Дислалия у детей. Дислалия у детей и методы ее устранения

Нарушение звукопроизношения называется дислалией. Ребенок может переставлять звуки в слогах, менять их на другие. Часто малыши делают замену таким образом, чтобы им было удобнее и проще произносить слова. Дислалия у детей и методы ее устранения определяются логопедом. Этот специалист может установить точный диагноз и разработать тактику исправления данной проблемы.

Причины развития дислалии

Нарушения могут появиться у детей с проблемами развития речевого аппарата: челюстей, языка, губ, зубов. В этом случае говорят о механической дислалии. При нормальном развитии ставят диагноз "функциональная дислалия".

Органические нарушения возникают у тех детей, у которых:

Короткая уздечка языка и верхней губы;

Чрезмерно толстые губы;

Дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким);

Слишком большой или, наоборот, маленький язык;

Неправильный прикус;

Малоподвижная верхняя губа.

Причины дислалии у детей могут быть не связаны с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за:

Подражания чьему-то неправильному говору;

Педагогической запущенности;

Неправильной культуры речи в семье;

Неумения держать язык в правильном положении;

Недоразвитости фонематического слуха;

Быстрых переходов языка от одного движения к другому.

Возможные формы нарушений

Чтобы разобраться, как проявляется заболевание, необходимо понять, какие существуют его формы. В зависимости от количества проблемных звуков дислалия может быть простой или сложной. Это определяет логопед. В первом случае малыш не будет выговаривать до 5 звуков. При сложной форме дислалии их будет более 5. Логопед может рассказать, что необходимо делать родителям, если была обнаружена дислалия у детей. И методы ее устранения, и определение подхода к лечению необходимо обсудить уже при первой встрече.

В зависимости от характера дефекта, отдельно выделяют несколько подвидов дислалии:

Ламбдацизм: проблемы с произношением твердого и мягкого «л»;

Ротацизм: ребенок неправильно выговаривает твердую и мягкую «р»;

Сигматизм: нарушения произношения шипящих;

Каппацизм: проблемы с твердой и мягкой «к»;

Йотацизм: неправильное выговаривание «й»;

Хитизм: нарушение в произношении «х»;

Гаммацизм: проблемы с выговариванием «г»;

Дефекты при смягчении и твердости звуков: ребенок может заменять парными мягкими и наоборот;

Дефекты оглушения и озвончения: звонкие согласные меняются на глухие и наоборот.

Так проявляется дислалия у детей. Но не стоит бояться этого диагноза: при правильной работе родителей и логопеда нарушение речи можно исправить.

Формы функциональной дислалии

При обследовании логопед определяет наиболее выраженные признаки речевых нарушений. Это позволяет скоординировать работу логопеда и сделать ее более результативной. Специалисты выделяют такие виды функциональной дислалии:

1) акустическо-фонематическая;

2) артикуляторно-фонетическая;

3) артикуляторно-фонематическая.

В первом случае к проблемам приводит слабое развитие речевого слуха. Из-за этого звуки, близкие по акустическим признакам, смешиваются. Иногда неполноценность их восприятия становится причиной того, что ребенок пропускает их в речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия у детей дошкольного возраста возникает при неверном усвоении артикуляционных позиций. При этом малыши начинают искажать произносимые звуки.

При артикуляторно-фонематической дислалии ребенок не усваивает правильного положения языка, которое должно быть при произношении того или иного звука. Это приводит к их смешению.

Вот такая она разная - дислалия у детей. И методы ее устранения, таким образом, тоже будут разниться. В зависимости от установленного диагноза, логопед должен вырабатывать тактику работы с ребенком.

Коррекция различных форм нарушений речи

Если имеет место неправильное произношение звуков, относящихся к одной группе, например, свистящих, речь идет о простых нарушениях. Для их исправления достаточно 2-3 месяцев сотрудничества с логопедом, иногда коррекция может длиться полгода. А вот сложная дислалия у детей, которая характеризуется нарушением произношения 5 и более групп звуков, требует более длительной и кропотливой работы.

