Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов XIX -XXвеков

24 мая 2017 года - в День славянской письменности и культуры - в РЦНК в Бишкеке состоялось награждение финалистов VII Фестиваля русской словесности и культуры «Страна высоких вдохновений». Организаторами фестиваля выступили Общество киргизстанских преподавателей русского языка и литературы, Киргизско-Российский Славянский университет (КРСУ) и Управление образования мэрии Бишкека при поддержке представительства Россотрудничества в КР.

Перед собравшимися выступил и поздравил финалистов Фестиваля руководитель представительства Россотрудничества в КР Эдуард Крусткалн.

Дипломами и благодарственными письмами были отмечены преподаватели русского языка и литературы, ведущие высокопрофессиональную работу воспитания молодого поколения в лучших традициях русской духовной культуры и ее классического наследия.

Фестиваль «Страна высоких вдохновений» проходит в различных регионах Республики на протяжении семи лет. В этом году Фестиваль посвящен 125-летию выдающейся русской поэтессы Марины Цветаевой.

Среди традиционных мероприятий Фестиваля - конкурс чтецов «Солнце одно, а шагает по всем городам», в котором приняли участие школьники всех регионов КР.

Победителями конкурса чтецов стали:

1 место:

Эсенбекова Жибек, Таласская область (школа с киргизским языком обучения);

Тахаутдинова Мадинат, г. Кара-Балта (школа с русским языком обучения);

2 место:

Эркинбекова Алия, г. Бишкек (школа с киргизским языком обучения);

Тырышкина Диана, г. Бишкек (школа с русским языком обучения);

3 место:

Замирбекуулу Акылбек, г. Таш-Кумыр (школа с киргизским языком обучения);

Асыпбекова Бегимай, Чуйская область (школа с русским языком обучения).

Конкурс молодых поэтов «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…» открыл имена молодых авторов, создающих свои поэтические произведения на русском языке: Адина Бакыт кызы, Бейрак Асадлы, Николай Юнусов, Танрыжан Сагынбаев, Бектур Аяркулов и Камила Сулайманкулова.

Первым среди молодых поэтов по решению жюри признан Бейрак Асадлы, студент КТУ «Манас». Приз зрительских симпатий отправился в г. Ош, Николаю Юнусову, студенту факультета международных отношений ОшГУ.

Лучшие студенческие работы, представленные студентами четырех вузов Республики, будут опубликованы в одном из научных изданий КРСУ.

Ко Дню славянской письменности и культуры сегодня в библиотеке РЦНК в Бишкеке открылась тематическая книжная выставка, которую посетили участники и финалисты Фестиваля.

Сегодня, 24 мая, славянские страны отмечают День славянской письменности и культуры - День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку.

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X-XI веках. Самые ранние данные по празднованию дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено.

В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году в России было принято постановление чтить память святых 11 мая (24 мая по новому стилю). В Болгарии 24 мая официально отмечается День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности. В Чехии День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (праздник славянской письменности) - это единственный государственный и церковный праздник, он отмечается 5 июля. В Македонии праздник официально называется День всеславянских просветителей и учителей или День святых «Солунских братьев» Кирилла и Мефодия. В Приднестровской Молдавской Республике Дни славянской письменности и культуры в 1994 году стали государственным праздником.

Братья переводили на славянский язык греческие богослужебные книги, в том числе избранные чтения из Евангелия, апостольские послания и Псалтырь. Это способствовало введению и распространению славянского богослужения среди славян. Также, опираясь на знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, Кирилл и Мефодий создали две азбуки - глаголицу и кириллицу.

Разработанная братьями письменность оказала значительное влияние на культуру славян. Так, благодаря наследию Кирилла и Мефодия стала развиваться славянская литература и книгоиздание в славянских странах.

На настоящий момент День славянской письменности и культуры является одним из праздников, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской православной церковью. За вклад святых Кирилла и Мефодия в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.

Традиционно в честь праздника проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие» и проходит церемония награждения лауреатов Международной премии святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учрежденной Московской Патриархией и Славянским фондом России. Ею награждаются государственные и общественные деятели, деятели литературы и искусства за сохранение и развитие кирилло-мефодиевского наследия.

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Сидорова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №358 Санкт-Петербурга Московского района.
План-конспект урока литературы в 6 классе Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов XIX -XXвеков.

Цели урока:

1. Обучающие:

    расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, Е.А. Баратынском, И.С. Никитине, А.Н. Майкове и А. К. Толстом;

    закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

    развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

    развить навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

    воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

    воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

    Предметные: способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

    Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

    Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, родителями и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации.

