Лфк после операции косолапость для взрослых. Можно ли исправить косолапие? Симптомы и лечение врождённой косолапости

Представляет собой дефект, при котором ступни ног частично или максимально заворачиваются внутрь. Она может быть врождённой и приобретённой. Чтобы избежать тяжёлых последствий вплоть до инвалидности, необходимо принимать срочные меры сразу после рождения ребёнка. В первые месяцы жизни малыша связки и мышцы хорошо поддаются растяжению, податливы к исправлению, поэтому стопу достаточно быстро удаётся установить в природное положение. Дальше мы расскажем, какие виды косолапости поддаются лечению при помощи массажа и как с ними справляться.

Показания к массажу

Массаж способен помочь при лёгкой или средней степени косолапости, в более сложных ситуациях прибегают к другим методам

Массаж рекомендован детям, у которых диагностирована лёгкая или средняя степень косолапости. Первичный осмотр неонатологом новорожденного в роддоме позволит предположить имеющуюся косолапость по таким признакам: большой пальчик ноги завёрнут внутрь, осевые показатели голени и пяточки не совпадают, поднимается внутренний край стопы или пятки при установке ножки на ровную поверхность. Если косолапость у ребёнка выражена слабо, мобильность в голеностопных суставах сохранена, то назначается массаж. Профилактическое лечение проводится врачом в поликлинике, а дома родители повторяют показанные специалистом массажные движения.


Косолапость может быть следствием неправильно подобранной обуви

Некоторые родители полагают, что косолапость со временем пройдёт сама собой, особенно когда ребёнок начнёт активно ходить и бегать, регулярно нагружая мышцы ног. Однако это является большой ошибкой. Игнорирование лечения косолапости приведёт к искажению походки, а в дальнейшем может спровоцировать развитие сколиоза. Поэтому очень важно обратить внимание на тревожные симптомы и начать лечение сразу же.

Показанием к назначению массажа в возрасте 2х-3х лет являются недоразвитие костей (дисплазия), слабость и неправильное формирование костей в результате нехватки витамина D (рахит ) . Неправильно выбранная по размеру обувь, которую носит ребёнок, также может спровоцировать формирование заболевания. Косолапость оказывает негативное влияние на голеностоп: наружные мышцы при ходьбе перенапрягаются и растягиваются, а внутренние – наоборот, оказываются в расслабленном состоянии. В итоге происходит обширная деформация стопы, в тяжёлых случаях приводящая к хромоте.

Противопоказания к массажу


Если косолапость не лечить, последствия для ребёнка могут быть очень печальными

Массаж нежелателен в случаях:

  • временного протекания инфекционных заболеваний, связанных с повышенной температурой и общим ослабленным состоянием ребёнка;
  • дерматологических заболеваний кожи;
  • острых заболеваний костей;
  • врождённых сердечных, неврологических заболеваний;
  • наличия грыжи в непосредственной близости от зоны массажа;
  • , гепатита, атрофии, туберкулёза костно-суставной системы.

Неправильное выполнение массажа способно привести к ухудшению состояния пациента. Неэффективным считается массаж при тяжёлых формах косолапости. В этих случаях врачом назначается гипсовая коррекция или операция.

Типы массажных движений

Перед выбором массажных движений врач проводит диагностику голеней и стоп ребёнка методом прощупывания. Это позволяет оценить состояние мышц и определить зоны гипертонуса, требующие повышенного внимания. Массаж выполняют таким образом, чтоб ребёнок не испытывал боль.

Для нижних конечностей используются следующие типы движений:

  • точечные надавливания пальцами;
  • массирующее растирание в спиралеобразном направлении;
  • поглаживание стопы с нажимом;
  • лёгкое прикосновение, сопровождающееся более глубоким растиранием;
  • корригирующие движения с похлопыванием;
  • завершающие поглаживания.

Упражнения при проведении


Массаж при косолапости лучше всего помогает в первый месяц жизни малыша

Самым удачным временем для проведения массажа стоп при помощи массажа является первый месяц жизни ребёнка . Если это время упущено, то надо постараться пройти массажные процедуры до полугода, пока косточки на ногах мягкие и поддаются коррекции.

  1. Положите ребёнка на живот. Левой рукой сгибайте ножку в колене, правой поглаживающими движениями перемещайтесь от голени к стопе. Правая рука методом нажима воздействует на стопу малыша, чуть прижимая пальчики по направлению вниз.
  2. Переверните ребёнка на спинку. Одной рукой фиксируйте положение ножки, второй начинайте выполнять точечный массаж на участке от ступни до голени.
  3. Чтобы кровь лучше поступала в мелкие артерии подошвы, чередуйте поглаживание голени и массирование области бедра.
  4. Массаж внутренней части бедра проводится в направлении снизу-вверх. Уплотнённая кожа задней части бёдер требует более интенсивного разминания, растирания.
  5. В тех зонах, где наблюдается повышенный тонус, применяют более сильные нажатия рукой.
  6. Работа со ступнями проводится с особой осторожностью, так как на подошвах ног расположено около 90 точек, которые при неаккуратном нажатии способны провоцировать обострение болезней.
  7. Переднюю часть бедра поглаживают, коленный сустав хорошо воспринимает циклические движения, затем растирания. Для голеностопа подходят любые движения.

Косолапость в возрасте после года

Схема «Ёлочка»

Вальгусная косолапость может быть обнаружена у ребёнка, который уже начал ходить. Визуально она определяется так: при плотно сжатых коленях внутренние лодыжки ног не могут приблизиться друг к другу. Для укрепления мышц и связок ортопедом рекомендован определённый набор упражнений, выполняемых в лечебном учреждении, ношение ортопедической обуви или специально изготовленной стельки, корректирующей положения стопы и пятки.

