Технологическая карта логопедического занятия. Тема: «Зимняя сказка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4

Технологическая карта

логопедического занятия

Учитель-логопед

Коростелина Галина Константиновна

2014 г.

Блок целеполагания.

Тема занятия

Постановка звука [Ж].

Цель занятия

    Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;

    Развитие речевой моторики;

    Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

    Закрепление связи звука и буквы / ж/

Планируемый результат:

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Чувство необходимости учения, оценка, самооценка.

Познавательные умения: определение алгоритма произношения звука, анализ правильного звукопроизношения, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, использование знаково-символические средства. Регулятивные умения: умение контролировать свою готовность к занятию. Анализирование своей работы: находить ошибки, устанавливать их причину, контролировать свои действия, умение планировать и выполнять действия, соотносить свои действия с известным алгоритмом. Коммуникативные умения: умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог с учителем, принимать и сохранять учебную цель и задачи, выражать свои мысли в соответствии с поставленными учебными задачами.

1.Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении.

2.Развитие речевой моторики;

3.Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

4.Закрепление связи звука и буквы / ж/

Инструментальный блок.

Задачи учебного занятия: 1. Ф ормирование кинестетического образа звука [р] (ощущения положения органов артикуляции);

2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Закреплять умение соотносить звуки с буквами и символами.

Тип учебного занятия: овладение новыми знаниями.

Средства обучения:

    Оборудование: зеркало.

    Дидактический материал: карточки-буквы, профиль артикуляции звуков, предметные картинки.

Организационно - деятельностный блок

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

1.Организационный момент.

1. Создает эмоциональный настрой:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

2 .Загадывает загадку:

В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Отгадывает загадку.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Взаимодействует с учителем во время отгадывания загадки.

Умение слушать собеседника.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Контролирует правильность ответа.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

2.Артикуляционная гимнастика

«Сказка о Веселом язычке»

1.Для губ :

Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт : “улыбочка”

Рот закрыт : “трубочка”

ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка : В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

Выполняет определённые

положения артикуляционных органов.

Использовать знаково-символические средства.

Взаимодействует с учителем во время выполнения артикуляционной гимнастики.

Умение слушать собеседника.

Выражать свои мысли, действия в соответствии с задачей.

Контролирует правильность выполнения гимнастики.

По мере необходимости уточняет, исправляет, дополняет .

Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

3. Постановка учебной задачи

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука.

Сегодня мы будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Формулирует тему занятия:

«Постановка звука Ж»,

цель: научиться правильно произносить звук Ж.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.

Называет тему и цель занятия.

Взаимодействует с учителем, отвечая на вопрос.

Умение слушать вступать в диалог с учителем.

Формулировать свои высказывания.

Производит самоконтроль.

4. Постановка звука / Ж /)

(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук.

Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков.

Слушать учителя.

Отвечать на вопрос учителя.

Контролировать, коррегировать, оценивать действия партнёра.

Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации.

Планировать и составлять план, последовательность действий.

5. Динамическая пауза.

Выполняет движение вместе с детьми.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.

Самоконтроль выполнения задания.

6. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

Произнесем еще раз звук /ж/. В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок? (чашечку).

Отвечает на вопросы учителя.

Анализирует артикуляционный уклад органов.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением.

Отвечает на вопросы учителя.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Самоконтроль выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.

Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.

7. Закрепление изолированного звука / ж/ в звукоподражании

Пропой «песенку жука»: произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе.

Произносит звук ж-ж-ж.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.

Слушать учителя.

Умение воспроизвести звукоподражание.

Самоконтроль выполнения задания.

Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.

8. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Ж_____________

(в начале слова)

Ж_______

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Хлопает в ладоши, когда слышит звук.

Даёт характеристику звуку. Распределяет картинки под схемами.

Определить место звука в цифровом ряду.

Восприятие звука на слух.

Анализ звука.

Определение звука в словах.

Определение звука в словах.

Слушать учителя.

Отвечать на вопрос учителя.

Умение слушать и вступать в диалог.

Планировать сотрудничество с учителем.

Самоконтроль выполнения задания.

.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.

9. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

Покажите букву “ж”. На что она похожа?

Сложите из палочек букву.

Подберите картинки со звуком /ж/.

Соотносит звук с буквой.