В большинстве случаев при сложных формах у детей нарушен фонематический слух. В процессе коррекции сложности возникают не с тем, что необходимо «ставить» большое число звуков, а с тем, чтобы ребенок начал правильно их слышать. На это уходит много времени. Важно, чтобы ребенок выполнял задания не только с логопедом, а и с родителями дома. Лишь при регулярных и систематичных занятиях можно в короткие сроки восстановить речь.

Коррекция механической дислалии

Для исправления у которых есть проблемы с речевым аппаратом, необходимо устранить саму причину развития патологии. Если таковой является слишком языка либо верхней губы, то ее достаточно просто подрезать - и ребенок сам начнет правильно говорить.

Немного сложнее обстоят дела в тех случаях, когда нарушения вызваны неправильным прикусом. В этом случае обязательна консультация ортодонта. Он может помочь исправить прикус с помощью специальных приспособлений даже в раннем возрасте. Если это невозможно, тогда начинается упорная работа логопеда. Она должна быть направлена на то, чтобы получить необходимый акустический эффект у ребенка с указанными нарушениями.

Также логопед способен помочь и тем детям, у которых неправильное строение неба. Специалисты знают, как направить язычок у тех, у кого «готический», плоский или щелеобразный верхний свод во рту.

Обследование ребенка

Прежде чем приступить к занятиям, логопед должен исследовать подвижность речевого аппарата ребенка и узнать у матери о течении беременности и родов. Разнообразные дидактические материалы позволяют определить имеющиеся дефекты и определить степень развития детей. После такого исследования логопед может сказать, есть ли дислалия у детей. "Симптомы" (явное оцениваются в сочетании с проверкой фонематического восприятия. Лишь после этого ставится диагноз.

Если логопед не заметит механические нарушения, он отправит ребенка к профильному специалисту. Это может быть хирург, ортодонт или отоларинголог. К последнему специалисту логопед может порекомендовать сходить, если подозревает, что у ребенка нарушен слух. При функциональной форме патологии желательно посетить невролога. Он проводит обследование детей с дислалией, чтобы исключить общее недоразвитие речи. Хотя предварительный диагноз может поставить и логопед.

Этапы коррекции звукопроизношения

Педагог разрабатывает систему взаимодействия с малышом, у которого была диагностирована дислалия. Работа должна быть направлена не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие памяти, внимания, фонематического слуха. Также специалист прилагает усилия для развития речевой моторики. Для этих целей делается специальный логопедический массаж. Также часть занятия отводится для выполнения гимнастики. Она является обязательной, если была диагностирована дислалия у детей. Лечение (упражнения помогают развить речевой аппарат) заключается в выработке правильного произношения звуков, их автоматизации и развитии способности к слуховой дифференциации.

При постановке звуков одновременно проводится работа по их автоматизации. Для этого они проговариваются в составе отдельных слогов и слов. Для правильной постановки используют методику подражания. Если она не дает результатов, то логопед с помощью специального зонда может помочь ребенку, направив язык в нужную сторону.

Цели логопедической коррекции

Работа специалиста должна быть направлена как на исправление звукопроизношения, так и на узнавание звуков, умение их правильно произносить, контролировать свою речь.

Надо знать все особенности преодоления дислалии у детей, ведь без этого не удастся достичь результата. Для организации работы пары «логопед - ребенок» надо создать благоприятные условия. Малыш должен доверять педагогу, у них должен быть эмоциональный контакт. Для этого логопеду необходимо позаботиться об организации занятий в интересной для ребенка форме. Они должны побуждать познавательную активность, предупреждать возможное утомление.

Если этого удастся достичь, то ребенок сможет:

Научиться узнавать разные звуки и не смешивать их;

Отличать правильное звукопроизношение от неправильного;

Контролировать собственную речь;

Легко варьировать звуки в речевом потоке;

Безошибочно определять звук и выделять его в речи.