Не всегда известие о косолапости ребенка следует воспринимать как приговор к операции. При легких степенях деформации стопы вполне эффективными окажутся консервативные способы лечения. В этом случае решающими факторами успеха будут дисциплина, настойчивость и внимание родителей.

Кто может оценить состояние ребенка

Врожденную патологию опорно-двигательной системы ребенка выявляют в роддоме, а в некоторых случаях даже до родов на УЗИ. При малейшем подозрении на косолапость маме обязательно посоветуют показать малыша ортопеду-травматологу. Не стоит затягивать визит к врачу надолго, поскольку лечение можно начинать со второй недели жизни младенца.

Легкие случаи деформации стопы могут остаться незамеченными педиатрами родильного дома. Со временем дефект обнаруживают на периодических осмотрах в поликлинике. Бдительные родственники также могут обратить внимание на вывернутые ступни малыша.

Кроме того, косолапость может проявиться, когда ребенок будет делать первые шаги. Дети с избыточным весом и неокрепшими ногами предпочитают заворачивать пальчики внутрь, чтобы чувствовать себя увереннее. Такая походка не должна вызывать беспокойства, если она не становится привычной. После нескольких месяцев проб малыш должен научиться ставить ножки ровно.

В любом случае родителям не стоит пренебрегать консультацией ортопеда. Он оценит состояние стопы малыша, выявит причину патологии, назначит курс лечения и даст предварительный прогноз на выздоровление.

Ортопед начнет осмотр маленького пациента с оценки степени косолапости. Сегодня с этой целью используют две методики: по шкале Пирани и по шкале Димеглио.

Выводы о тяжести косолапости по Пирани (рис.1) делают по шести клиническим признакам:

  • искривлению наружного края стопы;
  • глубине медиальной складки;
  • глубине задней складки;
  • возможности прощупывания латеральной части головки таранной кости;
  • возможности прощупывания пяточной кости;
  • подвижности стопы.

Тяжести косолапости по Пирани

Таблица 1. Схема начисления баллов по методу Пирани

По Димеглио анализируют углы возможной коррекции во всех возможных плоскостях с учетом дополнительных признаков (рис.2):

А – эквинус стопы;

Б – варус пятки;

В – внутренняя ротация стопы относительно передней поверхности коленного сустава;

Г – приведение переднего отдела стопы.

Рис. 2 Оценка основных признаков косолапости в градусах

Таблица 2. Определение типа стопы и степени тяжести косолапости

Обе методики достаточно точно характеризуют тяжесть заболевания и дают возможность составить прогноз на успех консервативного лечения.

Как лечат дефект стоп

Ортопедическим усилиям по лечению косолапости в 96% случаев сопутствует успех. Другое дело, что путь к здоровым ступням и красивой походке лежит через упорный труд, а может быть даже операцию. В любом случае родителям следует запастись терпением.

В легких случаях деформации ступней ортопед назначит:

  • массаж;
  • физиотерапию;
  • лечебную гимнастику;
  • ортопедическую обувь.

Косолапость средней и тяжелой степени потребует:

  • бинтования;
  • гипсования;
  • ношения ортезов и брейсов.

После снятия фиксирующих повязок детям назначают реабилитационные процедуры.

Если консервативные способы лечения оказались бессильными, в ход идет ахиллопластика с последующими ЛФК, массажем, аппаратными методами реабилитации.

Лечебная гимнастика входит во все терапевтические курсы, практикуемые при косолапости. В случаях легких деформаций она, наряду с массажем и физиопроцедурами, играет решающую роль в выздоровлении. После гипсования или операции ЛФК будет залогом быстрого восстановления навыков ходьбы и закрепления правильной фиксации стопы.

Первые занятия с детьми проводит подготовленный тренер. В связи с тем, что гимнастика для маленьких пациентов должна стать ежедневным занятием, приемам ЛФК обучают родителей. Упражнения подбирают с учетом возраста детей и меняют со временем. Решение о переходе на следующий комплекс ЛФК принимает ортопед-травматолог.

Цель физических упражнений – натренировать атонические мышцы и расслабить контрактуру. Чтобы занятия увенчались успехом, их проводят 2-3 раза в день. Поскольку точно определить группы спазмированных и расслабленных мускулов может только специалист, то он и назначает комплекс ЛФК.

Гимнастика для новорожденных

Выполнение родителями всех приемов ЛФК в первое время контролирует специалист. Упражнения для младенцев сочетают с массажными движениями. Они в данном случае носят характер пассивной гимнастики, но польза получается не меньше, чем от самостоятельных тренировок старших детей.

Главные принципы:

  • комплекс выполняют после тепловых процедур;
  • соблюдают осторожность, чтобы не причинить боль;
  • все движения должны быть плавными и мягкими;
  • занятия должны приносить удовольствие.

Укороченные мышцы и связки растягивают, потирая, гипертонус снимают поглаживанием, похлопыванием, легкой вибрацией. Атонии противостоят интенсивными сгибаниями-разгибаниями, вращением.

Продолжительность работы со стопами – не менее 5-7 минут. Каждый прием выполняют по 10-12 раз для одной ноги и столько же – для другой. Вначале малыша укладывают на пеленальный столик на спинку. Для разминки сгибают и разгибают поочередно ножки в коленях, прямые поднимают на угол 90° вместе и по одной.