Тип урока : творческий проект использованием ИКТ.

Оборудование:

1. репродукции картин русских художников.

2. аудиозаписи симфонического цикла А.Вивальди “Времена года”

3. компьютер, проектор.

4. мультимедийное обеспечение (презентация).

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся, словарная работа; выставка книг по данной теме.
Методические приемы : рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, взаимооценивание.

Опережающие задания:

Весь класс был поделён на 7 групп и занимался творчеством одного из поэтов.

Каждая группа подготовила :

    краткий рассказ по биографии и творчеству поэта;

    иллюстрации к стихотворению;

    презентации и показ её на уроке;

    выразительное исполнение стихотворения;

    анализ стихотворений по плану:

Название.

Тема, основная мысль.

Художественные выразительные средства.

Словарная работа.

На выполнение работы дается 2 дня.

Ход урока:

Слово учителя:

Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок – мы встречаем гостей, рады приветствовать их в нашем классе и готовы к работе.

Звучит музыка. На экране проецируются репродукции картин русских пейзажистов.

Какие чувства вызвали музыка и пейзажи русских художников?

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

Запишите тему урока в тетрадях (на экране) Тема нашего урока…

Проблема урока

Алгоритм решения проблемы
Сегодня мы с вами проведём урок по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» в форме творческого зачёта. Оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получаете листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 3).

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников.

Что означает слово «пейзаж»?

Пейзаж – французское слово и буквально означает – вид какой-либо местности и картины природы, картины природы художников. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

В ходе подготовки к уроку класс был поделен на творческие группы, каждая их которых занималась биографией и творчеством одного их поэтов. Группе Якова Петровича Полонского я предоставляю слово первой.

I группа.

Яков Петрович Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Писательская деятельность – шесть десятилетий.
Родился и вырос в Рязани в небогатой дворянской семье. В двадцать лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов приехал в Москву. Через год, в 1840 году впервые напечатался в журнале, а в 1841 году издал небольшой сборник стихов «Гаммы», который имел успех.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, многие из них положены на музыку: «Мой костер в тумане светит», «Вечерний звон».
Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие люди, как Тургенев и Некрасов, Тютчев и Фет, хотя у него учились Иван Бунин и молодой Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».
Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он останется прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным. Давайте послушаем стихотворение Якова Полонского:

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось.

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

Словарная работа*:

Горючий (разг.) – несчастный.

Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками.

Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом.

Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.

Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь.
Пейзаж очень динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» - так постепенно нарастает и успокаивается действие.
Пейзаж этого стихотворения контрастен, резок: тучи, скалы, пустыня, гром, яркая молния, раскаты эха. Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее.
Живость картине также придают олицетворения (тучи блуждали, эхо засмеялось, скала стоном сказалась, вздохнула). Этот стон утихомиривает пейзаж: не смели повторить удара тучи, улеглись и обомлели.
Эпитеты (хмурые тучи, знойный вечер, влажные дебри, скала горючая) – создают тревожную картину, передают настроение стихотворения.

В другом его стихотворении – описание прекрасного ночного пейзажа. Поэт уже в первой строчке просит разделить нам с ним очарование ночи. Давайте так и сделаем.

Посмотри – какая мгла

В глубине долин легла!

Под её прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой,

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на всё наводит

Фосфорический свой луч.

Словарная работа:

Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек.

Дымка – лёгкая, как дым пелена.

Сумрак – полумрак.

Сонм (устар.) – собрание, множество.

Фосфорический – светящийся бледным светом.

Вывод: Оба эти стихотворения показались нам замечательными. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью писал свои стихи Яков Полонский

Слово учителя: Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии другого поэта: Фёдора Ивановича Тютчева.

Выступление II группы

Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
Послушаем стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…».

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Словарная работа:

Чу – призыв обратить внимание на какие-то звуки.

Нива – засеянное поле.

Смятенный – находящийся в волнении.

В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.

Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.

Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.

Не менее интересным является и другое стихотворение поэта.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Словарная работа:

Зефиры – южные тёплые ветры.

Докучный – наводящий скуку.

Это стихотворение написано от лица осенних листьев, которым не терпится улететь вместе с ветром. Себя они противопоставляют хвое: «Их тощая зелень, / Как иглы ежа, /
Хоть ввек не желтеет, / Но ввек не свежа».

Листья называют себя «лёгким племенем», которое «краткое время гостит на сучьях». Они радуются, что «всё красное лето были в красе, играли с лучами, купались в росе». Но осенью им стало скучно, поэтому осенние листья обращаются за помощью к буйным ветрам и готовы улететь.
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.

Выступление III группы.

Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.

Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Словарная работа:

Гудёт (устар.) – гудит.

Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.

Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.

Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

Выступление IV группы.

Евгений Абрамович Баратынский родился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство. Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус.

Баратынский много читал, рано стал писать стихи.

В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты.

Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе, которую хорошо знал и любил с детских лет. Вот как он пишет о весне:

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!

Словарная работа:

Небосклон – часть неба над горизонтом.

Лазурь (устар.) – светло-синий цвет синева.

Очи – глаза.

Хребет – 1. Позвоночник, хребет.

Заздравный – провозглашаемый чьё-нибудь здоровье.

Гимн – 1. Хвалебная песнь.

Это стихотворение – гимн весне. Поэт рад ей, это чувствуется по восклицательным предложениям (их здесь 9). Он восхищён весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, любуется ручьями, рекой, несущей «на торжествующем хребте поднятый ею лёд».

Поэт пытается разобраться, что с его душой: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка! / С ним журчит, / Летает в небе с ней!»

Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней.

В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».

А сейчас послушайте другое стихотворение Баратынского.

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков,

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов.

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

Словарная работа:

Суета (устар.) – 1. Всё тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности.

Это стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит, как ветер разгоняет облака, которые при слиянии образовали чудный град, так и посторонняя суета мешает поэтической мечте.

Вывод. Стихотворения Евгения Баратынского необычны тем, что передают состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.

Выступление V группы.

Бедная молодость, дни невесёлые,

Дни невесёлые, сердцу тяжёлые…

Так писал поэт Иван Саввич Никитин , вспоминая свою невесёлую трудную жизнь в семье воронежского небогатого торговца.

Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться ему не пришлось: отец разорился, надо было ему помогать. Будучи мальчиком, он работал на постоялом дворе, продавал на базаре свечи, посуду, разную мелочь. Тяжело ему было, но он не падал духом: всё свободное время читал, стал писать стихи.

Сначала всё написанное он скрывал, как преступления, а с рассветом сжигал строчки, над которыми плакал во время бессонной ночи.

С годами любовь к поэзии росла и крепла.

В 1853 году в воронежской газете было напечатано стихотворение Никитина «Русь», которое имело успех: его переписывали, заучивали наизусть.

Успех этот ободрил Никитина, он стал писать увереннее, смелее.

У него было много друзей. Они помогли ему открыть книжную лавку, при которой была библиотека. В лавку приходили, чтобы купить или переменить книгу, чтобы поговорить о литературе, послушать стихи хозяина-поэта.

Много чудесных стихов написал Никитин о русской природе.

Встреча зимы.

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал;

Над землёю туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И бог знает о чём

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка,

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, -

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Словарная работа:

Угрюмый – мрачный, неприветливый.

Сумрачный – тускло освещённый.

В этом стихотворении передаётся процесс перехода осенней природы в зимнее состояние (1-3 строфы).

Ночь завершает это чудесное преображение и дарит людям солнечное зимнее утро с лёгким и чистым воздухом, с замёрзшей рекой, с разноцветными огнями заснеженных полей, с алмазными капельками застывших на ветках берёз.

И затем, от конкретных штрихов и деталей, передающих трепетное ликование природы, Никитин идёт к созданию целостного образа русской зимы, в котором скрыты многие тайны:

«Здравствуй, гостья-зима! / Просим милости к нам / Песни севера петь / По лесам и полям.»

В этих строчках слышна радость поэта приходу зимы.

В другом своём стихотворении Никитин любуется ночным пейзажем.

Ярко звёзд мерцанье

В синеве небес;

Месяца сиянье

Падает на лес.

В зеркало залива

Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой

Темнота лежит.

Слышен меж кустами

Смех и разговор;

Жарко косарями

Разведён костёр.

По траве высокой,

С цепью на ногах,

Бродит одиноко

Белый конь впотьмах.

Вот уж песнь заводит

Песенник лихой,

Из кружка выходит

Парень молодой.

Шапку вверх кидает,

Ловит – не глядит,

Пляшет-приседает

Соловьём свистит.

Песне отвечает

Коростель в лугах,

Песня замирает

Далеко в полях…

Золотые нивы,

Гладь и блеск озёр,

Светлые заливы,

Без конца простор,

Звёзды над полями,

Глушь да камыши…

Так и льются сами

Звуки из души!

Словарная работа:

Мерцанье – колеблющийся слабый свет.

Слушая это стихотворение, ясно представляешь летнюю звёздную ночь, отражение сонного леса в зеркале долины, костёр косарей, белого коня, молодёжь в хороводе. В этом стихотворении показано, как природа влияет на человека: «Звёзды над полями,/ Глушь да камыши…/ Так и льются сами / Звуки из души!»