Профилактика дислалии

Если родители не хотят в будущем искать материалы на тему "Дислалия у детей и методы ее устранения", то им надо заранее узнать, как предотвратить развитие такого нарушения.

Профилактикой развития механической формы заболевания будет регулярный осмотр профильными врачами, которые смогут вовремя выявить анатомические нарушения развития речевых органов.

Важно также окружить ребенка людьми с правильной речью. Взрослые не должны «сюсюкать» с малышом, ведь это формирует у него стереотипы общения. У ребенка должно быть несколько примеров для подражания. Если у одного из родственников есть речевые проблемы, то его роль в воспитании чада не должна быть ведущей.

Недостаточно качественный выговор различных звуков наблюдается на фоне совершенно нормального слуха и восприятия букв, сбережения естественного обеспечения артикуляции за счет высшей нервной деятельности. Тем не менее, при дислалии наблюдается дефект произношения в разговорной речи.

Для определения, какие у пациента присутствуют виды дислалии, уровня ее тяжести и возможностей восстановления используются разнообразные методики:

  • приемы логопедического обследования строения артикуляционных систем;
  • определение объемов функциональности речевого аппарата;
  • выявление уровня качества произношения звуков – в частности трудно произносимых;
  • возможные нарушения произношения звуков и сохранность функций фонематического слуха.

Если необходимо определить формы дислалии и провести дополнительные исследования, следует собрать консилиум, в составе которого стоматолог, невролог, невропатолог, ЛОР. Обычное нарушение речи подвергается логопедическому лечению, которое проводится в три этапа.

Что такое дислалия

В первую очередь, необходимо уточнить, что дислалия, как , предполагает только отклонение от нормального физиологического состояния, при котором страдает произношение и правильное употребление звуков. Группой риска являются дошколята и младшеклассники:

  1. Возрастная категория дошкольников 6 лет – подобные нарушения имеются в 25 % случаев. У некоторых специалистов данные о речевых расстройствах в дошкольной возрастной группе – не менее 52 %.
  2. Дети, учащиеся в первом и втором классах. Они страдают расстройством речи в пределах от 15 до 20 % от всего количества обследованных.
  3. В подростковой группе и у школьников старших классов различные формы функциональной дислалии есть только приблизительно в 1-1,2 % случаев.

Какие виды дислалии выделяют по этиологическому принципу, а какие – по тяжести поражения речевого аппарата:

  • Простая форма; отличительные черты – дефекты определенных звуковых групп. Чаще всего это свистящие или шипящие согласные. Для второй группы характерен дефект воспроизведения парных и иных групп звуков.
  • По этиологическому принципу разделяют механическое нарушение, вследствие органических причин; функциональное расстройство на фоне негативной социальной среды или наличия восстанавливаемых нарушений корковых образований головного мозга. В свою очередь эти речевые расстройства имеют еще более тонкое разделение.

Какие формы имеет функциональная дислалия:

  1. Артикуляторно-фонематическая. Замена звуков схожими или аналогичными.
  2. Артикуляторно-фонетическая. Ребенок затрудняется в определении элементов слова.
  3. Акустико-фонематическая форма, которой присущи искажения звукового ряда.

Механические виды подразделяются на сенсорный и моторный тип. При определении первого фиксируются нейродинамические сдвиги, при втором наблюдается сбой деятельности речедвигательных анализаторов.

Фонетика также имеет особое влияние на систематизацию нарушения речи:

  • Ротацизм – это недостаток произношения «р».
  • Ламбдацизм – неправильный выговор «л».
  • Сигматизм – искажение выговора ж, ш, щ, ч, с и з.
  • Под йотацизмом подразумевается недостаточность проговаривания «й».
  • Формирование гаммацизма при недостатках «г», каппацизм и хитизм – «к» и «х».