Установление связи между звуком и буквой.

Слушать учителя.

Отвечать на вопрос учителя.

Умение строить монологические высказывания.

Самоконтроль выполнения задания.

По мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют .

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.

10.Итог

Технологическая карта логопедического занятия.
Ф.И.О.
Гержина Тамара Ивановна
учителя­логопеда
Группа
(класс, логопедическое
заключение)
Тема занятия
Тип занятия
Используемые
технологии
Цель занятия
0 класс, подгрупповое занятие.
Логопедическое заключение: ФФНР.
Звук Ж. Буква Ж.
«Открытие нового знания»
1. Технология на основе деятельностного подхода.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Информационно­коммуникативные технологии
Технология поэтапного формирования умственных действий
Формирование у дошкольников умений необходимых для правильного произношения звука [ж]. Развитие
фонематического слуха.
Задачи
Образовательные
Коррекционно­
развивающие
Воспитательные
Здоровьесберегающие
Предполагается, что к
окончанию занятия
учащиеся будут:
­ дифференцировать
понятия «звук», «буква»;
­ знать артикуляционную
позу звука [ж];
­ обозначать на письме
изучаемый звук.

Способствовать развитию
умений:
­корригировать
произношение звука /Ж/
и
­корригировать
развивать диалогическую
речь через формирование
ответа
полным
предложением;
­корригировать
развивать
внимание
фонематическое
и
слуховое
и

Создать условия,
обеспечивающие
положительный интерес к
изучаемой теме.
Способствовать созданию
условий обеспечивающих:
­ формирование навыков
самоконтроля;
­ овладение необходимыми
навыками самостоятельной
учебной деятельности.
Формировать установки на
здоровый образ жизни и
реализации в реальном

Планировать объем материала с
учетом
повышенной
утомляемости ребенка:
­следить за правильной осанкой
ребенка;
­соблюдать режим охраны
зрения;
­способствовать
благоприятного
психологического климата;
­чередовать статические и
динамические задания.
созданию

зрительное

внимание,
логическое
восприятие;
­корригировать речевое
дыхание;
­развивать
внимание и восприятие;
­развивать мелкую и
артикуляционную
и
общую моторику;
­развивать
память,
мышление;
и
­корригировать
личностные
развивать
качества,
эмоционально­
волевую сферу (навык
самоконтроля,
усидчивости);
­ выражать свои мысли
грамотно, точно, четко.
Регулятивные УУД:
­ развивать умение
высказывать свое
предположение;
­
учить принимать и
сохранять учебную задачу.
поведении.
Коммуникативные УУД:
­ развивать умение слушать
и понимать других;
­ учить работать в паре.
Познавательные УУД:
­ развивать умение находить и
структурировать информацию;
­ развивать умения
представлять информацию и
извлекать ее из схем, таблиц;
­ на основе анализа объектов
делать выводы,
обобщать, классифицировать
по признакам.
Универсальные
учебные действия
Личностные УУД:
­ формировать мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
­ создать условия для
воспитания
положительного интереса
к изучаемому предмету.

Средства ИКТ,
аппаратное обеспечение
Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.
Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для щипящих».
Оборудование
Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, графический профиль артикуляции звука Ж,
демонстрационная картинка «Жук», раздаточные картинки на звук Ж, аудио песня «Мы жуки», счетные палочки
Организационная структура логопедического занятия.
Этап
Длительнос
ть этапа
Методы
и приемы работы
Формы
организации
деятельности
детей
Деятельность
учителя­логопеда
Деятельность
детей
I Этап
Мотивации
II. Этап
Актуализации
знаний
­ создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс;

5 минут
Фронтально
Учимся и оздоравливаемся.
Показ образца
выполнения
упражнения,
ИКТ
Выполняют
­дыхательную гимнастику:
«Кораблик» «Погреем ладошки».
­ артикуляционную гимнастику:
«Улыбка­Трубочка», «Грибок»,
«Чистим зубки», «Чашечка­блюдце­
тортик», «Вкусное варенье» «Парус»
­ актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и
фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);
­ закреплять полученные знания об артикуляции звука [ж].
Длительнос
Деятельность
Деятельность
Методы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
детей
Формы
организации
деятельности