Вывод. Оба стихотворения Ивана Саввича Никитина нам понравились своей простотой и ясностью.

Выступление VI группы .

Аполлон Николаевич Майков родился в селе Никольском, недалеко от Москвы. Мать была у него писательница, отец – художник. Детей в семье было трое. Детство у них было вольное, радостное.

На 12 году Майкова увезли в Петербург готовиться к поступлению в университет. Трудно он привыкал к городской жизни.

Стихи начал писать с 15 лет и уже в студенческие годы получил признание.

Ему было 22 года, когда вышла его первая книга.

Замечательные стихи писал Майков о природе. Читаешь их, и за каждой строкой встаёт яркая картина.

Читая стихотворение Майкова «Осень», кажется, будто сам бежишь по осеннему лесу, загребаешь осенние листья.
Осень.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Словарная работа:

Вешний – весенний.

Утеха – удовольствие, забава.

Совлечь – снять.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.

В этом стихотворении преобладают восклицательные предложения, что свидетельствует об особенном эмоциональном состоянии лирического героя: его переполняет восторг и душевный трепет. Образность стихотворения создаётся за счёт ярких эпитетов («лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес»), многочисленных олицетворений, цветовой гаммы стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).

Лучшие стихи Майкова кристально чисты и свежи. В этом и заключается их характерное качество. Стихотворение «Пейзаж» - тому доказательство.

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеёю
Идёшь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;-
Осинник желтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу...

Идёшь, как будто по водам,
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
Уж солнца луч ложится косо...
Вдали проглянула река...
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека...

Словарная работа:

Тенист – обильный тенью.

Карла – карлик.

Тряский – такой, который трясётся.

В стихотворении «Пейзаж» поэт изобразил самое начало осени. Именно тогда лес поражает обилием красок. Майков одушевляет природу, поэтому в стихотворении много олицетворений: «румянит осень клёны», «Осинник желтый бьёт тревогу», «папоротник дремлет» и др. Интересные сравнения: опавшие листья сравниваются с ковром, мухоморы – со сказочными карлами – свидетельствуют о богатой фантазии поэта.

Обращает на себя внимание обилие предложений с многоточием. Этот знак ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, например, волнением говорящего. Именно это чувство владеет автором стихотворения, любующимся пейзажем.

Вывод. «Пейзаж» и «Осень» - это стихотворения, в которых рисуется осень. Оба написаны от первого лица, поэт передаёт в них своё восприятие природы. В отличие от других поэтов, например, Тютчева, Фета, в поэзии Майкова нет той сложности мысли, нет той загадочности, недосказанности.

Выступление VII группы

Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Детство он провёл на Украине, в имении дяди. Он был тихим, мечтательным мальчиком. Толстой никогда не учился в школе, рос один, без товарищей. Учили маленького Алексея мать, русские учителя и иностранные гувернёры. Очень рано, в 5 лет, он выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать.

Вместе с родными он много путешествовал: ездил по России, был за границей.

Все эти годы он не переставал писать стихи. Дядя хвалил его за них, показал некоторые из них Пушкину и Жуковскому, с которыми он был хорошо знаком. Они одобрили первые стихи юного поэта.

Литература стала главным делом жизни Алексея Толстого. Он написал много хороших стихотворений, и во всех чувствуется его любовь к родной земле.

Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!..»

Словарная работа:

Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Бирюзовый – зелёно-голубой цвет.

Отлогий – не крутой.

Нам представились картины солнечного летнего дня, весёлый хоровод стрекоз, готовых научить и нас летать. Это стихотворение полно жизни и радости.

Обобщение по уроку ученика.

Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям.

Заключительное слово учителя.

Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Постарайтесь же стать такими!

Благодарю всех участников нашего урока за работу.

А сейчас, пока я буду выставлять оценки, поработайте снова в группах: предлагаю вам разгадать кроссворд (Приложение 4). Какая группа справится с этим заданием быстрее?

Объявление оценок за урок.

Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника (Приложение 3).

Я узнал (а)

Я научился

Мне понравилось

Я затруднялся

Моё настроение

Домашнее задание .

1.Выразительное чтение стихотворений А.Блока, Н. Рубцова, А. Ахматовой,

2.Выучите стихотворение наизусть по выбору.

3.Напишите мини-сочинение о природе (3-5предложений).

Цель проекта: Организовать сетевое взаимодействия учащихся с целью активизации познавательной деятельности, развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышения интереса к национальной культуре.