  • Упражнение 1

Исходное положение «на животе», нога согнута в колене (рис.3). Одной рукой удерживайте голень, а ладонью другой руки мягко надавите на стопу ребенка, направляя ее в тыльную сторону. Это упражнение способствует растяжению пяточного сухожилия и устранению подошвенного сгибания стопы.

Рис. 3 Упражнение 1

  • Упражнение 2

С этой же целью проводят упражнение в положении ребенка на спине (рис.4). Одной рукой прижмите голень ребенка к поверхности стола, фиксируя ее в области лодыжек. Другой захватите стопу таким образом, чтобы ладонь упиралась в подошву. Осторожно сгибайте стопу в тыльную сторону с одновременным давлением на ее наружный край. Эффективно сочетание сгибания стопы с одновременным точечным массажем в месте перехода тыла стопы в голень.

Рис. 4 Упражнение 2

  • Упражнение 3

Назначается для устранения приведения переднего отдела стопы.

Исходное положение «лежа на спине» (рис. 5). Зафиксируйте стопу ребенка в области голеностопного сустава. Другой рукой мягко производите выпрямляющие движения, постепенно отводя передний отдел стопы кнаружи.

Рис. 5 Упражнение 3

  • Упражнение 4

Вращательные движения стопы кнаружи вдоль продольной оси (рис. 6). Вращательные движения стопы кнаружи проводят очень осторожно, постепенно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы.

Рис. 6 Упражнение 4

Если малыш умеет ходить

Для детей от 2 до 3 лет разработан специальный курс ЛФК, направленный на общее укрепление мышц и связок, улучшение кровообращения. Он учитывает возросшие способности ребенка и его желание играть. Упражнения выполняются дома без обуви. На начальном этапе выполняйте упражнения по три раза, доведя со временем количество повторений до восьми.

Рис. 7 Разминка перед гимнастикой

В качестве разминки (рис. 7) используются варианты ходьбы, каждый из которых продолжается по 1-3 минуты:

  • «балетного шага» – с отведением носочка в сторону и выдвижением пятки вперед;
  • «клоунского шага» – ходьба из положения пятки вместе, носки далеко в стороны с сохранением направления стоп;
  • «на пяточках» – с разведением носков в стороны;
  • «на внутренней стороне стопы»;
  • «солдатский шаг» – с высоким поднятием коленок.

После разминки:

  • Упражнение 1

По 20-40 секунд ребенок должен стоять на наружных и внутренних сторонах стоп. Первые пробы можно сделать при поддержке родителей.

  • Упражнение 2

Малыш ставит стопы параллельно и, не отрывая пятки от пола, поднимает пальцы ног как можно выше (рис. 8).

Рис. 8 Упражнение на пятках

  • Упражнение 3

Исходное положение как и в упражнении 1. Следует поджать пальцы, не отрывая пятки от пола.

  • Упражнение 4

Каждой ногой в отдельности надо поднять с пола камешек, веревочку или лоскут.

  • Упражнение 5

Учимся ходить спиной вперед. Из стойки «ноги вместе» правую ногу ставим на носок далеко сзади. Переносим вес тела на отставленную ногу, при этом опускаем стопу на пятку. Повторяем движение левой ногой.

  • Упражнение 6

В положении «сидя» ребенок поочередно вращает стопы кнаружи (рис. 9)

Рис. 9 Вращение стопами

  • Упражнение 7

Корригирующая поза «сидя между пяток» (рис. 10). Ребенок стоит на коленях, стопы разведены в стороны носками врозь. Медленно опуститься и сесть между пяток. Сидя таким образом ребенок может играть достаточно долгое время.

Рис. 10 Посадка "между пяток"

  • Упражнение 8

Ребенок приседает без отрыва пяточки от пола (рис. 11). Как вариант можно практиковать приседания с перекрещенными ногами. Для удержания равновесия первые пробы делают, держась за руки родителей или за спинку стула.

Рис 11 Приседания с опорой

  • Упражнение 9

Для тренировки и массажа свода стопы ходят поперек гимнастической палочки диаметром до 2 см. Пятки касаются пола.

  • Упражнение 10

Ходьба по палочке с разведенными в сторону руками.

Хорошо заниматься на шведской стенке. Даже простое лазание по перекладинам хорошо тренирует ноги.

В постели утром и перед сном в положении «лежа на спине» дети могут двигать и вращать ступнями в стороны, противоположные деформации.

Дошкольник закрепляет результат

В возрасте 5-6 лет дети могут начинать ежедневные занятия с легкой пробежки. При этом внимание следует сосредоточить не на скорости, а на правильной постановке ног. Если достигнуты явные успехи, и ребенок не забывает следить за положением стоп, задание можно усложнить. Для этого в комплекс включают упражнения для плечевого пояса, которые выполняют на ходу.

Старшие дети с удовольствием будут играть мячиком, поднимать пальцами ноги предметы, сидеть «по-лягушачьи», упражняться с палочкой, плавать, кататься на велосипеде.

В этом возрасте все упражнения, описанные выше, выполняют по 20-40 раз, а общую продолжительность занятий доводят до 30-45 минут. К комплексу можно добавить следующие упражнения:

  • Упражнение 11

Приседания у стены. Нога опирается на полную стопу (рис. 12).

Рис. 12 Приседания у стены

  • Упражнение 12

Опускание пяток со ступеньки (рис. 13). Эти упражнения удобнее делать, держась за опору, расположенную на уровне груди, или с помощью взрослого.

Рис. 12 Упражнение ступенька

При косолапости шансы на полное выздоровление детей очень велики. Лечебная физкультура в этом процессе играет не последнюю роль. Кроме воздействия физической нагрузки, помогать в лечении будут увлекательная игра и желание быть красивым.