3 мин
Практические
Фронтальная
детей
1. Показ правильной артикуляции звука
[ж]:
­ При произнесении звука [ж] губы слегка
вытянуты и округлены, зубы сближены, но
не соприкасаются, расстояние между ними
2­3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх за
верхние зубы, около альвеол, воздух
тёплый, струя направлена посередине
языка, звучит голос.
­ Приняли правильное положение губ и
языка и пожжужали.
1. Артикулируют, глядя на себя в
зеркало, повторяя за логопедом.
Затем произносят звук [ж] длительно.
III. Этап
Выявления
места и
причины
затруднений
­ осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
­ фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и
определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения:
­ постановка звука [ж], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
5 мин
Практические:
устные,
аналитико­
синтетические
организации
деятельности
учащихся
Фронтальная
учителя­логопеда
1. Игра «Здравствуй, пальчик!»:
пальчиковая гимнастика (большой палец
поочерёдно касается подушечкой с
остальными при этом проговаривает слоги
согласно таблице гласных букв:
ЖА­ЖО­ЖУ­ЖЫ­ЖЭ.
2. – Поиграем в маленьких жучков.
Пожжужим, расправив крылья.
3. Работа в парах:
­ Повернулись друг к другу и произнесли
звук [ж]. Обратите внимание на свою
Деятельность
обучающихся
1. Выполняют упражнение,
проговаривают слоги.
2. Произносят длительный звук [ж],
разводят руки в стороны.
3. Произносят звук [ж], сравнивают,
обращают внимание на ошибки.

артикуляцию и артикуляцию соседа.
Сравните.
4.Логопед указывает на ошибки и
недочёты.
IV. Этап
Объяснения
(добывания)
нового
знания)
Цели УД и способ их реализации:
­ учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину
затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
­предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,
­определяют средства для построения НЗ(новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы
записи).
Длительнос
Деятельность
Деятельность
Методы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
детей
Формы
организации
деятельности
детей
Фронтальная
8 мин
Наглядно­
демонстрационн
ые: схем,
таблиц.
Практические:
сопоставление­
выбор
правильных
формулировок
­ заполнение
схемы звука.
Охарактеризовать звук [ж].
1. Ещё раз произнесём и попробуем
определить какой этот звук?
2. Гласный или согласный?
3. Произнесём звук твёрдо.
­ Квадратиком какого цвета обозначим
звук Ж?
4. Можно ли произнести его мягко?
5. Этот звук звонкий или глухой?
6. Почему?
7. Вспомним артикуляционную позу и
определим, какими упражнениями
нарисуем схему звука.
8. Познакомимся с буквой, которая
1. Дети произносят.
2. Согласный.
3. [ж].
­ Синего.
4. Нет.
5. Звонкий.
6. При артикуляции его мы
пользуемся голосом. Работают
голосовые связки.
7., Губы ­ «трубочка» широкая
Зубы ­ «заборчиком»
Язык­ «чашечкой» (прогнутая
стрелочка вверх).

обозначает этот звук на письме. (Показ,
демонстрационной картинки «Буква Ж».
Рассмотрите внимательно букву,
Посчитайте, сколько элементов у буквы
Ж?
9.Выкладывание из счетных палочек
букву Ж.
Теперь возьмите счетные палочки и
выложите на партах букву Ж.
8. Написание буквы указательным
пальцем в воздухе.
9.Работают с счетными палочками
Деятельность
обучающихся
­ формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельност
и учащихся
групповая
2 мин
Показ образца
выполнения
упражнения.
Выполняет физминутку вместе с
логопатами
Чистоговорка:
­ Может ёжик побежать?
­ Может жаба подождать?
­ Может жук жужжать, жужжать?
Координация слов с движениями:
­ Ёжик может побежать!
­ Жаба может подождать!
­ Может, может жук жужжать!
­ усвоение нового способа действия;
­ выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ
действий;
­ проговаривание выполнения вслух.
Развитие фонематического слуха.
Длительност
Деятельность
Методы
Формы
учителя­логопеда
Деятельность
обучающихся
ь этапа
и приемы работы
3 мин
­ Наглядно­
демонстрационные:
организации
деятельности
учащихся
Парная
Определение места звука в слове.
­ Разложить предметные картинки на
Работают в парах сообща,
V. Этап
Физминутка
VI. Этап
Закрепления,
проговариван
ия во внешней
речи

