Конспекты занятий по коррекции свистящих звуков. Конспект занятия по логопедии Дифференциация звуков - в слогах, словах

Тема:

Цели:

Задачи:

Оборудование:

План занятия:

1. Организационный момент.

Ход занятия:

  1. Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал - картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) - проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по автоматизации свистящих звуков.»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация свистящих звуков».

Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.

Оборудование: индивидуальный наглядный материал.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.

3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.

4. Автоматизация звука [Ц] в словах.

5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.

6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим зубки», «Дудочка», «Ветерок».

    Автоматизация звука [С]. Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука. Автоматизация звука [С]: - в словах, насыщенных звуком [C]: сосулька, состав, способ, спуск, соска и пр.; - в словосочетаниях: стеклянный стакан, соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.; - в предложениях: смелый солдат спешит сражаться, у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.

    Автоматизация звука [Сь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука. Автоматизация звука [Сь]: Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели): - проговаривание слов, насыщенных звуком : синий, сельдь, система, соседи, спасибо и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: веселые гуси, синие васильки, десять слов и пр.

    Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал – картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

Игра «Чего не стало» - на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных: - в словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах - сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад - если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

6. Автоматизация звука [З]. Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука. Автоматизация звука [З]: - в словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.; - в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.; - в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Подготовила: учитель - логопед Ревина Ирина Алексеевна
г.Пенза Пензенской области МБДОУ №52 Филиал №2

Цель: Автоматизация звука [с].

Задачи:

коррекционно-образовательная:

  • Автоматизировать звук [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, нравственные качества.

коррекционно-развивающая:

  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику, внимание, память, мышление, дыхание, умение регулировать силу воздушной струи.

Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением Красной Шапочки, волка, лабиринт.

Речевой материал: слоги, слова, предложения, загадка, чистоговорка.

План занятия:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Развитие артикуляционной моторики (2 мин.)

3.Развитие мышления (2 мин.)

4.Развитие дыхания (1 мин.)

5.Произнесение звука изолированно, развитие умения регулировать силу воздушной струи (1 мин.)

6.Автоматизация звука в слогах (1 мин.)

7.Физминутка (1 мин.)

8.Автоматизация звука в словах (2 мин.)

9.Автоматизация звука в предложении (1 мин.)

10.Автоматизация звука в чистоговорке (2 мин.)

11.Итог занятия (1 мин.)

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуй, какое у тебя настроение? (Хорошее). Давай улыбнёмся друг другу. Начнём наше занятие. У меня есть знакомая девочка, зовут её… Ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажи-ка имя ее. (Красная Шапочка).

(Появляется изображение Красной Шапочки). Ты знаешь сказку о Красной Шапочке? (Да). Мама сказала девочке отнести бабушке гостинцы, так как самой маме срочно нужно уйти по делам, и она никак не успеет сходить к бабушке. Но Красная Шапочка боится, что волк её съест и просит нас проводить её до домика бабушки. Давай проводим её. (Давайте).

2.Развитие артикуляционной моторики.

Подождём, пока Красная Шапочка соберётся в дорогу и испечёт блинов. А как она это делает, сейчас покажем.

Красная Шапочка проснулась рано утром с отличным настроением, широко улыбнулась (упражнение «Улыбочка») и пошла чистить зубки (делать упражнение «Чистим зубы» 5 раз).

Вспомнила Красная Шапочка, что ей нужно напечь блинов для старенькой бабушки, и отправилась она месить тесто. («Накажем непослушный язычок» 5 раз).

Тесто получилось что надо, и напекла Красная Шапочка вкусных блинов! (Упражнение «Лопаточка»).

Подумала Красная Шапочка, раз она сама не позавтракала ещё, а путь к бабушке нелёгкий, ничего страшного не случится, если она съест два блинчика. Достала она к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да пока ела, испачкала губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы (5 раз).

Запила она всё чаем из чашечки (упражнение «Чашечка»). Ой, как же сытно поела Красная Шапочка (упражнение «Оближем губы»). Пора к бабушке отправляться.

3.Развитие мышления.