Комплекс упражнений, которые нужно выполнять с ребенком ежедневно, в течение длительного времени. Повторять каждое упражнение нужно 5-7 раз, с фиксацией стопы в конце упражнения на 15-20 секунд. Ребенок при этом должен лежать на спине, на твердой поверхности (например, на пеленальном столе).

Упражнение 1. Взяв в одну руку голень ребенка, а в другую - среднюю часть его стопы, делать стопой движение "к себе и от себя".

Упражнение 2. Одна рука взрослого удерживает стопу ребенка за пятку, а пальцы другой руки осуществляют движение пальцев стопы ребенка "от себя и вверх".

Упражнение 3. Одна рука взрослого фиксирует голеностопный сустав малыша, а другая, обхватывая среднюю часть стопы, осуществляет движения стопы "из стороны в сторону".

Упражнение 4. Одна рука взрослого фиксирует среднюю часть стопы ребенка, а большой палец другой руки осторожно разгибает пальчики этой стопы.

Упражнение 5. Положение рук взрослого - такое же, как в предыдущем упражнении. Но разгибание проводится только с большим пальцем стопы ребенка.

Упражнение 6. Одна рука взрослого удерживает стопу ребенка за пятку, а пальцы другой руки надавливают на передний и средний отделы стопы, осуществляя её отведение в сторону.

Упражнение 7. Одна рука взрослого фиксирует голень ребенка, а пальцы другой руки надавливают на наружный край стопы, осуществляя приведение ее кнутри.

Упражнение 8. При выполнении этого упражнения ребенка укладывают на живот. Взрослый удерживает одной рукой голень малыша, оттягивая его пятку другой рукой на себя.

Упражнение 9. Одна рука взрослого фиксирует голеностопный сустав малыша, а ладонь другой руки плотно прижимается к стопе ребенка и надавливает на нее, слегка выворачивая кнаружи.

Упражнение 10. Одна рука взрослого фиксирует голеностопный сустав ребенка, другая же обхватывает стопу и выполняет движение кнаружи.

Упражнение 11. Одна рука взрослого удерживает ногу ребенка согнутой в коленном суставе, другая рука обхватывает стопу и осторожно вытягивает ее вперед, смещая в естественное положение.

Для профилактики и лечения косолапости можно использовать:

1. Ходьбу по «дорожке - елочке». Нарисуйте на полу мелом или на бумаге яркими красками «елочку» длиной 1-2 м, с «веточками» под углом 15-30 градусов. Предложите малышу пройти по такой дорожке, наступая на каждую «веточку», разворачивая кнаружи стопы. Летом можно такую дорожку нарисовать на песке, выложить из дощечек или кирпичей, и пусть ребенок ходит по ней несколько раз в день. Постепенно, благодаря вашей настойчивости и терпению, вырабатывается правильная установка стоп, нормализуется походка, исправляется искривление ног.

2. «Резиночка». Сидя на полу, упор руками сзади, выпрямленные ноги вместе, на передние отделы стоп надеть широкую резинку. Отвести стопы в стороны, растягивая резинку; пятки остаются сомкнутыми; стараться направить пальцы «на себя» (разгибание стоп). Удержать это напряжение от 10 сек до 1 минуты 1 раз. (Если сначала не удается подольше растягивать резинку, то выполнить упражнение несколько раз до утомления мышц).

3. «Брусок». Стоя передними отделами стоп на бруске высотой 10 - 15 см, пятки свисают с бруска, руками держаться за перекладину шведской стенки (или за спинку стула).

1, 2, 3 - пружинистые движения пятками до пола, растягивая задние поверхности голеней и ахилловы сухожилия. 4 - вернуться в исходное положение. 8 раз.

4. «Приседания». Стоя перед шведской стенкой, руками держаться за перекладину перед собой, ноги на ширине плеч. 1- Присесть как можно глубже, соединяя колени, стопы поворачиваются на внутренние своды. 2- Выпрямиться. 10 раз.

5. «Самолетик» или "Лодочка". Лежа на животе, ноги выпрямлены и плотно прижаты друг к другу, стопы в положении разгибания (пальцы стоп на себя), руки перед собой.

1- Поднять голову, верхний плечевой пояс и руки в стороны так, чтобы лопатки соединились. Одновременно поднять плотно сомкнутые ноги, пятками тянуться назад, растягивая позвоночник. Удержать это положение 1 минуту.

2- Вернуться в исх. положение. 1 раз.

6. Стоя перед стулом, руки на поясе, ноги вместе.

1- Поднять правую ногу, сгибая в колене, и положить ее на сиденье стула с отведением стопы вправо.

2- Вернуться в исходное положение.

3- Поднять левую ногу, сгибая в колене, и положить ее на сиденье стула с отведением стопы влево.

4- Вернуться в исходное положение. Выполнить 6 раз.

7. «Ходьба гусиным шагом» в положении приседа с отведением стоп в стороны. Руки свободны или на поясе. До утомления.

8. «Ходьба на пятках» 20 сек.

9. «Птичка». Сидя на стуле, ноги вместе, руки на поясе.

1- поднять передние отделы стоп с отведением в стороны.

2- вернуться в исх. положение. До утомления.

10. «Вращение стопой».

Сидя на стуле, правую ногу положить на левую колено на колено, руки в «замке» положить на правое колено, чтобы зафиксировать правую ногу.

1- Правой стопой «рисовать» круги по часовой стрелке (до легкого утомления).

2- Левой стопой «рисовать» круги против часовой стрелки (до легкого утомления).

11. Танцевальное движение. Стоя ноги вместе, руки на поясе.