предметные
картинки.
3(три) строчки: ж­; ­ж­; ­ж.
раскладывают картинки по
признаку звук [ж] в начале слова, в
середине, в конце.
­ создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
­ способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
обучающихся
7 минут
Практические
письменные
индивидуальная
Работа в тетради.
­ Я буду называть слова, а вы напишите
букву Ж в схемах слов, определив
позицию звука (на слух)
Пишут букву самостоятельно.
­ формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
­ формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
обучающихся
VII. Этап
Самостоятель
ная работа
VIII. Этап
Рефлексия
2 мин
аналитико­
синтетические
Фронтально­
индивидуальная

­ Сверьте свои записи с моими на доске (
на оборотной стороне).
­ Поставьте себе значок отличия.
Оценивают свои записи значками:

Технологическая карта занятия

Данные о логопеде (ФИО, место работы, имеющаяся категория, запрашиваемая категория)____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет: фронтальное логопедическое занятие Класс 2 Программа, пособие:

Тема занятия: Дифференциация Й - Е. Тип занятия: закрепление пройденного материала

Оборудование:

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие : учащиеся владеют

регулятивными УУД : 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

познавательными УУД: 1) дифференцировать Й - Е в слогах и словах; 2) владеть звуковым анализом и синтезом; 3) различать гласные от согласных и согласные по твердости и мягкости.

коммуникативными УУД: 1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда; 3) не всегда умеют слушать ответы других.

личностными УУД : радоваться своим успехам и успехам одноклассников; 2) уважительное отношение друг к другу в процессе занятия

Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД (знать, уметь)

Закреплять способы дифференциации Й – Е в словах и словосочетаниях.

Учить применять полученные знания в практической деятельности.

Согласовывать прилагательные с сущ. ед. и мн.ч.

Метапредметные

Познавательные УУД

Уметь выделять существенную информацию из источника.

Регулятивные УУД

Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.

Планировать свои действия с опорой на алгоритм.

Коммуникативные УУД

Уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ.

Осуществлять совместную деятельность.

Личностные УУД

Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы учебного взаимодейст-вия

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап 5 мин.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели.

Игровой момент

Беседа

Фронтальная

1. Предлагает уч-ся воспроизвести ритм.

2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Отхлопывают ритм, записывают число в тетради.

Выделяют одинаковый звук в словах.

Определяют тему и цель занятия.

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

5 мин.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму?

Беседа

Индивидуальная.

Фронтальная

Работа с зеркалами.

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков.

Познавательные:

Умение выделять общий звук в словах

Коммуникативные:

Излагать свои мысли

Поисково-исследовательский этап

1-2 мин.

Организовать поиск решения проблемы.

(Как будем различать?)

Беседа

Прием наложения тыльной стороной ладони под подбородок

Фронтальная

Индивидуальная.

Предлагает уч-ся определить способы различения звуков.

Самостоятельно называют способы различения звуков.

Познавательные:

Умение называть способы различения звуков.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Практический этап

20 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Демонстра-ция.

Игровой метод.

Индивидуальная.

Фронтальная

Групповая

Предлагает ряд заданий на отработку полученных знаний.

Предметные:

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Рефлексивно-оценочный этап

8-9 мин.

Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

Индивидуальная

Диалог логопеда и ребенка, выявление возникших трудностей.

Наводящие вопросы логопеда, позволяющие осознать ребенку следующий шаг для достижения результата на более высоком уровне.

Трудность дальнейшего планирования действий для совершенствования результата.

Личностные:

Способность к самооценке.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.


1.Артикуляционная гимнастика выполняются упражнения «Блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Самолет», «Вкусное варенье»2. Уточнение артикуляционного уклада звука

Какое положение принимают губы, когда мы произносим звук «Л»?

3. Изолированное произнесение звука.

Покажи, как правильно произнести этот звук.

Погуди длительно Л-Л-Л

Произнеси отрывисто Л,Л,Л.

Работа по автоматизации звука

Л: Вернемся в нашу зимнюю сказку.

«Старый лось зовет зверей

Эй, сюда! Скорей, скорей!
Вы забыли? Ведь сегодня
Будет праздник новогодний!»