Путь наш будет пролегать через лес и полянку, на окраине которой и стоит дом бабушки.

Мы с Красной Шапочкой договорились встретиться у большой ели. Будем её ждать.

Но Красная Шапочка не зря волнуется, волк уже прибежал в лес и ждёт её. Проводи Красную Шапочку по безопасной дорожке. Проведи линию карандашом по той дорожке, которая приведёт Красную Шапочку к ели, а не к волку и на дороге ей не должны встретиться преграды.

4.Развитие дыхания.

Красная Шапочка добралась и благодаря тебе не встретила волка. Отправляемся в путь. Чувствуешь, какой в лесу чистый воздух, давай подышим спокойно. Вдохнём воздух через нос, задержим его и выдохнем через рот (3 раза).

5.Произнесение звука изолированно, развитие умения регулировать силу воздушной струи.

Вдруг поднялся сильный ветер. Давай покажем это. Как свистит ветер? (Ребёнок произносит звук [с], сильно выдыхая). Свисти сильно, ведь ветер сильный. Ветер стих, пускай слабый ветер. (Ребёнок произносит звук [с], слабо выдыхая).

6.Автоматизация звука в слогах.

Красная Шапочка очень хорошо поёт, повторяй её любимую песню.

са-са, сы-сы, ас-ас, ис-ис, аса, ысы

7.Физминутка.

Шли мы лесом. (указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по столу)

Крались полем. (указательный и средний пальцы левой руки «шагают» по столу)

Ловко брасом

Плыли морем. (ребром правой руки провести по столу волнистую линию)

Отдохнули - (ладони положить на стол)

Снова плыли. (ребром левой руки провести по столу волнистую линию)

Только, куда шли

Забыли. (разведение рук в стороны, изображение мимикой лица недоумение).

Но мы же помним, куда идём. Куда же мы идём? (К бабушке Красной Шапочки).

8.Автоматизация звука в словах.

Вот и вышли мы на полянку, а на ней цветов видимо-невидимо.

Красная Шапочка собрала целый букет цветов. Назови, какие цветы в букете? (Картинки).

Смородина, астра, ирис, крокус, нарцисс, флокс, гладиолус.

Что-то здесь не так, не только цветы собрала Красная Шапочка, что здесь лишнее? (Смородина). А смородина это что? (Ягода).

9.Автоматизация звука в предложении.

Повтори, что собрала Красная Шапочка.

Красная Шапочка собрала прекрасный букет из цветов и ягод.

10.Автоматизация звука в чистоговорке.

(Появляется изображение волка). Волк выследил нас, давай защитим Красную Шапочку и прогоним его. Повторяй за мной.

СА-СА-СА, СА-СА-СА - УКУСИЛА В НОС ОСА!

СО-СО-СО, СО-СО-СО - СТАЛ МОЙ НОС, КАК КОЛЕСО!

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ - НЕ БОЮСЬ Я ЗЛОЙ ОСЫ!

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ - Я ОСУ В РУКЕ НЕСУ!

Вот так, волк, никого мы не боимся, ни осы, ни тебя. Уходи. Волк понял, что Красная Шапочка под защитой и ушёл.

А вот и дом бабушки Красной Шапочки. Красная Шапочка подарила бабушке букет, собранный ею. Бабушка очень обрадовалась такому подарку. А ещё она очень рада, что Красная Шапочка добралась до неё целая и невредимая. Бабушка и Красная Шапочка благодарят нас за помощь. Бабушка за то, что мы не бросили её внучку в беде, приглашает нас к себе домой на обед.

11.Итог занятия.

Кому мы сегодня помогали на занятии? (Красной Шапочке). К кому мы с ней ходили? (К бабушке). Зачем? (Отнести блинов). Как ты думаешь, помогать другим нужно? (Да). Мы сделали доброе дело! Ты молодец!

Цель: автоматизация произношения шипящих звуков.

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие: развивать умение запоминать слоговые ряды, определять наличие звука в слове.
2. Развивать умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове.

3. Развивать темпо-ритмическую сторону речи, память.
4. Учить строить простое предложение.