1- Отставить правую ногу в правую сторону на пятку с отведением стопы вправо, легкий присед на левой ноге.

2- Вернуться в исх. положение.

3- Отставить левую ногу в сторону на пятку с отведением стопы влево, легкий присед на правой ноге.

4- Вернуться в исх. положение. 8 раз.

При отведении ноги в сторону сгибать ногу в колене, чтобы было танцевальное движение.

12. Растяжка задних поверхностей голеней. Сидя на полу, ноги выпрямлены и сомкнуты, руки на поясе.

Потянуться руками к стопам, стопы в положении разгибания (на себя), ноги не сгибать:

1, 2, 3- выполнить пружинистые наклоны.

4- Вернуться в исх. положение. 6 раз.

13. «Канатоходец». Ходьба по канату или гимнастической палке с отведением стоп в стороны.

14. Ползание по-пластунски с продвижением вперед и с опорой на отведенные в стороны стопы.

15. "Таз". Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги согнуты и расставлены на ширине плеч.

1 - Поднять таз, оставляя стопы на ширине плеч, а колени, стараясь соединить.

2 - Вернуться в исходное положение. 6 раз

16. Игра в призраки

С помощью этой игры можно отлично развить координацию движений, мышцы ног ребенка становятся более сильными. Белая простыня и большой коврик с жесткой ворсистой поверхностью поможет ребенку поиграть с пользой для себя.

Один человек (взрослый) набрасывает на себя простыню, играя роль призрака. Ребенок снимает обувь и повторяет все действия привидения, которое передвигается по комнате. Привидение может бегать, ходить, сидеть, замирать, ребенок делает то же самое, чтобы привидение его не заметило.

Ребенок повторяет все действия призрака тихонько, на цыпочках, чтобы тренировать мышцы ног. Когда привидение оборачивается, ребенок должен «защититься» от него, попрыгав на одной ножке. Это тренирует и укрепляет мышцы ног.

17. «Рыбалка с помощью ног»

Это упражнение отлично помогает при косолапости, тренируя ступни и лодыжки. Нужно посадить ребенка на стульчик - «берег реки», оттуда он будет рыбачить. Но не руками, а ножками. Нужно разбросать вокруг ребенка несколько предметов, таких, которые можно поднять пальцами стопы. Этим и будет заниматься ребенок, а заодно, и исправлять форму стопы.

Такую игру нужно проводить каждый день, и тогда у ребенка будет выравниваться косолапая стопа, и усиливаться подвижность пальчиков.

косолапость деформация стопа реабилитация

Косолапость. Лечебная гимнастика и массаж

Лечение косолапости у детей Лечение косолапости у детей

Комплекс ЛФК при косолапости у детей:
Важно: упражнения при косолапости у детей делаются без обуви.

1) Ходьба (делается каждый день):
1. "Шаг балерины". Выставлять мысок одной ноги вперед и немного вбок, затем выдвигать пятку этой же ноги как можно сильнее вперед, делать шаг, далее повторить все с другой ногой. При этом нужно следить за тем, чтобы ноги выпрямлялись в коленках до конца.
2. "Ходим, как клоун". Встать - пятки вместе, мыски как можно сильнее в стороны. Таким образом начинать ходьбу, при этом стараясь сохранить первоначальное положение.
3. "Ходьба на мысках". Мыски должны быть обязательно в стороны.
4. "Ходьба на пятках" То же самое.
5. "Ходьба иксом" (для тех, кто не страдает иксобразными ногами). Стараться встать на внутреннюю часть стопы. Для этого нужно немного присесть, коленки выдвинуть вперед, поднять внешний край стопы (мыски в стороны). Надо отметить, что данное упражнение тяжелое, сразу ребенку становится очень трудно.
6. "Ходьба, как солдаты". Высоко поднимая коленки (они должны быть направлены только вперед параллельно друг другу), мыски разводить в стороны.

2) Упражнения при косолапости у детей с гимнастической палкой, можно использовать любую палку подлиннее диаметром примерно 1,5 – 2,0 см (делается каждый день):
1. Ходьба поперек палки. При этом пятки должны обязательно касаться земли.
2. Ходьба вдоль палки наподобие циркового артиста.
3. Ходьба таким образом как и в "Шаге балерины", только мысок нужно ставить на палку, а пятку оставлять на земле.

3)Приседания (можно комбинировать):
1. Обычные приседания. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок делал их самостоятельно. Руки вперед, стопа полностью стоит на земле. На первых порах, можно держать ребенка за руки. Выполнить 10-15 раз.
2. Приседания скрестив ноги. То же самое, но здесь ребенку обязательна помощь родителя. Нужно держать его за руки.
3. Упражнение - "Киска". Ребенок встает напротив дивана (кресла), делает наклон, достает руками до пола, и начинает передвигаться вперед одними руками до дивана, достает до дивана. При этом ноги выпрямляются. Родитель в это время сидит сзади и держит ребенка за ноги (надо стараться оттянуть пятки ребенка как можно ниже к полу). Достав до дивана, ребенок делает отжимания, затем вновь руками по полу возвращается в исходное положение.

4) Упражнения с гимнастической стенкой (можно комбинировать с приседаниями):
1. К стенке дополнительно или покупается, или изготавливается небольшая деревянная горка. Ребенок встает на горку полностью всей ступней, и передвигается, держась за родителя, вверх. Колени при этом должны быть полностью выпрямлены. Нужно следить за тем, чтобы мыски были направлены в стороны, а ступня полностью касалась горки.
2. Стоя на горке и держась за одну из ступенек стенки, ребенок может делать приседания самостоятельно. Необходимо следить за тем, чтобы колени были направлены только параллельно вперед, а не в стороны.
3. Просто лазание по лесенкам горки. При этом хорошо, если ребенок будет лазать без обуви.
4. "Лазанье по-матросски" . Подражая матросу, надо обхватить бедрами одну из опор гимнастической стенки, поставить ногу на нижнюю ступень таким образом, чтобы ступня была вывернута в сторону, затем отталкнуться, поставить также другую ногу и т.д.