Л: Для того, чтобы эти обитатели очутились на полянке, вам нужно выполнить несколько заданий.

а) автоматизация в слогах

Л: Чтобы этот зверек прискакал, вам нужно повторить за мной слоги:

ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ

ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

б) автоматизация в словах и предложениях

Логопед демонстрирует фигурку ласки

Л: Вы знаете, как называется этот зверек?

(На экране появляется большое изображение ласки)

Ласка – небольшой хищный зверек белого цвета.

Л: Нужно поместить ласку слева от елки. Ребенок берет фигурку и комментирует свои действия – Я ПОМЕСТИЛ ЛАСКУ СЛЕВА ОТ ЕЛКИ.

Л: Для того, чтобы эти лесные жители появились на полянке, вам нужно отгадать загадки:

«Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный…(волк )».

Л: Поставь волка перед елкой. Ребенок комментирует – Я ПОСТАВИЛ ВОЛКА ПЕРЕД ЕЛКОЙ

Л: А на чем волк приехал?

Д: На лыжах

« Все время стучит

Деревья долбит

Но их не калечит

А только лечит… (дятел )».

Л: А как дятел лечит деревья?

Л: Посади дятла под деревом. Ребенок комментирует – Я ПОСАДИЛ ДЯТЛА ПОД ДЕРЕВОМ.

Л: А этот обитатель леса желает поиграть с вами в пальчиковую игру

в)Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук

После гимнастики логопед демонстрирует фигурку глухаря

Л: Кто это? (если дети затрудняются ответить, логопед называет сам)

Это глухарь. Вы знаете почему он так называется? ! Глухарь – от слова «глухой». Его называют так потому что он, когда начинает петь свою песню —глохнет и не слышит никаких звуков. Когда замолкает – снова начинает слышать. Посади глухаря справа от елки.

Р: Я ПОСАДИЛ ГЛУХАРЯ СПРАВА ОТ ЕЛКИ.

г)Работа по развитию графо-моторных навыков

Л: А этот маленький зверек очень хочет, чтобы вы нарисовали его портрет.

(детям выдаются конверты, в которых находятся задания разной сложности.

1)для ребенка с математическими предпочтениями :

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, которую нужно обвести строго по линии и соединить по цифрам (легкий вариант)

нарисовать контур белки по точкам, следуя цифровому шифру (сложный вариант)

2) для ребенка с художественными способностями:

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, который нужно обвести строго по линии (легкий вариант);

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией с отсутствующими элементами (сложный вариант)

Л: Кто у вас получился?

Д: белка

д) Работа по развитию грамматического строя речи.

Л: Белочка у нас очень капризная. Она предлагает вам поиграть с ней еще и назвать всех обитателей полянки так, будто их много.

Д: Лось – лоси – много лосей
Ласка – ласки – много ласок
Дятел – дятлы – много дятлов
Глухарь – глухари – много глухарей
Волк – волки – много волков
Белка – белки – много белок.
Л: Посади белку на пенек

Р: Я ПОСАДИЛ БЕЛКУ НА ПЕНЕК

д) Работа по формированию навыка звукового анализа

Определить, к какой схеме подходит название каждого животного или птицы:

  • Начало слова – ласка, лось
  • Середина слова – волк, белка, глухарь
  • Конец слова – дятел

е) Отработка четкого произношения звука в чистоговорках

Л: Посмотрите, в названии новогоднего дерева тоже есть звук «Л». Давайте же и про нее что-нибудь расскажем. Я предлагаю такиечистоговорки:

Индивидуальное и хоровое проговаривание :

«ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы вокруг елки на балу
ЛО-ЛО-ЛО – нашей елочке тепло
ЛА-ЛА-ЛА – наша елочка мала
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — истоптали мы полы.»

Л: Теперь остается нарядить елочку и у зверей начнется сказочный праздник.

(раздается новогодняя мелодия)

Л: Давайте попрощаемся с нашими зверушками и птичками и пожелаем им счастливого Нового года.