Также наблюдается нарушение озвончения, оглушения, смягчения или излишней твердости. Достаточно часто дислалия, ее виды и формы являются комбинированным расстройством. Это могут быть сочетания сигматизма и ротацизма, ламбдацизма и ротацизма, сигматизма в сочетании с дефектами смягчения и масса других вариантов.


Характеристика

Данная дисфункция отличается характерными особенностями. Человеку присуще пропускать некоторые звуки, та или иная позиция, сочетание букв в различных местах слова, просто выпадает. Нередко состояние отличается заменой букв на схожие на фоне возникновения стойкой деструкции фонемы. Самой распространенной характерной чертой дислалии является искажение слова в звуковом формате.

Тем не менее, указанные формы дислалии, локализации нарушения и последствия могут не оказывать влияния на основные умственные и интеллектуальные функции:

  1. Несмотря на неправильную речь, у ребенка не страдают грамматика и оптика, их прогресс соответствует возрасту.
  2. Не подвергается патологическим изменениям структура слов.
  3. Пациент владеет богатым словарным запасом, соответствующим его годам.
  4. Адекватное склонение, спряжение, падежи и различие между множественными и единственными числами используются правильно и без ошибок.

Кроме этого, связная адекватная речь формируется на достаточной высоте.

Важно учитывать следующее. Обычную дислалию или косноязычие у ребенка не следует считать патологией, она не связана с органическими поражениями центральной нервной системы или патологиями слуха. Для логопедической практики характерно, что подобное расстройство речи наиболее часто имеется в детском возрасте, что впоследствии эффективно . Изначально проводится подготовка к логопедическому воздействию, затем формируются первичные навыки произношения и коммуникаций в общепринятом формате.

Дислалией называют нарушения, а также разнообразные дефекты неправильного произношения звуков, причем чаще всего данную проблему выявляют у детей дошкольного возраста, а именно, от 3 до 7 лет включительно. Дислалию необходимо лечить и корректировать при проявлении первых симптомов. Как же это сделать? Ответ на этот и многие другие вопросы вы сможете найти в нашей статье.

Основные виды дислалии

Существует несколько основных видов дислалии. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Мономорфный тип

Мономорфную дислалию также называют простой. При данном нарушении ребенок не выговаривает или произносит неправильно менее 3-4 звуков из группы свистящих «с-з-ц» или шипящих «ж-ш-ч».

Полиморфный тип

Полиморфная или сложная дислалия обычно проявляется неправильным произношением 5 и более звуков, относящихся к группе свистящих «ш-щ-ч» и сонорных «с-р-л».

Физиологический тип

Физиологическая или возрастая дислалия выражается в нарушении произношения некоторых звуков. Она обычно проходит до 5 лет. Возрастной тип дислалии проявляется по причине недостаточного развития артикуляционных органов и считается вполне нормальным этапом становления речевого аппарата.

Функциональный тип

Диагноз функциональная дислалия ставится тем детям, у которых отсутствуют какие-либо патологии, связанные с нарушениями работы центральной нервной системы и речевого аппарата, но присутствует основная симптоматика дислалии. Функциональная форма подразделяется на два подвида, а именно:

  • Моторный тип. Данная разновидность дислалии обуславливается нейромолекулярными сдвигами, при которых затруднена двигательная функция губ, щек, языка и других артикуляционных органов.
  • Сенсорный тип. Такая дислалия чаще всего проявляется нейродинамическими потрясениями в области темени, которая несет ответственность за восприятие звуков. Сенсорная дислалия встречается реже остальных видов, но при постоянных занятиях ее достаточно легко исправить.

Органический тип

Органическая или механическая дислалия возникает при наличии каких-либо органических дефектов речевого аппарата ребенка. Например, это могут быть: укороченная языковая уздечка, неправильный прикус, утолщенный язык, высокое нёбо, из-за которых малышу трудно произносить правильно и четко некоторые звуки.