На ночь, перед тем, как надеть лангеты:
1. Лежа, поднимать до упора стопу вверх, затем в сторону до упора. Повторить по 20 раз каждой ногой.
2. Лежа, родитель поднимает ногу вверх и в сторону и просит ребенка удержать ногу в таком положении на счет до 10. Повторить 3 раза с каждой ногой.

Также родители могут разработать комплекс упражнений при косолапости у детей и понемногу увеличивать нагрузку. Специалист по ЛФК может подсказать некоторые полезные упражнения.
Можно посоветовать следующее:
Первое занятие необходимо начать с бега - желательно по кругу. Это поможет ребенку разогреть мышцы. Надо сказать, что при беге скорость не требуется. Главное, чтобы ребенок правильно ставить ножки. На следующем занятии нужно ввести дополнительные упражнения, а после сделайте "психологическое" упражнение, чтобы оно намеренно отвлекало малыша от правильной постановки ножек. Надо поднять к груди руки, сжать кулаки и покрутить их перед собой во время бега. Для начала можно крутить кулаки лишь в одну сторону, к примеру, на себя, а через некоторое время, после нескольких занятий – по 10 раз в каждую из сторон. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок будет ставить ножки во время этого упражнения.
Ходьбу, бег по залу следует разбавлять прыжками на мысочках. При этом постановка ног должна быть как у Чарли Чаплина, другими словами - пятки вместе, а носки врозь. В этом положении ноги должны от пола отрываться, а потом приземляться. Такой походкой хорошо подниматься по лестнице, лучше всего, постоянно. Также надо включать в занятия ходьбу "гусиным шагом". Отличной корригирующей позой считается сидение между пяток на полу, вывернув ножки, как лягушонок.
Также надо включать упражнения на вытягивание позвоночника. Благодаря таким упражнениям разгружается спина.
Надо сказать, что независимо от причины косолапости, у детей должен быть строгий распорядок дня, в котором обязательное место должно отводиться ЛФК - Лечебная физкультура при косолапости у детей и плаванию. Также это является хорошей профилактикой косолапости у детей. Если подход к лечению будет правильный, все рекомендации ортопеда будут выполнены, то патологическую деформацию стопы удается полностью устранить.

ЛФК при косолапости у детей http://lfk-gimnastika.com/lfk-dlya-detej/141-lfk-pri-kosolaposti-u-detej
Массаж при косолапости у детей является одним из самых эффективных методов лечения.
Массаж применяется для расслабления внутренних и задних групп мышц голени, где наблюдается повышенный тонус, нужно поглаживать, потряхивать мышцы, с последующим растяжением их с вибрирующимидвижениями.
Для укрепления растянутых или ослабленных передней и наружной групп мышц голени применяют другие, более активные приемы - растирание и разминание, также легкое поколачивание пальцами.
Детский массаж при косолапости наиболее эффективно проводить при общетонизирующего массаже всего тела, не работая с руками. То же верно и для массажа при косолапости у взрослых.
Сперва нужно провести поглаживание по всей длине ноги, затем по очереди массажируются бедро, голень, ахиллово сухожилие и подошва.
Бедро поглаживают снизу-вверх, от подколенной ямки по задне-наружной поверхности и до подъягодичной складки. Энергично растирается и разминается с небольшим потряхиванием - для лучшего расслабления мышц.
При массаже голени на задней поверхности проводится дифференцированный массаж.
После поглаживания от пятки до подколенной ямки нужно проводить воздействие на икроножную мышцу.
Ахиллово сухожилие - поглаживают пощипывая, штрихами, проводят растяжение с вибрацией.
Положение стопы при массаже - легкая пронация, то есть подъем наружного края. При массаже нужно растягивать внутренний край стопы и тонизировать наружный край.
Так же проводится массаж передней поверхности ног, после поглаживания по всей длине, потом поочередно. Затем переходят на тыльную поверхность стопы – при массаже стопа находится под прямым углом к голени, с нормальным положением переднего отдела.
Энергичные растирания по краю граблеобразное, штрихование, щипцеобразное, разминания по краю - сдвигание, надавливание, щипцеобразное, легкие ударные приемы.
Голеностоп хорошо растирают, круговыми движениями растирают лодыжки. Важно поддерживать стопу в правильном положении легкой пронации.
При массаже передней поверхности голени нужно энергично растирать, тонизирующее надавливание и легкими ударами – рубление и поколачивание пальцами.
Коленный сустав поглаживается круговыми движениями и растирается.
Передняя поверхность бедра массируются энергично с помощью некоторых движений, которые называют пассивными.
Одной рукой необходимо зафиксировать нижний отдел голени, а другой нужно захватить стопу так, что бы ладонь упиралась в подошву. Осторожно сгибают одновременно в тыльную сторону и надавливая на наружный край, чуть поворачивая стопу к наружной стороне. Затем надо зафиксировать голеностопный сустав, мягко надавливая на передний отдел стопы, отводя его наружу.
Вращения стопой кнаружи вдоль продольной оси нужно делать мягко, постепенно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы.
Однако нужно помнить, что одного массажа при врожденной косолапости недостаточно, поэтому для улучшения и закрепления полученного результата нужны регулярные занятия лечебной гимнастикой.
Яндекс.Директ

0 9 444 0

Каждый третий ребенок имеет неправильную походку или осанку. Косолапость – самый распространенный врожденный порок развития, который встречается у 37% новорожденных.