Ход занятия

1. Организация детей на работу.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник шипящих звуков.
Назовите буквы, которые привез грузовик. (В грузовике буквы ш, ж, ч, щ).
Какую песенку поет змейка? (Ш-ш-ш).

2. Работа над слогами. Игра с мячом
Змейка приготовила для вас слоговые загадки.
ША-ШУ-ША ШО-ШО-ШУ АШ-ИШ-АШ ИШ-УШ-ИШ
ШИ-ША-ШИ ША-ША-ШИ ОШ-УШ-ОШ АШ-ОШ-АШ

3. Автоматизация произношения шипящих звуков в стихах.
Ребята приготовили змейке в подарок воздушные шарики. Читают стихи, держат в руках «воздушные шарики» из картона с иллюстрацией к стихотворенью.

На кухне кошка готовит лепешки,
любит лепешки котенок Тимошка.

Кошка на окошке штанишки шьет,
А мышка в сапожках избушку метет.

Я по камушкам пошел,
Шапку желтую нашел.

Наш Мишутка на подушке
Шевелит тихонько ушком.

4. Упражнение «Почтовый ящик».
Что за песенка звучит? Кто это летит к нам? (Жук). Спойте вместе песенку жука.
У жука есть почтовый ящик. В него нужно положить картинки с песенкой жука. Подумайте, что можно положить в его почтовый ящик.
Слова: жаба, шоколад, шишка, шапка, чашка, мяч, щетка, желудь, овощи, чеснок.
Жук очень рад, что все слова с его песенкой оказались в его почтовом ящике.

5. Автоматизация произношения шипящих звуков в чистоговорках.
А теперь споем ему песенку. Пропевают чистоговорку под музыку.
Жа-жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа,
Жу-жу-жу-жу, дали яблоко ежу,
Же-же-же-же, ежик съел его уже,
Жи-жи-жи-жи, нам животик покажи.

Физпауза

К нам мчится поезд. Пропоем песенку паровоза. Ч-ч-ч
Встаньте у своих стульчиков, изобразите поезд.
Чух, чух, чух, чух, мчится поезд во весь дух.

6. Упражнение «Поезд»
В поезде поедут пассажиры. Им нужно помочь сесть по вагонам.
Прохлопывают слова: жираф, кошка, черепаха, жук, шмель, ящерица.

7. Автоматизация произношения шипящих звуков в стихах.
Поезд отправляется. А к вам спешит дворник со своей метлой. Скажите, как дворник подметает? (Щ-щ-щ).
Дворник сердит, как нам его развеселить?
Рассказать стихи.

Саша с Машей, не спеша, шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка носить эти сапожки.

Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек - 8 окон - 8 кошек.
Просят у проводника 8 чашек молока.

Я взяла под мышку плюшевого мишку,
В ванну посадила и пошла за мылом.
Оглянулась: ой-ой-ой, расшалился мишка мой.

Зайка забавный у Жени живет.
Женя не знает с зайкой забот.
Зайке не нужен ни обед, ни ужин.

8. Итог занятия.
Праздник заканчивается. Назовите звуки из шипящей семейки. Все буквы надо погрузить в кузов грузовика, они отправятся в страну шипящих.

Чтобы скачать материал или !

Материал собран из различных источников. Удобен в работе. Буду рада, если он понравится и пригодится.

ЗВУК С. (№1)





СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СА-СЫ
СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СА-СЫ-СА
СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СА-СА

СА-СА-СА- сад, сам, сады, сало, сани, Саня, сапоги, салат, сайка, самокат, салют, сабля, сальто, самолет, салфетка, колеса, оса, коса, лиса, досада, касса, масса, писать, кусать, усатый, полоса, колбаса.
СЫ-СЫ-СЫ- сын, сыпь, сытый, сынок, сыпать, сыт, сыч, усы, осы, бусы, косы, полосы, весы, носы, босые, косынка, посылка, посылать, выписывать.