дислалия - дефект речи

Разновидность фонетических дефектов при дислалии

Деформацию звуков разделяют на несколько видов, каждый из которых имеет свое название. Давайте рассмотрим их более детально:

  • ламбдацизм - неправильное произношение звуков «л» и «ль»;
  • ротацизм - искажение «р» и «рь»;
  • сигматизм - нарушение многих шипящих и свистящих звуков: «ж», «ш», «с», «сь»;
  • йотацизм - малышу трудно выговорить букву «й»;
  • хитизм - ребенок не может произнести «х» и «хь»;
  • каппацизм - деформация звука «к» и «кь».

Причины возникновения

Дислалия может возникнуть по нескольким причинам. К ним можно отнести:

  • неправильное речевое воспитание, то есть некоторые родители достаточно долгое время «сюсюкают» малыша, говорят искаженные слова, например, «ти мой холесинький» или «утипути», за счет чего ребенок запоминает некорректные фразы, и в дальнейшем у него формируется неверное представление о произношении;
  • недостаточное количество времени и занятий, которые уделяются ребенку со стороны родителей;
  • недоразвитость фонематической разновидности слуха, то есть, малышу очень трудно различать звуки друг от друга, он их путает и смешивает;
  • нарушение слуха;
  • умственную задержку развития;
  • возрастной фактор или физиологическую незрелость до 4-5 лет;
  • билингвистическую семью, в которой родители говорят на двух разных языках;
  • соматические заболевания различной этиологии, за счет чего у ребенка присутствует физическая ослабленность.

Симптомы проявления заболевания

Как и у многих других физиологических отклонений, у дислалии присутствует ряд определенных симптомов, по которым специалист может определить уровень сложности и стадию развития данной проблемы. Сюда можно отнести:

  • систематические пропуски некоторых звуков в определенных словах;
  • замену одного звука другим;
  • смещение (малыш правильно произносит какой-либо звук отдельно, но при произношении слова целиком ошибается или путается);
  • искаженность, которая заключается в использовании выдуманных звуков, отсутствующих в родном языке ребенка.

Методика обследования

При первых признаках дислалии или подозрении на нее необходимо обратиться к логопеду. Врач начнет обследование с диагностики, в которую входит опрос мамы о протекании беременности, заболеваниях, перенесенных ребенком, об уровне психомоторного и речевого развития малыша. Затем логопед проводит некоторые исследования на изучение строения и физиологического состояния органов артикуляционного аппарата, пользуясь визуальным осмотром и специальными тестовыми упражнениями. Специалист должен составить диагностическую карту, в которой будут указаны результаты обследования ребенка и выводы о возможном диагнозе, а именно - дислалии. В случае утверждения наличия механической дислалии, логопед направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к ортодонту, стоматологу и челюстно-лицевому хирургу.

задержка развития интеллекта - одна из причин дислалии

Способы лечения

Лечение дислалии достаточно длительный и трудоемкий процесс, на который уйдет большое количество времени, также все будет зависеть от стадии данного речевого нарушения. Существует множество различных методов и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться четко и правильно говорить. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Коррекционные меры

Коррекция дислалии проводится логопедом в несколько этапов, а именно:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков;
  • заключительный этап.

Этап подготовки

На этом этапе логопед устанавливает доверительные отношения с ребенком путем различных игр, бесед и упражнений. Затем проводятся занятия на развитие слуховой памяти, внимательности и фонематического восприятия внешних звуков. Также педагог занимается формированием артикуляционной базы малыша.

Этап формирования первичных навыков

Формирование первичных навыков произношения подразумевает следующее:

  • постановка какого-либо звука на основе ранее проведенных исследований;
  • автоматизация этого звука, которая проводится при помощи слогов, слов и предложений;
  • дифференциация данного звука (проводится в качестве закрепления полученного навыка).

Заключительный этап

Заключительный этап подразумевает формирование коммуникативных навыков, то есть умение ребенком употреблять исправленный звук в ситуациях при общении с другими людьми, а также контроль собственной речи.