Плоскостопия, сколиоза взаимосвязаны, и решать их нужно вместе. Новорожденному проще исправить неправильное положение стопы, но и в более старшем возрасте можно достичь успехов. Это тяжелая работа, которую ежедневно должны делать как ребенок, так и родители. Главное – это подлинное стремление помочь ребенку и терпение.

Будьте готовы к тому, что на достижение результата уйдет несколько месяцев. Но проблема решаема: косолапость можно откорректировать до надлежащего расположения стоп. И чем скорее приступить к лечению, тем больше вероятность успеха.

О всех возможных упражнениях для исправления данной патологии вы узнаете из нашей статьи.

Вам понадобятся:

Лечебный массаж

  1. Берем ножку малыша за голеностопный сустав. Ладонью аккуратно распрямляем стопу, поворачивая ее наружу.
  2. Продолжаем вращательными движениями регулировать положение стопы. При этом нужно производить направление внутреннего края стопы вниз, а наружного – вверх.
  3. Кладем кроху на животик. Сгибаем конечность в коленном суставе, удерживая ее за голень. Прикладываем свою ладонь к стопе крохи и бережно давим на нее, поворачивая внутрь. С помощью этого упражнения растягивается пяточное сухожилие и устраняется подошвенное сгибание стопы.
  4. Поворачиваем ребенка на спинку. Прижимаем конечность крохи к столешнице, придерживая ее за лодыжку. С помощью второй руки делаем захват стопы так, чтобы подошва касалась ладони. Теперь деликатно производим разворот стопы внутрь, одновременно нажимая на ее внешнюю сторону. Благоприятные результаты дает применение единовременного точечного массажа того участка, где тыльная сторона стопы переходит в голеностоп, и прогиб стопы.

Упражнения от косолапости

  1. Просим ребенка встать у шведской стенки. Взявшись за одну из перекладин, малыш должен ножки поставить на уровень плеч. Теперь кроха приседает очень глубоко со сведенными коленями. Вместе с тем позиция стоп должна быть такой, чтобы они разворачивались к внутренним сводам. Затем ребенок выпрямляется. Повторить 10 раз.
  2. Примерно полминуты малыш должен походить на пяточках.
  3. Разместить на полу гимнастическую палку или канат. По ним нужно пройти, отводя стопы врозь.
  4. На пол кладем любой длинный прямой предмет. Приставляем туда на дистанции мелкого шажка более короткие палочки, чтобы получилось подобие елки. Нужно пройтись так, чтобы стопа прислонялась к короткой палочке, а пятка при этом была обращена к длинной палке.
  5. Ставим ребенка прямо со сведенными вместе ногами. Руки располагаем на талии. Теперь нужно правой ногой сделать взмах вправо и, когда пятка коснется пола, отвести стопу в правую сторону, слегка присев на левой ноге. После этого возвращаемся в исходную позицию и то же самое делаем левой ногой. Повторяем 10 раз.

Бинтование по методу Финка-Эттингена

Если косолапость у ребенка имеет легкую степень, то его ножки фиксируют с помощью бинтов.

Выполняют это только после того, как будет сделано массирование и гимнастические упражнения. Бинты нужно сменять трижды в сутки, при этом всегда проводятся пассивные корригирующие гимнастические упражнения с несложным массажем.

Проводится фланелевым бинтом шириной 6 см при метраже 2 м.

  1. Сгибаем ногу малыша в колене так, чтобы получился прямой угол.
  2. Бинтование начинаем от мизинца к большому пальцу по подошве, приподнимаем стопу с внешней стороны.
  3. После этого бинт перекидываем на голень, обертываем наружную поверхность и коленную чашечку сверху.
  4. Затем опять спускаемся на голень и пропускаем бинт по ее задней поверхности, делая восьмерку под коленным суставом.
  5. Бинт ведем к большому пальцу, обвиваем им стопу и опять направляем к колену. Фиксируем над коленной чашечкой.
  6. Таким образом над коленом должно образоваться несколько петель, которые нужно спустить на голень и зафиксировать с помощью бинта.
  7. Теперь можно выпрямить ножку.

Следим за пальцами под повязкой: если их цвет стал синюшным, ослабляем бинт.

Гипсование (метод Виленского "сапожки")

Большинство специалистов в лечении косолапости останавливают выбор на методике, выдвинутой Виленским. Она дает хороший эффект при исправлении патологии не только у грудничков, но и у малышей более старшего возраста.

  1. Врач массирующими движениями расслабляет мышцы на стопах и голенях малыша. После таких манипуляций на ноги наносят гипсовые повязки, подобно сапожкам. Ребенок проводит время в таком бандаже около недели.
  2. Доктор снимает гипс и еще немного разворачивает стопу, придавая ей более правильное положение. После этого опять накладывается гипсовая повязка.
  3. Такие действия повторяются до достижения результата, когда ножка примет нужное положение.

Чтобы закрепить результат, после окончательного снятия гипса нужно регулярно проводить ребенку массаж, делать гимнастику и носить ортопедическую обувь.

Применение ортопедической обуви

Приобретать данную обувь нужно только после консультации с ортопедом. Такая обувь есть в магазинах специального назначения или ее шьют по индивидуальному заказу.

Лечебный эффект антиварусной обуви заключается в том, что она не позволяет малышу во время ходьбы склонять стопу к ее внешнему краю, фиксируя ее в нормальной, неискаженной позиции.