Скрягина Алина Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 407
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта подгруппового логопедического занятия
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия с детьми имеющими общее недоразвитие речи

Подготовила: учитель-логопед Скрягина Алина Игоревна

МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара
Ф.И.О. учителя-логопеда Скрягина Алина Игоревна Возраст ребенка, логопедическое заключение) 5 лет Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия 5 лет Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия Тема занятия «Ласточка в гостях. Звук Л». Тип занятия «Закрепление знаний» Используемые технологии Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий Цель занятия автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах, предложениях в рамках темы перелетные птицы Задачи Уточнить и закрепить артикуляцию звука [л] Автоматизировать произношение звука [л] в словах, словосочетаниях Закрепить представление о перелетных птицах Планируемые результаты Предметные Метапредметные
 Развитие подвижности органов артикуляции в процессе выполнения артикуляционной гимнастики;  Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л];  Автоматизировать произношение звука [л] в словах,  Развивать фонематическое восприятие, путем выделения звука [л] на фоне слова  Систематизировать представления ребенка о перелётных птицах  Активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях.  Закреплять умение пользоваться простыми распространёнными предложениями.  Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –чк-, -шк-  Закреплять умения строить предложено-падежные конструкции с предлогами за, на, под.  Закреплять умение образовывать дательный падеж им. существительных Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность (наблюдать, анализировать, питания). Коммуникативные УУД: развивать умение слушать учителя до конца развивать умение высказывать свое предположение развивать умения строить и поддерживать диалог Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактировать агрессию по отношению к птицам. Воспитывать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных осуществлять познавательную рефлексию Средства обеспечения Зеркало, набор карточек с изображением птиц, зерен, кормушки; изображение весеннего парка, мяч.

Организация и структура логопедического занятия
Этап Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД I Этап Мотив ации - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс 3 минуты устные Подгрупповая Что бы язычок нас слушался и помогал красиво говорить нужно сделать гимнастику Губки наши улыбаются. Держи улыбку под счет до 10 Блинчик -иголочка Качели Почистим зубки Маляр Чашечка Парус К нам на занятие сегодня прилетела птичка, разгадай загадку и узнай, что это за птица. Она под крышами живет Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется?….
.(Ласточка)
Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом Отгадывают загадку Ласточка Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативны е УУД: развивать умение слушать учителя до конца; развивать умение высказывать свое предположение
II. Этап Актуа лизац ии знани й
-
актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД 8 мин Устные, аналитико- синтетические Подгрупповая 1 Ласточка принесла с собой ее любимый звук. Догадайся какой это звук. Какой первый звук ты слышишь: Ласточка. Звук [Л] Как он правильно произносится? Что делают губы? Где должен быть язычок?
2 Ласточка просит нас помочь ее друзьям

другим птицам вернутся домой.

Но птички

хотят с тобой поиграть. Ребенок

закрывает глаза. они спрятались, их

нужно найти.