СА-СА-СА – вот летит оса.
СА-СА-СА – в кустах лиса.
СЫ-СЫ-СЫ – нет осы.
СЫ-СЫ-СЫ – вот автобусы.
6.Домашнее задание:
- наклей картинки (или нарисуй) в названии которых слышится звук С и назови их.

ЗВУК С. (№2)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2.Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно)
3.Автоматизация звука С в слогах.
СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СА-СО-СУ-СЫ
СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СО-СУ-СЫ-СА
СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СУ-СЫ-СА-СО
СЫ-СА-СО-СУ
4.Автоматизация звука С в словах.

5.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
СО-СО-СО – вот колесо.
СО-СО-СО – у Сони колесо.
СУ-СУ-СУ – вижу я осу.
СУ-СУ-СУ – книгу я несу.
6.Домашнее задание:
- наклей картинки (или нарисуй) и назови их:
Лиса, коса, оса, самокат, сани.
Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода.
Носы, весы, косы, автобусы.

ЗВУК С. (№3)

2.Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно)
3.Автоматизация звука С в слогах.
СА-СО-СУ-СЫ СО-СУ-СЫ-СА
СУ-СЫ-СА-СО СЫ-СА-СО-СУ

4. Автоматизация звука С в словах.
СА-СА-СА - сад, сам, сады, сало, сани, Саня, сапоги, салат, сайка, самокат, салют, сабля, сальто, самолет, салфетка, колеса, оса, коса, лиса, досада, касса, масса, писать, кусать, усатый, полоса, колбаса.
СЫ-СЫ-СЫ - сын, сыпь, сытый, сынок, сыпать, сыт, сыч, усы, осы, бусы, косы, полосы, весы, носы, босые, косынка, посылка, посылать, выписывать.
СО-СО-СО – сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, песок, волосок.
СУ-СУ-СУ - суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, сумма, сукно, суметь, сундук, несу, вынесу, досуг, косуля, пасу, посуда, несут, плясун.
5.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
СА-СА-СА – вот летит оса. СА-СА-СА – в кустах лиса.

СЫ-СЫ-СЫ – нет осы. СЫ-СЫ-СЫ – вот автобусы.
СО-СО-СО – вот колесо. СО-СО-СО – у Сони колесо.

СУ-СУ-СУ – не боюсь осу. СУ-СУ-СУ – книгу я несу.
6.Закончи предложения:
Для зверей и для зверят тоже нужен детский…(сад).
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама…(косы).
Верещунья, белобока, а зовут её…(сорока).

ЗВУК С. (№4)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).

а) СА-СО-СУ-СЫ СО-СУ-СЫ-СА СУ-СЫ-СА-СО СЫ-СА-СО-СУ
б) АС-АС-АС АС – ОС – УС – ЫС
ОС-ОС-ОС ОС – УС – ЫС – АС
УС-УС-УС УС – ЫС – АС – ОС
ЫС-ЫС-ЫС ЫС – АС – ОС – УС

АС – АС – бас, вас, нас, пас, квас, погас, басня, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, колбаска, ласточка.
ОС – ОС – нос, воск, мост, хвост, оспа, покос, киоск, космос, полоска.
УС – УС – ус, вкус, куст, густо, пусто, вкусно, капуста, мускул, вкусный, глобус, автобус, куски, уснул, устал, успел, пустяк.
ЫС – ЫС – мыс, кумыс, выступ, выслать, выставка.
4.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
АС – АС – АС – я пью квас. АСКА – АСКА – у Сони маска.
ОС – ОС – ОС – у собаки нос. ОСКА – ОСКА - у Сони соска.
УС – УС – УС - я ем мусс. УСКА – УСКА – у Сони блузка.
5. Домашнее задание. Выучить стихотворение:
Идут гуськом гусак за гусаком.
Глядит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
ЗВУК С. (№5)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2. Автоматизация звука С в слогах.
ЯС – ЯС – ЯС ЯС – ЁС – ЮС – ИС
ЁС – ЁС –ЁС ЁС – ЮС – ИС – ЯС
ЮС – ЮС – ЮС ЮС – ИС – ЯС – ЁС
ИС – ИС – ИС ИС – ЯС – ЁС – ЮС
3.Автоматизация звука С в словах.
ЯС – ЯС – ясно, ясный, пляска, коляска, хлястик.
ЁС – ЁС – нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла.
ЕС – ЕС – лес, леска, место, тесто, тесно, интересно.
ИС – ИС – диск, лист, писк, миска, искать, листва, Испания, повис, танкист, кислый, пенистый, тенистый, холмистый.
4. Автоматизация звука С в предложениях (повтори чётко и медленно выделяя звук С).
У нас пёс. Кислый квас. В миске капуста. У вас вкусный квас. Водитель остановил
автобус у моста. В кустах кто-то пискнул. Усталый Ваня уснул. Сокол унёс утёнка.
5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук С:
Стол, дерево, бусы, трава, липа, сосна, лес, часы, гриб, сорока, капуста, ветка, стул.
6. Выучить чистоговорку (повтори чётко медленно, быстро).
У Сони и Сани в сетях сом с усами.