  • В заднике такой обуви есть специальное углубление под пятку, не позволяющее стопе потерять баланс во время ходьбы;
  • Равномерное распределение нагрузки на конечность при ходьбе, фиксирование ноги в здоровой позиции, исключают вероятность ее перекашивания;
  • В антиварусной ортопедической обуви положение пятки имеет разворот приблизительно на 10 градусов, а фронтальный и центральный участки стопы надежно удерживаются.

В антиварусной обуви отсутствует супинатор. Но у нее есть шнурки, корректируемые крепежные детали впереди, обеспечивающие специальную подпору детским ножкам, не допуская дестабилизации, изгибания ступней при ходьбе.

Непременное условие такой обуви – наличие крепкого задника, имеющего форму вплотную охватывающего ногу берца.

Для изготовления антиварусной ортопедической обуви используют лишь гипоаллергенные, натуральные материалы. Она имеет устойчивую широкую подошву со свойствами антискольжения, обеспечивающую прочное положение ноги.

Использование шин (лонгетов)

Для их изготовления используют специальный материал с содержанием никилево-титанового сплава.

Шины выглядят мягкими, но они обладают достаточной упругостью, чтобы удерживать конечности в нужном положении.

Каждая такая эластичная конструкция состоит из трех отдельных частей: лонгета на область бедра, на область голени и для стопы (для переднего и заднего отдела).

Физиотерапевтические методы

Электрофорез

Его применение служит стимулом для улучшения кровообращения, которое при данной патологии особенно нарушается. Эта процедура проводится на области стоп и голеней, противопоказания к ней отсутствуют.

Главное – соблюдать схему выполнения методики и использовать лишь те лекарственные препараты, которые позволяет возраст.

  1. С помощью электрофореза лекарство проникает в необходимую точку, что исключает из процесса уколы и таблетки.
  2. Процедура предусматривает прикладывание к конечностям специальных салфеток или бинтов, пропитанных медикаментом.
  3. После этого производят подключение тока, имеющего определенную частоту и мощность.

Магнитотерапия

Считается самым щадящим способом терапии косолапости, но назначать ребенку ее можно не раньше, чем в два года.

Процедура заключается в воздействии электромагнитного поля на голеностоп или поясничный отдел позвоночника.

  • Она стимулирует процесс кровообращения;
  • Регулирует степень сократимости и растяжимости мышечной ткани в стопе и голени;
  • Укрепляет иммунную систему.

Также магнитотерапия хорошо снимает боль.

Электростимуляция мышц

При данной процедуре стимулируется сокращение мышечной ткани. Для этого применяют накожные электроды с последующим пропусканием через них электрических импульсов.

Электростимуляция нацелена на те мышцы, в которых необходимо повысить тонус для придания стопе правильного положения.

Аппликация из парафина

Самая эффективная процедура в лечении косолапости. Свойства парафина помогают ему, подобно воску, сохранять тепло длительное время.

  1. Во время процедуры нагретый парафин помещают на необходимое место и выдерживают определенный промежуток времени.
  2. Тепло проникает глубоко, происходит прогревание внутренних органов и мышц.
  3. Благодаря нагреванию происходит расширение кровеносных сосудов, капилляров, усиливается метаболизм, расслабляется гладкая мускулатура.

Применение аппликаций из парафина на голени и голеностопном суставе оздоровляет мышечно-связочный аппарат, при этом увеличивается амплитуда маха в сочленении.

Операция при патологии

Назначают, когда терапия косолапости другими методами не принесла результатов или в особо сложных ситуациях с тяжелыми дефектами.

  1. С помощью хирургического вмешательства исправляют положение деформированной стопы, при надобности фиксируют ее посредством спиц.
  2. При другой разновидности операций удлиняют сухожилия в искривленной ноге.
  • Выполняют накладывание гипса или ортеза. При этом захватывается не только стопа, но также голень и нижняя треть бедра;
  • После удаления швов через две недели ногу снова помещают в гипс;
  • Снимают его через месяц и производят удаление спиц;
  • Далее конечность снова гипсуют;
  • Освобождают ногу от гипсовой повязки через три месяца и тут же накладывают новую, уже захватывая только стопу и голень;
  • Спустя пять месяцев гипс удаляют окончательно, его место занимает ортез, который нужно носить непрерывно в течение года.

Доктор подчеркивает, что косолапость сама по себе не проходит и без должного лечения может привести к ухудшению состояния. Запущенная форма болезни поддается лечению гораздо хуже, чем выявленная на ранней стадии. Помимо тех лечебных мероприятий, которые назначает врач для прохождения в больнице, нужно находить время для домашних занятий с малышом. Родные больного ребенка должны обучиться приемам массажа и лечебной гимнастики.

Согласно доктору Комаровскому, родители должны помнить, что:

  • При детской косолапости обязательно ношение ортопедической обуви;
  • Желательно, чтобы дома малыш бегал босыми ножками по полу;
  • При возникновении косолапости вследствие болезни костей не заниматься самолечением;
  • Применение массажа имеет эффект только, если косолапость носит легкий или средний характер;
  • Лечение косолапости должно быть обязательным и проводить его должен врач;
  • Вовремя не вылеченная косолапость может сделать ребенка инвалидом и существенно осложнить ему жизнь.

Заключение

Заключение

Хоть прогноз лечения косолапости у детей довольно благоприятный, откладывать посещение врача не стоит, если вы обнаружили неправильное развитие стоп.

Нельзя допускать прогрессирования болезни, это может привести к хромоте, сколиозу, плоскостопию и другим проблемам с опорно-двигательным аппаратом.



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.