Соловей, иволга,

Дополнительно: стриж, грач
Как называются эти птицы? Почему? 3 Давай вспомним из каких частей состоит птичка? Тебе нужно собрать птичку и назвать ее части тела. Вот подсказка. 4 Дополнительно: Ласточка хочет попросить тебя о помощи. Нужно определить где другая птичка будет нести звук [л]. В начале (в клюве), в середине (в лапках) или в конце (в хвостике) масло, мул, ложка, палка, луч, козёл, полка, лыжи, пол, лапа, галка, мел. Вспоминают, что при звуке Л губя улыбаются, а язык прикусываем зубками. Ищут в кабинете птиц, затем называют птиц: соловей, иволга, грач, стриж Обозначают общее называние птиц: Перелетные. Определяют почему такое название. Складывают из частей схему птицы и называет части тела: Голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки. Определяют место звука [л] в словах. Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу;Развивать познавательно- исследовательску ю деятельность
III Этап физми нутка - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном проведении Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД 2 мин Показ образца выполнения упражнения устные, аналитико- синтетические Подгрупповая Выполняет физминутку вместе с обучающимся Черный грач по полю ходит, Важно ноги поднимая, (идут, высоко поднимая колени) По проталинкам шагает, (и помахивая руками (крыльями). Червячков в земле находит. Выполняют движения по образцу Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленно й познавательной деятельности. IV закреп ление и усвоен ие знани й - Усвоение знания и возможность применить его в разных учебных заданиях Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность ученика Планируемые результаты УУД Устная, аналитико- синтетическая Подгрупповая
Игра «Собираем зерно»
Путешествие домой это очень долгий путь, нужно много сил. Птицам тяжело. Как думаешь, чем можно им помочь? Откуда им взять силы для путешествия? Нужно хорошо подкрепится! Нужно собрать зерно Определяют, необходимость пищи для птиц, перед полетом. Называют картинки, в названии которых звук л
для птичек. Но не просто так, под зерном нарисована картинка, тебе нужно ее назвать и красиво произнести в нем звук Л. Тогда мы сможем это зерно взять с собой и покормить им птичек. колокол, облако, вилка, платье, стол, флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак, лампа, желудь. Если ребенок правильно называет звук в слове, то это зернышко отправляется в кормушку. А если нет, то остается зерно исправляется произношение, ребенок делает попытку снова Сейчас птицы возвращаются с теплых стран. Они должны искать себе пропитание, но это очень сложно ранней весной. Как можно им помочь?
Игра «Покорми птиц»
Вот мы и собрали зерно. А куда мы теперь можем положить зерно, корм птицам? Как называется? Кормушка! Теперь кого будет кормить? Кто у нас в гостях? (ласточка, иволга, соловей). Это зерно ты дашь кому? И т.д
Игра «Скажи ласково»
Ты покормил птичек, теперь они хотят поиграть. Я буду говорить тебе слово и колокол, облако, вилка, платье, стол, флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак, лампа, желудь. Определяют необходимость кормить птиц весной По очереди берут зерно и называют кому он его отдаст. Кому? Ласточке, Иволге, Соловью. Ловят мяч по очереди и образует существительное, при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов птичка гнёздышко крылышко головушка лапа- лапка, лапочка. соловушка лодочка яблочко Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Развивать познавательно- исследовательску ю деятельность Коммуникативны е УУД:
кидать мяч. А ты должен сказать это слово ласкового. И кинуть мне обратно. птица – гнездо – крыло голова- лапа- Соловей- Лодка- Яблоко- Полка- Кулак-
Игра «Скажи наоборот»
Ребенку предлагается прослушать предложение и договорить слово, противоположное названному по значению, слово наоборот. Ночью на улице темно, а днем...(светло). Перец горький, а сахар... (сладкий). Фея в сказках добрая, а ведьма … (злая) Свеча горячая, а мороженое...(холодное). Летом тепло, а зимой... (холодно). Паутинка тонкая, а веревка бывает… (толстая) Бабочка легкая, а ворона... (тяжелая) Пьеро в сказке грустный, а Буратино … (веселый) Дополнительно: полочка кулачок Ловят по очереди мяч и заканчивает предложение словом антонимом Светло, сладкий, злая, холодное, холодно, толстая, тяжелая, веселый Дети берут по очереди птичку и сажают ее по инструкции, а затем самостоятельно озвучивает куда посадил птичку, ориентируется в пространстве на горизонтальной поверхности, определяет местоположение, обозначает местоположение при помощи предлогов, выбирает правильные предложно падежные- конструкции, контролирует правильное произношение звука Л в построенном предложение развивать умение слушать учителя до конца; развивать умение высказывать свое предположение

Игра «Посади птичку»

Что за птичка? Куда она залетела? Что

ты в парке видишь?
Посади соловья на лавку, под елку, посади справа от клумбы, посади за клумбу, и т.д Где сидит соловей? Ответ ребенка: Соловей сидит на клумбе. V. Этап Рефле ксия формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации дея- ти уч-ся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД
2 мин Устные, аналитико- синтетические Подгрупповая
Вот мы и помогли птицам! Накормили

птенцов, проводили их в гнезда! Ласточка

тебе очень благодарна.

Какой ее любимый звук ты учился

правильно сегодня произносить? У тебя

получилось?
Какую пользу приносят птицы? Птицы опыляют растения, уничтожают гусениц и других вредных насекомых. Вот почему можно сказать: «птицы – наши помощники». Кроме того, птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением. Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Отвечают на вопросы, оценивают свои усилия Коммуникативны е УУД: развивать умение слушать учителя до конца;ьразвивать умение высказывать свое предположение; развивать умения строить и поддерживать диалог Личностные УУД:. Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактироват ь агрессию по отношению к птицам;Воспиты вать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных осуществлять познавательную рефлексию



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.