ЗВУК С. (№6)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2.Автоматизация звука С в слогах.
СКА – СКО – СКУ – СКЫ СВА – СВО – СВУ – СВЫ
СМА – СМО – СМУ – СМЫ СНА – СНО – СНУ - СНЫ
СТА – СТО – СТУ – СТЫ СПА – СПО – СПУ - СПЫ
СФА – СФО – СФУ – СФЫ СЛА – СЛО – СЛУ - СЛЫ
3.Автоматизация звука С в словах:
-свая, свалить, свой, небосвод, свалка, свобода, свой;
-скала, скалка, скакать, скамейка, сколько, каска, доска, ласка, миска, скобка, скука;
- слава, слабый, сладкий, слово, слон, слоги, словно, слух, случай, смола, послание;
- смуглый, смыть, смола, с маком, с мамой, смокинг;
- сноп, сны, спутник, спутать, спать, спальня, оспа, испанка, исполин, воспаление;
- стая, сталь, ставни, стакан, станция, достать, стойка, настойка, сто, стол, стук, стул,
ступка, ступеньки, стужа, мосты, пустыня, хвосты, листок, статуя, паста, галстук;
-сходка, восход, с хлебом, с факелом, с фото, с футболом, асфальт.
4.Игра «Скажи ласково».
Сад – садик самолет – самолетик лес – лесок
Пояс – поясок лист – листик сундук – сундучок
Сын – сыночек сумка – сумочка носок - носочек
5.Автоматизация звука С в предложениях (повтори чётко, выделяя звук С).
В лесу лиса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. Собака своих не кусает. Я упал из санок в снег. Самолет летит высоко над лесом. В саду сладкие сливы. У сома усы. Соня, клади в суп фасоль и мясо.
6.Домашнее задание. Выучить: Где снег, там и след.

ЗВУК С. (№7)
1.Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2.Повтори похожие слова в названном порядке.
Мак – бак – так моток – каток – поток
Бык – бак – бок батон – бутон – бетон
Дам – дом – дым нитка – ватка - ветка
3.Определить первый звук в словах.
Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, свечка, сапоги, супница, сын, сом, свёкла, сон, сахар, спорт, сучок, салат.
4.Автоматизация звука С в словах. Отгадай загадку.
Под крышей – четыре ножки, на крыше – суп да ложки. (Стол)
Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. На цепи сидит, дом сторожит. (собака)
Белый камень во рту тает. (сахар)
5.Автоматизация звука С во фразах:
Соленое масло. Соленая капуста. Кисло-сладкий квас. Колбаса с чесноком. Густые леса. Узкие сапоги. Чистая посуда. Вкусный суп. Соня устала. Слава в кустах. Саня уснул.
6.Составь предложения по картинкам.

ЗВУК С. (№8)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2.Повтори слоговые ряды со сменой ударного слога.
са – са – са сы – сы – сы
са – са – са сы – сы – сы
са – са – са сы – сы – сы
3.Повтори рассказ. Ответь на вопросы.