Упражнения

Для «борьбы» с дислалией применяются достаточно простые, но очень эффективные упражнения, о которых мы поговорим далее.

Улыбка

Во время выполнения данного упражнения логопед просит ребенка широко улыбнуться и «сжать заборчиком» зубы. Держать полость рта в таком положении необходимо не менее 15 секунд.

Дудочка

Малыш должен плотно сжать зубки, а губы вытянуть «дудочкой» вперед, слегка выдувая воздух. Упражнение проводится в течение 10 секунд и повторяется несколько раз подряд для закрепления.

Чередование

Логопед просит ребенка поочередно выполнить упражнение «Дудочка» на счет «раз» и «Улыбка» на счет «два». Проводится не менее 15-ти повторений.

Воронка

Педагог предлагает малышу разомкнуть зубы и, следуя счету, выполнить следующее: на счет «раз» губы вытягиваются «дудочкой», на счет «два» втягиваются внутрь ротовой полости, подворачивая их под зубы. Делается не менее 10-ти повторений.

Литавр

Для выполнения данного упражнения ребенок должен немного завернуть губы в полость рта, слегка пошлепать ими друг о друга, при этом может быть слышен громкий хлопающий звук. Повторить упражнение следует 10-15 раз.

Фыркающая лошадка

Малышу предлагается расслабить губы, попробовать ими фыркнуть, как лошадка. Повторить упражнение «Фыркающая лошадка» следует не менее 15 раз.

Рот на замок

Для правильного выполнения этого задания ребенку необходимо сжать крепко зубы и двигать из стороны в сторону нижней губой. Повторяем упражнение 5-10 раз.

Прятки

Логопед просит пациента спрятать нижнюю губу под верхние передние зубы. Удерживать такое положение челюсти необходимо 5-10 секунд.

Надутые щечки

При выполнении этого задания ребенок сильно смыкает губки, затем он надувает щеки и, прихлопывая их кулаками, медленно выдувает из них скопившийся воздух. Повторить упражнение требуется не менее 10 раз.

Надутые губки

Малыша просят крепко сомкнуть губы, а затем выдувать в них воздух с закрытым ртом, причем делать это необходимо поочередно дуя то в нижнюю, то в верхнюю губу.

«Удержи бумажку»

Для выполнения этого задания понадобится небольшая полоска из бумаги. Педагог просит ребенка сжать бумажную полоску между губ и удерживать ее в течение 3-4 минут. Данное упражнение тренирует губы для правильного артикуляционного произношения.

«Набери в рот воды»

Логопед предлагает малышу набрать воды в рот, удерживая ее там в течение 2-3 минут.

Грибок

Для того, чтобы выполнить упражнение «Грибок», ребенку необходимо широко открыть рот и расположить язык на верхнем нёбе. Получается, что язычок - это шляпка грибка, а уздечка - это его ножка. Удерживать ротовую полость в таком положении следует 2-3 минуты.

Лопатка

Упражнение «Лопатка» выполняется следующим образом: ребенок должен расслабить язык, высунуть его на половину и расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении 20 секунд.

Профилактика дислалии у детей

Дислалию, как и любой другой недуг, можно предупредить. Для этого родители должны приложить множество усилий. В качестве профилактических мер по борьбе с дислалией необходимо выполнять следующее:

  • постоянно читать ребенку книги;
  • изучать различные скороговорки, пословицы, стихотворения;
  • следить за собственной речью, разговаривать грамотно и четко в присутствие ребенка;
  • посещать с малышом различные кружки, секции;
  • ходить по музеям, театрам, выставкам для расширения кругозора и правильного формирования представления об окружающем мире;
  • при первых признаках дислалии незамедлительно обратиться за помощью к специалисту, во избежание запущения недуга.

