нескольких врачей. Это неврологи, нейрохирурги, психотерапевты, логопеды. Для установления причины используется компьютерная томография отделов головного мозга, дуплексное сканирование, ангиография . В ходе обследования проводят следующие тесты:

  1. Оценку устной речи. Больному предлагается ответить расширенно на вопросы. Пациента просят точно повторить простые и сложные предложения.
  2. Оценку письма под диктовку или списывание.
  3. Оценку слуховой памяти.

Для выявления афазии подходят и тесты, при которых пациента просят назвать предметы, описать из чего они состоят. Больному предлагают назвать вещи, животных, явления на определенную букву – здоровый человек за минуту вспоминает не менее 12 слов.

Коррекция и лечение

Пациент нуждается в постоянном внимании медицинского персонала и родственников. При назначении лечения необходимо учитывать, что больной не воспринимает один из видов речи, поэтому все рекомендации должны быть пояснены несколькими способами – при помощи картинок, жестами, воспроизведением похожих действий. Курс лечения складывается из терапии основного заболевания и из занятий с логопедом – афазиологм. Восстановление речи происходит медленно за несколько лет, поэтому помощь близких людей в это период особенно важна и необходима.

Форма логопедических занятий зависит от вида нарушения. На первых занятиях необходимо выработать у больного желание к восстановлению утраченных функций, предотвратить появление стереотипных выражений.

Работу с пациентом проводят по всем направлениям, то есть работают над устной, письменной речью, стимулируют чтение и запоминание.

Больной с афазией нормально воспринимает окружающую действительность, но вместе с тем под влиянием болезни у него может развиться депрессия , агрессивность, не желание к продолжению лечения. Для таких пациентов важна помощь психолога, в восстановительный период прогноз полного выздоровления зависит и от внимательности родственников. Близким людям при общении с человеком с нарушенной речью рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Не нужно в присутствии больного говорить с третьими лицами о болезни, прогнозах, возникших нарушениях.
  2. Необходимо стимулировать больного на самостоятельно начатые диалоги. Не нужно за него произносить трудные для него слова.
  3. Пациенту с афазией необходима постоянная помощь при выполнении врачебных предписаний. Ему необходимо доступным способом объяснять предстоящие обследования и процедуры, контролировать время приема лекарств.
  4. Больной нуждается в постоянном общении – только разговоры, объяснения, чтение вслух позволят замедлить появление других речевых нарушений. Телевизор и газеты не в состоянии восстановить нарушенную речевую функцию.
  5. Необходимо проявлять терпения, объясняя по нескольку раз не понятные для родственника термины.

Прогноз

Прогноз восстановления письменной и устной речи зависит от причины заболевания, возраста больного, степени органического поражения головного мозга. У молодых пациентов чаще всего наблюдается благоприятный исход. Во многом дальнейшая речь больного зависит от грамотного специалиста – логопеда и от родственников, оказывающих постоянную моральную поддержку в восстановительный период.

Нейропсихологический симптомокомплекс зависит от места локализации очага поражения головного места. Расположение очагов поражения коры больших полушарий мозга определяет ту или иную форму афазии

Схема обследования больного с афазией (по Лурия А.Р.)

1. Исследование общей способности больного к речевой коммуникации - беседа с целью выяснения:

а) полноты собственной речи больного;

б) понимания им ситуативной, обиходной речи;

в) степени речевой активности;

г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости (обращается также внимание на наличие или отсутствие носового оттенка речи).

2 .Исследование понимания речи.

3.Исследование автоматической речи:

а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0);

б) перечисление дней недели, месяцев;

в) окончание пословиц и фраз с «жестким» контекстом ти­па: «Я мою руки холодной...», со «свободным», типа: «Мне принесли новую...» и т. д.;

г) пение песен со словами.

4. Исследование повторной речи.

5. Исследование функции называния:

а) реальных предметов и их картинных изображений;

б) действий (ответы на вопросы - «что делать?», «что делают?») - по сюжетным картинкам;

в) цветов;

г) пальцев; д) букв;

6. Специальные исследования особенностей фразовой речи:

а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сюжетным картинкам;

б) конструирование фраз из заданных слов;

в) заполнение пропусков во фразах, например:

«Высоко в небе летит реактивный...»; «Я всегда умываюсь холодной...»; « В магазин привезли...»; «Я всегда с нетерпением жду...».

г) рассказ по сюжетной картинке.

7. Исследование фонематического слуха.

8. Исследование слухоречевой памяти. Предлагается повторить:

а) серии звуков, например «асу» или «б ш а»;

б) серии слов: «дом - лес - кот», «дом - лес - кот - ночь»;

в) короткие и длинные сложнопостроенные фразы.

9. Исследование смысла слов:

а) объяснение прямых значений отдельных слов, например ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нужны? », «что такое радость? », какая разница между словами: «обман» и «ошибка»;

б) объяснение переносных значений слов и фраз, например ответы на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука!», как понимать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь!» и т. д.

10. Исследование чтения и письма:

а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов;

б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;

в) звукобуквенный анализ состава слова, т. е. определение количества букв в слове; перечисление этих букв; складывание слов из букв разрезной азбуки.

11. Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются задания:

а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д. (обращают также внимание на объем движений языка и губ, которые могут быть ограничены из-за наличии пареза, а не из-за апраксических трудностей).

б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд;

в) повторение пространственных поз пальцев и серий дви­жений (например: кулак, ладонь, ребро).



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.