Вопросы. Что сделали с полями и лугами?
Какие облака ходят над полями?
Какую собрали репу?
Когда срезают капусту?
4. Составь предложения по картинкам.
ЗВУК Сь. (№1)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


СЯ – СЯ – СЯ СЯ – СЁ – СЮ СИ – СЕ – СЮ
СЁ – СЁ – СЁ СЮ – СЯ – СЁ СЕ – СИ - СЮ
СЮ – СЮ – СЮ СЯ – СИ – СЕ СИ – СЁ – СИ
СИ – СИ – СИ
СЕ – СЕ – СЕ

СЯ – СЯ – СЯ – сядь, гусята, косяк, лисята, висят, десяток, Ася, Вася, месяц, десять, косят, носят.
СЁ – СЁ – СЁ – сёма, сёла, весёлый, гусёнок, лисёнок, посёлок, сёмга, осёл, новосёл, тесёмка.
СИ – СИ – СИ – Сима, сила, сито, сизый, синий, ситец, синька, сильный, осина, косилка, носилки, висит, лисичка, укусил, погасил, гуси, синица, сидеть, силач, сироп, синева, лисий, носит, косит, босиком, василёк.
СЕ – СЕ – СЕ – сел, сев, семь, сено, Сеня, север, сетка, сеялка, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, весенний, осень, село, себя, седло, седой, семена, секунда, селёдка, пасека.
5.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
СЯ – СЯ – СЯ – вот и сказка вся.
СЕ – СЕ – СЕ – семена здесь все.
СИ – СИ – СИ – в речке караси.

ЗВУК Сь. (№3)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2.Изолированное произнесение звука Сь. (чётко и медленно)
3.Автоматизация звука Сь в слогах.
СВЕ – СВИ – СВЁ СЛЕ – СЛИ – СЛЯ
СМЕ – СМИ – СМЯ СНЕ – СНИ – СНЯ
СПЕ – СПИ – СПЯ СТЕ – СТЯ – СТЁ
4.Автоматизация звука Сь в словах.
- свет, свежий, светлый, свечи, свёкла, свинка;
- след, слева, слёт, слива, сливки, слить, слякоть;
- смех, смелый, смена, сметана, смять, снег, снежок, снимок, снять;
- спеть, спечь, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены, стих, стёкла, Стёпа.
5.Найди слова со звуком сь. Выучи стихотворение.
Синее небо, синие тени,
Синие ели – это весна!
В синем лесу этот запах весенний
Всех обитателей будит от сна.
6.Назвать предметы, изображенные на картинках.

ЗВУК Сь. (№2)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).

СЯ – СЕ – СЮ – СИ
СЕ – СЮ – СИ - СЯ
СЮ – СИ – СЯ - СЕ
СИ – СЯ – СЕ - СЮ

Сядь, гусята, лисята, семь, восемь, сено, сети,
ясень, осень, лесенка, песенка, сито, синий,
осина, гуси, такси, сидеть, носить, косить, весить.
4.Заучивание скороговорки (повтори чётко, выделяя слова со звуком сь).
Мы сидим на лесенке,
И поем мы песенки.
Все поют, и я пою
Песню новую свою.

ЗВУК Сь. (№4)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2.Изолированное произнесение звука Сь. (чётко и медленно)
3.Автоматизация звука Сь в слогах.
ВСЯ – ВСЕ – ВСЮ - ВСИ
ВСЕ – ВСЮ – ВСИ - ВСЯ
ВСЮ – ВСИ – ВСЯ – ВСЕ
ВСИ – ВСЯ – ВСЕ - ВСЮ
4.Заучивание чистоговорки (повтори чётко, выделяя слова со звуком сь).
На скамейке семь котят
Все котята есть хотят.
В миску мы кисель нальем –
Вот вам миска с киселем.
Под скамейкой семь котят
Есть из миски не хотят.