В настоящее время у большинства дошкольников и младших школьников присутствует дислалия в той или иной степени. Самое главное - это не быть равнодушными к речевым проблемам собственного ребенка. При появлении нарушения речи необходимо как можно скорее обратиться к логопеду, психологу, неврологу. Только опытные специалисты смогут поставить точный диагноз и начать своевременное лечение. Здоровье малыша в ваших руках.

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет. При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалия Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц]. При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии. По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Дислалия – это нарушение произношения у детей при наличии хорошего слуха и достаточного запаса слов.

Расстройство бывает механическим и функциональным (фонематическим).

Первый тип – следствие наличия дефектов зубочелюстной системы. Нарушенный прикус, заячья губа, слишком короткая уздечка губы верхней или нижней, дефекты неба — мягкого или твердого; нарушения строения языка могут стать причиной развития дислалиии у детей.

Иногда для исправления ситуации необходима хирургическая операция, например, при короткой подъязычной уздечке. И чем раньше она будет выполнена, тем меньше усилий понадобится для исправления речевых нарушений.

Во многих случаях устранить механическую дислалию удается быстрее, чем фонематическую. При помощи хирургической коррекции убираются анатомические дефекты строения речевого аппарата.

Мероприятия по исправлению прикуса при грамотном подходе дают хороший результат.

Нехватка общения

Дислалия функциональная развивается у детей, как правило, вследствие возникновения задержки психо-речевого развития. Такое состояние развивается в результате воздействия окружающей среды, условий, в которых растет малыш.

Расстройство фонематического типа может возникать из-за наличия у ребенка болезней, которые провоцируют задержку развития психики и речи.

Причиной может стать нехватка внимания и заботы со стороны родителей. А также стремление ребенка подражать речи людей из окружения, обладающих неправильным произношением.

Поэтому лучше, чтобы малыш в период формирования у него речи общался с такими людьми реже.

Вызвать появление дислалии способно и чрезмерное сюсюкание с малышом: он начинает повторять намеренно искажаемым взрослыми слова.

Кроме того, данное речевое нарушение может стать следствием недостатка общения, когда с ребенком слишком мало разговаривают.

Характеристика ребенка с расстройством

Дислалия не только мешает окружающим понимать малыша, но и создает для ребенка трудности в общении и усложняет процесс его социальной адаптации.

Например, в детском саду ровесники могут начать подшучивать над таким ребенком. Ему вряд ли позволят читать стихи на разных праздничных мероприятиях, тем самым исключая его из этого вида деятельности.

Все это может стать причиной стеснительности малыша. Он может замкнуться и уйти в себя, начать избегать общения со сверстниками, чтобы как можно меньше разговаривать и подвергаться насмешкам.

Характерные признаки

Дислалия у ребенка проявляется в нарушении произношения звуков. Характер таких нарушений может быть разным.

Иногда дети пропускают звуки в словах. В других случаях они произносят их неверно, заменяя одни звуки на другие.

Яркий пример:

  • вместо «машина» малыш произносит «мафына» или «масина»;
  • слово «рыба» звучит у него как «лыба», «лампа» как «рампа».

Бывает, что ребенок проговаривает звуки правильно в одних словах, а в других – искажает.

Современный бешеный ритм жизни приводит к тому, что у многих людей наблюдается . Какие методы терапии и профилактики существуют?

Нсформированность или недоразвитость речи из-за повреждения коры головного мозга алалия. своему ребенку?

Диагноз ставит врач

Диагностировать должен врач-логопед. Его задача – выяснить, к какой форме относится нарушение речи у ребенка. А затем предложить варианты исправления дефекта.

Чтобы процесс формирования правильной речи у детей происходил как можно быстрее и легче, специалисты рекомендуют показывать ребенка профессиональному логопеду регулярно еще до того, как ему исполнится четыре-пять лет.

Методы устранения расстройства в домашних условиях

Коррекция различных видов дислалии требует разного подхода.

В ситуации, если нарушения носят функциональный характер, большая роль в исправлении дефектов отводится родителям и другим родственникам, с которыми много общается ребенок .