Работая в проекте учащиеся:
- будут иметь представление о творчестве А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, о своеобразии их поэтического мастерства;
- сформируют собственное отношение к поэтическому слову поэта;
- овладеют навыками написания отзывов о прочитанном стихотворении;
- научатся создавать собственные иллюстрации к стихотворениям поэтов, находить изобразительно- выразительные средства языка в стихотворении и определять их роль, делать анализ стихотворения.
Длительность проекта 7 недель.
Тематика данного проекта соответствует возрасту учащихся.
Работая в проекте, дети получат возможность расширить кругозор, углубить знания и развить умения, необходимые человеку XXI века,такие как:
- коммуникативные умения,
- творчество и любознательность,
- критическое и системное мышление, - межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Предметная область Проект направлен на освоение стандартов по литературе, для учеников 6 классов. Межпредметные связи Изобразительное искусство, русский язык. Возраст участников 13-14 лет Приблизительная продолжительность проекта 7 недель Основа проекта Образовательные стандарты
Проект «Страна высоких вдохновений» может быть реализован в рамках ФГОС второго поколения в предметной области «Литература» (Изобразительное искусство, русский язык) в 6 классах.
Участие в проекте поможет более глубоко раскрыть темы из раздела "Родная природа в русской поэзии 20 века".
Актуальность данного проекта заключается в том, что он даёт возможность ребёнку учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения; учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете.
В процессе проекта будут совершенствоваться основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение формулировать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и ее оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Планируемые результаты После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные результаты:
- обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие памяти обучающихся;
- развитие умения грамотно выражать свои мысли и эмоции, анализировать мысли и эмоции других людей;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование эстетического восприятия стихотворений, рисунков.
Метапредметные результаты:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты:
- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
После завершения проекта учащиеся смогут самостоятельно:
-делать анализ стихотворения;
-создавать иллюстрацию к стихотворению;
-анализировать свою деятельность на разных этапах проекта;
-проводить исследование и делать выводы.
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос Как поэзия украшает нашу жизнь? Проблемные вопросы:
1. Зачем миру поэзия?
2. Как повлияла поэзия на жизнь общества?
3. Каким образом поэзия развивает воображение?
4. Почему в современном обществе не востребованы стихи? Частные вопросы учебной темы 1.Что такое интонация?
2. Что такое темп речи?
3. Что значит "читать с выражением"?
4. Что такое тема и основная мысль стихотворения?
5. Что такое средства художественной выразительности языка и какова их роль в стихотворении?
6. что такое рифма, ритм и стихотворный размер?
7. Какова главная задача художника - иллюстратора?
8. Что сближает художника и поэта?
9. Может ли помочь иллюстрация понять замысел поэта?
10. Что такое анкетирование?
11. Как правильно составить анкету?
12. Что такое мотивация?

Фрагмент гала-концерта

В Башкирском хореографическом колледже имени (Уфа) состоялся Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) «Малый Нуреевский». Название фестиваля не случайно, т. к. в столице Башкирии на базе Башкирского государственного театра оперы и балета раз в два года проводится Международный фестиваль балетного искусства имени , который имеет давнюю историю и высокий статус. «Малый» и «большой» фестивали названы именем не для красного словца – всемирно известный танцовщик провёл своё детство в Уфе, а на сцене Башкирского оперного театра великий Руди делал свои первые профессиональные шаги. Башкирское хореографическое училище (колледж) занимает здание бывшей средней школы № 2, в которой в своё время учился .

Но если «Дриады» по сути – мини-спектакль, то Танец казанских девушек – именно танец, очень плавный, женственный и целомудренный. Жёлто-белые национальные костюмы исполнительниц идеально подходили этому танцу, а шали, которые девушки использовали для большей художественной выразительности, тоже имели свою «сольную партию».

Завершился концерт грандиозным праздничным шествием – куадрильей (Cuadrilla) на музыку Эдварда Элгара в постановке Рината Абушахманова, исполненным учащимися Башкирского колледжа.

А последним «па» фестиваля стала роскошно изданная журналом «Балет» книга «Балет. ХХ век», подаренная директору Башкирского колледжа Олие Вильдановой главным редактором журнала Валерией Уральской. В неё вошли художественные портреты тех балетных деятелей, которые удостоились премии «Душа танца», и очень приятно, что некоторые «премианты» были гостями «Малого Нуреевского», например, художественный руководитель Пермского хореографического училища Владимир Толстухин, директор Красноярского хореографического колледжа Аркадий Зинов и художественный руководитель Новосибирского хореографического колледжа Александр Шелемов.

Фото предоставлены Башкирским хореографическом колледжем



Copyright © 2024 Медицинский портал - Здравник.