ЗВУК Сь. (№5)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2.Автоматизация звука Сь в слогах
АСЬ – ОСЬ – УСЬ – ИСЬ
ОСЬ – УСЬ – ИСЬ – АСЬ
УСЬ – ИСЬ – АСЬ – ОСЬ
ИСЬ – АСЬ – ОСЬ –УСЬ
3.Автоматизация звука Сь в словах.
Гусь, весь, авось, авоська, моська,
тесьма, восьмой, письма, письмо, Васька,
боюсь, моюсь, умываюсь, одеваюсь, письменный.
4.Заучивание стихотворения (повтори чётко, выделяя слова со звуком сь).
Спят ли волки? Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички? Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
Все на свете спят, спят.
5. Составь предложения по картинкам.

ЗВУК Сь. (№6)
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).
2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Сь:
Сироп, такси, кот, гуси, ясень, синица, волк, синька.
3.Автоматизация звука Сь в слогах.
СТЯ – СТЕ – СТЮ - СТИ СТЕ – СТЮ – СТИ - СТЯ
СТЮ – СТИ – СТЯ – СТЕ СТИ – СТЯ – СТЕ - СТЮ
4.Автоматизация звука Сь в словах.
Степь, стена, стихи, стихия, кости, гости, вести, напасти, гость, кость, весть.
5.Заучивание чистоговорки (повтори чётко, выделяя слова со звуком сь).
Вместе с мамой я встаю,
Сам постель свою стелю,
Умываюсь, одеваюсь,
С мамой в детский сад иду.
6. Назови цветок в названии, которого слышится звук сь.

Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  • Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование познавательных процессов.
  • Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
  • Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.

Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция фонематических процессов;
  • коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
  • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  • совершенствование связной речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию . Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»

раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память

УК-ЫК-АК-ОК

ЫК-УК-ОК-АК

ОК- АК- УК-ЫК

АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК

ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК

УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:

Котя, котенька, коток,

Котя острый коготок

Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)

У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)

Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.

В углу стоит (веник, ведро)

С потолка спускался (паук, пчела)

У ворот стоял огромный (бык, верблюд).

Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.

4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.

5.

Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

6. Итог занятия. Прощание с Колобком.

Занятие 3

Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

1.Подготовительная часть.

1. Разминка и упражнения:

А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.

2.Основная часть.

1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

Широко открыть рот.

Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К

  • Опознание из слогов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ

  • Опознание из слов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

Запомни, повтори слоги:

КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ

КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА

КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО

КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ

Проговори слова (по 2 раза):

кабан банка ком

кабина будка кон

кабинет бука конь

кайма ветка кофе

камень майка ковать

канава нотка комета

капитан утка конфета

Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).

1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).

2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:

Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

Нарисуй петелькой собаку возле будки.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Развитие дыхания

Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.

Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

  • «Лягушка» - «Хоботок»
  • «Лопата» - «Иголочка»
  • «Киска сердится»
  • «Чистим нижние зубки»
  • «Катушка»
  • «Качели»

Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.

Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

на длительном речевом выдохе произносим слоги:

[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.

Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,

Каша, камень, камера.

ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,

цветка, индюка, молотка

Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,

Кот, котик, комок

ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,

высоко, широко, велико.

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

Курица, куры, кумушка

Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

Глазику, ротику, носику.

«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

В этом слове нет звука (К).

Составь предложение с одни из слов.

Катя кормит цыпленка.

Сколько слов в предложении.

Игра «4 лишний» (Презентация 3 )

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Как правильно произносить звук [К]?

Положение губ;

Положение зубов;

Положение языка;

Какая воздушная струя.

Вспоминает виды деятельности;

правильную артикуляцию звука [К].

Занятие 5

Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

Зелена я, как трава

Моя песенка: «Ква-ква».

Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»

Анализ артикуляции:

  • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
  • зубы разомкнуты:
  • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
  • передняя и средняя части спинки языка опущены,
  • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
  • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
  • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву

Ска-ско-ску

Кво-кву-квы

Ско-ску-скы

Кву-квы-ква

Ску-скы-ска

Квы-ква-кво

Скы-ска-ско

Квакушка - квадрат -квартира

Скамейка -сказка - коляска.

Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

Развитие просодии.

Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Кто на себе свой домик тащит

В темной темнице,

Красна девица,

Без нитки, без спицы,

Вяжет вязаницы.

(бабочка)

Пляшет крошка —

Всего одна ножка.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.