Необходимо придерживаться следующих правил и советов:

  1. Во-первых, специалисты советуют перестать сюсюкать и начать разговаривать с малышом, произнося слова правильно. Это стоит делать с самого его рождения.
  2. Во-вторых, не стоит ругать ребенка за то, что он не может пока четко выговаривать слова . Вместо того, чтобы его стыдить, лучше позаниматься с ним, используя разные упражнения. Например, забавные стихотворения.
  3. Нужно выполнять несложные упражнения . Существует множество артикуляционных упражнений, которые помогают улучшить произношение. Их лучше делать в форме игры и перед зеркалом. Ребенок может дуть на игрушку-вертушку или сдувать с ладони «снежинки» из ваты, или же задувать горящую свечу. Можно поиграть в «окошко»: ребенку нужно широко открывать рот и закрывать. Другое упражнение, «маячок», представляет движения вправо и влево нижней челюстью.
  4. Можно играть в психологические игры . Например, изобретать для предметов, название которых ребенок искажает, новые ассоциации. Так под «мафынкой» может подразумеваться смешной некий предмет, которого вообще нет в реальной жизни. При этом машинка настоящая будет в сознании ребенка связываться с правильным произношением этого слова.

Результат не заставит себя ждать, если упражнения будут выполняться регулярно. Конечно, это требует от родителей или других близких людей терпения, внимания и достаточно много времени.

Если же домашние занятия не дают желаемого эффекта, а ребенок уже перешагнул возраст в пять лет, стоит обратиться к логопеду.

Помощь врача

Врач проводит обследование детей с дислалией и при необходимости, направит на консультацию к стоматологу (для выявления анатомических нарушений речевого аппарата) или неврологу – при дислалии функционального типа.

Работа самого врача-логопеда состоит в том, чтобы сформировать у ребенка умения и навыки верного произношения звуков . Для этого специалист учит малыша воспроизводить фонемы, распознавать разные звуки, слышать свое произношение и оценивать его, вырабатывать навыки правильной артикуляции.

Врачу важно найти самый «короткий» путь к исправлению нарушений.

При этом используется комбинация разных методов, которые выбираются в зависимости от типа нарушений и степени их выраженности у конкретного ребенка.

Чтобы логопедические уроки принесли результат, периодичность их проведения должна быть не реже трех раз в неделю. Кроме того, с ребенком нужно заниматься дома, выполняя задания врача каждый день по нескольку раз.

Сроки лечения

Сколько времени понадобится для устранения нарушений речи? Это определяется множеством факторов, в том числе индивидуальными особенностями ребенка и позицией родителей.

При небольших нарушениях коррекцию удается провести за один-два месяца. В более сложных случаях требуется от трех до шести месяцев.

Чем младше ребенок, тем процесс идет быстрее. Сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо реже, чем школьников

Профилактика речевых нарушений

Избежать развития дислалии у детей помогает ранняя профилактика. Одно из основных ее условий – формирование здорового образа жизни малыша с первых же дней его жизни .

Важный способ предотвращения развития расстройства – общение.

С ребенком надо много разговаривать, даже когда он сам еще не произносит слоги. Можно просто рассказывать ему о том, что вы делаете: готовите, убираетесь, играете. Описывать предметы и людей, которые встречаются на улице. Читать сказки и стихи, петь песни.

Чтобы у ребенка не сформировалась дислалия механического характера, стоит обратить внимание на его прикус . Проверить, правильно ли расположены верхние и нижние зубы по отношению друг к другу можно у врача.

Если большая часть зубов не соприкасается друг с другом, между ними появляется чересчур большая щель. В нее проваливается язык, и это мешает ребенку говорить правильно.

Одной из причин появления аномалий прикуса долгое время считалось излишнее пристрастие родителей к пустышкам.

Современные формы выпускаются анатомической формы и, по мнению медиков, не оказывают такого влияния на формирование положения зубов, как их предшественницы



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.